kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Анализ стихотворения И.С.Никитина «Поле» (дидактический материал к уроку литературы в 7 классе)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель презентации -

помочь понять тематику творчества И.С.Никитина,

проанализировать стихотворение «Поле»,

его тему, идею, особенности изобразительно-выразительных средств поэтического языка

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Анализ стихотворения И.С.Никитина «Поле» (дидактический материал к уроку литературы в 7 классе)»

Дидактический материал к уроку литературы в 7 классе Анализ стихотворения И.С.Никитина «Поле» Автор презентации: Печказова Светлана Петровна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Лицей №1» р.п.Чамзинка Республики Мордовия

Дидактический материал

к уроку литературы в 7 классе

Анализ стихотворения И.С.Никитина «Поле»

Автор презентации: Печказова Светлана Петровна,

учитель русского языка и литературы МБОУ «Лицей №1»

р.п.Чамзинка Республики Мордовия

Цель: помочь понять тематику творчества И .С.Никитина , проанализировать стихотворение « Поле », его тему, идею, особенности изобразительно-выразительных средств поэтического языка

Цель:

помочь понять тематику творчества И .С.Никитина ,

проанализировать стихотворение « Поле »,

его тему, идею, особенности изобразительно-выразительных средств поэтического языка

Иван Саввич Никитин (1824 – 1861)   Иван Саввич Никитин — известный поэт XIX века, мастер русского поэтического пейзажа. Характерной чертой стихотворений Никитина является искусство описывать пейзажи. Благодаря этому большая часть его стихов посвящена родной природе. Многие стихотворения Никитина положены на музыку. К его творчеству ни раз обращались Николай Римский-Корсаков, Цезарь Кюи и Василий Калинников. Иван Саввич Никитин не получил университетского образования, он самостоятельно выучил немецкий и французский языки, современную литературу и философию.

Иван Саввич Никитин (1824 – 1861)

  Иван Саввич Никитин — известный поэт XIX века, мастер русского поэтического пейзажа. Характерной чертой стихотворений Никитина является искусство описывать пейзажи. Благодаря этому большая часть его стихов посвящена родной природе.

Многие стихотворения Никитина положены на музыку. К его творчеству ни раз обращались Николай Римский-Корсаков, Цезарь Кюи и Василий Калинников.

Иван Саввич Никитин не получил университетского образования, он самостоятельно выучил немецкий и французский языки, современную литературу и философию.

Иван Саввич Никитин (1824 – 1861) Настоящим шедевром является стихотворение «Поле». Оно относится к ранней лирике Никитина, написано в 1849 году. Поэт ценил своё стихотворение и послал в 1853 г. в газету «Воронежские губернские ведомости», однако было оно опубликовано только в в сборнике 1856 г. Стихотворение – образец пейзажной лирики, отражает поэтическую одарённость, яркую творческую индивидуальность и мечтательность молодого поэта, широту интеллектуальных запросов, филигранно владеющего техникой слова.

Иван Саввич Никитин (1824 – 1861)

Настоящим шедевром является стихотворение «Поле». Оно относится к ранней лирике Никитина, написано в 1849 году. Поэт ценил своё стихотворение и послал в 1853 г. в газету «Воронежские губернские ведомости», однако было оно опубликовано только в в сборнике 1856 г.

Стихотворение – образец пейзажной лирики, отражает поэтическую одарённость, яркую творческую индивидуальность и мечтательность молодого поэта, широту интеллектуальных запросов, филигранно владеющего техникой слова.

Иван Саввич Никитин «Поле» Раскинулось поле волнистою тканью  И с небом слилось тёмно-синею гранью,  И в небе прозрачном щитом золотым  Блестящее солнце сияет над ним;  Как по морю, ветер по нивам гуляет  И белым туманом холмы одевает,  О чём-то украдкой с травой говорит  И смело во ржи золотистой шумит.  Один я… И сердцу и думам свобода…  Здесь мать моя, друг и наставник – природа.  И кажется жизнь мне светлей впереди,  Когда к своей мощной, широкой груди  Она, как младенца, меня допускает  И часть своей силы мне в душу вливает.

Иван Саввич Никитин «Поле»

Раскинулось поле волнистою тканью И с небом слилось тёмно-синею гранью, И в небе прозрачном щитом золотым Блестящее солнце сияет над ним; Как по морю, ветер по нивам гуляет И белым туманом холмы одевает, О чём-то украдкой с травой говорит И смело во ржи золотистой шумит. Один я… И сердцу и думам свобода… Здесь мать моя, друг и наставник – природа. И кажется жизнь мне светлей впереди, Когда к своей мощной, широкой груди Она, как младенца, меня допускает И часть своей силы мне в душу вливает.

К какому типу лирики относится данное стихотворение? пейзажная лирика Какая тема стихотворения является ведущей? тема природы Какому времени года посвящены стихотворные строки? Поэт нарисовал яркую картину летнего дня, когда солнце блещет над золотистыми колосьями поспевающей ржи.

К какому типу лирики относится

данное стихотворение?

пейзажная лирика

Какая тема стихотворения

является ведущей?

тема природы

Какому времени года посвящены стихотворные строки?

Поэт нарисовал яркую картину летнего дня, когда солнце блещет над золотистыми колосьями поспевающей ржи.

На сколько частей можно разделить стихотворение? Стихотворение чётко делится на две части: описание летнего поля думы лирического героя

На сколько частей можно разделить стихотворение?

Стихотворение чётко делится на две части:

описание летнего поля

думы лирического героя

Композиция стихотворения Композиционно стихотворение делится на 2 части. Чему посвящена первая часть? Первые четыре двустишья – описание летнего поля:  волнистая ткань поля подобна морю, в прозрачном небе блещет солнце, солнце, словно щит, оберегает поле, гуляет ветер и разговаривает с травами, ветер смело шумит в золотистой ржи. В картине природы нет ничего оригинального, но именно их простота помогает читателю окунуться в атмосферу солнечного летнего дня. В згляд поэта скользит  бескрайнему полю, как бы двигаясь в пространстве и во времени вместе с читателем.

Композиция стихотворения

Композиционно стихотворение делится на 2 части.

Чему посвящена первая часть?

Первые четыре двустишья – описание летнего поля: 

волнистая ткань поля подобна морю,

в прозрачном небе блещет солнце,

солнце, словно щит, оберегает поле,

гуляет ветер и разговаривает с травами,

ветер смело шумит в золотистой ржи.

В картине природы нет ничего оригинального,

но именно их простота помогает читателю

окунуться в атмосферу солнечного летнего дня.

В згляд поэта скользит  бескрайнему полю,

как бы двигаясь в пространстве и во времени вместе с читателем.

Композиция стихотворения На сколько частей можно поделить стихотворение? Композиционно оно делится на 2 части. Чему посвящена вторая часть? В последних трёх двустишьях появляется лирический герой: он бродит в одиночестве, его сердцу и думам предоставлена полная свобода , ему кажется, что впереди его ждёт светлая жизнь , природа для него – мать, друг и наставник , она вливает в душу лирического героя часть своей силы. Таким образом, поле у Никитина ассоциируется с нивой жизни. У природы человек черпает силу.  Основная мысль: жизнь человека немыслима без природы, и грающей роль матери, друга и наставника

Композиция стихотворения

На сколько частей можно поделить стихотворение?

Композиционно оно делится на 2 части.

Чему посвящена вторая часть?

В последних трёх двустишьях появляется лирический герой:

он бродит в одиночестве,

его сердцу и думам предоставлена полная свобода ,

ему кажется, что впереди его ждёт светлая жизнь ,

природа для него – мать, друг и наставник ,

она вливает в душу лирического героя часть своей силы.

Таким образом, поле у Никитина ассоциируется с нивой жизни.

У природы человек черпает силу.

Основная мысль: жизнь человека немыслима без природы, и

грающей роль матери, друга и наставника

Изобразительные средства языка, используемые в стихотворении Метафоры: Эпитеты: ОЛИЦЕТВОРЕНИЯ: «в небе прозрачном», «блестящее солнце», «белом туманом» ... «силы вливает», «ветер гуляет», «ветер говорит», «поле раскинулось» … «солнце сияет», «поле слилось» … картины окружающего мира предстают во всей красе родина изобилует энергией, автор обращается к ней как к живому существу человек, прикасаясь к природе, наполняется её силой

Изобразительные средства языка, используемые в стихотворении

Метафоры:

Эпитеты:

ОЛИЦЕТВОРЕНИЯ:

«в небе прозрачном», «блестящее солнце», «белом туманом» ...

«силы вливает»,

«ветер гуляет», «ветер говорит», «поле раскинулось» …

«солнце сияет»,

«поле слилось» …

картины окружающего мира предстают во всей красе

родина изобилует энергией, автор обращается к ней как к живому существу

человек, прикасаясь к природе, наполняется её силой

Каким размером стихотворение? четырёхстопный амфибрахий – этот размер наиболее близок к разговорной речи Раск и нулось п о ле волн и стою тк а нью  И с н е бом слил о сь тёмно-с и нею гр а нью … Раскинулось поле волнистою тканью  И с небом слилось тёмно-синею гранью …

Каким размером стихотворение?

четырёхстопный амфибрахий –

этот размер наиболее близок к разговорной речи

Раск и нулось п о ле волн и стою тк а нью И с н е бом слил о сь тёмно-с и нею гр а нью …

Раскинулось поле волнистою тканью И с небом слилось тёмно-синею гранью …

Какая рифма использована в стихотворении? парная Как по морю, ветер по нивам гуля ет  И белым туманом холмы одева ет ,  О чём-то украдкой с травой говор ит  И смело во ржи золотистой шум ит . Как по морю, ветер по нивам гуляет  И белым туманом холмы одевает,  О чём-то украдкой с травой говорит  И смело во ржи золотистой шумит.

Какая рифма использована

в стихотворении?

парная

Как по морю, ветер по нивам гуля ет И белым туманом холмы одева ет , О чём-то украдкой с травой говор ит И смело во ржи золотистой шум ит .

Как по морю, ветер по нивам гуляет И белым туманом холмы одевает, О чём-то украдкой с травой говорит И смело во ржи золотистой шумит.

Какое настроение вызывает стихотворение Никитина? Природа в стихотворении метафорически называется матерью, другом и наставником. Но в первую очередь природа подобна именно матери, допускающей героя к мощной, широкой груди (эпитет). Лирический герой сравнивается с младенцем. Общение с матерью-природой делает жизнь осмысленной («светлей впереди» - метафорический эпитет). Лирический герой, выходя в поле, воплощающее саму природу, наполняется её силой: «И часть своей силы мне в душу вливает» - метафора.

Какое настроение вызывает

стихотворение Никитина?

Природа в стихотворении метафорически

называется матерью, другом и наставником.

Но в первую очередь природа подобна именно матери, допускающей героя к мощной, широкой груди (эпитет). Лирический герой сравнивается с младенцем.

Общение с матерью-природой делает жизнь осмысленной

(«светлей впереди» - метафорический эпитет).

Лирический герой, выходя в поле,

воплощающее саму природу, наполняется её силой:

«И часть своей силы мне в душу вливает» - метафора.

Какое настроение вызывает стихотворение Никитина? Стихотворение является поэтическим признанием в любви своей малой родине. Оно пронизано высоким чувством сопричастности с природой, слияния и ней, трепета перед ее животворящей силой.  Именно в природе автор находит защиту («щит золотой») и мощный источник вдохновения. Она ассоциируется с тем, что принято считать самым ценным, дорогим – неслучайно присутствие в тексте эпитетов  «золотой, «золотистая».

Какое настроение вызывает

стихотворение Никитина?

Стихотворение является поэтическим

признанием в любви своей малой родине.

Оно пронизано высоким чувством

сопричастности с природой, слияния и ней,

трепета перед ее животворящей силой.

Именно в природе автор находит защиту

(«щит золотой») и мощный источник вдохновения.

Она ассоциируется с тем,

что принято считать самым ценным, дорогим – неслучайно присутствие в тексте эпитетов

«золотой, «золотистая».

Иван Саввич Никитин «Поле» Раскинулось поле волнистою тканью  И с небом слилось тёмно-синею гранью,  И в небе прозрачном щитом золотым  Блестящее солнце сияет над ним;  Как по морю, ветер по нивам гуляет  И белым туманом холмы одевает,  О чём-то украдкой с травой говорит  И смело во ржи золотистой шумит.  Один я… И сердцу и думам свобода…  Здесь мать моя, друг и наставник – природа.  И кажется жизнь мне светлей впереди,  Когда к своей мощной, широкой груди  Она, как младенца, меня допускает  И часть своей силы мне в душу вливает.

Иван Саввич Никитин «Поле»

Раскинулось поле волнистою тканью И с небом слилось тёмно-синею гранью, И в небе прозрачном щитом золотым Блестящее солнце сияет над ним; Как по морю, ветер по нивам гуляет И белым туманом холмы одевает, О чём-то украдкой с травой говорит И смело во ржи золотистой шумит. Один я… И сердцу и думам свобода… Здесь мать моя, друг и наставник – природа. И кажется жизнь мне светлей впереди, Когда к своей мощной, широкой груди Она, как младенца, меня допускает И часть своей силы мне в душу вливает.

Проверьте себя Стихотворение И.С.Никитина «Поле» написано: в 1849 г. ПРАВИЛЬНО НЕПРАВИЛЬНО НЕПРАВИЛЬНО в 1850 г. в 1853 г. Ведущей в стихотворении является тема: природы одиночества НЕПРАВИЛЬНО любви ПРАВИЛЬНО НЕПРАВИЛЬНО Каким размером написано стихотворение: НЕПРАВИЛЬНО дактиль хорей НЕПРАВИЛЬНО ПРАВИЛЬНО амфибрахий Как называется изобразительное средство «в небе прозрачном»: метафора НЕПРАВИЛЬНО НЕПРАВИЛЬНО   ПРАВИЛЬНО эпитет сравнение   Какое чувство испытывает лирический герой: грусть спокойствие НЕПРАВИЛЬНО  ПРАВИЛЬНО НЕПРАВИЛЬНО  восхищение

Проверьте себя

Стихотворение И.С.Никитина «Поле» написано:

в 1849 г.

ПРАВИЛЬНО

НЕПРАВИЛЬНО

НЕПРАВИЛЬНО

в 1850 г.

в 1853 г.

Ведущей в стихотворении является тема:

природы

одиночества

НЕПРАВИЛЬНО

любви

ПРАВИЛЬНО

НЕПРАВИЛЬНО

Каким размером написано стихотворение:

НЕПРАВИЛЬНО

дактиль

хорей

НЕПРАВИЛЬНО

ПРАВИЛЬНО

амфибрахий

Как называется изобразительное средство «в небе прозрачном»:

метафора

НЕПРАВИЛЬНО

НЕПРАВИЛЬНО

ПРАВИЛЬНО

эпитет

сравнение

Какое чувство испытывает лирический герой:

грусть

спокойствие

НЕПРАВИЛЬНО

ПРАВИЛЬНО

НЕПРАВИЛЬНО

восхищение

Как вы оцениваете свою работу на уроке: Было много ошибок: Знания прочные: нужно быть внимательнее БУДЬТЕ ВНИМАТЕЛЬНЫ! МОЛОДЦЫ!

Как вы оцениваете

свою работу на уроке:

Было много ошибок:

Знания прочные:

нужно быть внимательнее

БУДЬТЕ ВНИМАТЕЛЬНЫ!

МОЛОДЦЫ!

5 Как вы оцениваете свои знания? МОЛОДЦЫ! ВЫХО Д

5

Как вы оцениваете свои знания?

МОЛОДЦЫ!

ВЫХО Д

Использованный материал:

Использованный материал:

  • Алиева Л.Ю. Тесты по литературе. — М.: Айрис-пресс, 2018
  • Бережная И.Д. Литература: текущий контроль знаний, тесты, зачёты, задания. — Волгоград: Учитель, 2017


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 7 класс

Автор: Печказова Светлана Петровна

Дата: 07.01.2023

Номер свидетельства: 622430


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства