kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

А.С.Пушкин. Романтическая лирика поэта.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок литературы в 10 классе по программе под редакцией Г.И.Беленького. Впрезентации вы найдете вопросы изадания для анализа стихотворений А.С.Пушкина, входящих в школьную программу.

Просмотр содержимого документа
«А.С.Пушкин. Романтическая лирика поэта.»

МОУ Радужненская СОШ  Коломенского муниципального  Московской области района   Урок литературы в 10 классе по программе под редакцией Г.И. Беленького Презентацию подготовила: учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории Привезенцева Елена Николаевна

МОУ Радужненская СОШ Коломенского муниципального Московской области района

  • Урок литературы в 10 классе по программе под редакцией Г.И. Беленького

Презентацию подготовила:

учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

Привезенцева Елена Николаевна

АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ПУШКИН. Романтическая лирика.

АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ПУШКИН.

Романтическая лирика.

Проверка домашнего задания. Каковы же основные «законы пушкинской лирики»? Перечислите их. Объясните, как вы понимаете их, обратившись к известным стихотворениям Пушкина, изученным ранее.

Проверка домашнего задания.

  • Каковы же основные «законы пушкинской лирики»? Перечислите их.
  • Объясните, как вы понимаете их, обратившись к известным стихотворениям Пушкина, изученным ранее.
Во время южной ссылки, отправляясь в 1820 году на военном бриге в Гурзуф, А.С. Пушкин написал элегию «Погасло дневное светило», которая ознаменовала собой новый романтический период в творчестве поэта.  
  • Во время южной ссылки, отправляясь в 1820 году на военном бриге в Гурзуф, А.С. Пушкин написал элегию «Погасло дневное светило», которая ознаменовала собой новый романтический период в творчестве поэта.
  •  
Стихотворение Пушкина «Погасло дневное светило…»

Стихотворение Пушкина «Погасло дневное светило…»

Я вижу берег отдаленный,  Земли полуденной волшебные края…

Я вижу берег отдаленный,

Земли полуденной волшебные края…

Главный мотив элегии — прощание с отрочеством и юностью, прощание с Петербургом. Лирический герой тоскует о былом, его душа не хочет забыть милые сердцу времена:
  • Главный мотив элегии — прощание с отрочеством и юностью, прощание с Петербургом. Лирический герой тоскует о былом, его душа не хочет забыть милые сердцу времена:
Отсюда выбранный жанр лирического произведения — элегия, в которой грустные размышления поэта нашли выражение в переживаниях, чувствах лирического героя. Важную роль играет в стихотворении мотив воспоминания: хотя светская, салонная жизнь обманула многие ожидания лирического героя, она не смогла убить ни «возвышающий обман» первой любви, ни радость поэтического вдохновения, ни тепло и сердечность дружеских уз.
  • Отсюда выбранный жанр лирического произведения — элегия, в которой грустные размышления поэта нашли выражение в переживаниях, чувствах лирического героя. Важную роль играет в стихотворении мотив воспоминания: хотя светская, салонная жизнь обманула многие ожидания лирического героя, она не смогла убить ни «возвышающий обман» первой любви, ни радость поэтического вдохновения, ни тепло и сердечность дружеских уз.
 Какие биографические факты и реальные жизненные впечатления нашли отражение в этой элегии? Каким предстает в элегии поэт? Найдите ключевые слова в изображении лирического «я» в стихотворении. Какова эмоциональная и смысловая роль рефрена в создании настроения элегии?
  • Какие биографические факты и реальные жизненные впечатления нашли отражение в этой элегии?
  • Каким предстает в элегии поэт? Найдите ключевые слова в изображении лирического «я» в стихотворении.
  • Какова эмоциональная и смысловая роль рефрена в создании настроения элегии?
Докажите, что природа, окружающая поэта, романтична. Каково его отношение к прошлому? Что ждет его в будущем? Почему его не страшит ни «угрюмый океан», ни шум «послушного ветрила»? Какое настроение вызывают элегические мотивы произведения? Какие художественно-выразительные средства использует поэт?
  • Докажите, что природа, окружающая поэта, романтична.
  • Каково его отношение к прошлому?
  • Что ждет его в будущем?
  • Почему его не страшит ни «угрюмый океан», ни шум «послушного ветрила»?
  • Какое настроение вызывают элегические мотивы произведения?
  • Какие художественно-выразительные средства использует поэт?
Какой смысл приобретает в стихотворении образ океана? В каком ключе рисуется в стихотворении природа? На чем основана композиция стихотворения? Какой смысл придают стихотворению эмоционально-оценочные эпитеты и глаголы в повелительном наклонении?
  • Какой смысл приобретает в стихотворении образ океана?
  • В каком ключе рисуется в стихотворении природа?
  • На чем основана композиция стихотворения?
  • Какой смысл придают стихотворению эмоционально-оценочные эпитеты и глаголы в повелительном наклонении?
Стихотворение  «Свободы сеятель пустынный…»

Стихотворение «Свободы сеятель пустынный…»

Какие вольнолюбивые стихотворения Пушкина, написанные в предшествующие годы вам известны? Каковы, воплощенные в них представления поэта о свободе? Перечитайте статью о Пушкине о его духовном кризисе в 1823 году. Чем он был обусловлен?
  • Какие вольнолюбивые стихотворения Пушкина, написанные в предшествующие годы вам известны? Каковы, воплощенные в них представления поэта о свободе?
  • Перечитайте статью о Пушкине о его духовном кризисе в 1823 году. Чем он был обусловлен?
В начале стихотворения Пушкин предлагает евангельскую притчу о сеятеле (Матф., 13: 3 – 9). В его переложение не вошло то место притчи, где говорится, что «иное [зерно] упало на добрую землю и принесло плод». Как это связано с настроением, выраженным поэтом в стихотворении? Почему поэт считает, что проповедовать «благие мысли», «честь» и «свободу» некому?
  • В начале стихотворения Пушкин предлагает евангельскую притчу о сеятеле (Матф., 13: 3 – 9). В его переложение не вошло то место притчи, где говорится, что «иное [зерно] упало на добрую землю и принесло плод».
  • Как это связано с настроением, выраженным поэтом в стихотворении? Почему поэт считает, что проповедовать «благие мысли», «честь» и «свободу» некому?
Русский культуролог и публицист Г.П.Федотов написал, имея в виду это стихотворение: «Свобода не теряет для Пушкина своей священности, когда он прощается с ней» Какие стихотворения, созданные Пушкиным после 1823 года, подтверждают это суждение?
  • Русский культуролог и публицист Г.П.Федотов написал, имея в виду это стихотворение: «Свобода не теряет для Пушкина своей священности, когда он прощается с ней»
  • Какие стихотворения, созданные Пушкиным после 1823 года, подтверждают это суждение?
В сентябре 1824 г. Пушкин принимается за работу над монументальным циклом «Подражание Корану». По сути обращение поэта к тексту Корана, а вскоре и Библии есть продолжение попыток сравнить или осмыслить для себя религиозное и безрелигиозное восприятие жизни…  И.З. Сурат, С.Г.Бочаров.
  • В сентябре 1824 г. Пушкин принимается за работу над монументальным циклом «Подражание Корану». По сути обращение поэта к тексту Корана, а вскоре и Библии есть продолжение попыток сравнить или осмыслить для себя религиозное и безрелигиозное восприятие жизни…

И.З. Сурат, С.Г.Бочаров.

1. Как можно определить жанр стихотворения? Докажите, что это притча.  2. Какой смысл имеет в стихотворении чудо преображения мира по воле Бога?  3. Как этот мотив связан с пушкинской творческой биографией? Докажите, что он нашел отражение в стихотворении

1. Как можно определить жанр стихотворения? Докажите, что это притча.

2. Какой смысл имеет в стихотворении чудо преображения мира по воле Бога?

3. Как этот мотив связан с пушкинской творческой биографией? Докажите, что он нашел отражение в стихотворении "Пророк".

4. Докажите, что в стихотворении, как и во всем цикле, отразилось светлое состояние духа, свойственное Пушкину в Михайловском .

Как вы поняли смысл девятого, заключительного стихотворения цикла? Как в нем изображено противостояние веры и безверия? Как соотнесены в стихотворении первая и последняя строфы?
  • Как вы поняли смысл девятого, заключительного стихотворения цикла? Как в нем изображено противостояние веры и безверия? Как соотнесены в стихотворении первая и последняя строфы?


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
А.С.Пушкин. Романтическая лирика поэта.

Автор: Привезенцева Елена Николаевна

Дата: 26.09.2016

Номер свидетельства: 345920

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства