kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Внеклассное чтение: Немецкая народная сказка «Шесть лебедей». Г.Х.Андерсен. «Дикие лебеди»

Нажмите, чтобы узнать подробности

данная работа способствует лучшему пониманию темы и идеи произведений, разобрать основные проблемные вопросы сказок, вовлекая детей в дискуссию, совершенствовать навыки и умения рассуждать, аргументировать свои выводы, точно и ярко формулировать свои мысли. Также развивает  творческие способности учащихся, логическое мышление, умение наблюдать над особенностями литературного описания, совершенствовать культуру речи, развивать художественный вкус.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное чтение: Немецкая народная сказка «Шесть лебедей». Г.Х.Андерсен. «Дикие лебеди» »

Тема: Внеклассное чтение: Немецкая народная сказка «Шесть лебедей». Г.Х.Андерсен. «Дикие лебеди»

Цели:

Образовательная: Работать над содержанием сказки Г. Х. Андерсена «Дикие лебеди» и немецкой народной сказкой «Шесть лебедей», способствовать лучшему пониманию темы и идеи произведений, разобрать основные проблемные вопросы сказок, вовлекая детей в дискуссию, совершенствовать навыки и умения рассуждать, аргументировать свои выводы, точно и ярко формулировать свои мысли.

Развивающая: Развивать творческие способности учащихся, логическое мышление, умение наблюдать над особенностями литературного описания, совершенствовать культуру речи, развивать художественный вкус.

Воспитательная: Воспитывать чувство добра, любви, долга по отношению к своим близким.

Оборудование: учебное пособие, рабочая тетрадь

Ход урока

1.Организационный момент

2 Повторение изученного.

– Сегодня на уроке чтения мы отправимся в путешествие необыкновенное.

Итак, куда мы отправляемся? (В сказку)

А что такое сказка? (Сказка – это литературное произведение, где всегда идёт борьба добра со злом, честное, доброе всегда побеждает. Сказка всегда чему-то учит)

- Любите ли вы читать сказки?
- На какие группы МОЖНО поделить сказки? (Народные и литературные –авторские).
- А еще? (Волшебные, бытовые, о животных).
- С какими сказками мы познакомились в этом году, но не просто вспомните автора и название, определите, к какой группе они относятся? (П.П. Ершов. “Конек-Горбунок” – литературная, волшебная; В.М. Гаршин. “Лягушка путешественница” – литературная, о животных).
- Молодцы.
- Над каким произведением мы работаем сейчас? (“Дикие лебеди”).
- А кто ее написал? (Х.К. Андерсен).

3.Сообщение темы урока

– Для нас давно стало привычным существование автомобилей, космических кораблей. Захотел перенестись на край света, включи телевизор, и на экране появятся ландшафты Африки, Амазонки, белый медведь на льдине. Люди создали больше чудес, чем сказочные герои.

– Но почему же сказка остаётся всё такой же милой и родной?

– Почему до сих пор сочиняют сказки?

4.Обобщение учителя после ответов детей. Вступительная беседа

– Дело в том, что все взрослые когда-то были детьми, а детям обязательно рассказывают сказки. И что бы мы ни изобрели, куда бы ни занесла нас судьба, сказка остаётся с нами. Сказка родилась с человеком, и покуда жив человек, будет жива и сказка. 
Великий писатель А.С. Пушкин восхищался сказкой и однажды сказал: “Что за прелесть эти сказки”, “Сказка ложь, да в ней намёк – добрым молодцам урок”. Как вы понимаете смысл этих слов? (Сказка всегда чему-то учит, много в ней сказочного – волшебного, но она мудра и поучительна)

– Какие недостатки людей осуждаются в сказках? (Лень, жадность, скупость, безделие, трусость, глупость, жестокость)

– Какие положительные человеческие качества высоко оцениваются в сказках? (Трудолюбие, честность, добрый нрав, сострадание, любовь к ближнему)

5. Жизнь и творчество Х.К. Андерсена

Парад сказочных героев.

– И в первом и во втором классах мы с вами читали увлекательные сказки великого датского писателя Х.К. Андерсена. Они захватывали вас, увлекали вместе с собой в волшебный мир сказок. Какие же сказки вам особенно запомнились? Это вы показали в своих рисунках.
Тест: Сейчас вы проверите свои знания об авторе, выбираете только номер ответа:

В какой стране жил великий сказочник?

  1. Швеция;

  2. Германия;

  3. Дания.+

В каком возрасте мальчик научился читать?

  1. В 4 года;+

  2. В 7 лет;

  3. В 9 лет.

Где учился Ханс Кристиан?

  1. В лицее;

  2. В пансионе;

  3. В школе для бедных. +

Какое произведение не принадлежит перу Х.К. Андерсена?

  1. “Гадкий утенок”;

  2. “Золотой гусь”;

  3. “Снежная королева”.

6.Первичное знакомство со сказкой Х.К. Андерсена “Дикие лебеди”

– Многие литературные сказки берут своё начало из народной сказки.

– Вспомните, на основе какой народной сказки возникла сказка “Дикие лебеди”? (“Одиннадцать лебедей”)

– Какие на ваш взгляд, основные чувства вызывает эта сказка? (В сказке необычайно трогательна непоколебимая преданность сестры братьям)

– Отражена ли эта идея в сказке Х.К. Андерсена?

– Что хотел автор донести в сказке до читателя? (В человеке изначально заложено добро и зло, и он сам делает выбор, каким ему быть)

7.Анализ произведения (исследовательская работа)

– Понравилась ли вам эта сказка? Чем?

– Какие основные чувства вызывает сказка? (Грусти, жалости, боли; и радости, связанной с теми чудесами, которые происходят в сказке)

– Покажите на примерах.

– Где и с кем происходят события, описанные в сказке?

– Да, в первых же фразах сказки звучит мотив радостный, светлый, связанный с красотой.

Звучит грустная музыка.

– А затем мотив сказки становится каким? (Грустным, печальным)

– Как изменилась чудесная жизнь во дворце и почему?

– Какой видит автор мачеху? (Злой, с холодным сердцем. Зло внутри её в виде низких чувств и мыслей)

– А что мы можем сказать о детях, семье, об атмосфере этого дома? (Уважение, доброе отношение друг к другу, во дворце царит атмосфера дружбы, согласия, любви)

– Что же происходит дальше?

– Почему принцы не превратились в чёрных воронов, как хотела этого злая мачеха, а превратились в прекрасных лебедей? (Душа у них светлая, добрая, они остались прекрасны благодаря их духовному богатству)

– Мы сказали, что мачеха – чёрная душа, доказали это на примере того, как она расправилась безжалостно с принцами.

– Какие же испытания выпали на долю Элизы после того, как двор покинули её братья? 
Так же как и братья Элиза добра, чиста, богата душевной внутренней красотой. Она не стала глупой и ленивой, безобразной, и сердце её не стало злым.И прикоснувшись к этой теплоте и доброте, три холодные жабы превратились в три красных мака.

8.Анализ сказки «Шесть лебедей»

Вы дома прочитали немецкую народную сказку «Шесть лебедей»

Корни немецкого фольклора уходят в глубокую древность. Отдельные жанры его (песни, сказки, заговоры, загадки, пословицы) генетически связаны с разными этапами жизни народа, различна их функция в народном быту и искусстве.

В устной немецкой прозе различаются следующие жанры: саги, сказки и шванки. Каждый из этих видов устной прозы имеет свои особенности и свою историю. Национальное своеобразие немецкого фольклора особенно ярко сказалось в немецких сагах.

Начало изучению немецких саг положили братья Гримм сборником «Немецкие саги» 

В 1812—1815 гг. были изданы «Детские и домашние сказки» братьев Гримм. Это издание стало образцом и стимулом для собирательской деятельности немецких фольклористов в течение всего XIX в. и позже во всех немецких землях. Собрание братьев Гримм дает полное представление о немецких сказках и их характерных особенностях. В последующее время, в первые десятилетия нашего века, в различных областях Германии было собрано множество вариантов этих сказок, однако сказок на новые сюжеты почти не было найдено. Немецкие народные сказки как по своим мотивам, так и по сюжетам перекликаются со сказками других народов Центральной Европы.В народных сказках отразились древнейшие периоды истории человечества. В сказках мы встречаемся с древними тотемическими представлениями о переселении души человека в тело животного или в растение. Образы германской мифологии, известные нам из народных саг, являются и персонажами сказок (особенно великаны и карлики, русалки, кобольды и призраки).

-Что вы можете сказать об этой сказке?

-к какому жанру устного народного творчества относится сказка?

- Какие основные чувства вызывает сказка? (Грусти, жалости, боли; и радости, связанной с теми чудесами, которые происходят в сказке)

-Расскажите краткое содержание сказки

-В чем сходство немецкой сказки и сказки Андерсена?

9.Физминутка

Пожалуйста зажмурьте глазки, досчитайте до 5-ти и представьте себя птицами.

Вот и утро! Хватит спать! (Одна рука вверху, махи руками).
Перед тем, как вылетать,
Надо крылышки размять.
Вверх крыло, вниз крыло,
А теперь наоборот!
Крылья в стороны разводим,
Л лопатки вместе сводим.
Вправо – влево наклонились,
И вперед назад прогнулись.
А теперь на месте ходим,
Но от парты не отходим.
Снова сесть за парты рады
Приступать к работе надо.

10.Обобщение

– Испытания Элиза выдержала достойно, до конца сказки во всех испытаниях она ни в чём не изменила себе. В этой молчаливой стойкости принцессы, в её поведении раскрывается её твёрдость характера, и она стойко переносит все испытания.
И вот произошло долгожданное чудо! Как заслуженная награда за стойкость, мужество и преданность.

11.Моделирование обложки.

- У вас имеются модели обложки. Оформите их, пожалуйста.
- Работать будем на обратной стороне обложки. Я называю вам героя, а вы запишите, какие человеческие качества приходят вам на ум, услышав это имя:

1-й ряд – Элиза (добрая, трудолюбивая, отважная, невинная).
2-й ряд – Королева (злая, коварная, завистливая, алчная).
3-й ряд – Фата-Моргана (сердечная, добрая, бескорыстная).

12.Итог урока

– Итак, мы подошли к концу нашего необыкновенного путешествия по сказке. Но это не последнее путешествие, оно будет продолжаться всегда, всю вашу жизнь.

– Кем для вас стал Х.К. Андерсен?

– Андерсен стал верным другом и добрым советчиком всех детей на земле, а значит и всех людей. Потому что все взрослые были когда-то детьми. В сказках Андерсена заложено много мудрых и глубоких мыслей, они доставляют нам радость всегда – до самой глубокой старости.
В этих сказках рядом живут слёзы и смех, горе и радость – всё как в настоящей жизни. Андерсен был великий сказочник и отлично понимал, что даже самая волшебная сказка должна отражать жизнь. А жизнь этот необыкновенный человек знал очень хорошо. И не случайно великому сказочнику, “КОРОЛЮ СКАЗОК”, в столице Дании Копенгагене воздвигнут памятник.

– Урок подошёл к концу, у всех у вас разные чувства и настроение. Когда вы будете уходить с урока, то оставьте на доске кружок, соответствующий вашему настроению.

13.Домашнее задание

Прочитать стихотворение М.Ю.Лермонтова «Бородино»








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 5 класс

Автор: Васильева Валерия Юрьевна

Дата: 17.01.2015

Номер свидетельства: 156950


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства