АЛГОРИТМ ПОДГТОВКИ К СОЧИНЕНИЮ ПО ТВОРЧЕСТВУ М.Ю.ЛЕРМОНТОВА
АЛГОРИТМ ПОДГТОВКИ К СОЧИНЕНИЮ ПО ТВОРЧЕСТВУ М.Ю.ЛЕРМОНТОВА
Аннотация
В презентации рассказывается о подготовке к творческой работе по лирике М.Ю.Лермонтова,
даются понятия «восприятие, истолкование, оценка», разъясняется жанр сочинения, предлагаются три типа вступления (1. Связанное с эпохой создания и биографией поэта; 2. Связанное с осбенностями жанра, стилистикой ; 3. Личностное, эмоциональное ) ;
подробно рассматривается работа над основной частью, обращается внимание на роль цветовых и звуковых образов, тропов и синтаксических фигур. Кроме этого предложено несколько планов
к сочинениям по произведениям М.Ю.Лермонтова.
Презентация полезна как учащимся 9 класса, так и выпускникам 11-х.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«АЛГОРИТМ ПОДГТОВКИ К СОЧИНЕНИЮ ПО ТВОРЧЕСТВУ М.Ю.ЛЕРМОНТОВА »
Аннотация
АЛГОРИТМ ПОДГОТОВКИ
К СОЧИНЕНИЮ ПО ТВОРЧЕСТВУ
М.Ю.ЛЕРМОНТОВА
Восприятие, истолкование, оценка
лирического стихотворения
Лирическое стихотворение
является произведением
о мыслях и чувствах человека
и адресовано к его духовной
и душевной сфере .
« Восприятие — непосредственное
чувственное отражение действительности в сознании, способность воспринимать, различать и усваивать явления внешнего мира». (Словарь С.И.Ожегова)
Первое , что Вы должны сделать, приступая непосредственно к разбору
лирического стихотворения, — это попытатьсяпонять и осмыслить то,
о чём говорится в стихотворении.
«Истолковать — дать чему-либо какое-либо толкование, объяснение; объяснить каким-либо образом».
(Словарь русского языка, АН СССР )
Объяснение, прояснение смысла (слова, производные от слова «ясный») является следующим этапом работы пониманияиосмысленияинформации , заложенной в формулировке темы сочинения .
Последним опорным словом в формулировке темы сочинения является слово оценка, которое может быть истолковано как «мнение о ценности, уровне или значении кого или чего-нибудь»
(Словарь С. И. Ожегова).
Жанр сочинения ,
которое предстоит написать,
можно охарактеризовать
как сочинение-размышление,
сочинение-рассуждение
о конкретном стихотворении
(или нескольких стихотворениях) .
Наблюдения над содержанием и формой лирического произведения должны привести Вас коценкедостоинств произведения литературы . В этом и заключается основная задача.
Одна из главных опасностей, подстерегающая Вас при работе над этой темой, — превращение разговора о лирическом произведении в разложение на составляющие.
О пагубности подобного обращения со словом прекрасно сказал Л. Н. Толстой в дневнике работы Яснополянской школы: «Никак не отдаёт без борьбы человек и ребёнок своё живое слово на механическое разложение и уродование. Есть какое-то чувство самосохра- нения в этом живом слове.
Ежели должно развиваться,
то оно стремится развиваться
самостоятельно и сообразно только со всеми жизненными условиями.
Только если вы хотите поймать это слово,.. как оно, с живою мыслью и содержанием,
сжалось, спряталось, и у вас в руках остаётся одна шелуха...»
Хочется помочь Вам увидеть, что лермонтовский «Парус» или пушкинский «Пророк» — это чудо искусства, знакомство с которым позволяет сделать множество больших и малыхоткрытий, причём возможность такого открытия есть не только у нас, учителей, но и у Вас, ребята.
И, разумеется, подобные находки в лирических произведениях возможны только тогда, когда мы воспринимаем их в единстве формы и содержания — в союзе «волшебных звуков, чувств и дум».
Как начать?
Вступление 1.
Связать предложенный для анализа текст сэпохой его создания ибиографией поэта .
Ищем определённый смыслообразующий фактор: как дата создания произведения связана с эво л юцией творческого пути поэта"и было ли это произведение созвучн о исторической обстановке в стране или звучало диссонансом к ней.
Вступление 2.
Теоретическое . В этомслучае стоит вспомнить, например, об осо бен ностях жанра стихотворения, его принадлежности к сти л истике определенного литературного направления, которые буду т подтверждаться в основной части сочине ния.
Вступление 3.
Возможно иличностное, эмоциональное вступлениек сочинению, содержащее впечатление читателя , приступившего к интерпретации прочита нного стихотворения, но не забывайте о том, что излишние эмоции здесь явно неуместны.
Пишем главную часть.
Целесообразно начать с исследования того элемента (слова, знака препинания, особенностей ритма и рифмы, длины стихотворной строки, даже пробела) , который кажется самым «тёмным», непонятным.
Можно начинать анализ текста с того композиционного элемента, который наиболее заметен в тексте. Это может быть звуковой или цветовой образ , бросающийся в глаза троп или синтаксическая фигура . Но важно не только отметить его, следует понять, какой смысл стоит за ним, и доказательно аргументировать свою точку зрения
Какие же элементы могут стать смыслообра- зующими, на что стоит обращать внимание?
Поэтические образы нередко создаются при помощи звукописи.
Много наблюдений можно сделать над лексикой, особенно над словами, использующимися метафорично, в переносных значениях.
3. Традиционно при анализе стихотворений советуют наблюдать за использованием «цветовых» слов.
4. Иногда оказывается полезным понаблюдать за использованием в поэтическом тексте различныхчастей речи. Например, часть стихотворения, насыщенная глаголами, как правило,
более динамична, чем часть, в которой глаголов мало или совсем нет.
5. Смыслообразующими могут стать особенностисинтаксиса, которые именуют в стиховедении стилистическими фигурами ( инверсии, анафоры, эпифоры, многосоюзие, вопросы и восклицания и другие).
6. Важную смыслообразующую роль могут играть и собственно стиховые элементы лирического текста — ритм, рифма, стихотворный размер, длина стиха и т. п.
7 . Размер стихотворения также может соотноситься со смыслом. Хорей — более динамичный, «скачущий» размер, чем, например, анапест, это наблюдение гложет помочь при анализе некоторых стихотворений.
8. Смыслообразующую роль может играть и графика текста, определённая форма записи стихотворения.
Если стержень содержания — идея — уже ясна при содержательном анализе, то зачем тогда нужен анализ формы? Любой формальный элемент текста необходимо рассматривать только в отношении к содержанию. Поэтому схема—лишь напоминание о том наборе критериев оценки текста, принципов его анализа, о которых нельзя забыть в процессе написания сочинения. А их порядок и иерархия - дело автора работы, свидетельствующее о его литературоведческой подготовке, культурном уровне, времени создания интерпретации, литературных способностях.
Как закончить сочинение?
В заключении сочинения обычно делается вывод, развивающий мысли, заложенные во вступлении .
Это могут быть рассуждения историко-биографического плана, возможно и «вписывание» стихотворения в контекст либо всего творчества поэта, либо какого-то из основных мотивов лирики.
При достаточно широкой литературной эрудиции автора сочинения
уместно провести параллели с похожими стихотворениями в русской и мировой поэзии.
Возможно и эмоциональное заключение , но оно не должно выливаться в безликое «мне понравилось», а в живой и доказательной манере должно объяснять , что же именно привлекло автора в исследуемом тексте, что лично ему дал произведенный анализ для более глубокого понимания этого стихотворения и лирики вообще.
Несколько советов авторам будущих выпускных сочинений
Правило первое
Выбирайте анализ лирики, если хорошо знаете поэзию названного автора или конкретное стихотворение.
Правило второе
Для хорошего, грамотного, всестороннего анализаВам необходимо свободно ориентироваться в творчестве поэта, знать его (творчества) основные этапы, идеи, образы, даже если об этом, как кажется, нет ни слова в формулировке темы .
Правило третье
Если для анализа предложено слишком известное, хрестоматийное произведение (например, пушкинский «Памятник»),
но Вы решили взять тему,
постарайтесь выстроить размышление, избегая штампов в содержании .
Правило четвёртое
Постарайтесь трезво оценить свои силы: например, если для анализа предлагается выбрать стихотворение поэта XX века, то между общеизвестным и неизведанным , выбирайте общеизвестное; не проявляйте ненужной самостоятельности —
вспомните уроки литературы.
Правило пятое, общее
Внимательно прочитайте формулировку темы. Нельзя просто излагать в своей работе решительно всё, что вам известно о стихотворении. Помните, сочинение — это творческая работа, предполагающая
ваше умение свободно обращаться с материалом, выбирая необходимое, отбрасывая излишнее (это касается
и работ, посвящённых прозе).
Правило шестое
Сформулируйте проблему работы .
Попытайтесь понять, чего именно от вас хотят:
1.«просто» проанализироватьстихотворение ;
2.сопоставить его с каким-либо другим стихотворением(этого или другого автора);
3.проследить определённую идею или образв лирике или творчестве автора;
4.объяснить роль каких-либо поэтических средств(тропов) в стихотворении .
Правило седьмое
Для сочинений на эту тему нельзя предложить единого, типового плана. В вашем рассуждении нужно выделить несколько обязательных элементов:
1. время и место создания произведения, история его возникновения, связь с остальным творчеством автора;
2. тема стихотворения (предмет изображения), особенности жанра (если его можно определить), идея (главная мысль)
3. образы, использованные в данном стихотворении;
4. средства их создания (тропы);
5. композиция произведения.
Последовательность изложения этих пунктов может
варьироваться по вашему усмотрению .
Тема Родины в творчестве М.Ю. Лермонтова
Примерный план.
Любовь к Родине неоднозначна и порой мучительна.
Лермонтов — патриот своего Отечества.
Рабски покорная Россия ненавистна поэту:
а) «... немытая Россия страна рабов, страна господ...» («Прощай, немытая Россия»);
б) Страна, где «стонет человек от рабства и цепей» («Жалобы турка»).
Что Лермонтов противопоставляет современности:
а) славное прошлое России («Песня про купца Калашникова»);
Изображение поколения 30-х годов XIX века («Дума»).
«Люблю Отчизну я, но странною любовью...» («Родина»).
Родные просторы, природа лечит израненную душу человека («Как часто пестрою толпою окружен»).
Поэзия Лермонтова - новое звено в цепи исторического развития общества.
Пояснения.
Лермонтов как человек своего поколения стремится к анализу действительности. Увы, то, что он видит, «иль пусто, иль темно».
Поэту чужд был показной патриотизм и поэтому он не приемлет официальную точку зрения, согласно которой современная ему Россия - почти идеальное государство. Россия Лермонтова предстает в другом виде, это - страна рабов, страна господ...
Лермонтов противопоставляет современности славное прошлое России. Так он размышляет о проблеме положительного героя.
Героическим поэт называет и поколение «детей двенадцатого года», победивших в войне 1812 года.
Затем уместно было бы противопоставление героического поколения 30-х годов XIX века. Неспособность, а чаще нежелание найти применение силам в жизни - главная беда человека в России того времени.
В стихотворении «Родина» поэт подводит итог своим размышлениям о том, что есть для него Отчизна .
Судьба поэта в лирике М.Ю. Лермонтова
Ориентировочный план сочинения.
I .(Вступление.)
Традиционный взгляд на назначение поэта и поэзии в русской литературе от Г.Р. Державина до А.С. Пушкина.
II . (Главная часть.)
1. ..«Смерть Поэта» как литературный дебют М.Ю. Лермонтова. М.Ю. Лермонтов об исторической роли А.С. Пушкина и трагической участи Поэта в современном мире.
2. «Пророк» М.Ю. Лермонтова и эпоха, его породившая.
а) «Пророк» как отклик-размышление, отклик-возражение на стихотворение А.С. Пушкина с тем же названием.
б) Противостояние поэта и толпы как устойчивый мотив лирики М.Ю. Лермонтова.
в) Какие идеалы поэт-пророк пытается пронести неизменными через скепсис и неверие своей эпохи?
3. Развернутое сравнение поэзии и оружия, прошлого и настоящего в стихотворении «Поэт» (1838 г.).
а) Сравнение прошлого и настоящего в судьбе кинжала.
б) Судьба поэзии «вчера» и «сегодня»
в) Гражданский пафос заключительных строк. Какой призыв звучит в них?
III. (Заключение.)
Как размышления о назначении поэта и поэзии в обществе,
о противопоставлении поэта и толпы, обращение к поэзии
как к голосу народа характеризуют лирического героя
М.Ю. Лермонтова? Что нового внес поэт в размышления на данную тему по сравнению со своими предшественниками? Близка ли вам позиция М.Ю. Лермонтова в его понимании
роли поэтического слова?
Лирический герой поэзии М.Ю. Лермонтова (на примере 3-4 стихотворений по выбору ученика)
Михаил Юрьевич Лермонтов. Что значит это имя для русского человека? Что значит это имя для меня?
Читая стихи М.Ю. Лермонтова, то как бы переношусь в таинственный мир, в котором важен каждый звук, каждое слово, каждое движение души. В такой поэзии можно найти ответ на любой волнующий тебя вопрос. К ней обращаешься в трудные минуты жизни за советом, нравственным наставлением. Здесь можно почерпнуть что-то новое, ощутить то, что ты сам являешься частицей этого необъятного мира. Читая стихи Лермонтова, я всякий раз ловлю себя на мысли,
что они не созданы человеком, а как бы возникли из самой природы, поэтому существуют вечно.
В чем же секрет его поэтического дара? Я думаю, что он заключается в постоянном одиночестве Лермонтова, преследовавшем его с детства, поэтому стихи пронизаны глубоким отчаянием, болью и скрытой силой. Это энциклопедия чувств и переживаний, лирический дневник, в котором запечатлены самые незаметные изменения состояния души. Здесь и любовь, и отчаяние, и гнев, и скорбь, и грусть. В стихотворении "И скучно и грустно" поэт размышляет о смысле жизни, ее жестокости, быстротечности и непредсказуемости:
И скучно и грустно, и некому руку подать
В минуту душевной невзгоды...
Желанья!., что пользы напрасно и вечно желать?
А годы проходят — все лучшие годы!
В душе лирического героя все рушится, он приходит к выводу о полной бессмысленности и ненужности жизни, бренности всего земного, ничтожности человека:
И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг, -
Такая пустая и глупая шутка.
Лермонтовская поэзия многолика. Поражает то, как поэт образно и доступно объяснялся в любви к России, раскрывал глубину своего чувства. Поэт и гражданин, он страдал и переживал, искал ответы на наиболее злободневные вопросы, связанные с судьбой Отечества. Но отношение к Родине у него было противоречивым. Он гордился ее историческим прошлым, героизмом и мужеством народа, защищавшего свою землю до последнего вздоха. Лермонтов любил необъятные просторы России, ее природу. Ему были дороги и милы степи, безбрежные леса и реки:
Люблю дымок спаленной жнивы,
В степи ночующий обоз
И на холме средь желтой нивы
Чету белеющих берез.
Поэт ненавидел самовластие и тиранию, презирал свое поколение, не способное к борьбе. Эти мысли звучат в "Думе":
К добру и злу постыдно равнодушны,
В начале поприща мы вянем без борьбы:
Перед опасностью позорно малодушны
И перед властию — презренные рабы.
Лермонтов был в отчаянии, так как не видел правильного и благополучного пути, по которому могла бы пойти Россия. Его не удовлетворяло ее настоящее, но и не менее безотрадным представлялось будущее
Страдания поэта усиливались в связи с тем, что современники не понимали главного (стихотворение «Пророк») :
Провозглашать я стал любви
И правды чистые ученья:
В меня все ближние мои
Бросали бешено каменья.
Он сознавал свою отчужденность и одиночество. Эти мотивы воплотились в ряде основных образов его поэзии: парусе, пустыне, пальме, утесе и многих других. В стихотворении "Листок" Лермонтов сравнивал свою судьбу с судьбой одинокого листка, обреченного, как и он сам, на скитания:
Дубовый листок оторвался от ветки родимой
И в степь укатился, жестокою бурей гонимый;
Засох и увял он от холода, зноя и горя
И вот наконец докатился до Черного моря.
О своей неприкаянности поэт говорил в стихотворении "Парус". Он предпочитал жизнь, полную радостей и страданий, спокойному, равнодушному существованию:
Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой...
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!
Разлад между мечтами и действительностью был слишком велик. В результате Лермонтов перестал верить во взаимопонимание между людьми и в любовь. Она приносила ему не радость, а грусть:
Я жить хочу, хочу печали
Любви и счастию назло:
Они мой ум избаловали
И слишком сгладили чело.
Жизненная трагедия поэта, его внутреннее одиночество определили драматичность его творений и романтическое видение мира. Лирический герой Лермонтова очень похож на него самого. В молодости его сравнивали с Байроном, так как он начал с подражания ему. Поэт вовсе не отказывался от внутреннего родства с ним, но всегда хотел быть иным:
Нет, я не Байрон, я другой,
Еще неведомый избранник,
Как он, гонимый миром странник,
Но только с русскою душой.
Судьба Лермонтова была более трагична. Он считал себя прежде всего национальным поэтом, обличителем и понимал, что выбран- ный им путь правдивого художника российской действительности неизбежно повлечет за собой его смерть, которая окончательно довершит разочарование в жизни и поставит точку в поединке Лермонтова с нею.
Итак, все творчество поэта —это его размышления о смысле сущест- вования, судьбе своей Родины, о смерти и вечности. Темы, к кото- рым он обращался, очень актуальны в наше время, когда Россия находится на историческом перепутье, когда разрушилось все то, что в течение почти восьмидесяти лет считалось непоколебимым и в чем большинство людей даже не сомневалось. Сейчас особенно остро встали вопросы о путях выхода из экономического и полити- ческого кризиса и ответственности каждого человека за судьбу Рос- сии. Поэтому неудивительно, что к стихам Лермонтова обращаются очень многие. Ведь это поэт и гражданин, который глубоко любил свою Родину и учил не только своих современников, но и потомков справедливости, доброте и умению понимать и чувствовать прекрасное.
Наука утверждает, что нет универсального «ключа» к любому стихотворению. Поэтому задача читателя-школьника — в каждом отдельном случае найти такой «ключ». Но даже самые подготовленные читатели не могут исчерпать до конца смысл лирического текста, в нём всегда остаётся какая-то загадка.