kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока "Личность Чехова"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Первый урок по творчеству А П Чехова. 

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока "Личность Чехова"»

Тема урока Личность Чехова

Цели урока:

1. Познакомить учащихся с жизнью и творчеством Чехова;

2. Развивать учебно-познавательную компетенцию (умение ставить цель), компетенция личностного совершенствования, коммуникативную компетенцию (работа в парах, развитие монологической речи), общекультурная компетенция, развитие критического мышления;

3. Воспитывать нравственные качества человека на примере личности писателя; прививать интерес к творчеству писателя.

«Хорошо вспоминать о таком человеке,

тотчас в жизнь твою возвращается бодрость,

снова входит в нее ясный смысл….»


М Горький


Ход урока

1 Организационный момент

Психологический настрой на урок

Здравствуйте, дорогие ребята. Давайте улыбнемся друг другу гостям


2 Вызов А сейчас я попрошу Вас обратить внимание на эпиграф к уроку (кто-нибудь из детей читает вслух).

-Выделите ключевые слова в данном эпиграфе

Вспоминать – человек – жизнь - бодрость – ясный ум

- Значит о чем мы с вами будем говорить на уроке? (вспоминать о человеке, его жизни и творчестве)

Да, действительно, Сегодня мы с вами познакомимся с творчеством писателя который вам очень хорошо знаком

А о ком идет речь вы узнаете выполнив задание


На вокзале Николаевской железной дороги встретились два приятеля: один толстый, другой тонкий. Толстый только что пообедал на вокзале, и губы его, подернутые маслом, лоснились, как спелые вишни. Пахло от него хересом и флер-д'оранжем. Тонкий же только что вышел из вагона и был навьючен чемоданами, узлами и картонками. Пахло от него ветчиной и кофейной гущей. Из-за его спины выглядывала худенькая женщина с длинным подбородком — его жена, и высокий гимназист с прищуренным глазом — его сын. Толстый и тонкий Чехов

Запись темы и проговаривание целей урока

А. П. Чехов из тех писателей, которые входят в нашу жизнь с детства и остаются с нами навсегда. Вы, конечно, помните приключения чеховской Каштанки, рассказы «Хамелеон», «Толстый и тонкий». Такие рассказы мог написать только человек, любящий людей, любящий животных, любящий жизнь.

3 Осмысление содержания

Дома каждая каждый из вас подготовил материал о жизни и творчестве писателя.

Ваша задача, раскрыть заданную вам тему так, чтобы все остальные записали в своих таблицах основные моменты. (в тетрадях чертят таблицу)

Детские годы писателя

Начало литературной деятельности

Путешествие Чехова на остров Сахалин

Последние годы жизни А.П.Чехова

Непросто, очень непросто складывалась судьба Чехова. Но это были годы большой внутренней работы для него, голы раннего становления, когда он учился быть независимым, несмотря на трудности жизни, когда он “выдавливал из себя раба по каплям”. Но была огромная воля к жизни, был свой, чеховский юмор, душевная свобода.
“Не стоять ниже уровня среды, в которую попал” - вот, пожалуй, один из девизов Чехова.

. Чехова в Москве, учебы на медицинском факультете университета, первых литературных опытов. Он начинает "по капле выдавливать из себя раба", увлекается литературой, пишет первые рассказы, печатается в журналах "Стрекоза", "Будильник", "Зритель", "Сверчок", "Осколки".


Чехова тревожит будущее страны, его волнуют политические вопросы, он проявляет интерес к общественным проблемам. В повести “Палата №6” дана законченная и бескомпромиссная характеристика современной Чехову социально-политической действительности. “Всюду палата №6”. Это – Россия…Палата – это Русь”.
3.2. Тема любви позволяет поставить этические вопросы, изучить человеческий характер во всех проявлениях (“Верочка”, “Огни”, “Огни”).
3.3.Тема футлярной жизни – одна из главных тем творчества Чехова. Писатель считает, что футляр – это собственническая сытость, самодовольство; человека не может удовлетворять только лично счастье, он должен стремиться к иной деятельности . Рассказы “Человек в футляре”, “Крыжовник”, “О любви” - опровержение основ существующего общественного строя России.
3.4. ^ Тема “дворянских гнёзд” поднята и в повести “Дом с мезонином”. Здесь Чеховым резко подчёркнуты черты изжитости, дряхлости, обречённости. Главная мысль повести – любовь покидает мир, в котором люди одержимы претензиями на право владения истиной и забывают мудрость: “никто не знает настоящей правды”.
- Мы ещё познакомимся с прекрасными произведениями Чехова, созданными в Мелихово, в том числе и с такими, как “Ионыч”, “Попрыгунья”, “Дуэль”, где увидим Чехова-философа, увидим, что его отрицательные персонажи не всегда однозначно плохи, положительные не во всём и всегда правы. А главное, герои не статичны, их характеры меняются. Под слоем бытовых, вроде бы не слишком интересных подробностей, скрыт глубокий философский подтекст.


Влияние каторги на человека и рассказы о поездке Чехова на Сахалин.

В 1890 году писатель уезжает на Сахалин, чтобы изучить каторгу, -- "одну из самых ужасных нелепостей, до которой мог додуматься человек". Поездка -- подвиг. Более четырех тысяч верст на лошадях по Сибири, где холод, пронзительный ветер, разливы рек, а Чехов серьезно болен и как врач знает, чем ему грозит этот путь. Впечатления от поездки стали материалом для книги очерков "Остров Сахалин" и причиной написания ряда рассказов (например "Палата . 6").



1 ученик сообщение на тему «Детские годы писателя»

2 ученик «О начале литературной деятельности Чехова»

3 ученик «Путешествие Чехова на Сахалин» «Последние годы жизни Чехова»

-Что можно сказать о жизни Чехова

- КАКОЙ ВЫВОД МОЖНО СДЕЛАТЬ

 Работа в группе

Обратимся к высказываниям и афоризмам А.П. Чехова. Мы прочтем всего несколько. Какую задачу мы поставим перед собой при работе над афоризмами  А.П. Чехова?

 (Найти ответ на вопрос: каким предстает перед нами  А.П. Чехов в своих письмах?)

 При чтении  необходимо вести маркирование чеховского текста:

«!» - отмечать понравившуюся мысль;

«-» - мысль, с которой вы не согласны, она не нравится;

«?» - сомнительную, на ваш взгляд, мысль.

Где искусство, где талант, там нет ни старости, ни одиночества, ни болезней, и сама смерть вполовину…

Человек должен трудиться, работать в поте лица, кто бы он ни был, и в этом одном заключается смысл и цель его жизни, его счастье, его восторги.

Воспитанные люди уважают человеческую личность, а потому всегда снисходительны, мягки, вежливы, уступчивы.

Нужно стремиться к тому, чтобы каждый видел и знал больше, чем видел и знал его отец и дед.

Человек любит поговорить о своих болезнях, а между тем это самое неинтересное в его жизни.

Тот, кому чужда жизнь, кто неспособен к ней, тому ничего больше не остается, как стать чиновником.

Краткость — сестра таланта.

Не успокаивайтесь, не давайте усыплять себя! Пока молоды, сильны, бодры, не уставайте делать добро.

Даже болеть приятно, когда знаешь, что есть люди, которые ждут твоего выздоровления, как праздника.

Человек — это то, во что он верит.

Берегись изысканного языка. Язык должен быть прост и изящен.

Никогда не рано спросить себя: делом я занимаюсь или пустяками?

Жизнь-то прошла, словно и не жил…

В семейной жизни самый важный винт — это любовь.

Хорошее воспитание не в том, что ты не прольешь соуса на скатерть, а в том, что ты не заметишь, если это сделает кто-нибудь другой.

Жизнь очень проста! Нужно очень сильно постараться, чтобы ее усложнить!

Очи чёрные, губки бантиком - а в душе - сущий крокодил!

Надо поставить свою жизнь в такие условия, чтобы труд был необходим. Без труда не может быть чистой и радостной жизни.

Какое это огромное счастье — любить и быть любимым.

Дети святы и чисты. Нельзя делать их игрушкою своего настроения.

Никогда так не любишь близких, как в то время, когда рискуешь потерять их.



Я вовсе не хочу, чтобы из меня вышло что-нибудь особенное, чтобы я создал великое, а мне просто хочется жить, мечтать, надеяться, всюду поспевать… Жизнь… коротка, и надо прожить ее лучше.

Я верю, что ничто не проходит бесследно и что каждый малейший шаг имеет значение для настоящей и будущей жизни.

В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли.

Без знания языков чувствуешь себя как без паспорта.

- Чем интересны чеховские высказывания?  

4 Тест

 

5 Рефлексия

Попробуем подвести некий итог нашей работы. Чем мы занимались на уроке?

(Говорили о Чехове, представляли его образ: это был трудолюбивый, честный, порядочный человек; он победил мещанскую среду, в которой находился…, думал много о жизни,

 Пятистишье синквейн со словом Чехов


  1. А.П.Чехов

  2. (2 прилагательных)

  3. (3 глагола)

  4. Фраза со именем писателя

  5. Синоним


Пример:

Чехов

умный талантливый

воспитывает, учит, мыслит

Мне нравятся произведения Чехова

Талант



РАФТ методика Письмо обращение



Группа





Роль

Современная молодежь

Современная молодежь

А.П. Чехов

А.П. Чехов

Адресат

А.П. Чехову

А.П. Чехову

Современной молодежи

Современной молодежи

Форма

Письмо благодарность

Письмо благодарность

Письмо наставление

Письмо наставление

Тема

А. Чехов - пример интеллигентности, ума, душевной мягкости, тонкого юмора в сочетании с мужественностью и силой воли.


А. Чехов - пример интеллигентности, ума, душевной мягкости, тонкого юмора в сочетании с мужественностью и силой воли

Быть патриотами своей страны, значит глубоко переживать за судьбу страны и людей

Быть патриотами своей страны, значит глубоко переживать за судьбу страны и людей

Подведение итогов. Оценивание по оценочному листу

IV. Домашнее задание.
А теперь задание на следующий урок:

1 эссе В чем популярность Чехова

2 прочитать рассказ

Слово учителя: Всем спасибо за урок!


Оценочный лист

Ф.И ученика

Проверка д/з

Рафт

Пятистишье

Критерии

20-22 –«5»

16-19б – «4»

12-15б.- «3»

Итого

1













































Тест по теме: «Жизнь и творчество А. П. Чехова»

1.А.П.Чехов родился:

а) в Москве;

б) в Петербурге;

в) в Таганроге.

2.В семье Чеховых:

а) было двое детей;

б) было много детей;

в) Антон был единственным ребенком.

3.Отец Чехова был:

а) очень богатым человеком;

б) крупным коммерсантом;

в) мелким торговцем.

4.Когда Павел Егорович разорился, семья уезжает:

а) в Петербург;

б) в Москву;

в) в Киев.

5.Антон Чехов:

а) едет с семьей;

б) остается в Таганроге;

в) отправляется учиться заграницу.

6.Антон Чехов:

а) прекрасно обеспечен материально;

б) работает, чтобы прокормить себя и закончить гимназию;

в) бросает гимназию, чтобы работать.

7.Осенью 1879 года Антон Чехов едет в Москву и поступает:

а) в Медицинский институт ;

б) в Литературный институт;

в) в Московский университет на медицинский факультет.

8.Антон Павлович Чехов начинает писать короткие юмористические рассказы:

а) когда заканчивает учебу в высшем учебном заведении;

б) во время учебы ;

в) после окончания гимназии.

9.Антон Павлович подписывается:

а) своим именем ;

б) именем своего брата;

в) псевдонимом.

10.Рассказы Чехова:

а) очень серьезные и грустные;

б) юмористические;

в) романтические.

11.Чехов написал следующие рассказы:

а) «Смерть чиновника»;

б) «Кавказский пленник»;

в) «Капитанская дочка»;

г) «Хамелеон»;

д) «Толстый и тонкий».

12.К началу 90-х годов:

а) Чехов был совсем неизвестен как писатель;

б) Чехов работал только врачом;

в) Чехов был известен всей читающей России.



13.Чехов в это время:

а) был очень богат и здоров;

б) был беден и болен;

в) был вполне обеспечен материально.

14.Весной 1890-го года Чехов решил поехать:

а) за границу;

б) на Сахалин;

в) в Петербург.

15.Во время поездки Чехов:

а) много работал;

б) лечился в санатории;

в) отдыхал и развлекался.

Тестирование (взаимопроверка)

"5"-от 15-14

"4"-от 13-11

"3"-от 10-8

"2"-7

-Как вы думаете о чем же все-таки Горький говорит? (Эпиграф)

Выставление оценок.

Д/з: 




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Разработка урока "Личность Чехова"

Автор: Зубко ирина Анатольевна

Дата: 29.03.2018

Номер свидетельства: 464228

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "Разработка урока и презентация по теме А. П. Чехов "Ионыч" "
    ["seo_title"] => string(64) "razrabotka-uroka-i-priezientatsiia-po-tiemie-a-p-chiekhov-ionych"
    ["file_id"] => string(6) "118297"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413101616"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства