Агиографические памятники русской литературы Урала
Агиографические памятники русской литературы Урала
Презентация подготовлена к уроку по программе элективного курса "Литература Урала" и посвящена подвижничеству Стефана Пермского. В 1379 году, около 40 лет от роду, получив благословение епископа Герасима, Стефан направился в пермские земли и уже не вернулся в Ростов, жители которого по настоящее время чтут его наряду со святителями ростовскими.Представлена информации о его биографии, Житие, написанном Епифанием Премудрым, иллюстрации к легендам о Стефане и пермской чуди.Предания о Стефане Пермском начали появляться с XV века, часто не соответствуя его житию. Предания можно разделить на две группы: церковные и народные. К созданию первых был причастен сам Епифаний Премудрый, описавший в «Житии Сергия Радонежского» молитвенное общение на расстоянии маковецкого подвижника со Стефаном. К этому же типу следует отнести «историю построения Усть-Вымского городка» в Вымско-Вычегодской летописи. А также, известную историю с уничтожением «прокудливой березы». Народные предания возникают относительно самостоятельно. Они включают в себя сюжеты о борьбе Стефана (Степана) с тунами (колдунами), рассказы о плавании его на камне, истории о наказании (награждении) жителей отдельных сел и животных определенных видов. Если церковные предания могут иметь под собой историческую предоснову, то народные, безусловно, являются частью фольклора. В сфере почитания святого эти два типа преданий вполне могут смыкаться, в том числе и сегодня. Так в селении Эжолты на левом берегу реки Вычегды почитается каменный «плот», на котором якобы плавал Стефан Пермский.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Агиографические памятники русской литературы Урала »
Агиографические памятники русской литературы Урала
Урок 6
Епифа́ний Прему́дрый (ум. ок. 1420) — православный святой, агиограф. Известен, как составитель житий преподобного Сергия Радонежского и Стефана Пермского. Почитается в ликепреподобных, память совершается 23 мая (5 июня) в Соборе Ростово-Ярославскихсвятых
Агиогра́фия — изучение житиясвятых , богословских и историко-церковных аспектов святости. Жития святых могут изучаться с историко-богословской, исторической, социально-культурной и литературной точек зрения. С историко-богословской точки зрения жития святых изучаются как источник для реконструкции богословских воззрений эпохи создания жития, его автора и редакторов, их представлений о святости, спасении , обожении и т. д. В историческом плане жития при соответствующей историко-филологической критике выступают как источник по истории церкви , равно как и по гражданской истории. В социально-культурном аспекте жития дают возможность реконструировать характер духовности , социальные параметры религиозной жизни, религиозно-культурные представления общества. Жития, наконец, составляют едва ли не самую обширную часть христианской литературы , со своими закономерностями развития, эволюцией структурных и содержательных параметров и т. д., и в этом плане являются предметом литературно-филологического рассмотрения.
Житие́ — жанр церковной литературы, в котором описывается жизнь и деяния святых . Житие создавалось после смерти святого, но не всегда после формальной канонизации. Для жития характерны строгие содержательные и структурные ограничения ( канон , литературный этикет ), сильно отличающие его от светских биографий. Изучением житий занимается агиография .
Се́ргий Ра́донежский (3 мая 1314 года (дата условная) — 25 сентября 1392 года ) — монахРусской церкви , основатель Троицкого монастыря под Москвой (ныне Троице-Сергиева лавра ), преобразователь монашества в Северной Руси. Сергий Радонежский почитается Русской православной церковью в лике святых как преподобный и считается величайшим подвижником земли Русской. [2]
Стефа́н Пе́рмский ( комиПерымса Степан ; мирское имя неизвестно}; около 1330 - 1340, Великий Устюг — 26 апреля1396 , Москва ) — епископРусской православной церкви . Проповедовал христианство в землях коми , создал для них алфавит и перевёл на их язык основные церковные сочинения. В 1383 году был поставлен первым епископом образованной в результате его миссионерской деятельности Пермской епархии . Почитается Русской церковью в ликесвятителей , память 26 апреля (по юлианскому календарю ).
Коми пасы (родовые знаки), которые Стефан использовал