kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Спецкурс «Развитие творческих способностей учащихся старшего звена средствами внеурочной работы по литературе»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный спецкурс нацелен на развитие творческих способностей обучающихся старших классов, креативного мышления, углубления знаний по литературе.Особенности спецкурса: интеграция предметов эстетического и гуманитарного цикла.Программа рассчитана на 2 года.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Спецкурс «Развитие творческих способностей учащихся старшего звена средствами внеурочной работы по литературе»»

Спецкурс

«Развитие творческих способностей учащихся старшего звена средствами внеурочной работы по литературе»


Автор спецкурса: Даньшина С.И.,

учитель русского языка и литературы

МАОУ гимназии №49 города Тюмени


Пояснительная записка


ЦЕЛЬ спецкурса: развитие творческих способностей учащихся.

Задачи:

1) расширение кругозора обучающихся, обогащение словарного запаса;

2) углубление представлений обучающихся о единстве мира, о неповторимости каждого мгновения жизни, об уникальности жизни на земле;

3) умение вслушиваться, всматриваться в окружающий мир и творчески перерабатывать накопленный опыт;

4) развитие монологической речи обучающихся;

5) умение работать с различными источниками;

6) продолжение работы по формированию исследовательских навыков.


Особенности спецкурса:

1)интеграция предметов эстетического и гуманитарного цикла;

2) работа с репродукциями картин великих художников,

музыкальными шедеврами, с книгами великих писателей;

3) программа рассчитана на два года (10-11кл.) для классов с углубленным изучением русского языка и литературы, занятия проводятся 1 раз в неделю, подготовительная работа по теме занятия – во внеурочное время;

4) каждая тема предполагает два этапа: подготовительный этап и непосредственно работа по теме;

5) проведение литературно-музыкальных композиций, литературных гостиных требует большего дополнительного времени:

поэтому предполагается один спектакль в четверть;

6) спецкурс включает в себя три крупных раздела:

«Мир искусства литературы. Встречи с великими людьми»;

«В творческой мастерской. Проба пера. Творческие находки»;

«Ступени к мастерству (постановка спектаклей)».

В ходе внеурочной деятельности ребята собирают материал для лекций по искусствоведческим и литературным темам; создают рефераты, доклады; участвуют в постановке литературно-музыкальных композиций; пишут сочинения разных жанров; выступают с творческими презентациями; организуют творческие выставки, создают портфолио ученика. По результатам творческой деятельности обучающихся в течение двух лет можно судить о том, насколько эффективен данный спецкурс.

Внеурочная работа по развитию творческих способностей, дополняющая учебную деятельность ребят, может помочь в развитии креативного мышления школьников, в повышении мотивации обучающихся к познанию мира и творчеству в самореализации личности каждого.


Тематический план занятий


10 класс

11 класс

1 раздел: Мир искусства/литературы. Встречи с великими людьми.

«Н. Рерих - художник, мыслитель, гуманист»

«Гармония звука и слова» (творчество А. Блока, Н. Гумилева, А. Ахматовой, С. Есенина и др. поэтов по выбору учащихся)

«Песня песен о любви» («Суламифь» Куприна А.И.)

Поэты - фронтовики «Посвящение жизни» (творчество В. Некрасова, А. Твардовского, К. Симонова и др.)/по выбору учащихся/

«Наедине с картиной» (творчество Рафаэля Санти)

Уроки праведности в произведениях современных писателей (творчество В. Распутина, В. Астафьева, Ч. Айтматова, В. Быкова и др.)

«Из истории романса» (творчество М. Глинки)

«Есть ли будущее у литературы?» (обзор современной отечественной литературы)

«Великая мудрость Востока» (творчество Омара Хайяма)

«Гармония звука и слова»/бардовская песня/ (творчество Б. Окуджавы В. Высоцкого, Ю. Гинзбурга, Ю. Кима и др.)

«Образ женщины в искусстве» («Мона Лиза» Леонардо да Винчи; «Сикстинская мадонна» Рафаэля)

«Живая Русь» К. Васильева.

2.раздел: В творческой мастерской/проба пера/ творческие находки

Творческие проекты (по выбору учащихся),

«Л.Н. Толстой - публицист», «Гоголь - предтеча современной литературы!», «Тютчевские мотивы в творчестве Н. Рубцова», «Категория добра и зла в русской литературе»

«Уроки мужества «Посвящение жизни» (поэты-фронтовики)

«На рубеже веков» (особенности развития искусства, литературы, философии в данный период)

Уроки нравственности в произведениях современных писателей.

«История литературы не есть только история писателя, но есть и история читателя» (Н. Рубакин)

«Живая Русь К. Васильева»

«В каждом сердце есть струна…»

«Ради жизни на Земле» (тема великой Отечественной войны в литературе, искусстве)

«Я вижу мир…»

Бардовская песня.

«Великие фантасты, двигающие прогресс»


3раздел: Ступени к мастерству (литературные гостиные, музыкальные композиции)

«Бал литературных героев»

«Тихая моя родина» (памяти Н. Рубцова)

«Умом Россию не понять»

(Ф. Тютчев)

«Красною кистью рябина зажглась…» (творчество М.И. Цветаевой)

«Листая страницы поэзии»

«Расстрелянное слово» (творчество В. Шаламова)

«Черубина де Габриак» (творчество поэтессы серебряного века)

«У войны не женское лицо»


Виды деятельности обучающихся


1 раздел: Тема

Форма отчета

1) «Н. Рерих – художник, мыслитель, гуманист»

Сообщения; материал для эссе

«Что я открываю для себя в картинах

Рериха?», презентация

2) «Песня песен о любви» «Суламифь» Куприна А.И.

Материал для лекций; сообщение;

эссе «Вечная тема в литературе и

искусстве»

3) «Наедине с картиной» Творчество Рафаэля Санти

Материал для лекций; сообщение; презентация;

эссе «Образ женщины-матери великого

художника»

4) «Из истории романса» Творчество М. Глинки

Материал для лекций; сообщение; презентация;

исполнение романсов, «музыка в красках»,

эссе (передать настроение на бумаге)

5) «Великая мудрость Востока» Творчество Омара Хайяма

Материал для лекций; сообщение;

чтение наизусть фрагментов произведений

поэта

6) «Образ женщины в искусстве» («Мона Лиза» Леонардо да Винчи; «Сикстинская мадонна» Рафаэля)

Материал для лекций; сообщение; презентация;

сравнительный анализ репродукций картин;

творческая работа (по выбору учащегося)

«Гармония звука и слова» (творчество А. Блока, Н. Гумилева, А. Ахматовой, С. Есенина и др. поэтов по выбору учащихся)

Материал для лекций; сообщение; презентация

исполнение произведений, «музыка в красках»,

эссе (передать настроение на бумаге)

Поэты - фронтовики «Посвящение жизни» (творчество В. Некрасова, А. Твардовского, К. Симонова и др. поэтов по выбору учащихся)

Материал для лекции; сообщение;

исполнение произведений, анализ поэтического

текста, презентация


Уроки праведности в произведениях современных писателей (творчество В. Распутина, В. Астафьева, Ч. Айтматова, В. Быкова и др.)

Материал для лекции, презентация, творческая

работа

«Есть ли будущее у литературы?» (обзор современной отечественной литературы)

Материал для лекции, творческая работа

«Гармония звука и слова»/бардовская песня/ (творчество Б. Окуджавы В. Высоцкого, Ю. Гинзбурга, Ю. Кима и др.)

Материал для лекции, презентация , сообщение;

исполнение произведений, «музыка в красках»,

эссе (передать настроение на бумаге)



«Живая Русь» К. Васильева.

Материал для лекции; сообщение; презентация;

сравнительный анализ репродукций картин;

творческая работа (по выбору учащегося)



2 раздел: Тема

Форма отчета

1) «Л. Н. Толстой – публицист», «Гоголь – предтеча современной литературы», «Тютчевские мотивы в творчестве Н.Рубцова», «Категории добра и зла в русской литературе»

Исследовательская работа, материал

для лекций, реферат (по выбору учащегося)

2) «На рубеже веков» (особенности развития искусства, литературы, философии в данный период)

Материал для лекций, сообщения о

философах, историках, художниках,

музыкантах, поэтах, писателях.

3) Уроки мужества «Посвящение жизни» (поэты – фронтовики)

Материал для лекций, презентация, чтение

наизусть, эссе «Посвящение жизни»;

виды творческих работ (по выбору учащихся)

4) Уроки нравственности в произведениях современных писателей

Материал для лекций, сообщения, эссе

«Легло ли быть нравственным человеком?»

5) Бардовская песня

Материал для лекций, исполнение музыкального

произведения; чтение наизусть.

6) «Живая Русь» К. Васильева

Материал для лекции «Моя Русь…»

(в музыке, живописи, слове), презентация

7) «Великие фантасты, двигающие прогресс…»

Творческий проект.

8) «Ради жизни на Земле….» Тема Великой Отечественной войны в литературе, искусстве (творчество поэтов – фронтовиков, художников, музыкантов)

Материал для лекции, презентация

9) « История литературы не есть только история писателя, но есть и история читателя» (П. Рубакин)

Сочинение

10) «В каждом сердце есть струна…»

Эссе

11) «Я вижу мир…»

Эссе



3раздел: Тема

Форма отчета

«Бал литературных героев»

Литературно-музыкальная композиция

«Умом Россию не понять»

(Ф. Тютчев)

Литературная гостиная

«Листая страницы поэзии»

Конкурс чтецов

Литературная гостиная

«Черубина де Габриак» (творчество поэтессы серебряного века)

Литературная гостиная

«Красною кистью рябина зажглась…» (творчество М.И. Цветаевой)

Литературно-музыкальная композиция

«Расстрелянное слово» (творчество В. Шаламова)

Литературная гостиная

«У войны не женское лицо»

Литературная гостиная



Ожидаемые результаты



В результате изучения курса учащиеся должны уметь:

-самостоятельно подбирать и правильно использовать литературоведческий материал;

-обогащать свою речь и не переставать учиться языку у мастеров культуры;

-владеть навыками стилистической правки текста, создавать эссе;

-уметь систематизировать и анализировать информацию о художниках, писателях, уметь сопоставлять произведения разных видов искусства;

-использовать приобретенные знания и умения для расширения кругозора, осознанного формирования собственной культурной среды;

-уметь анализировать художественные произведения и вырабатывать собственную эстетическую оценку;

- уметь передавать эмоции через слово;

-уметь выступать перед аудиторией, декламировать поэтические произведения, фрагменты художественной прозы.

Список литературы



  1. Айзенк Г. Проверьте свои способности / Г. Айзенк. – М.: Мир, 1972.

  2. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей: учебное пособие для студентов ВУЗов. – М.: центр академия, 2002.

  3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М., 1981.

  4. Дереклеева Н.Н. Развитие коммуникативной культуры учащихся на уроках русского языка и во внеклассной работе.– М., 2005.

  5. Дереклеева Н.Н. Мастер-класс по развитию творческих способностей учащихся. – М.: «Академия», 2007.

  6. Иванова В.А. Тайны слова / В.А. Иванова, Г.А. Панов, З.А. Потиха, Ф.П. Сергеев. – Волгоград: Ниж.- Волж. кн. Изд-во, 1966.

  7. Приходько В. Постижение лирики./Текст / Приходько. – М.: Детская литература,1988.

  8. Русский язык и литература в школах УССР : журн. – 1990. - №1, 2 ; 1991. - №4, 6.

  9. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии : учеб.пособие / Г.К. Селевко. – М.: Народное образование, 1998.

Материалы научно-методических журналов

Научно-методический журнал «Литература в школе».- 2002-2007гг.

Приложение к журналу «Литература в школе», Уроки литературы.- 1997-2004гг.

Научно-методический журнал «Русская словесность».- 1998-2004гг.

Научно-популярный и публицистический журнал «Лицейское и гимназическое образование». – 2002.-№ 5.

Научно-практический журнал «Одаренный ребенок». – 2006. - №2.

Научно-методический журнал «Исследовательская работа школьников.- 2009.- №4.

Научно-методический журнал «Искусство».-2003-2007гг.

Электронные ресурсы

1.http://festival/1september.ru

2.http://rus/1september/ru

3.http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/











Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 10 класс

Автор: Даньшина Светлана Ильинична

Дата: 24.04.2017

Номер свидетельства: 411268


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства