kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

А.Грин "Алые паруса"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к урокам по повести-феерии поможет понять особенности композиции произведения, раскрыть роль пейзажей, цветовых и музыкальных образов в феерии, расшифровать образы-символы, объяснить авторские намерения при выборе жанрового подзаголовка "феерия"

Просмотр содержимого документа
«А.Грин "Алые паруса"»

Александр Грин  Алые паруса  Феерия Н.Г. Иорданишвили МБОУ Гимназия № 21 Г. Батайск

Александр Грин Алые паруса Феерия

Н.Г. Иорданишвили

МБОУ Гимназия № 21

Г. Батайск

«Когда для человека главное — получать дражайший пятак, легко дать этот пятак, но, когда душа таит зерно пламенного растения — чуда, сделай ему это чудо, если ты в состоянии. Новая душа будет у него и новая у тебя». А. Грин  - Случайна или закономерна для автора встреча Ассоль и Грэя?

«Когда для человека главное — получать дражайший пятак, легко дать этот пятак, но, когда душа таит зерно пламенного растения — чуда, сделай ему это чудо, если ты в состоянии. Новая душа будет у него и новая у тебя». А. Грин

- Случайна или закономерна для автора встреча Ассоль и Грэя?

- Произведение первоначально называлось «Красные паруса». Как вы считаете, почему А. Грин изменил первоначальное название повести? - Как вы думаете, почему А. Грин дал «Алым парусам» такой необычный для литературного произведения жанровый под- заголовок? (стр.192)

- Произведение первоначально называлось «Красные паруса». Как вы считаете, почему А. Грин изменил первоначальное название повести?

- Как вы думаете, почему А. Грин дал «Алым парусам» такой необычный для литературного произведения жанровый под- заголовок? (стр.192)

Мир Каперны - Каким предстал перед вами мир Каперны? Подберите эпитеты, характеризующие Каперну и ее жителей. - Кто виновен в смерти Мери?  - В каком мире благоденствуют меннерсы? - Как повлияла на Лонгрена смерть жены? Почему между ним и капернцами наступило «холодное отчуждение»? - Что говорит нам о Лонгрене его выбор ремесла? Какой человек может стать игрушечным мастером?  - Для чего автор описывает Лонгрена на берегу моря во время берегового норда? (гл 1. от слов «Рыбачьи лодки, повытащенные на берег…» до слов «…равна действием глубокому сну») - Опишите, каким вы видите Лонгрена на берегу моря. А каким предстаёт море?

Мир Каперны

- Каким предстал перед вами мир Каперны? Подберите эпитеты, характеризующие Каперну и ее жителей.

- Кто виновен в смерти Мери?

- В каком мире благоденствуют меннерсы?

- Как повлияла на Лонгрена смерть жены? Почему между ним и капернцами наступило «холодное отчуждение»?

- Что говорит нам о Лонгрене его выбор ремесла? Какой

человек может стать игрушечным мастером?

- Для чего автор описывает Лонгрена на берегу моря во время берегового норда? (гл 1. от слов «Рыбачьи лодки, повытащенные на берег…» до слов «…равна действием глубокому сну»)

- Опишите, каким вы видите Лонгрена на берегу моря. А каким предстаёт море?

- Рассмотрите морские пейзажи. Какой из них наиболее близок к пейзажу, созданному Грином? Обоснуйте свое мнение.

- Рассмотрите морские пейзажи. Какой из них наиболее близок к пейзажу, созданному Грином? Обоснуйте свое мнение.

Тёрнер «Пароход выходит из гавани и подаёт сигнал бедствия, попав в мелководье»

Тёрнер «Пароход выходит из гавани и подаёт сигнал бедствия, попав в мелководье»

Мир Каперны Фрагмент из симфонической сюиты Римского - Корсакова «Шехерезада». Совпадают ли впечатления от музыкального и словесного образов моря?  - Почему Грин ничего не говорит о том, что творилось в душе Лонгрена?

Мир Каперны

  • Фрагмент из симфонической сюиты Римского - Корсакова «Шехерезада». Совпадают ли впечатления от музыкального и словесного образов моря?

- Почему Грин ничего не говорит о том, что творилось в душе Лонгрена?

Лонгрен и Меннерс  - Перечитайте эпизод «Лонгрен и Меннерс». Как вы относитесь к поступку моряка, не пожелавшего спасти лавочника?  - Если бы вы оказались на месте Меннерса, что бы вы почувствовали?  - Неужели мы бы в такой ситуации отказали бы в помощи даже врагу?  - Что поразило в поступке Лонгрена жителей Каперны? («Не говоря уже о том, что редкий из них способен был помнить оскорбление…» до слов «сделал то, что не прощают» - Как к поступку Лонгрена относится автор? Почему? Что в тексте помогло вам это понять?  - Как сам Лонгрен относится к своему поступку? - Чем Лонгрен отличается от жителей Каперны? Подберите примеры для своего ответа.

Лонгрен и Меннерс

- Перечитайте эпизод «Лонгрен и Меннерс». Как вы относитесь к поступку моряка, не пожелавшего спасти лавочника?

- Если бы вы оказались на месте Меннерса, что бы вы почувствовали?

- Неужели мы бы в такой ситуации отказали бы в помощи даже врагу?

- Что поразило в поступке Лонгрена жителей Каперны? («Не говоря уже о том, что редкий из них способен был помнить оскорбление…» до слов «сделал то, что не прощают»

- Как к поступку Лонгрена относится автор? Почему? Что в тексте помогло вам это понять?

- Как сам Лонгрен относится к своему поступку?

- Чем Лонгрен отличается от жителей Каперны? Подберите

примеры для своего ответа.

- Как бы вы теперь охарактеризовали мир Каперны? Что говорит о Каперне сказочник Эгль? Может быть, Артур Грэй рос в другом мире? Домашнее задание: 1) перечитать гл. 2 и сравнить мир Каперны и мир, в котором рос Артур Грэй; 2) составить план событий повести. 34 . Записать события повести-феерии в их хронологической последовательности. Сравнить эту последовательность с последовательностью изложений событий. Какие особенности композиции вы заметили?

- Как бы вы теперь охарактеризовали мир Каперны? Что говорит о Каперне сказочник Эгль?

  • Может быть, Артур Грэй рос в другом мире?

Домашнее задание: 1) перечитать гл. 2 и сравнить мир Каперны и мир, в котором рос Артур Грэй; 2) составить план событий повести. 34 . Записать события повести-феерии в их хронологической последовательности. Сравнить эту последовательность с последовательностью изложений событий. Какие особенности композиции вы заметили?

Домашнее задание   19 . Расскажите, какой увидели Ассоль вы и какой видят ее персонажи повести — Лонгрен, Меннерсы, угольщики, Эгль, опираясь на вопросы:

Домашнее задание

19 . Расскажите, какой увидели Ассоль вы и какой видят ее персонажи повести — Лонгрен, Меннерсы, угольщики, Эгль, опираясь на вопросы:

  • Что каждый из персонажей видит в Ассоль?
  • С чем сравнивает её?
  • Что привлекает Эгля и Грэя в Ассоль?
  • Почему Ассоль не любят копернцы?
  • Какие качества души девушки вы бы отметили как главные?
12. Чем детство Грэя похоже на детство Ассоль? 13. Есть ли что-то общее у жителей Каперны и родителей Грэя? Обратимся к описанию замка, где родился будущий капитан. - Что же помогло Ассоль и Грэю сохранить души живыми?

12. Чем детство Грэя похоже на детство Ассоль?

13. Есть ли что-то общее у жителей Каперны и родителей Грэя?

Обратимся к описанию замка, где родился будущий капитан.

- Что же помогло Ассоль и Грэю сохранить души живыми?

Ассоль

Ассоль

  • Расскажите, какой вы увидели Ассоль, какой её видят разные персонажи повести.
  • 23. Какой увидел Ассоль Артур Грэй? Рассмотрите портреты Ассоль, выполненные Н.Рушевой и А.Хрящевским. Какое впечатление они на вас произвели? Почему?
  • 21. Почему Ассоль не озлобилась, не превратилась в вечно запуганное, жалкое существо?
Встреча Ассоль с Эглем  - Почему сказочник заинтересовался девочкой?  - Что побудило Эгля предсказать Ассоль такую необычную судьбу?  - Почему это так опасно?  - Чем стало для Ассоль предсказание Эгля? Как Лонгрен отнёсся к случившемуся?  - Что бы могло случиться с Ассоль, не будь у неё предсказания, знания своей судьбы? Какие душевные качества героини помогли ей сохранить веру в свою мечту? Проанализируем два эпизода: «Ассоль за работой» и «Ассоль в лесу» ( гл.4. «Накануне»)

Встреча Ассоль с Эглем

- Почему сказочник заинтересовался девочкой?

- Что побудило Эгля предсказать Ассоль такую необычную судьбу?

- Почему это так опасно?

- Чем стало для Ассоль предсказание Эгля? Как Лонгрен отнёсся к случившемуся?

- Что бы могло случиться с Ассоль, не будь у неё предсказания, знания своей судьбы?

  • Какие душевные качества героини помогли ей сохранить веру в свою мечту?

Проанализируем два эпизода: «Ассоль за работой» и «Ассоль в лесу» ( гл.4. «Накануне»)

«Накануне»  - О каких двух Ассоль говорит автор?  - Какую Ассоль видят копернцы и какую увидел Грэй?  - В чём счастье для Ассоль?

«Накануне»

- О каких двух Ассоль говорит автор?

- Какую Ассоль видят копернцы и какую увидел Грэй?

- В чём счастье для Ассоль?

  • Чего не прощают Ассоль жители Каперны? Почему называют её сумасшедшей?
  • Каким видит Ассоль море? (морские пейзажи учебника; К. Дебюсси «Море»)
  • Так что же автор считает самым главным в Ассоль?
Домашнее задание - Какие особенности композиции повести вы выявили с помощью плана?  - В какие цвета окрашена каждая глава феерии? 31. Опишите словами картину «Ассоль видит корабль с алыми парусами».

Домашнее задание

- Какие особенности композиции повести вы выявили с помощью плана?

- В какие цвета окрашена каждая глава феерии?

31. Опишите словами картину «Ассоль видит корабль с алыми парусами».

Артур Грэй

Артур Грэй

  • Какие черты характера и душевные качества были присущи мальчику? (эпизоды: случай с картиной, изображающей распятого Христа, рассказ Польдишока о бочонках, история с Бэтси, открытие библиотеки и морской картины)
  • Чем стала картина для Грэя?
  • 25. Что значит быть капитаном в представлении Грэя и в представлении автора?
  • 26. Как вы понимаете авторское сравнение власти капитана с властью Орфея?
Так что же соединило Ассоль иГрэя: случайность или неизбежность? 27. Почему Грэй решает узнать о встреченной им в лесу девушке? 28. Почему Грэй поверил угольщику, а не Меннерсу? 29. Почему Грэй, услышав рассказы об Ассоль, уверился в том, что это его судьба? 30. Почему Грин так подробно описывает все действия Грэя после его встречи с Ассоль?
  • Так что же соединило Ассоль иГрэя: случайность или неизбежность?
  • 27. Почему Грэй решает узнать о встреченной им в лесу девушке?
  • 28. Почему Грэй поверил угольщику, а не Меннерсу?
  • 29. Почему Грэй, услышав рассказы об Ассоль, уверился в том, что это его судьба?
  • 30. Почему Грин так подробно описывает все действия Грэя после его встречи с Ассоль?
33. Почему А.Грин изменил первоначальное название повести? (гл.5 от «Грэй побывал в трёх лавках…» до «этот шёлк я беру») Какой шёлк он ищет? Почему слово «красный» не устраивает автора? 32. Как А. Грин отвечает на вопрос о том, почему сбылась мечта Ассоль? В чём для автора залог чуда, счастья?

33. Почему А.Грин изменил первоначальное название повести? (гл.5 от «Грэй побывал в трёх лавках…» до «этот шёлк я беру»)

  • Какой шёлк он ищет? Почему слово «красный» не устраивает автора?

32. Как А. Грин отвечает на вопрос о том, почему сбылась мечта Ассоль? В чём для автора залог чуда, счастья?

Феерия 34. Как вы считаете, почему А. Грин дал «Алым парусам» такой необычный для литературного произведения жанровый подзаголовок?  - Что такое феерия? - Как построены «Алые паруса»?

Феерия

34. Как вы считаете, почему А. Грин дал «Алым парусам» такой необычный для литературного произведения жанровый подзаголовок?

- Что такое феерия?

- Как построены «Алые паруса»?

Глава 1  Предсказание В этой главе три центральных события: Смерть Мери Месть Лонгрена (экспозиция) Предсказание Эгля (завязка).  - В какой цвет окрашена глава? Чёрный мир окружает девочку. И вдруг – алый цвет мечты пронзает этот мир. Но пока он согревает только сердце Ассоль – доминируют, обступают со всех сторон мрак, пошлость – чернота.

Глава 1 Предсказание

В этой главе три центральных события:

  • Смерть Мери
  • Месть Лонгрена (экспозиция)
  • Предсказание Эгля (завязка).

- В какой цвет окрашена глава?

Чёрный мир окружает девочку. И вдруг – алый цвет мечты пронзает этот мир. Но пока он согревает только сердце Ассоль – доминируют, обступают со всех сторон мрак, пошлость – чернота.

Глава 2.  Грэй - Какое значение в композиции повести имеет эта глава? В какой цвет окрашена она? Она композиционно почти повторяет экспозицию 1-ой главы: рассказ о «мрачном внутри и величественном снаружи доме» Артура Грэя, его родителях и живой душе самого мальчика. И опять мрак разрывается – на этот раз «солнцем в руках» ребёнка и манящим шумом огромного, свободного моря. История о том, как Грэй стал капитаном, относится к завязке.  - Сколько героев в повести?

Глава 2. Грэй

- Какое значение в композиции повести имеет эта глава? В какой цвет окрашена она?

Она композиционно почти повторяет экспозицию 1-ой главы: рассказ о «мрачном внутри и величественном снаружи доме» Артура Грэя, его родителях и живой душе самого мальчика. И опять мрак разрывается – на этот раз «солнцем в руках» ребёнка и манящим шумом огромного, свободного моря.

История о том, как Грэй стал капитаном, относится к завязке.

- Сколько героев в повести?

  • Какие события случаются в жизни каждого?
  • Как это отражается на композиции повести?
Глава 3.  Рассвет  - Каково значение названия главы? Какой цвет озаряет главу? Её название относится и ко времени действия, и к состоянию душ героев, ещё дремлющих, но уже пронзённых первыми лучами восходящего солнца. Рассветный свет озаряет всю главу. Здесь Грин впервые соединяет своих героев. После долгого рассказа о детстве героев, о превращении мальчика в капитана автор скрещивает их дороги. Читатель замирает: как пойдут эти дороги дальше, неужели разойдутся в стороны (ведь Грэй ничего не знает о предсказании Эгля!)? Событий становится меньше, но даются они подробнее, крупным планом.

Глава 3. Рассвет

- Каково значение названия главы? Какой цвет озаряет главу?

Её название относится и ко времени действия, и к состоянию душ героев, ещё дремлющих, но уже пронзённых первыми лучами восходящего солнца. Рассветный свет озаряет всю главу. Здесь Грин впервые соединяет своих героев. После долгого рассказа о детстве героев, о превращении мальчика в капитана автор скрещивает их дороги. Читатель замирает: как пойдут эти дороги дальше, неужели разойдутся в стороны (ведь Грэй ничего не знает о предсказании Эгля!)? Событий становится меньше, но даются они подробнее, крупным планом.

Глава 4.  Накануне.  - В чём композиционная особенность этой главы, о чём говорится в её названии? О чём рассказывается в этой главе?  Она переносит нас чуть назад во времени. Она ещё меньше по объёму, чем глава 3. Автор словно специально оттягивает кульминацию и развязку, мучит нас, дразнит наше любопытство. Но ему необходимо показать читателю Ассоль-девушку, вернее, двух Ассоль, «перемешанных в замечательной, прекрасной неправильности. Одна была дочь матроса, мастерившая игрушки, другая - живое стихотворение, со всеми чудесами созвучий и образов, с тайной соседства слов, во всей взаимности их теней и света, падающих от одного на другое».  Вместе с автором мы видим Ассоль в восторженном состоянии предвкушении чуда, устремлённую из мрачной Каперны в мир природы.

Глава 4. Накануне.

- В чём композиционная особенность этой главы, о чём говорится в её названии? О чём рассказывается в этой главе?

Она переносит нас чуть назад во времени. Она ещё меньше по объёму, чем глава 3. Автор словно специально оттягивает кульминацию и развязку, мучит нас, дразнит наше любопытство. Но ему необходимо показать читателю Ассоль-девушку, вернее, двух Ассоль, «перемешанных в замечательной, прекрасной неправильности. Одна была дочь матроса, мастерившая игрушки, другая - живое стихотворение, со всеми чудесами созвучий и образов, с тайной соседства слов, во всей взаимности их теней и света, падающих от одного на другое».

Вместе с автором мы видим Ассоль в восторженном состоянии предвкушении чуда, устремлённую из мрачной Каперны в мир природы.

- А что получилось бы, если бы Грин перенёс главу 4 после главы 1 или поменял местами главы 3 и 4?   Вариант 1: Перед нами сначала детство Ассоль, а потом – вдруг – расписанный до деталей один день героини, наполненный странными предчувствиями. Откуда они появились? Читатель ещё не может ощутить аромата счастья, так ничего не знает об Артуре Грэе, который «родился капитаном, хотел быть и стал им». Вариант 2: Казалось бы снято противоречие: в двойной экспозиции нам представили героев. Но действие замедляется и снимается флер неожиданной встречи, её видимой невероятности. Ещё одно: деятельное начало в феерии - именно Грэй, и после истории его становления мы естественно оказываемся опять в Лиссе. Автору не приходится делать композиционных скачков: Грэй сам приводёл нас к Ассоль, умеющей верить и ждать.

- А что получилось бы, если бы Грин перенёс главу 4 после главы 1 или поменял местами главы 3 и 4?

Вариант 1:

Перед нами сначала детство Ассоль, а потом – вдруг – расписанный до деталей один день героини, наполненный странными предчувствиями. Откуда они появились? Читатель ещё не может ощутить аромата счастья, так ничего не знает об Артуре Грэе, который «родился капитаном, хотел быть и стал им».

Вариант 2:

Казалось бы снято противоречие: в двойной экспозиции нам представили героев. Но действие замедляется и снимается флер неожиданной встречи, её видимой невероятности. Ещё одно: деятельное начало в феерии - именно Грэй, и после истории его становления мы естественно оказываемся опять в Лиссе. Автору не приходится делать композиционных скачков: Грэй сам приводёл нас к Ассоль, умеющей верить и ждать.

Глава 5.Боевые приготовления.  Глава 6. Ассоль остается одна.  - Как связаны 5 и 6 главы? О чём они? В какие цвета раскрашены эти главы?  Действия в этих главах происходят параллельно. Пятая глава залита всеми оттенками алого цвета . Глава 6 почти бессобытийна. Ассоль не действует – она лишь бродит по Лиссу и возвращается в Каперну. Её душа замерла в ожидании.  Яркая толпа Лисса и странная девушка, перебирающая пальцами брызги фонтана, а затем « зелёная в розовом вечернем свете трава» и светлая птица – душа Ассоль – живые цвета одолевают ч ерноту мира, набирают силу и уверенность. Временной параллелизм глав 5 и 6 подчёркивает контраст между деятельной натурой Грэя и неколебимо ждущей Ассоль.

Глава 5.Боевые приготовления. Глава 6. Ассоль остается одна.

- Как связаны 5 и 6 главы? О чём они? В какие цвета раскрашены эти главы?

Действия в этих главах происходят параллельно. Пятая глава залита всеми оттенками алого цвета . Глава 6 почти бессобытийна. Ассоль не действует – она лишь бродит по Лиссу и возвращается в Каперну. Её душа замерла в ожидании.

Яркая толпа Лисса и странная девушка, перебирающая пальцами брызги фонтана, а затем « зелёная в розовом вечернем свете трава» и светлая птица – душа Ассоль – живые цвета одолевают ч ерноту мира, набирают силу и уверенность.

Временной параллелизм глав 5 и 6 подчёркивает контраст между деятельной натурой Грэя и неколебимо ждущей Ассоль.

Глава 7.  Алый «Секрет»  - Каково композиционное значение этой главы. В какие цвета раскрашена она? « Белый утренний час», « лёгкие алые формы» парусов, « полные роз », - цвета радости! Действие приближается к кульминации – Ассоль видит алые паруса – и стремительно летит к развязке: вот она, вторая встреча. «Волшебным, неземным голосом» говорят струны скрипки, и читатель вместе с музыкантом Циммером думает о счастье, о том, что в истории, рассказанной Грином, есть свет радости и грустный упрёк тем, кто позабыл или так и не узнал, в чём залог настоящего счастья…  - Почему повесть названа феерией?

Глава 7. Алый «Секрет»

- Каково композиционное значение этой главы. В какие цвета раскрашена она?

« Белый утренний час», « лёгкие алые формы» парусов, « полные роз », - цвета радости! Действие приближается к кульминации – Ассоль видит алые паруса – и стремительно летит к развязке: вот она, вторая встреча. «Волшебным, неземным голосом» говорят струны скрипки, и читатель вместе с музыкантом Циммером думает о счастье, о том, что в истории, рассказанной Грином, есть свет радости и грустный упрёк тем, кто позабыл или так и не узнал, в чём залог настоящего счастья…

- Почему повесть названа феерией?

Семь частей, каждая окрашена в свой цвет – и в целом сияние радуги.  Семь нот в гамме, семь глав, у каждой своя мелодия – а в финале «волшебный, неземной голос».  7 – заветное, счастливое число… Динамичность сюжета, яркость красок, волшебство, сказочность, цельность героев, их устремлённость к Мечте – вот что роднит литературную феерию с феерией театральной, вот что дало Грину право именно так определить жанр своего произведения.

Семь частей, каждая окрашена в свой цвет – и в целом сияние радуги.

Семь нот в гамме, семь глав, у каждой своя мелодия – а в финале «волшебный, неземной голос».

7 – заветное, счастливое число…

Динамичность сюжета, яркость красок, волшебство, сказочность, цельность героев, их устремлённость к Мечте – вот что роднит литературную феерию с феерией театральной, вот что дало Грину право именно так определить жанр своего произведения.

Домашнее задание

Домашнее задание

  • Посмотрите художественный фильм А.Птушко «Алые паруса». Такими ли вы представляли героев А. Грина? Напишите сочинение — сопоставление образов персонажей в феерии и в кинофильме, например: «Две Ассоль» или «Два Грэя».
  • Напишите сочинение на одну из тем: «Почему сбылось предсказание Эгля?», «Извилистые дороги мечты», «Как стать счастливым?»
  • Прочитать пьесу Е. Л. Шварца «Обыкновенное чудо»


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
А.Грин "Алые паруса"

Автор: Иорданишвили Натела Георгиевна

Дата: 05.08.2018

Номер свидетельства: 475580

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства