Перечень глав, тем | Количество часов | Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий – выделены курсивом) |
Литературный процесс, традиции и новаторство |
Литературный процесс, традиции и новаторство | 1 | Размышлять о художественном мире произведений и особенностях влияния исторических процессов на судьбу литературы. Отмечать остроту постановки вопросов о роли искусства в начале века. Рассуждать о причинах сложности периодизации русской литературы XX в, о путях развития русской литературы после 1917 г. (советская литература, «возвращенная литература» и литература русского зарубежья) и путях их объединения. Взаимодействие зарубежной, русской литературы и литератур других народов России, отражение в них «вечных проблем» бытия. Поиски путей формирования общего взгляда на сложный литературный процесс в современном литературоведении. Традиции и новаторство в литературе. Литературное произведение и творчество писателя в контексте отечественной и мировой культуры. Интертекстуальные связи литературного произведения. Основные тенденции развития мировой и русской литературы XX века. Влияние исторических событий, философских и эстетических исканий эпохи на развитие литературы. Литературные направления XX века: реализм, модернизм, постмодернизм. Трансформация жанров «сквозных» тем мировой и русской литературы. Писатель и эпоха. Диалог писателя с литературной традицией и творческими исканиями современников. |
Зарубежная литература первой половины ХХ века |
Пьеса Б.Шоу «Пигмалион» Стихотворения Г. Аполлинера «Мост Мирабо», «Моя молодость ты заношена» Новелла Ф.Кафки «Превращение» | 1 1 1 | Наиболее значительные события общественно-политической жизни в первой половине XX века. Открытия в области науки и техники. Символы эпохи. Философские концепции: прагматизм, интуитивизм, экзистенциализм. Стилевое многообразие художе- ственной культуры. Новая эстетика реализма. Модернизм как тип творческого мировидения. Направления в литературе: литература «потока сознания», литература «потерянного поколения». Авангардистские течения: дадаизм, экспрессионизм, футуризм, сюрреализм. Жизнь и творчество Шоу (обзор). Современная интерпретация мифа о Пигмалионе. Своеобразие конфликта в пьесе. Англия в изображении Шоу. Парадоксы жизни и человеческих судеб в ми ре условностей и мнимых ценностей. Чеховские традиции в твор- честве Шоу. Интеллектуальная драма. Ирония. Эпиче- ское начало в драматургии. Рецензия на театральную постановку пьесы одного из зарубежных драматургов XX века. Стихотворения «Мост Мирабо», «Моя молодость ты зано- шена…». Жизнь и творчество Аполлинера (обзор). Непосредственность чувств, характер лирического переживания в поэзии Аполлинера. Музыкальность стиха. Особенности ритмики и строфики. Эксперименты в области стихотворной формы. Новаторство в области поэтической фор- мы. Поэтический эксперимент. Подбор материалов о творчестве поэта в справочной литературе и с использованием ресурсов Интернета. Жизнь и творчество Кафки (обзор). Концепция мира и чело- века. Биографическая основа и литературные источники сюжета. Особенности повествования. Использование фантастических, гро- тескных изобразительных форм. Своеобразие стиля Кафки. Модернизм. Гротеск. Реферат по творчеству одного из зарубежных писателей первой половины XX века. |
Русская литература первой половины XX века |
Своеобразие русской литературы первой половины XX века | 1 | Рассуждать о развитии гуманистических традиций русской классической литературы в конце XIX — начале XX в., о богатстве и разнообразии литературных направлений. Выделять этапы дальнейшего развития реализма, отмечать обогащение реализма достижениями других литературных направлений. Оперировать понятиями: модернизма, символизма, акмеизма и футуризма, литературного направления, литературного направления начала века, критического реализма. Определять, роль писателей-реалистов в литературном процессе рубежа веков. Русская литература первой половины ХХ века в контексте ми- ровой культуры. Основные темы (ответственность человека за свои поступки, нравственный выбор, человек на войне, тема исторической памяти, человек и окружающая его живая природа). Обращение к народному сознанию в поисках нравственного идеа- ла. Реализм и модернизм как доминанты литературного процесса. Традиции и новаторство в русской литературе. Конфликт челове- ка и эпохи. Советская литература и литература русской эмигра- ции. Художественная объективность и тенденциозность в освеще- нии исторических событий. Проблема «художник и власть». Лите- ратурные группы и объединения (Пролеткульт, «Кузница», «Перевал», «ЛЕФ», «Серапионовы братья», ОБЭРИУ и др.). Дис- куссии о социалистическом реализме. Тема Гражданской войны. Проблема становления нового человека. Особый интерес к жанру исторического романа. Гражданская тема, традиции романтизма в советской поэзии. Сатирические произведения. |
Русский символизм (5) Статья «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы» (фрагменты). Ф. К. Сологуб. Рассказ «Свет и тени». В. Я. Брюсов. Стихотворения «Юному поэту», «Я люблю…». К. Д. Бальмонт. Стихотворения «Я мечтою ловил уходящие тени…», «Я в этот мир пришёл, чтоб видеть солнце…». А. Белый. Роман «Петербург» (фрагменты). | 1 1 1 1 1 | Анализировать, выразительно читать стихотворения Брюсова: «Юному поэту», «Я люблю». Определять характерные черты художественного мира поэта. Выделять историко-культурную и общественно-гражданскую проблематику произведений. Брюсова-переводчика. Старшие символисты. В. Я. Брюсов как теоретик символизма. Подбирать и систематизировать материал по биографии Бальмонта и его творчеству. Выделять основные темы и мотивы лирики Бальмонта. «Я мечтою ловил…», «Я в этот мир пришел…», «Безглагольность». Определить средства и способы создания музыкальности стиха. Выделять основные темы и мотивы прозы Белого. Истоки русского символизма. Влияние западноевропейской философии и поэзии на творчество русских символистов. Связь с романтизмом. Понимание символа символистами (задача предель- ного расширения значения слова, открытие тайн как цель нового Конструирование мира в процессе творчества, идея «творимой легенды». Тема поэта и поэзии. Музыкальность стиха. «Старшие символисты» (В. Я. Брюсов, К. Д. Бальмонт, Ф. К. Со- логуб) и «младосимволисты» (А. Белый, А. А. Блок). Символизм как ведущее течение русского искусства). модернизма.Символизм. Модернизм. Выразительное чтение наизусть стихотворения (по выбору). Конспектирование программных статей русских символистов (по выбору). Выделять основные темы и мотивы лирики Бальмонта в стихотворениях «Я мечтою ловил…», «Я в этот мир пришел…», «Безглагольность», трагедия поэта в «страшном мие». |
А. А. Блок. Лирика. «Двенадцать» | 8 | Подбирать и систематизировать материал по биографии поэта и его творчеству А. Блока. Определять характерные черты художественного мира поэта. Читать, понимать, анализировать стихотворения Блока: «Фабрика», «Незнакомка», «Река раскинулась. Течёт, грустит лениво…» (из цикла «На поле Куликовом»), «О доблестях, о подвигах, о славе…», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «О, я хочу безумно жить…», «Скифы». Делать выводы о мотивах и образах ранней поэзии, о значении излюбленных символов Блока. Конспектировать материал по неоромантизму «младосимволистов», по влиянию философии В. С. Соловьева на Блока («Стихи о Прекрасной Даме»). Проследить эволюцию творчества Блока, оформить таблицу. Жизнь и творчество Блока. Собрание стихотворений Блока как «трилогия вочеловечения». Мотивы и образы ранней поэзии, из- любленные символы Блока. Образ Прекрасной Дамы. Романтиче- ский мир раннего Блока, музыкальность его стихотворений. Тема города в творчестве Блока. Образы «страшного мира». Соотноше- ние идеала и действительности в лирике Блока. Тема России и её исторического пути в цикле «На поле Куликовом» и стихотворе- нии «Скифы». Лирический герой поэзии Блока, его эволюция. Особенности стиля Блока. Блок и русская поэзия XX века. Поэма «Двенадцать». История создания поэмы, авторский опыт осмысления событий революции. Соотношение конкретно-исторического и условно-сим- волического планов в поэме. Сюжет поэмы, своеобразие компози- ции. Строфика, интонации, ритмы поэмы, её основные символы. Система образов. Развитие образа двенадцати. Образ Христа и многозначность финала поэмы. Авторская позиция и способы её выражения в поэме. Проблема художественного метода Блока. Поэма. Лирический цикл. Лирический герой. Символ.Исследовательские проекты, посвящённые ос- новным темам поэзии А. А. Блока. Выразительное чтение стихотворений наизусть. Целостный анализ лирического или лиро-эпического произведения. Подготовка сообщения об интерпретациях финала поэмы «Двенадцать». Сочинение по творчеству А. А. Блока Выявить суть пафоса патриотических стихотворений. Анализировать, комментировать поэму «Двенадцать» с точки зрения попытки осмыслить социальную революцию в поэтическом произведении. Сочинение по лирике Блока. |
И. А. Бунин. Лирика., «Господин из Сан-Франциско» | 7 | Подбирать и систематизировать материал по биографии писателя и его творчеству. Читать и анализировать стихотворения: «Вечер», «Последний шмель», «Седое небо надо мной…», Жизнь и творчество Бунина. Философичность и тонкий ли- ризм лирики Бунина. Пейзажная лирика поэта. Живописность и Отмечать живописность и лаконизм бунинского поэтического слова. Точность передачи чувства вечного круговорота жизни в лирике Бунина. Читать и комментировать стихотворения. Работать в группах по составлению анализа поэтического текста. Создавать литературный портрет писателя в презентации или реферате. Определять характерные черты художественного мира писателей. Устно характеризовать художественный мир литературного произведения. Выявлять вечные темы в литературном произведении. Формулировать вопросы и задания для анализа рассказа. Выполнять исследовательские проекты. Готовить по ним устное выступление. Работать по выявлению толстовских и чеховских традиций в прозе Бунина. Читать, понимать, анализировать рассказы И. Бунина «Господин из Сан-Франциско», «Холодная осень» (рассказы из сборника). Традиционные темы русской поэзии в лирике Бунина. Реалистические традиции.Развитие традиций русской классической литературы в прозе Бунина. Исследование национального характера. «Вечные» темы в рассказах Бунина (счастье и трагедия любви, связь человека с ми- ром природы, вера и память о прошлом). Психологизм бунинской прозы. Принципы создания характера. Соотношение текста и подтекста. Роль художественной детали. Символика бунинской прозы. Своеобразие художественного метода Бунина Аллюзия. Подтекст. Деталь. Реалистиче- ская символика. Подготовка презентаций, посвящённых жизни и творчеству И. А. Бунина, его окружению. Целостный анализ ли- рического стихотворения. Письменный ответ на вопрос об осо- бенностях психологизма в одном из рассказов писателя. Сочине- ние по творчеству И. А. Бунина. |
М. Горький «На дне», «Литературные портреты». Публицистика | 6 | . Определять рамки основной темы произведений Горького «Поиск правды и смысла жизни» (по рассказам и пьесе). Познакомиться с ранними произведениями писателя: «Песнь о Соколе», «Песнь о Буревестнике». Давать характеристику системе образов пьесы, составив таблицу. Рассуждать об основном социально-философском конфликте пьесы. Читать и комментировать фрагменты драмы. Составлять конспект статей Горького: литературные портреты (Толстой, Чехов), отмечать их своеобразие, памфлета периода русской революции. Писать сочинение-размышление на тему: «Чему учит нас жизнь Максима Горького?» (литературный портрет писателя в жанре очерка), «Поиск правды и смысла жизни» (по рассказам и пьесе). Писать конспекты литературно-критических статей. Определять причины постоянного присутствия публицистики в жизни и творчестве писателя. Ее роль на всех этапах его творческого пути. Неудачные попытки создания нового метода — социалистического реализма. Острота звучания «Заметок о мещанстве» в современной жизни. Реализм на новом этапе. Выявлять в произведении автора и авторское отношение к героям и событиям, к читателю; характеризовать особенности стиля писателя; создание литературного портрета любимого писателя в жанре очерка или эссе Рассказ «Старуха Изергиль». Жизнь и творчество Горького. Романтизм ранних рассказов Горького. Проблема героя в прозе писателя. Тема поиска смысла жизни. Проблемы гордости и свободы. Соотношение романтиче- ского идеала и действительности в философской концепции Горь- кого. Приём контраста, особая роль пейзажа и портрета в расска- зах писателя. Проблема художественного метода. Горький и рус- ская литература XX века. Пьеса «На дне».Сотрудничество писателя с Художественным театром. «На дне» как социально-философская драма. Смысл названия пьесы. Система образов. Судьбы ночлежников. Проблема духовной разобщённости людей. Образы хозяев ночлежки. Лука и Сатин, философский спор о человеке. Проблема счастья в пьесе. Особенности композиции пьесы. Особая роль авторских ремарок, песен, притч, литературных цитат. Новаторство Горького-драматурга. Афористичность языка. Романтическое и реалистическое в художественном мире писателя. Исторический, биографический, литературный контекст творчества писателя. Традиция и новаторство. Подготовка сообщений о биографии М. Горь- кого. Подбор фрагментов воспоминаний о писателе. Составление вопросов к дискуссии о правде и лжи, цитатная подборка по теме. Аннотирование новейших публикаций, посвящённых биографии и творчеству писателя. Сочинение по творчеству М. Горького. |
| | Русская реалистическая проза первой половины ХХ века |
А. И. Куприн. Рассказ «Гранатовый браслет». Е. И. Замятин. Роман «Мы». И. С . Шмелёв. Роман «Лето Господне» (избранные главы). В. В. Набоков. Рассказ «Слово». Тема революции и гражданской войны в русской литературе первой половины ХХ века Презентация результатов исследовательских проектов | 1 1 1 1 1 1 | Подбирать и систематизировать материал по биографии писателя и его творчеству Анализировать рассказ с точки зрения романтического изображения любви героя. Сопоставлять чувства героя с представлениями о любви других персонажей повести. Выявлять роль эпиграфа в повести, смысл финала. Выявлять черты реализма. Познакомиться с понятием «критический реализм». Развитие традиций отечественной прозы в произведениях Ку- прина, Шмелёва. Нравственно-философская проблематика произ- ведений. «Вечные» темы и образы. Образ России в произведениях писателей русского зарубежья. Особенности жанра и языка рома- на Замятина «Мы». Теория литературы. Реализм. Прототипическая ситуация. Ав- тобиографизм. Символ. Антиутопия. Развитие речи. Презентации, посвящённые жизни и творчеству А. И. Куприна, И. С. Шмелёва, В. В. Набокова, Е. И. Замятина. |
Практикум Цитаты и реминисценции в литературном произведении | 1 | Систематизация сведений о цитатах и реминисценциях как са- мых распространённых формах интертекстуальности. Художествен- ные функции цитат и реминисценций. Проблема художественных взаимодействий и своеобразных диалогических отношений между текстами. Постижение скрытых смыслов как одна из основных задач анализа интертекстуальных связей литературного произведе- ния (на примере ранее изученных произведений А. А. Блока, И. А. Бунина, А. И. Куприна, М. Горького). |
Поэзия акмеизма. Н. С. Гумилев. Лирика. Поэзия О.Мандельштама | 3 | Подбирать и систематизировать материал по биографии поэта и его творчеству. Выявить черты жизнеутверждающего и героического пафоса поэзии. Понимать, уметь истолковывать лирику Гумилёва , выделять черты акмеизма. Н. С . Гумилёв. Стихотворения «Жираф», «Волшебная скрипка», «Заблудив- шийся трамвай». О. Э. Мандельштам. Стихотворения «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…», «Я вер- нулся в мой город, знакомый до слёз…», «За гремучую доблесть грядущих веков…». Полемика с символизмом. Литературные манифесты акмеи- стов. Утверждение акмеистами красоты земной жизни, возвраще- ние к «прекрасной ясности», создание зримых образов конкрет- ного мира. Идея поэта-ремесленника. «Цех поэтов» (Н. С. Гуми- лёв, С. М. Городецкий, О. Э. Мандельштам, А. А. Ахматова, В. И. Нарбут, М. А. Зенкевич). Неоромантические тенденции в поэзии Гумилёва. Лирический герой. Особенности эволюции ху- дожественного метода Гумилёва. Историзм поэтического мышле- ния Мандельштама, ассоциативная манера письма. Представление о поэте как хранителе культуры. Мифологические и литературные образы в поэзии Мандельштама. Литературная полемика. Литературный манифест. Акмеизм. Сообщение о биографии поэта (по выбору). Письменный анализ стихотворения в заданном аспекте. |
А. А. Ахматова Лирика. «Реквием» | 5 | Подбирать и систематизировать материал по биографии поэта и его творчеству Ахматовой. Выразительно читать стихотворения «Песня последней встречи», «Смятение», «Я научилась просто, мудро жить…», «Мне голос был. Он звал утешно…», «Мне ни к чему одические рати…». , анализировать их, раскрывая глубину и богатство содержания, отмечая достоинства поэтического языка, тематическое разнообразие. Подбирать и систематизировать материал по гражданской и поэтической миссии А.А. Ахматовой о послеоктябрьском её творчестве. Выразительно читать стихотворения, анализировать их, раскрывая глубину и богатство содержания, отмечая достоинства поэтического языка, тематическое разнообразие». Составить сообщения по темам: «Смысл названия поэмы, отражение в ней личной трагедии и народного горя», «Библейские мотивы и образы в поэме», «Победа исторической памяти над забвением как основной пафос «Реквиема»». «Особенности жанра и композиции поэмы, роль эпиграфа, посвящения и эпилога», «Роль детали в создании поэтического образа». Доклады учащихся. Жизнь и творчество Ахматовой. Ахматова и акмеизм. Отраже- ние в лирике Ахматовой глубины человеческих переживаний. Психологизм ахматовской лирики. Темы любви и искусства. Па- триотизм и гражданственность поэзии Ахматовой. Пушкинские традиции. Разговорность интонации и музыкальность стиха. Фольклорные и литературные образы и мотивы в лирике Ахматовой. Поэма «Реквием». Историческая основа, история создания и публикации. Смысл названия поэмы, отражение в ней личной трагедии и общенарод- ного горя. Библейские мотивы и образы в поэме. Победа истори- ческой памяти над забвением как основной пафос «Реквиема». Особенности жанра и композиции поэмы, роль эпиграфа, посвя- щения и эпилога. Художественная функция аллюзий и реминис- ценций. Лирический цикл. Традиция. Аллюзия. Реминисценция. Дольник. Подготовка заочной экскурсии в музей А. А. Ахматовой. Выразительное чтение наизусть стихотворений. Целостный анализ лирического произведения. Исследовательские проекты, посвящённые личности и творчеству поэта. Сочинение по поэзии А. А. Ахматовой. |
Поэзия И.Северянина Поэзия в. Хлебникова Презентация результатов исследовательских проектов | 1 1 1 | Манифесты футуризма «Пощёчина общественному вкусу», «Слово как таковое». Поэт как миссионер «нового искусства». Де- кларация о разрыве с традицией, абсолютизация «самовитого» слова, приоритет формы над содержанием, вторжение грубой лек- сики в поэтический язык, неологизмы, эпатаж. Звуковые и графические эксперименты футуристов. Группы русских футуристов: «Гилея» (кубофутуристы В. В. Маяковский, В. Хлебников, братья Д. и Н. Бурлюки и др.), эгофутуристы (И. Северянин, Г. В. Ива- нов и др.), «Мезонин поэзии» (В. Г. Шершеневич, Р. Ивнев и др.), «Центрифуга» (С. П. Бобров, Б. Л. Пастернак и др.). Осо- бенности поэтического языка, словотворчество в лирике И. Севе- рянина и В. Хлебникова. Литературные манифесты. Футуризм. Формальные эксперименты. Словотворчество. Цитатная подборка из манифестов и поэтиче- ских произведений футуристов для устной характеристики их ху- дожественного мира. Презентации, посвящённые жизни и творче- ству одного из поэтов-футуристов или одной из групп футуристов. Анализ лирического стихотворения в заданном аспекте. Читать, понимать, анализировать стихотворения футуристов: И. Северянина «Интродукция». «Эпилог», «Я гений Игорь Северянин…», «Двусмысленная слава», В.В. Хлебников. «Заклятие смехом», «Бобоэби пелись губы…», «Ещё раз…». |
Футуризм В. В. Маяковский. Лирика. «Облако в штанах» | 5 | Определять характерные черты художественного мира поэтов-футуристов. Составлять вопросы для анализа поэтических текстов. Создавать литературный портрет поэта, презентацию или реферат по темам: «Дух бунтарства в ранней лирике», «Окна РОСТА», «Нате!», «Послушайте!», «Лиличка!», «Ода революции», «Прозаседавшиеся», «Письмо Татьяне Яковле- вой». Любовная лирика: «Письмо Татьяне Яковлевой». « «Тема поэта и поэзии в лирике. Новаторство поэта. Жизнь и творчество Маяковского. Маяковский и футуризм. Лирический герой. Дух бунтарства, вызов миру обывателей, эле- менты эпатажа в ранней лирике. Мотив одиночества поэта. Поэт и революция, пафос революционного переустройства мира. Нова- торство Маяковского (ритмика, рифма, неологизмы, гиперболич- ность, пластика образов, неожиданные метафоры, необычность строфики и графики стиха). Особенности любовной лирики. Тема поэта и поэзии, осмысление проблемы художника и времени. Са- тирические образы в раннем и позднем творчестве Маяковского. Жанровое и стилевое своеобразие лирики Маяковского. Художественный мир. Поэтическое нова- торство. Словотворчество. Тоническое стихосложение. Акцентный стих. Доклады о биографии и творчестве В. В. Мая- ковского на основе справочной, мемуарной, научной литературы и материалов, размещённых в Интернете. Тезисы ответа на во- прос о соотношении традиционного и новаторского в ранней и поздней лирике поэта. Подбор цитат к сочинению, посвящённому анализу одного из стихотворений. Сочинение по творчеству В. В. Маяковского. |
С. А. Есенин. Лирика | 5 | Определять характерные черты художественного мира поэта. Анализировать стихотворения: Клюева «Осинушка», «Я люблю цыганские кочевья», «Из подвалов, из тёмных углов…», выявляя художественные и идейно-нравственные аспекты новокрестьянской поэзии. Подбирать и систематизировать материал по биографии поэта и его творчеству. Выявлять черты есенинской лирики. Выразительно читать стихотворения поэта, анализировать. «Гой ты, Русь, моя родная…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Письмо матери», «Мы теперь уходим понемногу…», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Шаганэ ты моя, Шаганэ!..» исповедальные мотивы лирики Есенина», «Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к Родине…», тема любви. Жизнь и творчество Есенина. Традиции русского фольклора и классической литературы в лирике Есенина. Есенин и новокре- стьянские поэты. Тема родины в поэзии Есенина. Отражение в лирике особой связи природы и человека. Особенности есенин- ского восприятия и изображения природы. Образ русской дерев- ни в ранней и поздней лирике. Антитеза «город — деревня». Цве- топись. Сквозные образы лирики Есенина. Жизнеутверждающее начало и трагический пафос поэзии Есенина. Тема быстротечно- сти человеческого бытия в поздней лирике поэта. Сложность ха- рактера и психологического состояния лирического героя. Народ- но-песенная основа, музыкальность лирики Есенина. Письменный ответ на вопрос о природных образах в есенинской поэзии. Целостный анализ лирического сти- хотворения. Реферат об особенностях стиля поэта. Писать сочинение по лирике поэта С.А. Есенина: «Поэтические богатства из «ларца слов и образов» С. Есенина», «Большое видится на расстоянии»: поэтические прозрения Есенина», «Так много сделано ошибок»: |
М. И. Цветаева Лирика | 3 | Подбирать и систематизировать материал по биографии и творчеству Цветаевой. Анализировать, выразительно читать стихотворения «Идёшь, на меня похожий…», «Моим сти- хам, написанным так рано…», «Кто создан из камня, кто создан из глины…», «Роландов рог», «Тоска по родине! Дав- но.. Жизнь и творчество Цветаевой. Основные темы и мотивы по- эзии. Конфликт быта и бытия, времени и вечности. Поэзия как напряжённый монолог-исповедь. Фольклорные и литературные образы и мотивы в лирике Цветаевой. Своеобразие цветаевского поэтического стиля.Стиль. Поэтический синтаксис.Исследовательские проекты, посвящённые ос- новным темам и образам поэзии М. И. Цветаевой. Анализ лири- ческого стихотворения в заданном аспекте.Определять характерные черты художественного мира поэта. Тезисно записывать лекцию учителя о сжатости мысли и энергии чувства, о мощи поэтического дарования и независимости позиции, о самобытности поэтического слова, богатстве ритмики, свежести и неожиданности рифмовки. Делать выводы об особенностях периодов её творчества, об истоках миропонимания, оценить эстетические взгляды Цветаевой, самобытность поэтического слова Цветаевой. «Моим стихам, написанным так рано...», «Стихи к Блоку» («Имя твое птица в руке...»), «Кто создан из камня...», «Тоска по родине...», «Москве», «Мне нравится, что вы больны не мной…». Творческая работа по выбору учителя |
Б. Л. Пастернак Лирика | 3 | Подбирать и систематизировать материал по биографии поэта и его творчеству, основные мотивы лирики. Выразительно читать стихотворения «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Во всём мне хочется дойти…», «Быть знаменитым некрасиво…», «Стихотворения Юрия Жи- ваго» из романа «Доктор Живаго» («Гамлет», «Гефсиманский сад» анализировать их, раскрывая глубину и богатство содержания, отмечая достоинства поэтического языка, тематическое разнообразие (человек и природа, поэт и поэзия, герой и автор), отмечать философский характер лирики. Конспект лекции по роману «Доктор Живаго» Б.Л. Пастернака об особенностях композиции, о соединении эпического и лирического начала, о развитии темы интеллигенции и революции. Анализировать отдельные эпизоды романа и стихи Живаго.Доклады учащихся Жизнь и творчество Пастернака. Поэтическая эволюция Па- стернака как движение к «немыслимой простоте» поэтического слова. Тема поэта и поэзии (искусство как ответственность, судь- ба художника и его роковая обречённость на страдания). Фило- софская глубина лирики Пастернака. Тема человека и природы. Сложность настроения лирического героя. Соединение патетиче- ской интонации и разговорного языка. Роман «Доктор Живаго» (обзорное изучение с анализом фрагментов). История создания и публикации романа. Жанровое своеобра- зие и композиция романа, соединение в нём эпического и лири- ческого начал. Система образов романа. Образ Юрия Живаго. Женские образы. Цикл «Стихотворения Юрия Живаго» и его связь с общей проблематикой романа. Традиции русской и миро- вой классической литературы в творчестве Пастернака. Лирический герой. Поэтика. Эпическое и лирическое. Стихотворный цикл. Подготовка плана сочинения и подбор цитат по одной из «вечных» тем в творчестве поэта. Анализ интер- текстуальных связей стихотворения «Гамлет». Доклад о творчестве Б. Л. Пастернака и его переводах произведений мировой классики. |
Практикум. Имя собственное в литературном произведении | 1 | Обобщение сведений о художественной функции имени соб- ственного в литературном произведении. Антропонимы и топони- мы. Имя собственное в заглавии произведения. Имя и фамилия персонажа как своеобразный ключ к подтексту, средство актуали- зации интертекстуальных связей произведения, постижения скры- тых смыслов. Подготовка сообщений о роли имён собственных в ранее изученных произведениях А. А. Блока, И. А. Бунина, А. И. Куприна, М. Горького, Б. Л. Пастернака. |
М. А. Булгаков. «Мастер и Маргарита» | 6 | Подбирать и систематизировать материал по биографии писателя, истории создания и публикации романа «Белая гвардия» и «Мастер и Маргарита». Выступать с устным сообщением на заданную тему. Находить информацию по заданной теме в источниках различного типа. Делать обобщение на основе сравнительной характеристики героев, сопоставлять героев и ситуации разных произведений, выделяя общность и отличия авторской позиции. Передавать информацию адекватно поставленной цели, характеризовать смысл названия произведения, центральные образы, проблематику. Вести диалог. Постигать содержание произведения на аналитическом уровне (вопросы к тексту, размышления над прочитанным, мотивировка событий, поступков героев). Передавать содержание информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно). Составлять развернутую характеристику героя; определять роль художественной детали. Определять особенности средств создания образов-персонажей. Находить необходимую информацию в источниках различного типа. Судьбы народа в годы революции и Гражданской войны на страницах произведений. Драматическая насыщенность его прозы. Новаторство Булгакова-драматурга. Пьесы Булгакова. Связь его прозы и драматургии. «Мастер и Маргарита». Соединение фантастического сюжета с философско-библейскими мотивами. Понтий Пилат и Иешуа Га-Ноцри в Ершалаиме. Булгаковская дьяволиада в свете мировой культурной традиции (Гёте, Гофман, Гоголь). Тема совести. Мастер и Маргарита. Проблема творчества и судьба художника. Воланд и его свита. Россия нэповская на страницах романа: сатирические сцены. Фантастика и жанр фельетона. Смысл финальной главы рома- на. Судьбы изданных после смерти автора произведений. Творческие работы на темы: «Путь романа “Мастер и Маргарита” к своему читателю», «Произведение Булгакова в театре и в кино» Жизнь и творчество Булгакова. История создания и публика- ции романа. Своеобразие жанра и композиции романа. Приём «роман в романе». Роль эпиграфа. Притчевая основа романа. Эпическая широта и сатирическое начало в романе. Сочетание реальности и фантастики. Москва и Ершалаим. Образы Воланда и его свиты. Библейские мотивы и образы в романе. Человече- ское и божественное в облике Иешуа. Образ Левия Матвея и те- ма ученичества. Образ Иуды и проблема предательства. Фигура Понтия Пилата и тема совести. Проблема нравственного выбора в романе. Тема любви. Образ Маргариты. Проблема творчества и судьбы художника. Образ Мастера. Смысл финальной главы ро- мана. Композиция. Фантастика. Художествен- ный метод. Реализм. Сатира. Гротеск. Реминисценция. Сообщения о проблематике романа и об осо- бенностях стиля писателя. Тезисный план сочинения о соотноше- нии конкретно-исторического и вневременного в романе. Рецен- зия на театральную постановку одной из пьес писателя. Сочине- ние по творчеству М. А. Булгакова. |
А. П. Платонов «Возвращение» | 3 | Подбирать и систематизировать материал по биографии писателя. Постигать содержание произведения на аналитическом уровне, определять смысл названия произведения, центральные образы, проблематику. Вести диалог, постигая содержание произведения на аналитическом уровне (вопросы к тексту, размышления над прочитанным, мотивировка событий, поступков героев). Передавать содержание адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно).Доклады учащихся Жизнь и творчество Платонова. Своеобразие сюжета и компо- зиции рассказа. Историческая, нравственная и психологическая проблематика. Система образов. Особенности повествовательной манеры. Самобытность стиля Платонова. Сюжет. Композиция. Эпизод. Стиль. Сообщение о биографии писателя. Презента- ция, посвящённая одному из произведений писателя. Анализ эпи- зода. Подготовка материалов к дискуссии о нравственной пробле- матике произведения. Письменный ответ на вопрос об индивиду- альном художественном стиле А. П. Платонова. |
М. А. Шолохов «Тихий Дон» | 6 | Подбирать и систематизировать материал по биографии писателя и его творчеству. Уметь составлять характеристику группы персонажей. Уметь ориентироваться в информационных потоках, выделять в них главное. Составить презентацию по истории создания, смыслу названия романа, жанровых и композиционных особенностях. Постигать содержание произведения на синтезирующем уровне (концепция произведения в целом). Находить информацию по заданной теме, систематизировать главных героев, основные сюжетные линии. Составлять характеристику группы персонажей. Ориентироваться в информационных потоках, выделять в них главное анализировать место и роль отдельного эпизода в архитектонике произведения. Выделять особенности языка, стиля писателя. Составлять план сочинения и отбирать литературный материал в соответствии с выбранной темой; грамотно оформлять и излагать его. Писать сочинения различных жанров: Темы: 1) «Война и революция в романе М.А. Шолохова «Т.Д.»; 2) «Особенности изображения пейзажа в романе М.А. Шолохова «Т.Д.»; 3) «Образы женщин-казачек в романе»; 4) «Г.М. в поисках правды»; 5) «Человек и природа в романе». Составлять письменный текст на заданную тему историю создания, смысл названия романа, жанровые и композиционные особенности и обобщать. «Тихий Дон» — роман-эпопея о всенародной трагедии. Судьба Григория Мелехова как поиск смысла жизни. «Вечные темы» в романе: человек и история, война и мир, личность и другие, человек и природа. «Тихий Дон» и картины природы в нем. Традиции Толстого в изображении масштабных событий в жизни народа. Полемика вокруг авторства. Сочинение по роману Роман «Тихий Дон». Жизнь и творчество Шолохова. История создания романа. Широта эпического повествования. Сложность авторской пози- ции. Система образов в романе. Семья Мелеховых, быт и нравы донского казачества. Глубина постижения исторических процессов в романе. Изображение Гражданской войны как общенародной трагедии. Тема разрушения семейного и крестьянского укладов. Путь Григория Мелехова как поиск правды жизни. «Вечные» те- мы в романе: человек и история, война и мир, личность и масса. Утверждение высоких человеческих ценностей. Женские образы. Функция пейзажа в романе. Смысл финала. Художественное свое- образие романа. Язык прозы Шолохова. Традиции классической литературы XIX века в романе. Трагическое. Комическое. Роман-эпопея. Эпиграф Письменный ответ на вопрос об историческом контексте творчества писателя. Характеристика особенностей сти- ля писателя. Анализ документализма как одной из стилевых до- минант в романе. Анализ эпизода. Аннотирование новейших пу- бликаций, посвящённых биографии и творчеству писателя. Сочи- нение по роману М. А. Шолохова «Тихий Дон». |
Зарубежная литература второй половины XX века | 2 | Дж. Д. СЭЛИНДЖЕР Роман «Над пропастью во ржи» (фрагменты). Жизнь и творчество Сэлинджера (обзор). Нравственная про- блематика произведения. Особенности сюжета. Образ Холдена Колфилда. Проблема взаимоотношений молодого человека и окружающих его людей. Особенности речевой манеры героя-рас- сказчика. Смысл названия. Теория литературы. Эпизод. Диалог. Символ. Развитие речи. Анализ эпизода. Речевая характеристика пер- сонажа. Подготовка материалов для дискуссии о нравственной проблематике романа. Внеклассное чтение. Э. Хемингуэй. «Мой старик». Х. Ли. «Убить пересмешника». У. ЭКО Роман «Имя розы» (избранные главы). Жизнь и творчество Эко (обзор). Историческая и философская проблематика произведения. Особенности сюжета и композиции. Столкновение средневекового и «возрожденческого» типов созна- ния в романе. Образ Вильяма Баскервильского как центральная фигура романа. Теория литературы. Миф в литературном произведении. Эссе. Развитие речи. Доклад об одном из зарубежных писателей второй половины XX века — лауреатов Нобелевской премии в области литературы. Написание эссе об одном из произведений зарубежной литературы второй половины XX века. Внеклассное чтение. У. Эко. «Маятник Фуко». |
Русская литература второй половины ХХ века | 1 | Великая Отечественная война и её художественное осмысление в русской литературе и литературах других народов России. Но- вое понимание истории страны. Влияние «оттепели» 1960-х годов на развитие литературы. Литературно-художественные журналы, их место в общественном сознании. «Лагерная» тема. «Деревен- ская» проза. Постановка острых нравственных и социальных про- блем (человек и природа, проблема исторической памяти, ответ- ственность человека за свои поступки, человек на войне). Обра- щение к народному сознанию в поисках нравственного идеала в русской литературе и литературах других народов России. Поэтические искания. Развитие традиционных тем русской ли- рики (темы любви, гражданского служения, единства человека и природы). |
А. Т. Твардовский Лирика. «З | 2 | Подбирать и систематизировать материал по биографии писателя и его творчеству. Рассуждать об основных темах, направлениях поэзии Твардовского. Принимать участие в аналитической беседе. Комментировать поэму «За далью – даль», выделять основной пафос поэмы. Выразительно читать стихотворения, анализировать их, раскрывать трагизм в содержании стихотворений о войне «Я убит подо Ржевом…», «Памяти матери», «Я знаю, никакой моей вины…», «Вся суть в одном-единственном завете…». Жизнь и творчество Твардовского. Фольклорные и литератур- ные традиции в творчестве поэта. Темы, образы и мотивы его лирики. Исповедальный характер поздней лирики. Служение на- роду как ведущий мотив творчества. Историческая тема и тема памяти. Теория литературы. Лирический герой. Исповедь. Развитие речи. Подготовка материалов к заочной экскурсии. Выразительное чтение стихотворения наизусть. Целостный анализ лирического стихотворения. Устные сообщения о творчестве А. Т. Твардовского. Написание эссе на тему, сформулированную в виде цитаты. |
Великая Отечественная война в русской литературе | 3 | Конспектировать лекцию учителя. Использовать собственный читательский опыт при разговоре о произведениях этого периода. Уметь рассуждать по теме «Великая Отечественная война в литературе военного времени», отвечая на вопросы учебника. Выделять тематическое разнообразие в творчестве писателей нового поколения, поиски нового героя эпохи. Изображение событий военного времени в произведениях пи- сателей и поэтов, участников Великой Отечественной войны. Ли- рика и публицистика военных лет. Своеобразие «лейтенантской прозы». Художественное исследование психологии человека в ус- ловиях войны. Документальная проза о войне. Теория литературы. Документализм. Психологизм. Публици- стика. Развитие речи. Устное рассуждение об особенностях изобра- жения исторического события в одном из эпических произведе- ний о Великой Отечественной войне. Анализ эпизода. Написание сочинения-эссе. |
В.Шукшин | 2 | Рассказ «Крепкий мужик». Жизнь и творчество Шукшина. Изображение народного харак- тера и народной жизни в рассказах. Диалоги в шукшинской про- зе. Особенности повествовательной манеры писателя. Теория литературы. Рассказ. Повествователь. Диалог. Развитие речи. Подбор материалов для заочной экскурсии. Презентации, посвящённые режиссёрским и актёрским работам В. М. Шукшина. Анализ эпизода. Устная характеристика персона- жа. Целостный анализ одного из рассказов В. М. Шукшин |
А. И. Солженицын «Один день Ивана Денисовича», | 2 | Подбирать и систематизировать материал по биографии писателя и его творчеству. Рассуждать о сюжетно-композиционной особенности повести «Один день Ивана Денисовича». Раскрывать характер героя, как способ выражения авторской позицииЖизнь и творчество Солженицына. Своеобразие раскрытия «лагерной» темы в повести. Особенности сюжета и композиции. Проблема русского национального характера в контексте трагиче- ской эпохи. Теория литературы. Повесть. Повествователь. Публицистика. Развитие речи. Презентации, посвящённые личности, творче- ству, общественной деятельности писателя. Составление плана устного ответа на вопрос о значении исторического и биографи- ческого контекста для понимания идейного содержания произве- дения. |
Нравственная проблематика русской прозы второй половины ХХ веа | 3 | В. Т. Шаламов. Рассказ «Одиночный замер». В. Г. Распутин. Повесть «Прощание с Матёрой». В. П. Астафьев. Повествование в рассказах «Царь-рыба» (фрагменты). Тематическое многообразие русской прозы второй половины ХХ века. Философская, социальная, нравственная проблематика. Художественная проза и публицистика. «Лагерная» тема: личность и государство, характер и обстоятельства. Проблемы народной жизни в «деревенской» прозе. Теория литературы. Проблематика. Публицистика. Авторская позиция. Символ. Развитие речи. Поиск и обобщение информации о писателе, литературном произведении и полемике вокруг него. Выполнение исследовательского проекта и его защита |
И.Бродский | 1 | Стихотворения «Воротишься на родину. Ну что ж…», «Со- нет» («Как жаль, что тем, чем стало для меня…»), «Снег идёт, оставляя весь мир в меньшинстве…». Жизнь и творчество Бродского. Лирический герой, своеобра- зие поэтического мышления и стиля. Оригинальная трактовка традиционных тем русской и мировой поэзии. Жанровое свое- образие лирических стихотворений. Неприятие абсурдного мира и тема одиночества человека в «заселённом пространстве». Брод- ский и постмодернизм. Теория литературы. Лирический герой. Постмодернизм. Развитие речи. Целостный анализ лирического стихотворения. Устное сообщение о художественной функции цитат и реминис- ценций в стихотворениях поэта. Письменная работа о сочетании традиционного и новаторского в поэзии И. А. Бродского |
Традиции и новаторство в русской поэзии второй половины ХХ века | 1 | Н. М. Рубцов. Стихотворение «Видения на холме». Е. А . Евтушенко. Стихотворение «Со мною вот что происходит…». Б. А . Ахмадулина. Стихотворение «По улице моей который год…». А. А . Вознесенский. Стихотворение «Ностальгия по настоящему». «Тихая поэзия» и «эстрадная поэзия». «Вечные» темы: природа, любовь, дружба, искусство. Традиции гражданской лирики, ро- мантизма и акмеизма. Формальные эксперименты. Особенности бардовской поэзии (авторской песни). Теория литературы. Традиции и новаторство. Романтизм. Ак- меизм. Бардовская поэзия. Развитие речи. Целостный анализ лирического стихотворения. Сопоставление поэтического текста и его исполнения автором или интерпретатором. Составление поэтических антологий. Созда- ние творческих проектов, связанных с бардовской поэзией (ав- торской песней). |
Современный литературный процесс | 2 | В. С . Маканин. Рассказ «Кавказский пленный». Т. Ю. Кибиров. Поэма «История села Перхурова». В. О. Пелевин. Роман «Жизнь насекомых» (фрагменты). Современный литературный процесс. Продолжение реалисти- ческих традиций и постмодернистские тенденции в новейшей отечественной литературе. Концептуализм как одно из основных течений в литературе русского постмодернизма. Нравственный облик современного общества и человека в русской литературе начала ХХI века. Литература и медиакультура. Современные лите- ратурные премии и конкурсы. Теория литературы. Литературный процесс. Традиции и но- ваторство. Постмодернизм. Авангардизм. Концептуализм. Развитие речи. Рецензия на одно из произведений современ- ной литературы. Выявление в литературных произведениях при- знаков новаторства (эксперимента) в области поэтического языка (поэтического синтаксиса) и подготовка исследовательского про- екта на эту тему. Подготовка материалов (вопросов, тезисов, ори- гинальных высказываний известных людей) к дискуссии о месте художественной литературы (или поэзии) в жизни современного человека. Взаимные рекомендации художественных произведений для внеклассного чтения. |