Начало урока I. Организационный момент. 10 мин Проверка домашнего задания | Приветствие учащихся Психологический настрой на урок Цель: создание в классе благоприятного психологического климата. Способ достижения: прием " «Без слов» -Поприветствуйте друг друга -Поддержите друг друга -Поругайте друг друга -Обидьтесь друг на друга- Пожалейте друг друга -Пожелайте удачи друг другу Домашним заданием было: дочитать рассказ до конца. Задание 1 Прием «Вопрос из мешочка» Учитель задает вопросы по содержанию рассказа. Итак, ребята, на прошлых уроках мы с вами познакомились с рассказом И.С. Тургенева «Муму», освежим в памяти рассказ, ответив на вопросы по его содержанию. Кто является автором рассказа «Муму» ? (И.С.Тургенев) Какое исторический период нашел отражение в рассказе? (крепостное право) Где происходят события рассказа? (в Москве в доме барыни) Кто был прототипом барыни (источник для создания литературного героя)? (мать Тургенева) Кем работал Герасим у барыни? (дворником) Какие птицы «перед Герасимом не смели драться»? (Петухи) Кого полюбил Герасим? (Татьяну) Какой подарок преподнес Герасим Татьяне, когда та «однажды пробиралась по двору»? (Пряничного петушка) За кого хотела выдать Татьяну барыня? (за Капитона) Где впервые Герасим увидел Муму? (на берегу реки, когда проводил Татьяну) Как барыня узнала, что у Герасима появилась собака? (когда Муму в саду грызла кость, барыня увидела ее в окно) Когда барыне принесли Муму, она хотела погладить Муму, приговаривая : « Ах, какая премиленькая собачонка!», но Муму на нее зарычала. Что тут же приказала барыня Гавриле? (отнести ее на базар и продать) Что одел Герасим, в самый страшный день для него? (красный кафтан) Как дальше сложилась жизнь Герасима после того, как он утопил Муму? (ушел к себе в деревню) | Приветствуют учителя. Учащиеся выражают чувства и эмоции жестами. Обучающиеся по очереди достают из мешочка бочонок с номером и отвечают на вопросы, задаваемые учителем. | ФО «словесное поощрение» ФО взаимооценивание «Верно-неверно» | Презентация Мешочек с бочонками |
Середина урока. II. Работа над новым материалом. 25 мин. | ГЛУХОНЕМОЙ Словарная работа - Что обозначает это слово? (Лишённый способности говорить вследствие врождённой или приобретённой глухоты) - Как вы думаете, кому будет посвящен наш урок? (Герасиму и его окружению) - Итак, мы будем говорить не только о главном герое, но и о тех людях, которые его окружали. На уроке мы с вами научимся: 1) Искать информацию в тексте; 2) Давать анализ герою и понимать его душу; - А зачем уметь давать характеристику герою? Это в жизни пригодится? (Чтобы в жизни уметь понимать других, ведь жизнь – это общение, нужно уметь понимать другого человека). Давайте вспомним, какие люди окружали Герасима, назовите их имена.(Татьяна, Капитон, Барыня) Проблемный вопрос: «можем ли мы утверждать о нравственном превосходстве Герасима над окружающими его людьми?» Чтобы ответить на этот вопрос нам сегодня необходимо дать полную характеристику следующим героям: Герасиму, барыне, Капитону и Татьяне. Разобраться в тех человеческих отношениях, которые происходили во времена жизни Тургенева. Задание 2 Задание, разработанное с целью оказания поддержки Охарактеризовать героев, используя план и цитаты из текста характеристика Герасима характеристика барыни характеристика Татьяны характеристика Капитона План характеристики героев Составление таблицы Герой | портрет | черта характера | Герасим | | | Барыня | | | Татьяна | | | Капитон Климов | | | В результате этой работы появляется таблица, в которой будет отражено окружение Герасима Таблица «Герасим и его окружение» Обратная связь: Подневольное положение искажает человеческие качества, принижает человеческое достоинство. Именно поэтому на фоне дворовой челяди Герасим показан самым замечательным лицом. Чувствуется нравственное превосходство Герасима над окружающими его людьми. Это человек сильный и нежный, великодушный и способный сохранить чувство человеческого достоинства, а потому не идущий на конфликт, потому что он понимал, что зависит от барыни. Физминутка «Пантомима» - А сейчас отдохнём с пользой, проверим, какие вы артисты. Я читаю текст, вы показываете те движения, которые я называю. Читать буду быстро, а вы будете показывать пантомиму. Барыня медленно разгуливала по дому, раздавала задания и часто ворчала. Сыновья, помахав маме- барыне, ускакали в места службы. Дочери барыни очень любили прогуливаться и танцевать, уехали в карете. Герасим, любил ухаживать за домом, он тщательно подметал, колол дрова и караулил. Башмачник Капитон часто стучал молотком - чинил обувь. Дворецкий Гаврила ходил по двору, наблюдая за работой дворни, размахивал руками, прижимал ладони к щекам, переживал, не соглашаясь с решениями барыни. Прачки ходили к реке, наклонялись, стирали, выпрямлялись, поднимали руки к верху, вздыхали, чтобы снять усталость. Швеи часто приседали на стулья, шили, опускали руки вниз, затем отводили руки в стороны, поднимали руки вверх, чтобы отдохнуть. Портные и портнихи ходили по дому, собирали испорченное белье, садились на лавку, штопали, от усталости закидывали спины назад, наклонялись вперед, продолжали работать. Лекарь часто проверял здоровье барыни, махал на нее. Татьяна ходили по двору, боясь всего. Столяр стучал молотком, пилил пилой, рубил топором, любовался своими изделиями. Спасибо, отдохнули и физически, и эмоционально. Садитесь. - Продолжим работу. | Учащиеся дают определение слову «Глухонемой» и записывают его в тетрадь. Отвечают на вопросы учителя Учащиеся называют имена героев рассказа Учащиеся характеризуют героев, используя текст произведения, представляют его классу и вместе оформляют таблицу Ребята выполняют задания, зачитываемые учителем. | ФО: комментарий учителя. ФО «Две звезды, одно пожелание» ФО. «Аплодисменты» | Толковый словарь Ожегова слайд Рабочие тетради, учебники Выдержки из рассказа слайд |
Задание 3 Деление на группы учителем по уровням знаний (Кинематографы, предсказатели, исследователи). 1. Группа «Кинематографы» - Подготовьте фильм в картинках, соблюдая последовательность событий Подготавливают фильм в картинках | Устанавливают хронологию событий | Подготавливают соответствующие картинки | Создают фильм в картинках | Презентуют работу | Группа «Предсказатели» Многие не понимают, почему Герасим убил животное… - Используя ромашку, подбери разные версии ответа на этот вопрос… Собирают ромашку предсказаний.. | Изучают вопросы, заданные на лепестках | Отвечают на вопросы | Соотносят различные варианты ответов | Приходят к общему мнению | Отвечают на ворос | Презентуют свой ответ | Группа «Исследователи» - Сравните произведение «Муму» и его кинематографические интерпретации: мультфильм «Муму» режиссера Валентина Караева и ответьте на вопрос: для чего режиссер добавил в мультфильм эпизод с мухой? Сравнивают произведение с мультфильмом | Внимательно просматривают нужный эпизод | Характеризуют поведение барыни и слуг | Делают вывод | Записывают в тетрадь ответ на вопрос | Презентуют работу | (Режиссер Валентин Караев добавил эпизод с мухой, чтобы показать капризы, смену настроения, самодурство барыни. Самодурство — это поведение человека, который действует по своей прихоти или произволу, при этом унижая достоинство других людей. Обратная связь отвечаем на проблемный вопрос «Почему же Герасим , искренне любя Муму, ту, которую приручил, убил её, а не ушел вместе с ней в деревню?» потому что силы неравны, все против него, он не сможет уберечь Муму от людей барыни. Выхода нет. Единственное, что он может сделать, – спасти собаку от жестокости и бесчувственных лакеев, облегчить ее страдания, потому что понимает, что это приказ барыни, которую он не мог ослушаться. В рассказе «Муму» автор показал, как крепостное состояние отражается на дворовых: барский гнет беспощадно давит такого могучего богатыря, как дворник Герасим; давит до потери человеческого достоинства не лишенного способностей башмачника Капитона; совершенно обезличивает хорошую женщину Татьяну. Бесконтрольная власть над крепостными развращает и помещицу: в ней исчезают настоящие человеческие чувства - благородство, честность, великодушие, чуткость- и развиваются такие, как жестокость, самодурство. | | ФО «Комментарий учителя» | Подмостки для учащихся группы 1 Иллюстрации, бумага,клей. |