kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Анализ стихотворения Ф.И.Тютчева «Есть в осени первоначальной» (дидактический материал к уроку литературы в 5 классе)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный ресурс ставит своей целью проверить уровень знаний творчества Ф.И.Тютчева, степень понимания стихотворения «Есть в осени первоначальной», его темы, идеи, особенностей изобразительно-выразительных средств поэтического языка

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Анализ стихотворения Ф.И.Тютчева «Есть в осени первоначальной» (дидактический материал к уроку литературы в 5 классе)»

Анализ стихотворения Ф.И.Тютчева «Есть в осени первоначальной» Дидактический материал к уроку литературы в 5 классе Автор презентации: Печказова Светлана Петровна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Лицей №1» р.п.Чамзинка Республики Мордовия

Анализ стихотворения

Ф.И.Тютчева

«Есть в осени первоначальной»

Дидактический материал

к уроку литературы в 5 классе

Автор презентации: Печказова Светлана Петровна,

учитель русского языка и литературы МБОУ «Лицей №1»

р.п.Чамзинка Республики Мордовия

Цель: проверить уровень знаний творчества Ф.И.Тютчева, степень понимания стихотворения «Есть в осени первоначальной», его темы, идеи, особенностей изобразительно-выразительных средств поэтического языка

Цель:

проверить уровень знаний

творчества Ф.И.Тютчева,

степень понимания стихотворения

«Есть в осени первоначальной»,

его темы, идеи, особенностей

изобразительно-выразительных

средств поэтического языка

Истоки создания стихотворения «Есть в осени первоначальной» У Фёдора Ивановича Тютчева не так много произведений, которые можно отнести к пейзажной лирике. Философ и политик, он обычно вкладывал в свои стихи глубинный смысл и наполнял их особой романтикой. Тем не менее, время от времени поэт все же обращал внимание на окружающий его мир и создавал удивительные по красоте пейзажные зарисовки, которые могли бы составить достойную конкуренцию многим именитым поэтам. Пейзажная лирика Тютчева весьма богата и разнообразна. Стихотворение «Есть в осени первоначальной» является тонким отображением красоты и своеобразного очарования осени.

Истоки создания стихотворения

«Есть в осени первоначальной»

У Фёдора Ивановича Тютчева не так много произведений, которые можно отнести к пейзажной лирике. Философ и политик, он обычно вкладывал в свои стихи глубинный смысл и наполнял их особой романтикой.

Тем не менее, время от времени поэт все же обращал внимание на окружающий его мир и создавал удивительные по красоте пейзажные зарисовки, которые могли бы составить достойную конкуренцию многим именитым поэтам.

Пейзажная лирика Тютчева весьма богата и разнообразна. Стихотворение «Есть в осени первоначальной» является тонким отображением красоты и своеобразного очарования осени.

Истоки создания стихотворения «Есть в осени первоначальной» Поэт много времени проводил в пути, что давало ему возможность любоваться красотой и изменчивостью русской природы. Стихотворение было написано в 1857 году в августе, когда природа готовилась к наступлению осени. Тютчев с дочерью ехал из Овстуга в Москву, когда его настигло вдохновение. Он стал набрасывать стихи на листке со списком дорожных затрат. Дочь, заметив, что руки отца дрожат от нетерпения, а ухабы на дороге не дают сосредоточиться, дописала вторую часть стихотворения под его диктовку. Впервые это произведение было опубликовано спустя год в журнале «Русская беседа».

Истоки создания стихотворения

«Есть в осени первоначальной»

Поэт много времени проводил в пути, что давало ему возможность любоваться красотой и изменчивостью русской природы. Стихотворение было написано в 1857 году в августе, когда природа готовилась к наступлению осени.

Тютчев с дочерью ехал из Овстуга в Москву, когда его настигло вдохновение. Он стал набрасывать стихи на листке со списком дорожных затрат. Дочь, заметив, что руки отца дрожат от нетерпения, а ухабы на дороге не дают сосредоточиться, дописала вторую часть стихотворения под его диктовку.

Впервые это произведение было опубликовано спустя год в журнале «Русская беседа».

Ф.И.Тютчев «Есть в осени первоначальной» Есть в осени первоначальной  Короткая, но дивная пора –  Весь день стоит как бы хрустальный,  И лучезарны вечера… Где бодрый серп гулял и падал колос,  Теперь уж пусто всё – простор везде, –  Лишь паутины тонкий волос  Блестит на праздной борозде. Пустеет воздух, птиц не слышно боле,  Но далеко ещё до первых зимних бурь –  И льётся чистая и тёплая лазурь  На отдыхающее поле…

Ф.И.Тютчев

«Есть в осени первоначальной»

Есть в осени первоначальной Короткая, но дивная пора – Весь день стоит как бы хрустальный, И лучезарны вечера…

Где бодрый серп гулял и падал колос, Теперь уж пусто всё – простор везде, – Лишь паутины тонкий волос Блестит на праздной борозде.

Пустеет воздух, птиц не слышно боле, Но далеко ещё до первых зимних бурь – И льётся чистая и тёплая лазурь На отдыхающее поле…

Словарная работа Лучезарный – Бодрый – Серп – Праздный – Борозда – Лазурь – Отдыхающее поле – блестящий, сияющий, сверкающий энергичный, жизнерадостный ручное орудие для срезывания хлебных злаков ничем не занимающийся, живущий без работы канавка, образуемая при вспашке земли плугом светло-синий цвет (устар.) поле, с которого убрали урожай

Словарная работа

Лучезарный –

Бодрый –

Серп –

Праздный –

Борозда –

Лазурь –

Отдыхающее поле –

блестящий, сияющий, сверкающий

энергичный, жизнерадостный

ручное орудие для срезывания хлебных злаков

ничем не занимающийся, живущий без работы

канавка, образуемая при вспашке земли плугом

светло-синий цвет (устар.)

поле, с которого убрали урожай

Ф.И.Тютчев «Есть в осени первоначальной» Какова тема стихотворения? О какой поре осени рассказывает поэт? Какая бывает осень? Продолжите ряд определений (эпитетов). ранняя, поздняя, унылая, грустная, золотая, хмурая, дождливая, сырая, багряная, печальная, прекрасная …

Ф.И.Тютчев

«Есть в осени первоначальной»

Какова тема стихотворения?

О какой поре осени рассказывает поэт?

Какая бывает осень?

Продолжите ряд определений (эпитетов).

ранняя, поздняя, унылая, грустная, золотая, хмурая, дождливая, сырая, багряная, печальная, прекрасная …

Тема стихотворения Основная тема стихотворения  — осенняя природа. Но пейзажной лирике Тютчева свойственно параллельное отражение размышлений о жизни и месте человека в ней. Поэтому в данной работе есть и вторая тема — размышления о жизни. Прочитав стихотворение, трудно поверить, что его автор недолюбливал осень. Тютчеву это время года навевало тоску от осознания, что жизнь – явление быстротечное. Но в данном стихотворении поэт изображает чудесный миг, когда природа ещё только готовится попасть под власть холодной зимы и словно замерла во всём своём великолепии.

Тема стихотворения

Основная тема стихотворения — осенняя природа. Но пейзажной лирике Тютчева свойственно параллельное отражение размышлений о жизни и месте человека в ней. Поэтому в данной работе есть и вторая тема — размышления о жизни.

Прочитав стихотворение, трудно поверить, что его автор недолюбливал осень. Тютчеву это время года навевало тоску от осознания, что жизнь – явление быстротечное. Но в данном стихотворении поэт изображает чудесный миг, когда природа ещё только готовится попасть под власть холодной зимы и словно замерла во всём своём великолепии.

Композиция стихотворения Стихотворение состоит из 3-х четверостиший , каждое из них выступает в качестве самостоятельной пейзажной зарисовки.  Однако законченность и истинный смысл четверостишия обретают лишь при прочтении всего стихотворения как единого целого. Есть в осени первоначальной  Короткая, но дивная пора –  Весь день стоит как бы хрустальный,  И лучезарны вечера… Где бодрый серп гулял и падал колос,  Теперь уж пусто всё – простор везде, –  Лишь паутины тонкий волос  Блестит на праздной борозде. Пустеет воздух, птиц не слышно боле,  Но далеко ещё до первых зимних бурь –  И льётся чистая и тёплая лазурь  На отдыхающее поле…

Композиция стихотворения

Стихотворение состоит из 3-х четверостиший , каждое из них выступает в качестве самостоятельной пейзажной зарисовки.

Однако законченность и истинный смысл четверостишия обретают лишь при прочтении всего стихотворения как единого целого.

Есть в осени первоначальной Короткая, но дивная пора – Весь день стоит как бы хрустальный, И лучезарны вечера…

Где бодрый серп гулял и падал колос, Теперь уж пусто всё – простор везде, – Лишь паутины тонкий волос Блестит на праздной борозде.

Пустеет воздух, птиц не слышно боле, Но далеко ещё до первых зимних бурь – И льётся чистая и тёплая лазурь На отдыхающее поле…

Композиция стихотворения Какой стихотворный размер использовал поэт? Есть в осени первоначальной  Короткая, но дивная пора –  Весь день стоит как бы хрустальный,  И лучезарны вечера… ЯМБ Какой вид рифмовки использовал поэт? ПЕРЕКРЁСТНАЯ РИФМА+КОЛЬЦЕВАЯ РИФМА Стихотворение написано разностопным ямбом. В первых двух четверостишиях рифмовка перекрёстная, а в третьем — кольцевая. Чередуются мужская и женская рифмы. Так создаётся впечатление музыкального звучания. Длинные строки сменяют короткие, характеризуя непостоянство и быстротечность состояния природы.

Композиция стихотворения

Какой стихотворный размер использовал поэт?

Есть в осени первоначальной Короткая, но дивная пора – Весь день стоит как бы хрустальный, И лучезарны вечера…

ЯМБ

Какой вид рифмовки использовал поэт?

ПЕРЕКРЁСТНАЯ РИФМА+КОЛЬЦЕВАЯ РИФМА

Стихотворение написано разностопным ямбом. В первых двух четверостишиях рифмовка перекрёстная, а в третьем — кольцевая. Чередуются мужская и женская рифмы. Так создаётся впечатление музыкального звучания. Длинные строки сменяют короткие, характеризуя непостоянство и быстротечность состояния природы.

Жанр стихотворения Это лирическое стихотворение , здесь яркое эмоциональное начало. В нём отражены мысли и чувства лирического героя, его восхищение тихими тёплыми осенними днями и вечерами. Тютчев — поэт «чистого искусства», не понимающий в поэзии преобладания социальных вопросов. В этом произведении, как и во многих других его работах, сочетаются два художественных направления: реализм и романтизм. Поэтому его строки окрашены точными картинами окружающей природы в сочетании с эмоциональным состоянием автора.

Жанр стихотворения

Это лирическое стихотворение , здесь яркое эмоциональное начало. В нём отражены мысли и чувства лирического героя, его восхищение тихими тёплыми осенними днями и вечерами.

Тютчев — поэт «чистого искусства», не понимающий в поэзии преобладания социальных вопросов. В этом произведении, как и во многих других его работах, сочетаются два художественных направления: реализм и романтизм. Поэтому его строки окрашены точными картинами окружающей природы в сочетании с эмоциональным состоянием автора.

Средства выразительности Какие изобразительно-выразительные средства языка использует поэт в этом стихотворении? ЭПИТЕТЫ МЕТАФОРЫ «лучезарны вечера» «бодрый серп» «на праздной борозде» «чистая и тёплая лазурь» «отдыхающее поле» «серп гулял» «льётся лазурь» «паутины волос» «пустеет воздух» СРАВНЕНИЕ «…день стоит как бы хрустальный» изобразительно-выразительные средства языка с точностью передают высшую степень восхищения окружающей природой

Средства выразительности

Какие изобразительно-выразительные средства языка

использует поэт в этом стихотворении?

ЭПИТЕТЫ

МЕТАФОРЫ

«лучезарны вечера» «бодрый серп»

«на праздной борозде»

«чистая и тёплая лазурь»

«отдыхающее поле»

«серп гулял»

«льётся лазурь»

«паутины волос»

«пустеет воздух»

СРАВНЕНИЕ

«…день стоит как бы хрустальный»

изобразительно-выразительные средства языка

с точностью передают высшую степень

восхищения окружающей природой

Ф.И.Тютчев «Есть в осени первоначальной» Есть в осени первоначальной  Короткая, но дивная пора –  Весь день стоит как бы хрустальный,  И лучезарны вечера… Где бодрый серп гулял и падал колос,  Теперь уж пусто всё – простор везде, –  Лишь паутины тонкий волос  Блестит на праздной борозде. Пустеет воздух, птиц не слышно боле,  Но далеко ещё до первых зимних бурь –  И льётся чистая и тёплая лазурь  На отдыхающее поле…

Ф.И.Тютчев

«Есть в осени первоначальной»

Есть в осени первоначальной Короткая, но дивная пора – Весь день стоит как бы хрустальный, И лучезарны вечера…

Где бодрый серп гулял и падал колос, Теперь уж пусто всё – простор везде, – Лишь паутины тонкий волос Блестит на праздной борозде.

Пустеет воздух, птиц не слышно боле, Но далеко ещё до первых зимних бурь – И льётся чистая и тёплая лазурь На отдыхающее поле…

Ф.И.Тютчев «Есть в осени первоначальной» Год написания: 1857 г.  История создания: стихотворение написано в 1857 году во время поездки из Овстуга в Москву.  Тема: осенняя пора и размышления о жизни.  Главная мысль: ранняя осень — это время покоя и гармонии в природе, когда после лета и тяжёлых трудов природа замирает в чистом и тёплом состоянии, наслаждаясь покоем.  Жанр: лирическое стихотворение  Направление: реализм, который выражается в точном описании пейзажа, переплетается с романтизмом, пронизанным упоением и восторженностью.

Ф.И.Тютчев

«Есть в осени первоначальной»

Год написания: 1857 г.

История создания: стихотворение написано в 1857 году во время поездки из Овстуга в Москву.

Тема: осенняя пора и размышления о жизни.

Главная мысль: ранняя осень — это время покоя и гармонии в природе, когда после лета и тяжёлых трудов природа замирает в чистом и тёплом состоянии, наслаждаясь покоем.

Жанр: лирическое стихотворение

Направление: реализм, который выражается в точном описании пейзажа, переплетается с романтизмом, пронизанным упоением и восторженностью.

Проверьте себя

Проверьте себя

Стихотворение Ф.И.Тютчева «Есть в осени…» написано: в 1857 г. ПРАВИЛЬНО НЕПРАВИЛЬНО НЕПРАВИЛЬНО в 1858 г. в 1859 г. Ведущей в стихотворении является тема: ПРАВИЛЬНО НЕПРАВИЛЬНО одиночества НЕПРАВИЛЬНО дружбы природы Каким размером написано стихотворение: хорей НЕПРАВИЛЬНО дактиль НЕПРАВИЛЬНО ямб ПРАВИЛЬНО Какое изобразительное средство содержится в первой строчке: сравнение НЕПРАВИЛЬНО метафора ПРАВИЛЬНО эпитет НЕПРАВИЛЬНО Из скольких частей состоит стихотворение: НЕПРАВИЛЬНО одной ПРАВИЛЬНО НЕПРАВИЛЬНО двух трёх

Стихотворение Ф.И.Тютчева «Есть в осени…» написано:

в 1857 г.

ПРАВИЛЬНО

НЕПРАВИЛЬНО

НЕПРАВИЛЬНО

в 1858 г.

в 1859 г.

Ведущей в стихотворении является тема:

ПРАВИЛЬНО

НЕПРАВИЛЬНО

одиночества

НЕПРАВИЛЬНО

дружбы

природы

Каким размером написано стихотворение:

хорей

НЕПРАВИЛЬНО

дактиль

НЕПРАВИЛЬНО

ямб

ПРАВИЛЬНО

Какое изобразительное средство содержится в первой строчке:

сравнение

НЕПРАВИЛЬНО

метафора

ПРАВИЛЬНО

эпитет

НЕПРАВИЛЬНО

Из скольких частей состоит стихотворение:

НЕПРАВИЛЬНО

одной

ПРАВИЛЬНО

НЕПРАВИЛЬНО

двух

трёх

К какому виду лирики относится стихотворение: пейзажная НЕПРАВИЛЬНО НЕПРАВИЛЬНО любовная ПРАВИЛЬНО философская Вторая тема стихотворения – это размышления о: ПРАВИЛЬНО НЕПРАВИЛЬНО одиночестве НЕПРАВИЛЬНО дружбе жизни К какому направлению относится стихотворение: реализм НЕПРАВИЛЬНО романтизм НЕПРАВИЛЬНО реализм и романтизм ПРАВИЛЬНО Продолжите фразу: «Тютчев — …»: любил осень НЕПРАВИЛЬНО посвятил стихи дочери ПРАВИЛЬНО поэт чистого искусства НЕПРАВИЛЬНО В каком журнале было опубликовано стихотворение: НЕПРАВИЛЬНО «Русское слово» НЕПРАВИЛЬНО «Русские пейзажи» ПРАВИЛЬНО «Русская беседа»

К какому виду лирики относится стихотворение:

пейзажная

НЕПРАВИЛЬНО

НЕПРАВИЛЬНО

любовная

ПРАВИЛЬНО

философская

Вторая тема стихотворения – это размышления о:

ПРАВИЛЬНО

НЕПРАВИЛЬНО

одиночестве

НЕПРАВИЛЬНО

дружбе

жизни

К какому направлению относится стихотворение:

реализм

НЕПРАВИЛЬНО

романтизм

НЕПРАВИЛЬНО

реализм и романтизм

ПРАВИЛЬНО

Продолжите фразу: «Тютчев — …»:

любил осень

НЕПРАВИЛЬНО

посвятил стихи дочери

ПРАВИЛЬНО

поэт чистого искусства

НЕПРАВИЛЬНО

В каком журнале было опубликовано стихотворение:

НЕПРАВИЛЬНО

«Русское слово»

НЕПРАВИЛЬНО

«Русские пейзажи»

ПРАВИЛЬНО

«Русская беседа»

5 Как вы оцениваете свою работу на уроке: Было много ошибок: нужно быть внимательнее Знания прочные: БУДЬТЕ ВНИМАТЕЛЬНЫ! МОЛОДЦЫ!

5

Как вы оцениваете

свою работу на уроке:

Было много ошибок:

нужно быть внимательнее

Знания прочные:

БУДЬТЕ ВНИМАТЕЛЬНЫ!

МОЛОДЦЫ!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 5 класс

Автор: Печказова Светлана Петровна

Дата: 08.01.2025

Номер свидетельства: 663171


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства