Учебная программа Русская литература. 5-9 классы школ с русским языком обучения. Астана, 2010 год
Учебник Русская литература. Классика и современность. Учебник для 9 классов общеобразовательных школ. В. В. Бадиков, О. З. Имангожина, Н. М. Могилевская и др. Алматы, Мектеп, 2009.
| 1 урок | 2 урок | 3 урок | 4 урок |
Тема урока | Личность писателя. Трилогия Гончарова. Иван Александрович Гончаров. История создания романа «Обломов». | Система образов-персонажей романа И. А. Гончарова «Обломов». Принцип контраста - основной художественный прием в романе. | Художественное мастерство Гончарова. Роль художественной детали в романе И. А. Гончарова «Обломов». | Полемика Н. А. Добролюбова и А. В. Дружинина об Обломове и «обломовщине». |
Цель обучения | Формирование умения выявлять особенности личности и творчества Гончарова в эпоху 60 годов 19 века. | Совершенствование навыков сравнительной характеристики героев в романе «Обломов», выявления принципа контраста как основного художественного приёма в романе. | Совершенствование умения анализировать текст, обозначая художественные детали и особенности их описания в романе. | Систематизация и обобщение знаний по творчеству И. А. Гончарова, совершенствование умения анализировать различную трактовку героев романа в литературной критике. |
Результаты обучения | А: Ученики знают об эпохе 60 годов 19 века Ученики знают особенности жизни и творчества И. А. Гончарова; умеют работать с текстом, учатся составлять открытые и закрытые вопросы; умеют сотрудничать в группе и оценивать свою деятельность на уроке. В: Ученики умеют находить нужную информацию, сравнивать, рассуждать, делать выводы и строить продуктивный диалог; учащиеся понимают значение эпохи для самоопределения личности писателя. С: Ученики могут доказать жизненную активность Гончарова примерами из жизни писателя; могут оценить важность детали в тексте, формулировать основную мысль произведения; умеют сравнивать, рассуждать, аргументировать свою точку зрения; умеют строить продуктивный диалог, сотрудничать в группе и раскрывать свои творческие способности. | А: Ученики знают систему образов-персонажей романа «Обломов», могут строить диалог, работать с текстом романа и сотрудничать в группе и в паре; учатся оценивать свою деятельность на уроке. В: Ученики умеют находить контрастные образы; умеют сравнивать, рассуждать, делать выводы и строить продуктивный диалог; умеют оценивать свою деятельность на уроке. С: Ученики умеют давать сравнительную характеристику героям; выявлять особенности героев в романе, оценивать поступки героев; определять нравственную позицию писателя через представленные читателю образы главных героев романа; формулировать основную мысль произведения; умеют сравнивать, рассуждать, аргументировать свою точку зрения; умеют строить продуктивный диалог, сотрудничать в группе и раскрывать свои творческие способности; умеют оценивать свою деятельность на уроке. | А: Ученики владеют знанием содержания романа «Обломов»; умеют выделить художественные детали в романе; умеют составлять вопросы высокого и низкого порядка; строить диалог, работать с текстом и сотрудничать в группе и в паре; умеют оценивать свою деятельность на уроке. В: Ученики умеют выявлять особенности художественных деталей в романе «Обломов»; умеют составлять вопросы разного уровня; умеют рассуждать, делать выводы и строить продуктивный диалог; умеют оценивать свою деятельность на уроке. С: Ученики умеют выявлять в тексте романа художественные детали, описывать их, определять значение художественных деталей для читательского восприятия; умеют рассуждать, аргументировать свою точку зрения; умеют строить продуктивный диалог, сотрудничать в группе и раскрывать свои творческие способности; умеют оценивать свою деятельность на уроке. | А: Ученики владеют знанием основных тезисов содержания критических статей разных авторов о романе «Обломов»; учатся проявлять свои творческие способности, сотрудничать в группе и в паре; учатся оценивать свою деятельность на уроке, высказывать свою точку зрения. В: Ученики владеют содержанием прочитанных критических статей о романе «Обломов»; учатся сравнивать изученные статьи; составлять вопросы разного уровня; учатся рассуждать, делать выводы; умеют оценивать свою деятельность на уроке, отстаивать свою точку зрения. С: Ученики владеют содержанием критических статей о романе «Обломов»; могут анализировать прочитанные статьи критиков на литературную тему, умеют определять особенности трактовки героев разными критиками (Дружининым и Добролюбовым); обобщать и систематизировать изученный материал; выходить на нравственную оценку героев писателями - критиками; умеют рассуждать, аргументировать свою точку зрения, приводить доказательства из литературных статей; умеют сотрудничать в группе и раскрывать свои творческие способности; умеют оценивать свою деятельность на уроке, аргументировано отстаивать свою точку зрения, убеждая других в правильности мнения. |
Формы работы | Работа в парах. Групповая работа. Индивидуальная работа. | Индивидуальная, парная, групповая работа. | Индивидуальная и групповая работа | Индивидуальная, парная и групповая работа. Диспут. |
Барьеры в обучении | Неумение слушать, друг друга (саморегуляция); ребята спрашивали, как правильно выполнить задание, опасаясь выполнить задание неверно. Во время музыкальной разминки были ученики, которые просто стояли и смотрели на остальных, так как не знали, какие движения можно выполнить по музыку. Недостаточно развиты коммуникативные навыки, монологическая речь. Повышенная импульсивность Екатерины А. не давала возможность в группе каждому высказать свое мнение. (Иклас А. высказывал свою точку зрения, но ее отвергали без комментирования отказа принять ее. В итоге он «замолчал», а в конце урока единственный оценил себя ниже остальных). Очень неуверенно чувствовал себя и редко включался в обсуждение Леонид П.(не прочитал текс романа), хотя выходил для защиты групповой работы. | Сложно находили ответы на вопросы и задания, так как не прочитали роман до конца. Во время включения мною видеофрагмента произошло исчезновение звука, так как до начала урока я подготовила средства ИКТ, сбросила необходимую информацию, но не проверила состояние средств ИКТ. | Недостаточно развиты навыки общения в группе, боязнь дать «неправильный» ответ (Максим П.- синдром отличника). Отсутствие достаточного количества текстов на уроке. «Игра» некоторых учащихся на камеру: Катя А., Диана А.. Нежелание других работать во время съемки на камеру: Максим П.Егор Л.. | Организация деления на группы заняла почти 2 минуты, так как я выбрала новый способ формирования групп при помощи выбора каждым следующим выбранным учеником. Боязнь ребят начать первыми выступление от группы, что влечет за собой потерю времени. Я раздражалась и начинала напоминать о времени, торопила ребят. |
Пути преодоления барьеров | Я продумала, как дать возможность каждому ученику раскрыть себя в группе: 1. создать благоприятную среду для взаимодействия между собой; во время разминки использовать показ упражнений или танца для более легкого воспроизведения движений; 2. привлечь внимание учащихся к правилам работы в группе, им самими разработанные на тренинге перед проведенным уроком; 3. разработать тренинг, помогающий осознанию индивидуальности личности каждого ученика. | 1. Создать условия при которых ребята смогут развивать в себе навыки саморегуляции (при невозможности каждого ученика прочитать текст можно предложить интересные фрагменты экранизации произведения для привлечения интереса к последующему чтению романа). 2. Более тщательно работать с подготовкой необходимых на уроке средств ИКТ (звук, затемнение, работа компьютера). | 1. Напоминать ребятам о правилах работы в группе для эффективности сотрудничества в коллективе, объяснить, что мнение каждого «имеет право на жизнь». 2. Создать ситуацию успеха для «смущающихся » ребят через позитивный психологический настрой и упражнения на тренинге во внеурочное время (упражнение «Похвастай соседом», «удержи друга»). 3. Объяснить ребятам необходимость наличия текстов романа во время уроков. 4.Пригласить для съемки незнакомого ребятам человека, чтобы снять барьер смущения перед записью на камеру и не допустить «игры» со знакомым человеком. | 1. Выбирать способы деления на группы, позволяющие ребятам выполнить это быстро. 2.Создавать условия для развития коммуникативных навыков при взаимодействии групп, использовать формативное оценивание при помощи акцентирования внимания на успешном выполнении работы группой или парой. 3. Саморегуляция УЧИТЕЛЯ для создания благоприятного психологического фона на уроке, четкая установка перед выполнением задания на ограничение времени на работу. |
Новые подходы к обучению: саморегулируемое обучение | Самостоятельное формулирование учениками цели урока. Самостоятельный выбор стратегий для представления группового выполнения задания. Выполнение творческого задания –предсказания будущего Обломова (задание на синтез и оценивание). Метод направленного чтения (работа с текстом: каждый ученик самостоятельно знакомится с биографией Гончарова и формулирует 1 открытый вопрос. Задают его в паре, отвечая на вопрос другого ученика) Самостоятельный выбор домашнего задания (составление диаграммы или пересказ отрывка).
| Самостоятельное определение целей учениками, самонаправленность в процессе работы над заданиями; самостоятельный выбор учениками стратегий для решения проблем. Задание на анализ и синтез: почему Илья Ильич по-особенному относится к Штольцу? Заполните оценочную сравнительную таблицу «Обломов-Штольц». Домашнее задание: 1.Задание творческого характера: представление в виде ярких деталей образов двух героев романа Обломова и Штольца . 2. Письмо Обломову ли Штольцу.3. Нарисовать обложку к роману «Обломов», не забыв при этом отобразить ключевые моменты, затронутые на наших уроках (прием психорисунка). | Самостоятельный выбор стратегий для достижения целей и решения проблем (учитель не говорит, в какой форме ребята могут представить настроение героя: учащиеся решают сами: цветовая диаграмма, ассоциативный рисунок и др.). Самонаправленность в процессе работы над заданиями. Выбор домашнего задания. | Самостоятельное формулирование темы по ключевому слову и цели урока. Самостоятельный выбор стратегий для достижения целей и решения проблем (представить мнение критиков в паре в виде кластера, цитатного плана или в другом самостоятельно выбранном варианте и обменяться результатом работы с другой парой). Д/з: выбрать тему для сочинения из предложенных четырех, направленных на знание и понимание романа, на умение сравнивать, анализировать и оценивать: 1.«Образы - символы романа «Обломов». 2. «Агафья Пшеницына и Ольга Ильинская». 3. «Обломов - лицо сатирическое или трагическое?» 4. «Можно ли считать Штольца положительным героем?» Самонаправленность в процессе работы над заданиями; защита собственного мнения во время дискуссии на поддержание точки зрения одного из литературных критиков. |
Оценивание для обучения | - стратегия «Светофор»; - оценочный лист (критериальное оценивание). Самооценка, взаимооценка, аплодисменты (формативное оценивание). + 1балл, - 0 баллов Критерии/ИМЯ ученика (-цы) | | | | | | Задавал вопросы | | | | | | Отвечал на вопросы | | | | | | Участие в обсуждении | | | | | | Выступление от группы | | | | | | Участие в создании творческой работы | | | | | | Сотрудничество в группе | | | | | | Подавал (-а) идеи | | | | | | Выступал от группы | | | | | | ИТОГО БАЛЛОВ | | | | | |
| - cамостоятельное заполнение листа оценки: «Знаю, понимаю, вызвало интерес» | - самооценка с использованием оценочных листов «Blob tree» (дерево и люди); - листы оценки участия в работе группы. Критерии /имена учащихся | | | | | Участие в обсуждении -2 б. | | | | | Подавал идеи – 5б. | | | | | Выполнял творческое задание -5 б. | | | | | Высказывал новые идеи- 5 б. | | | | | Выступал от группы – 5 б. | | | | | Проявлял активность – 3б. | | | | | ИТОГО баллов | | | | | Отметка | | | | |
| - заполнение индивидуального листа успеха (Я узнал…Я понял, что…. Я смогу…. По моему мнению….) |
Оценивание обучения | Суммативное оценивание (перевод баллов в отметку) «5»-8 баллов «4»-5-7б «3»- 1-4 б
| Суммативное оценивание по результатам обучения (тест по роману «Обломов») с самопроверкой: «5» -6 баллов «4» - 5 балла «3» - 1-4 баллов
| Отметка за работу в группе: «5»- 23-25 баллов «4» -15-22 балла «3» - 5-13 баллов Отметка за выполнение творческого задания - написания стихотворения или синквейна, репортажа. | Тест по теме «Обломов» в литературной критике» (суммативное оценивание) Отметка за эссе-ответ на проблемный вопрос: «О чем заставил задуматься роман Гончарова?» |
Задания для выявления талантливых и одаренных | 1.Двое учащихся выступают с домашней заготовкой - презентацией об интересных фактах из жизни Гончарова. 2.Задание творческого характера (на синтез и оценивание): дайте предсказание будущего Обломова, аргументируйте. ( учитель не говорит, в какой форме ребята могут представить работу: учащиеся решают сами. Это может быть ассоциативный рисунок, кластер, синквейн, диаграмма-иллюстрация и т.д.) 3. Творческое домашнее задание: (задание на оценивание): построить Диаграмму Венна «Андрей Штольц- Илья Ильич Обломов» или пересказ отрывка художественного текста «Сон Обломова».
| 1. Задания творческого характера: представление в виде ярких деталей образов двух героев романа Обломова и Штольца (представить постер от группы) или написать «Письмо Обломову или Штольцу»
| 1.Творческое задание: - стихотворение о халате (хвала, сожаление); -хвала еде; - репортаж с места событий (из Обломовки). 2. Домашнее задание творческого характера на анализ и синтез: - составить слайды - экспозицию предметов-художественных деталей к образам романа (Обломов, Штольц, Захар, Ольга, Пшеницына) | 1. Выступление учащихся с выполненным творческим домашним заданием. 2.Ведение дискуссии по защите точки зрения одного из литературных критиков. |
Используемые приемы развития критического мышления
| - метод направленного чтения (работа с текстом: каждый ученик самостоятельно знакомится с биографией Гончарова и формулирует 1 открытый вопрос, задает его в паре, отвечая на вопрос другого ученика) - ассоциации к дате «60 годы 19 века»; -создают постер или кардиограмму «Жизнь и творчество Гончарова»; – цветограмма; - представление опыта работы в группах в любой выбранной форме (кластер, синквейн…); -задание творческого характера (на синтез и оценивание): дайте предсказание будущего Обломова ( учитель не говорит, в какой форме ребята могут представить работу: учащиеся решают сами. Это может быть ассоциативный рисунок, кластер, синквейн ,диаграмма-иллюстрация и т.д.). - возврат к эпиграфу; -рефлексия: стратегия «Пятиминутное эссе». | - диаграмма Венна «Обломов-Штольц»; - кластер «Герои и их взаимосвязь в романе Гончарова»; -концептуальная таблица «Обломов - Штольц»; -метод направленного чтения (найдите ответ в тексте романа о взаимной привязанности героев,2 часть, 2 глава); - возврат к эпиграфу, вызов на дискуссию (Заканчивая разговор о романе Гончарова «Обломов», определите, чья точка зрения вам ближе:
- Идеальное будущее Земли – это “мир”, который видится русскими глазами. А значит, символ этого мира – тот самый боярский кафтан, который не позволяет работать. В нем рецепт спасения Земли, которая уже давно изнемогает от трудолюбия японцев и голландцев. Именно лености требует от человечества планета. ОБЛОМОВ – ЭТО ИДЕАЛ, К КОТОРОМУ ДОЛЖЕН СТРЕМИТЬСЯ ВЕСЬ МИР. Федор ГРИГОРЬЕВ, профессор Новосибирского ГУ - Я старался показать в “Обломове”, как и отчего у нас люди превращаются прежде времени в … кисель – климат, среда захолустья, дремотная жизнь и еще частные, индивидуальные у каждого обстоятельства. И.А. Гончаров | - ассоциативное поле на мотивационном этапе; - возврат к проблемному вопросу и к эпиграфу урока; - рефлексия «Круги на воде»; - концептуальная таблица с дополнением от других групп. | - пожелание на ладошке; - мозговой штурм на стадии вызова (прогнозирование); - ИНСЕРТ, кластер на стадии осмысления; - проблемный вопрос «О чем заставил задуматься роман?» - возврат к проблемному вопросу и к эпиграфу урока ("Обломов » - это не только расчеты со своим временем и определенным социальным укладом, но и обнажение великой тайны жизни... Это произведение обязывает к долгим и сложным раздумьям человека над собой. В. И. Кулешов); - многоуровневый диалог во время дискуссии. |
Используемые типы бесед | Кумулятивная беседа (диалоговое обучение). Исследовательская беседа. | Фронтальная беседа, кумулятивная беседа, исследовательская. | Фронтальная и исследовательская беседы | Исследовательская беседа, кумулятивная беседа, многоуровневый диалог во время диспута. |
Вопросы | Открытый вопрос на этапе осмысления: «Зачем мы обращались к дате 60годы 19 века? Как можно сопоставить этот период и жизнь Гончарова? » Открытый вопрос: Какой эпиграф более близок к началу знакомства с романом
- Открытый вопрос (на анализ): На какие мысли наводит фрагмент фильма «Несколько дней из жизни Обломова»? -Простые и сложные вопросы на анализ, выявление скрытого смысла, причин, предполагающий умение рассуждать: почему так затронуло сердце Обломова слово «Другой»? Какие чувства вызвало у вас начало романа? Над чем вы задумались? Хотите ли вы узнать историю жизни главного героя, прочитав произведение до конца? - Возвращение к эпиграфам урока: Добились ли мы с вами целей урока?
| Проблемные вопросы, направленные на умение давать оценочную характеристику (Что выделяет Штольца среди всех персонажей романа? Почему только ему навстречу поднимается Обломов?). Вопросы, направленные на использование теоретических знаний (Являются ли герои антиподами? Как называется прием, использованный автором романа?) Проблемные вопросы (на анализ), предполагающие умение рассуждать, аргументировать свою точку зрения, делать выводы. (Раскройте суть отношения героя к действительности. Всегда ли Штольц находит, что ответить Обломову?) | Вопросы разного уровня мышления: уточняющий (Где встречам слово «деталь»?); практический (О чем говорит цитата? Какую роль может играть художественная деталь?); интерпретационный (По каким признакам догадались, что Маша живет в современности?) Вопросы – задания на применение и анализ: Как вы думаете, какую роль играет пейзаж в тексте для раскрытия образа героя? Какова роль детали в романе? Определите роль мотива еды в романе. | Проблемный вопрос на мотивационном этапе для побуждения самостоятельного формулирования темы, а затем целей урока. Вопрос метапознания: о чем заставил задуматься роман? Как прочтение романа и критики о романе повлияло на ваш взгляд на свое будущее? (анализ и оценка) |
Количество учебных заданий по уровням таксономии Блума | Знание-1 Понимание-2 Применение-3 Анализ-2 Синтез-1 Оценка -3
| Знание-2 Понимание-3 Применение-3 Анализ-2 Синтез-2 Оценка -2
| Знание-1 Понимание-2 Применение-3 Анализ-4 Синтез-2 Оценка -2 | Знание-1 Понимание-1 Применение-1 Анализ-2 Синтез-2 Оценка -3 |
ИКТ | 1. Домашнее индивидуальное задание-презентация по жизни и творчеству писателя. 2.Тема урока и эпиграфы к уроку на интерактивной доске. 3. Фрагменты из фильма Н. Михалкова «Несколько дней из жизни Обломова» для формулирования вопроса на анализ на стадии осмысления содержания. 4. Возвращение к эпиграфам урока, шкала перевода баллов в отметки, формулировка домашнего задания на интерактивной доске.
| 1. Фрагмент фильма «Несколько дней из жизни Обломова» на стадии осмысления (актуализации читательского восприятия). 2. Тема урока и эпиграфы к уроку, домашнее задание с использованием ИКТ. 3. Возвращение к эпиграфу. | 1. Выход учащихся на тему урока через просмотр фрагмента мультфильма «Маша и медведь» (работа с термином «деталь», «художественная деталь»). 2. Слайды с названием темы, эпиграфами на этапе вызова, шкала перевода баллов в отметки, формулировка домашнего задания на интерактивной доске.
| 1.Презентация для создания благоприятного психологического климата. 2. Тема урока и эпиграфы к уроку, домашнее задание на интерактивной доске. 3. Проверка домашнего задания - презентаций экспозиций к героям романа «Обломов» |
Рефлексия | Рефлексия знаний и умений. -Учащимся предлагается в течение 5 минут ответить на вопросы: Какие чувства вызвало у вас начало романа? Над чем вы задумались? Хотите ли вы узнать историю жизни главного героя, прочитав произведение до конца? - Возвращение к эпиграфам урока: добились ли мы с вами целей урока?
| Рефлексия знаний и умений: использование стратегий КМ (синквейн или «Круги на воде» «Обломов - Штольц»)
| Эмоционально-оценочная рефлексия: использование оценочного листа «дерево и люди». Рефлексия знаний, умений: стихотворение о халате (хвала, сожаление), -хвала еде, - репортаж с места событий (из Обломовки).
| Рефлексия деятельности: лист успеха. Рефлексия знаний и умений: эссе «О чем заставил задуматься роман «Обломов»?» (анализ, синтез и оценивание) |
Используемые ресурсы | 1. Листы с биографией Гончарова. 2.Ресурс: «Политика России в 60-е годы 19 века». 3.Оценочные листы группы. 4.Листы бумаги А3, А4 для оформления работы группы, маркеры. 5.Слайды PowerPoint (Эпиграфы, формулировка темы, домашнее задание, формулировка заданий-упражнений.) | 1.Карточки с заданиями; слайды PowerPoint. 2.Листы для оформления работы группы, маркеры, ножницы, клей. 3. Тексты романа Гончарова «Обломов» в группе на каждого или в паре (работа с текстом). 4. Фрагменты Фильма «Несколько дней из жизни Обломова» | 1. Фрагмент мультика «Маша и медведь». 2. Толковый словарь русского языка С. И. Ожегова. 3. Карточки с заданиями, слайды PowerPoint. 4. Листы для оформления работы группы, маркеры. 5. Таблицы для заполнения группами. 6.Тексты романа Обломов». | 1.Карточки с заданиями; листы со статьями в сокращении литературных критиков. 2.Листы для оформления работы группы, маркеры. 3.Слайды PowerPoint; 4.«Листы успеха». 5. Тексты романа Гончарова «Обломов» |