Урок 11
Предмет: Русская литература Дата_________
Класс: 8
Тема: «У. Шекспир. «Гамлет». История создания трагедии. Долг сына перед отцом. Долг каждого человека перед обществом»
Цели:
- Способствовать формированию знаний учащихся о жизни и творчестве У. Шекспира, ознакомить с историей создания трагедии «Гамлет»; вспомнить определение трагедии; выяснить, кем выступают в пьесе ее герои; совершенствовать навыки работы с текстом; развивать устную связную речь;
- Способствовать формированию навыков комментирования художественного текста, умения видеть и формулировать проблемы, поставленные автором, определять авторскую позицию, умение вести диалог; развивать связную логическую речь;
- Способствовать формированию духовной культуры.
Оборудование: портрет У.Шекспира, иллюстрации к трагедии «Гамлет».
Тип урока: комбинированный
Ход урока
- Организационный момент
- Проверка домашнего задания
Фронтальный опрос по жизни и творчеству А.С.Пушкина, И.В. Гете.
3. Работа над темой урока
Знакомство с биографией У.Шекспира (просмотр видео)
Сообщение об истории создания трагедии «Гамлет»
Во времена Шекспира пьесы часто создавали на основе уже существующих. Не составила исключение и трагедия «Гамлет». Сюжет ее довольно давнего происхождения.
За основу взята скандинавская сага о датском принце Амлете, который жил в VIII столетии. Легенда о нем была впервые записана датским летописцем Саксоном Грамматиком в конце XII столетия.
В ней рассказывается, как принц Гамлет сумел отомстить своему дяде за смерть отца и вернуть утраченный престол. Чтобы обмануть дядю и спастись от верной гибели, он прикинулся сумасшедшим и одержал полную победу.
Однако между повестью об Гамлете, принце датском, и шекспировским Гамлетом существует значительное отличие. Герой старинной легенды побеждал и становился королём, а Гамлет Шекспира погибает. Гамлет был хитрым и ловким мстителем, настоящим человеком Средневековья. Гамлет же Шекспира — необычайно сложная натура, человек нового времени. Взяв знакомый многим англичанам сюжет, Шекспир наполнил его острым злободневным смыслом, и «трагедия мести» обрела под его пером острое социальное звучание.
Пьеса на этот сюжет была составлена одним из современников Шекспира в 1589 году. Имя автора неизвестно, но допускают, что это был Томас Кид (1558-1594 гг.). В. Шекспир переработал эту пьесу (1600-1601). Его трагедия имела успех, и один из современников высказался так: «Это прекрасно, как “Гамлет”!».
Необходимо заметить, что для современников Шекспира эта трагедия была прежде всего драмой кровавой мести, историей о том, как Датский принц отомстил за убийство своего отца Клавдию. Для них это была повесть бесчеловечных и кровавых дел, случайных наказаний, негаданных убийств, смертей, в нужде подстроенных лукавством, и, наконец, коварных козней, павших на головы Вступщиков.
В конце XVIII ст. немецкий писатель Й. В. Гете увидел в Гамлете не мстителя, а мыслителя, человека эпохи Возрождения.
Трагедия — это драматическое произведение, которое воплощает непримиримый конфликт между героями и заканчивается смертью одного или нескольких героев.
Индивидуальная работа с текстом трагедии Шекспира «Гамлет».
Вопросы и задания для 1-го ученика
1) Что вы узнали об обстановке в Дании, о действующих лицах трагедии из 1–4 сцен первого действия?
2) Встретившись с Призраком, Гамлет узнал об убийстве своего отца Клавдием. Как он отнёсся к сказанному Призраком?
4) Как характеризует Клавдия убийство брата и последовавшее за ним поведение? Осталось ли в Клавдии что-то человеческое, полностью ли он утратил совесть?
Вопросы и задания для 2-го ученика
1) Что вы можете сказать о Полонии, судя по его монологу в сцене 4 первого действия пьесы?
2) Проанализируйте сцену 2-ю второго действия трагедии. Что нового можно заметить в характере и поведении Полония? Какова, на ваш взгляд, роль розенкранца и Гильденстерна?
3) В чём конкретно проявляется нравственное уродство Полония? Вызывает ли сожаление его гибель?
Вопросы и задания для 3-го ученика
1) Проанализируйте сцену 2 третьего действия трагедии. Какую роль играет сцена «мышеловки»?
2) Что добавляется к характеристике Гамлета и королевы в сцене 4 третьего действия?
Вопросы и задания для 4-го ученика
1) Как Гамлет понимает свою трагедию?
2) Сравните понимание своей трагедии Лаэртом. Способен ли он увидеть истинный источник зла?
3) Какие средства в борьбе со злом применяет лаэрт? Мог ли бы ими воспользоваться Гамлет?
4. Итог урока
- На основе каких противоречий рождается трагический конфликт Гамлета с миром Эльсинора, миром преступлений, коварства и подлости?
- Каково ваше отношение к поступкам и поведению Гамлета?
- На чьей вы стороне в схватке Гамлета с миром Эльсинора?
- Кому из героев трагедии вы искренне сочувствуете, а к кому относитесь иначе?
5. Домашнее задание
1) Подготовить выразительное чтение и анализ монолога Гамлета «Быть или не быть…» (сцена 1-я третьего действия).
2) Записать в тетрадь аргументы в виде собственных высказываний или цитат к рассуждению «Гамлет — борец или созерцатель?» по форме:
Борец
Созерцатель
6. Выставление оценок