kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Анализ стихотворения С.А. Есенина "Поёт зима - аукает"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Анализ стихотворения С.А. Есенина "Поёт зима - аукает" для учителей начальной школы. 

Сдесь представлено:

- Само стихотворение;

- Определения;

- Иллюстрации;

- Биография С.А. Есенина;

- Эпитеты, сравнения, метафоры, неологизмы, антитеза, олицетворения;

- Понятие о лирическом герое...

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Анализ стихотворения С.А. Есенина "Поёт зима - аукает" »

«Поёт зима – аукает» Анализ стихотворения С. А. Есенин Стихотворение написано в 1910 году, опубликовано в журнале «Мирок» в 1914 году под заглавием «Воробышки».

«Поёт зима – аукает»

Анализ стихотворения

С. А. Есенин

Стихотворение написано в 1910 году, опубликовано в журнале «Мирок» в 1914 году под заглавием «Воробышки».

Поет зима — аукает, Озябли пташки малые, Голодные, усталые, Мохнатый лес баюкает И жмутся поплотней. Стозвоном сосняка. Кругом с тоской глубокою А вьюга с ревом бешеным Плывут в страну далекую Стучит по ставням свешенным И злится все сильней. Седые облака. А по двору метелица И дремлют пташки нежные Ковром шелковым стелется, Под эти вихри снежные Но больно холодна. У мерзлого окна. Воробышки игривые, И снится им прекрасная, Как детки сиротливые, В улыбках солнца ясная Прижались у окна. Красавица весна

Поет зима — аукает,

Озябли пташки малые,

Голодные, усталые,

Мохнатый лес баюкает

И жмутся поплотней.

Стозвоном сосняка.

Кругом с тоской глубокою

А вьюга с ревом бешеным

Плывут в страну далекую

Стучит по ставням свешенным

И злится все сильней.

Седые облака.

А по двору метелица

И дремлют пташки нежные

Ковром шелковым стелется,

Под эти вихри снежные

Но больно холодна.

У мерзлого окна.

Воробышки игривые,

И снится им прекрасная,

Как детки сиротливые,

В улыбках солнца ясная

Прижались у окна.

Красавица весна

ЗИМА – суровое время года, особенно в умеренных широтах. Сильные морозы, метели, оттепели – каждый русский человек знаком со всеми «прелестями» этого времени года. Сколько пословиц связано с зимой, сколько наблюдений, примет. И все-таки в народе любили зиму за возможность отдохнуть от тяжелой работы на земле, за разгульное веселье на Рождество, Крещение, Масленицу. Не оставалась в стороне и русская литература, особенно поэзия. В стихах зиму чествовали как почетную и долгожданную гостью, сравнивали то с русской красавицей, то со злобной старухой.

ЗИМА – суровое время года, особенно в умеренных широтах. Сильные морозы, метели, оттепели – каждый русский человек знаком со всеми «прелестями» этого времени года. Сколько пословиц связано с зимой, сколько наблюдений, примет. И все-таки в народе любили зиму за возможность отдохнуть от тяжелой работы на земле, за разгульное веселье на Рождество, Крещение, Масленицу. Не оставалась в стороне и русская литература, особенно поэзия. В стихах зиму чествовали как почетную и долгожданную гостью, сравнивали то с русской красавицей, то со злобной старухой.

Сергей Александрович Есенин  Русский поэт еще в начале своего творчества написал стихотворение  «Поет зима – аукает» , об анализе которого и пойдет речь далее.  Тогда юноше исполнилось лишь 15 лет, он не думал, что станет поэтом. Когда же появились первые публикации, долго не решался напечатать это стихотворение, считая его слишком наивным, ученическим. Но именно за простоту восприятия и полюбилось читателям данное произведение впоследствии.

Сергей

Александрович

Есенин

Русский поэт еще в начале своего творчества написал стихотворение  «Поет зима – аукает» , об анализе которого и пойдет речь далее.  Тогда юноше исполнилось лишь 15 лет, он не думал, что станет поэтом. Когда же появились первые публикации, долго не решался напечатать это стихотворение, считая его слишком наивным, ученическим. Но именно за простоту восприятия и полюбилось читателям данное произведение впоследствии.

Действительно,  образ зимы , появившийся в начале стихотворения, ассоциируется с ласковой матерью, которая баюкает свое дитя – в данном случае  «мохнатый лес» . Автор не случайно выбирает  эпитет   «мохнатый» : наверняка, каждый может себе представить ветки деревьев, покрытые инеем, напоминающие именно мохнатые лапы. Но за этой кажущейся ласковостью скрывается и другой  образ – жестокой мачехи , которая наказывает нерадивых детей. Именно такими - несчастными, жалкими – выглядят  «воробышки игривые» . Недаром поэт сравнивает их с «сиротливыми детками» , которые прижались у окна, чтобы хоть как-то согреться.

Действительно,  образ зимы , появившийся в начале стихотворения, ассоциируется с ласковой матерью, которая баюкает свое дитя – в данном случае  «мохнатый лес» . Автор не случайно выбирает  эпитет   «мохнатый» : наверняка, каждый может себе представить ветки деревьев, покрытые инеем, напоминающие именно мохнатые лапы.

Но за этой кажущейся ласковостью скрывается и другой  образ – жестокой мачехи , которая наказывает нерадивых детей. Именно такими - несчастными, жалкими – выглядят  «воробышки игривые» . Недаром поэт сравнивает их с «сиротливыми детками» , которые прижались у окна, чтобы хоть как-то согреться.

Таким образом, зима у Есенина словно двуликий Янус: то одним лицом повернется, то другим. На этом противопоставлении и строится все стихотворение. Так метелица  «ковром шелковым стелется» , но  «больно холодна» . А вьюга, которая  «с ревом бешеным»   стучит по ставням и  «злится все сильней» , своей суровостью противостоит  «ясной красавице весне» , снящейся пташкам, голодным и усталым.

Таким образом, зима у Есенина словно двуликий Янус: то одним лицом повернется, то другим. На этом противопоставлении и строится все стихотворение. Так метелица  «ковром шелковым стелется» , но  «больно холодна» . А вьюга, которая  «с ревом бешеным»   стучит по ставням и  «злится все сильней» , своей суровостью противостоит  «ясной красавице весне» , снящейся пташкам, голодным и усталым.

Конечно, в поэзии является уже неким штампом стремление сравнивать зиму со старухой, косматой, седой, (ведь именно с сединой чаще всего связано представление читателя о снегах и метелях), а весну – с девицей-красавицей. Но Есенину удается избежать слишком очевидного повтора с помощью  мотива сна , который видят несчастные замерзшие воробышки.

Конечно, в поэзии является уже неким штампом стремление сравнивать зиму со старухой, косматой, седой, (ведь именно с сединой чаще всего связано представление читателя о снегах и метелях), а весну – с девицей-красавицей. Но Есенину удается избежать слишком очевидного повтора с помощью  мотива сна , который видят несчастные замерзшие воробышки.

Метафоры: зима поёт, аукает, баюкает лес; стозвон сосняка; облака плывут с тоской глубокою; метелица стелется шёлковым ковром; воробышки прижались; пташки озябли; вьюга стучит и злится; дремлют пташки; снится весна Эпитеты: мохнатый лес; глубокая тоска; седые облака; метелица холодна, воробышки игривые; пташки голодные, усталые; бешеный рёв; пташки нежные; вихри снежные; прекрасная, ясная красавица весна; шёлковым ковром Неологизм: стозвон Сравнение: как детки сиротливые Антитеза: пташки – вьюга; вихри - весна

Метафоры: зима поёт, аукает, баюкает лес; стозвон сосняка; облака плывут с тоской глубокою; метелица стелется шёлковым ковром; воробышки прижались; пташки озябли; вьюга стучит и злится; дремлют пташки; снится весна

Эпитеты: мохнатый лес; глубокая тоска; седые облака; метелица холодна, воробышки игривые; пташки голодные, усталые; бешеный рёв; пташки нежные; вихри снежные; прекрасная, ясная красавица весна; шёлковым ковром

Неологизм: стозвон

Сравнение: как детки сиротливые

Антитеза: пташки – вьюга; вихри - весна

Олицетворения:  зима аукает и баюкает;   метелица ковром шелковым стелется; а  вьюга злится все сильней . Все это – отголосок народных представлений о природе, наделенной духами. Однако автор явно рассчитывал на сочувствие читателя к бедным замерзшим птичкам и в то же время на осознание величественности и беспощадности природы, так как все живое беспомощно перед ее всемогуществом.

Олицетворения:  зима аукает и баюкает;   метелица ковром шелковым стелется; а  вьюга злится все сильней .

Все это – отголосок народных представлений о природе, наделенной духами. Однако автор явно рассчитывал на сочувствие читателя к бедным замерзшим птичкам и в то же время на осознание величественности и беспощадности природы, так как все живое беспомощно перед ее всемогуществом.

Понятие о лирическом герое Автор - Сергей Александрович Есенин, который написал лирическое стихотворение о зиме. Лирический герой — субъект высказывания в лирическом произведении, своего рода персонаж лирики.

Понятие о

лирическом герое

Автор - Сергей Александрович Есенин, который написал лирическое стихотворение о зиме.

Лирический герой — субъект высказывания в лирическом произведении, своего рода персонаж лирики.

Необычность звучанию придает особое построение строк. Каждая строфа состоит  из двустиший, объединенных парной рифмой, но конец второй строки заканчивается как будто продолжением, образующим свою рифму с продолжением второго двустишия. Поэтому каждая строфа внешне производит впечатление обычного четверостишия, по сути, являясь шестистишием, и звучит стихотворение тоже по-особенному, с перебивкой ритма. Таким образом, в стихотворении Сергея Есенина противопоставлены чувство нежной материнской любви и ощущение сиротливого одиночества, любования суровой красотой русской природы и тоски по светлому идеалу, безнадежности и надежды. Поэтому стихотворение не производит впечатления ученического – наоборот, уже здесь чувствуется самобытность автора, которая и будет отличать Есенина от множества других поэтов Серебряного века.

Необычность звучанию придает особое построение строк. Каждая строфа состоит  из двустиший, объединенных парной рифмой, но конец второй строки заканчивается как будто продолжением, образующим свою рифму с продолжением второго двустишия. Поэтому каждая строфа внешне производит впечатление обычного четверостишия, по сути, являясь шестистишием, и звучит стихотворение тоже по-особенному, с перебивкой ритма.

Таким образом, в стихотворении Сергея Есенина противопоставлены чувство нежной материнской любви и ощущение сиротливого одиночества, любования суровой красотой русской природы и тоски по светлому идеалу, безнадежности и надежды. Поэтому стихотворение не производит впечатления ученического – наоборот, уже здесь чувствуется самобытность автора, которая и будет отличать Есенина от множества других поэтов Серебряного века.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
Анализ стихотворения С.А. Есенина "Поёт зима - аукает"

Автор: Симигина Ольга Сергеевна

Дата: 18.01.2015

Номер свидетельства: 157286

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "Задания для анализа стихотворения С. Есенина "Поёт зима, аукает.""
    ["seo_title"] => string(69) "zadaniia_dlia_analiza_stikhotvorieniia_s_iesienina_poiot_zima_aukaiet"
    ["file_id"] => string(6) "402664"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1490268068"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(46) ""Здравствуй, гостья-Зима" "
    ["seo_title"] => string(26) "zdravstvui-ghost-ia-zima-1"
    ["file_id"] => string(6) "180461"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425199936"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(40) "Творчество Некрасова "
    ["seo_title"] => string(23) "tvorchiestvo-niekrasova"
    ["file_id"] => string(6) "156712"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1421481051"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства