kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок по творчеству Н. Заболоцкого на тему: “Что есть красота” для Н.Заболоцкого?"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по лирике Н.Заболоцкого в 11 классе на тему: "Что есть красота в лирике поэта"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок по творчеству Н. Заболоцкого на тему: “Что есть красота” для Н.Заболоцкого?"»

Урок по лирике Н. Заболоцкого

Цели:

1. Изучить основные вехи биографии Н.А.Заболоцкого; дать обзор его поэзии, остановившись на главных темах творчества.

2. Учить осуществлять отбор необходимой информации, строить гипотезы, обобщать, делать выводы.

3. Помочь школьникам осознать и оценить красоту и значимость поэтического дара Н.Заболоцкого.

Ход урока

I Вступительное слово учителя.

Звучит стихотворение «Облетают последние маки», кадры из кф «Служебный роман»)

Эти стихи написаны 43-летним поэтом Николаем Алексеевичем Заболоцким, который только что вернулся из сталинских лагерей, проведя там долгие годы, но, несмотря на это, он сумел сохранить внутреннюю целостность, не потерял веру в Добро, Любовь, Истину, Красоту и остался верным делу своей жизни – поэзии. Но обо всем по порядку.

Итак, определим и запишем три вопроса урока, ответить на которые мы должны в ходе нашей работы:

1) “Что есть красота” для Н.Заболоцкого?

2) Чем отличается “Гроза” Н.Заболоцкого от “Весенней грозы” Тютчева?

3) Есть ли сквозное, стержневое (заветное) слово, слово-ключ в лирике поэта?


Жизненный и творческий путь Н.Заболоцкого 

Любите живопись, поэты!

Лишь ей, единственной, дано

Души изменчивой приметы

Переносить на полотно

В истории поэзии мало примеров такого смелого и сознательного самоизменения, непрерывного самообновления, такого удивительного искусства перешагивать через самого себя. Это странное противоречие мы находим в словах самого поэта. Так, на вопрос: “О чём больше всего мечтаете?” - он отвечал: “Оставаться самим собой” Однако в стихотворении “Метаморфозы” читаем:

Как мир меняется! И как я сам меняюсь!

Лишь именем одним я называюсь, - 

На самом деле то, что именуют мной, - 

Не я один. Нас много. Я - живой.

Как можно объяснить это противоречие?

Начало второго этапа творчества было связано с выходом в свет поэмы “Торжество земледелия” в 1933 году. Но эта публикация вызвала новую волну травли Заболоцкого.

Учитель. Следующий этап творчества Н.А.Заболоцкого обозначен прочерком, и даже слово “этап” обретает в нём зловещий, “буквальный” смысл. До определённого момента в литературе период жизни поэта между 1938 и 1946 годами выглядел как некая таинственная пауза. Где был поэт в эту пору?

В марте 1938 года Н.А.Заболоцкий был арестован и надолго оторван от литературы. До 1944 года он отбывал незаслуженное заключение в исправительно-трудовых лагерях на Дальнем Востоке и в Алтайском крае. “Первые дни меня не били, стараясь разложить морально и физически. Мне не давали пищи. Не разрешали спать. Следователи сменяли друг друга, я же неподвижно сидел на стуле перед следовательским столом – сутки за сутками. За стеной, в соседнем кабинете, по временам слышались чьи-то неистовые вопли. Ноги мои стали отекать, и на третьи сутки мне пришлось разорвать ботинки, так как я не мог переносить боли в стопах. Сознание стало затуманиваться, и я все силы напрягал для того, чтобы отвечать разумно и не допустить какой-либо несправедливости в отношении тех людей, о которых меня спрашивали…” Это строки из очерка Н.Заболоцкого “История моего заключения”.

Учитель. Итак, ребята, познакомившись с основными вехами биографии поэта, дав обзор его поэзии, мы вплотную подошли к основной части нашего урока. Мы должны будем остановиться на главных темах творчества поэта и ответить на вопросы, поставленные в начале урока.

“Что есть красота?” Это вопрос, который всегда задаёт читатель, соприкасаясь с тем или иным поэтическим миром.

“Что есть красота?” - вопрос самого Заболоцкого, прямо заданный им в стихотворении 1955 года “Некрасивая девочка” и составлявший предмет его постоянных размышлений, входивший с самого начала в построение художественного мира поэта.

Так что же, ребята, красота в понимании Заболоцкого? Какие ответы вы нашли на этот вопрос, читая стихи поэта?

II. Сообщение

 Я хотела бы обратить ваше внимание на стихотворение Заболоцкого “О красоте человеческих лиц”, в котором воплотилась мысль поэта написать человеческие лица в виде разных жилищ – каждое со своим внутренним, психологическим “устройством”, со своим “характером” и – пониманием красоты.

Звучит запись стихотворения.

 Заболоцкий вглядывается в земную, обыденную жизнь и видит красоту этой жизни, иногда неявную для окружающих. Философско-эстетическая проблема – вопрос о сущности красоты – центральная в стихотворении “Некрасивая девочка” 1955 года.

Чтение стихотворения наизусть.

Портрет девочки – это портрет её внешности и одновременно её “внутренний” портрет, портрет души, “охваченный счастьем бытия”. Ей неведомы зависть и дурные чувства, чужую радость она переживает как свою. Поэт не просто сторонний наблюдатель, умилённый сочувствием некрасивой девочке. В его словах – надежда на силу человеческого сердца, способного перенести боль и обиду.

Стихотворение заканчивается вопросом, развёрнутым в одно большое размышление о нравственной красоте.

Учитель. Итак, ребята, ответ на этот вопрос для поэта и для нас ясен: красота – божественный дар добра и человечности, душевного изящества. Мы пришли вместе с поэтом к выводу о необходимости торжества в жизни духовности, истинно гуманных, человеческих начал.

В 1946 году 43-летним Н.Заболоцким было создано стихотворение “Гроза”, а почти веком ранее его известным предком Ф.Тютчевым было написано знаменитое стихотворение “Весенняя гроза”. Эти два произведения станут предметом нашего последующего разговора. Давайте послушаем эти стихи.

Чтение стихотворений учащимися.

А теперь нам предстоит увидеть, как изменилось мировосприятие поэтов разных эпох, наблюдающих одно и то же явление – грозу. В чём сходство и различие изображённых картин?

Учитель. Итак, ребята, мы пришли к выводу, что Тютчев выявил суть природного явления, Заболоцкий – суть творчества как высшей стадии самореализации человека, главного смысла жизни:

И теперь мы ответим на последний вопрос, поставленный в начале урока:

- Есть ли заветное слово, слово-ключ в лирике Н.Заболоцкого?

Я думаю, не только мы, работающие по данной теме, но и другие мои одноклассники, готовясь к сегодняшнему уроку, обратили внимание на то, что почти в каждом стихотворении поэта есть слово “душа”: душа природы, душа лирического героя (часто двойственного самому автору), просто человеческая душа, а это значит, внутренний мир человека, его сознание.

В стихотворении “Уступи мне, скворец, уголок”, которое Заболоцкий написал в 1946 году, когда начинался новый, московский период его творчества, поэт восторженно обратил свою душу “к мирозданью лицом” - со всеми его противоречиями, горестями и радостями.

Чем старше становился поэт, тем с большей настойчивостью он искал доказательства грядущего торжества всеобъемлющей души природы, проявлением которой является и душа человека. Когда одно из своих стихотворений он начинал словами: “Я не ищу гармонии в природе”, это не значило, что он не видел её страдающую душу:

Звучит запись

 О душе и стихотворение Заболоцкого “Облетают последние маки”, которое стало песней. Музыку написал композитор Андрей Петров. Эта песня из кинофильма “Служебный роман”. Она прекрасно раскрывает образы героев, и заставляет задуматься: а каждый из нас живёт в ладу со своей душой? Ведь, по словам Заболоцкого:

Нет на свете печальней измены,

Чем измена себе самому.

Звучит песня из кинофильма “Служебный роман” “Облетают последние маки”

Учитель. Жизнь – всюду, по Заболоцкому, где есть свет, свет души. А свет души рождается там, где человек глубоко чувствует природу

Учитель. Итак, ребята, ваша работа помогла раскрыть ясность и гармоничность одного из самых загадочных поэтов XX века.

Домашнее задание.

Письменный ответ на вопрос: «Над чем меня заставил задуматься Н.Заболоцкий


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Урок по творчеству Н. Заболоцкого на тему: “Что есть красота” для Н.Заболоцкого?"

Автор: Рассейкина Людмила Александровна

Дата: 24.10.2018

Номер свидетельства: 481998


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства