kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Анализ рассказа А.П.Чехова "Хамелеон"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация содержит биографические сведения о писателе А.П. Чехове, анализ рассказа "Хамелеон".

Просмотр содержимого документа
«Анализ рассказа А.П.Чехова "Хамелеон"»

Анализ рассказа  А.П.Чехова  « Хамелеон»

Анализ рассказа

А.П.Чехова

« Хамелеон»

А.П.Чехов (1860-1904 )    Передо мною был молодой человек, несколько выше среднего роста, с продолговатым, правильным и чистым лицом, не утратившим ещё характерных юношеских очертаний. Глаза Чехова, голубые, лучистые и глубокие, светились одновременно мыслью и какой-то, почти детской, непосредственностью .   Передо мною был молодой человек, несколько выше среднего роста, с продолговатым, правильным и чистым лицом, не утратившим ещё характерных юношеских очертаний. Глаза,       В.Г.Короленко

А.П.Чехов (1860-1904 )

Передо мною был молодой человек, несколько выше среднего роста, с продолговатым, правильным и чистым лицом, не утратившим ещё характерных юношеских очертаний. Глаза Чехова, голубые, лучистые и глубокие, светились одновременно мыслью и какой-то, почти детской, непосредственностью .

Передо мною был молодой человек, несколько выше среднего роста, с продолговатым, правильным и чистым лицом, не утратившим ещё характерных юношеских очертаний. Глаза,

В.Г.Короленко

На страницах его произведений мы найдём и мягкую иронию, и горькую насмешку, и грустное раздумье, и глубокий лиризм, и сарказм, внешне бесстрастное, но внутренне напряжённое повествование о суровой правде жизни, и затаённую радость, связанную с верой в торжество красоты на земле. Он не просто описывал жизнь,  но жаждал переделать её, чтобы она стала умнее, человечнее, радостнее.   К.Чуковский На

На страницах его произведений мы найдём и мягкую иронию, и горькую насмешку, и грустное раздумье, и глубокий лиризм, и сарказм, внешне бесстрастное, но внутренне напряжённое повествование о суровой правде жизни, и затаённую радость, связанную с верой в торжество красоты на земле. Он не просто описывал жизнь, но жаждал переделать её, чтобы она стала умнее, человечнее, радостнее. К.Чуковский

На

Таганрог. Общий вид. Фотография. 1870-1880-е годы

Таганрог. Общий вид. Фотография. 1870-1880-е годы

СОВРЕМЕННЫЙ ТАГАНРОГ

СОВРЕМЕННЫЙ ТАГАНРОГ

Евгения Яковлевна Чехова, мать писателя. Фотография

Евгения Яковлевна Чехова, мать писателя. Фотография

Павел Егорович Чехов, отец писателя .

Павел Егорович Чехов, отец писателя .

Наша мать, Евгения Яковлевна, в отличие от отца была очень мягкой, тихой женщиной. Она обладала поэтической натурой... На фоне внешней суровости отца материнская заботливость и нежное отношение к детям воспринимались нами с особенной остротой и горячей признательностью. Впоследствии Антон Павлович очень верно сказал: - Талант у нас со стороны отца, а душа со стороны матери. М. П. Чехова «Детство». (Отрывок из воспоминаний)

Наша мать, Евгения Яковлевна, в отличие от отца была очень мягкой, тихой женщиной. Она обладала поэтической натурой...

На фоне внешней суровости отца материнская заботливость и нежное отношение к детям воспринимались нами с особенной остротой и горячей признательностью.

Впоследствии Антон Павлович очень верно сказал:

- Талант у нас со стороны отца, а душа со стороны матери.

М. П. Чехова «Детство». (Отрывок из воспоминаний)

Семья Чеховых. Стоят: Иван, Антон, Николай, Александр Чеховы и М. Е. Чехов (дядя писателя); сидят: Михаил, Мария Чеховы, П. Е. Чехов (отец писателя), Е. Я. Чехова (мать писателя), Л. П. Чехова (тетка писателя) и Георгий Чехов (двоюродный брат писателя).  Фотография. 1874

Семья Чеховых. Стоят: Иван, Антон, Николай, Александр Чеховы и М. Е. Чехов (дядя писателя); сидят: Михаил, Мария Чеховы, П. Е. Чехов (отец писателя), Е. Я. Чехова (мать писателя), Л. П. Чехова (тетка писателя) и Георгий Чехов (двоюродный брат писателя). Фотография. 1874

Таганрог. Мужская гимназия, где учился А. П. Чехов с 1868 по июнь 1879 г.

Таганрог. Мужская гимназия, где учился А. П. Чехов с 1868 по июнь 1879 г.

А. П. Чехов в год окончания гимназии. Чехов-студент.

А. П. Чехов в год окончания гимназии.

Чехов-студент.

Три года прожил Антон в Таганроге один. Это были годы неотступной бедности. Надо было самому зарабатывать. Он стал репетитором. Один урок был далеко, за шлагбаумом, на самой окраине города. Ходить туда было особенно неприятно осенью, потому что калош у Антона не было... За этот урок Антон получал три рубля в месяц. Таганрог. Дом, где жил Чехов после отъезда родителей в Москву.

Три года прожил Антон в Таганроге один. Это были годы неотступной бедности. Надо было самому зарабатывать. Он стал репетитором. Один урок был далеко, за шлагбаумом, на самой окраине города. Ходить туда было особенно неприятно осенью, потому что калош у Антона не было... За этот урок Антон получал три рубля в месяц.

Таганрог. Дом, где жил Чехов после отъезда родителей в Москву.

«Стрекоза». Обложка юмористического журнала 1880 г., № 10.  С этого номера журнала Чехов считал начало своей литературной деятельности

«Стрекоза». Обложка юмористического журнала 1880 г., № 10. С этого номера журнала Чехов считал начало своей литературной деятельности

Псевдони́м  ( греч.
  • Псевдони́м  ( греч.  ψευδής — ложный + όνομα — имя) — вымышленное имя, используемое человеком в публичной деятельности вместо настоящего (данного при рождении, зафиксированного в официальных документах)
Юмор – художественный приём в произведениях литературы или искусства, основанный на изображении чего – либо в комическом, смешном виде, а также произведение литературы или искусства, использующее этот приём. Сфера юмора – частный человек, особенности его поведения, привычки.

Юмор – художественный приём в произведениях литературы или

искусства, основанный на изображении чего – либо в комическом, смешном виде, а также произведение литературы или искусства, использующее этот приём.

Сфера юмора – частный человек, особенности его поведения, привычки.

Сатира  - гневное осуждение и беспощадное высмеивание пороков общественной и личной жизни. Это слово пришло к нам из латинского языка. Сфера сатиры - преимущественно явления общественной жизни.

Сатира - гневное осуждение и беспощадное высмеивание пороков общественной и личной жизни. Это слово пришло к нам из латинского языка.

Сфера сатиры - преимущественно явления общественной жизни.

Хамелеон  – в словарях у этого слова есть два объяснения: 1) это разновидность ящериц, меняющих свой цвет в зависимости от обстановки;      2) (переносное значение) беспринципный человек, легко меняющий свои взгляды в зависимости от обстановки.

Хамелеон – в словарях у этого слова есть два объяснения: 1) это разновидность ящериц, меняющих свой цвет в зависимости от обстановки;

2) (переносное значение) беспринципный человек, легко меняющий свои взгляды в зависимости от обстановки.

Городовой Очумелов с помощником Елдыриным  шагают по площади  Полицейский надзиратель  Очумелов в новой шинели и с узелком в руке. Рыжий городовой с решетом, доверху наполненным конфискованным крыжовником. Кругом тишина… На площади ни души…

Городовой Очумелов с помощником Елдыриным

шагают по площади

Полицейский надзиратель

Очумелов в новой шинели и с узелком в руке. Рыжий городовой с решетом, доверху наполненным конфискованным крыжовником. Кругом тишина… На площади ни души…

Сюжет рассказа сатиричен: в зависимости от того, генеральская собака или нет, меняется взгляд полицейского надзирателя Очумелова на происходящее.  Если щенок неизвестный, то он - бешеная собака, «бродячий скот», «подлость одна», кото-  рую следует немедленно истребить. Принадлежность щенка генералу превращает его в «нежную тварь», «цуцыка этакого», «шуструю собачонку». »

Сюжет рассказа сатиричен: в зависимости от того, генеральская собака или нет, меняется взгляд полицейского надзирателя Очумелова на происходящее.

Если щенок неизвестный, то он - бешеная собака, «бродячий скот», «подлость одна», кото-

рую следует немедленно истребить. Принадлежность щенка генералу превращает его в «нежную тварь», «цуцыка этакого», «шуструю собачонку». »

Точно так же меняется положение пострадавшего Хрюкина:  то он незаслуженно обиженный, которому Очумелов советует «дела  зтого так не оставлять», то превращается в «вон какого верзилу», вруна, «свинью», болвана. Очумелов боится «промазать» со своим решением, что от напряжения его кидает то в жар, то в холод.  Снимая и одевая пальто, он предстаёт перед нами в комическом виде( 6 раз Очумелов менял своё мнение).  Смешное и грустное живут рядом: льстецы и чиноугодники стремятся решать важные вопросы. Им не ведомы слова: «честь», «справедливость», «закон»

Точно так же меняется положение пострадавшего Хрюкина:

то он незаслуженно обиженный, которому Очумелов советует «дела

зтого так не оставлять», то превращается в «вон какого верзилу», вруна, «свинью», болвана. Очумелов боится «промазать» со своим решением, что от напряжения его кидает то в жар, то в холод.

Снимая и одевая пальто, он предстаёт перед нами в комическом виде( 6 раз Очумелов менял своё мнение).

Смешное и грустное живут рядом: льстецы и чиноугодники стремятся решать важные вопросы. Им не ведомы слова: «честь», «справедливость», «закон»

ХАМЕЛЕОН Очумелов Толпа Хрюкин

ХАМЕЛЕОН

Очумелов

Толпа

Хрюкин

Закулисные персонажи - те, которые не появляются на страницах произведения, но оказывают косвенное, а иногда и решающее влияние на то, что происходит перед глазами читателя и зрителя. Брат Хрюкина « Братец» генерала Генерал

Закулисные персонажи - те, которые не появляются на страницах произведения, но оказывают косвенное, а иногда и решающее влияние на то, что происходит перед глазами читателя и зрителя.

Брат Хрюкина

« Братец» генерала

Генерал

Деталь художественная ( от франц. – подробность, мелочь, частность) – выразительная подробность в произведении, несущая значительную смысловую и эмоциональную нагрузку. Деталь художественная может воспроизводить подробности обстановки, внешности, пейзажа, портрета, интерьера, но в любом случае она используется, чтобы наглядно представить и охарактеризовать героев и их среду обитания .

Деталь художественная ( от франц. – подробность, мелочь, частность) – выразительная подробность в произведении, несущая значительную смысловую и эмоциональную нагрузку. Деталь художественная может воспроизводить подробности обстановки, внешности, пейзажа, портрета, интерьера, но в любом случае она используется, чтобы наглядно представить и охарактеризовать героев и их среду обитания .

Окровавленный палец ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ДЕТАЛЬ. Узелок Глаза собаки Конфискованный крыжовник Шинель. Открытые двери лавок,  сонные физиономии

Окровавленный палец

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ДЕТАЛЬ.

Узелок

Глаза собаки

Конфискованный крыжовник

Шинель.

Открытые двери лавок,

сонные физиономии

Говорящие фамилии. Хрюкин Очумелов Грязнуля, кричащй отрывисто Очуметь, одуреть Елдырин Жигалов Сварливый, корыстный человек Пройдоха, плут (Словарь В. И. Даля.)

Говорящие фамилии.

Хрюкин

Очумелов

Грязнуля, кричащй отрывисто

Очуметь, одуреть

Елдырин

Жигалов

Сварливый, корыстный человек

Пройдоха, плут

(Словарь В. И. Даля.)

В. Герасимов. Иллюстрация к рассказу Чехова

В. Герасимов. Иллюстрация к рассказу Чехова "Хамелеон

Домашнее задание. Прочитайте рассказ А.П.Чехова «Злоумышленник»

Домашнее задание.

Прочитайте рассказ А.П.Чехова «Злоумышленник»


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Анализ рассказа А.П.Чехова "Хамелеон"

Автор: Старцева Татьяна Юрьевна

Дата: 16.11.2019

Номер свидетельства: 527205

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства