Цель данного ресурса - помочь учащимся проанализировать стихотворения А.В.Кольцова «Песня пахаря», понять его тему, идею, особенности изобразительно-выразительных средств
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Анализ стихотворения А.В.Кольцова «Песня пахаря»»
Дидактический материал по литературе для 6 класса
Анализ стихотворения А.В.Кольцова
«Песня пахаря»
Автор презентации:
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Лицей №1» р.п.Чамзика Республики Мордовия
Печказова Светлана Петровна
Цель урока:
помочь учащимся проанализировать
стихотворения А.В.Кольцова «Песня пахаря»,
понять его тему, идею, особенности
изобразительно-выразительных средств
Автор стихотворения
Алексей Васильевич Кольцов родился 15 октября 1809 года в г.Воронеж. Его отец зарабатывал на жизнь торговлей скота, и будущий поэт с раннего возраста помогал ему: верхом на лошади перегонял в степи стада, ездил по деревенским базарам, продавал и покупал скот, ходил по судам. Основой жизни для А.В.Кольцова являлся труд.
Детские годы его прошли в тяжелых условиях. Отец поэта был жестокий и невежественный человек. До девяти лет он не дал сыну в руки ни одной книги, а когда ему исполнилось 9 лет, отдал в Воронежское уездное училище, а через два года, считая образование непозволительной роскошью, забрал Алексея домой, убежденный, что приобретенных познаний вполне достаточно для ведения коммерческих дел.
Будущий поэт вынужден был читать украдкой. А в 16 лет начал тайно писать стихотворения. У него появился наставник – воронежский семинарист А.П.Серебрянский, талантливый сочинитель, который помог поэту в литературном образовании. В стихах своего подопечного он даже исправлял орфографические ошибки и расставлял знаки препинания.
Автор стихотворения
Настоящей школой для будущего поэта стала родная природа.
Именно она сделала из подростка будущего художника слова,
вселила в его душу чувство прекрасного.
Черноземная степь очаровывала Кольцова, учила мыслить широко и свободно .
Основная тема
творчества поэта
Пишу не для мгновенной славы – Для развлеченья, для забавы. Для милых, искренних друзей, Для памяти минувших дней.
А.В.Кольцов
Кольцов вошёл в русскую литературу как поэт,
чьё творчество впервые показало мир простых сельских
тружеников, пахарей, косарей .
Основная тема
творчества поэта
Современников привлекала народность стихотворений А.В.Кольцова. Они отличались от подделок под народную поэзию. Кольцов пишет о крестьянском труде, описывает образ человека из народа, чувства, мысли деревенского труженика.
Самая значительная его тема – радостный труд крестьянина на земле, упоение трудом и природой, с которой слита жизнь земледельца. Многие стихотворения Кольцов называет песнями и они были настолько мелодичны, что положены на музыку.
Песня – небольшое стихотворное произведение, предназначенное для пения. Песни делятся на эпические и лирические. Лирические песни являются своеобразной формой выражения народа, передают его эмоции, чувства, переживания. Эпические песни относятся к эпическим жанрам литературы: в них присутствует сюжет и, как правило, описываются значимые для народа события.
«Песня пахаря»
Стихотворение «Песня пахаря» написано в 1831 году.
Впервые опубликовано в 1835 году в журнале «Молва».
Кольцов с ранних лет был тесно связан с жизнью крестьян:
помогал отцу в закупке скота, часто выезжал по деревням,
слушал песни, поговорки, наблюдал крестьянский труд.
Впечатления от постоянного общения с «простым народом» сформировали особую поэтическую манеру: большинство произведений А.В.Кольцова
посвящено описанию труда, быта, обычаев и чувств крестьян.
«Песня пахаря»
Пахарь –
тот, кто пашет землю, земледелец.
Пашня –
Десятина –
Сивка –
Борона –
Соха –
Серп –
Скирда –
Гумно –
земля под посев сельскохозяйственных культур.
старинная единица земельной площади (10,9 м² ).
рабочая крестьянская лошадь.
сельскохозяйственное орудие для обработки почвы.
примитивное земледельческое пахотное орудие.
изогнутый нож для срезывания хлебных злаков с корня.
место в крестьянских хозяйствах для сжатого хлеба.
«Песня пахаря»
Ну! тащися, сивка, Пашней, десятиной, Выбелим железо О сырую землю.
Весело гляжу я На гумно из скирды, Молочу и вею… Ну! тащися, сивка!
Красавица зорька В небе загорелась, Из большого леса Солнышко выходит.
Пашенку мы рано С сивкою распашем, Зёрнышку сготовим Колыбель святую.
Весело на пашне. Ну, тащися, сивка! Я сам-друг с тобою, Слуга и хозяин.
Его вспоит, вскормит Мать-земля сырая; Выйдет в поле травка – Ну! тащися, сивка!
Весело я лажу
Выйдет в поле травка –Вырастет и колос, Станет спеть, рядиться В золотые ткани.
Борону и соху,
Телегу готовлю,
Зёрна насыпаю.
Заблестит наш серп здесь,
Зазвенят здесь косы;
Сладок будет отдых
На снопах тяжёлых!
Ну! тащися, сивка!
Накормлю досыта,
Напою водою,
Водой ключевою.
С тихою молитвой
Я вспашу, посею.
Уроди мне, боже,
Хлеб – моё богатство!
Жанр произведения
«Песня пахаря» –к лирическое стихотворение,
по своему строю максимально приближенное к фольклорной песне.
Можно сказать, что стихотворение представляет собой песенную лирику
с отчётливым народным колоритом:
в тексте присутствует рефрен «Ну! тащися, сивка!»,
простые обращения и описания, характерные для устного народного творчества.
Композиция стихотворения
Композицию «Песни пахаря» можно условно разделить на несколько (пять) частей, при этом каждая часть тесно связана с повторяющейся строкой-призывом к коню.
Повторение восклицания «Ну! тащися, сивка!» вносит в композицию элемент рефрена, характерного для песенной структуры, и эмоционально связывает все части стихотворения в единое целое.
Композиция стихотворения
1. Начало и призыв: «Ну! тащися, сивка, / Пашней, десятиной…» – герой даёт толчок всему действию, обращаясь к лошади, с которой ему предстоит обработать землю.
2. Описание крестьянских занятий: упоминаются борона, соха, телега, зерно; герой подчёркивает, что он и «слуга, и хозяин», выполняя все сельские хлопоты в одиночку, но с радостью и воодушевлением.
3. Перспектива и ожидание будущего урожая: «Пашенку мы рано / С сивкою распашем, / Зёрнышку сготовим / Колыбель святую». Здесь возникает образ матери-земли, которая вскормит семя.
4. Картина жатвы: «Выйдет в поле травка — / Вырастет и колос, / Станет спеть, рядиться / В золотые ткани». Жизненный цикл посева и сбора урожая проходит перед глазами читателя.
5. Заключение: снова звучит призыв к коню, а также молитва: «Уроди мне, боже, / Хлеб – моё богатство!». В этом заключительном фрагменте особенно заметно благодарное и благоговейное отношение к земле и Богу.
Название стихотворения
Название «Песня пахаря» подчёркивает связь с устным народным творчеством («песня») и указывает на главного героя – крестьянина-пахаря, который собственноручно возделывает землю.
Слово «песня» здесь выступает как символизирующее не только музыкальную форму, но и радость, воодушевление и душевную свободу, с которыми герой приступает к своей нелёгкой работе.
Название отражает и оптимистический настрой стихотворения: крестьянский труд в нём предстает как воодушевляющий акт, достойный восхищения и поэтического прославления.
Образы и символы
Образ пахаря . Главный герой – это собирательный образ «трудолюбивого крестьянина», который знает всю последовательность полевых работ, испытывает и усталость, и радость от результата. Он говорит: «Я сам-друг с тобою, / Слуга и хозяин», подчёркивая свой двойной статус.
Образ сивки. Лошадь – верный спутник и помощник в крестьянском труде. Призыв «Ну! тащися, сивка!» создаёт впечатление постоянного диалога человека и животного.
Мать-земля. Земля здесь не просто место, где растёт хлеб, а живая «мать-сыра земля», в которую герой «колыбель святую» готовит для зерна. Этот образ показывает тесную связь крестьянского быта с природой и освящает сам процесс сева.
Зерно. В стихотворении зерно — символ новой жизни и будущего достатка: «Его вспоит, вскормит / Мать-земля сырая». Оно проходит путь от посадки до жатвы и становится основой богатства.
Солнышко и зорька. «Красавица зорька», «Солнышко выходит» – образы света, символ возрождения и постоянного обновления. Они отражают идею о том, что с восходом солнца начинается труд, а вместе с ним – и надежда на хороший урожай.
ТРУД
ПЕСНЯ
Поэт-патриот
Любил ли А.В.Кольцов свою Родину?
Так писать о России, о её природе, народе, его труде может только человек,
искренне любящий свою Родину
О чём это стихотворение?
ПРИРОДА
РОДСТВО
РОССИЯ
ЧЕЛОВЕК
РОДИНА
Средства художественной выразительности
Какие изобразительно-выразительные средства языка
использует поэт в этом стихотворении?
ЭПИТЕТЫ
МЕТАФОРЫ
выбелим железо о сырую землю
солнышко выходит
выйдет травка
травка станет петь
сготовим колыбель зёрнышку
красавица зорька
мать-земля сырая колыбель святая
вода ключевая
снопы тяжёлые
Размер стихотворения
Ну! тащися, сивка, Пашней, десятиной, Выбелим железо О сырую землю.
ХОРЕЙ
«Песня пахаря»
Стихотворение, безусловно, оставляет у читателя ощущение света, душевного тепла и вызывает уважение к пахарю, чья «Песня» — это радостное служение, наполняющее жизнь глубоким смыслом.
В контексте русской поэзии XIX века «Песня пахаря» заняла особое место: она стала символом творческого переосмысления фольклорных традиций и отражением подлинной связи человека и его земли. Именно поэтому произведение А.В.Кольцова ценили и критики того времени, и последующие поколения поэтов, развивавших тему народной культуры и крестьянского труда.