Просмотр содержимого документа
«Урок по творчеству Н. Заболоцкого на тему: “Что есть красота” для Н.Заболоцкого?"»
Урок по лирике Н. Заболоцкого
Цели:
1. Изучить основные вехи биографии Н.А.Заболоцкого; дать обзор его поэзии, остановившись на главных темах творчества.
2. Учить осуществлять отбор необходимой информации, строить гипотезы, обобщать, делать выводы.
3. Помочь школьникам осознать и оценить красоту и значимость поэтического дара Н.Заболоцкого.
Ход урока
I Вступительное слово учителя.
Звучит стихотворение «Облетают последние маки», кадры из кф «Служебный роман»)
Эти стихи написаны 43-летним поэтом Николаем Алексеевичем Заболоцким, который только что вернулся из сталинских лагерей, проведя там долгие годы, но, несмотря на это, он сумел сохранить внутреннюю целостность, не потерял веру в Добро, Любовь, Истину, Красоту и остался верным делу своей жизни – поэзии. Но обо всем по порядку.
Итак, определим и запишем три вопроса урока, ответить на которые мы должны в ходе нашей работы:
1) “Что есть красота” для Н.Заболоцкого?
2) Чем отличается “Гроза” Н.Заболоцкого от “Весенней грозы” Тютчева?
3) Есть ли сквозное, стержневое (заветное) слово, слово-ключ в лирике поэта?
Жизненный и творческий путь Н.Заболоцкого
Любите живопись, поэты!
Лишь ей, единственной, дано
Души изменчивой приметы
Переносить на полотно
В истории поэзии мало примеров такого смелого и сознательного самоизменения, непрерывного самообновления, такого удивительного искусства перешагивать через самого себя. Это странное противоречие мы находим в словах самого поэта. Так, на вопрос: “О чём больше всего мечтаете?” - он отвечал: “Оставаться самим собой” Однако в стихотворении “Метаморфозы” читаем:
Как мир меняется! И как я сам меняюсь!
Лишь именем одним я называюсь, -
На самом деле то, что именуют мной, -
Не я один. Нас много. Я - живой.
Как можно объяснить это противоречие?
Начало второго этапа творчества было связано с выходом в свет поэмы “Торжество земледелия” в 1933 году. Но эта публикация вызвала новую волну травли Заболоцкого.
Учитель. Следующий этап творчества Н.А.Заболоцкого обозначен прочерком, и даже слово “этап” обретает в нём зловещий, “буквальный” смысл. До определённого момента в литературе период жизни поэта между 1938 и 1946 годами выглядел как некая таинственная пауза. Где был поэт в эту пору?
В марте 1938 года Н.А.Заболоцкий был арестован и надолго оторван от литературы. До 1944 года он отбывал незаслуженное заключение в исправительно-трудовых лагерях на Дальнем Востоке и в Алтайском крае. “Первые дни меня не били, стараясь разложить морально и физически. Мне не давали пищи. Не разрешали спать. Следователи сменяли друг друга, я же неподвижно сидел на стуле перед следовательским столом – сутки за сутками. За стеной, в соседнем кабинете, по временам слышались чьи-то неистовые вопли. Ноги мои стали отекать, и на третьи сутки мне пришлось разорвать ботинки, так как я не мог переносить боли в стопах. Сознание стало затуманиваться, и я все силы напрягал для того, чтобы отвечать разумно и не допустить какой-либо несправедливости в отношении тех людей, о которых меня спрашивали…” Это строки из очерка Н.Заболоцкого “История моего заключения”.
Учитель. Итак, ребята, познакомившись с основными вехами биографии поэта, дав обзор его поэзии, мы вплотную подошли к основной части нашего урока. Мы должны будем остановиться на главных темах творчества поэта и ответить на вопросы, поставленные в начале урока.
“Что есть красота?” Это вопрос, который всегда задаёт читатель, соприкасаясь с тем или иным поэтическим миром.
“Что есть красота?” - вопрос самого Заболоцкого, прямо заданный им в стихотворении 1955 года “Некрасивая девочка” и составлявший предмет его постоянных размышлений, входивший с самого начала в построение художественного мира поэта.
Так что же, ребята, красота в понимании Заболоцкого? Какие ответы вы нашли на этот вопрос, читая стихи поэта?
II. Сообщение
Я хотела бы обратить ваше внимание на стихотворение Заболоцкого “О красоте человеческих лиц”, в котором воплотилась мысль поэта написать человеческие лица в виде разных жилищ – каждое со своим внутренним, психологическим “устройством”, со своим “характером” и – пониманием красоты.
Звучит запись стихотворения.
Заболоцкий вглядывается в земную, обыденную жизнь и видит красоту этой жизни, иногда неявную для окружающих. Философско-эстетическая проблема – вопрос о сущности красоты – центральная в стихотворении “Некрасивая девочка” 1955 года.
Чтение стихотворения наизусть.
Портрет девочки – это портрет её внешности и одновременно её “внутренний” портрет, портрет души, “охваченный счастьем бытия”. Ей неведомы зависть и дурные чувства, чужую радость она переживает как свою. Поэт не просто сторонний наблюдатель, умилённый сочувствием некрасивой девочке. В его словах – надежда на силу человеческого сердца, способного перенести боль и обиду.
Стихотворение заканчивается вопросом, развёрнутым в одно большое размышление о нравственной красоте.
Учитель. Итак, ребята, ответ на этот вопрос для поэта и для нас ясен: красота – божественный дар добра и человечности, душевного изящества. Мы пришли вместе с поэтом к выводу о необходимости торжества в жизни духовности, истинно гуманных, человеческих начал.
В 1946 году 43-летним Н.Заболоцким было создано стихотворение “Гроза”, а почти веком ранее его известным предком Ф.Тютчевым было написано знаменитое стихотворение “Весенняя гроза”. Эти два произведения станут предметом нашего последующего разговора. Давайте послушаем эти стихи.
Чтение стихотворений учащимися.
А теперь нам предстоит увидеть, как изменилось мировосприятие поэтов разных эпох, наблюдающих одно и то же явление – грозу. В чём сходство и различие изображённых картин?
Учитель. Итак, ребята, мы пришли к выводу, что Тютчев выявил суть природного явления, Заболоцкий – суть творчества как высшей стадии самореализации человека, главного смысла жизни:
И теперь мы ответим на последний вопрос, поставленный в начале урока:
- Есть ли заветное слово, слово-ключ в лирике Н.Заболоцкого?
Я думаю, не только мы, работающие по данной теме, но и другие мои одноклассники, готовясь к сегодняшнему уроку, обратили внимание на то, что почти в каждом стихотворении поэта есть слово “душа”: душа природы, душа лирического героя (часто двойственного самому автору), просто человеческая душа, а это значит, внутренний мир человека, его сознание.
В стихотворении “Уступи мне, скворец, уголок”, которое Заболоцкий написал в 1946 году, когда начинался новый, московский период его творчества, поэт восторженно обратил свою душу “к мирозданью лицом” - со всеми его противоречиями, горестями и радостями.
Чем старше становился поэт, тем с большей настойчивостью он искал доказательства грядущего торжества всеобъемлющей души природы, проявлением которой является и душа человека. Когда одно из своих стихотворений он начинал словами: “Я не ищу гармонии в природе”, это не значило, что он не видел её страдающую душу:
Звучит запись
О душе и стихотворение Заболоцкого “Облетают последние маки”, которое стало песней. Музыку написал композитор Андрей Петров. Эта песня из кинофильма “Служебный роман”. Она прекрасно раскрывает образы героев, и заставляет задуматься: а каждый из нас живёт в ладу со своей душой? Ведь, по словам Заболоцкого:
Нет на свете печальней измены,
Чем измена себе самому.
Звучит песня из кинофильма “Служебный роман” “Облетают последние маки”
Учитель. Жизнь – всюду, по Заболоцкому, где есть свет, свет души. А свет души рождается там, где человек глубоко чувствует природу
Учитель. Итак, ребята, ваша работа помогла раскрыть ясность и гармоничность одного из самых загадочных поэтов XX века.
Домашнее задание.
Письменный ответ на вопрос: «Над чем меня заставил задуматься Н.Заболоцкий