kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Царевна-лягушка» 5 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель:

знакомство с особенностями образно-стилистического и композиционного строя волшебной сказки;

развитие навыка выразительного чтения и композиционно-стилистического анализа произведений;

воспитание нравственных качеств: доброты, толерантности, трудолюбия, верности и честности.

Ход урока

I. Организационный этап

II. Актуализация

Рабочая тетрадь, задание 27. Конкурс знатоков.

1. Какие события сказки «Царевна-лягушка» повторяются трижды?

2. Где и в чем была запрятана жизнь Кощея Бессмертного?

3. Перечислите героев сказки, которые помогли Ивану-царевичу.

4. За что наказан разлукой с Василисой Премудрой Иван-царевич?

5. Кто назовет больше сказочных формул, которые встречаются в этой сказке?

6. Назовите представителей «чужого» мира.

7. Кто и какой волшебный предмет подарил Ивану-царевичу?

III. Формирование новых понятий и способов действия. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Царевна-лягушка» 5 класс»


«Царевна-лягушка» 5 класс

Тема, образы, композиция, стиль волшебной сказки

Цель:

знакомство с особенностями образно-стилистического и композиционного строя волшебной сказки;

развитие навыка выразительного чтения и композиционно-стилистического анализа произведений;

воспитание нравственных качеств: доброты, толерантности, трудолюбия, верности и честности.

Ход урока

I. Организационный этап

II. Актуализация

Рабочая тетрадь, задание 27. Конкурс знатоков.

1. Какие события сказки «Царевна-лягушка» повторяются трижды?

2. Где и в чем была запрятана жизнь Кощея Бессмертного?

3. Перечислите героев сказки, которые помогли Ивану-царевичу.

4. За что наказан разлукой с Василисой Премудрой Иван-царевич?

5. Кто назовет больше сказочных формул, которые встречаются в этой сказке?

6. Назовите представителей «чужого» мира.

7. Кто и какой волшебный предмет подарил Ивану-царевичу?

III. Формирование новых понятий и способов действия.

1. Слово учителя.

- С давних времен у самых разных народов появились сказки о прекрасной девушке-царевне и юноше-богатыре. Царевну за непокорность злые силы лишают человеческого облика, позволяя принимать его только в определенное время. Царевны обладают редкой красотой, им присущи лучшие черты человеческого характера: они добры как к людям, так и к животным и растениям, поэтому вся природа, весь мир отвечают добром на добро. Красавицы покоряют не только красотой и добротой, но и умением творить чудеса. Они к тому же искусницы: умеют шить, вышивать, печь караваи, готовить вкусные блюда; прекрасно танцуют, получая удовольствие от танца и радуя других.

Кажется, они всемогущи… Но для того чтобы Василиса Премудрая смогла навсегда избавиться от лягушачьей кожи, её должен встретить Иван-царевич и почувствовать человеческую душу существа, обезображенного колдовскими чарами. Каждый из героев проходит свою часть пути навстречу друг другу. Василиса делает все, чтобы ни Иван, ни его отец не пожалели о сделанном выборе, а Иван-царевич совершает подвиги, чтобы вернуть похищенную жену. В сказке заключена великая мудрость: герой не получает счастье в подарок, но добивается его в суровой борьбе.

Исторические корни волшебной сказки: у южных славян существовал обычай выбирать невесту с помощью стрелы (символ любви – сердце, пронзенное стрелой).

2. Чтение сказки «Царевна-лягушка» учителем.

Учитель читает сказку «Царевна-лягушка», стараясь точно воспроизвести сказочные интонации. Чтение полного текста сказки занимает 18-20 минут.

IV. Применение. Формирование умений и навыков

1. Назовите признаки, по которым сказку «Царевна-лягушка» можно отнести к волшебным сказкам

- Герой – активный, наделенный привлекательной внешностью Иван-царевич.

- Она – «чудесная невеста», волшебница Василиса Премудрая.

- Герою противостоят чудовищные противники «иного царства» - Кощей Бессмертный.

- Волшебные помощники и предметы: клубочек, медведь, заяц, селезень, щука.

- Сказочный язык, особый стиль.

2. Выпишите из текста примеры стилевого своеобразия волшебной сказки.

- Зачин «В некотором царстве, в некотором государстве…

- Формула-обращение к избушке: «Избушка, избушка, повернись к лесу задом, ко мне передом»

- Пространственно-временные формы – Долго ли, коротко ли, близко ли, далеко ли…

- Формула изменения облика невесты – Василиса Премудрая – лягушка

- Утраивание: три дня подождать, три года квакушею быть, за тридевять земель, за тридевять морей, в тридесятом царстве, три пары сапог износить, три железных хлеба изгрызть.

3. Беседа по вопросам.

- Какой фразой начинается сказка? В каких еще сказках вы встречали такое выражение? Знаете ли вы, как называется такое начало сказки? (Зачин)

- Кто главные герои сказки? Почему сказка называется «Царевна-лягушка», хотя не одна она героиня этой сказки?

Сказка называется «Царевна-лягушка», потому что первое и главное чудо, волшебство этой сказки - встреча Ивана-царевича с заколдованной собственным отцом Василисой Прекрасной. Разгневанный Кощей Бессмертный превратил свою дочь в лягушку, а она подобрала стрелу младшего царевича.

- Как царь предложил своим детям искать себе невест?

4. Выразительное чтение отрывка от слов «Вышли братья на широкий отцовский двор...»

- Почему, по-вашему, царь сказал Ивану-царевичу, чтобы тот брал лягушку в жены?

- Вот и стала лягушка женой Ивана-царевича. Какие задания давал царь своим невесткам?

- Как утешала Ивана-царевича лягушка?

- Как выполняют задания царя Василиса Премудрая и жены старших царевичей?

5. Выразительное чтение отрывка от слов «Взяла она частые решета...»

- Что особенного в этом описании? (Ритмичность)

Можно записать отрывок как белые стихи, и эта работа поможет приблизиться к представлению о ритме

- Сравните описания того, как ткали ковры жены старших царевичей, и описание работы Василисы Премудрой.

- Сделайте ритмическую запись или произнесите ритмически описание того, как Василиса ткала ковер.

Где кольнет иглой раз –

цветок зацветет,

где кольнет другой раз –

хитрые узоры идут,

где кольнет третий -

птицы летят.

- Как царь оценивает работу своих невесток? Что он одобряет, что порицает?


6. Выразительное чтение отрывка от слов: «На другой день, как пришло время ехать на пир...» - до слов: «Сказала, обернулась белой лебедью и улетела в окно»

- Чем удивила Ивана-царевича лягушка, почему он взял её в жены? (говорящая)

- Как называется такое существо? (антропоморфное)

- Обратите внимание на описание свадьбы. Какие обряды совершали после свадьбы? (Стр. 34 учебника.)

- Перескажите соответствующие эпизоды сказки. Подумайте, почему именно они так подробно описаны?

- Расскажите близко к тексту, что вышила царевна-лягушка на ковре, какие узоры были на хлебе, как она появляется на пиру, что делает во время пира?

Все изделия связаны с символикой плодородия. Танец на пиру – это танец плодородия. Появление на пиру Василисы – стук да гром, золоченая карета (символ солнца), кони гнедые или белые – тучи или облака, все это признаки грозы.

- Что произошло после пира? Нарушение запрета. В кого обернулась царевна? Серая утушка, лебедь – символическое обозначение облаков.

V. Этап информации о домашнем задании

1. Чтение статьи учебника, стр. 35-40.

2. Рабочая тетрадь, задания 28 и 29.

VI. Этап рефлексии














































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
«Царевна-лягушка» 5 класс

Автор: Ерменбетова Галия Каспакбаевна

Дата: 29.02.2016

Номер свидетельства: 300356


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства