kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока по литературе "М.Е. Салтыков-Щедрин и его сказки"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по литературе "М.Е. Салтыков-Щедрин и его сказки".

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по литературе "М.Е. Салтыков-Щедрин и его сказки"»

М.Е.Салтыков-Щедрин и его сказки.

«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».


Форма занятия: урок изучения нового материала с применением ИКТ.

Цели:

- на основе языкового анализа сказки «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» подвести учащихся к пониманию идейного содержания сказок Салтыкова-Щедрина;

- показать традиции и новаторство в сказках писателя.

Задачи:

- формировать умения находить ключевые слова, помогающие раскрыть идею произведения;

- познакомит со способами выражения отношения автора к изображаемому (юмор, ирония, сатира, гротеск);

- выявить связь сказки с народной сказкой и особенности стиля писателя;

- развивать умения делать выводы из прочитанного;

- развивать умение характеризовать героев и события на основе самостоятельного поиска литературных фактов и авторского суждения;

- способствовать развитию речи учащихся, обогащению их словарного запаса;

- формирование умения самостоятельно работать в группе, аргументировать свою точку зрения;

- воспитывать интерес к языку и литературе через внимание к художественному слову.

Оборудование:

- компьютер, медиапроектор, экран;

- презентация к уроку.

- карточки с заданиями для учащихся.


Ход урока.

1.Организационный момент

Приветствие, проверка готовности учащихся к уроку, организация внимания

2. Сообщение цели и темы урока. Вступительное слово учителя, предваряющее последующую работу.

-Ребята! Дома вы прочитали сказку М.Е. Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Сегодня на уроке нам предстоит понять отношение писателя к миру и человеку. Для этого мы будем внимательно наблюдать за героями, и анализировать те художественные средства, при помощи которых писатель создает образы своих персонажей.

3. Проверка домашнего задания. Фронтальная беседа.

На прошлом уроке мы познакомились с биографией М.Е.Салтыкова-Щедрина, дома прочитали статью учебника, посвященную его биографии. Я хочу проверить, насколько вы были внимательны. Подумайте и ответьте на вопросы.

1. Что общего у Салтыкова-Щедрина и А.С.Пушкина?

Учились в Царскосельском лицее, Салтыков был объявлен на своем курсе продолжателем Пушкина.

2. Кем служил М.Е.Салтыков-Щедрин?

Чиновником в канцелярии Военного министерства, вице-губернатором Рязани, губернатором Твери

3. Назовите журналы, с которыми сотрудничал писатель.

«Современник», «Отечественные записки».

- А теперь вспомните все, что вы узнали о Салтыкове-Щедрине. Каким человеком вы его себе представили?

4. Знакомство с новым материалом.

Сказка М.Е. Салтыкова-Щедрина входит в сборник, который называется «Сказки для детей изрядного возраста».

-Внимательно прочитаем название этого сборника. Как вы понимаете словосочетание «дети изрядного возраста»?

-Вспомним то время, когда жил М.Е.Салтыков-Щедрин. Что вы можете рассказать об этой эпохе?

(1861г. - отмена крепостного права, эпоха реакции, ссылка М.Е.Салтыкова-Щедрина)

- Почему М.Е.Салтыков-Щедрин обращается к жанру сказки?

Салтыков-Щедрин - писатель-сатирик, и сказки его тоже сатирические.

- Что такое сатира?

Сатира - художественное произведение, остро и беспощадно обличающее отрицательные явления действительности.

Смех - основное оружие сатиры. «Это оружие очень сильное, - говорил Щедрин, - ибо ничто так не обескураживает порока, как сознание, что он угадан, и что по поводу его уже раздался смех».




Работа с текстом. Сюжет и композиция сказки.

Просмотр фрагмента м/ф «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» (студия «Союзмультфильм», 1965; реж. Иван Иванов-Вано, Владимир Данилевич ; худ.-мультипликатор Ю.Норштейн) - 1.33

-Где начинается действие произведения?

(В Петербурге, на улице Подьяческой - подьячий - на Руси XVI - начала XVIII века помощник дьяка, канцелярист. Дьяк - должностное лицо в государственных учреждениях)

- Кто герои произведения? (Два генерала).

- Кто такой генерал? (Генерал - высокий военный чин).

- Имеется ли в сказке указание на то, как был получен чин генерала героями?

- Как такие легкомысленные, малообразованные люди дослужились до генералов?

Раньше, когда в дворянской семье рождался сын, его с рождения записывали в какой-нибудь полк рядовым. В то время на Руси существовал «Табель о рангах», поэтому через какое-то время ему присваивался следующий чин. Рос ребенок, рос чин.

-Анализ художественных приемов (абзацы 1–2).

-Найдите элементы русской сказки в тексте.

«Жили да были два генерала» - это типично сказочный зачин. Перемещение генералов из удобных петербургских квартир на необитаемый остров «по щучьему велению, по моему хотению» - тоже из известной сказки о Емеле и волшебной щуке.

-Какие события не вписываются в сказочный сюжет?

Причина, по которой произошло странное событие перемещения на остров. Генералы «оба были легкомысленны», то есть несерьёзны, и за это неожиданно для себя наказаны.

-Где завязка в произведении? (Генералы попадают на необитаемый остров).

- Вспомните, в каком еще произведении главный герой попадает на необитаемый остров и несколько лет проводит там в одиночестве?

(«Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо» Даниеля Дефо)

-Как ведет себя Робинзон на необитаемом острове? Какие качества характера проявляет?

(Робинзон не пал духом, а проявил волю и мужество и за несколько лет превратил остров в цветущий сад, сделал своё жилище уютным и безопасным.)

- Сказка, о которой мы сегодня говорим, написана через полтора века после «Робинзона Крузо». Этот роман многократно издавался в России. В чем отличия ситуации романа и «Повести...»?

В обоих случаях ситуация - борьба за выживание - одинакова, но поведение действующих лиц противоположно. Робинзон с честью выдерживает все невзгоды и побеждает. Генералы с первых шагов обнаруживают свою полную беспомощность и чуть не погибают.

- Как ведут себя генералы на необитаемом острове?

Просмотр фрагмента м/ф 2.30

Генералы не могут определить части света, влезть на дерево и нарвать «всяких плодов», наловить рыбы и всякой дичи, в изобилии населяющей необитаемый остров.

Писатель избирает необычную, фантастическую ситуацию, желая показать, как ведут себя герои в нетипичных для них условиях. Не случайно повествователь в начале сказки о двух генералах подает читателям «знак». Обращая их внимание на то, что не только по щучьему велению, но и по его хотению очутились генералы на необитаемом острове.

Генералы не могут смириться со своим положением. Когда им уже не на что было надеяться, когда их ждала голодная смерть, одного из них «озарило вдохновение»: он вспомнил о вечном кормильце, о русском мужике

-Где кульминация произведения?

Генералы нашли мужика.

-Чем отличается от генералов мужик? Как он ведет себя, оказавшись на необитаемом острове?

«Под деревом, брюхом кверху и подложив под голову кулак, спал громаднейший мужичина и самым нахальным образом уклонялся от работы». В отличие от генералов, впавших в панику и уныние от пребывания на острове, мужик совершенно спокоен - он отдыхает от трудов. Но даже отдых его воспринимается генералами как вина, и негодованию их нет предела. Для усиления эффекта Салтыков-Щедрин как бы переходит на сторону генералов, которые набрасываются на мужика с обвинениями в том, что они бедствуют. Мужик - редкий умелец, но он так привык к своему рабскому положению, что даже там, где никакой закон не обязывает его работать на генералов, он действует по установившемуся порядку вещей, не используя тех возможностей, которые предоставляют ему его физические и умственные данные. Генералы убеждены в том, что мужик есть везде, и он должен на них работать. Мужик только делает попытку «дать стречка» и тут же подчиняется.

-Найдите развязку сказки?

Возвращение генералов в Петербург: «Напились генералы кофею, наелись сдобных булок и надели мундиры. Поехали они в казначейство, и сколько тут денег загребли - того ни в сказке сказать, ни пером описать!»

- Найдите элементы русской сказки в тексте.

В русской сказке герой всегда награждается за добрые дела. Эта традиция соблюдена буквально. Генералы, разбогатев, вспомнили о своём спасителе. Вот как говорится об этом в сказке: «Однако и об мужике не забыли; выслали ему рюмку водки да пятак серебра: веселись, мужичина!»

-Какие события не вписываются в сказочный сюжет?

Писатель, рассказывая о том, как наградили мужика, высмеивает генералов. Генералы не вышли сами проститься со своим спасителем, а именно «выслали» ему свою «благодарность» с кем-то из слуг.

-Вы прочитали сказку до конца. Какова главная проблема, которую ставит этой сказкой автор? Почему эту сказку можно назвать сатирической?

Работа в группах.

1. Показать, что сближает сказки Салтыкова-Щедрина с народными сказками. Какими языковыми средствами можно подтвердить принадлежность данного произведения к жанру сказки?

-Типичные сказочные зачины: Жили-были два генерала, и так как оба были легкомысленны, то в скором времени, по щучьему велению, по моему хотению, очутились на необитаемом острове.

-Присказки: «По щучьему велению», «Много ли, мало ли времени прошло...» Сколько набрались страху генералы во время пути от бурь да от ветров разных, сколько они ругали мужичину за его тунеядство - этого ни пером описать, ни в сказке сказать.

-Характерные для народной речи обороты: «думал-думал», «сказано-сделано».

-Лексика народных сказок: глядючи, молвит, кишмя-кишат

-Как отличается употребление формул в сказках и у Салтыкова-Щедрина? Какой вывод вы можете сделать по всем выражениям?

В народных сказках все эти формулы служат как своеобразные поговорки, употребляются, сопровождая волшебство. У Салтыкова-Щедрина они несут иронический смысл.

Герой в необычной обстановке.

Умный, смекалистый мужик.

Вымысел, преувеличение, неправдоподобие

2. Показать отличие сказок Салтыкова-Щедрина от народных.

-Сказка Салтыкова-Щедрина - это форма для обличения и высмеивания общественных пороков, в ней отражается противоборство добра и зла. Здесь нет положительного героя.

-Носит сатирический характер.


5. Подведение итогов урока.

-Перед нами сатирическая сказка. Какие пороки обличает писатель? О чем сетует?

Жизнь за счет народного труда превратила помещика в паразита. С исчезновением мужика наступают всяческие лишения, после которых помещик превращается в дикого зверя. Салтыков-Щедрин убеждает в том, что народ-создатель основных материальных и духовных ценностей, опора государства. Горечью проникнуты слова сатирика, посвященные народу. Терпит он притеснения помещика и только к богу обращается за помощью.


6. Домашнее задание

Заполнить таблицу «реальное и фантастическое в сказке М.Е.Салтыкова-Щедрина»








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Разработка урока по литературе "М.Е. Салтыков-Щедрин и его сказки"

Автор: Черепанова Наталья Филипповна

Дата: 26.02.2018

Номер свидетельства: 459741


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства