kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

АЛГОРИТМ ПОДГТОВКИ К СОЧИНЕНИЮ ПО ТВОРЧЕСТВУ М.Ю.ЛЕРМОНТОВА

Нажмите, чтобы узнать подробности

Аннотация В презентации рассказывается о подготовке к творческой работе по лирике М.Ю.Лермонтова, даются понятия «восприятие, истолкование, оценка», разъясняется жанр сочинения, предлагаются три типа вступления (1. Связанное с эпохой создания и биографией поэта; 2. Связанное с осбенностями жанра, стилистикой ; 3. Личностное, эмоциональное ) ; подробно рассматривается работа над основной частью, обращается внимание на роль цветовых и звуковых образов, тропов и синтаксических фигур. Кроме этого предложено несколько планов к сочинениям по произведениям М.Ю.Лермонтова. Презентация полезна как учащимся 9 класса, так и выпускникам 11-х.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«АЛГОРИТМ ПОДГТОВКИ К СОЧИНЕНИЮ ПО ТВОРЧЕСТВУ М.Ю.ЛЕРМОНТОВА »

Аннотация

Аннотация

АЛГОРИТМ ПОДГОТОВКИ  К СОЧИНЕНИЮ ПО ТВОРЧЕСТВУ  М.Ю.ЛЕРМОНТОВА    Восприятие, истолкование, оценка  лирического стихотворения

АЛГОРИТМ ПОДГОТОВКИ

К СОЧИНЕНИЮ ПО ТВОРЧЕСТВУ

М.Ю.ЛЕРМОНТОВА

Восприятие, истолкование, оценка

лирического стихотворения

Лирическое стихотворение  является произведением  о мыслях и чувствах человека  и адресовано к его духовной  и душевной сфере .

Лирическое стихотворение

является произведением

о мыслях и чувствах человека

и адресовано к его духовной

и душевной сфере .

« Восприятие — непосредственное  чувственное отражение действительности в сознании, способность воспринимать, различать и усваивать явления внешнего мира». (Словарь С.И.Ожегова)

« Восприятие — непосредственное

чувственное отражение действительности в сознании, способность воспринимать, различать и усваивать явления внешнего мира». (Словарь С.И.Ожегова)

Первое , что Вы должны сделать, приступая непосредственно к разбору лирического стихотворения, — это попытаться понять и осмыслить то,  о чём говорится в стихотворении.

Первое , что Вы должны сделать, приступая непосредственно к разбору

лирического стихотворения, — это попытаться понять и осмыслить то,

о чём говорится в стихотворении.

« Истолковать  — дать чему-либо какое-либо толкование, объяснение; объяснить каким-либо образом».  (Словарь русского языка, АН СССР )

« Истолковать — дать чему-либо какое-либо толкование, объяснение; объяснить каким-либо образом».

(Словарь русского языка, АН СССР )

Объяснение, прояснение смысла (слова, производные от слова «ясный») является следующим этапом работы  понимания и осмысления информации , заложенной в формулировке темы сочинения .

Объяснение, прояснение смысла (слова, производные от слова «ясный») является следующим этапом работы понимания и осмысления информации , заложенной в формулировке темы сочинения .

Последним опорным словом в формулировке темы сочинения является слово  оценка , которое может быть истолковано как «мнение о ценности, уровне или значении кого или чего-нибудь»  (Словарь С. И. Ожегова).

Последним опорным словом в формулировке темы сочинения является слово оценка , которое может быть истолковано как «мнение о ценности, уровне или значении кого или чего-нибудь»

(Словарь С. И. Ожегова).

Жанр сочинения , которое предстоит написать,  можно охарактеризовать как сочинение-размышление, сочинение-рассуждение  о конкретном стихотворении  (или нескольких стихотворениях) .

Жанр сочинения ,

которое предстоит написать,

можно охарактеризовать

как сочинение-размышление,

сочинение-рассуждение

о конкретном стихотворении

(или нескольких стихотворениях) .

Наблюдения над содержанием и формой лирического произведения должны привести Вас к оценке  достоинств произведения литературы . В этом и заключается основная задача.

Наблюдения над содержанием и формой лирического произведения должны привести Вас к оценке достоинств произведения литературы . В этом и заключается основная задача.

Одна из главных опасностей, подстерегающая Вас при работе над этой темой, — превращение разговора о лирическом произведении в разложение на составляющие .  О пагубности подобного обращения со словом прекрасно сказал Л. Н. Толстой в дневнике работы Яснополянской школы: «Никак не отдаёт без борьбы человек и ребёнок своё живое слово на механическое разложение и уродование. Есть какое-то чувство самосохра- нения в этом живом слове.

Одна из главных опасностей, подстерегающая Вас при работе над этой темой, — превращение разговора о лирическом произведении в разложение на составляющие .

О пагубности подобного обращения со словом прекрасно сказал Л. Н. Толстой в дневнике работы Яснополянской школы: «Никак не отдаёт без борьбы человек и ребёнок своё живое слово на механическое разложение и уродование. Есть какое-то чувство самосохра- нения в этом живом слове.

Ежели должно развиваться, то оно стремится развиваться  самостоятельно и сообразно только со всеми жизненными условиями.  Только если вы хотите поймать это слово,.. как оно, с живою мыслью и содержанием,  сжалось, спряталось, и у вас в руках остаётся одна шелуха...»

Ежели должно развиваться,

то оно стремится развиваться

самостоятельно и сообразно только со всеми жизненными условиями.

Только если вы хотите поймать это слово,.. как оно, с живою мыслью и содержанием,

сжалось, спряталось, и у вас в руках остаётся одна шелуха...»

Хочется помочь Вам увидеть, что лермонтовский «Парус» или пушкинский «Пророк» — это чудо искусства, знакомство с которым позволяет сделать множество больших и малых открытий , причём возможность такого открытия есть не только у нас, учителей, но и у Вас, ребята. И, разумеется, подобные находки в лирических произведениях возможны только тогда, когда мы воспринимаем их в единстве формы и содержания — в союзе «волшебных звуков, чувств и дум».

Хочется помочь Вам увидеть, что лермонтовский «Парус» или пушкинский «Пророк» — это чудо искусства, знакомство с которым позволяет сделать множество больших и малых открытий , причём возможность такого открытия есть не только у нас, учителей, но и у Вас, ребята.

И, разумеется, подобные находки в лирических произведениях возможны только тогда, когда мы воспринимаем их в единстве формы и содержания — в союзе «волшебных звуков, чувств и дум».

Как начать?  Вступление 1.  Связать предложенный для анализа текст с эпохой его создани я и биографи ей поэта .  Ищем определённый смыслообразующий фактор: как дата создания произведения связана с эво л юцией творческого пути поэта

Как начать?

Вступление 1.

Связать предложенный для анализа текст с эпохой его создани я и биографи ей поэта .

Ищем определённый смыслообразующий фактор: как дата создания произведения связана с эво л юцией творческого пути поэта"и было ли это произведение созвучн о исторической обстановке в стране или звучало диссонансом к ней.

Вступление 2.   Теоретическое . В этом  случае стоит вспомнить, например, об осо бен ностях жанра стихотворения, его принадлежности к сти л истике определенного литературного направления, которые буду т подтверждаться в основной части сочине ния.

Вступление 2.

Теоретическое . В этом случае стоит вспомнить, например, об осо бен ностях жанра стихотворения, его принадлежности к сти л истике определенного литературного направления, которые буду т подтверждаться в основной части сочине ния.

Вступление 3. Возможно и личностн ое, эмо циональное вступление  к сочинению, содержащее впечатление читателя , приступившего к интерпретации прочита нного стихотворения, но не забывайте о том, что излишние эмоции здесь явно неуместны.

Вступление 3.

Возможно и личностн ое, эмо циональное вступление к сочинению, содержащее впечатление читателя , приступившего к интерпретации прочита нного стихотворения, но не забывайте о том, что излишние эмоции здесь явно неуместны.

Пишем главную часть.  Целесообразно начать с исследования того элемента (слова, знака препинания, особенностей ритма и рифмы, длины стихотворной строки, даже пробела) , который кажется самым «тёмным», непонятным.  Можно начинать анализ текста с того композиционного элемента, который наиболее заметен в тексте. Это может быть звуковой или цветовой образ , бросающийся в глаза троп или синтаксическая фигура . Но важно не только отметить его, следует понять, какой смысл стоит за ним, и доказательно аргументировать свою точку зрения

Пишем главную часть.

Целесообразно начать с исследования того элемента (слова, знака препинания, особенностей ритма и рифмы, длины стихотворной строки, даже пробела) , который кажется самым «тёмным», непонятным.

Можно начинать анализ текста с того композиционного элемента, который наиболее заметен в тексте. Это может быть звуковой или цветовой образ , бросающийся в глаза троп или синтаксическая фигура . Но важно не только отметить его, следует понять, какой смысл стоит за ним, и доказательно аргументировать свою точку зрения

Какие же элементы могут стать смыслообра- зующими, на что стоит обращать внимание?   Поэтические образы нередко создаются при помощи  звукописи. Много наблюдений можно сделать над лексикой, особенно над словами, использующимися  метафорично , в переносных значениях. 3. Традиционно при анализе стихотворений советуют наблюдать за использованием «цветовых» слов.

Какие же элементы могут стать смыслообра- зующими, на что стоит обращать внимание?

  • Поэтические образы нередко создаются при помощи звукописи.
  • Много наблюдений можно сделать над лексикой, особенно над словами, использующимися метафорично , в переносных значениях.

3. Традиционно при анализе стихотворений советуют наблюдать за использованием «цветовых» слов.

4. Иногда оказывается полезным понаблюдать за использованием в поэтическом тексте различных частей речи . Например, часть стихотворения, насыщенная глаголами, как правило,  более динамична, чем часть, в которой глаголов мало или совсем нет.

4. Иногда оказывается полезным понаблюдать за использованием в поэтическом тексте различных частей речи . Например, часть стихотворения, насыщенная глаголами, как правило,

более динамична, чем часть, в которой глаголов мало или совсем нет.

5. Смыслообразующими могут стать особенности синтаксиса , которые именуют в стиховедении стилистическими фигурами ( инверсии, анафоры, эпифоры, многосоюзие, вопросы и восклицания и другие). 6. Важную смыслообразующую роль могут играть и собственно  стиховые элементы лирического текста — ритм, рифма, стихотворный размер, длина стиха и т. п.

5. Смыслообразующими могут стать особенности синтаксиса , которые именуют в стиховедении стилистическими фигурами ( инверсии, анафоры, эпифоры, многосоюзие, вопросы и восклицания и другие).

6. Важную смыслообразующую роль могут играть и собственно стиховые элементы лирического текста — ритм, рифма, стихотворный размер, длина стиха и т. п.

7 . Размер стихотворения также может соотноситься со смыслом. Хорей — более динамичный, «скачущий» размер, чем, например, анапест, это наблюдение гложет помочь при анализе некоторых стихотворений.  8. Смыслообразующую роль может играть и графика текста, определённая форма записи стихотворения.

7 . Размер стихотворения также может соотноситься со смыслом. Хорей — более динамичный, «скачущий» размер, чем, например, анапест, это наблюдение гложет помочь при анализе некоторых стихотворений.

8. Смыслообразующую роль может играть и графика текста, определённая форма записи стихотворения.

Если стержень содержания — идея — уже ясна при содержательном анализе, то зачем тогда нужен анализ формы? Любой формальный элемент текста необходимо рассматривать только в отношении к содержанию. Поэтому схема — лишь напоминание о том наборе критериев оценки текста, принципов его анализа, о которых нельзя забыть в процессе написания сочинения . А их порядок и иерархия - дело автора работы, свидетельствующее о его литературоведческой подготовке, культурном уровне, времени создания интерпретации, литературных способностях.

Если стержень содержания — идея — уже ясна при содержательном анализе, то зачем тогда нужен анализ формы? Любой формальный элемент текста необходимо рассматривать только в отношении к содержанию. Поэтому схема лишь напоминание о том наборе критериев оценки текста, принципов его анализа, о которых нельзя забыть в процессе написания сочинения . А их порядок и иерархия - дело автора работы, свидетельствующее о его литературоведческой подготовке, культурном уровне, времени создания интерпретации, литературных способностях.

Как закончить сочинение?    В заключении сочинения обычно делается вывод, развивающий мысли, заложенные во вступлении .  Это могут быть рассуждения историко-биографического плана, возможно и «вписывание» стихотворения в контекст либо всего творчества поэта, либо какого-то из основных мотивов лирики.

Как закончить сочинение?

В заключении сочинения обычно делается вывод, развивающий мысли, заложенные во вступлении .

Это могут быть рассуждения историко-биографического плана, возможно и «вписывание» стихотворения в контекст либо всего творчества поэта, либо какого-то из основных мотивов лирики.

При достаточно широкой литературной эрудиции автора сочинения
  • При достаточно широкой литературной эрудиции автора сочинения

уместно провести параллели с похожими стихотворениями в русской и мировой поэзии.

Возможно и эмоциональное заключение , но оно не должно выливаться в безликое «мне понравилось», а в живой и доказательной манере должно объяснять , что же именно привлекло автора в исследуемом тексте, что лично ему дал произведенный анализ для более глубокого понимания этого стихотворения и лирики вообще.

Несколько советов авторам будущих выпускных сочинений Правило первое Выбирайте анализ лирики , если хорошо знаете поэзию названного автора или конкретное стихотворение.  Правило второе

Несколько советов авторам будущих выпускных сочинений

Правило первое

  • Выбирайте анализ лирики , если хорошо знаете поэзию названного автора или конкретное стихотворение.

Правило второе

  • Для хорошего, грамотного, всестороннего анализа Вам необходимо свободно ориентироваться в творчестве поэта, знать его (творчества) основные этапы, идеи, образы, даже если об этом, как кажется, нет ни слова в формулировке темы .
Правило третье    Если для анализа предложено слишком известное, хрестоматийное произведение (например, пушкинский «Памятник»),  но Вы решили взять тему,  постарайтесь выстроить размышление, избегая штампов в содержании .

Правило третье

Если для анализа предложено слишком известное, хрестоматийное произведение (например, пушкинский «Памятник»),

но Вы решили взять тему,

постарайтесь выстроить размышление, избегая штампов в содержании .

Правило четвёртое    Постарайтесь трезво оценить свои силы: например, если для анализа предлагается выбрать стихотворение поэта XX века, то между общеизвестным и неизведанным , выбирайте общеизвестное; не проявляйте ненужной самостоятельности —  вспомните уроки литературы.

Правило четвёртое

Постарайтесь трезво оценить свои силы: например, если для анализа предлагается выбрать стихотворение поэта XX века, то между общеизвестным и неизведанным , выбирайте общеизвестное; не проявляйте ненужной самостоятельности —

вспомните уроки литературы.

Правило пятое, общее    Внимательно прочитайте формулировку темы. Нельзя просто излагать в своей работе решительно всё, что вам известно о стихотворении. Помните, сочинение — это творческая работа, предполагающая  ваше умение свободно обращаться с материалом, выбирая необходимое, отбрасывая излишнее (это касается  и работ, посвящённых прозе).

Правило пятое, общее

Внимательно прочитайте формулировку темы. Нельзя просто излагать в своей работе решительно всё, что вам известно о стихотворении. Помните, сочинение — это творческая работа, предполагающая

ваше умение свободно обращаться с материалом, выбирая необходимое, отбрасывая излишнее (это касается

и работ, посвящённых прозе).

Правило шестое    Сформулируйте проблему работы . Попытайтесь понять, чего именно от вас хотят:  1 .«просто» проанализировать стихотворение ;  2.сопоставить его с каким-либо другим стихотворением (этого или другого автора);  3.проследить определённую идею или образ в лирике или творчестве автора;  4.объяснить роль каких-либо поэтических средств (тропов) в стихотворении .

Правило шестое

Сформулируйте проблему работы .

Попытайтесь понять, чего именно от вас хотят:

1 .«просто» проанализировать стихотворение ;

2.сопоставить его с каким-либо другим стихотворением (этого или другого автора);

3.проследить определённую идею или образ в лирике или творчестве автора;

4.объяснить роль каких-либо поэтических средств (тропов) в стихотворении .

Правило седьмое    Для сочинений на эту тему нельзя предложить единого, типового плана. В вашем рассуждении нужно выделить несколько обязательных элементов:  1. время и место создания произведения, история его возникновения, связь с остальным творчеством автора;  2. тема стихотворения (предмет изображения), особенности жанра (если его можно определить), идея (главная мысль)  3. образы, использованные в данном стихотворении;  4. средства их создания (тропы);  5. композиция произведения.  Последовательность изложения этих пунктов может  варьироваться по вашему усмотрению .

Правило седьмое

Для сочинений на эту тему нельзя предложить единого, типового плана. В вашем рассуждении нужно выделить несколько обязательных элементов:

1. время и место создания произведения, история его возникновения, связь с остальным творчеством автора;

2. тема стихотворения (предмет изображения), особенности жанра (если его можно определить), идея (главная мысль)

3. образы, использованные в данном стихотворении;

4. средства их создания (тропы);

5. композиция произведения.

Последовательность изложения этих пунктов может

варьироваться по вашему усмотрению .

Тема Родины в творчестве М.Ю. Лермонтова  Примерный план. Любовь к Родине неоднозначна и порой мучительна. Лермонтов — патриот своего Отечества. Рабски покорная Россия ненавистна поэту: а) «... немытая Россия страна рабов, страна господ...» («Прощай, немытая Россия»); б) Страна, где «стонет человек от рабства и цепей» («Жалобы турка»). Что Лермонтов противопоставляет современности: а) славное прошлое России («Песня про купца Калашникова»); б) поколение «детей двенадцатого года» («Бородино»).

Тема Родины в творчестве М.Ю. Лермонтова

Примерный план.

  • Любовь к Родине неоднозначна и порой мучительна.
  • Лермонтов — патриот своего Отечества.
  • Рабски покорная Россия ненавистна поэту:

а) «... немытая Россия страна рабов, страна господ...» («Прощай, немытая Россия»);

б) Страна, где «стонет человек от рабства и цепей» («Жалобы турка»).

  • Что Лермонтов противопоставляет современности:

а) славное прошлое России («Песня про купца Калашникова»);

б) поколение «детей двенадцатого года» («Бородино»).

  • Изображение поколения 30-х годов XIX века («Дума»).
  • «Люблю Отчизну я, но странною любовью...» («Родина»).
  • Родные просторы, природа лечит израненную душу человека («Как часто пестрою толпою окружен»).
  • Поэзия Лермонтова - новое звено в цепи исторического развития общества.
Пояснения .  Лермонтов как человек своего поколения стремится к анализу действительности. Увы, то, что он видит, «иль пусто, иль темно».  Поэту чужд был показной патриотизм и поэтому он не приемлет официальную точку зрения, согласно которой современная ему Россия - почти идеальное государство. Россия Лермонтова предстает в другом виде, это - страна рабов, страна господ...  Лермонтов противопоставляет современности славное прошлое России. Так он размышляет о проблеме положительного героя.  Героическим поэт называет и поколение «детей двенадцатого года», победивших в войне 1812 года.  Затем уместно было бы противопоставление героического поколения 30-х годов XIX века. Неспособность, а чаще нежелание найти применение силам в жизни - главная беда человека в России того времени.  В стихотворении «Родина» поэт подводит итог своим размышлениям о том, что есть для него Отчизна .

Пояснения .

Лермонтов как человек своего поколения стремится к анализу действительности. Увы, то, что он видит, «иль пусто, иль темно».

Поэту чужд был показной патриотизм и поэтому он не приемлет официальную точку зрения, согласно которой современная ему Россия - почти идеальное государство. Россия Лермонтова предстает в другом виде, это - страна рабов, страна господ...

Лермонтов противопоставляет современности славное прошлое России. Так он размышляет о проблеме положительного героя.

Героическим поэт называет и поколение «детей двенадцатого года», победивших в войне 1812 года.

Затем уместно было бы противопоставление героического поколения 30-х годов XIX века. Неспособность, а чаще нежелание найти применение силам в жизни - главная беда человека в России того времени.

В стихотворении «Родина» поэт подводит итог своим размышлениям о том, что есть для него Отчизна .

Судьба поэта в лирике М.Ю. Лермонтова  Ориентировочный план сочинения. I .(Вступление.) Традиционный взгляд на назначение поэта и поэзии в русской литературе от Г.Р. Державина до А.С. Пушкина. II . (Главная часть.) 1. ..«Смерть Поэта» как литературный дебют М.Ю. Лермонтова. М.Ю. Лермонтов об исторической роли А.С. Пушкина и трагической участи Поэта в современном мире. 2. «Пророк» М.Ю. Лермонтова и эпоха, его породившая. а) «Пророк» как отклик-размышление, отклик-возражение на стихотворение А.С. Пушкина с тем же названием. б) Противостояние поэта и толпы как устойчивый мотив лирики М.Ю. Лермонтова. в) Какие идеалы поэт-пророк пытается пронести неизменными через скепсис и неверие своей эпохи?

Судьба поэта в лирике М.Ю. Лермонтова

Ориентировочный план сочинения.

I .(Вступление.)

Традиционный взгляд на назначение поэта и поэзии в русской литературе от Г.Р. Державина до А.С. Пушкина.

II . (Главная часть.)

1. ..«Смерть Поэта» как литературный дебют М.Ю. Лермонтова. М.Ю. Лермонтов об исторической роли А.С. Пушкина и трагической участи Поэта в современном мире.

2. «Пророк» М.Ю. Лермонтова и эпоха, его породившая.

а) «Пророк» как отклик-размышление, отклик-возражение на стихотворение А.С. Пушкина с тем же названием.

б) Противостояние поэта и толпы как устойчивый мотив лирики М.Ю. Лермонтова.

в) Какие идеалы поэт-пророк пытается пронести неизменными через скепсис и неверие своей эпохи?

3. Развернутое сравнение поэзии и оружия, прошлого и настоящего в стихотворении «Поэт» (1838 г.). а) Сравнение прошлого и настоящего в судьбе кинжала. б) Судьба поэзии «вчера» и «сегодня» в) Гражданский пафос заключительных строк. Какой призыв звучит в них? III . (Заключение.) Как размышления о назначении поэта и поэзии в обществе,  о противопоставлении поэта и толпы, обращение к поэзии  как к голосу народа характеризуют лирического героя М.Ю. Лермонтова? Что нового внес поэт в размышления на данную тему по сравнению со своими предшественниками? Близка ли вам позиция М.Ю. Лермонтова в его понимании роли поэтического слова?

3. Развернутое сравнение поэзии и оружия, прошлого и настоящего в стихотворении «Поэт» (1838 г.).

а) Сравнение прошлого и настоящего в судьбе кинжала.

б) Судьба поэзии «вчера» и «сегодня»

в) Гражданский пафос заключительных строк. Какой призыв звучит в них?

III . (Заключение.)

Как размышления о назначении поэта и поэзии в обществе,

о противопоставлении поэта и толпы, обращение к поэзии

как к голосу народа характеризуют лирического героя

М.Ю. Лермонтова? Что нового внес поэт в размышления на данную тему по сравнению со своими предшественниками? Близка ли вам позиция М.Ю. Лермонтова в его понимании

роли поэтического слова?

Лирический герой поэзии М.Ю. Лермонтова (на примере 3-4 стихотворений по выбору ученика)  Михаил Юрьевич Лермонтов. Что значит это имя для русского человека? Что значит это имя для меня?  Читая стихи М.Ю. Лермонтова, то как бы переношусь в таинственный мир, в котором важен каждый звук, каждое слово, каждое движение души. В такой поэзии можно найти ответ на любой волнующий тебя вопрос. К ней обращаешься в трудные минуты жизни за советом, нравственным наставлением. Здесь можно почерпнуть что-то новое, ощутить то, что ты сам являешься частицей этого необъятного мира. Читая стихи Лермонтова, я всякий раз ловлю себя на мысли, что они не созданы человеком, а как бы возникли из самой природы, поэтому существуют вечно.

Лирический герой поэзии М.Ю. Лермонтова (на примере 3-4 стихотворений по выбору ученика)

Михаил Юрьевич Лермонтов. Что значит это имя для русского человека? Что значит это имя для меня?

Читая стихи М.Ю. Лермонтова, то как бы переношусь в таинственный мир, в котором важен каждый звук, каждое слово, каждое движение души. В такой поэзии можно найти ответ на любой волнующий тебя вопрос. К ней обращаешься в трудные минуты жизни за советом, нравственным наставлением. Здесь можно почерпнуть что-то новое, ощутить то, что ты сам являешься частицей этого необъятного мира. Читая стихи Лермонтова, я всякий раз ловлю себя на мысли,

что они не созданы человеком, а как бы возникли из самой природы, поэтому существуют вечно.

В чем же секрет его поэтического дара? Я думаю, что он заключается в постоянном одиночестве Лермонтова, преследовавшем его с детства, поэтому стихи пронизаны глубоким отчаянием, болью и скрытой силой. Это энциклопедия чувств и переживаний, лирический дневник, в котором запечатлены самые незаметные изменения состояния души. Здесь и любовь, и отчаяние, и гнев, и скорбь, и грусть. В стихотворении

В чем же секрет его поэтического дара? Я думаю, что он заключается в постоянном одиночестве Лермонтова, преследовавшем его с детства, поэтому стихи пронизаны глубоким отчаянием, болью и скрытой силой. Это энциклопедия чувств и переживаний, лирический дневник, в котором запечатлены самые незаметные изменения состояния души. Здесь и любовь, и отчаяние, и гнев, и скорбь, и грусть. В стихотворении "И скучно и грустно" поэт размышляет о смысле жизни, ее жестокости, быстротечности и непредсказуемости:

И скучно и грустно, и некому руку подать

В минуту душевной невзгоды...

Желанья!., что пользы напрасно и вечно желать?

А годы проходят — все лучшие годы!

В душе лирического героя все рушится, он приходит к выводу о полной бессмысленности и ненужности жизни, бренности всего земного, ничтожности человека:  И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг, -  Такая пустая и глупая шутка.  Лермонтовская поэзия многолика. Поражает то, как поэт образно и доступно объяснялся в любви к России, раскрывал глубину своего чувства. Поэт и гражданин, он страдал и переживал, искал ответы на наиболее злободневные вопросы, связанные с судьбой Отечества. Но отношение к Родине у него было противоречивым. Он гордился ее историческим прошлым, героизмом и мужеством народа, защищавшего свою землю до последнего вздоха. Лермонтов любил необъятные просторы России, ее природу. Ему были дороги и милы степи, безбрежные леса и реки:

В душе лирического героя все рушится, он приходит к выводу о полной бессмысленности и ненужности жизни, бренности всего земного, ничтожности человека:

И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг, -

Такая пустая и глупая шутка.

Лермонтовская поэзия многолика. Поражает то, как поэт образно и доступно объяснялся в любви к России, раскрывал глубину своего чувства. Поэт и гражданин, он страдал и переживал, искал ответы на наиболее злободневные вопросы, связанные с судьбой Отечества. Но отношение к Родине у него было противоречивым. Он гордился ее историческим прошлым, героизмом и мужеством народа, защищавшего свою землю до последнего вздоха. Лермонтов любил необъятные просторы России, ее природу. Ему были дороги и милы степи, безбрежные леса и реки:

Люблю дымок спаленной жнивы,  В степи ночующий обоз  И на холме средь желтой нивы  Чету белеющих берез. Поэт ненавидел самовластие и тиранию, презирал свое поколение, не способное к борьбе. Эти мысли звучат в

Люблю дымок спаленной жнивы,

В степи ночующий обоз

И на холме средь желтой нивы

Чету белеющих берез.

Поэт ненавидел самовластие и тиранию, презирал свое поколение, не способное к борьбе. Эти мысли звучат в "Думе":

К добру и злу постыдно равнодушны,

В начале поприща мы вянем без борьбы:

Перед опасностью позорно малодушны

И перед властию — презренные рабы.

Лермонтов был в отчаянии, так как не видел правильного и благополучного пути, по которому могла бы пойти Россия. Его не удовлетворяло ее настоящее, но и не менее безотрадным представлялось будущее

Страдания поэта усиливались в связи с тем, что современники не понимали главного (стихотворение «Пророк») :  Провозглашать я стал любви  И правды чистые ученья :  В меня все ближние мои  Бросали бешено каменья.  Он сознавал свою отчужденность и одиночество. Эти мотивы воплотились в ряде основных образов его поэзии: парусе, пустыне, пальме, утесе и многих других. В стихотворении

Страдания поэта усиливались в связи с тем, что современники не понимали главного (стихотворение «Пророк») :

Провозглашать я стал любви

И правды чистые ученья :

В меня все ближние мои

Бросали бешено каменья.

Он сознавал свою отчужденность и одиночество. Эти мотивы воплотились в ряде основных образов его поэзии: парусе, пустыне, пальме, утесе и многих других. В стихотворении "Листок" Лермонтов сравнивал свою судьбу с судьбой одинокого листка, обреченного, как и он сам, на скитания:

Дубовый листок оторвался от ветки родимой

И в степь укатился, жестокою бурей гонимый;

Засох и увял он от холода, зноя и горя

И вот наконец докатился до Черного моря.

О своей неприкаянности поэт говорил в стихотворении

О своей неприкаянности поэт говорил в стихотворении "Парус". Он предпочитал жизнь, полную радостей и страданий, спокойному, равнодушному существованию:

Под ним струя светлей лазури,

Над ним луч солнца золотой...

А он, мятежный, просит бури,

Как будто в бурях есть покой!

Разлад между мечтами и действительностью был слишком велик. В результате Лермонтов перестал верить во взаимопонимание между людьми и в любовь. Она приносила ему не радость, а грусть:

Я жить хочу, хочу печали  Любви и счастию назло:  Они мой ум избаловали  И слишком сгладили чело.  Жизненная трагедия поэта, его внутреннее одиночество определили драматичность его творений и романтическое видение мира. Лирический герой Лермонтова очень похож на него самого. В молодости его сравнивали с Байроном, так как он начал с подражания ему. Поэт вовсе не отказывался от внутреннего родства с ним, но всегда хотел быть иным:  Нет, я не Байрон, я другой,  Еще неведомый избранник,  Как он, гонимый миром странник,  Но только с русскою душой.

Я жить хочу, хочу печали

Любви и счастию назло:

Они мой ум избаловали

И слишком сгладили чело.

Жизненная трагедия поэта, его внутреннее одиночество определили драматичность его творений и романтическое видение мира. Лирический герой Лермонтова очень похож на него самого. В молодости его сравнивали с Байроном, так как он начал с подражания ему. Поэт вовсе не отказывался от внутреннего родства с ним, но всегда хотел быть иным:

Нет, я не Байрон, я другой,

Еще неведомый избранник,

Как он, гонимый миром странник,

Но только с русскою душой.

Судьба Лермонтова была более трагична. Он считал себя прежде всего национальным поэтом, обличителем и понимал, что выбран- ный им путь правдивого художника российской действительности неизбежно повлечет за собой его смерть, которая окончательно довершит разочарование в жизни и поставит точку в поединке Лермонтова с нею.

Итак, все творчество поэта —это его размышления о смысле сущест- вования, судьбе своей Родины, о смерти и вечности. Темы, к кото- рым он обращался, очень актуальны в наше время, когда Россия находится на историческом перепутье, когда разрушилось все то, что в течение почти восьмидесяти лет считалось непоколебимым и в чем большинство людей даже не сомневалось. Сейчас особенно остро встали вопросы о путях выхода из экономического и полити- ческого кризиса и ответственности каждого человека за судьбу Рос- сии. Поэтому неудивительно, что к стихам Лермонтова обращаются очень многие. Ведь это поэт и гражданин, который глубоко любил свою Родину и учил не только своих современников, но и потомков справедливости, доброте и умению понимать и чувствовать прекрасное.

Наука утверждает, что нет универсально­го «ключа» к любому стихотворению. Поэтому задача читателя-школьника — в каждом отдельном случае найти такой «ключ». Но даже самые подготовленные читатели не могут исчерпать до конца смысл лирического текста, в нём всегда остаётся какая-то загадка.

Наука утверждает, что нет универсально­го «ключа» к любому стихотворению. Поэтому задача читателя-школьника — в каждом отдельном случае найти такой «ключ». Но даже самые подготовленные читатели не могут исчерпать до конца смысл лирического текста, в нём всегда остаётся какая-то загадка.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
АЛГОРИТМ ПОДГТОВКИ К СОЧИНЕНИЮ ПО ТВОРЧЕСТВУ М.Ю.ЛЕРМОНТОВА

Автор: Шевчук Татьяна Николаевна

Дата: 29.10.2015

Номер свидетельства: 245474


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства