kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок-обсуждение по русской словесности по теме "Жизнь горцев в ауле. Жилин и Костылин в плену"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока « Жизнь горцев в ауле.  Жилин и Костылин в плену»

Цель: Формирование определенных теоретических понятий: первоначального понимания особенностей рассказа и его сюжета; развитие навыков живого пересказа и читательского воображения, составления характеристик; определяя основную тему и идею рассказа, воспитать стреление к дружбе и миру во всем мире.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок-обсуждение по русской словесности по теме "Жизнь горцев в ауле. Жилин и Костылин в плену" »


Средняя школа им. М.Ауэзова











Открытый урок по русской словесности в 5 русском классе.

Тема: Жизнь горцев в ауле. Жилин и Костылин в плену

(урок - обсуждение)








Учитель:Кикбаева М.К.























Тема урока « Жизнь горцев в ауле. Жилин и Костылин в плену»


Цель: Формирование определенных теоретических понятий: первоначального понимания особенностей рассказа и его сюжета; развитие навыков живого пересказа и читательского воображения, составления характеристик; определяя основную тему и идею рассказа, воспитать стреление к дружбе и миру во всем мире.

Оборудование: портрет Л.Н.Толстого иллюстраци, картины.

План и ход урока.

І. Орг. Момент

ІІ. Проверка домашнего задания (по иллюстрациям)

1. Самые понравившиеся эпизод (пересказ)

2. Обсуждение рисунков учащихся.

Вопросы:

  • Можно ли по данным рисункам пересказать произведение Толстого?

  • Как надо расположить рисунки, чтобы они помогли рассказать о событиях в рассказе по порядку?

Вывод: Эпизоды в художественном произведении даются в определенной последовательности, они связаны друг с другом.

ІІІ. Беседа о Жилине.

1. – На всех ваших рисунках изображены разные герои, но Жилин есть на каждом. Почему?

2. –Подходит ли к Жилину слово «герой» в обычном смысле?

(да, он- настоящий герой: смелый (не боится врагов) совершенный (не бросает товарища)

  • Похож ли Жилин на сказочного героя: на Ивана – крестьянского сына, который идет биться с Чудом –Юдом, или на Ивана из сказки Ершован «Конек Горбунок»?

  • Правильно, Жилин не ищет славы, но когда приходится, показывает и мужество, и выдержку, и самоотверженность.

  • А чем Жилин отличается от этих сказочных героев? (он не сказочный, не вымышленный герой, а реальный персонаж рассказа) ( он не совершает ничего чудесного)

  • Правильно; рассказ в отличие от фольклорных жанров особенно от сказки, отражает реальную жизнь. И произведение «Кавказский пленник» не зря является былью (от слов «быть», «было»)

3. В начале рассказа сказано: «служил офицером один барин». Похож ли Жилин на барина?

- Почему на похож? А кто действительно похож на барина? (Потому что Жилин любит трудиться, все умеет делать, терпелив, жалеет мать. А Костылин ничем себе помочь не может «сразу ноказал свою слабость», «только» мешает Жилину»)

4. Жилин мог бы ненавидеть Костылина, а он как к Кастылину относится? Почему?

(Жилин хоть и ругает Костылина колодой, но все –таки и во второй раз зовет с собой бежать, а при прощании даже поцеловался с ним. Жилин –добрый, незлопамятный, понимает, что Костылину тоже нелегко)

5. Кому тяжелее было в плену: Жилину или Костылину? (Жилину было тяжелее: он брал на себя самое трудное, даже Костылина на себя тащил, подкоп делал. А если бы он ничего не делал, то ему было бы еще хуже: сидеть, стонать, ничем себе на помогая- не легче)

Вывод: тому, кто привык и умеет трудиться, легче перенести трудные условия.

6. Почему Жилин не согласился на выкуп в 3 тысяч рублей

ІҮ. Итак, месяц прожили в ауле. Чем жил аул! Опишите жизнь горцев в ауле. Жили в ауле простые люди, они были добрые, трудолюбивые люди, они сумели оценить мастерство, трудолюбие Жилина, относились к Жилину?

(нет, не все, но многие. Дети и некоторые взрослые с интересом относились, были благодарны за помощь, детям нравились его игрушки;

А красный татарин не любил его и еще старик, который приходил из- под горы)

2. А за что старик не любил пленных? (У него русские убили 7 сыновей, а один сын предался русским. Пожил у них три месяца, нашел там своего сына, сам убил его и бежал. От того и не любил он русских)

Учитель: По мысли Толстого, люди все могут жить в дружбе, разные обычаи, разный язык не помешают им, если они с уважением относятся друг к другу.

А мешает война, она разжигает враждебные чувства. Война сделала горцев и Жилина врагами. И не будет у людей огня описывая жизнь горцев, Толстой показывает хорошее знание быта, обычаев горского народа, уважение к ним.

Но у детей нет этого враждебного чувства к пленникам. Поэтому и возникает дружба Жилина с Диной, взаимопонимание между ними.

Автор верит, что наступит время когда непремиримая вражда сменится сотрудничеством и братством народов.

ІІ. Эпизод прощания Жилина с Диной (чтение по ролям).

1. Давайте остановимся на отдельных деталях слова «как козочка прыгает»

А ведь вначале о ней было сказано: прыгнет прочь, как коза дикая» -почему такая разница (первый раз Жилин смотрит на Дину «чужими глазами»: он ее еще не любил тогда»)

2. Вопросы :

-Почему Дина спасла Жилина?

-Как Дина называет Жилина? (Иван)

- Дину Жилин как называет? (Девушка, Дина, умница)

- Что она хорошего сделала Жилину? Чем помогла? (молоко, лепешки приносила, мясо, черешни; помогла выбраться из ямы- шест длинный с крыши принесла, хотела помочь сбить замок с колодки)

- Как на это отзывался Жилин

(Чем он ее благодарил)

Жилин делал ей кукол, игрушечную мельницу.

Вывод: Добро делал Жилин, а девочка добром, отвечала на добро, ему спасает жизнь

-Только ли он Дине помогал?

(Нет, он всем помогал)

ІҮ. Давайте вспомним эпизод о первом побеге пленников.

-Как Жилин и Костылин ведут себя в плену? (Жилин изучает местность, жизнь горцев, а Костылин ничего не делает, только спит).

- Кто из них проявляет заботу о товарище, готов помочьв трудную минуту: (конечно, Жилин)

- Как они относятся к трудностям (Жилин терпит. А Костылин - начинает охать, жаловаться)

- Что самое главное в характере Жилина (настойчивость) Еще в самом начале Жилин думал «Я уйду» написал письмо о выкупе с неправильным адресом.

- А у Костылина что главное в характере? (трусость)

- Кого из них положительный герой? (Жилин)

- Каким должен быть положительный герой (обладать полож. Припятственными качествами добротой, терпеливостью, мужеством, смелостью)

- Есть ли эти качества у Жилина?

- А почему, Костылина можно назвать положительным героем, почему?

- Давайте сравним Жилина и Костылина и ответим, почему Костылина нельзя назвать положительным героем.



Жилин

Костылин

Внешность

Худой, легкий

Грузный, пухлый, тучный, весь красный, толстый

Поведение в плену

Наблюдает, знакомится, рукодельничает, готовится к побегу

Писал домой, ждал присылки денег, скучал, сидел, считал дни, когда письмо придет, или спал разболелся, стонал спал.

При побеге

Сделал подкоп, прикормил, собаку, дорогу пометил, подсадил на спину Костылина

Жаловался на сапоги, ноги стерли, просил отдохнуть, отказывался идти, обессилел (рассолодел)


Вывод: Жилин – умный, наблюдательный, предусмотрительный, добрый, терпеливый, мужественный, смелый, трудолюбивый.

Костылин- ленивый, трусливый, беспомощный, жалкий

Фамилии Толстой выбирает говорящие, Жилин и Костылин, они способствует раскрытию характеров и делает образы более яркими.

Образы Жилина и Костылина в произведении противопоставлены друг другу, соотносятся по принципу антитезы. (Определение)

  • Каким был первый побег? Удачным или нет? Кто же был виноват?

  • А во второй раз почему Костылин не убежал из плена с Жилиным? (Он отказался, у него не было сил бежать)

  • Каков результат второго побега? (Удачный Жилину удалось добежать до своих)

  • Как вы думаете, если бы Жилину и во второй раз не удалось бежать, попытался бы он еще бежать? (Да конечно) Почему? (Потому что Жилин уже в начале поставил цель сбежать из плена)

  • Как можно эту черту характера у Жилина назвать? (Целеустремленность)

ҮІІ. Давайте, сделаем из всего выше сказанного вывод, какова основная мысль произведения людей обьединяет мир и дружба, а война разобщает. Нужно, чтобы все народы и нации уважали друг друга и понимали, только тогда можно установить мир на всей земле.

ҮІІІ. Подведение итогов.

1. Сегодня мы с вами рассмотрели рассказ Л.Н.Толстого, анализировали эпизоды, отдельные детали, получили некоторые понятия о литературоведческих терминов.

ІХ. Домашнее задание: устное сочинение : «Что мне понравилось в рассказе Л.Толстого «Кавказский пленник»

Х. Комменитирование оценок.































Костылин

1.спит, ничего не

делает

2. охает, начинает

жаловаться

3. отказывается от

побега

Жилин

1. изучает местность, жизнь горцев

2. к трудностям относится терпеливо

3. делает игрушки

4. готовится к побегу, делает подкоп



доброта

Жилин

1. делал ей кукол

2. сделал игрушечн

мельницу

3.помогал чинить

часы горцам

4. пленный у горцев

Дина

1. приносила молоко, лепешки, черепешки

2. помогла выбраться из ямы

3. пыталась сбить замок с колодки

4. дочь хозяина татарина

1.Попадают в плен

2. пишут письма домой по угрозой

3. мечтают о возвр



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Кикбаева Майсара Кабдуллаевна

Дата: 20.11.2014

Номер свидетельства: 133223


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства