Просмотр содержимого документа
«А.Фет "Ласточки пропали"»
Сегодня картину осени нам поможет нарисовать поэт – Афанасий Афанасьевич Фет.
А. А. Фет родился и жил в 19 веке. Первая его книга вышла в 1840 году, когда Фету было 20 лет. Он сразу же стал знаменитым поэтом. Чем же нравились стихи Фета? Своей красотой. Они были похожи на прекрасные звуки волшебной музыки.
«Это не просто поэта, скорее, музыкант», - писал об Афанасии Фете великий русский композитор
П. И. Чайковский.
С детства поэт любил
наблюдать за природой
родных лесов и полей.
Нравилось ему наблюдать за приходом весны, когда природа просыпается:
Снова птицы летят издалёка, К берегам, расторгающим лёд, Солнце тёплое ходит высоко И душистого ландыша ждёт.
А за весной – лето приходило с ягодами, грибами, купанием в реке и катанием на лошадях:
За мглой ветвей синеют неба своды, Как дымкою подёрнуты слегка, И, как мечты почиющей природы, Волнистые приходят облака…
Но уносили грачи, ласточки, утки лето красное далеко – далеко, за синие горы. И наступала осень. Какой она была в стихах Фета?
- О какой осени рассказывает автор? - Что представили, слушая стихотворение? - Прочтите стихотворение самостоятельно молча и
дополните картину.
Прочитайте стихотворение с интонацией удивления,
с утвердительной интонацией, с интонацией раздражения, восхищения, весёлой интонацией.
Прочитаем стихотворение по частям
Чтение 1 части. - Что представили? - Что сказано о ласточках? - Что значит «пропали»? - О каких ещё птицах говорится в этой части? - Когда грачи летали? - Что такое заря? - В этом стихотворении автор говорит о вечерней заре.- Почему следующая строчка начинается со слова «всё»- С чем сравнивает автор стаю грачей? - Почему используется такое сравнение?Сравнивая стаю с сетью, автор использует приём, который
называется –сравнение. - Как летала стая, похожая на сеть? - Что значит «мелькала»?- Где мелькала стая? - Для чего автор использует слово «вон»? - Как прочитаете это слово?
Чтение 2 части. - Какую картину увидели? - Что услышали? - Прочитайте 1 и 2 строчки. - О каком явлении природы говорит автор? - Как автор сказал об этом? - Что значит спится? - Прочитайте 3 строчку. - Почему лист, а не листья? - Почему лист сухой? - Что значит валится? - Обратите внимание на ударение в этом слове. - Ещё раз прочитайте строчку, в которой говорится о листе. - Что услышали?Автор, подобрав такие слова, создаёт шорох листьев звуками. Такой приём называется–звукопись. - Прочитайте последние строчки этой части. - Какой образ появился?- Что сказано о ветре? - О ком можно так сказать?
- Ветер, как человек – злится.
Здесь автор использует приём –олицетворение. -Какое слово в этой строчке подскажет, как читать эти слова? - Как ветер может стучать в окно? - Подготовьте выразительное чтение этой части по плану самостоятельно. - Кто попробует прочитать? - Почему прозвучало по-разному?
Чтение 3 части.
- В предыдущих частях автор рисует картину природы, а в этой части он
говорит о своих чувствах. - Докажите. Найдите эти строчки, прочитайте. - О чём просит автор? - Почему? - Какой знак стоит в конце предложения? - Для чего автор использует этот знак? - Автор просит зиму поскорее наступить. - Какие птицы уносят на крыльях последние дни осени?- Как они летят? - Почему они кричат? - Они, действительно, испугались? - Автор сравнивает. Определите, какой прием использовал автор?
- Почему журавли кричат? - Куда летят птицы? - Обратите внимание на постановку запятых в этих строчках.
После слова «раскричавшись», необходимо сделать паузу, почему?
- Подготовьте выразительное чтение этой части плану самостоятельно. - Обратите внимание на знак, который стоит в конце 3 части.
Как он называется ? - Как вы думаете, почему здесь поставлен этот знак? - Я думаю, что вам будет интересно узнать, как заканчивается это стихотворение.
Подбери строчки из стихотворения к картинкам.
восхищение
печаль
радость
удивление
удовольствие
любование
тоска
грусть
безразличие
Назовите автора стихотворения, которое мы сегодня читали.
Какое настроение вы почувствовали?
Знаете ли вы , что у этого стихотворения есть продолжение?
Попробуйте его найти и принести на следующий урок.