Рабочая программа учебного курса «Сказка в музыке, кино, театре»
Рабочая программа учебного курса «Сказка в музыке, кино, театре»
Искусство - образная модель окружающего мира, обогащающая жизненный опыт человека, его знаний и представлений о мире. Искусство - духовный опыт поколений, опыт передачи отношения к миру в образной форме. С помощью него человек открывает предметы и явления окружающей жизни. Учебный курс поможет привить детям общечеловеческие ценности и формы их передачи в искусстве: в музыке, литературе, живописи, кино.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебного курса «Сказка в музыке, кино, театре»»
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Подгоренская средняя общеобразовательная школа №1
Подгоренского муниципального района Воронежской области
РАССМОТРЕНО
на заседании школьного методического объединения учителей_________________________________________
Протокол №____
от «__»________201__ г.
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
МКОУ Подгоренской СОШ №1 _________/__________/
«__»________201__ г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор МКОУ Подгоренской СОШ №1
________/Гриценко Т.С./
Приказ № ____
от «__»________201_ г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса «Сказка в музыке, кино, театре»
на 2016 - 2017учебный год
5 класс
Составитель:
Медкова Нина Игоревна,
учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной
категории
п.г.т. Подгоренский
2016 год
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного курса «Сказка в музыке, кино, театре» разработана на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования муниципального казенного общеобразовательного учреждения Подгоренской средней общеобразовательной школы №1.
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекса:
- Учебное пособие«Литературный кружок в школе». Автор – составитель О.А.Еремина,2012г.
- Мировая художественная культура. Вечные образы искусства.
Согласно учебному плану на изучение учебного курсаотводится в 5 классе 7 часов.
Срок реализации программы – 2 четверть.
Планируемые результаты.
Предметными результатами курса являются:
освоение художественных произведений как духовного опыта поколений; понимание значимости искусства, его места и роли в жизни человека; уважение культуры другого народа;
знание основных закономерностей искусства; усвоение специфики художественного образа, особенностей средств художественной выразительности, языка разных видов искусства;
устойчивый интерес к различным видам учебно-творческой деятельности, художественным традициям своего народа и достижениям мировой культуры.
Учащиеся научатся:
- воспринимать явления художественной культуры разных народов мира, осознавать в ней место отечественного искусства;
- понимать и интерпретировать художественные образы, ориентироваться в системе нравственных ценностей, представленных в произведениях искусства, делать выводы и умозаключения;
- описывать явления музыкальной, художественной культуры, используя для этого соответствующую терминологию;
- структурировать изученный материал и информацию, полученную из других источников; применять умения и навыки в каком-либо виде художественной деятельности; решать творческие проблемы.
Метапредметными результатами изучения данного курса являются освоенные способы деятельности, применимые при решении проблем в реальных жизненных ситуациях:
сравнение, анализ, обобщение, установление связей и отношений между явлениями культуры;
работа с разными источниками информации, стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию;
культурно-познавательная, коммуникативная и социально-эстетическая компетентности.
Личностными результатами изучения курса являются:
развитое эстетическое чувство, проявляющее себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству и жизни;
реализация творческого потенциала в процессе коллективной (или индивидуальной) художественно-эстетической деятельности при воплощении (создании) художественных образов;
оценка и самооценка художественно-творческих возможностей; умение вести диалог, аргументировать свою позицию.
Содержание тем учебного курса.
Раздел 1. Искусство в жизни современного человека.
Искусство вокруг нас, его роль в жизни современного человека. Искусство как хранитель культуры, духовного опыта человечества. Обращение к искусству прошлого с целью выявления его полифункциональности и ценности для людей, живших во все времена.
Виды искусства. Художественный образ – стиль – язык. Наука и искусство. Знание научное и знание художественное. Роль искусства в формировании художественного и научного мышления.
Раздел 2. Искусство открывает новые грани мира.
Искусство как образная модель окружающего мира, обогащающая жизненный опыт человека, его знаний и представлений о мире. Искусство как духовный опыт поколений, опыт передачи отношения к миру в образной форме. Открытия предметов и явлений окружающей жизни с помощью искусства. Общечеловеческие ценности и формы их передачи в искусстве: в музыке, литературе, живописи, кино.
Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство. Иллюстрации к сказкам (И. Билибин, Т. Маврина).
Изображение человека в скульптуре Древнего Египта, Древнего Рима, в искусстве эпохи Возрождения, в современной живописи и графике (К. Петров-Водкин, Г. Климт, X. Бидструп и др.).
Музыка. Музыкальный фольклор. Духовные песнопения. Хоровая и органная музыка (М. Березовский, С. Рахманинов, Г. Свиридов, И.-С. Бах, В.А. Моцарт, Э.-Л. Уэббер и др.). Портрет в музыке (М. Мусоргский, А. Бородин, П. Чайковский, С. Прокофьев, И. Стравинский, Н. Римский-Корсаков, Р. Шуман и др.). Образы природы и быта (А. Вивальди, К. Дебюсси, П. Чайковский, Н. Римский-Корсаков, Г. Свиридов и др.).
Литература. Устное народное творчество (поэтический фольклор). Русские народные сказки, предания, былины.
Экранные искусства, театр.
Раздел 3. Сказки А.С. Пушкина в музыке русских композиторов.
Симфонические оперы – сказки Н.А. Римского-Корсакова – золотой фонд русской классики и пушкинианы. (Симфоническая опера-небывальщина «Сказка о царе Салтане» и сатирическая опера - "Золотой петушок").
Раздел 4. Воплощение пушкинских образов в крупном инструментальном жанре – балете.
3) советский период – тяготение к балету-драме («Бахчисарайский фонтан», «Барышня-крестьянка», «Сказка о попе и работнике его Балде», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»).
Раздел 5. Роль поэзии А.С. Пушкина в формировании отечественного кинематографа Музыка к кинофильмам на пушкинские сюжеты.
Экранизация как жанр киноискусства.
Анализ мультипликационного кинематографа («Рукописи поэта», «Я к вам лечу воспоминаньем», «И с вами снова я», «Осень», Сказка о золотом петушке», «Сказка о спящей царевне и семи богатырях», «Сказка о рыбаке и рыбке»)
Раздел 6. Роль искусства в сближении народов.
Процесс художественной коммуникации и его роль в сближении народов, стран, эпох (музеи, международные выставки, конкурсы, фестивали, проекты).
Тематическое планирование
№ урока
Раздел. Тема урока
Количество часов, отводимых на изучение темы
1.
Искусство в жизни современного человека.
1
2.
Искусство открывает новые грани мира. Зримая музыка.
Сказки А.С. Пушкина глазами художников-иллюстраторов. (Светланы Чекуровой, Олега Зотова,Татьяны Мавриной, Ивана Билибина, Владимира Конашевича, Ивана Бруни).
1
3.
Сказки А.С.Пушкина в музыке русских композиторов. Симфонические оперы – сказки Н.А. Римского-Корсакова – золотой фонд русской классики и пушкинианы. Симфоническая опера-небывальщина «Сказка о царе Салтане».
1
4.
Симфонические оперы – сказки Н.А. Римского-Корсакова – золотой фонд русской классики и пушкинианы. Сатирическая опера - "Золотой петушок".
1
5.
Воплощение пушкинских образов в крупном инструментальном жанре – балете.
1
6.
Роль поэзии А.С. Пушкина в формировании отечественного кинематографа. Музыка к мультфильмам и кинофильмам на пушкинские сюжеты.