kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Анализ рассказа В.М.Шукшина «Критики»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный ресурс поможет учителю проанализировать рассказ В.М.Шукшина «Критики», помочь понять основную идею произведения, выявить авторское и личное отношение к героям, путём анализа произведения воспитывать нравственные понятия: доброту, искренность, любовь к ближнему

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Анализ рассказа В.М.Шукшина «Критики»»

Автор презентации: Печказова Светлана Петровна, учитель литературы МБОУ «Лицей №1» р.п.Чамзинка Республики Мордовия Анализ рассказа В.М.Шукшина «Критики» ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ К УРОКУ ЛИТЕРАТУРЫ В 6 КЛАССЕ

Автор презентации:

Печказова Светлана Петровна,

учитель литературы МБОУ «Лицей №1»

р.п.Чамзинка Республики Мордовия

Анализ

рассказа В.М.Шукшина

«Критики»

ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

К УРОКУ ЛИТЕРАТУРЫ В 6 КЛАССЕ

Цель: проанализировать рассказ В.М.Шукшина «Критики», помочь понять основную идею произведения, выявить авторское и личное отношение к героям, путём анализа произведения воспитывать нравственные понятия: доброту, искренность, любовь к ближнему

Цель:

проанализировать рассказ В.М.Шукшина «Критики»,

помочь понять основную идею произведения,

выявить авторское и личное отношение к героям,

путём анализа произведения

воспитывать нравственные понятия:

доброту, искренность, любовь к ближнему

Автор рассказа Несмотря на многие жизненные трудности, можно утверждать, что творческая судьба Василия Шукшина сложилась в общем и целом удачно: ему удалось реализовать замыслы, увидеть свои произведения напечатанными, насладиться актёрской славой и получить заслуженное признание собственных режиссёрских работ. Как писатель Шукшин сложился необыкновенно быстро: практически с первых рассказов можно было говорить об особой «шукшинской» манере и о характерном для его творчества герое. Шукшин познакомил читателя со своими «чудиками», «странными людьми» – героями с особым восприятием мира.

Автор рассказа

Несмотря на многие жизненные трудности, можно утверждать, что творческая судьба Василия Шукшина сложилась в общем и целом удачно: ему удалось реализовать замыслы, увидеть свои произведения напечатанными, насладиться актёрской славой и получить заслуженное признание собственных режиссёрских работ.

Как писатель Шукшин сложился необыкновенно быстро: практически с первых рассказов можно было говорить об особой «шукшинской» манере и о характерном для его творчества герое.

Шукшин познакомил читателя со своими «чудиками», «странными людьми» – героями с особым восприятием мира.

Герои Шукшина Герои Шукшина в нестандартном поведении пытаются выразить собственную индивидуальность, задумываются о вечных вопросах. В чём смысл жизни? Как надо жить? Что в жизни главное? Нужна ли человеку правда? К чему надо стремиться? Что хорошо, а что плохо? Что самое важное в человеке? О таких людях и писал Василий Шукшин в рассказе«Критики». Краткое содержание изложено внутри самого произведения языком казенного милицейского протокола, написанного безграмотно, но передающего факты достаточно достоверно.

Герои Шукшина

Герои Шукшина в нестандартном поведении пытаются выразить собственную индивидуальность, задумываются о вечных вопросах. В чём смысл жизни? Как надо жить? Что в жизни главное? Нужна ли человеку правда? К чему надо стремиться? Что хорошо, а что плохо? Что самое важное в человеке?

О таких людях и писал Василий Шукшин в рассказе«Критики». Краткое содержание изложено внутри самого произведения языком казенного милицейского протокола, написанного безграмотно, но передающего факты достаточно достоверно.

Сюжет рассказа Пожилой человек пенсионер Тимофей Макарыч Новоскольцев, 1890 года рождения пришёл домой в нетрезвом виде, затем учинил скандал и разбил брошенным сапогом экран кинескопа телевизора. Затем деда отвели в вытрезвитель. Формально вот и вся история, о которой написал Шукшин «Критики». Сюжет незатейлив на первый взгляд. Но существует и предыстория скандальных событий. Ведь рассказ начинается с описания двух людей, деда, которому 73 года, и внука, ему тринадцать. Два персонажа, в честь которых, собственно, и называл произведение Шукшин, – критики. Как вы думаете, почему так называется рассказ? Критики (критик), -а,м. 1.Человек, занимающийся критикой; тот, кто критикует кого-нибудь. Строгий к. 2.Специалист, занимающийся критикой. Литературный к. Музыкальный к. Театральный к.  (С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. Толковый словарь русского языка)

Сюжет рассказа

Пожилой человек пенсионер Тимофей Макарыч Новоскольцев, 1890 года рождения пришёл домой в нетрезвом виде, затем учинил скандал и разбил брошенным сапогом экран кинескопа телевизора. Затем деда отвели в вытрезвитель.

Формально вот и вся история, о которой написал Шукшин «Критики».

Сюжет незатейлив на первый взгляд. Но существует и предыстория скандальных событий. Ведь рассказ начинается с описания двух людей, деда, которому 73 года, и внука, ему тринадцать. Два персонажа, в честь которых, собственно, и называл произведение Шукшин, – критики.

Как вы думаете, почему так называется рассказ?

Критики (критик), -а,м.

1.Человек, занимающийся критикой; тот, кто критикует кого-нибудь. Строгий к.

2.Специалист, занимающийся критикой. Литературный к. Музыкальный к. Театральный к.

(С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. Толковый словарь русского языка)

Сюжет рассказа В чём взгляды на кино деда и Петьки совпадали? Случались ли разногласия в их оценке фильма или киногероя? Самые первые фразы рассказа настраивают читателя на противопоставление: «Деду было семьдесят три, Петьке, внуку – тринадцать. Дед был сухой и нервный и страдал глухотой. Петька, не по возрасту самостоятельный и длинный, был стыдлив и упрям…». Однако автор сразу же замечает: «Они дружили»…  Эта дружба, удивительное родство душ, соединившее старика и мальчика и становится эмоциональным фоном рассказа.

Сюжет рассказа

В чём взгляды на кино деда и Петьки совпадали?

Случались ли разногласия в их оценке фильма или киногероя?

Самые первые фразы рассказа настраивают читателя на противопоставление: «Деду было семьдесят три, Петьке, внуку – тринадцать. Дед был сухой и нервный и страдал глухотой. Петька, не по возрасту самостоятельный и длинный, был стыдлив и упрям…».

Однако автор сразу же замечает: «Они дружили»…

Эта дружба, удивительное родство душ, соединившее старика и мальчика и становится эмоциональным фоном рассказа.

Герои рассказа Герои Шукшина, дед и Петька – критики необычные. Глуховатый пенсионер, всю жизнь проработавший в колхозе плотником, и школьник – казалось бы, что они могут понимать в искусстве? Наблюдая за ними, читатель уже готов воспринимать название рассказа как иронию, но не тут-то было: то главное, что улавливают шукшинские «критики», соотношение правды и лжи, подлинности и фальши, по-настоящему способны оценить именно такие люди.

Герои рассказа

Герои Шукшина, дед и Петька – критики необычные. Глуховатый пенсионер, всю жизнь проработавший в колхозе плотником, и школьник – казалось бы, что они могут понимать в искусстве? Наблюдая за ними, читатель уже готов воспринимать название рассказа как иронию, но не тут-то было: то главное, что улавливают шукшинские «критики», соотношение правды и лжи, подлинности и фальши, по-настоящему способны оценить именно такие люди.

Герои рассказа Краткое содержание первой части рассказа характеризует героев рассказа и содержит информацию о любимом виде досуга деда и внука: они ходят в кинотеатр. Фильмы иногда им нравятся, а порой неправдоподобность режиссерских потуг вызывают у них отторжение. В любом случае родные люди непременно обсуждают увиденное. При этом дед не упускает возможности указать на несоответствия произведений, выдержанных, очевидно, в жанре соцреализма, настоящей жизни, и делает это в экспрессивной манере. Ясно, что человек он бывалый, в молодые годы дравшийся, много на своем веку повидавший и немало поработавший. Таким был и Василий Шукшин. «Критики», главные герои рассказа, близки ему, он тоже презирал глянцевый блеск официального киноискусства.

Герои рассказа

Краткое содержание первой части рассказа характеризует героев рассказа и содержит информацию о любимом виде досуга деда и внука: они ходят в кинотеатр.

Фильмы иногда им нравятся, а порой неправдоподобность режиссерских потуг вызывают у них отторжение. В любом случае родные люди непременно обсуждают увиденное. При этом дед не упускает возможности указать на несоответствия произведений, выдержанных, очевидно, в жанре соцреализма, настоящей жизни, и делает это в экспрессивной манере.

Ясно, что человек он бывалый, в молодые годы дравшийся, много на своем веку повидавший и немало поработавший.

Таким был и Василий Шукшин. «Критики», главные герои рассказа, близки ему, он тоже презирал глянцевый блеск официального киноискусства.

Конфликт рассказа Почему «со взрослыми дед редко спорил об искусстве»? Почему деда обозлило то обстоятельство, что  городские гости улыбались, когда разговаривали с ним? Кульминацией рассказа становится нешуточное столкновение деда и «взрослых», с которыми тот «редко спорил об искусстве», «не умел», «начинал сразу нервничать, обзывался» – словом, вёл себя как ребенок: слишком искренне, слишком откровенно, и в собственном поведении не признавая той самой условности, которая, по мнению деда, и мешает поверить происходящему на экране.

Конфликт

рассказа

Почему «со взрослыми дед редко спорил об искусстве»?

Почему деда обозлило то обстоятельство, что

городские гости улыбались, когда разговаривали с ним?

Кульминацией рассказа становится нешуточное столкновение деда и «взрослых», с которыми тот «редко спорил об искусстве», «не умел», «начинал сразу нервничать, обзывался» – словом, вёл себя как ребенок: слишком искренне, слишком откровенно, и в собственном поведении не признавая той самой условности, которая, по мнению деда, и мешает поверить происходящему на экране.

Конфликт рассказа Конфликт деда с городскими родственниками, приехавшими в гости, развертывается в рассказе постепенно, по нарастающей. Его изображение подкрепляется цепочкой противопоставлений: дед и другие «взрослые». Кого можно отнести к другим «взрослым»? Петькин отец, «городской вежливый мужчина», «Петькина тётя»); город и деревня; кино и телевизор Городские родственники, вызывая деда на откровенность, с самого начала относятся к нему свысока, провоцируют, чтобы посмеяться над чересчур откровенными, а потому не вписывающимися в стандарты суждениями: – Нет, это любопытно… Почему так не бывает, дедушка?  А как бывает? – громко повторил городской мужчина, заранее почему-то улыбаясь…

Конфликт

рассказа

Конфликт деда с городскими родственниками, приехавшими в гости, развертывается в рассказе постепенно, по нарастающей.

Его изображение подкрепляется цепочкой противопоставлений:

дед и другие «взрослые».

Кого можно отнести к другим «взрослым»?

Петькин отец, «городской вежливый мужчина», «Петькина тётя»); город и деревня; кино и телевизор

Городские родственники, вызывая деда на откровенность, с самого начала относятся к нему свысока, провоцируют, чтобы посмеяться над чересчур откровенными, а потому не вписывающимися в стандарты суждениями: – Нет, это любопытно… Почему так не бывает, дедушка? А как бывает? – громко повторил городской мужчина, заранее почему-то улыбаясь…

Конфликт рассказа Своеобразные «ремарки» автора не случайно появляются именно в этой части рассказа: если слова деда и Петьки прямо выражают чувства и мысли героев, то слова «городского вежливого мужчины» – неправда, фальшь, и его улыбка открывает истинное отношение к происходящему. Чувствуя обидную снисходительность собеседника, шукшинский герой начинает раздражаться, что в итоге и приводит к своеобразному «бунту»: выпивший с досады дед продолжает заочный спор со своими «учёными» собеседниками.

Конфликт

рассказа

Своеобразные «ремарки» автора не случайно появляются именно в этой части рассказа: если слова деда и Петьки прямо выражают чувства и мысли героев, то слова «городского вежливого мужчины» – неправда, фальшь, и его улыбка открывает

истинное отношение к происходящему.

Чувствуя обидную снисходительность собеседника, шукшинский герой начинает раздражаться, что в итоге и приводит к своеобразному «бунту»: выпивший с досады дед продолжает заочный спор со своими «учёными» собеседниками.

Конфликт рассказа «Ты, говорят, дурак, дедушка! Ты ничего в жизни не понимаешь. А они понимают! Дед разговаривал с дверью, за которой смотрели телевизор…» и, все более раздражаясь, чувствуя силу условных «приличий» взрослого мира, с которым не совладать его простой искренней душе, совершает внезапный и, на первый взгляд, дикий поступок. «Вошёл дед в горницу, размахнулся и запустил сапогом в телевизор…». Второй раз эпизод «бунта» деда передаётся почти анекдотическим языком милицейского протокола. Участковый Ермолай, простой деревенский парень, пытаясь рассказать о событиях живой жизни «по-книжному», «по-учёному», превращает их почти в абсурд.

Конфликт

рассказа

«Ты, говорят, дурак, дедушка! Ты ничего в жизни не понимаешь. А они понимают! Дед разговаривал с дверью, за которой смотрели телевизор…» и, все более раздражаясь, чувствуя силу условных «приличий» взрослого мира, с которым не совладать его простой искренней душе, совершает внезапный и, на первый взгляд, дикий поступок.

«Вошёл дед в горницу, размахнулся и запустил сапогом в телевизор…».

Второй раз эпизод «бунта» деда передаётся почти анекдотическим языком милицейского протокола.

Участковый Ермолай, простой деревенский парень, пытаясь рассказать о событиях живой жизни «по-книжному», «по-учёному»,

превращает их почти в абсурд.

Финал рассказа Петька, вначале не понимая, что происходит, начинает вдруг плакать, тогда соображает, что деда сейчас «поведут в каталажку», и именно слёзы Петьки становятся финалом рассказа: «…залез на печку и там долго ещё горько плакал, уткнувшись лицом в подушку…». Немного странное поведение для тринадцатилетнего подростка. Как странно, по-детски просит он: «Деда, куда они тебя?», «Не надо, тять…» – может быть, подростковая грубоватость тоже была немножко позой. Теперь же, в финале рассказа, читатель видит истинную Петькину душу – любящую и искреннюю. Дружба Петьки с дедушкой, сочувствие и симпатия к нему и есть главное, что становится итогом рассказа Шукшина:  только любовь помогает нам понять истинное лицо человека.

Финал рассказа

Петька, вначале не понимая, что происходит, начинает вдруг плакать, тогда соображает, что деда сейчас «поведут в каталажку», и именно слёзы Петьки становятся финалом рассказа: «…залез на печку и там долго ещё горько плакал, уткнувшись лицом в подушку…».

Немного странное поведение для тринадцатилетнего подростка.

Как странно, по-детски просит он: «Деда, куда они тебя?», «Не надо, тять…» – может быть, подростковая грубоватость тоже была немножко позой.

Теперь же, в финале рассказа, читатель видит истинную Петькину душу – любящую и искреннюю.

Дружба Петьки с дедушкой, сочувствие и симпатия к нему и есть главное, что становится итогом рассказа Шукшина:

только любовь помогает нам понять истинное лицо человека.

Главная мысль рассказа Так о чем же рассказ? Неужели только о том, как попал в милицию пенсионер Тимофей Макарыч Новоскольцев, 1890 года рождения, без особых примет? Или, может быть, о том, как он разбил телевизор? Нет, рассказ даже не о старике с ершистым характером, не терпящим снисходительного отношения к себе. Он об отцах и детях, о сыновьях и внуках, о родных людях, так часто ранящих друг друга в попытках упростить свою жизнь. О «прямоте, что глупостью слывет», о лжи, глумящейся над простотой, в общем, сюжет с виду незатейливый, а на деле шекспировский. Темами любви к ближнему, уважения к старшим, терпения и прощения пронизаны все литературные произведения Василия Шукшина, от эпического романа «Я пришёл дать вам волю» до самого коротенького рассказа «Критики».

Главная мысль

рассказа

Так о чем же рассказ? Неужели только о том, как попал в милицию пенсионер Тимофей Макарыч Новоскольцев, 1890 года рождения, без особых примет? Или, может быть, о том, как он разбил телевизор? Нет, рассказ даже не о старике с ершистым характером, не терпящим снисходительного отношения к себе. Он об отцах и детях, о сыновьях и внуках, о родных людях, так часто ранящих друг друга в попытках упростить свою жизнь. О «прямоте, что глупостью слывет», о лжи, глумящейся над простотой, в общем, сюжет с виду незатейливый, а на деле шекспировский. Темами любви к ближнему, уважения к старшим, терпения и прощения пронизаны все литературные произведения Василия Шукшина, от эпического романа «Я пришёл дать вам волю» до самого коротенького рассказа «Критики».

Проверьте себя Рассказ «Критики» Шукшин написал: НЕПРАВИЛЬНО ПРАВИЛЬНО НЕПРАВИЛЬНО в 1967 г. в 1965 г. в 1964 г. Дед особенно любит смотреть фильмы про : городскую НЕПРАВИЛЬНО природу ПРАВИЛЬНО НЕПРАВИЛЬНО деревенскую жизнь  жизнь Дед испытывает крайнюю неприязнь к : кинокомедиям художественному вымыслу НЕПРАВИЛЬНО ПРАВИЛЬНО художественной неправде НЕПРАВИЛЬНО Фамилия деда: Новоскольцев ПРАВИЛЬНО Новопольцев НЕПРАВИЛЬНО НЕПРАВИЛЬНО Новокольцев Дед разбил: проигрыватель вазу с цветами НЕПРАВИЛЬНО телевизор ПРАВИЛЬНО НЕПРАВИЛЬНО

Проверьте себя

Рассказ «Критики» Шукшин написал:

НЕПРАВИЛЬНО

ПРАВИЛЬНО

НЕПРАВИЛЬНО

в 1967 г.

в 1965 г.

в 1964 г.

Дед особенно любит смотреть фильмы про :

городскую

НЕПРАВИЛЬНО

природу

ПРАВИЛЬНО

НЕПРАВИЛЬНО

деревенскую жизнь

жизнь

Дед испытывает крайнюю неприязнь к :

кинокомедиям

художественному вымыслу

НЕПРАВИЛЬНО

ПРАВИЛЬНО

художественной неправде

НЕПРАВИЛЬНО

Фамилия деда:

Новоскольцев

ПРАВИЛЬНО

Новопольцев

НЕПРАВИЛЬНО

НЕПРАВИЛЬНО

Новокольцев

Дед разбил:

проигрыватель

вазу с цветами

НЕПРАВИЛЬНО

телевизор

ПРАВИЛЬНО

НЕПРАВИЛЬНО

Как вы оцениваете свою работу на уроке: Было много ошибок: Знания прочные: нужно быть внимательнее БУДЬТЕ ВНИМАТЕЛЬНЫ! МОЛОДЦЫ! ВЫХОД

Как вы оцениваете

свою работу на уроке:

Было много ошибок:

Знания прочные:

нужно быть внимательнее

БУДЬТЕ ВНИМАТЕЛЬНЫ!

МОЛОДЦЫ!

ВЫХОД


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Анализ рассказа В.М.Шукшина «Критики»

Автор: Печказова Светлана Петровна

Дата: 10.04.2017

Номер свидетельства: 408102


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства