Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины ОУД.б. 03 Родная литература предназначена для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с одновременным получениемсреднего общего образования. В рабочую программу включены материалы, включающие в себя сведения о жизни и творчестве кубанских поэтов и писателей.
При разработке рабочей программы общеобразовательной учебной дисциплины ОУД.б.03 Родная литература использованы методические рекомендации по разработке рабочих программ общеобразовательных учебных дисциплин, подготовленные в ГБПОУ КК «Крымский технический колледж» и утверждённые 30.08.2022 г.
индустриальный техникум» в г. Абинске _________________
Учебная дисциплина ОУД.б.03 Родная литература является обязательной частью общеобразовательного цикла основной образовательной программы в соответствии с учебным планом специальности 19.02.03 Технология хлеба, кондитерских и макаронных изделий, входящей в укрупнённую группу специальностей 19.00.00 Промышленная экология и биотехнологии.
Особое значение дисциплина ОУД.б.03 Родная литература имеет при формировании и развитии общих компетенций ОК.01-ОК.02, ОК.04-ОК.07 в соответствии с ФГОС по специальности 19.02.03 Технология хлеба, кондитерских и макаронных изделий:
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются личностные, метапредметные и предметные результаты в соответствии с требованиями ФГОС среднего общего образования: личностные (ЛР), метапредметные (МР), предметные для базового уровня изучения (ПРб)
Коды результатов | Планируемые результаты освоения дисциплины: |
ЛР 01 | Осознающий себя гражданином и защитником великой страны. |
ЛР 04 | Проявляющий и демонстрирующий уважение к людям труда, осознающий ценность собственного труда. Стремящийся к формированию в сетевой среде личностно и профессионального конструктивного «цифрового следа». |
ЛР 06 | Проявляющий уважение к людям старшего поколения и готовность к участию в социальной поддержке и волонтерских движениях. |
ЛР 07 | Осознающий приоритетную ценность личности человека; уважающий собственную и чужую уникальность в различных ситуациях, во всех формах и видах деятельности |
ЛР 11 | Проявляющий уважение к эстетическим ценностям, обладающий основами эстетической культуры. |
ЛР 12 | Принимающий семейные ценности, готовый к созданию семьи и воспитанию детей; демонстрирующий неприятие насилия в семье, ухода от родительской ответственности, отказа от отношений со своими детьми и их финансового содержания. |
МР 02 | умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты |
МР 04 | готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников |
МР 08 | владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства |
МР 09 | владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения |
ПРб 01 | Сформированность понятий о нормах русского литературного языка и применение знаний о них в речевой практике |
ПРб 02 | Владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью |
ПРб 03 | Владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации |
ПРб 04. | Владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров |
ПРб 05. | Знание содержания произведений русской и мировой классической литературы, их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на формирование национальной и мировой |
ПРб 07 | Сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного произведения |
ПРб 08 | Способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к ним в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях |
ПРб 09 | Овладение навыками анализа художественных произведений с учетом их жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания |
ПРб 10 | Сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы |
МР 02 | умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты |
МР 08 | владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства |
МР 09 | владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения |
№ раздела, темы | Содержание учебного материала, практические занятия, внеаудиторная работа обучающихся | Объем часов | Коды общих компетенций(указанных в разделе1.2) и личностных метапредметных, предметных результатов, формированию которых способствует элемент программы |
Тема 1. Введение. Основные этапы становления и развития литературы Кубани | Содержание учебного материала | 6 | ОК 01, ОК 02, ОК 04, ЛР 01, ЛР 06, МР 02, МР 08, МР 09, ПРб 03, ПРб 04, ПРб 05, ПРб 09. |
1 | Роль Кубани в истории России. Территориальное и географическое положение Кубани. Своеобразие кубанского региона и его значение для России. Этническая карта Кубани. Цель и задачи курса Родная литература. | 4 |
2 | Русские писатели первой половины XIX в. о Кубани. События,связанные с Тмутараканским княжеством в «Истории государства Российского» Н.М.Карамзина. А. С. Пушкин на земле Кубани. «Кубански » фрагмент письма А.С.Пушкину (сентябрь 1820г.). Упоминание Тамани в поэме «Кавказский пленник». Заметки и письма А.С.Грибоедова о Кубани. М.Ю.Лермонтов, А.И.Одоевский и А.И.Полежаев на Кубани. |
Самостоятельная работа обучающихся | 2 |
Доклады на темы: «Начало литературной деятельности на Кубани» «Кубань в творчестве русских классиков» | |
Профессионально ориентированное содержание | Содержание учебного материала | 3 | |
Практическое занятие № 1 | 2 | ОК 04, ОК 06,ОК 07, ЛР 06, ЛР 07, МР 02, МР 09, ПРб 03, ПРб 04, ПРб 09. |
Работа с источниками информации (дополнительная литература, словари, тексты художественной литературы, электронные источники) |
Самостоятельная работа обучающихся | 1 |
Выписать в рабочую тетрадь 20 слов, характеризующие вид деятельности по специальности. |
Тема 2. Становление литературы и культуры духовного содержания | Содержание учебного материала | 6 | ОК 01, ОК 02, ОК 04, |
1 | Писательская организация Кубани. Появление первых литературно-художественных журналов и издательств. Литературный альманах «Кубаннь» и его роль в объединении писателей региона. «История Кубанского казачьего войска» Ф. А. Щербины. Роль церкви в культурном развитии казака. Церковно-приходские школы. Кубанский казачий хор. | 2 | ЛР 01, ЛР 04, ЛР 11, ЛР 12,МР 04, МР 08, ПРб 03, ПРб 07, ПРб 08, ПРб 10. |
Практическое занятие № 1 | 2 |
Социальная, гражданская тематика в стихотворениях И. Вараввы, В. Неподобы, К. Обойщикова. Выучить наизусть и сделать литературный анализ одного стихотворения(по выбору студентов). |
Самостоятельная работа обучающихся | 2 |
Сообщения на темы по выбору: - «Я. Г. Кухаренко – первый историк и первый кубанский писатель»; - «Роль Я.Г.Кухаренко,И.Д.Попко, Л.М.Серебрякова в становлении библиотечного дела»; - «Факторы, способствовавшие развитию культуры на Кубани в пореформенный период». |
Тема 3. Культура и образование на Кубани в предвоенные и военные годы | Содержание учебного материала | 6 | ОК 02, ОК 04, ОК 06, ОК 07, ЛР 01, ЛР 04, ЛР 11, МР 04, МР 08, ПРб 07, ПРб 08, ПРб 09. |
1 | Предвоенный период творчества. Романы А. Первенцева «Кочубей» (1937), «Над Кубанью» (1940). Публикация в Краснодаре романа А.Степанова «Порт-Артур». Н.Островский в Сочи. Основание Краснодарской филармонии (1939г.). Первая художественная школа в Армавире. | 4 |
2 | Культурная жизнь Кубани в годы ВОВ. Кубань в стихотворениях И. Сельвинского, фронтовых репортажах К. Симонова, публицистике Л. Леонова. Герой Советского Союза адыгейский поэт Х. Андрухаев. Создание объединенного краевого театра и передвижного театра миниатюр.Фронтовые концертные бригады. |
Самостоятельная работа обучающихся | 2 |
Подготовить рефераты на темы: - «Вклад Х. Андрухаева в культурную жизнь Кубани»; - «Ратный и трудовой подвиг кубанцев в литературе военных лет»; |
Тема 4. Кубанские писатели на фронтах Великой Отечественной войны | Содержание учебного материала | 6 | ОК 02, ОК 04, ОК 06, ОК 07, ЛР 01, ЛР 04, ЛР 11, МР 04, МР 08, ПРб 07, ПРб 08, ПРб 09. |
1 | Сражающаяся Кубань. Ратный и трудовой подвиг кубанцев в литературе военных лет: Евгений Петров «Птенчики майора Зайцева»; В.Катаев «Семья Игнатовых». Военная тематика в произведениях В.Василенко и П.И.Пронина «Мальчишки 41» и «Плацдарм». Особенности конфликта и авторской позиции повестей. | 4 |
2 | Казачьи соединения. Формирование добровольцев. Кубанцы на полях сражений в произведениях русских писателей: М.Шолохов «Донские рассказы», Г.Мирошниченко «Осада Азова». |
Самостоятельная работа обучающихся | 2 |
Подготовить сообщение на тему: - «Сравнительная характеристика произведений Б.Васильева, Ю.Бондарева «Батальоны просят огня», «А зори здесь тихие». - «Военная тематика в произведениях В. Василенко и П. И. Пронина». | |
Тема 5. Кубанская проза второй половины XX века | Содержание учебного материала | 3 | ОК 01, ОК 04, ОК 06, ЛР 01, ЛР 06, ЛР 11, МР 08, МР 09, ПРб 02, ПРб 03, ПРб 07. |
1 | Традиции кубанской прозы. Виталий Петрович Бардадым. Жизнь и творчество советского, российского краеведа. Традиция русской клас сической прозы в рассказе В. П. Бардадыма «Отец». Периодическая печать. Газеты «Советская Кубань», «Адыгейская правда». Возобновление издания молодёжной газеты «Комсомолец Кубани». | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся: | 1 |
Эссе на темы: - История казаков и казачества на страницах прозы Б.Тумасова «На рубежах южных». - «Историческое и художественное в произведениях Б. Тумасова». |
Тема 6. Культурная жизнь в середине 60-х – середине 80-х годов | Содержание учебного материала | 6 | ОК 01, ОК 04, ОК 06, ЛР 06, ЛР 11, ЛР 12, МР 04, МР 09, ПРб 03, ПРб 05, ПРб 07. |
1 | Новые писатели Кубани. Поколение кубанских литераторов: Ю.Абдашев, А.Знаменский. Л.Пасенюк – писатель-путешественник. Художественное своеобразие прозы Б.Е.Тумасова «На берегах южных». Начало кубанского периода творчества В. Лихоносова. | 4 |
2 | Библиотеки и музеи Кубани. Возрождение интереса к истории родного края, культуре казачества. Изучение фольклора Кубани. Музей Степановых в Тимашевске, мемориальные комплексы на Малой Земле в Новороссийске и на Сопке Героевв Крымском районе. |
Самостоятельная работа обучающихся | 2 | |
Для чтения и изучения. Б.Тумасов «На рубежах южных». Способы создания характера героя. Анализ произведения. Поиск идеи и темы произведения. Подготовить сообщение на тему: «Роль библиотек в сохранении традиций, обычаев и образов кубанского казачества». Кубанский войсковой этнографический и естественноисторический музей. Е.Д. Фелицына. |
Тема 7. Особенности тематики женской лирики | Содержание учебного материала | 3 | ОК 02, ОК 07, ОК 09, ЛР 04, ЛР 07, ЛР 11, МР 02, МР 08, МР 09, ПРб 03, ПРб 05, ПРб 08, ПРб 09, ПРб 10. |
1 | Женская лирика. Творчество В.Г. Сааковой, Н.Т.Василининой, Е. Поздняковой. | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся | 1 |
Сообщение на тему: «Философское осмысление слова и роли поэта в стихотворениях В. Г. Сааковой, Н.Т.Василининой, Е. Поздняковой». Чтение и анализ текстов на выбор обучающихся. |
Тема 8. Кубанская поэзия второй половины XX века | Содержание учебного материала | 9 | ОК 04, ОК 07, ОК 09, ЛР 01, ЛР 04, ЛР 11, ЛР 12, МР 04, МР 08, МР 09, ПРб 02, ПРб 04, ПРб 05, ПРб 06, ПРб 08, ПРб 09. . |
1 | Лирический герой. Образ лирического героя и образ мира в стихах В. Бакалдина, Т. Голуб, С. Хохлова. | 4 |
2 | Христианские мотивы. Небесное и земное в лирике И.А.Данькова и Т.Н.Соколовой в контексте христианской поэтической традиции. |
Практическое занятие № 2 | 2 |
Жизнь и творческий путь поэтов XX века. Чтение наизусть и анализ стихотворений по выбору обучающихся. |
Самостоятельная работа обучающихся | 3 |
Подготовить сообщение на тему: «Философские мотивы поэзии Н. Зиновьева, В. Бакалдина». Подготовка презентации. Для заучивания наизусть: В.Бакалдин «Я не рос среди берёз», «Каков я есть, покажет время», «Краснодарская быль». |
Профессионально ориентированное содержание | Содержание учебного материала | 3 | ОК 02, ОК 07, ОК 09, ЛР 04, ЛР 07, ЛР 11, МР 02, МР 08, МР 09, ПРб 03, ПРб 04,ПРб 05, ПРб 08, ПРб 10. |
Практическое занятие №2 | 2 |
Самобытность творчества Ивана Вараввы и Виталия Бакалдина. Выучить стихотворение И.Ф. Вараввы «Жатки», «Стоит пшеница на Кубани». В. Бакалдин «Стихи о хлебе». Подготовить литературный анализ. |
Самостоятельная работа обучающихся | 1 |
Записать в рабочую тетрадь пословицы о хлебе и выписать из фольклорного жанра все имеющиеся средства художественной выразительности. | |
Тема 9. Традиция русской классической прозы | Содержание учебного материала | 3 | ОК 02, ОК 06, ОК 07, ЛР 01, ЛР 06, ЛР 11, ЛР 12, МР 04, МР 08, ПРб 04, ПРб 05, ПРб 06, ПРб 07, ПРб 08,ПРб 09, ПРб 10. |
1 | В. И. Лихоносов. Роман «Наш маленький Париж: ненаписанные воспоминания» (1978—1983). Прошлое и настоящее, художественное и историческое в романе. Образ города и способы его создания. Традиции гоголевской прозы в повествовании В. Лихоносова. | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся | 1 |
Реферат на тему: «У войны не женское лицо» по повести Б. Л.Васильева «А зори здесь тихие» и П.И. Пронина «Мужество выбора и ответственности» по повести Ю.Бондарева «Батальоны просят огня». |
Тема 10. Произведения кубанских писателей для детей и юношества | Содержание учебного материала | 2 | ОК 04, ОК 06, ОК 09, ЛР 06, ЛР 07, ЛР 12, МР 02, МР 09, ПРб 03, ПРб 04,ПРб 05, ПРб 06,ПРб 07, ПРб 10. |
1 | Проза Виктора Логинова. «Сказание о первой любви», «Олег и Ольга» - сложность и многообразие человеческих характеров. Юрий Сальников «Папа Коля» взрослые и дети в романе | 1 |
Самостоятельная работа обучающихся | 1 |
Подготовить сообщение на тему: «При чтении произведений В. Сальникова обратить внимание на взаимоотношения взрослых и детей, проследить авторскую позицию на примере повести «Папа Коля». |
Дифференцированный зачет | 2 |
| Всего: | 58 |
3.1 Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены следующие специальное помещение: кабинет русского языка и литературы
Помещение кабинета соответствует требованиям Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2 № 178–02): оснащено типовым оборудованием, в том числе специализированной учебной мебелью и средствами обучения, необходимыми для выполнения требований к уровню подготовки обучающихся.
2. № 170-ФЗ от 23.07.2013, № 203-ФЗ от 25.11.2013, № 317-ФЗ от 03.02.2014,
03.02.2014 № 15-ФЗ, от 05.05.2014 № 84-ФЗ, от 27.05.2014 № 135-ФЗ, от 04.06.2014.
3. № 148-ФЗ, с изменениями, внесенными Федеральным законом от 04.06.2014 № 145-ФЗ).
4. Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования» зарегистрирован в Минюсте РФ 07.06.2012 № 24480). И т.д.