kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по элективному курсу "Слово-образ-смысл: филологический анализ литературного произведения"(10-11 классы)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Даная рабоачая программа разрпаботана на ступень среднего общего образования. В нейц представлены пояснительная записка, требования ку ровню подготовки учащихся 10-11 классой,содеражание тем курса, тематическое планирование. Программа этого элективного курса составлена на основе программы элективного курса Чертова В.Ф."Слово-образ-смысл:филологический анализ литературного произведения 10-11 классы" - М. 2007.Элективный курс является неоценимым подспорьем при подготовке к олимпиадам по литературе, а также при подготовке к сочинению-допуску в 11 классе.При изучении тем курса дети закрепляют и развивают умение говорить, логически правильновыстраивать свои мысли, создавать ассоциативные цепочки. Они осознают содержание произведения, совсем по-другому рассматривают его. Всё это позволяет развивать интерес к чтению, к русской класической литературе, что очень актуально в наши дни.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«рабочая программа по элективному курсу "Слово-образ-смысл: филологический анализ литературного произведения"(10-11 классы)»

Приложение

к образовательной программе

среднего общего образования


«Рассмотрено»

на МО

Протокол № 5_ от

« 18 » июня 2015 г


«Согласовано»

Заместитель директора

МОУ «Красненская сош имени М.И. Светличной»

____Потуданских Л.В.

«__20_»__июня_2015 г

«Рассмотрено»



На заседании педагогического совета

Протокол №1 от

31 августа 2015 г

«Утверждаю»

Директор МОУ «Красненская сош имени М.И. Светличной»

_______Т.Б.Антипенко

Приказ № 277 от

«31» августа 2015г



Рабочая программа

элективного курса «Слово – образ – смысл : филологический анализ литературного произведения»

на уровень среднего общего образования



Составитель(и) : учитель Малахова И. А

















КРАСНОЕ

2015

Пояснительная записка

Рабочая программа по элективному курсу ««Слово — образ — смысл: филологический анализ литературного произведения» составлена на основе программы элективного курса Чертова В.Ф. «Слово – образ – смысл: филологический анализ литературного произведения. 10 – 11 классы». – М., 2007.

Элективный курс предназначен для учащихся гуманитарных классов.

Основная цель курса — развитие умений и навыков филологического анализа литературного произведения, полученных в 5—9 классах на основе системы знаний по теории литературы и русскому языку и расширяемых в старших классах. Данный учебный курс имеет, прежде всего, практическую направленность, то есть предназначает­ся не столько для формирования круга знаний учащихся, сколько для развития их умений и навыков.

В ходе изучения русской литературы в средних и стар­ших классах внимание преимущественно сосредоточено на содержательной стороне литературного произведе­ния, на закономерностях литературного процесса и твор­ческого пути отдельных авторов. Однако учащиеся не ус­певают сформировать навык самостоятельного постиже­ния глубинного смысла произведения с опорой на выявление закономерностей художественной формы, по­этому, пытаясь сформулировать свои суждения о прочи­танном, они нередко оказываются не в состоянии аргу­ментировать их на основе текста.

Курс обучения анализу литературного произведения привлекает внимание учеников к диалектике художест­венной формы и художественного содержания и учит де­лать выводы о содержании произведения на основе вни­мательного изучения текста. При этом теория литературы и знания по русскому языку играют роль понятийного аппарата, без которого невозможно выявление законо­мерностей в художественном тексте.

Данный курс призван решить следующие задачи:

■ интегрировать знания по теории литературы, накоп­ленные учащимися за время изучения литературы в сред­нем и старшем звене школы;

■ систематизировать, укрепить, развить и расширить навыки анализа текста в аспекте отдельных литературо­ведческих категорий (тематика, проблематика, жанр, ху­дожественный метод, тропы и др.), которые должны быть сформированы в средних и старших классах;

■ обучить целостному анализу литературного произведе­ния и выявлению своеобразия его художественного со­держания на основе анализа художественной формы, причем с опорой не только на знание теории литературы, но и на знания о структуре текстов разных типов и о сис­теме единиц языка, полученные в ходе изучения курса русского языка.

Концептуальной основой курса является понимание содержания художественного произведения как дина­мической системы, неотъемлемой составной частью которой выступает компетенция читателя. Количество прочитанных произведений само по себе не влияет на качественное изменение читательского опыта; без анали­тических усилий, игнорируя закономерности художест­венной формы, невозможно проникнуть в содержание произведения с должной глубиной.

Основным методологическим принципом, на котором строится учебный курс, является изучение литературного произведения не только как эстетического феномена в контексте творчества автора и литературного процесса (на чем базируется курс литературы в старших классах средней школы), но и в единстве художественной формы и содержания.

В рамках данного учебного курса учащимся предлагается «пересмотреть» прочитан­ные в прошлом произведения под новым углом зрения, на основе обобщённых знаний по теории литературы, а также научиться самостоятельно находить глубинный уровень содержания произведения и соотносить его с ли­тературным процессом.

Занятия в соответствии с программой курса предпола­гают:

■ повторение теоретико-литературных понятий, изучен­ных в 5—9 классах, углубление и обогащение понимания литературоведческих терминов с учетом нового объёма знаний по истории русской литературы и с учётом расши­ренного круга чтения;

■ углублённое изучение теоретико-литературных поня­тий, необходимых для изучения основного курса литера­туры в 10—11 классах;

■ знакомство с образцами филологического анализа, опирающегося на изучаемые теоретико-литературные понятия; фрагментарное изучение образцов литературо­ведческих работ;

■ выполнение упражнений, помогающих соотнести зна­ние теоретико-литературных понятий с практикой фило­логического анализа, с целью отработки как отдельных составляющих навыка, так и навыка целостного анализа художественного текста в предложенном аспекте;

■ обучение самостоятельному анализу литературно-художественных произведений и их фрагментов в единст­ве формы и содержания;

■ обучение самостоятельной аргументированной эсте­тической оценке произведения;

■ выполнение учениками устных и письменных иссле­довательских работ по отдельным аспектам литературо­ведческого анализа, а также по целостному анализу про­изведений разных типов;

■ написание сочинений литературоведческого характе­ра, опирающихся на знания по теории литературы и на­выки самостоятельного анализа литературных произве­дений.

Отбор литературного материала для развития навыков филологического анализа определяется следующими принципами:

■ выбор произведений соотнесён с требованиями феде­рального компонента государственного стандарта общего образования (полное среднее образование, профильный уровень);

■ курс не ставит задачи полного повторения и целостно­го анализа всех изученных ранее литературных произве­дений, поэтому отбор литературного материала обуслов­лен необходимостью развития навыков самостоятельного анализа текста в связи с конкретными теоретико-литера­турными понятиями; в программу включены лишь те произведения, которые представляются наиболее «удоб­ными» для рассмотрения тех или иных эстетических яв­лений. Для каждого раздела программы отбираются про­изведения, в наибольшей степени соответствующие обра­зовательным задачам данного раздела;

■ для иллюстрации теоретико-литературных понятий используются по возможности те литературные произве­дения, которые должны быть изучены (в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования) до 10 класса; однако в ряде случаев по необходимости привлекаются и произведения, пред­назначенные для изучения в 11 классе.

Работа по данной программе обеспечивается учебно-методическим комплектом, включающим учебное пособие и методическое руководство к нему.


Место элективного курса в учебном плане


Программа элективного курса прописана на ступень 10-11 классы. Обще количество 68 часов из расчета 1 час в неделю. Следовательно,

10 класс – 34 часа

11 класс – 34 часа


Требования к уровню освоения подготовки учащихся
Важнейшими умениями и навыками в 10 классе являются следующие:

●разграничивать понятия «произведение» и «текст»;

●навык выявления в произведении образы разных видов: образ времени, пространства, события, персонажей, предметов, вещей, растений, животных, явлений природы, автора, читателя;

●проводить на конкретных примерах диалектику отношений между художественной формой и художественным содержанием;

●развивать навык обнаружения конкретных стилевых явлений (психологизм, документализм, гротеск и др.) в произведении и выявления их художественной функции;

●навык сопоставительного анализа отдельного стилевого явления (психологизма) в произведениях разных авторов;

●навык обнаружения признаков стилизации и пародии в произведении и выявления их художественной функции;

●разграничивать понятия «биографический автор», «образ автора» и «автор – творец»;

●соотносить понятия «реальный читатель», «образ читателя» и «адресат»;

●определять способы создания образов рассказчика и повествователя, типы повествования;

●выделять «точки зрения», организующие повествование, и соотносить их с авторской позицией;

●развивать навык определения типа и роли монологов и диалогов в конкретных художественных произведениях;

●показывать разнообразие композиции литературных произведений;

●выделять элементы фабульной композиции;

●развивать навык анализа композиции фабулы и определения художественной роли фабульной композиции разных типов (анализ художественного произведения в единстве формы и содержания);

●анализировать внефабульные элементы в структуре художественного произведения;

●анализировать лирические отступления в структуре художественного произведения;

●анализировать паратекстовые элементы в структуре художественного произведения;

●анализировать художественные функции заглавия, зачина, концовки, рефренов;

●развивать навык выявления выразительно-изобразительных особенностей художественной речи, приёмов словесной игры;

●анализировать особенности поэтики произведения;

●проводить анализ языка художественного произведения и выявлять стилистические особенности текста на примере анализа прозы;

●анализировать идейно-эмоциональное содержание произведения;

●навык анализа содержания литературного произведения;

●проводить филологический анализ литературного произведения.


Требования к уровню освоения подготовки учащихся

В процессе обучения по данной программе учащиеся 11 класса должны при­обрести следующие умения и навыки:

-читать, воспринимать, анализировать, истолковывать произведение в единстве содержания и формы на основе соотнесения личных и авторских представлений о мире и человеке;

-характеризовать приёмы и средства создания образа и образности в литературном произведении;

-воспринимать и характеризовать слово как средство образности;

-характеризовать речь автора, речь рассказчика, различать голос ав­тора и голоса персонажей в литературном произведении;

-различать приёмы эмоционального воздействия на читателя;

-характеризовать творческую манеру и стиль художников слова;

-характеризовать композицию и сюжет произведения, их роль в со­здании образности;

-раскрывать эстетическую составляющую литературного произведе­ния как произведения словесного искусства и давать ей оценку;

-отвечать на вопросы проблемного характера;

-цитировать фрагменты художественного текста в соответствии с ли­тературоведческой задачей;

-давать аргументированную эстетическую оценку произведению (ин­терпретацию произведения в контексте художественной культуры и традиции);

-выполнять элементарные исследовательские работы;

-выполнять письменные работы разных жанров, в том числе и соб­ственно творческие;

-создавать развернутые монологические высказывания на филологи­ческие темы

- создавать работы реферативного характера на филологические темы.

Тематическое планирование на ступень 10-11 класс

п/п

содержание темы

количество часов

10 класс

1

Введение

1

2

Художественное произведение как образ


2

3

Художественная форма

4

4

Произведение как событие рассказывания

5

5

Композиция произведения

8

6

Художественная речь

8

7

Художественное содержание

4

8

Итоговая работа и ее анализ

2

11 класс

1

Хронотоп. Образ времени и пространства в произведении

8

2

Образ персонажа

4

3

Портрет в литературном произведении

2

4

Образ предмета

2

5

Образ события

5

6

Эпизод в произведении

3

7

Текст и контекст

4

8

Произведение и литературный процесс

4

9

Итоговая работа

2

Слово-образ-смысл: филологический анализ

литературного произведения

ПРОГРАММА
элективного курса по литературе
для 10—11 классов (68 ч)

10 класс (34 ч)

Содержание тем элективного курса


Введение (1 час)

Задачи и принципы филологического анализа литера­турного произведения. Многослойность содержания про­изведения. Филологический анализ как способ выявления глубинного содержания текста. Целостный анализ литера­турного произведения и анализ под определенным углом зрения (проблематика, сюжет, система персонажей и др.).


1. Художественное произведение как образ (2 часа)

Рассматриваемые проблемы и понятия. Художественная литература как вид искусства. Соотношение жизненной правды и художественного вымысла. Художественный образ. Прототип. Художественная условность. Художест­венный мир. Единство художественной формы и художе­ственного содержания. Система образов произведения (образ персонажа, образ среды, образ пространства, обра­зы предметов). Типы отношений между образами («двойничество», антагонизм и т. п.).

Задания, направленные на формирование навыков ана­лиза текста. Сопоставление документального и художест­венного текстов на сходную тему. Сопоставление реаль­ных фактов и их изображения в художественном произве­дении. Выявление в произведении образов разных видов.

Темы для обсуждения. Описание Пугачева в «Исто­рии Пугачева» и «Капитанской дочке» А. С. Пушкина. Изображение Бородинской битвы в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Бородино». Персонажи комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» и их прототипы. Система образов в стихотворении А. С. Пушкина «Анчар». Худо­жественный мир М. Ю. Лермонтова. Художественный мир романа М. Ю.Лермонтова «Герой нашего времени».


2. Художественная форма (4 часа)

Рассматриваемые проблемы и понятия. Художествен­ный стиль. Идиостиль. Метафорический характер ху­дожественного мира (пространства и времени, сюжета, образа персонажа, системы персонажей и др.). Психоло­гизм. Художественный документализм. Гротеск. Стили­зация. Пародия.

Задания, направленные на формирование навыков ана­лиза текста. Определение своеобразия стиля данного ху­дожественного произведения и данного автора. Обнару­жение общих художественных приёмов в произведениях двух (нескольких) авторов. Выявление признаков стили­зации, пародии в произведении. Обнаружение конкрет­ных стилевых явлений (психологизм, гротеск, документа­лизм и др.) в произведении и выявление их художествен­ной функции.

Темы для обсуждения. Своеобразие стиля М. Ю. Лер­монтова. Фольклорные традиции в «Руслане и Людми­ле» А. С. Пушкина и «Песне про царя Ивана Василье­вича, молодого опричника и удалого купца Калашнико­ва» М. Ю. Лермонтова. Признаки пародии в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Особенности психо­логизма романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего време­ни» и романа И. С. Тургенева «Отцы и дети». Функции снов в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин» и романе Л. Н. Толстого «Война и мир». Гротеск в «Истории одно­го города» М. Е. Салтыкова-Щедрина.


3. Произведение как событие рассказывания (5 часов)

Рассматриваемые проблемы и понятия. Произведение и текст. Автор — текст — читатель. Автор и повествователь. «Точка зрения» и речевая композиция текста. Типы по­вествования (от первого, второго, третьего лица, автобио­графическое, хроникерское, объективированное). Сказ как особый тип повествования. Образ повествователя. Адресат реальный (читатель) и условный. Модели услов­ного адресата. Типы отношений между повествователем и адресатом. Формы повествования (установка на устную или письменную речь, стандартизированные речевые жанры как способ организации повествования: дневник, эпистолярная форма, мемуары и др.). Диалог и монолог.

Задания, направленные на формирование навыков ана­лиза текста. Определение типа повествования в конкрет­ном художественном тексте. Обнаружение признаков сказа. Определение типа повествователя в его отношении к биографическому автору и образу читателя. Выявление средств создания образа повествователя. Определение модели условного адресата и выявление средств создания образа адресата. Выявление пространственного, времен­ного, идеологического и фразеологического признаков «точки зрения» в произведении. Распознавание и опреде­ление эстетической функции речевого жанра, на основе которого строится текст произведения. Определение ти­пов и роли монологов и диалогов в произведении.

Темы для обсуждения. Способы повествования и чере­дование «точек зрения» в романе М. Ю.Лермонтова «Ге­рой нашего времени». Повествователь и слушатели в рас­сказе А. П. Чехова «Крыжовник». Средства создания об­раза повествователя в рассказе Л. Н. Толстого «После бала». Признаки сказа в «Левше» Н. С. Лескова. Смысл использования формы послания (письма) в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин» и в романе Ф. М. До­стоевского «Бедные люди». Образ адресата в послании «К Чаадаеву» А. С. Пушкина. Роль монологов и диалогов в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» и в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».


4. Композиция произведения (8часов)

Рассматриваемые проблемы и понятия. Архитектоника текста. Композиция повествования. Способы авторского членения текста. Цикл как композиционная форма. Ретроспективная композиция. Фабульная композиция. «Вершинная» композиция в романтическом произведе­нии. Внефабульные элементы» (вставные тексты [вставная новелла, повесть, песни, стихи, сны, дневники, письма и пр.], лирические отступления и т.п.). Паратекстовые элементы: заглавие, эпиграф, посвящение, предисловие, послесловие, примечания, приложения и пр. «Сильные позиции» текста.

Задания, направленные на формирование навыков ана­лиза текста. Выявление композиционных единиц текста. Выявление основного принципа членения текста и его эстетической функции. Определение признаков компо­зиции повествования в данном произведении и художест­венной роли такой композиции. Обнаружение ретро­спективной композиции. Выявление элементов сюжета и последовательности их расположения в тексте. Выявление своеобразия начала и финала произведения. Анализ паратекстовых элементов.

Темы для обсуждения. Трехчастный замысел поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души». Закономерности членения текста на главы в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Эстетический эффект организации повествования с помощью онегинской строфы в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Членение на повести в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». «Записки охотника» И. С. Тургенева как пример циклизации. Сю­жет и фабула в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Нарушение единства действия и функции по­бочных сюжетных линий в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума». Проблема выделения узловых элементов фабулы в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Вне-фабульные (внесюжетные) элементы в романе А. С. Пуш­кина «Евгений Онегин». Портрет главного героя в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Интерьер в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души». Лирические отступ­ления в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души». Содержание и эстетические функции «Повести о капитане Копейкине» в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души». Песни в драме А. Н. Островского «Гроза». Содержание и эстетические функции эпилога (гл. 28) в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети». Смысл названия поэмы Н. В. Гоголя «Мёртвые души». Художественные функции эпиграфов в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Роль авторских при­мечаний и «Отрывков из путешествия Онегина» в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Начало и конец ро­мана А. С. Пушкина «Евгений Онегин» на фоне повест­вовательной традиции. Мотив падения в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума». Целостный анализ ком­позиции романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин».


5. Художественная речь (8 часов)

Рассматриваемые проблемы и понятия. Эстетическая функция языка художественной литературы. Признаки художественной речи. Проза и поэзия. Стихотворение в прозе. Ритмическая проза. Ритмометрические характе­ристики стихотворной речи. Системы стихосложения (силлабическая, тоническая, силлабо-тоническая). Стопа. Пиррихий, спондей. Стихотворные размеры двуслож­ные (ямб, хорей) и трехсложные (дактиль, амфибрахий, анапест). Дольник. Верлибр (свободный стих). Вольный стих. Рифма, виды рифмы (мужская, женская, дактили­ческая и др.). Белый стих. Строфа. Способы рифмовки (парный, перекрестный, кольцевой и др.). Некоторые классические виды строф (катрен, терцина, октава, оне­гинская строфа). Образный потенциал поэтической речи. Изобразительно-выразительные средства языка художе­ственного произведения. Тропы и риторические фигуры (эпитет и виды эпитетов, сравнение и виды сравнений, метафора, олицетворение, метонимия, аллегория, анти­теза, оксюморон, гипербола, литота, анафора, эпифора, инверсия, градация, эвфония, аллитерация, звукоподра­жание). Гротеск. Уровни анализа языка художественно­го произведения. Языковая оппозиция. Семантическое поле. Тематическое поле. Ключевые слова текста. Имя собственное в художественном тексте. Имя персона­жа. Художественные функции стилистически окрашен­ных групп лексики (диалектизмы, просторечие, варва­ризмы, жаргонизмы, неологизмы, историзмы, архаизмы и др.). Поэтизмы. Изобразительные возможности фоне­тических и грамматических ресурсов языка. Изобрази­тельные возможности лексических и грамматических аномалий.

Задания, направленные на формирование навыков ана­лиза текста. Выявление ритмических параметров стихо­творного текста и определение их эстетической значи­мости в данном произведении. Обнаружение основных языковых оппозиций в фонетическом, лексическом и грамматическом строе стихотворного текста и фрагмента прозаического текста. Выявление ключевых слов и се­мантических полей в стихотворном тексте. Обнаружение стилистически окрашенных групп лексики и характерис­тика их роли в художественном тексте. Анализ семантики и художественных функций антропонимов и топонимов. Обнаружение тропов и риторических фигур в стихотво­рении и фрагменте прозаического текста; определение типов эпитетов, сравнений, метафор. Сравнение исполь­зования тропов одного вида в произведениях разных ав­торов.

Темы для обсуждения. Прозаические басни Ж. де Лафонтена и стихотворные басни И. А. Крылова. Признаки художественной речи в «Записках охотника» И. С. Турге­нева (на примере описаний природы). Особенности язы­ка романа в стихах А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Языковые особенности романтического стиля в стихо­творении В. А. Жуковского «Море». Особенности языка прозы Н. В. Гоголя (на примере первой главы поэмы «Мертвые души»). Анализ метрических особенностей мо­нолога «А судьи кто?..» из комедии А. С. Грибоедова «Го­ре от ума», одной строфы из романа А. С. Пушкина «Ев­гений Онегин», стихотворений «Ворон к ворону летит...», «Бесы», «Мадона» А. С. Пушкина; «И скучно и груст­но...», «Смерть поэта», «Шотландская песня» М. Ю. Лер­монтова; «Не жалею, не зову, не плачу...» С. А. Есенина и др. Выявление изобразительных средств и приемов и анализ их эстетической функции в художественных про­изведениях (стихотворения «Зимнее утро», «Осень» А. С. Пушкина; «Парус», «Сон», «Выхожу один я на доро­гу...» М. Ю. Лермонтова; «Запевка» И. Северянина; «Мой день беспутен и нелеп....» М. И. Цветаевой и др.). Линг­вистический анализ стихотворений «Пророк», «На хол­мах Грузии лежит ночная мгла...» А. С. Пушкина; «Когда волнуется желтеющая нива...» М. Ю. Лермонтова; «Фев­раль. Достать чернил и плакать...» Б. Л. Пастернака; «Не­знакомка», «Ночь, улица, фонарь, аптека...» А. А. Блока; «Хорошее отношение к лошадям» В. В. Маяковского и др. Лингвистический анализ отрывков из прозаических произведений (лирического отступления о птице - тройке из поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души»; заключительно­го монолога Катерины из драмы А. Н. Островского «Гро­за»; внутреннего монолога Раскольникова из романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»; сна Николеньки Болконского из романа Л. Н. Толстого «Война и мир»; заключительной части эпилога из романа И. С. Тургенева «Отцы и дети» и др.).


6. Художественное содержание (4 часа)

Рассматриваемые проблемы и понятия. Художественное содержание и художественная форма. Единство содер­жания и формы. Художественное своеобразие произве­дения. Тема как предмет речи и тематика как круг отображаемых явлений. Проблематика. Типология проб­лем: нравственная, философская, социально-историче­ская проблематика (человек в его отношении к обществу, природе, универсуму; взаимоотношения поколений; че­ловек и время; человек и нация; духовные поиски, про­блемы смысла жизни). Исторически конкретные и веч­ные проблемы («сквозные темы»). Система конфликтов произведения; основной конфликт. Внешний конфликт и внутренний конфликт. Коллизия. Идейно-эмоциональ­ное содержание произведения. Подтекст. Пафос (геро­ический, романтический, сентиментальный, идилличе­ский, трагический, иронический, сатирический и т. п.). Образ автора. Автор биографический и «концепированный». Авторский замысел и авторская позиция в произ­ведении.

Задания, направленные на формирование навыков ана­лиза текста. Определение темы данного произведения и ключевых слов, в которых она обнаруживает себя. Выяв­ление круга проблем произведения и установление их ти­пологии. Сопоставление тематики и проблематики раз­ных произведений. Обнаружение диалектики конкретно - исторического и вечного в произведении. Выявление ве­дущего конфликта произведения в его связи с проблема­тикой, событийным рядом и системой персонажей. Вы­явление системы конфликтов в произведении. Установ­ление авторской позиции по выявленной проблеме и системы авторских оценок. Обнаружение системы средств выражения авторской позиции; сопоставление прямых и непрямых средств выражения авторской пози­ции. Сопоставление позиций персонажа, повествователя и автора. Определение пафоса данного произведения (группы произведений).

Темы для обсуждения. «Вечные» темы в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Философская пробле­матика творчества М. Ю. Лермонтова. Трагизм миро­восприятия лирического героя поэзии Ф. И. Тютчева.

Нравственная проблематика поэмы Н. В. Гоголя «Мерт­вые души». Соотношение внешнего и внутреннего конф­ликтов в драме А. Н. Островского «Гроза». Роль подтекс­та в пьесе А. П. Чехова «Вишневый сад». Авторский за­мысел и творческая история романа Ф. М.Достоевского «Преступление и наказание». Авторская позиция и спо­собы ее выражения в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Основной пафос поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души».


7. Итоговая работа и ее анализ (2 часа).

11 класс (34 ч)

Содержание тем элективного курса

1. Хронотоп. Образ времени и пространства в произведении (8 часов)

Главные задачи. Сформировать у учащихся представ­ления о художественном мире как пространственно-вре­менном континууме, структура которого определяется системой значимых оппозиций и является основой со­держания литературного произведения; выработать на­выки анализа художественной модели времени как не­отъемлемой составляющей художественного образа; сис­тематизировать представления учащихся о видах про­странственных образов, об их функциях в произведении и средствах их создания.

Рассматриваемые проблемы и понятия. Художественное время как модель реальности. Модели времени: линей­ная, циклическая и др. Время и вечность. Прошлое — на­стоящее — будущее. Знаки времени: биографическое, се­мейное, календарное, природное, историческое, косми­ческое и т. п. Жизнеподобие и фантастика. История в произведении; историческая и «не историческая» литера­тура. Модели пространства. Понятия и оппозиции, ре­ализующие модели пространства (граница, путь и др., симметричное — асимметричное, внутреннее — внешнее, верх — низ, близкое — далекое, свое — чужое, посюсто­роннее — потустороннее и т. п.). Метафорические отно­шения между временем и пространством. Пространство и время как метафора (символ) бытия. Вода (река, море, озеро и др.), берег, пещера, могила, небо и другие архетипические метафоры. Пейзаж (образ природы, образ горо­да). Статические и динамические образы. Мастерство пи­сателя в создании пейзажа: выбор точки зрения, масшта­ба изображения, степень детализированности, сенсорные характеристики и др. Интерьер (образ дома, образ комна­ты). Ментальные пространства (картины воображаемой реальности) как проекции внутреннего мира персонажа. Система образов пространства в произведении. Основ­ные оппозиции. Пространство и персонаж. Средства со­здания пространственных образов.

Задания, направленные на формирование навыков ана­лиза текста. Обнаружение знаков времени (прямых и кос­венных) в произведении. Характеристика временной структуры. Выявление символики календарного времени. Обнаружение метафор со значением времени в художест­венном тексте. Сравнение нескольких произведений с точки зрения доминирующего типа художественного вре­мени. Анализ динамики времени и пространства в произ­ведении. Характеристика пространственной структуры произведения. Выявление основных пространственных оппозиций. Обнаружение пространственных метафор. Анализ пейзажа в произведении; анализ пейзажной дета­ли; характеристика художественного мастерства автора в создании пейзажа. Характеристика пейзажа как средст­ва создания образа персонажа. Характеристика пейзажа как способа выражения авторской позиции. Анализ пейзажа в лирическом и драматическом произведениях. Анализ интерьера; характеристика интерьера как сред­ства создания образа персонажа и способа выражения авторской позиции. Выявление в произведении менталь­ных пространств различных типов и их характеристика в аспекте художественной функции. Выявление дина­мики пространственных образов в связи с типом хро­нотопа.

Темы для обсуждения. Тема пути в «Путешествии из Петербурга в Москву» А. Н. Радищева и в стихотворении М. Ю.Лермонтова «Выхожу один я на дорогу...». Образ времени в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Когда вол­нуется желтеющая нива...». Историческое время в рома­не А. С. Пушкина «Капитанская дочка». Динамика про­странственных образов в поэме М. Ю. Лермонтова «Мцы­ри». Городское пространство в драме А. Н. Островского «Гроза». Художественное время и пространство в «Сне Обломова» (роман И.А.Гончарова «Обломов»). Образ движущегося времени в стихотворении А. А. Фета «Ше­пот, робкое дыханье...». «Адище города» в ранней лирике В. В. Маяковского.

2. Образ персонажа (4 часа)

Главная задача. Систематизировать и сделать более глубокими представления учащихся о содержании и сред­ствах создания образа персонажа, о роли системы персо­нажей в раскрытии проблематики произведения.

Рассматриваемые проблемы и понятия. Содержание об­раза — индивидуальное и типическое (универсальное, антропологическое, национальное, историческое, соци­альное и т. п.); характер и тип. Средства создания образа персонажа: имя, портрет, речевая характеристика, место в системе персонажей, роль в сюжете, функция в произве­дении, объекты природы, интерьер, деталь-символ, пря­мые оценки (автор — повествователь — персонаж). Сис­тема персонажей и ее связь с проблематикой произведе­ния. Персонажи, связанные отношениями подобия («двойники»), принадлежности к общей группе (подсис­тема персонажей), отношениями противопоставления (антиподы и антагонисты). Сопоставительная характе­ристика персонажей. «Вечные образы». Функциональные разновидности персонажей: главные, второстепенные, эпизодические, внесценические, антропоморфные, зоо­морфные и т. п. Традиционные типы персонажей (амп­луа) в драме: резонер, субретка и т. п.

Задания, направленные на формирование навыков ана­лиза текста. Характеристика содержания образа данного персонажа. Объяснение динамики характера персонажа. Выявление средств создания образа персонажа и спосо­бов выражения авторского отношения к нему. Анализ ав­торского отношения к герою. Выявление системных от­ношений между персонажами произведения. Характе­ристика одной из подсистем персонажей (женские, детские образы, слуги, народ и т. п.). Выявление персона-жей-«двойников» и их характеристика. Характеристика второстепенных, эпизодических, внесценических персо­нажей (их систематизация и функции в произведении). Построение сопоставительной характеристики двух пер­сонажей одного или разных произведений. Сопостави­тельная характеристика персонажей одного типа в разных произведениях. Выявление «вечных образов» в произве­дении и группе произведений и объяснение их художественной функции.

Темы для обсуждения. Образ Чацкого в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума». Исторически конкретное и универсальное в образе Печорина. Средства выражения авторского отношения к героям в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Речевая характеристика персонажей в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума». Портрет и пей­заж как средства создания образа главного героя в рома­не М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Интерь­ер как средство характеристики персонажа в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души». Гамлетовские черты в пер­сонажах русской литературы. Демонические персонажи в русской литературе. Образ Базарова в оценке литератур­ной критики. Молчалин и Чичиков (сопоставительная характеристика). «Отцы» и «дети» в комедии А. С. Грибо­едова «Горе от ума». Женские персонажи в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Второстепенные и внесценические персонажи в драме А. Н. Ост­ровского «Гроза». Раскольников, его «двойники» и анти­поды в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и на­казание».

3. Портрет в литературном произведении (2 часа)

Главная задача. Систематизировать представления учащихся о типах портретов, средствах их создания и ху­дожественных функциях.

Рассматриваемые проблемы и понятия. Статические и динамические портретные признаки. Портретная деталь. Лейтмотивная деталь. Характерологическая функция портрета. Реалистический и романтический портреты. Доминанта в портрете. Художественное мастерство авто­ра в создании портрета. Задания, направленные на формирование навыков ана­лиза текста. Выявление совокупности портретных черт данного персонажа. Выявление психологических, возра­стных, социально характеризующих и т. п. деталей, стати­ческих и динамических признаков внешности персонажа. Анализ портретной детали. Анализ лейтмотивной детали. Выявление тропов в портрете персонажа. Анализ портре­та персонажа в его характерологической функции и с точ­ки зрения средств создания. «Точка зрения» в портрете и авторское отношение к персонажу. Сопоставительная ха­рактеристика портретов персонажей в одном или не­скольких произведениях.

Темы для обсуждения. Портреты главных героев в ро­мане А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Социальная и психологическая информация в портрете главного героя романа И. С. Тургенева «Отцы и дети». Постоянные и ва­риативные детали в женских портретах в романе Л. Н. Тол­стого «Война и мир». Портрет Мцыри в поэме М. Ю. Лер­монтова «Мцыри». Ведущая черта портрета Платона Ка­ратаева в романе Л. Н. Толстого «Война и мир».

4. Образ предмета (2 часа)

Главная задача. Систематизировать и сделать более глубокими представления учащихся о содержании и сред­ствах создания образа предмета, о предметном мире и его роли в произведении.

Рассматриваемые проблемы и понятия. Предметный мир произведения. Предмет и персонаж. Предмет и фабу­ла. Деталь как лейтмотив. Деталь как символ.

Задания, направленные на формирование навыков ана­лиза текста. Анализ образа предмета. Характеристика предметного мира произведения и его художественной функции. Характеристика предмета как одного из средств создания образа персонажа. Характеристика роли пред­мета в развитии сюжета. Выявление деталей-символов.

Темы для обсуждения. Предметный мир поэмы Н. В. Го­голя «Мертвые души». Образ шинели в повести Н. В. Го­голя «Шинель». Предметы-символы в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души». Образ гранатового браслета в повести А. И. Куприна «Гранатовый браслет». Сюжетообразующая функция предмета в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Символика образа микроскопа в рассказе В. М. Шукшина «Микроскоп».


5. Образ события (5 часов)

Главная задача. Систематизировать представления учащихся о событийном ряде произведения.

Рассматриваемые проблемы и понятия. Сюжет и фабу­ла. Внефабульные элементы. Элементы фабулы (завязка, развитие действия, кульминация, развязка; пролог и эпи­лог). Типология фабул (исторические / современные, фантастические / жизнеподобные, любовные, семейные, авантюрные и т. п.). Фабульная линия. Количество фабульных линий в произведении. Классицистическое единство места, времени и действия в сюжете. Лириче­ский сюжет. Динамика сюжета. Эпизод. Сцена. Мотив как сюжетообразующий элемент. «Бродячие» сюжеты («сквозные темы и мотивы»). Архетипическое в сюжете (сюжет как метафора бытия).

Задания, направленные на формирование навыков ана­лиза текста. Разграничение события рассказывания (сю­жет) и изображенных событий (фабула). Выявление со­бытий, составляющих фабульную линию. Выявление эле­ментов фабулы в связи с развитием конфликта. Анализ финального эпизода; анализ эпилога. Анализ взаимо­действия фабульных линий. Анализ своеобразия лириче­ского сюжета. Анализ своеобразия развития сюжета в произведениях различных литературных направлений- и жанров (классицистическая драма, романтическая поэма, лирическая проза, путешествие, авантюрно-детективный жанр, новелла и др.). Выявление сюжетообразующих метафор в произведении. Выявление сходных мотивов в фа­булах разных произведений. Интерпретация сюжетов в их универсально-«вневременной» функции.

Темы для обсуждения. Универсальный смысл сюжетов «Маленьких трагедий» А. С. Пушкина. Основные фа­бульные линии и точки их пересечения в романе Л.Н.Толстого «Война и мир». Роль эпизода столкно­вения экипажей в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души» (т. 1, гл. 5). Метафорический смысл фабулы в стихотворе­нии В. В. Маяковского «Необычайное приключение...». Своеобразие лирического сюжета в стихотворении С. А. Есенина «Не жалею, не зову, не плачу...». Основные мотивы романтических стихотворений В. А. Жуковского «Море» и «Вечер». «Пророк» А. С. Пушкина и «Пророк» М.Ю.Лермонтова. Смысл названия главы «Раздвоение Ивана» в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита».

6. Эпизод в произведении (3 часа)

Главная задача. Систематизировать представления учащихся об эпизоде как элементе фабулы.

Рассматриваемые проблемы и понятия. Место эпизода в фабуле. Эпизод как единство признаков времени и про­странства, состава участников, их взаимоотношений и поступков. Точка зрения в эпизоде.

Задания, направленные на формирование навыков ана­лиза текста. Анализ признаков времени и пространства в эпизоде. Анализ участников событий, их взаимоотноше­ний и поведения в эпизоде. Анализ роли эпизода в созда­нии образов персонажей. Анализ точки зрения и автор­ской позиции в эпизоде. Целостный анализ эпизода. Анализ места данного эпизода в фабуле. Сопоставление типологически сходных эпизодов в различных произве­дениях.

Темы для обсуждения. Анализ сцены вранья в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор». Художественное время и про­странство в эпизоде «Раненый князь Андрей на Праценской горе» в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» (т. 1, ч. 3, гл. 19). Анализ точки зрения и авторской пози­ции в сцене дуэли Печорина и Грушницкого в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Роль эпизо­да «Чичиков у Плюшкина» в поэме Н. В. Гоголя «Мерт­вые души». Сцены дуэли в романе И. С. Тургенева «От­цы и дети» и Л. Н. Толстого «Война и мир» (сопостави­тельный анализ). Диалог Базарова и Аркадия в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» (гл. XXI) и диалог Андрея и Пьера в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» (т. 1, ч. 1, гл. 6).

7. Текст и контекст (4 часа)

Главная задача. Совершенствовать навыки анализа произведения с учетом контекстов различных типов.

Рассматриваемые проблемы и понятия. Произведение и исторический контекст. Произведение и биографический контекст. Прототип и прототипическая ситуация. Аллю­зия. Художественная литература и публицистика. Доку­ментально-художественные и публицистические жанры и их использование в художественном произведении (очерк, памфлет, фельетон и т. п.). Интертекст (литера­турный контекст как один из видов художественного контекста). Виды интертекстуальных связей. Цитирование. Реминисценция. Мифологические, религиозные, фольк­лорные и т. п. реминисценции.

Задания, направленные на формирование навыков ана­лиза текста. Выявление автобиографических элементов в литературном произведении. Сопоставление фабулы произведения с современной автору действительностью и анализ аллюзий в произведении. Обнаружение признаков другого литературного произведения в тексте данного произведения. Выявление мифологических реминисцен­ций в произведении.

Темы для обсуждения. Страницы истории русской культуры и биографии поэта в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Автобиографические элементы в ро­мане М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Аллюзии в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Элементы публицистических жанров в рассказе А. И. Солженицына «Матренин двор». Литературные цитаты и реминисцен­ции в пьесе М. Горького «На дне». Фольклорные образы и мотивы в романе И. А. Гончарова «Обломов». Библей­ские образы и реминисценции в лирике А. А. Ахматовой. Пушкинские образы и мотивы в лирике А. А. Ахматовой. Мотивы и образы комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин».

8. Произведение и литературный процесс {4 часа)

Главная задача. Развивать у учащихся умение определять место данного произведения в историко-литератур­ном процессе.

Рассматриваемые проблемы и понятия. Литературный процесс. Стадии литературного процесса. Фольклор и ли­тература. Основные фольклорные жанры (народный эпос, былина, легенда, частушка, сказка (волшебная, бы­товая), песня, анекдот, пословица). Литература светская и духовная. Основные жанры духовной литературы (житие, притча, хождение). Литературный род: эпос, лирика, дра­ма. Лироэпические и лирико-драматические произведе­ния. Литературный жанр. Основные эпические (роман, роман-эпопея, повесть, рассказ, новелла, литературная сказка), драматические (драма, комедия, трагедия), лири­ческие (сонет, послание, ода, гимн, элегия, отрывок, эпи­грамма, эпитафия, рондо, стансы, романс, мадригал и т. п.), лироэпические (роман в стихах, баллада, поэма, дума, басня) жанры и жанровые разновидности (путеше­ствие, утопия, антиутопия, роман-миф, авантюрный ро­ман, детектив и т. п.). Художественный метод и художест­венный стиль. Литературные направления, течения, ху­дожественные школы (классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, «натуральная школа», натурализм, символизм, акмеизм, футуризм, имажинизм, постмодер­низм). Традиционное и новаторское в произведении. Понятие литературной классики. Проблемы влияния литературы на жизнь общества и актуальности произве­дения.

Задания, направленные на формирование навыков ана­лиза текста. Выявление фольклорных элементов в произ­ведении. Анализ родового и жанрового своеобразия про­изведения. Сопоставление нескольких произведений од­ного жанра. Анализ жанрового многообразия творчества одного автора. Определение своеобразия художественно­го метода в конкретном произведении. Характеристика произведения в аспекте художественного метода. Анализ признаков стиля конкретного литературного направле­ния в произведении. Анализ произведения в аспекте его традиционности и новаторства. Анализ традиций творче­ства одного автора в произведениях другого. Анализ акту­альности классического произведения в сегодняшней действительности.

Темы для обсуждения. Жанровое своеобразие «Ма­леньких трагедий» А. С. Пушкина. Фольклорные темы, образы и мотивы в лирике С. А. Есенина. Черты фольк­лорных жанров и жанров древнерусской литературы в «Слове о полку Игореве». Соотношение эпического и ли­рического начал в поэме С. А. Есенина «Анна Снегина». Жанровое многообразие лирики А. С. Пушкина. Баллада В. А. Жуковского «Светлана» как лироэпическое про­изведение. Жанровое своеобразие пьесы А. П. Чехова «Вишневый сад». Жанр элегии в поэзии русского роман­тизма. Басни И. А. Крылова и сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина (сопоставительный анализ). Роман А. С. Пуш­кина «Евгений Онегин» как реалистическое произведе­ние. Черты романтизма и реализма в романе М. Ю. Лер­монтова «Герой нашего времени». Своеобразие художест­венного метода в романе И. А. Гончарова «Обломов». Соотношение традиционного и новаторского в стихотворении В. В. Маяковского «Послушайте!». Стихотво­рение А. А. Блока «Вхожу я в темные храмы...» как про­изведение символизма. Пушкинские традиции в поэзии акмеистов. Трансформация традиционных жанров в поэ­зии В. В. Маяковского. Современное звучание произве­дений М. Е. Салтыкова-Щедрина. «Проклятые вопросы» героев Ф. М. Достоевского и сегодняшняя действитель­ность.

9. Итоговая работа — 2 часа.
















Учебно-методическое обеспечение


1. Чертов В.Ф., Виноградова Е.М., Яблоков, Антипова А.М. Методическое пособие. Слово – образ – смысл. Филологический анализ литературного произведения. 10 – 11 классы. Элективные курсы. Профильное обучение. – М., 2007.

2. Чертов В.Ф. и др. Слово – образ – смысл: филологический анализ литературного произведения. 10 – 11 классы. – М., 2007.

3. Б о р е в Ю. Б. Эстетика. Теория литературы: Энциклопеди­ческий словарь терминов. - М., 2003.

4. Введение в литературоведение / под ред. Л. В. Чернец, 2-е изд. - М., 2004.

5. Е с и н А. Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения. - М., 1998.

6. Квятковский А. П. Школьный поэтический словарь. - М., 1998.

7. Литературная энциклопедия терминов и понятий / гл. ред. и сост. А. Н. Николюкин.- М., 2001.

8. Литературный энциклопедический словарь / под ред. В. М. Кожевникова и П. А. Николаева. - М., 1987.

9. Николина Н. А. Филологический анализ текста: учебное пособие. - М., 2003.

10. Теоретическая поэтика. Понятия и определения: Хрестома­тия / Авт.-сост. Н. Д. Тамарченко.- М., 2001.

11. Томашевский Б. В. Теория литературы. Поэтика: Учеб­ное пособие.- М., 1996.

12. Ф а р и н о Е. Введение в литературоведение.- С П б., 2004.

13. Хализев В. Е. Теория литературы. 4-е изд. - М., 2004.

14. Элсанек А. Я. Основы литературоведения. Анализ худо­жественного произведения: Учебное пособие.- М., 2001.

15. Энциклопедический словарь юного литературоведа. - М., 1998.

16. Книгин И.А. Словарь литературоведческих терминов. – Саратов, 2006.

17. Москвин В.П. Выразительные средства современной русской речи. Тропы и фигуры. Терминологический словарь. – Ростов – на – Дону, 2007.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 10 класс

Автор: Малахова Ирина Анатольевна

Дата: 02.03.2016

Номер свидетельства: 301219


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства