Просмотр содержимого документа
««Царевна-лягушка» 5 класс»
«Царевна-лягушка» 5 класс
Тема, образы, композиция, стиль волшебной сказки
Цель:
знакомство с особенностями образно-стилистического и композиционного строя волшебной сказки;
развитие навыка выразительного чтения и композиционно-стилистического анализа произведений;
воспитание нравственных качеств: доброты, толерантности, трудолюбия, верности и честности.
Ход урока
I. Организационный этап
II. Актуализация
Рабочая тетрадь, задание 27. Конкурс знатоков.
1. Какие события сказки «Царевна-лягушка» повторяются трижды?
2. Где и в чем была запрятана жизнь Кощея Бессмертного?
3. Перечислите героев сказки, которые помогли Ивану-царевичу.
4. За что наказан разлукой с Василисой Премудрой Иван-царевич?
5. Кто назовет больше сказочных формул, которые встречаются в этой сказке?
6. Назовите представителей «чужого» мира.
7. Кто и какой волшебный предмет подарил Ивану-царевичу?
III. Формирование новых понятий и способов действия.
1. Слово учителя.
- С давних времен у самых разных народов появились сказки о прекрасной девушке-царевне и юноше-богатыре. Царевну за непокорность злые силы лишают человеческого облика, позволяя принимать его только в определенное время. Царевны обладают редкой красотой, им присущи лучшие черты человеческого характера: они добры как к людям, так и к животным и растениям, поэтому вся природа, весь мир отвечают добром на добро. Красавицы покоряют не только красотой и добротой, но и умением творить чудеса. Они к тому же искусницы: умеют шить, вышивать, печь караваи, готовить вкусные блюда; прекрасно танцуют, получая удовольствие от танца и радуя других.
Кажется, они всемогущи… Но для того чтобы Василиса Премудрая смогла навсегда избавиться от лягушачьей кожи, её должен встретить Иван-царевич и почувствовать человеческую душу существа, обезображенного колдовскими чарами. Каждый из героев проходит свою часть пути навстречу друг другу. Василиса делает все, чтобы ни Иван, ни его отец не пожалели о сделанном выборе, а Иван-царевич совершает подвиги, чтобы вернуть похищенную жену. В сказке заключена великая мудрость: герой не получает счастье в подарок, но добивается его в суровой борьбе.
Исторические корни волшебной сказки: у южных славян существовал обычай выбирать невесту с помощью стрелы (символ любви – сердце, пронзенное стрелой).
2. Чтение сказки «Царевна-лягушка» учителем.
Учитель читает сказку «Царевна-лягушка», стараясь точно воспроизвести сказочные интонации. Чтение полного текста сказки занимает 18-20 минут.
IV. Применение. Формирование умений и навыков
1. Назовите признаки, по которым сказку «Царевна-лягушка» можно отнести к волшебным сказкам
- Герой – активный, наделенный привлекательной внешностью Иван-царевич.
- Она – «чудесная невеста», волшебница Василиса Премудрая.
- Волшебные помощники и предметы: клубочек, медведь, заяц, селезень, щука.
- Сказочный язык, особый стиль.
2. Выпишите из текста примеры стилевого своеобразия волшебной сказки.
- Зачин «В некотором царстве, в некотором государстве…
- Формула-обращение к избушке: «Избушка, избушка, повернись к лесу задом, ко мне передом»
- Пространственно-временные формы – Долго ли, коротко ли, близко ли, далеко ли…
- Формула изменения облика невесты – Василиса Премудрая – лягушка
- Утраивание: три дня подождать, три года квакушею быть, за тридевять земель, за тридевять морей, в тридесятом царстве, три пары сапог износить, три железных хлеба изгрызть.
3. Беседа по вопросам.
- Какой фразой начинается сказка? В каких еще сказках вы встречали такое выражение? Знаете ли вы, как называется такое начало сказки? (Зачин)
- Кто главные герои сказки? Почему сказка называется «Царевна-лягушка», хотя не одна она героиня этой сказки?
Сказка называется «Царевна-лягушка», потому что первое и главное чудо, волшебство этой сказки - встреча Ивана-царевича с заколдованной собственным отцом Василисой Прекрасной. Разгневанный Кощей Бессмертный превратил свою дочь в лягушку, а она подобрала стрелу младшего царевича.
- Как царь предложил своим детям искать себе невест?
4. Выразительное чтение отрывка от слов «Вышли братья на широкий отцовский двор...»
- Почему, по-вашему, царь сказал Ивану-царевичу, чтобы тот брал лягушку в жены?
- Вот и стала лягушка женой Ивана-царевича. Какие задания давал царь своим невесткам?
- Как утешала Ивана-царевича лягушка?
- Как выполняют задания царя Василиса Премудрая и жены старших царевичей?
5. Выразительное чтение отрывка от слов «Взяла она частые решета...»
- Что особенного в этом описании? (Ритмичность)
Можно записать отрывок как белые стихи, и эта работа поможет приблизиться к представлению о ритме
- Сравните описания того, как ткали ковры жены старших царевичей, и описание работы Василисы Премудрой.
- Сделайте ритмическую запись или произнесите ритмически описание того, как Василиса ткала ковер.
Где кольнет иглой раз –
цветок зацветет,
где кольнет другой раз –
хитрые узоры идут,
где кольнет третий -
птицы летят.
- Как царь оценивает работу своих невесток? Что он одобряет, что порицает?
6. Выразительное чтение отрывка от слов: «На другой день, как пришло время ехать на пир...» - до слов: «Сказала, обернулась белой лебедью и улетела в окно»
- Чем удивила Ивана-царевича лягушка, почему он взял её в жены? (говорящая)
- Как называется такое существо? (антропоморфное)
- Обратите внимание на описание свадьбы. Какие обряды совершали после свадьбы? (Стр. 34 учебника.)
- Перескажите соответствующие эпизоды сказки. Подумайте, почему именно они так подробно описаны?
- Расскажите близко к тексту, что вышила царевна-лягушка на ковре, какие узоры были на хлебе, как она появляется на пиру, что делает во время пира?
Все изделия связаны с символикой плодородия. Танец на пиру – это танец плодородия. Появление на пиру Василисы – стук да гром, золоченая карета (символ солнца), кони гнедые или белые – тучи или облака, все это признаки грозы.
- Что произошло после пира? Нарушение запрета. В кого обернулась царевна? Серая утушка, лебедь – символическое обозначение облаков.