Внеклассное чтение: Немецкая народная сказка «Шесть лебедей». Г.Х.Андерсен. «Дикие лебеди»
Внеклассное чтение: Немецкая народная сказка «Шесть лебедей». Г.Х.Андерсен. «Дикие лебеди»
данная работа способствует лучшему пониманию темы и идеи произведений, разобрать основные проблемные вопросы сказок, вовлекая детей в дискуссию, совершенствовать навыки и умения рассуждать, аргументировать свои выводы, точно и ярко формулировать свои мысли. Также развивает творческие способности учащихся, логическое мышление, умение наблюдать над особенностями литературного описания, совершенствовать культуру речи, развивать художественный вкус.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Внеклассное чтение: Немецкая народная сказка «Шесть лебедей». Г.Х.Андерсен. «Дикие лебеди» »
Тема: Внеклассное чтение: Немецкая народная сказка «Шесть лебедей». Г.Х.Андерсен. «Дикие лебеди»
Цели:
Образовательная: Работать над содержанием сказки Г. Х. Андерсена «Дикие лебеди» и немецкой народной сказкой «Шесть лебедей», способствовать лучшему пониманию темы и идеи произведений, разобрать основные проблемные вопросы сказок, вовлекая детей в дискуссию, совершенствовать навыки и умения рассуждать, аргументировать свои выводы, точно и ярко формулировать свои мысли.
Развивающая: Развивать творческие способности учащихся, логическое мышление, умение наблюдать над особенностями литературного описания, совершенствовать культуру речи, развивать художественный вкус.
Воспитательная: Воспитывать чувство добра, любви, долга по отношению к своим близким.
Оборудование: учебное пособие, рабочая тетрадь
Ход урока
1.Организационный момент
2 Повторение изученного.
– Сегодня на уроке чтения мы отправимся в путешествие необыкновенное.
Итак, куда мы отправляемся? (В сказку)
– А что такое сказка? (Сказка – это литературное произведение, где всегда идёт борьба добра со злом, честное, доброе всегда побеждает. Сказка всегда чему-то учит)
- Любите ли вы читать сказки? - На какие группы МОЖНО поделить сказки? (Народные и литературные –авторские). - А еще? (Волшебные, бытовые, о животных). - С какими сказками мы познакомились в этом году, но не просто вспомните автора и название, определите, к какой группе они относятся? (П.П. Ершов. “Конек-Горбунок” – литературная, волшебная; В.М. Гаршин. “Лягушка путешественница” – литературная, о животных). - Молодцы. - Над каким произведением мы работаем сейчас? (“Дикие лебеди”). - А кто ее написал? (Х.К. Андерсен).
3.Сообщение темы урока
– Для нас давно стало привычным существование автомобилей, космических кораблей. Захотел перенестись на край света, включи телевизор, и на экране появятся ландшафты Африки, Амазонки, белый медведь на льдине. Люди создали больше чудес, чем сказочные герои.
– Но почему же сказка остаётся всё такой же милой и родной?
– Почему до сих пор сочиняют сказки?
4.Обобщение учителя после ответов детей. Вступительная беседа
– Дело в том, что все взрослые когда-то были детьми, а детям обязательно рассказывают сказки. И что бы мы ни изобрели, куда бы ни занесла нас судьба, сказка остаётся с нами. Сказка родилась с человеком, и покуда жив человек, будет жива и сказка. Великий писатель А.С. Пушкин восхищался сказкой и однажды сказал: “Что за прелесть эти сказки”, “Сказка ложь, да в ней намёк – добрым молодцам урок”. Как вы понимаете смысл этих слов? (Сказка всегда чему-то учит, много в ней сказочного – волшебного, но она мудра и поучительна)
– Какие недостатки людей осуждаются в сказках? (Лень, жадность, скупость, безделие, трусость, глупость, жестокость)
– Какие положительные человеческие качества высоко оцениваются в сказках? (Трудолюбие, честность, добрый нрав, сострадание, любовь к ближнему)
5. Жизнь и творчество Х.К. Андерсена
Парад сказочных героев.
– И в первом и во втором классах мы с вами читали увлекательные сказки великого датского писателя Х.К. Андерсена. Они захватывали вас, увлекали вместе с собой в волшебный мир сказок. Какие же сказки вам особенно запомнились? Это вы показали в своих рисунках. Тест: Сейчас вы проверите свои знания об авторе, выбираете только номер ответа:
В какой стране жил великий сказочник?
Швеция;
Германия;
Дания.+
В каком возрасте мальчик научился читать?
В 4 года;+
В 7 лет;
В 9 лет.
Где учился Ханс Кристиан?
В лицее;
В пансионе;
В школе для бедных. +
Какое произведение не принадлежит перу Х.К. Андерсена?
“Гадкий утенок”;
“Золотой гусь”;
“Снежная королева”.
6.Первичное знакомство со сказкой Х.К. Андерсена “Дикие лебеди”
– Многие литературные сказки берут своё начало из народной сказки.
– Вспомните, на основе какой народной сказки возникла сказка “Дикие лебеди”? (“Одиннадцать лебедей”)
– Какие на ваш взгляд, основные чувства вызывает эта сказка? (В сказке необычайно трогательна непоколебимая преданность сестры братьям)
– Отражена ли эта идея в сказке Х.К. Андерсена?
– Что хотел автор донести в сказке до читателя? (В человеке изначально заложено добро и зло, и он сам делает выбор, каким ему быть)
7.Анализ произведения (исследовательская работа)
– Понравилась ли вам эта сказка? Чем?
– Какие основные чувства вызывает сказка? (Грусти, жалости, боли; и радости, связанной с теми чудесами, которые происходят в сказке)
– Покажите на примерах.
– Где и с кем происходят события, описанные в сказке?
– Да, в первых же фразах сказки звучит мотив радостный, светлый, связанный с красотой.
Звучит грустная музыка.
– А затем мотив сказки становится каким? (Грустным, печальным)
– Как изменилась чудесная жизнь во дворце и почему?
– Какой видит автор мачеху? (Злой, с холодным сердцем. Зло внутри её в виде низких чувств и мыслей)
– А что мы можем сказать о детях, семье, об атмосфере этого дома? (Уважение, доброе отношение друг к другу, во дворце царит атмосфера дружбы, согласия, любви)
– Что же происходит дальше?
– Почему принцы не превратились в чёрных воронов, как хотела этого злая мачеха, а превратились в прекрасных лебедей? (Душа у них светлая, добрая, они остались прекрасны благодаря их духовному богатству)
– Мы сказали, что мачеха – чёрная душа, доказали это на примере того, как она расправилась безжалостно с принцами.
– Какие же испытания выпали на долю Элизы после того, как двор покинули её братья? Так же как и братья Элиза добра, чиста, богата душевной внутренней красотой. Она не стала глупой и ленивой, безобразной, и сердце её не стало злым.И прикоснувшись к этой теплоте и доброте, три холодные жабы превратились в три красных мака.
8.Анализ сказки «Шесть лебедей»
Вы дома прочитали немецкую народную сказку «Шесть лебедей»
Корни немецкого фольклора уходят в глубокую древность. Отдельные жанры его (песни, сказки, заговоры, загадки, пословицы) генетически связаны с разными этапами жизни народа, различна их функция в народном быту и искусстве.
В устной немецкой прозе различаются следующие жанры: саги, сказки и шванки. Каждый из этих видов устной прозы имеет свои особенности и свою историю. Национальное своеобразие немецкого фольклора особенно ярко сказалось в немецких сагах.
Начало изучению немецких саг положили братья Гримм сборником «Немецкие саги»
В 1812—1815 гг. были изданы «Детские и домашние сказки» братьев Гримм. Это издание стало образцом и стимулом для собирательской деятельности немецких фольклористов в течение всего XIX в. и позже во всех немецких землях. Собрание братьев Гримм дает полное представление о немецких сказках и их характерных особенностях. В последующее время, в первые десятилетия нашего века, в различных областях Германии было собрано множество вариантов этих сказок, однако сказок на новые сюжеты почти не было найдено. Немецкие народные сказки как по своим мотивам, так и по сюжетам перекликаются со сказками других народов Центральной Европы.В народных сказках отразились древнейшие периоды истории человечества. В сказках мы встречаемся с древними тотемическими представлениями о переселении души человека в тело животного или в растение. Образы германской мифологии, известные нам из народных саг, являются и персонажами сказок (особенно великаны и карлики, русалки, кобольды и призраки).
-Что вы можете сказать об этой сказке?
-к какому жанру устного народного творчества относится сказка?
- Какие основные чувства вызывает сказка? (Грусти, жалости, боли; и радости, связанной с теми чудесами, которые происходят в сказке)
-Расскажите краткое содержание сказки
-В чем сходство немецкой сказки и сказки Андерсена?
9.Физминутка
Пожалуйста зажмурьте глазки, досчитайте до 5-ти и представьте себя птицами.
Вот и утро! Хватит спать! (Одна рука вверху, махи руками). Перед тем, как вылетать, Надо крылышки размять. Вверх крыло, вниз крыло, А теперь наоборот! Крылья в стороны разводим, Л лопатки вместе сводим. Вправо – влево наклонились, И вперед назад прогнулись. А теперь на месте ходим, Но от парты не отходим. Снова сесть за парты рады Приступать к работе надо.
10.Обобщение
– Испытания Элиза выдержала достойно, до конца сказки во всех испытаниях она ни в чём не изменила себе. В этой молчаливой стойкости принцессы, в её поведении раскрывается её твёрдость характера, и она стойко переносит все испытания. И вот произошло долгожданное чудо! Как заслуженная награда за стойкость, мужество и преданность.
11.Моделирование обложки.
- У вас имеются модели обложки. Оформите их, пожалуйста. - Работать будем на обратной стороне обложки. Я называю вам героя, а вы запишите, какие человеческие качества приходят вам на ум, услышав это имя:
1-й ряд – Элиза (добрая, трудолюбивая, отважная, невинная). 2-й ряд – Королева (злая, коварная, завистливая, алчная). 3-й ряд – Фата-Моргана (сердечная, добрая, бескорыстная).
12.Итог урока
– Итак, мы подошли к концу нашего необыкновенного путешествия по сказке. Но это не последнее путешествие, оно будет продолжаться всегда, всю вашу жизнь.
– Кем для вас стал Х.К. Андерсен?
– Андерсен стал верным другом и добрым советчиком всех детей на земле, а значит и всех людей. Потому что все взрослые были когда-то детьми. В сказках Андерсена заложено много мудрых и глубоких мыслей, они доставляют нам радость всегда – до самой глубокой старости. В этих сказках рядом живут слёзы и смех, горе и радость – всё как в настоящей жизни. Андерсен был великий сказочник и отлично понимал, что даже самая волшебная сказка должна отражать жизнь. А жизнь этот необыкновенный человек знал очень хорошо. И не случайно великому сказочнику, “КОРОЛЮ СКАЗОК”, в столице Дании Копенгагене воздвигнут памятник.
– Урок подошёл к концу, у всех у вас разные чувства и настроение. Когда вы будете уходить с урока, то оставьте на доске кружок, соответствующий вашему настроению.