kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Алгоритм написания итогового сочинения

Нажмите, чтобы узнать подробности

В презентации  представлены этапы работы при написании итогового сочинения, рассмотрены различные типы вступлений и заключений к работе, в виде блок-схем представлены планы с учетом направлений итогового сочинения, обозначенных  в 2015-2016 учебном году. Кроме того, детально рассмотены критерии оценки, а также принципы оценивания итогового сочинения комиссиями высших учебных заведений.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Алгоритм написания итогового сочинения»

Алгоритм  написания  итогового  сочинения Бондаренко Н.А., учитель литературы МАОУ «ЛНИП» городского округа Королёв Московской области

Алгоритм написания итогового сочинения

Бондаренко Н.А.,

учитель литературы МАОУ «ЛНИП»

городского округа Королёв

Московской области

Алгоритм написания сочинения 2) Определите проблему/вопрос, которые содержатся в теме 3) Сформулируйте тезисы, которые раскрывают проблему, отвечают на поставленный вопрос 1) Выберите тему 5) Продумайте композицию работы, напишите план или план-схему 4) Подберите произведения (1- 4), на материале которых сможете доказать свою точку зрения 6) Напишите черновой вариант работы 8) Напишите окончательный вариант работы 9) Перечитайте написанное, исправьте замеченные ошибки 7) Перечитайте написанное, внесите необходимую правку 2

Алгоритм написания сочинения

2) Определите проблему/вопрос, которые содержатся в теме

3) Сформулируйте тезисы, которые раскрывают проблему, отвечают на поставленный вопрос

1) Выберите тему

5) Продумайте композицию работы, напишите план или план-схему

4) Подберите произведения (1- 4), на материале которых сможете доказать свою точку зрения

6) Напишите черновой вариант работы

8) Напишите окончательный вариант работы

9) Перечитайте написанное, исправьте замеченные ошибки

7) Перечитайте написанное, внесите необходимую правку

2

Композиция сочинения Композиционная структура Логическая структура Вступление Подготовка к восприятию основных мыслей работы Основная часть Заключение Постановка проблемы/вопроса, которые содержатся в теме (4-5 предложений). Ответ на главный вопрос темы, последовательное доказательство главной мысли сочинения (на примере произведений художественной литератруры (1–4)) с учетом проблемы (проблем), поставленной во вступлении. Тезис 1 Обобщение по всей теме; выводы (если их несколько, то каждый вывод – с новой строки). Должно быть не менее Краткий и точный ответ на вопрос, поставленный во вступлении; сжатый итог рассуждения (2-5 предложений). Аргументы, доказательства, пример (один или несколько) Микровывод (обобщение) 3-х тезисов ! Структура сочинения Логический переход к новой мысли  Тезис 2 Аргументы, доказательства, пример (один или несколько) Микровывод (обобщение) Логический переход к новой мысли Тезис 3  Аргументы, доказательства, пример (один или несколько) Микровывод (обобщение)

Композиция сочинения

Композиционная структура

Логическая структура

Вступление

Подготовка к восприятию основных мыслей работы

Основная часть

Заключение

Постановка проблемы/вопроса, которые содержатся в теме (4-5 предложений).

Ответ на главный вопрос темы, последовательное доказательство главной мысли сочинения (на примере произведений художественной литератруры (1–4)) с учетом проблемы (проблем), поставленной во вступлении.

Тезис 1

Обобщение по всей теме; выводы (если их несколько, то каждый вывод – с новой строки).

Должно быть не менее

Краткий и точный ответ на вопрос, поставленный во вступлении; сжатый итог рассуждения (2-5 предложений).

Аргументы, доказательства, пример (один или несколько)

Микровывод (обобщение)

3-х тезисов !

Структура сочинения

Логический переход к новой мысли

Тезис 2

Аргументы, доказательства, пример (один или несколько)

Микровывод (обобщение)

Логический переход к новой мысли

Тезис 3

Аргументы, доказательства, пример (один или несколько)

Микровывод (обобщение)

Вступление + заключение = не более ¼ сочинения. Заключение должно перекликаться со вступлением и содержать выводы по проблеме (проблемам), поставленной во вступлении  В основной части должна быть решена проблема (проблемы)/получен ответ на вопрос (вопросы), поставленный во вступлении Постоянно в прямой или синонимичной форме обращайтесь к формулировке темы (во вступлении, основной части и заключении сочинения), чтобы подчеркнуть соответствие работы выбранной теме

Вступление + заключение = не более ¼ сочинения.

Заключение должно перекликаться со вступлением и содержать выводы по проблеме

(проблемам), поставленной во вступлении

В основной части должна быть решена проблема (проблемы)/получен ответ на вопрос (вопросы), поставленный во вступлении

Постоянно в прямой или синонимичной форме обращайтесь к формулировке темы

(во вступлении, основной части и заключении сочинения), чтобы подчеркнуть соответствие работы выбранной теме

Варианты вступления

Виды вступлений

Особенности

ИСТОРИЧЕСКОЕ

Пример

Предполагает краткую характеристику определенной эпохи, анализ социально-экономических нравственных, политических и/или культурных особенностей того времени

(Направление «Путь».

Достоинства

История России, российской нации полна тревог и испытаний, гениальных прозрений и фатальных заблуждений, созидательных начинаний и разрушительных войн. Борьба с татаро-монгольским игом и покорение Сибири, тяжелые времена Смуты и грандиозные преобразования петровского времени, разруха после волны революций и дерзкий взлет авангардного искусства, тяготы послевоенных лет и энтузиазм строителей Байкало-Амурской магистрали… Всякий раз, когда казалось, что жизнь и сознание русского человека загнано в тупик, покорено и раздавлено, прорастали свежие побеги надежды на то, что лучшее впереди, появлялись новые силы и крепилась вера – вера в Бога, вера в страну, вера в человеческие возможности. Неужели и в самом деле нет тех пут, оков, которые остановили бы наш народ в его стремлении к счастью, к осмысленному бытию? Именно вопрос об «отсутствии пределов» сейчас, как и в иные времена, продолжает волновать каждого, кто считает своей Родиной великую Россию.

Тема: «Ещё народу русскому пределов не поставлено: пред ним широкий путь» ( Н.А.Некрасов)).

Недостатки

- Универсаль-ность.

- Широкий охват времени и пространства.

- Необходим широкий кругозор.

- Удобный пере-ход к проблеме/ вопросу.

- Возможен значительный объем.

Варианты вступления

Виды вступлений

Особенности

АНАЛИТИЧЕСКОЕ

Пример

Может содержать размышление над центральным понятием темы

(Направление «Путь».

Достоинства

Едва ли не всякий русский человек уверен в том, что для нашего народа не существует непреодолимых границ и нестерпимых трудностей. Что рождает подобную уверенность в силе и твердости духа русской нации? Непростой исторический путь, постоянный поиск истины, приход к равновесию через заблуждения и утраты, примеры настоящего мужества и истинной святости – все это помогает утвердить в сознании мысль о безграничном, бесконечном пути, по которому развивается Россия и русский народ. Неужели и в самом деле нет тех пут, оков, которые остановили бы русского человека в его стремлении к счастью, к осмысленному бытию? На этот вопрос уверенно отвечает отечественная литература.

Тема: «Ещё народу русскому пределов не поставлено: пред ним широкий путь» ( Н.А.Некрасов)).

Недостатки

- Самый «выгодный» вариант вступления.

- Удобный пере-ход к проблеме/ вопросу.

- Абстракт-ность рассуждения.

- Рассуждение начинается уже во вступлении.

Варианты вступления

Виды вступлений

БИОГРАФИЧЕСКОЕ

Особенности

Пример

Содержит факты из биографии писателя, имеющие отношение к произведению или к поднятой в нем проблеме

(Направление «Путь».

Достоинства

Нет в отечественной литературе человека более преданного простому русскому человеку, чем Николай Алексеевич Некрасов. Никакие жизненные трудности, лишения и невзгоды, соблазны столичной жизни не заставили этого замечательного поэта изменить главной теме своей жизни – теме судьбы русского народа. Исследуя русскую душу, анализируя русскую историю, изучая русский быт, Некрасов все более утверждался в мысли о твердости и несокрушимости целой нации, частью которой являемся все мы. Почему в своей поэме «Кому на Руси жить хорошо» Николай Алексеевич так уверенно говорит об отсутствии пределов для русского человека? Неужели и в самом деле нет тех пут, оков, которые остановили бы русского человека в его стремлении к счастью, к осмысленному бытию?

Тема: «Ещё народу русскому пределов не поставлено: пред ним широкий путь»

Недостатки

- Универсальность.

( Н.А.Некрасов)).

- Переход к анализу уже во вступлении.

- Предполагает знание биогра-фии писателя/ поэта.

- Предполагает хорошее знание текста художе-ственного произведения.

- В основной части предпола-гается обраще-ние к творчест-ву именно того писателя/поэта, который упомянут во вступлении.

Варианты вступления Виды вступлений ЦИТАТНОЕ Особенности Пример В своей основе содержит цитату, которая имеет прямое отношение к теме сочинения и является «точкой отсчета» для дальнейшего развертывания мысли (Направление «Путь». Достоинства  «Ещё народу русскому пределов не поставлено: пред ним широкий путь». Так великий русский поэт Николай Алексеевич Некрасов определяет безграничную веру в русский народ, передает уверенность в его будущем благополучии. Да, русский человек многое пережил, вытерпел, выдюжив на своих плечах семью, страну, веру. Его испытания продолжаются и сейчас. Неужели и в самом деле нет тех пут, оков, которые остановили бы русского человека в его стремлении к счастью, к осмысленному бытию? Тема: «Ещё народу русскому пределов не поставлено: пред ним широкий путь»  Недостатки  - Прямая связь с темой. ( Н.А.Некрасов)).  - Эмоциональность. - Предполагает точность цитирования (может использоваться цитата, не заявленная в теме сочинения).

Варианты вступления

Виды вступлений

ЦИТАТНОЕ

Особенности

Пример

В своей основе содержит цитату, которая имеет прямое отношение к теме сочинения и является «точкой отсчета» для дальнейшего развертывания мысли

(Направление «Путь».

Достоинства

«Ещё народу русскому пределов не поставлено: пред ним широкий путь». Так великий русский поэт Николай Алексеевич Некрасов определяет безграничную веру в русский народ, передает уверенность в его будущем благополучии. Да, русский человек многое пережил, вытерпел, выдюжив на своих плечах семью, страну, веру. Его испытания продолжаются и сейчас. Неужели и в самом деле нет тех пут, оков, которые остановили бы русского человека в его стремлении к счастью, к осмысленному бытию?

Тема: «Ещё народу русскому пределов не поставлено: пред ним широкий путь»

Недостатки

- Прямая связь с темой.

( Н.А.Некрасов)).

- Эмоциональность.

- Предполагает точность цитирования (может использоваться цитата, не заявленная в теме сочинения).

Варианты вступления Виды вступлений ЛИЧНОСТНОЕ Особенности Пример Предполагает заявление своей позиции, изложение мыслей, чувств, связанных с темой сочинения (Направление «Путь». Достоинства  Я не случайно выбрал(а) эту тему для своей работы. Вопрос, который она поднимает, интересует меня не только как читателя, но и как человека, являющегося частью своего народа, живущего интересами своего времени. Почему Николай Алексеевич Некрасов так уверенно говорит об отсутствии пределов для русского человека? Неужели и в самом деле нет тех пут, оков, которые остановили бы русского человека в его стремлении к счастью, к осмысленному бытию? Тема: «Ещё народу русскому пределов не поставлено: пред ним широкий путь»  Недостатки  - Универсальность. ( Н.А.Некрасов)).  - Простота изложения. - Невысокая степень «погружения» в тему в начале работы.  - Не самый удачный вариант вступления из-за универсальности формулировок.

Варианты вступления

Виды вступлений

ЛИЧНОСТНОЕ

Особенности

Пример

Предполагает заявление своей позиции, изложение мыслей, чувств, связанных с темой сочинения

(Направление «Путь».

Достоинства

Я не случайно выбрал(а) эту тему для своей работы. Вопрос, который она поднимает, интересует меня не только как читателя, но и как человека, являющегося частью своего народа, живущего интересами своего времени. Почему Николай Алексеевич Некрасов так уверенно говорит об отсутствии пределов для русского человека? Неужели и в самом деле нет тех пут, оков, которые остановили бы русского человека в его стремлении к счастью, к осмысленному бытию?

Тема: «Ещё народу русскому пределов не поставлено: пред ним широкий путь»

Недостатки

- Универсальность.

( Н.А.Некрасов)).

- Простота изложения.

- Невысокая степень «погружения» в тему в начале работы.

- Не самый удачный вариант вступления из-за универсальности формулировок.

Варианты заключения Виды вступлений ОБОБЩЕНИЕ СКАЗАННОГО Особенности Пример Предполагает возвращение к основной мысли сочинения с изложением ее более широко и эмоционально (Направление «Путь». Достоинства  Подводя итог, хочу подчеркнуть, что Николай Алексеевич Некрасов предложил не просто лозунг, утверждая, что «народу русскому пределов не поставлено: пред ним широкий путь». Поэт уверенно и ясно заявил то, что выстрадано всем его творчеством: сила духа русского человека, его терпеливый труд и вера в добро и справедливость открывают широкие возможности для его развития и делают его непобедимым как духовно, так и физически. Тема: «Ещё народу русскому пределов не поставлено: пред ним широкий путь»  Недостатки  - Самая типичная и логичная концовка сочинения. ( Н.А.Некрасов)).  - Эмоциональность. - Иногда звучит чрезмерно патетично.

Варианты заключения

Виды вступлений

ОБОБЩЕНИЕ СКАЗАННОГО

Особенности

Пример

Предполагает возвращение к основной мысли сочинения с изложением ее более широко и эмоционально

(Направление «Путь».

Достоинства

Подводя итог, хочу подчеркнуть, что Николай Алексеевич Некрасов предложил не просто лозунг, утверждая, что «народу русскому пределов не поставлено: пред ним широкий путь». Поэт уверенно и ясно заявил то, что выстрадано всем его творчеством: сила духа русского человека, его терпеливый труд и вера в добро и справедливость открывают широкие возможности для его развития и делают его непобедимым как духовно, так и физически.

Тема: «Ещё народу русскому пределов не поставлено: пред ним широкий путь»

Недостатки

- Самая типичная и логичная концовка сочинения.

( Н.А.Некрасов)).

- Эмоциональность.

- Иногда звучит чрезмерно патетично.

Варианты заключения Виды вступлений РИТОРИЧЕСКИЙ ВОПРОС Особенности Пример Вопросительное предложение, в том числе риторический вопрос, в конце сочинения возвращает к основной проблеме, заключенной в теме, подчеркивая ее актуальность (Направление «Путь». Достоинства  К сожалению, испытания русского народа не закончились. Постоянная борьба и утверждение ценности, уникальности русского характера продолжаются и ныне. Сколько еще нужно пережить, перетерпеть, преодолеть, чтобы весь мир и мы сами убедились в том, что «народу русскому пределов не поставлено: пред ним широкий путь»? Тема: «Ещё народу русскому пределов не поставлено: пред ним широкий путь»  Недостатки  - Тесная связь со вступлением. ( Н.А.Некрасов)).  - Эмоциональность. - Не всегда удачно бывает поставлен финальный вопрос.

Варианты заключения

Виды вступлений

РИТОРИЧЕСКИЙ ВОПРОС

Особенности

Пример

Вопросительное предложение, в том числе риторический вопрос, в конце сочинения возвращает к основной проблеме, заключенной в теме, подчеркивая ее актуальность

(Направление «Путь».

Достоинства

К сожалению, испытания русского народа не закончились. Постоянная борьба и утверждение ценности, уникальности русского характера продолжаются и ныне. Сколько еще нужно пережить, перетерпеть, преодолеть, чтобы весь мир и мы сами убедились в том, что «народу русскому пределов не поставлено: пред ним широкий путь»?

Тема: «Ещё народу русскому пределов не поставлено: пред ним широкий путь»

Недостатки

- Тесная связь со вступлением.

( Н.А.Некрасов)).

- Эмоциональность.

- Не всегда удачно бывает поставлен финальный вопрос.

Варианты заключения Виды вступлений ПРИЗЫВ К ЧИТАТЕЛЮ Особенности Пример Призыв, обращение к читателю акцентируют внимание на главной мысли сочинения, побуждают читателя изменить свое отношение к проблеме (Направление «Путь». Достоинства  В заключении работы хочу обратиться с призывом: верьте в русский народ, в силу его духа, в его безграничные возможности. Только уверенность друг в друге, сплоченность и единство сознания помогут преодолеть любые трудности, возникающие на пути развития страны, нации. Тема: «Ещё народу русскому пределов не поставлено: пред ним широкий путь»  Недостатки  - Простота и краткость изложения. ( Н.А.Некрасов)).  - Эмоциональность. - Не всегда удачно мысль в заключении соотнесена с основной мыслью сочинения.

Варианты заключения

Виды вступлений

ПРИЗЫВ К ЧИТАТЕЛЮ

Особенности

Пример

Призыв, обращение к читателю акцентируют внимание на главной мысли сочинения, побуждают читателя изменить свое отношение к проблеме

(Направление «Путь».

Достоинства

В заключении работы хочу обратиться с призывом: верьте в русский народ, в силу его духа, в его безграничные возможности. Только уверенность друг в друге, сплоченность и единство сознания помогут преодолеть любые трудности, возникающие на пути развития страны, нации.

Тема: «Ещё народу русскому пределов не поставлено: пред ним широкий путь»

Недостатки

- Простота и краткость изложения.

( Н.А.Некрасов)).

- Эмоциональность.

- Не всегда удачно мысль в заключении соотнесена с основной мыслью сочинения.

Варианты заключения Виды вступлений ЦИТАТА Особенности Высказывание, достаточно полно выражающее мысль Пример Достоинства (Направление «Путь».  Сколько бы ни продолжались споры об уникальности русского характера, об особом пути России, невозможно ожидать универсального и точного ответа на подобный вопрос. Но я знаю точно: мновековая история становления нашей нации и утверждения государственности в нашей стране доказывает справедливость слов Н.А. Некрасова: «Ещё народу русскому пределов не поставлено: пред ним широкий путь»! Тема: «Ещё народу русскому пределов не поставлено: пред ним широкий путь»  Недостатки  - Удобный вариант при наличии цитаты в теме сочинения (но в этом случае нельзя использовать цитатный вариант вступления!). ( Н.А.Некрасов)).   -Предполагается точность цитирования.  - Далеко не каждая цитата уместна в заключении (это может быть и цитата, не заявленная в теме сочинения).

Варианты заключения

Виды вступлений

ЦИТАТА

Особенности

Высказывание, достаточно полно выражающее мысль

Пример

Достоинства

(Направление «Путь».

Сколько бы ни продолжались споры об уникальности русского характера, об особом пути России, невозможно ожидать универсального и точного ответа на подобный вопрос. Но я знаю точно: мновековая история становления нашей нации и утверждения государственности в нашей стране доказывает справедливость слов Н.А. Некрасова: «Ещё народу русскому пределов не поставлено: пред ним широкий путь»!

Тема: «Ещё народу русскому пределов не поставлено: пред ним широкий путь»

Недостатки

- Удобный вариант при наличии цитаты в теме сочинения (но в этом случае нельзя использовать цитатный вариант вступления!).

( Н.А.Некрасов)).

-Предполагается точность цитирования.

- Далеко не каждая цитата уместна в заключении (это может быть и цитата, не заявленная в теме сочинения).

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ СОЧИНЕНИЯ

Критерий

Особенности оценивания

1. Соответствие теме

Данный критерий нацеливает на проверку содержания сочинения.

2. Аргументация. Привлечение литературного материала

Выпускник рассуждает на предложенную тему, выбрав путь её раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой, или строит высказывание на основе связанных с темой тезисов и т.п.).

Данный критерий нацеливает на проверку умения использовать литературный материал для построения рассуждения на предложенную тему и для аргументации своей позиции.

«Незачет» ставится только при условии, если сочинение не соответствует теме или в нем не прослеживается конкретной цели высказывания, т.е. коммуникативного замысла (во всех остальных случаях выставляется «зачет»).

Выпускник строит рассуждение, привлекая для аргументации не менее одного произведения отечественной или мировой литературы , избирая свой путь использования литературного материала; показывает разный уровень осмысления литературного материала: от элементов смыслового анализа (например, тематика, проблематика, сюжет, характеры и т.п.) до комплексного анализа художественного текста в единстве формы и содержания и его интерпретации в аспекте выбранной темы.

«Незачет» ставится при условии, если сочинение написано без привлечения литературного материала, или в нем существенно искажено содержание произведения, или литературные произведения лишь упоминаются в работе, не становясь опорой для рассуждения (во всех остальных случаях выставляется «зачет»).

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ СОЧИНЕНИЯ

Критерий

Особенности оценивания

3. Композиция и логика рассуждения

Данный критерий нацеливает на проверку умения логично выстраивать рассуждение на предложенную тему.

4. Качество письменной речи

Выпускник аргументирует высказанные мысли, стараясь выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами.

Данный критерий нацеливает на проверку речевого оформления текста сочинения.

5. Грамотность

«Незачет» ставится при условии, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно-доказательная часть (во всех остальных случаях выставляется «зачет»).

Выпускник точно выражает мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употребляет термины, избегает речевых штампов.

Данный критерий позволяет оценить грамотность выпускника.

«Незачет» ставится при условии, если низкое качество речи существенно затрудняет понимание смысла сочинения (во всех остальных случаях выставляется «зачет»).

«Незачет» ставится, если речевые, грамматические, а также орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные в сочинении, затрудняют чтение и понимание текста (в сумме более 5 ошибок на 100 слов ).

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ СОЧИНЕНИЯ Для получения оценки «зачет» по сочинению необходимо, чтобы работа была обязательно зачтена минимум по трем критериям: по критериям 1 и 2 + любой из критериев 3, 4, 5. Если в сочинении менее 250 слов , то сочинение не проверяется по критериям 1-5.   В клетки по всем критериям оценивания выставляется «незачет».  Если за сочинение по критерию 1 выставлен «незачет», то сочинение по критериям 2-5 не проверяется. В клетки по всем критериям оценивания выставляется «незачет». Если за сочинение по критерию по критерию 1 выставлен «зачет», а по критерию 2 выставлен «незачет», то сочинение по критериям 3-5 не проверяется. В клетки по критериям оценивания 3-5 выставляется «незачет». - Во всех остальных случаях сочинение проверяется по всем пяти критериям.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ СОЧИНЕНИЯ

  • Для получения оценки «зачет» по сочинению необходимо, чтобы работа была обязательно зачтена минимум по трем критериям: по критериям 1 и 2 + любой из критериев 3, 4, 5.
  • Если в сочинении менее 250 слов , то сочинение не проверяется по критериям 1-5.

В клетки по всем критериям оценивания выставляется «незачет».

  • Если за сочинение по критерию 1 выставлен «незачет», то сочинение по критериям 2-5 не проверяется. В клетки по всем критериям оценивания выставляется «незачет».
  • Если за сочинение по критерию по критерию 1 выставлен «зачет», а по критерию 2 выставлен «незачет», то сочинение по критериям 3-5 не проверяется. В клетки по критериям оценивания 3-5 выставляется «незачет».

- Во всех остальных случаях сочинение проверяется по всем пяти критериям.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ СОЧИНЕНИЯ  ( с системой конвертации в баллы ) (рекомендовано высшим учебным заведениям) Критерий Условия выставления баллов 1. Соответствие теме Кол-во баллов (max 20) Выпускник в той или иной форме рассуждает на предложенную тему, выбрав убедительный путь её раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой, или строит высказывание на основе связанных с темой тезисов и т.п.), коммуникативный замысел сочинения выражен ясно. Выпускник поверхностно рассуждает на предложенную тему, коммуникативный замысел сочинения прослеживается. 2 1 Сочинение не соответствует теме, и/или коммуникативный замысел сочинения не прослеживается. 0

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ СОЧИНЕНИЯ ( с системой конвертации в баллы ) (рекомендовано высшим учебным заведениям)

Критерий

Условия выставления баллов

1. Соответствие теме

Кол-во баллов (max 20)

Выпускник в той или иной форме рассуждает на предложенную тему, выбрав убедительный путь её раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой, или строит высказывание на основе связанных с темой тезисов и т.п.), коммуникативный замысел сочинения выражен ясно.

Выпускник поверхностно рассуждает на предложенную тему, коммуникативный замысел сочинения прослеживается.

2

1

Сочинение не соответствует теме,

и/или коммуникативный замысел сочинения не прослеживается.

0

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ СОЧИНЕНИЯ ( с системой конвертации в баллы ) (рекомендовано высшим учебным заведениям)

Критерий

Условия выставления баллов

2. Аргументация. Привлечение литературного материала

Кол-во баллов (max 20)

Выпускник при раскрытии темы сочинения строит рассуждение на основе не менее одного произведения отечественной или мировой литературы по собственному выбору, определяя свой путь использования литературного материала; показывает разный уровень его осмысления: от элементов смыслового анализа (например, тематика, проблематика, сюжет, характеры и т.п.) до комплексного анализа художественного текста в единстве формы и содержания; допущено не более 1 фактической ошибки, связанной со знанием литературного материала (ошибка в написании автора и названия произведения, имен персонажей и топонимов произведения, в изложении сюжетной линии, литературных и исторических фактов и т.п.)

Выпускник строит рассуждение с опорой на литературный материал, но ограничивается общими высказываниями по поводу художественного произведения;

2

и/или ограничивается простым пересказом художественного произведения ;

1

сочинение написано без привлечения литературного материала,

и/или допущены 2-4 фактические ошибки , связанные со знанием литературного материала.

или литературные произведения лишь упоминаются в работе, не становясь опорой для рассуждения,

0

и/или сочинение содержит 5 и более фактических ошибок.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ СОЧИНЕНИЯ  ( с системой конвертации в баллы ) (рекомендовано высшим учебным заведениям) Критерий Условия выставления баллов 3. Композиция Кол-во баллов и логика рассуждения Сочинение отличается композиционной цельностью, логичностью изложения мыслей и соразмерностью частей, внутри смысловых частей нет нарушений последовательности и необоснованных повторов. (max 20) Сочинение отличается композиционной цельностью, его части логически связаны между собой, но внутри смысловых частей есть нарушения последовательности и необоснованные повторы, 2 и/или в сочинении прослеживается композиционный замысел, но есть нарушения композиционной связи между смысловыми частями, 1 Грубые логические нарушения мешают пониманию смысла написанного, или отсутствует тезисно-доказательная часть, или аргументация не убедительна. и/или мысль повторяется и не развивается . 0

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ СОЧИНЕНИЯ ( с системой конвертации в баллы ) (рекомендовано высшим учебным заведениям)

Критерий

Условия выставления баллов

3. Композиция

Кол-во баллов

и логика рассуждения

Сочинение отличается композиционной цельностью, логичностью изложения мыслей и соразмерностью частей, внутри смысловых частей нет нарушений последовательности и необоснованных повторов.

(max 20)

Сочинение отличается композиционной цельностью, его части логически связаны между собой, но внутри смысловых частей есть нарушения последовательности и необоснованные повторы,

2

и/или в сочинении прослеживается композиционный замысел, но есть нарушения композиционной связи между смысловыми частями,

1

Грубые логические нарушения мешают пониманию смысла написанного, или отсутствует тезисно-доказательная часть, или аргументация не убедительна.

и/или мысль повторяется и не развивается .

0

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ СОЧИНЕНИЯ  ( с системой конвертации в баллы ) (рекомендовано высшим учебным заведениям) Критерий Условия выставления баллов 4. Качество письменной речи (качество сочинения) Выпускник точно выражает мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употребляет термины, избегает штампов. Кол-во баллов Выпускник точно выражает мысли, но его речь характеризуется бедностью словаря и однообразием грамматического строя речи. (max 20) 2 1 Низкое качество речи существенно затрудняет понимание смысла, или сочинение написано бедным, примитивным языком, или изобилует просторечными выражениями и вульгаризмами. 5. Оригинальность сочинения Выпускник демонстрирует творческий, нестандартный подход к раскрытию темы (в сочинении отмечаются интересные мысли, или неожиданные и вместе с тем убедительные аргументы, или свежие наблюдения и проч.) или яркость стиля. 0 1 Выпускник не демонстрирует самостоятельности мышления, и/или творческого, нестандартного подхода, и/или оригинальности стиля. 0

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ СОЧИНЕНИЯ ( с системой конвертации в баллы ) (рекомендовано высшим учебным заведениям)

Критерий

Условия выставления баллов

4. Качество письменной речи (качество сочинения)

Выпускник точно выражает мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употребляет термины, избегает штампов.

Кол-во баллов

Выпускник точно выражает мысли, но его речь характеризуется бедностью словаря и однообразием грамматического строя речи.

(max 20)

2

1

Низкое качество речи существенно затрудняет понимание смысла, или сочинение написано бедным, примитивным языком, или изобилует просторечными выражениями и вульгаризмами.

5. Оригинальность сочинения

Выпускник демонстрирует творческий, нестандартный подход к раскрытию темы (в сочинении отмечаются интересные мысли, или неожиданные и вместе с тем убедительные аргументы, или свежие наблюдения и проч.) или яркость стиля.

0

1

Выпускник не демонстрирует самостоятельности мышления, и/или творческого, нестандартного подхода, и/или оригинальности стиля.

0

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ СОЧИНЕНИЯ  ( с системой конвертации в баллы ) (рекомендовано высшим учебным заведениям) Критерий Условия выставления баллов 6. Речевые нормы Кол-во баллов Допущено не более 2 речевых ошибок. (max 20) Допущены 3-4 речевые ошибки. 2 7. Орфографические нормы Допущены 5 и более речевых ошибок. 1 Орфографических ошибок нет, или допущена 1 негрубая ошибка. 0 3 Допущены 2-3 орфографические ошибки. Допущены 4-5 орфографических ошибок. 2 1 Допущено более 5 орфографических ошибок. 0

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ СОЧИНЕНИЯ ( с системой конвертации в баллы ) (рекомендовано высшим учебным заведениям)

Критерий

Условия выставления баллов

6. Речевые нормы

Кол-во баллов

Допущено не более 2 речевых ошибок.

(max 20)

Допущены 3-4 речевые ошибки.

2

7. Орфографические нормы

Допущены 5 и более речевых ошибок.

1

Орфографических ошибок нет, или допущена 1 негрубая ошибка.

0

3

Допущены 2-3 орфографические ошибки.

Допущены 4-5 орфографических ошибок.

2

1

Допущено более 5 орфографических ошибок.

0

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ СОЧИНЕНИЯ  ( с системой конвертации в баллы ) (рекомендовано высшим учебным заведениям) Критерий Условия выставления баллов 8. Пунктуационные нормы Кол-во баллов Пунктуационных ошибок нет, или допущена 1 негрубая ошибка. (max 20) Допущены 2-3 пунктуационные ошибки. 3 2 Допущены 4-5 пунктуационных ошибок. Допущено более 5 пунктуационных ошибок. 9. Грамматические нормы 1 0 Допущено не более 2 грамматических ошибок. Допущены 3-4 грамматические ошибки. 2 1 Допущено 5 и более грамматических ошибок. 10. Фактическая точность в фоновом материале Фактические ошибки отсутствуют. 0 2 Допущены фактические ошибки в фоновом материале (одна и более). 1

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ СОЧИНЕНИЯ ( с системой конвертации в баллы ) (рекомендовано высшим учебным заведениям)

Критерий

Условия выставления баллов

8. Пунктуационные нормы

Кол-во баллов

Пунктуационных ошибок нет, или допущена 1 негрубая ошибка.

(max 20)

Допущены 2-3 пунктуационные ошибки.

3

2

Допущены 4-5 пунктуационных ошибок.

Допущено более 5 пунктуационных ошибок.

9. Грамматические нормы

1

0

Допущено не более 2 грамматических ошибок.

Допущены 3-4 грамматические ошибки.

2

1

Допущено 5 и более грамматических ошибок.

10. Фактическая точность в фоновом материале

Фактические ошибки отсутствуют.

0

2

Допущены фактические ошибки в фоновом материале (одна и более).

1

Рекомендации по переводу баллов  в 10-балльную шкалу Отметка по десятибалльной системе оценивания 0 Первичный балл 0-4 1 2 5-6 7-8 3 9-10 4 11-12 5 13-14 6 15-16 7 17 8 18 9 10 19 20

Рекомендации по переводу баллов в 10-балльную шкалу

Отметка по десятибалльной системе оценивания

0

Первичный балл

0-4

1

2

5-6

7-8

3

9-10

4

11-12

5

13-14

6

15-16

7

17

8

18

9

10

19

20

ПРИМЕРЫ работы над сочинением  (работа с черновиком) На слайдах 25 – 29 приведены примеры работы над сочинением: составление плана, представленного схематично, для пяти тем (по одной теме для каждого направления (2015-2016 учебный год)).

ПРИМЕРЫ работы над сочинением (работа с черновиком)

На слайдах 25 – 29 приведены примеры работы над сочинением:

составление плана, представленного схематично, для пяти тем

(по одной теме для каждого направления (2015-2016 учебный год)).

Направление «Время» Тема: «Общество и эпоха» Как связаны общество и эпоха? (Вступление) Тезис 3 Тезис 4 Тезис 2 Тезис 1 От деятельности «героев времени» зависит пробуждение или заблуждение общества Определенная эпоха есть шаг в развитии общества Деяния человека и его потребности формируют представление об эпохе Эпоха – длительный период времени с характерными явлениями, событиями Эпоха Возрождения, Эпоха Просвещения, эпоха наполеоновских войн Л. Толстой. «Война и мир» (Наполеон); А. Пушкин. «Медный всадник» (Петр I). - Л. Толстой. «Война и мир»; М. Ломоносов; модернисты (поэты, художники и др.). Ф. Достоевский. «Преступление и наказание» (Наполеон); - А. Грибоедов. «Горе от ума» (Чацкий); - Н. Гоголь. «Мертвые души» (Чичиков). ВЫВОД (заключение): общество и эпоха неразрывно связаны друг с другом, их взаимодействие – естественный путь развития

Направление «Время»

Тема: «Общество и эпоха»

Как связаны общество и эпоха? (Вступление)

Тезис 3

Тезис 4

Тезис 2

Тезис 1

От деятельности «героев времени» зависит пробуждение или заблуждение общества

Определенная эпоха есть шаг в развитии общества

Деяния человека и его потребности формируют представление об эпохе

Эпоха – длительный период времени с характерными явлениями, событиями

Эпоха Возрождения, Эпоха Просвещения, эпоха наполеоновских войн

  • Л. Толстой. «Война и мир» (Наполеон);
  • А. Пушкин. «Медный всадник» (Петр I).

- Л. Толстой. «Война и мир»;

  • М. Ломоносов;
  • модернисты (поэты, художники и др.).

Ф. Достоевский. «Преступление и наказание» (Наполеон);

- А. Грибоедов. «Горе от ума» (Чацкий);

- Н. Гоголь. «Мертвые души» (Чичиков).

ВЫВОД (заключение):

общество и эпоха неразрывно связаны друг с другом, их взаимодействие – естественный путь развития

Направление «Дом» Тема: «Дом: разлад с собой и миром» Когда дом является местом разлада с собой и миром? (Вступление) Тезис 4 Тезис 1 Тезис 3 Тезис 2 Дом должен быть островком счастья, покоя, дарить чувство защищенности В доме нет радости, если В бедности и нужде дом воспринимается как временное пристанище, и это рождает внутренний протест Неудовлетворенность жизнью возникает, если в семье нет взаимного уважения и царит насилие там пусто и одиноко - Л. Толстой. «Война и мир» (Ростовы). - И. Гончаров. «Обломов» («Сон Обломова»). - И. Бунин. «Антоновские яблоки». - А. Пушкин. «Евгений Онегин» (Онегин); - А. Островский. «Гроза» (Семья Кабановых). - Ф. Достоевский. «Преступление и наказание» (Раскольников); - М. Горький. «На дне» (Сатин, Актер, Клещ и др.). - М. Лермонтов. «Герой нашего времени» (Печорин). - М. Лермонтов. «Мцыри» (Мцыри). ВЫВОД (заключение): Тепло домашнего очага, любовь и взаимопонимание помогают избежать конфликта с собой и миром или преодолеть его.

Направление «Дом»

Тема: «Дом: разлад с собой и миром»

Когда дом является местом разлада с собой и миром? (Вступление)

Тезис 4

Тезис 1

Тезис 3

Тезис 2

Дом должен быть островком счастья, покоя, дарить чувство защищенности

В доме нет радости, если

В бедности и нужде дом воспринимается как временное пристанище, и это рождает внутренний протест

Неудовлетворенность жизнью возникает, если в семье нет взаимного уважения и царит насилие

там пусто и одиноко

- Л. Толстой. «Война и мир» (Ростовы).

- И. Гончаров. «Обломов» («Сон Обломова»).

- И. Бунин. «Антоновские яблоки».

- А. Пушкин. «Евгений Онегин» (Онегин);

- А. Островский. «Гроза» (Семья Кабановых).

- Ф. Достоевский. «Преступление и наказание» (Раскольников);

- М. Горький. «На дне» (Сатин, Актер, Клещ и др.).

- М. Лермонтов. «Герой нашего времени» (Печорин).

- М. Лермонтов. «Мцыри» (Мцыри).

ВЫВОД (заключение):

Тепло домашнего очага, любовь и взаимопонимание помогают избежать конфликта с собой и миром или преодолеть его.

Направление «Путь» Тема: «Путь к себе» Почему так труден путь к себе? (Вступление) Тезис 3 Тезис 2 Тезис 1 Обретение гармонии с собой зависит в первую очередь от самого человека Чтобы познать и понять себя, нужно быть готовым познать и понять других Отсутствие гармонии с самим собой – источник душевных и физических невзгод - Ф. Достоевский. «Преступление и наказание» (Раскольников) - Л. Толстой. «Война и мир» (Болконский, Безухов). - М. Лермонтов. «Герой нашего времени» (Печорин). - Ф. Достоевский. «Преступление и наказание» (Раскольников) - Ф. Достоевский. «Преступление и наказание» (Раскольников, Соня) - Л. Толстой. «Война и мир» (Болконский, Безухов). - Л. Толстой. «Война и мир» (Безухов). - М. Лермонтов. «Герой нашего времени» (Печорин). ВЫВОД (заключение): Познание себя самого – процесс преодоления эгоизма, примирения с силой и слабостями других, с многобразием и несовершенством мира.

Направление «Путь»

Тема: «Путь к себе»

Почему так труден путь к себе? (Вступление)

Тезис 3

Тезис 2

Тезис 1

Обретение гармонии с собой зависит в первую очередь от самого человека

Чтобы познать и понять себя, нужно быть готовым познать и понять других

Отсутствие гармонии с самим собой – источник душевных и физических невзгод

- Ф. Достоевский. «Преступление и наказание» (Раскольников)

- Л. Толстой. «Война и мир» (Болконский, Безухов).

- М. Лермонтов. «Герой нашего времени» (Печорин).

- Ф. Достоевский. «Преступление и наказание» (Раскольников)

- Ф. Достоевский. «Преступление и наказание» (Раскольников, Соня)

- Л. Толстой. «Война и мир» (Болконский, Безухов).

- Л. Толстой. «Война и мир» (Безухов).

- М. Лермонтов. «Герой нашего времени» (Печорин).

ВЫВОД (заключение):

Познание себя самого – процесс преодоления эгоизма, примирения с силой и слабостями других, с многобразием и несовершенством мира.

Направление «Любовь» Тема: «Лики любви» Насколько любовь многолика? (Вступление) Тезис 4 Тезис 3 Тезис 1 Тезис 2 Любовь – это освобождение духа из плена материального мира Любовь – это испытание Любовь – это обновление через страдание и разочарование Любовь – это высшее эмоциональное и духовное наслаждение ума и сердца - И. Гончаров. «Обломов». - Лирика А. Пушкина («Признание», «Я помню чудное мгновение…», «Мадонна»). - А. Пушкин. «Евгений Онегин» (Татьяна). - Ф. Достоевский. «Преступление и наказание» (Раскольников, Соня). - Лирика А. Пушкина («Я вас любил…»). - Лирика А. Пушкина («Сожженное письмо). - Лирика Ф. Тютчева («О, как убийственно мы любим…»). - М. Лермонтов. «Герой нашего времени» (княжна Мери). - И. Тургенев. «Отцы и дети» (Базаров). ВЫВОД (заключение): Любовь многолика, сложна, но всегда благотворна и созидательна для человеческой души.

Направление «Любовь»

Тема: «Лики любви»

Насколько любовь многолика? (Вступление)

Тезис 4

Тезис 3

Тезис 1

Тезис 2

Любовь – это освобождение духа из плена материального мира

Любовь – это испытание

Любовь – это обновление через страдание и разочарование

Любовь – это высшее эмоциональное и духовное наслаждение

ума и сердца

- И. Гончаров. «Обломов».

- Лирика А. Пушкина («Признание», «Я помню чудное мгновение…», «Мадонна»).

- А. Пушкин. «Евгений Онегин» (Татьяна).

- Ф. Достоевский. «Преступление и наказание» (Раскольников, Соня).

- Лирика А. Пушкина («Я вас любил…»).

- Лирика А. Пушкина («Сожженное письмо).

- Лирика Ф. Тютчева («О, как убийственно мы любим…»).

- М. Лермонтов. «Герой нашего времени» (княжна Мери).

- И. Тургенев. «Отцы и дети» (Базаров).

ВЫВОД (заключение):

Любовь многолика, сложна, но всегда благотворна и созидательна для человеческой души.

Направление «Год литературы в России» Тема: «Литература – это исповедь или проповедь?» Литература должна правдиво рассказывать о жизни или учить жить? (Вступление) Тезис 3 Тезис 2 Тезис 1 Тезис 4 Залогом преображения является очищение души Проповедуя, автор воспитывает и пре-ображает героя и читателя Без исповеди нет понимания истины, очищения и освобождения от заблуждений Мир художественного произведения – это модель общества и человеческих отношений - Н. Гоголь. «Мертвые души». - Л. Толстой. «Война и мир». - М. Горький. «На дне», «Старуха Изергиль». - И. Бунин. «Гсподин из Сан-Франциско». - И. Бунин. «Гсподин из Сан-Франциско». - Е. Замятин. «Мы». - Ф. Достоевский. «Преступление и наказание» (Раскольников); - А. Пушкин. «Евгений Онегин» (Онегин). - И. Тургенев. «Отцы и дети» (Павел Кирсанов, Базаров). - М. Лермонтов. «Герой нашего времени» (Печорин). - М. Лермонтов. «Мцыри» (Мцыри). ВЫВОД (заключение): Задача литературы – воздействовать на ум и сердце человека через очищение, освобождение от суетности и заблуждений, то есть проповедь через исповедь.

Направление «Год литературы в России»

Тема: «Литература – это исповедь или проповедь?»

Литература должна правдиво рассказывать о жизни или учить жить? (Вступление)

Тезис 3

Тезис 2

Тезис 1

Тезис 4

Залогом преображения является очищение души

Проповедуя, автор воспитывает и пре-ображает героя и читателя

Без исповеди нет понимания истины, очищения и освобождения от заблуждений

Мир художественного произведения – это модель общества и человеческих отношений

- Н. Гоголь. «Мертвые души».

- Л. Толстой. «Война и мир».

- М. Горький. «На дне», «Старуха Изергиль».

- И. Бунин. «Гсподин из Сан-Франциско».

- И. Бунин. «Гсподин из Сан-Франциско».

- Е. Замятин. «Мы».

- Ф. Достоевский. «Преступление и наказание» (Раскольников);

- А. Пушкин. «Евгений Онегин» (Онегин).

- И. Тургенев. «Отцы и дети» (Павел Кирсанов, Базаров).

- М. Лермонтов. «Герой нашего времени» (Печорин).

- М. Лермонтов. «Мцыри» (Мцыри).

ВЫВОД (заключение):

Задача литературы – воздействовать на ум и сердце человека через очищение, освобождение от суетности и заблуждений,

то есть проповедь через исповедь.

Домашнее задание : напишите вступления и заключения к каждой из тем, названных на слайдах 25 – 29. Воспользуйтесь материалом со слайдов 5 – 13. Обязательное условие: вступления и заключения должны быть разных видов (один из вариантов заключения может повториться дважды, т.к. их 4). Укажите, какой из вариантов вступления и заключения соответственно вы выбрали.

Домашнее задание :

напишите вступления и заключения к каждой из тем, названных на слайдах 25 – 29. Воспользуйтесь материалом со слайдов 5 – 13. Обязательное условие: вступления и заключения должны быть разных видов (один из вариантов заключения может повториться дважды, т.к. их 4). Укажите, какой из вариантов вступления и заключения соответственно вы выбрали.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Алгоритм написания итогового сочинения

Автор: Бондаренко Наталия Александровна

Дата: 16.11.2015

Номер свидетельства: 253744

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(187) "Эффективные методы и приёмы учителя русского языка и литературы при подготовке к итоговой аттестации"
    ["seo_title"] => string(115) "effiektivnyie-mietody-i-priiomy-uchitielia-russkogho-iazyka-i-litieratury-pri-podghotovkie-k-itoghovoi-attiestatsii"
    ["file_id"] => string(6) "280934"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453451509"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "Пакет КИМов дял итоговой аттестации по русскому языку за 5 класс"
    ["seo_title"] => string(70) "pakiet-kimov-dial-itoghovoi-attiestatsii-po-russkomu-iazyku-za-5-klass"
    ["file_id"] => string(6) "251016"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1447170012"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(72) "Преемственность в обучении математики "
    ["seo_title"] => string(42) "prieiemstviennost-v-obuchienii-matiematiki"
    ["file_id"] => string(6) "166878"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1423016452"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства