kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Анализ стихотворения А.В.Кольцова «Песня пахаря»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель данного ресурса - помочь учащимся проанализировать стихотворения А.В.Кольцова «Песня пахаря», понять его тему, идею, особенности изобразительно-выразительных средств

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Анализ стихотворения А.В.Кольцова «Песня пахаря»»

Дидактический материал по литературе для 6 класса Анализ стихотворения А.В.Кольцова «Песня пахаря» Автор презентации: учитель русского языка и литературы МБОУ «Лицей №1» р.п.Чамзика Республики Мордовия Печказова Светлана Петровна

Дидактический материал по литературе для 6 класса

Анализ стихотворения А.В.Кольцова

«Песня пахаря»

Автор презентации:

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Лицей №1» р.п.Чамзика Республики Мордовия

Печказова Светлана Петровна

Цель урока: помочь учащимся проанализировать стихотворения А.В.Кольцова «Песня пахаря», понять его тему, идею, особенности изобразительно-выразительных средств

Цель урока:

помочь учащимся проанализировать

стихотворения А.В.Кольцова «Песня пахаря»,

понять его тему, идею, особенности

изобразительно-выразительных средств

Автор стихотворения Алексей Васильевич Кольцов родился 15 октября 1809 года в г.Воронеж. Его отец зарабатывал на жизнь торговлей скота, и будущий поэт с раннего возраста помогал ему: верхом на лошади перегонял в степи стада, ездил по деревенским базарам, продавал и покупал скот, ходил по судам. Основой жизни для А.В.Кольцова являлся труд.  Детские годы его прошли в тяжелых условиях. Отец поэта был жестокий и невежественный человек. До девяти лет он не дал сыну в руки ни одной книги, а когда ему исполнилось 9 лет, отдал в Воронежское уездное училище, а через два года, считая образование непозволительной роскошью, забрал Алексея домой, убежденный, что приобретенных познаний вполне достаточно для ведения коммерческих дел. Будущий поэт вынужден был читать украдкой. А в 16 лет начал тайно писать стихотворения. У него появился наставник – воронежский семинарист А.П.Серебрянский, талантливый сочинитель, который помог поэту в литературном образовании. В стихах своего подопечного он даже исправлял орфографические ошибки и расставлял знаки препинания.

Автор стихотворения

Алексей Васильевич Кольцов родился 15 октября 1809 года в г.Воронеж. Его отец зарабатывал на жизнь торговлей скота, и будущий поэт с раннего возраста помогал ему: верхом на лошади перегонял в степи стада, ездил по деревенским базарам, продавал и покупал скот, ходил по судам. Основой жизни для А.В.Кольцова являлся труд.

Детские годы его прошли в тяжелых условиях. Отец поэта был жестокий и невежественный человек. До девяти лет он не дал сыну в руки ни одной книги, а когда ему исполнилось 9 лет, отдал в Воронежское уездное училище, а через два года, считая образование непозволительной роскошью, забрал Алексея домой, убежденный, что приобретенных познаний вполне достаточно для ведения коммерческих дел.

Будущий поэт вынужден был читать украдкой. А в 16 лет начал тайно писать стихотворения. У него появился наставник – воронежский семинарист А.П.Серебрянский, талантливый сочинитель, который помог поэту в литературном образовании. В стихах своего подопечного он даже исправлял орфографические ошибки и расставлял знаки препинания.

Автор стихотворения Настоящей школой для будущего поэта стала родная природа. Именно она сделала из подростка будущего художника слова,  вселила в его душу чувство прекрасного. Черноземная степь очаровывала Кольцова, учила мыслить широко и свободно .

Автор стихотворения

Настоящей школой для будущего поэта стала родная природа.

Именно она сделала из подростка будущего художника слова,

вселила в его душу чувство прекрасного.

Черноземная степь очаровывала Кольцова, учила мыслить широко и свободно .

Основная тема творчества поэта Пишу не для мгновенной славы –  Для развлеченья, для забавы.  Для милых, искренних друзей,  Для памяти минувших дней. А.В.Кольцов Кольцов вошёл в русскую литературу как поэт, чьё творчество впервые показало мир простых сельских тружеников, пахарей, косарей .

Основная тема

творчества поэта

Пишу не для мгновенной славы – Для развлеченья, для забавы. Для милых, искренних друзей, Для памяти минувших дней.

А.В.Кольцов

Кольцов вошёл в русскую литературу как поэт,

чьё творчество впервые показало мир простых сельских

тружеников, пахарей, косарей .

Основная тема творчества поэта Современников привлекала народность стихотворений А.В.Кольцова. Они отличались от подделок под народную поэзию. Кольцов пишет о крестьянском труде, описывает образ человека из народа, чувства, мысли деревенского труженика. Самая значительная его тема – радостный труд крестьянина на земле, упоение трудом и природой, с которой слита жизнь земледельца. Многие стихотворения Кольцов называет песнями и они были настолько мелодичны, что положены на музыку. Песня – небольшое стихотворное произведение, предназначенное для пения. Песни делятся на эпические и лирические. Лирические песни являются своеобразной формой выражения народа, передают его эмоции, чувства, переживания. Эпические песни относятся к эпическим жанрам литературы: в них присутствует сюжет и, как правило, описываются значимые для народа события.

Основная тема

творчества поэта

Современников привлекала народность стихотворений А.В.Кольцова. Они отличались от подделок под народную поэзию. Кольцов пишет о крестьянском труде, описывает образ человека из народа, чувства, мысли деревенского труженика.

Самая значительная его тема – радостный труд крестьянина на земле, упоение трудом и природой, с которой слита жизнь земледельца. Многие стихотворения Кольцов называет песнями и они были настолько мелодичны, что положены на музыку.

Песня – небольшое стихотворное произведение, предназначенное для пения. Песни делятся на эпические и лирические. Лирические песни являются своеобразной формой выражения народа, передают его эмоции, чувства, переживания. Эпические песни относятся к эпическим жанрам литературы: в них присутствует сюжет и, как правило, описываются значимые для народа события.

«Песня пахаря» Стихотворение «Песня пахаря» написано в 1831 году. Впервые опубликовано в 1835 году в журнале «Молва». Кольцов с ранних лет был тесно связан с жизнью крестьян: помогал отцу в закупке скота, часто выезжал по деревням, слушал песни, поговорки, наблюдал крестьянский труд. Впечатления от постоянного общения с «простым народом» сформировали особую поэтическую манеру: большинство произведений А.В.Кольцова посвящено описанию труда, быта, обычаев и чувств крестьян.

«Песня пахаря»

Стихотворение «Песня пахаря» написано в 1831 году.

Впервые опубликовано в 1835 году в журнале «Молва».

Кольцов с ранних лет был тесно связан с жизнью крестьян:

помогал отцу в закупке скота, часто выезжал по деревням,

слушал песни, поговорки, наблюдал крестьянский труд.

Впечатления от постоянного общения с «простым народом» сформировали особую поэтическую манеру: большинство произведений А.В.Кольцова

посвящено описанию труда, быта, обычаев и чувств крестьян.

«Песня пахаря» Пахарь – тот, кто пашет землю, земледелец. Пашня – Десятина – Сивка – Борона – Соха – Серп – Скирда – Гумно – земля под посев сельскохозяйственных культур.  старинная единица земельной площади (10,9 м² ).  рабочая крестьянская лошадь. сельскохозяйственное орудие для обработки почвы. примитивное земледельческое пахотное орудие. изогнутый нож для срезывания хлебных злаков с корня. стог сена, необмолоченного хлеба продолговатой формы.  место в крестьянских хозяйствах для сжатого хлеба.

«Песня пахаря»

Пахарь –

тот, кто пашет землю, земледелец.

Пашня –

Десятина –

Сивка –

Борона –

Соха –

Серп –

Скирда –

Гумно –

земля под посев сельскохозяйственных культур.

старинная единица земельной площади (10,9 м² ).

рабочая крестьянская лошадь.

сельскохозяйственное орудие для обработки почвы.

примитивное земледельческое пахотное орудие.

изогнутый нож для срезывания хлебных злаков с корня.

стог сена, необмолоченного хлеба продолговатой формы.

место в крестьянских хозяйствах для сжатого хлеба.

«Песня пахаря» Ну! тащися, сивка,  Пашней, десятиной,  Выбелим железо  О сырую землю. Весело гляжу я  На гумно из скирды,  Молочу и вею…  Ну! тащися, сивка! Красавица зорька  В небе загорелась,  Из большого леса  Солнышко выходит. Пашенку мы рано  С сивкою распашем,  Зёрнышку сготовим  Колыбель святую. Весело на пашне.  Ну, тащися, сивка!  Я сам-друг с тобою,  Слуга и хозяин. Его вспоит, вскормит  Мать-земля сырая;  Выйдет в поле травка –  Ну! тащися, сивка! Весело я лажу Выйдет в поле травка –Вырастет и колос,  Станет спеть, рядиться  В золотые ткани. Борону и соху, Телегу готовлю, Зёрна насыпаю.

«Песня пахаря»

Ну! тащися, сивка, Пашней, десятиной, Выбелим железо О сырую землю.

Весело гляжу я На гумно из скирды, Молочу и вею… Ну! тащися, сивка!

Красавица зорька В небе загорелась, Из большого леса Солнышко выходит.

Пашенку мы рано С сивкою распашем, Зёрнышку сготовим Колыбель святую.

Весело на пашне. Ну, тащися, сивка! Я сам-друг с тобою, Слуга и хозяин.

Его вспоит, вскормит Мать-земля сырая; Выйдет в поле травка – Ну! тащися, сивка!

Весело я лажу

Выйдет в поле травка –Вырастет и колос, Станет спеть, рядиться В золотые ткани.

Борону и соху,

Телегу готовлю,

Зёрна насыпаю.

Заблестит наш серп здесь, Зазвенят здесь косы; Сладок будет отдых На снопах тяжёлых! Ну! тащися, сивка! Накормлю досыта, Напою водою, Водой ключевою. С тихою молитвой Я вспашу, посею. Уроди мне, боже, Хлеб – моё богатство!

Заблестит наш серп здесь,

Зазвенят здесь косы;

Сладок будет отдых

На снопах тяжёлых!

Ну! тащися, сивка!

Накормлю досыта,

Напою водою,

Водой ключевою.

С тихою молитвой

Я вспашу, посею.

Уроди мне, боже,

Хлеб – моё богатство!

Жанр произведения «Песня пахаря» –к лирическое стихотворение, по своему строю максимально приближенное к фольклорной песне. Можно сказать, что стихотворение представляет собой песенную лирику с отчётливым народным колоритом: в тексте присутствует рефрен «Ну! тащися, сивка!», простые обращения и описания, характерные для устного народного творчества.

Жанр произведения

«Песня пахаря» –к лирическое стихотворение,

по своему строю максимально приближенное к фольклорной песне.

Можно сказать, что стихотворение представляет собой песенную лирику

с отчётливым народным колоритом:

в тексте присутствует рефрен «Ну! тащися, сивка!»,

простые обращения и описания, характерные для устного народного творчества.

Композиция стихотворения Композицию «Песни пахаря» можно условно разделить на несколько (пять) частей, при этом каждая часть тесно связана с повторяющейся строкой-призывом к коню. Повторение восклицания «Ну! тащися, сивка!» вносит в композицию элемент рефрена, характерного для песенной структуры, и эмоционально связывает все части стихотворения в единое целое.

Композиция стихотворения

Композицию «Песни пахаря» можно условно разделить на несколько (пять) частей, при этом каждая часть тесно связана с повторяющейся строкой-призывом к коню.

Повторение восклицания «Ну! тащися, сивка!» вносит в композицию элемент рефрена, характерного для песенной структуры, и эмоционально связывает все части стихотворения в единое целое.

Композиция стихотворения 1. Начало и призыв: «Ну! тащися, сивка, / Пашней, десятиной…» – герой даёт толчок всему действию, обращаясь к лошади, с которой ему предстоит обработать землю. 2. Описание крестьянских занятий: упоминаются борона, соха, телега, зерно; герой подчёркивает, что он и «слуга, и хозяин», выполняя все сельские хлопоты в одиночку, но с радостью и воодушевлением. 3. Перспектива и ожидание будущего урожая: «Пашенку мы рано / С сивкою распашем, / Зёрнышку сготовим / Колыбель святую». Здесь возникает образ матери-земли, которая вскормит семя. 4. Картина жатвы: «Выйдет в поле травка — / Вырастет и колос, / Станет спеть, рядиться / В золотые ткани». Жизненный цикл посева и сбора урожая проходит перед глазами читателя. 5. Заключение: снова звучит призыв к коню, а также молитва: «Уроди мне, боже, / Хлеб – моё богатство!». В этом заключительном фрагменте особенно заметно благодарное и благоговейное отношение к земле и Богу.

Композиция стихотворения

1. Начало и призыв: «Ну! тащися, сивка, / Пашней, десятиной…» – герой даёт толчок всему действию, обращаясь к лошади, с которой ему предстоит обработать землю.

2. Описание крестьянских занятий: упоминаются борона, соха, телега, зерно; герой подчёркивает, что он и «слуга, и хозяин», выполняя все сельские хлопоты в одиночку, но с радостью и воодушевлением.

3. Перспектива и ожидание будущего урожая: «Пашенку мы рано / С сивкою распашем, / Зёрнышку сготовим / Колыбель святую». Здесь возникает образ матери-земли, которая вскормит семя.

4. Картина жатвы: «Выйдет в поле травка — / Вырастет и колос, / Станет спеть, рядиться / В золотые ткани». Жизненный цикл посева и сбора урожая проходит перед глазами читателя.

5. Заключение: снова звучит призыв к коню, а также молитва: «Уроди мне, боже, / Хлеб – моё богатство!». В этом заключительном фрагменте особенно заметно благодарное и благоговейное отношение к земле и Богу.

Название стихотворения Название «Песня пахаря» подчёркивает связь с устным народным творчеством («песня») и указывает на главного героя – крестьянина-пахаря, который собственноручно возделывает землю. Слово «песня» здесь выступает как символизирующее не только музыкальную форму, но и радость, воодушевление и душевную свободу, с которыми герой приступает к своей нелёгкой работе. Название отражает и оптимистический настрой стихотворения: крестьянский труд в нём предстает как воодушевляющий акт, достойный восхищения и поэтического прославления.

Название стихотворения

Название «Песня пахаря» подчёркивает связь с устным народным творчеством («песня») и указывает на главного героя – крестьянина-пахаря, который собственноручно возделывает землю.

Слово «песня» здесь выступает как символизирующее не только музыкальную форму, но и радость, воодушевление и душевную свободу, с которыми герой приступает к своей нелёгкой работе.

Название отражает и оптимистический настрой стихотворения: крестьянский труд в нём предстает как воодушевляющий акт, достойный восхищения и поэтического прославления.

Образы и символы

Образ пахаря . Главный герой – это собирательный образ «трудолюбивого крестьянина», который знает всю последовательность полевых работ, испытывает и усталость, и радость от результата. Он говорит: «Я сам-друг с тобою, / Слуга и хозяин», подчёркивая свой двойной статус.

Образ сивки. Лошадь – верный спутник и помощник в крестьянском труде. Призыв «Ну! тащися, сивка!» создаёт впечатление постоянного диалога человека и животного.

Мать-земля. Земля здесь не просто место, где растёт хлеб, а живая «мать-сыра земля», в которую герой «колыбель святую» готовит для зерна. Этот образ показывает тесную связь крестьянского быта с природой и освящает сам процесс сева.

Зерно. В стихотворении зерно — символ новой жизни и будущего достатка: «Его вспоит, вскормит / Мать-земля сырая». Оно проходит путь от посадки до жатвы и становится основой богатства.

Солнышко и зорька. «Красавица зорька», «Солнышко выходит» – образы света, символ возрождения и постоянного обновления. Они отражают идею о том, что с восходом солнца начинается труд, а вместе с ним – и надежда на хороший урожай.

ТРУД ПЕСНЯ Поэт-патриот Любил ли А.В.Кольцов свою Родину? Так писать о России, о её природе, народе, его труде может только человек, искренне любящий свою Родину О чём это стихотворение? ПРИРОДА РОДСТВО РОССИЯ ЧЕЛОВЕК РОДИНА

ТРУД

ПЕСНЯ

Поэт-патриот

Любил ли А.В.Кольцов свою Родину?

Так писать о России, о её природе, народе, его труде может только человек,

искренне любящий свою Родину

О чём это стихотворение?

ПРИРОДА

РОДСТВО

РОССИЯ

ЧЕЛОВЕК

РОДИНА

Средства художественной выразительности Какие изобразительно-выразительные средства языка использует поэт в этом стихотворении? ЭПИТЕТЫ МЕТАФОРЫ выбелим железо о сырую землю солнышко выходит выйдет травка травка станет петь сготовим колыбель зёрнышку красавица зорька мать-земля сырая колыбель святая  вода ключевая снопы тяжёлые Размер стихотворения Ну! тащися, сивка,  Пашней, десятиной,  Выбелим железо  О сырую землю. ХОРЕЙ

Средства художественной выразительности

Какие изобразительно-выразительные средства языка

использует поэт в этом стихотворении?

ЭПИТЕТЫ

МЕТАФОРЫ

выбелим железо о сырую землю

солнышко выходит

выйдет травка

травка станет петь

сготовим колыбель зёрнышку

красавица зорька

мать-земля сырая колыбель святая

вода ключевая

снопы тяжёлые

Размер стихотворения

Ну! тащися, сивка, Пашней, десятиной, Выбелим железо О сырую землю.

ХОРЕЙ

«Песня пахаря» Стихотворение, безусловно, оставляет у читателя ощущение света, душевного тепла и вызывает уважение к пахарю, чья «Песня» — это радостное служение, наполняющее жизнь глубоким смыслом. В контексте русской поэзии XIX века «Песня пахаря» заняла особое место: она стала символом творческого переосмысления фольклорных традиций и отражением подлинной связи человека и его земли. Именно поэтому произведение А.В.Кольцова ценили и критики того времени, и последующие поколения поэтов, развивавших тему народной культуры и крестьянского труда.

«Песня пахаря»

Стихотворение, безусловно, оставляет у читателя ощущение света, душевного тепла и вызывает уважение к пахарю, чья «Песня» — это радостное служение, наполняющее жизнь глубоким смыслом.

В контексте русской поэзии XIX века «Песня пахаря» заняла особое место: она стала символом творческого переосмысления фольклорных традиций и отражением подлинной связи человека и его земли. Именно поэтому произведение А.В.Кольцова ценили и критики того времени, и последующие поколения поэтов, развивавших тему народной культуры и крестьянского труда.

Проверьте себя Стихотворение А.В.Кольцова «Песня пахаря» написано: в 1831 г. ПРАВИЛЬНО НЕПРАВИЛЬНО в 1842 г. в 1820 г. НЕПРАВИЛЬНО С каким чувством автор относится к пахарю: любовь ПРАВИЛЬНО НЕПРАВИЛЬНО НЕПРАВИЛЬНО разочарование ирония Стихотворение напоминает народную: НЕПРАВИЛЬНО ПРАВИЛЬНО песню НЕПРАВИЛЬНО сказку былину «Выйдет в поле травка» – это: НЕПРАВИЛЬНО ПРАВИЛЬНО НЕПРАВИЛЬНО метафора  эпитет сравнение Каким размером написано стихотворение: дактиль  НЕПРАВИЛЬНО ПРАВИЛЬНО ямб НЕПРАВИЛЬНО хорей  В каком журнале впервые было опубликовано стихотворение: НЕПРАВИЛЬНО «Новь» ПРАВИЛЬНО  НЕПРАВИЛЬНО «Москва» «Молва»

Проверьте себя

Стихотворение А.В.Кольцова «Песня пахаря» написано:

в 1831 г.

ПРАВИЛЬНО

НЕПРАВИЛЬНО

в 1842 г.

в 1820 г.

НЕПРАВИЛЬНО

С каким чувством автор относится к пахарю:

любовь

ПРАВИЛЬНО

НЕПРАВИЛЬНО

НЕПРАВИЛЬНО

разочарование

ирония

Стихотворение напоминает народную:

НЕПРАВИЛЬНО

ПРАВИЛЬНО

песню

НЕПРАВИЛЬНО

сказку

былину

«Выйдет в поле травка» – это:

НЕПРАВИЛЬНО

ПРАВИЛЬНО

НЕПРАВИЛЬНО

метафора

эпитет

сравнение

Каким размером написано стихотворение:

дактиль

НЕПРАВИЛЬНО

ПРАВИЛЬНО

ямб

НЕПРАВИЛЬНО

хорей

В каком журнале впервые было опубликовано стихотворение:

НЕПРАВИЛЬНО

«Новь»

ПРАВИЛЬНО

НЕПРАВИЛЬНО

«Москва»

«Молва»

Как вы оцениваете свою работу на уроке: Было много ошибок: Знания прочные: нужно быть внимательнее БУДЬТЕ ВНИМАТЕЛЬНЫ! МОЛОДЦЫ!

Как вы оцениваете

свою работу на уроке:

Было много ошибок:

Знания прочные:

нужно быть внимательнее

БУДЬТЕ ВНИМАТЕЛЬНЫ!

МОЛОДЦЫ!

5 Как вы оцениваете свои знания? ВЫХОД

5

Как вы оцениваете

свои знания?

ВЫХОД


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Анализ стихотворения А.В.Кольцова «Песня пахаря»

Автор: Печказова Светлана Петровна

Дата: 13.12.2025

Номер свидетельства: 678976


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства