kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Aлгоритм подготовки к ЕГЭ по литературе

Нажмите, чтобы узнать подробности

В работе дано четкое распределение материала. Подробно рассмотрены теоретические вопросы экзамена по литературе,четко распланированы все темы по кодефикатору. Дан алгоритм работы со всеми частями экзамена. Даны критерии оценивания экзамена. Приведен пример ведения читательского дневника,который также пригодится при написании сочинения-допуска к сдаче ЕГЭ

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Aлгоритм подготовки к ЕГЭ по литературе »

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ МАТЕРИАЛА

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ МАТЕРИАЛА

ТЕОРИЯ

ТЕОРИЯ

ТЕОРИЯ

ТЕОРИЯ

ИСТОРИКО-ЛИТЕРАТУРНЫЙ КОНТЕКСТ

ИСТОРИКО-ЛИТЕРАТУРНЫЙ КОНТЕКСТ

  • Жизненные моменты авторов произведений, напрямую связанных с конкретным произведением;
  • Влияние общественной жизни на замысел произведения;
  • Отражение времени;
  • Подражание историческим лицам.
ПРОИЗВЕДЕНИЯ

ПРОИЗВЕДЕНИЯ

ПОДГОТОВКА К ЕГЭ

ПОДГОТОВКА К ЕГЭ

ЧАСТЬ 1: РАБОТА С ТЕКСТОМ. АНАЛИЗ ЭПИЗОДА. 1. Установите границы эпизода (временные, пространственные, текстовые). 2. Определить основной смысл эпизода, если надо, дать ему название. 3. Решить, какие персонажи являются основными носителями смысла в эпизоде. 4. Проследить смену настроений, чувств героев, авторскую мотивировку их поступков. 5. Увидеть, какие художественные средства использует автор для раскрытия основного смысла эпизода ( пейзаж, портрет, описание, авторские характеристики, диалоги и т.д.). 6. Понять, какова логика раскрытия эпизода. 7. Ощутить, какие речевые выразительные средства помогают создать эмоциональную атмосферу эпизода. 8. Установить, какова роль эпизода в произведении, как он «сцеплен» с другими эпизодами, со всеми произведениями в целом (с идеей, проблемами, темой произведения).

ЧАСТЬ 1: РАБОТА С ТЕКСТОМ. АНАЛИЗ ЭПИЗОДА.

1. Установите границы эпизода (временные, пространственные, текстовые).

2. Определить основной смысл эпизода, если надо, дать ему название.

3. Решить, какие персонажи являются основными носителями смысла в эпизоде.

4. Проследить смену настроений, чувств героев, авторскую мотивировку их поступков.

5. Увидеть, какие художественные средства использует автор для раскрытия основного смысла эпизода ( пейзаж, портрет, описание, авторские характеристики, диалоги и т.д.).

6. Понять, какова логика раскрытия эпизода.

7. Ощутить, какие речевые выразительные средства помогают создать эмоциональную атмосферу эпизода.

8. Установить, какова роль эпизода в произведении, как он «сцеплен» с другими эпизодами, со всеми произведениями в целом (с идеей, проблемами, темой произведения).

ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН АНАЛИЗА ЭПИЗОДА

ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН АНАЛИЗА ЭПИЗОДА

  • Место эпизода в развитии сюжета и композиции произведения;
  • Речевой строй (описание, повествование, рассуждение, наличие авторских отступлений);
  • Какие события происходят в эпизоде, кто в них участвует, какие стороны характера героев раскрываются;
  • Как и с какой целью использует автор детали предметной изобразительности;
  • Какие изобразительно-выразительные средства художественной речи использует писатель, с какой целью;
  • Каков эмоциональный пафос эпизода и как он создается;
  • Тема и проблема произведения, которое получили здесь своё развитие, значение эпизода для раскрытия идеи произведений, выражения авторской позиции.
ЧАСТЬ 2: АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ.

ЧАСТЬ 2: АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ.

  • Автор, заглавие;
  • Жанр стихотворения (сонет, элегия, исповедь, миниатюра, письмо);
  • Основная тема (любовь, дружба, подвиг, одиночество, поэт и поэзия);
  • Сюжет, композиция, проблема;
  • Мотив создания: что послужило источником написания, вдохновения;
  • Лирический герой;
  • Место автора в произведении;
  • Эмоции, чувства, возникающие при чтении стихотворения;
  • Художественные средства (портретные зарисовки; речевые характеристики; пейзаж, его роль; сон; письма; диалоги; монологи);
  • Языковые средства (фонетические, лексические, тропы, морфологические, синтаксические);
  • Ваше мнение.
ЧАСТЬ 3: НАПИСАНИЕ ЛИТЕРАТУРНОГО СОЧИНЕНИЯ. Как писать сочинение?  Композиция сочинения:  Вступление  Основная часть  Заключение

ЧАСТЬ 3: НАПИСАНИЕ ЛИТЕРАТУРНОГО СОЧИНЕНИЯ.

Как писать сочинение?

Композиция сочинения:

Вступление

Основная часть

Заключение

ВСТУПЛЕНИЕ Вступление – вводит в тему, дает предварительные, общие сведения о той проблеме, которая стоит за предложенной темой. Во вступлении может:

ВСТУПЛЕНИЕ

Вступление – вводит в тему, дает предварительные, общие сведения о той проблеме, которая стоит за предложенной темой.

Во вступлении может:

  • содержаться ответ на заданный по теме вопрос;
  • представлено ваше мнение, если в названии есть отсылка к мнению пишущего («как вы понимаете смысл названия…»);
  • содержаться факт из биографии автора или охарактеризован исторический период, если эти сведения имеют важное значение для последующего анализа текста;
  • сформулировано ваше понимание литературоведческих терминов, если они использованы в названии темы («тема судьбы», «образ героя»…).
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ Основная часть: представляет собой анализ литературного произведения в соответствии с заданной темой. В основной части следует избегать: Пересказа литературного произведения; Изложение сведений, не имеющих прямого отношения к теме; В основной части необходимо продемонстрировать знание литературного материала, умение логично, аргументировано и стилистически правильно, грамотно излагать свои мысли. Основная часть – это проверка того, насколько верно понята тема.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Основная часть: представляет собой анализ литературного произведения в соответствии с заданной темой.

В основной части следует избегать:

  • Пересказа литературного произведения;
  • Изложение сведений, не имеющих прямого отношения к теме;
  • В основной части необходимо продемонстрировать знание литературного материала, умение логично, аргументировано и стилистически правильно, грамотно излагать свои мысли.

Основная часть – это проверка того, насколько верно понята тема.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Заключение: подведение итога, обобщение сказанного, завершение текста, ещё раз обращение внимания на самое главное. Заключительная часть должна быть: Короткой, но емкой; Органически связана с предыдущим изложением.  В заключении может быть выражено отношение пишущего к произведению, его героям, проблеме. Оно должно быть изложено корректно, без чрезмерных восторженных оценок, иметь четко выраженный определенный смысл и быть подготовлено материалом основной части.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Заключение: подведение итога, обобщение сказанного, завершение текста, ещё раз обращение внимания на самое главное.

Заключительная часть должна быть:

  • Короткой, но емкой;
  • Органически связана с предыдущим изложением.

В заключении может быть выражено отношение пишущего к произведению, его героям, проблеме. Оно должно быть изложено корректно, без чрезмерных восторженных оценок, иметь четко выраженный определенный смысл и быть подготовлено материалом основной части.

КРИТЕРИИ ОЦЕНОК. Оценка выполнения заданий С1 и С3 Экзаменуемый обнаруживает понимание специфики задания: аргументированно отвечает на вопрос, выдвигая необходимые тезисы, приводя развивающие их доводы и делая соответствующие выводы, фактические ошибки в ответе отсутствуют.    3 Оценка выполнения заданий С2 и С4 Экзаменуемый обнаруживает понимание специфики задания: отвечает на вопрос, требующий привлечения литературного контекста, то есть называет не менее двух произведений одного или разных писателей, в творчестве которых нашла отражение указанная проблема или названный мотив, художественный прием и т.д. ( 2 и более позиций сопоставления), и дает содержательное обоснование для сопоставления, приводя необходимые аргументы; фактические ошибки в ответе отсутствуют.  3

КРИТЕРИИ ОЦЕНОК.

Оценка выполнения заданий С1 и С3

Экзаменуемый обнаруживает понимание специфики задания: аргументированно отвечает на вопрос, выдвигая необходимые тезисы, приводя развивающие их доводы и делая соответствующие выводы, фактические ошибки в ответе отсутствуют.

3

Оценка выполнения заданий С2 и С4

Экзаменуемый обнаруживает понимание специфики задания: отвечает на вопрос,

требующий привлечения литературного контекста, то есть называет не менее двух произведений одного или разных писателей, в творчестве которых нашла отражение указанная проблема или названный мотив, художественный прием и т.д. ( 2 и более позиций сопоставления), и дает содержательное обоснование для сопоставления, приводя необходимые аргументы; фактические ошибки в ответе отсутствуют.

3

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЗАДАНИЯ С5

1. Глубина и самостоятельность понимания проблемы, предложенной в вопросе

баллы

Экзаменуемый обнаруживает понимание проблемы, предложенной в вопросе; формулирует свое мнение с учетом позиции автора, выдвигая необходимые тезисы, приводя развивающие их доводы и аргументы и делая соответствующие выводы; демонстрирует знание проблематики произведения и умение обосновывать суждения; фактические ошибки отсутствуют.

3

2. Уровень владения теоретико – литературными знаниями .

3

Экзаменуемый обнаруживает высокий уровень владения теоретико – литературными знаниями, уместно применяя соответствующие литературоведческие термины при анализе литературного материала и объясняя функции тех или иных литературных приемов.

3

3. Обоснованность привлечения текста произведения.

3

Текст рассматриваемого произведения привлекается обоснованно и достаточно разносторонне (цитаты с комментариями к ним, краткий пересказ содержания, необходимый для доказательства суждений, обращение к микротемам текста и их интерпретация, разного рода ссылки на изображенное в произведении и т.п.).

3

4. Последовательность и логичность изложения.

3

Части высказывания логически связаны, мысль развивается от части к части, нет нарушений последовательности внутри смысловых частей высказывания и необоснованных повторов.

3

5. Следование нормам речи.

3

Максимальный балл

15

ЧИТАТЕЛЬСКИЙ ДНЕВНИК Имя писателя Название произведения Иван Алексеевич Бунин « Деревня » Имена и главные герои Темы, идеи, проблемы Тихон и Кузьма Красовы; Молодая; Дениска; Серый Проблема «русской души» и «национального характера». Автор показывает на примере судеб двух братьев трагическую предрешенность судьбы русского народа, которая сочетает в себе талантливость, наивность и милосердие с непрактичностью, неумением приложить свои силы к делу и жестокостью.

ЧИТАТЕЛЬСКИЙ ДНЕВНИК

Имя писателя

Название произведения

Иван Алексеевич Бунин

« Деревня »

Имена и главные герои

Темы, идеи, проблемы

Тихон и Кузьма Красовы; Молодая; Дениска; Серый

Проблема «русской души» и «национального характера». Автор показывает на примере судеб двух братьев трагическую предрешенность судьбы русского народа, которая сочетает в себе талантливость, наивность и милосердие с непрактичностью, неумением приложить свои силы к делу и жестокостью.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Aлгоритм подготовки к ЕГЭ по литературе

Автор: Сивакова Наталья Владимировна

Дата: 07.10.2015

Номер свидетельства: 237201


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства