"Современная художественная литература" Программа элективного курса, ориентированная на одарённых учащихся
"Современная художественная литература" Программа элективного курса, ориентированная на одарённых учащихся
Программа способствует реализации важнейшей цели литературного образования: приобщению учащихся к богатствам отечественной литературы, формированию системы духовно-нравственных ценностей школьников, развитию их способностей эстетического восприятия и оценки явлений художественной литературы. Программа данного курса способствует развитию природного таланта, самореализации и самопознанию способных и одарённых детей.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
муниципального района Кошкинский Самарской области
Программа
элективного курса по литературе
для учащихся 10 – 11 классов
(ориентирован на работу с одарёнными детьми)
Автор программы Чугунова Наталья Петровна,
учитель русского языка и литературы
с. Кошки
2013
Пояснительная записка
Актуальность курса.
Современная жизнь делает школе социальный заказ на гармонически развитую и духовно богатую личность. В формировании такого человека важную роль играет художественная литература. Именно чтение художественных произведений ведёт к раздумьям над окружающей действительностью, её законами, наблюдению за жизнью персонажей книги, их поведением, способствует духовно-нравственному и эстетическому воспитанию, стремлению занять достойное место в обществе, соответствующее желаниям и возможностям сформированной личности.
Программа способствует реализации важнейшей цели литературного образования: приобщению учащихся к богатствам отечественной литературы, формированию системы духовно-нравственных ценностей школьников, развитию их способностей эстетического восприятия и оценки явлений художественной литературы и на этой основе формированию эстетических вкусов и потребностей.
Значимость курса. Введение элективного курса "Современная художественная литература" соответствует целям и задачам школы, одной из которых является углубленное изучение литературы, истории. Содержание курса сформировано таким образом, чтобы расширить филологические и исторические знания, полученные на уроках. Преподавание этого курса предполагает изучение текстов художественных произведений, что способствует формированию патриотизма, гражданственности.
Структура программы позволяет вести системную работу с одарёнными детьми, последовательно изучая особенности творчества современных писателей и поэтов. Работа с одарёнными детьми – одно из приоритетных направлений современного образовательного процесса. Программа данного курса способствует развитию природного таланта, самореализации и самопознанию способных и одарённых детей, предполагает подготовку к олимпиадам, конференциям и конкурсам различного уровня.
Ценностный подход при изучении современной русской литературы предполагает не только нахождение авторских ценностей высшего порядка в разных сферах жизни (духовной, социальной, морально-этической) в художественном произведении, но и отношение к самому произведению как ценности эстетического уровня.
Цель курса – формирование коммуникативной и культурологической компетенций учащихся, способных и одарённых в плане филологии, через изучение современной художественной литературы.
Задачи курса:
расширить литературный кругозор старшеклассников,
отработать навыки самостоятельной интерпретационной, исследовательской и аналитической работы с художественным текстом,
развивать коммуникативные возможности учащихся для формирования их речевой компетентности.
Планируемые образовательные результаты
Учащийся знает:
основные сведения о жизни и творчестве современных писателей;
содержание и художественные особенности изучаемых произведений;
ключевые направления современной литературы;
ключевые понятия, определения и термины по литературе и культуре.
Учащийся умеет:
характеризовать основные проблемы лирического текста, определять авторскую позицию и формулировать свое отношение к ней;
выделять черты литературных направлений при анализе произведения и применять литературоведческую терминологию;
выявлять особенности поэтической речи стихотворного произведения и давать этому произведению обоснованную оценку;
систематизировать полученные знания и представить результаты своей деятельности в форме реферата, выступления, эссе, презентации;
владеет элементами исследовательской работы, связанной с поиском, отбором, анализом, обобщением материала, умением выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку.
Курс «Современная художественная литература» обеспечивает развитие личности на разных уровнях:
личностном – это находит отражение в интерпретационной и оценочной деятельности старшеклассника, в формировании гражданской позиции, в формировании личности, обладающей чувством собственного достоинства;
метапредметном – что выражается в поиске и обработке разной информации, в умении продуктивно общаться и взаимодействовать в в процессе совместной деятельности;
предметном – что отражается в расширении круга чтения, в умении анализировать текст с точки зрения наличия в нём явной и скрытой, основной и второстепенной информации, в способности выявлять в текстах художественные образы, темы и проблемы и выражать отношение к ним в развёрнутых аргументированных высказывания.
Описание способов оценки планируемых результатов
Оценка результативности.
Основные принципы организации контроля:
Систематичность проведения контроля и его объективность.
Индивидуальный характер контроля.
Разнообразие форм проведения.
Дифференцированный подход, учитывающий специфические особенности всего учебного материала и его разделов, а также индивидуальные качества школьников.
Виды и формы контроля.
За время обучения учащиеся проходят промежуточный и итоговый контроль.
Формой итогового контроля может быть исследовательский проект или творческая работа, представленные на итоговой конференции.
Промежуточный контроль проводится в форме:
развёрнутый ответ на вопрос (устный и письменный);
составление плана, тезисов к ответу на вопрос;
составление теста по материалам курса;
составление вопросов для интервью, диспута;
характеристика персонажа;
сравнительная характеристика нескольких персонажей;
чтение произведений и их фрагментов наизусть;
анализ текста в форме творческой работы.
конспект;
презентация, видеофильм,
буклет;
сочинения разных жанров (отзыв, рецензия, эссе, критический очерк, письмо-благодарность и др.).
реферат, доклад, устное сообщение;
тестирование (промежуточное).
Критерии оценки промежуточного контроля соответствуют критериям предмета «Литература».
Содержание программы базируется на принципе культурных доминант с выделением наиболее ярких произведений персоналий современной эпохи, что позволяет через знакомство даже с небольшим количеством культурных памятников уловить мировоззренческие особенности и художественные идеи.
Методы и приёмы. Отличительной чертой курса является единство новых научных подходов и методических приёмов с классическими традициями российской филологической школы.
Методологической основой программы является системно-деятельностный подход, в рамках которого реализуются современные стратегии обучения. Практически на каждом занятии происходит формирование коммуникативной компетенции, благодаря применению технологии РКМЧП, которая позволяет создавать ситуации, позволяющие овладеть разными видами речевой деятельности.
В основе программы лежит текстоцентрический принцип, он позволяет решать проблему неформального понимания текста.
Большое внимание в программе данного курса уделяется формированию коммуникативных универсальных учебных действий. На занятиях используются активные методы обучения (АМО), когда учащимся необходимо проявить инициативность, приходится сообща решать поставленные учителем и произведением задачи.
Формы работы:
практические работы,
семинары,
видео-уроки,
урок-путешествие,
защита проектов,
конференция,
литературная гостиная.
Кроме этого, предполагается самостоятельная работа учащихся по поиску информации с различными источниками.
Учитель может использовать как индивидуальные, так и групповые формы работы, Такие формы учебно-познавательной и творческой деятельности развивают дружеские отношения, помогают применять полученные знания при решении конкретных учебных задач.
В рамках данного курса особое внимание уделяется самостоятельной творческой работе учащихся, разнообразным видам устных и письменных работ:
усложненные изложения;
сочинения-рассуждения;
эссе;
критические статьи;
рецензии.
На каждом занятии заполняется интерактивная карточка по изучаемому произведению, и из них последовательно составляется «Банк аргументов для написания сочинения».
Характеристика ресурсов.
Дидактические:
тексты художественных произведений,
энциклопедические словари,
портреты,
иллюстрации,
аудиозаписи,
видеофильмы,
электронные ресурсы коллекции ФЦИОР.
Материальные:
компьютерный класс с доступом к сети Интернет,
проектор,
экран,
аудио- и видеоаппаратура.
Временные:
Элективный курс «Современная художественная литература » для учащихся 11 классов рассчитан на 34 часа (1 час в неделю). В календарно-тематическом планировании указано примерное распределение часов. При необходимости учитель может изменить количество часов, отводимых для изучения темы.
Содержание курса
В содержание курса включены рассказы А. Алексина, А.Платонова, И. Курамшиной, Вл. Крупина, Е. Гришковца, Т. Толстой, Л. Улицкой, Л. Петрушевской, Б. Екимова и др. Произведения этих авторов поднимают духовно-нравственные проблемы, актуальные для подростков, помогают им заглянуть «внутрь себя», приобрести опыт осмысления жизненных ситуаций, конфликтов, позволяют задуматься об уникальности личности, многообразии человеческих типов.
Содержание курса составляют небольшие по объёму произведения современных авторов, которые отражают современную ситуацию в языке, и обращены они и к разуму, и к чувствам порастающего человека. Материал становится небезразличен ученикам, что позволяет организовать работу в небольших группах, развивать творческое отношение к чтению и осмыслению.
Введение. – 3 часа
Автобиографизм в современной литературе – 4 часа.
Портрет «героя нашего времени» и современного мира – 10 часов
Военная тема в современной литературе – 3 часа.
Литературная русская эмиграция «третья волна» - 1 час.
Современная поэзия – 4 часа.
Осмысление истории в современной литературе – 2 часа.
Фантастика, утопии и антиутопии в современной литературе – 2 часа.
Деревенская проза – 2 часа.
Итоговая конференция – 2 часа.
Учебно-тематический план
№ п/п
Тема
Количество часов
Формы контроля
(вариативно)
Всего
Аудиторных
Внеаудиторных
В т.ч. на практич. деятельность
1.
Введение. Кто он, автор произведения? Особенности литературного процесса конца XX – начала XXI века.
1
1
Кластер «Многообразие форм бытования современной литературы»
Обучение анализу текста художественного произведения, интерпретации. Подтекстовая информация на примере рассказов В. Крупина «Конец связи» и «А ты улыбайся!».
2
2
Презентация,
тест,
развернутый ответ на вопрос
2.
Автобиографизм в современной литературе.
«Герой нашего времени» в рассказах Е. Гришковца. «Три рассказа из жизни юного военного моряка».
2
2
Эссе «Человек XXI века. Отличается ли он от человека века XIX?»
Образ учителя в рассказе Е. Гришковца «Начальник».
2
2
Кластер: «Идеальный учитель в рассказе Е. Гришковца «Начальник».
3
Портрет «героя нашего времени» и современного мира в рассказах А. Алексина. «Звоните и приезжайте», «Поздний ребенок», «Раздел имущества», «Мой самый счастливый день»
3
2
Таблица: «Нравственные проблемы, поднятые в рассказе». Развёрнутый ответ на вопрос: «Какие вопросы этого рассказа актуальны для вас лично?»
Л. Улицкая. Тема семьи и ценностей современного человека в рассказе «Бедная родственница».
2
2
Эссе «Кто в рассказе Л. Улицкой беден? Что значит понятие «добро» для разных героев рассказа».
Тема самоотверженной материнской любви в рассказе Л. Улицкой «Дочь Бухары».
1
1
Эссе «О чём молчит главная героиня?».
В. Токарева. Нравственные проблемы повести «Я есть. Ты есть. Он есть».
1
1
Рецензия
Тема «отцов и детей» в рассказе А.Платонова «Третий сын»
1
1
Устное выступление
Духовные ценности современного человека в рассказе И. Курамшиной «Сыновний долг».
1
1
Буклет, презентация,
устное выступление
Традиции А. П. Чехова в рассказах Л. Петрушевской. Образ матери в современном мире в рассказе «Как ангел».
1
1
Таблица
Устное выступление
4.
Военная тема в современной литературе.
Ценность человеческой личности в рассказе А. Генатулина «Сто шагов на войне».
1
1
Устное выступление
Взросление молодого человека на войне в повести К. Воробьёва «Убиты под Москвой».
1
Эссе
Тема памяти, «вопросы войны» в рассказе Б. Екимова «Ночь исцеления»
1
1
Устное выступление
5.
Литературная русская эмиграция «третья волна».
Образ советской действительности в повети С. Довлатова «Компромисс». Анализ эпизодов.
1
1
Развёрнутый ответ на вопрос: «На что направлена критика С. Довлатова?»
6.
Русский постмодернизм.
Ирония – признак посмодернизма. Ирония В. Пелевина, направленная на лживый культ героического в советскую эпоху.
1
1
Таблица: «Реальное и фантастическое в повести».
7.
Современная поэзия.
И. Бродский – основные темы и мотивы лирики. Анализ стихотворения «Рождественская звезда».
2
1
Сопоставительный анализ стихотворения И. Бродского и одноимённого стихотворения Б. Пастернака.
Анализ стихотворения Д. А. Пригова «Вот журавли летят…».
1
1
Философское содержание стихотворения Б. Окуджавы «Приезжая семья фотографируется у памятника Пушкину»
1
1
Кластер «Вечное и сиюминутное в стихотворении Б. Окуджавы».
8.
Осмысление истории в современной литературе.
Уроки истории в повести А. Приставкина «Ночевала тучка золотая…»
2
1
Рецензия на экранизацию повести
9.
Фантастика, утопии и антиутопии в современной литературе. Т. Толстая – размышление о будущем цивилизации в повети «Кысь». Взгляд писательницы на мир в рассказе «Ночь».
2
1
«Роль книги в духовном развитии общества и отдельной личности. Век XIX – XXI».
11.
Деревенская проза. Б. Екимов. Образ русской деревни и детства в рассказе «Мальчик на велосипеде». Темы и образы повести «Пиночет».
2
2
Эссе «Старики и дети – носители духовных ценностей в современном мире».
Итоговая конференция «Мои поиски и находки»
2
2
Исследовательская или творческая работа
Литература
Методическое пособие: рекомендации по составлению рабочих программ. Русский язык и литература. Углубленный уровень. 10 – 11 классы / сост. А. В. Чубуков. – М.: Дрофа, 2013. – 214 с.
Олимпиадные задания по литературе. 11 класс / Сост. О. А. Финтисова. – Волгоград: Учитель, 2004. – 263 с.
Новое в школьных программах. Современная русская проза. В помощь преподавателям, старшеклассникам и абитуриентам / Сост. С. Ф. Дмитренко. – 2-е изд. – М.: Изд. МГУ, 1999. – 128 с.
Литература в старших классах: Уроки и проблемы: Кн. для учителя / Л. С. Айзерман. – М.: Просвещение, 2002. – 239 с.
ЕГЭ. Практикум по литературе: подготовка к выполнению части 3 (С) / М. А. Аристова. – М.: Издательство «Экзамен», 2013. – 173 с.
ЕГЭ. Практикум по русскому языку: подготовка к выполнению части 3 (С) / Т. Н. Назарова, Е. Н. Скрипка. – М.: Издательство «Экзамен», 2013. – 190 с.
Я иду на урок литературы: 11 класс: Книга для учителя. – М.: Издательство «Первое сентября», 2000. – 256 с.