Спецкурс «Развитие творческих способностей учащихся старшего звена средствами внеурочной работы по литературе»
Спецкурс «Развитие творческих способностей учащихся старшего звена средствами внеурочной работы по литературе»
Данный спецкурс нацелен на развитие творческих способностей обучающихся старших классов, креативного мышления, углубления знаний по литературе.Особенности спецкурса: интеграция предметов эстетического и гуманитарного цикла.Программа рассчитана на 2 года.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Спецкурс «Развитие творческих способностей учащихся старшего звена средствами внеурочной работы по литературе»»
Спецкурс
«Развитие творческих способностей учащихся старшего звена средствами внеурочной работы по литературе»
Автор спецкурса: Даньшина С.И.,
учитель русского языка и литературы
МАОУ гимназии №49 города Тюмени
Пояснительная записка
ЦЕЛЬ спецкурса: развитие творческих способностей учащихся.
Задачи:
1) расширение кругозора обучающихся, обогащение словарного запаса;
2) углубление представлений обучающихся о единстве мира, о неповторимости каждого мгновения жизни, об уникальности жизни на земле;
3) умение вслушиваться, всматриваться в окружающий мир и творчески перерабатывать накопленный опыт;
4) развитие монологической речи обучающихся;
5) умение работать с различными источниками;
6) продолжение работы по формированию исследовательских навыков.
Особенности спецкурса:
1)интеграция предметов эстетического и гуманитарного цикла;
2) работа с репродукциями картин великих художников,
музыкальными шедеврами, с книгами великих писателей;
3) программа рассчитана на два года (10-11кл.) для классов с углубленным изучением русского языка и литературы, занятия проводятся 1 раз в неделю, подготовительная работа по теме занятия – во внеурочное время;
4) каждая тема предполагает два этапа: подготовительный этап и непосредственно работа по теме;
5) проведение литературно-музыкальных композиций, литературных гостиных требует большего дополнительного времени:
поэтому предполагается один спектакль в четверть;
6) спецкурс включает в себя три крупных раздела:
«Мир искусства литературы. Встречи с великими людьми»;
«В творческой мастерской. Проба пера. Творческие находки»;
«Ступени к мастерству (постановка спектаклей)».
В ходе внеурочной деятельности ребята собирают материал для лекций по искусствоведческим и литературным темам; создают рефераты, доклады; участвуют в постановке литературно-музыкальных композиций; пишут сочинения разных жанров; выступают с творческими презентациями; организуют творческие выставки, создают портфолио ученика. По результатам творческой деятельности обучающихся в течение двух лет можно судить о том, насколько эффективен данный спецкурс.
Внеурочная работа по развитию творческих способностей, дополняющая учебную деятельность ребят, может помочь в развитии креативного мышления школьников, в повышении мотивации обучающихся к познанию мира и творчеству в самореализации личности каждого.
Тематический план занятий
10 класс
11 класс
1 раздел: Мир искусства/литературы. Встречи с великими людьми.
«Н. Рерих - художник, мыслитель, гуманист»
«Гармония звука и слова» (творчество А. Блока, Н. Гумилева, А. Ахматовой, С. Есенина и др. поэтов по выбору учащихся)
«Песня песен о любви» («Суламифь» Куприна А.И.)
Поэты - фронтовики «Посвящение жизни» (творчество В. Некрасова, А. Твардовского, К. Симонова и др.)/по выбору учащихся/
«Наедине с картиной» (творчество Рафаэля Санти)
Уроки праведности в произведениях современных писателей (творчество В. Распутина, В. Астафьева, Ч. Айтматова, В. Быкова и др.)
«Из истории романса» (творчество М. Глинки)
«Есть ли будущее у литературы?» (обзор современной отечественной литературы)
«Гармония звука и слова»/бардовская песня/ (творчество Б. Окуджавы В. Высоцкого, Ю. Гинзбурга, Ю. Кима и др.)
«Образ женщины в искусстве» («Мона Лиза» Леонардо да Винчи; «Сикстинская мадонна» Рафаэля)
«Живая Русь» К. Васильева.
2.раздел: В творческой мастерской/проба пера/ творческие находки
Творческие проекты (по выбору учащихся),
«Л.Н. Толстой - публицист», «Гоголь - предтеча современной литературы!», «Тютчевские мотивы в творчестве Н. Рубцова», «Категория добра и зла в русской литературе»
«Черубина де Габриак» (творчество поэтессы серебряного века)
«У войны не женское лицо»
Виды деятельности обучающихся
1 раздел: Тема
Форма отчета
1) «Н. Рерих – художник, мыслитель, гуманист»
Сообщения; материал для эссе
«Что я открываю для себя в картинах
Рериха?», презентация
2) «Песня песен о любви» «Суламифь» Куприна А.И.
Материал для лекций; сообщение;
эссе «Вечная тема в литературе и
искусстве»
3) «Наедине с картиной» Творчество Рафаэля Санти
Материал для лекций; сообщение; презентация;
эссе «Образ женщины-матери великого
художника»
4) «Из истории романса» Творчество М. Глинки
Материал для лекций; сообщение; презентация;
исполнение романсов, «музыка в красках»,
эссе (передать настроение на бумаге)
5) «Великая мудрость Востока» Творчество Омара Хайяма
Материал для лекций; сообщение;
чтение наизусть фрагментов произведений
поэта
6) «Образ женщины в искусстве» («Мона Лиза» Леонардо да Винчи; «Сикстинская мадонна» Рафаэля)
Материал для лекций; сообщение; презентация;
сравнительный анализ репродукций картин;
творческая работа (по выбору учащегося)
«Гармония звука и слова» (творчество А. Блока, Н. Гумилева, А. Ахматовой, С. Есенина и др. поэтов по выбору учащихся)
Материал для лекций; сообщение; презентация
исполнение произведений, «музыка в красках»,
эссе (передать настроение на бумаге)
Поэты - фронтовики «Посвящение жизни» (творчество В. Некрасова, А. Твардовского, К. Симонова и др. поэтов по выбору учащихся)
Материал для лекции; сообщение;
исполнение произведений, анализ поэтического
текста, презентация
Уроки праведности в произведениях современных писателей (творчество В. Распутина, В. Астафьева, Ч. Айтматова, В. Быкова и др.)
Материал для лекции, презентация, творческая
работа
«Есть ли будущее у литературы?» (обзор современной отечественной литературы)
Материал для лекции, творческая работа
«Гармония звука и слова»/бардовская песня/ (творчество Б. Окуджавы В. Высоцкого, Ю. Гинзбурга, Ю. Кима и др.)
Материал для лекции, презентация , сообщение;
исполнение произведений, «музыка в красках»,
эссе (передать настроение на бумаге)
«Живая Русь» К. Васильева.
Материал для лекции; сообщение; презентация;
сравнительный анализ репродукций картин;
творческая работа (по выбору учащегося)
2 раздел: Тема
Форма отчета
1) «Л. Н. Толстой – публицист», «Гоголь – предтеча современной литературы», «Тютчевские мотивы в творчестве Н.Рубцова», «Категории добра и зла в русской литературе»
Исследовательская работа, материал
для лекций, реферат (по выбору учащегося)
2) «На рубеже веков» (особенности развития искусства, литературы, философии в данный период)