| ОБЩАЯ ЧАСТЬ |
| Направление Литература | Общее образование | Категория | 9 класс |
| Тема урока | Фамусовская Москва в комедии «Горе от ума». Фамусов и его роль в произведении. |
| Планируемые результаты |
| Предметные | Метапредметные | Личностные |
| Знать особенности содержания произведения; уметь характеризовать персонаж, сопоставлять его с другими героями; делать выводы, рассуждать, аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению и критической статье. | Регулятивные: принимать и сохранить учебную задачу; Познавательные: осознавать познавательную задачу; Коммуникативные: формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения, участвовать в диалоге. | Освоить новые виды деятельности, участвует в творческом процессе; осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества |
| Решаемые учебные проблемы | |
| Основные понятия | формируемые на уроке: речевая компетенция, филологическая компетенция, культуроведческая компетенция, коммуникативная компетенция. |
| Вид используемых средств ИКТ | Компьютер, проектор |
| Методическое назначение средств ИКТ | Вовлечение в пьесу |
| Аппаратное и программное обеспечение (при необходимости) | Трансляция отрывка спектакля «Горе от ума» |
| Интернет-ресурсы | Текст комедии «Горе от ума» А.С. Грибоедова (по необходимости) |
| ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА |
| Этап 1. Вхождение в тему и создание условий для осознанного восприятия |
| Формирование (развитие) конкретного результата / группы результатов на этапе | Просмотр эпизода из спектакля «Горе от ума» (Диалог фамусова и Чацкого) |
| Длительность этапа | 8 мин |
| Основные виды деятельности, направленные на формирование (развитие) результата | Наблюдение, общение |
| Методы | развитие умений наблюдать; развитие умений видеть проблемы; развитие умений выдвигать гипотезы; |
| Средства ИКТ для реализации вида деятельности | Проектор |
| Форма организации деятельности участников | Коллективная форма работы по источнику материала: наглядные |
| Функции / роль учителя на данном этапе | Организовывает устный коллективный анализ учебной задачи. Фиксирует выдвинутые учениками гипотезы, организует их обсуждение. Основной вопрос: В чем, на ваш взгляд, проблема? Почему она возникает в комедии? |
| Основные виды деятельности обучающихся | Анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения |
| Этап 2. Организация и самоорганизация. Организация обратной связи. |
| Формирование (развитие) конкретного результата / группы результатов на этапе | Создание проблемной ситуации. Фиксация новой учебной задачи Подход к проблеме: о чем диалог Чацкого и Фамусова» Организовывает погружение в проблему, создает ситуацию разрыва. Обращает внимание на парадоксальное сочетание слов – ГОРЕ от УМА Пытаются решить задачу известным способом. Фиксируют проблему. |
| Длительность этапа | 10 |
| Методы | по характеру обучения: проблемные, объяснительно-иллюстративные. поисковые, исследовательские, эвристические, проблемные, репродуктивные, объяснительно-иллюстративные |
| Средства ИКТ для реализации вида деятельности | нет |
| Форма организации деятельности | Коллективная форма работы |
| Функции / роль учителя на данном этапе | Организовывает погружение в проблему, создает ситуацию разрыва. Обращает внимание на парадоксальное сочетание слов ГОРЕ от УМА |
| Основные виды деятельности обучающихся | Слушают учителя. Строят понятные для собеседника высказывания высказываются по определению понятия УМ, приводят примеры из текста и фрагмента фильма, из жизни |
| Этап 3. Практическая часть |
| Формирование (развитие) конкретного результата / группы результатов | Поиск решения учебной задачи. Погружение в текст и в критические материалы по комедии «Горе от ума» |
| Длительность этапа | 15 минут |
| Основные виды деятельности, направленные на формирование (развитие) результата | Первичный контроль за правильностью выполнения способа действия, консультирование ответственных в группе Диагностическая работа (на входе), оценивает выполнение каждой операции. Контрольные вопросы к группам. Ответ учеников |
| Методы | методы стимулирования интереса к учению |
| Средства ИКТ для реализации деятельности | нет |
| Форма организации деятельности | Коллективная форма работы по логике изложения и восприятия нового знания: индуктивные и дедуктивные. по степени взаимодействия учителя и учеников: интерактивные. |
| Функции / роль учителя на данном этапе | Организовывает устный коллективный анализ учебной задачи. Фиксирует выдвинутые учениками гипотезы, организует их обсуждение. Основной вопрос: В чем, на ваш взгляд, проблема? Почему она возникает в комедии? |
| Основные виды деятельности обучающихся | Анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения. Чтение письма Грибоедова А.С. к Катенину. Осознанно строят речевые высказывания о неоднозначности трактовки понятия УМ, рефлексия своих действий, работа в ключе ВОПРОС -ОТВЕТ Исследуют условия учебной задачи, обсуждают предметные способы решения. |
| Этап 4. Проверка полученных результатов. Коррекция |
| Формирование (развитие) конкретного результата / группы результатов | Диагностическая работа (на выходе): -организация дифференцированной коррекционной работы, -контрольно-оценивающая деятельность. Создание свободной эмоциональной атмосферы. |
| Длительность этапа | 7 |
| Основные виды деятельности, направленные на формирование (развитие) результата | Диалоговое сотрудничество. Контроль и оценивание ответов. Самооценивание. |
| Методы | методы устного контроля и самоконтроля |
| Средства ИКТ для реализации деятельности | нет |
| Форма организации деятельности | Коллективная форма работы Подведение итогов групповой работы, возврат к проблемному вопросу, комментирование ответов |
| Функции / роль учителя на данном этапе | Диагностическая работа (на выходе): -организация дифференцированной коррекционной работы, -контрольно оценивающая деятельность. Создание свободной эмоциональной атмосферы. Диалоговое сотрудничество. |
| Основные виды деятельности ведущего | Выполняют работу, анализируют свои ответы, контролируют и оценивают результат. Дают оценку каждой группе и делают выводы можно по проблеме урока Рефлексия своих действий |
| Этап 5. Подведение итогов |
| Рефлексия по достигнутым либо недостигнутым результатам | Подведение итогов групповой работы, возврат к проблемному вопросу, комментирование ответов |
| Достижения | Сложности | Предложения |
| Самостоятельно прогнозировать содержание текста до чтения Воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся Осознанно, правильно, выразительно читать вслух Понимать и формулировать своё отношение к авторской позиции Аргументированно высказывать своё отношение к прочитанному, к героям, понимать и определять свои эмоции | Осознанно, правильно, выразительно читать вслух Самостоятельно находить ключевые слова | - |