Рабочая программа_Чтение на родном языке-русском_1-4 классы
Рабочая программа_Чтение на родном языке-русском_1-4 классы
Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствует требованиям федерального государственного стандарта начального общего образования, поэтому в программу не внесено никаких изменений.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа_Чтение на родном языке-русском_1-4 классы»
Пояснительная записка к предмету
«Литературное чтение на родном языке (русском)»
Программа разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.
В систему предметов общеобразовательной школы предметная область «Родной язык и литературное чтение на родном языке» включена приказом Минобрнауки от 31.12.2015года №1577.
2. Цели и задачи данной программы, особенности программы
Изучение данной предметной области должно обеспечить:
воспитание ценностного отношения к родному языку и родной литературе как хранителю культуры, включение в культурно-языковое поле своего народа;
приобщение к литературному наследию своего народа;
формирование причастности к свершениям и традициям своего народа, осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение культуры народа;
обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета;
получение знаний о родном языке как системе и как развивающемся явлении, о его уровнях и единицах, о закономерностях его функционирования, освоение базовых понятий лингвистики, формирование аналитических умений в отношении языковых единиц и текстов разных функционально-смысловых типов и жанров.(из Приказа 1577)
3. Изменения, внесенные в авторскую и учебную программу
и их обоснование
Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствует требованиям федерального государственного стандарта начального общего образования, поэтому в программу не внесено никаких изменений.
4. Название учебно-методического комплекта (учебник, согласно перечню учебников, утвержденных приказом Минобрнауки РФ), используемого для достижения поставленной цели в соответствии
с образовательной программой учреждения
5. Количество учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа, в том числе количество часов для проведения контрольных, лабораторных, практических работ, экскурсий, проектов исследований
Учебные занятия в МБОУ СОШ №27 г. Белгорода по этому предмету проводятся один раз в неделю в первом полугодии учебного года.
В первом классе – 16 ч (16 учебных недель), во втором – четвёртом классе – 17 ч (17 учебных недель), так как по учебному плану МБОУ СОШ №27 г. Белгорода – 34 учебные недели.
Контрольные работы по предмету «Чтение на родном языке (русском)» не предусмотрены.
6. Формы организации учебного процесса и их сочетание, а также преобладающие формы текущего контроля
знаний, умений, навыков
Программа предусматривает проведение (комбинированных, контрольных, коррекционных) уроков с использованием фронтальной, групповой, индивидуальной работы, работы в парах. В основе уроков лежит системно-деятельностный подход. Основной формой общения учителя и обучающихся, обучающихся друг с другом является учебный диалог.
Основными формами текущего контроля являются: устный опрос, тестовые задания, проверочные работы.
Общая характеристика учебного предмета
«Литературное чтение на родном языке (русском)»
Ведущая идея настоящего курса – обучение литературному чтению на родном (русском) языке.
Данный курс закладывает основы интеллектуального, речевого, эмоционального развития младших школьников, умение пользоваться устным и письменным родным языком. Курс «Литературное чтение на родном языке» обеспечивает достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения ООП, успешность изучения других предметов учебного плана в начальной школе.
Программа направлена на решение следующих целей:
совершенствование норм и условий для полноценного функционирования и развития русского языка как государственного языка Российской Федерации и как языка межнационального общения;
обучение русскому языку детей младшего школьного возраста как средству укрепления русского языка (как родного).
Достижение поставленных целей изучения родного языка обеспечивается решением следующих задач:
формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
развитие диалогической и монологической устной и письменной речи на родном языке, коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой деятельности на родном языке.
III. Описание места учебного предмета
«Литературное чтение на родном языке (русском)»
в учебном плане
Рабочая программа по предмету «Литературное чтение на родном языке (русском)» составлена на основе требований к предметным результатам освоения основной образовательной программы, представленной в федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования.
На этот предмет учебным планом МБОУ СОШ №27 г. Белгорода выделяется 67 часов (16 ч – на изучение литературного чтения на родном языке в 1 классе, по 17 ч – в 2-4-х классах: 1 ч в неделю в первом полугодии учебного года.
Предмет «Литературное чтение на родном языке (русском)» входит в образовательную область «Родной язык и чтение на родном языке».
Как курс, имеющий частный характер, школьный курс предмета «Литературное чтение на родном языке (русском)» опирается на содержание основного курса, представленного в образовательной области «Русский язык и литературное чтение», сопровождает и поддерживает его. Основные содержательные линии настоящей программы соотносятся с основными содержательными линиями основного курса литературного чтения в начальной школе, но не дублируют их и имеют преимущественно практико-ориентированный характер.
Предмет «Литературное чтение на родном языке (русском)» занимает особое место среди предметов, входящих в учебный план начальной школы. Русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения, и его изучение способствует формированию у младших школьников представлений о языке как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания.
Специфика предмета «Литературное чтение на родном языке (русском)» заключается в его тесной взаимосвязи со всеми учебными предметами, особенно с литературным чтением и русским языком. Успехи в изучении данного предмета во многом определяют результаты освоения других школьных дисциплин. Русский язык является для учащихся основой всего процесса обучения, средством развития мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности.
IV. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета «Литературное чтение на родном языке (русском)»
V. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
«Литературное чтение на родном языке (русском)»
Личностные результаты:
• формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций многонационального российского общества;
• формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур;
• воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;
• развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
• формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;
• овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;
• принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
• развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;
• развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;
• наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД
• осмыслять цели изучения темы, под руководством учителя, толковать их в соответствии с изучаемым материалом урока, сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её в ходе урока по просьбе учителя);
• планировать свои действия на отдельных этапах урока, восстанавливать содержание произведения по серии сюжетных картин (картинному плану); контролировать выполненные задания с опорой на эталон (образец) или по алгоритму, данному учителем; оценивать результаты собственных учебных действий (по алгоритму, заданному учителем);
• определять границы своего знания и незнания по изучаемой теме. Фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость/ неудовлетворённость, позитивно относиться к своим успехам, стремиться к улучшению результата;
• анализировать причины успеха/неуспеха, формулировать их в устной форме по просьбе учителя; осваивать с помощью учителя позитивные установки.
Познавательные УУД
• понимать и толковать условные знаки и символы для передачи информации (условные обозначения, выделения цветом, оформление в рамки и пр.);
• пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении слов и предложений; понимать устройство слова, различать его содержание и форму (значение и звучание) с помощью моделей слов, стимулирующих развитие воссоздающего и творческого воображения; сравнивать и сопоставлять произведения между собой, называя общее и различное в них (художественные и научно-познавательные тексты) под руководством учителя; сопоставлять эпизод из литературного произведения с иллюстрацией, с пословицей (поговоркой). Анализировать поведение литературного героя, его поступок по вопросу, предложенному учителем. Строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 2-4 предложений;
• осознавать сущность малых фольклорных жанров устного народного творчества и литературных произведений как часть родной национальной культуры;
• осознавать смысл понятий: слово, предложение, текст, план текста, вопрос к тексту, пословицы и поговорки, тему, жанр;
• проявлять индивидуальные творческие способности при составлении загадок, песенок, потешек, в процессе чтения по ролям и инсценировании, при выполнении проектных заданий;
• включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение проблем, проявлять инициативу и активность в ходе беседы;
• формулировать вопросы к собеседнику. Строить рассуждение и доказательство своей точки зрения из 3-4 предложений.
• строить связное высказывание из 3-4 предложений по предложенной теме. Слушать партнёра по общению, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
• аргументировать свою точку зрения в процессе размышлений над поступками литературных героев, оценивать поступок героя, используя доступные оценочные средства.
Предметные результаты:
Обучающиеся научатся:
Виды речевой и читательской деятельности
• воспринимать на слух различные виды текстов;
• различать понятие «добро» и «зло» на основе прочитанных рассказов и сказок;
• принимать участие в коллективных беседах по прочитанным, прослушанным произведениям; отвечать на вопросы по содержанию на основе прослушанных и прочитанных самостоятельно вслух текстов;
• называть действующих лиц прочитанного или прослушанного произведения, обдумывать содержание их поступков, сопоставлять свои поступки с поступками литературных героев;
• читать и понимать жанры устного народного творчества;
Обучающиеся получат возможность научиться:
• при чтении отражать настроение автора читаемого текста.
Обучающиеся научатся:
Творческая деятельность
• читать, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы чтения;
• пересказывать текст подробно на основе картинного плана под руководством учителя;
• составлять высказывание на тему прочитанного или прослушанного произведения (это произведение о животных, о детях; главными героями являются…).
Обучающиеся получат возможность научиться:
• пересказывать текст подробно на основе коллективно составленного плана и под руководством учителя;
• составлять небольшие высказывания о ценности дружбы и ценности семейных отношений под руководством учителя;
• соотносить смысл своего высказывания со смыслом пословиц и поговорок о дружбе и семейных ценностях; употреблять пословицы и поговорки в соответствии с задачами, поставленными учителем;
Обучающиеся научатся:
Литературоведческая пропедевтика:
• различать произведения по жанру малые фольклорные формы, большие фольклорные формы;
• отличать прозаический текст от поэтического;
• называть героев произведения, давать их простейшую характеристику.
Обучающиеся получат возможность научиться:
• находить в текстах народных сказок факты, связанные с историей России, её культурой (традиции, костюмы, быт, праздники, верования);
• использовать знания о рифме, особенностях жанров (стихотворения, сказки, небылицы, песенки, потешки), особенностях юмористического произведения в своей литературно-творческой деятельности.
VI. Содержание учебного предмета «Литературное чтение на родном языке (русском)»
Аудирование (слушание). Восприятие на слух звучащей речи.
Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания. Умение задавать вопрос по услышанному учебному произведению.
Чтение вслух.
Постепенный переход от слогового к плавному, осмысленному, правильному чтению целыми словами вслух (скорость чтения в соответствии с индивидуальным темпом чтения), постепенное увеличение скорости чтения. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения.
Чтение про себя.
Осознание смысла произведения при чтении про себя доступных по объему и жанру произведений, осмысление цели чтения.
Работа с разными видами текста.
Общее представление о разных видах текста: художественного, учебного, научно-популярного и их сравнение. Определение целей и задач создание этих видов текста.
Библиографическая культура.
Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, сведения о художниках-иллюстраторах, иллюстрации. Виды информации в книге. Типы книг. Выбор книг на основе рекомендованного списка, открытого доступа к детским книгам в библиотеке.
Работа с текстом художественного произведения.
Пополнение понятиями литературоведческого характера: простейшими сведениями об авторе-писателе, о теме читаемого произведения, его жанре. Получение первоначальных представлений об изобразительных и выразительных возможностях словесного искусства (о «живописании словом», о метафоре, сравнении, олицетворении, ритмичности и музыкальности стихотворной речи).
Говорение (культура речевого общения).
Осознание диалога как вида речи и монолога как формы речевого высказывания. Особенности диалогического общения: понимание вопроса собеседника, умение отвечать на поставленные вопросы, умение самостоятельно составлять и задавать вопросы по тексту.
Круг детского чтения.
Круг чтения от класса к классу постепенно расширяет читательские возможности детей и их знания об окружающем мире, о своих сверстниках, об их жизни, играх, приключениях, о природе и ее охране, помогающие накоплению социально-нравственного опыта ребенка, обретению качеств «читательской самостоятельности».
Формирование умений узнавать и различать такие жанры литературных произведений, как сказка и рассказ, стихотворение и басня; определение художественных особенностей произведений: лексика, построение (композиция).
Работа с текстом художественного произведения
Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием.
Понимание нравственно-эстетического содержания прочитанного произведения, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка (синонимов, антонимов, сравнений, эпитетов), последовательное воспроизведение эпизодов с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ.
Характеристика героя произведения: портрет, характер, выраженные через поступки и речь. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имён героев.
Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей).
Развитие наблюдательности при чтении поэтических текстов. Развитие умения предвосхищать (предвидеть) ход развития сюжета, последовательности событий.
Творческая деятельность обучающихся (на основе литературных произведений)
Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация, устное словесное рисование, знакомство с различными способами работы с деформированным текстом и использование их (установление причинно-следственных связей, последовательности событий. Развитие умения различать состояние природы в различные времена года, настроение людей, оформлять свои впечатления в устной или письменной речи. Сравнивать свои тексты с художественными текстами-описаниями, находить литературные произведения, созвучные своему эмоциональному настрою, объяснять свой выбор.
VII. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся
1 класс
№ п/п
Тема
Кол-во часов
1
Великий, могучий русский язык – родной язык русского народа
«С чего начинается Родина»
М. Матусовский. С чего начинается Родина
В. Степанов. Что мы Родиной зовём
Пословицы и поговорки о Родине
Путешествие по страницам детского журнала «Большая переменка»
«Русский язык – родной язык русского народа»
М. Крюков. Много языков на свете разных
О. Я. Яковенко. Русский язык
Сухарев А. Сказка о Великом могучем русском языке
Пословицы и поговорки о языке и речи, о силе доброго и злого слова
Р.И.Карагодина. «У меня надежный друг», «Волны ходят ходуном»
3
6
Наша Родина – Россия
Стихотворения о Родине
Моя малая Родина (стихотворения о Белгородчине)
Рассказы о защитниках Родины.
Их имена – наша гордость! (стихотворения М.Ф.Хорхординой, рассказы Л.Т.Кузубова, Б.И.Осыкова)
2
7
Детская периодическая печать
По страницам детских журналов
По страницам журнала «Большая переменка»
1
4 класс
№п/п
Тема
Кол-во часов
1
Вводный урок курса литературное чтение на родном языке
1
2
«Расскажу вам сказку…»
Ю.М. Литвинов, В. Шаповалов (местные писатели)
2
3
«Люблю природу русскую…» (Зима)
И. Чернявская, Е. Дубравный, В. Колесник, В. Черкесов, Н. Чернухин, Ю. Макаров
(местные поэты).
1
4
« Русские писатели – детям»
Б. Житков, А. Волков, Б. Заходер, А. Куприн, М Зощенко, Л. Пантелеев, Н. Сладков, И. Соколов – Микитов, К. Паустовский.
3
5
«Страна детства»
Н. Носов, В. Драгунский, В. Осеева, А Гайдар, С. Михалков, Ю. Яковлев, К. Ушинский. М. Горький.
3
6
« Люблю природу русскую...» (Весна)
А.К. Филатов, В Раевский, А Никитенко, Брагина Л., Н. Страхов, М.Н. Дьяченко
(местные поэты).
1
7
« О братьях наших меньших»
Е. Чарушин, В Бианки, В.П.Астафьев, М. Пришвин.
2
8
« Суровые военные годы»
В. Катаев, Б. Полевой, Л. Воронкова, Алексеев, С. Баруздин, В. Богомолов, А. Митяев, Л. Кассиль, А. Лиханов.
2
9
«Скоро лето»
О. Сикарев, Л. Кузубов, Н. Дроздова, А. Алексейченко, Н. Молчан, Л. Неженцева
(местные поэты)
1
10
«Проверь себя»
1
III. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ (С РОДНЫМ (РУССКИМ) И РОДНЫМ (НЕРУССКИМ) ЯЗЫКОМ ОБУЧЕНИЯ)
1.
Учебно-методические комплекты по литературному чтению для 1-4 классов (программы, учебники, рабочие тетради и др.)
К
УМК выбираются с учетом типа школы с родным (русским) и родным (нерусским) языком обучения. В библиотечный фонд входят комплекты учебников, рекомендованные или допущенные МОН РФ. При комплектации библиотечного фонда целесообразно включить в состав книгопечатной продукции отдельные экземпляры учебников, не имеющие грифа. Они могут использоваться в качестве дополнительного материала
2.
Стандарт начального образования по литературному чтению
Д
С учетом типа школы с родным (русским) и родным (нерусским) языком обучения
3.
Примерная программа начального образования по литературному чтению на родном языке (русском):
Д
Вестник образования, №2, 2005 Выбирается с учетом типа школы с родным (русским) и родным (нерусским) языком обучения. Является основой для составления модифицированной программы (при необходимости)
4.
Методические пособия для учителя, дополнительная литература:
Д
Наряду с профессиональной литературой может быть периодическая печать (см. Приложение)
2. Печатные пособия
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ
1.
Комплекты для обучения грамоте (наборное полотно, набор букв, образцы письменных букв)
Используется как демонстрационный материал в период обучения грамоте, может работать на протяжении всего обучения в первом классе, чтобы дети имели возможность видеть образцы букв перед глазами.
В классе должен быть не менее одного комплекта.
2.
Касса букв и сочетаний (по возможности)
На уроках обучения грамоте и русского языка используется для фронтальной работы и работы в парах. Желательно иметь по одному комплекту на двух человек
3.
Таблицы к основным разделам грамматического материала, содержащегося в стандарте начального образования по русскому языку
Необходим как демонстрационный материал как на уроках изучения нового материала, так и на уроках закрепления знаний.
В классе должен быть один комплект.
4.
Наборы сюжетных (и предметных) картинок, репродукции картин в соответствии с тематикой, опреде-ленной в стандарте начального образования по русскому языку и литературному чтению (в том числе в цифровой форме)
Используется как демонстрационный материал для работы по развитию речи младших школьников, как на уроках русского языка, так и на уроках литературного чтения
5.
Словари всех типов по русскому языку и литературному чтению
В классе должны быть словари для фронтальной, групповой и самостоятельной индивидуальной работы, а также для работы в парах. Чаще всего (на каждом уроке) используются орфографические, толковые, этимологические словари при знакомстве с новыми словарными словами, при работе над орфографией сложных для младшего школьника слов.
6.
Детские книги разных типов и жанров из круга детского чтения
Для расширения кругозора чтения должна быть создана классная библиотечка. В ней должны быть как книги для демонстрации на выставке (например, при чтении рассказа Л.Н.Толстого «Акула», организуется выставка книг данного автора с другими его произведениями; при работе по теме «Русский фольклор» на выставке размещаются демонстрационные книги с народными сказками, книги с пословицами и т.п.), так и книги для индивидуального самостоятельного чтения.
7.
Портреты поэтов и писателей (в соответствии с обязательным минимумом)
Необходимо иметь в классе комплект для демонстрации портрета автора изучаемого произведения.
Материально-технические средства для реализации программы
Исходя из целей современного начального образования, предлагаемый перечень материально-технического обеспечения составлен с учетом следующих требований:
– обеспечение природосообразности обучения младших школьников (организации опыта чувственного восприятия, наглядности обучения);
– создание материально-технической поддержки процесса обучения, развития и воспитания младших школьников (расширение знаний, развитие мышления, речи, воображения; формирование коммуникативных, художественных, трудовых и др. умений и т.п.);
– создание условий для организации практической деятельности школьников (наблюдений, опытов, моделирования и пр.), а также элементарной художественной деятельности (рисования, конструирования и др.).
Демонстрационные и печатные пособия
– Магнитная доска.
– Наборное полотно.
– Комплект демонстрационных таблиц к «Русской азбуке» В.Г. Горецкого.
– Детские книги разных типов и жанров из круга детского чтения.
– Наборы сюжетных (и предметных) картинок в соответствии с тематикой, определенной в стандарте начального образования по литературному чтению (в том числе в цифровой форме).
– Набор портретов отечественных и зарубежных писателей и поэтов.
– Наборы иллюстраций к изучаемым произведениям.
– Настольные развивающие игры, литературное лото, викторины.
Технические средства обучения
– Персональный компьютер с принтером.
– Ксерокс (по возможности).
– Телевизор с диагональю не менее 72 см.
– Проектор для демонстрации слайдов.
– Мультимедийный проектор.
– Экспозиционный экран размером 150 Х 150 см.
– Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы по литературному чтению.
3. Экранно-звуковые пособия (могут быть в цифровом виде)
1.
Аудиозаписи.
Д
Коробки со звукозаписями располагают в секционном шкафу в нижних закрытых секциях (СанПиН п. 2.5.7.4).
Использование аудиозаписей в учебном процессе:
1. На уроках литературного чтения используются аудиозаписи художественного исполнения изучаемых произведений.
2.
Видеофильмы.
Д
Коробки с кинофрагментами располагают в секционном шкафу в нижних закрытых секциях (СанПиН п. 2.5.7.4).
Использование видеофильмов в учебном процессе:
1. Видеофильмы, соответствующие содержанию обучения литературному чтению.
3.
Слайды (диапозитивы)
Д
Коробки со слайдами располагают в секционном шкафу в нижних закрытых секциях. (СанПиН п. 2.5.7.4).
Использование слайдов в учебном процессе:
1. Слайды (диапозитивы), соответствующие содержанию обучения литературному чтению (иллюстрации к литературным произведениям).
4.
Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы
Д
Использование мультимедийных (цифровых) образовательных ресурсов в учебном процессе:
1. Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения литературному чтению.
4. Технические средства обучения (средства ИКТ)
В течение недели количество уроков с применением ТСО не должно превышать для обучающихся I ступени - 3 – 4 уроков (СанПиН п. 2.9.11.).
1.
Телевизор
Д
Телевизор цветной с диагональю экрана не менее 72 см располагается в зоне рабочего места учителя (СанПиН п. 2.5.6.1.).
.2.
Видеомагнитофон/видеоплейер
Д
Видеомагнитофон располагается в зоне рабочего места учителя (СанПиН п. 2.5.6.1.).
Длительность просмотра кинофильмов в 1– 4 классах 15-20 мин (СанПиН п. 2.9.11.,Таблица 4).
.3.
СD/DVD-проигрыватели
Д
Не рекомендуется в столе учителя устанавливать проигрыватель, т. к. стенки стола резонируют, и происходит искажение звука (СанПиН п. 2.5.6.2.).
4.
Музыкальный центр
Д
Не рекомендуется в столе учителя устанавливать магнитофон, т. к. стенки стола резонируют, и происходит искажение звука (СанПиН п. 2.5.6.2.).
5.
Слайд-проектор
Д
Длительность просмотра диапозитивов-слайдов в 1 – 2 классах 7 - 15 мин, в 3-4 классах – 15 - 20 мин (СанПиН п. 2.9.11.,Таблица 4).
6.
Мультимедийный проектор
Д
Для работы с экранными средствами обучения в классе необходимо оборудовать систему затемнения окон.
7.
Экран для мультимедийного проектора
Д
В кабинете должен быть экран с регулируемым углом наклона.
8.
Экран для оверхед-проектора
Д
В кабинете должен быть экран с регулируемым углом наклона. Проводить демонстрацию экранных изображений на стену не допускается. (СанПиН п. 2.5.3.4.)
9.
Экран для слайд-проектора
Д
В кабинете должен быть экран с регулируемым углом наклона. Проводить демонстрацию экранных изображений на стену не допускается. (СанПиН п. 2.5.3.4.)
10.
Столик для слайд-проектора
Д
В кабинете необходимо предусмотреть рациональное размещение проекционной аппаратуры.
11.
Столик для оверхед-проектора
Д
12.
Столик для мультимедийного проектора
Д
13.
Мультимедийный компьютер
Д
Тех. требования: графическая операционная система, привод для чтения-записи компакт-дисков, аудио-видео входы/выходы, возможность выхода в Интернет.
14.
Оверхед-проектор
Д
Во избежание порчи проекционные аппараты хранят в сухих, проветриваемых помещениях при температуре не ниже 15 ْ С под матерчатыми или специальными чехлами.
15.
Сканер
Д
Большое распространение в наше время приобрели устройства сканирования изображения, текстов, рисунков. Изображение преобразуется в цифровую форму для дальнейшей обработки компьютером или воспроизведения на экране монитора. Сканер распознает изображение, автоматически создает его электронную копию, которая может быть сохранена в памяти компьютера.
16.
Принтер лазерный А4
Д
Лазерные принтеры для формирования изображения используют лазерный луч. Лазерные принтеры обеспечивают высокое качество и скорость печати.
17.
Принтер струйный цветной А4
Д
Струйные принтеры для получения изображения используют чернила. Струйные принтеры дают изображение, по качеству близкое к типографическому.
18.
Фотокамера цифровая
Д
Цифровая фотокамера производит «захват» изображений электронным образом и сохраняет их в виде цифровых файлов, обеспечивая разнообразные возможности просмотра, редактирования и сохранения изображений, недоступные при использовании обычной фотокамеры.
19.
Видеокамера цифровая со штативом
Д
Цифровая видеозапись передает мельчайшие нюансы благодаря высокому разрешению изображения и динамичному звуку.
5. Игры и игрушки.
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ
Настольные развивающие игры, литературное лото, викторины
Ф
Игры могут быть использованы на уроках закрепления и обобщения знаний, на этапе актуализации знаний, при организации внеурочной деятельности и в процессе индивидуальной работы с учащимися.
Для характеристики количественных показателей используются следующие символические обозначения:
Д - демонстрационный экземпляр (не менее одного экземпляра на класс);
К - полный комплект (на каждого ученика класса);
Ф - комплект для фронтальной работы (не менее чем 1 экземпляр на двух учеников);
П - комплект, необходимый для работы в группах (1 экземпляр на 5 - 6 человек).
ИННОВАЦИОННЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ.
Для обеспечения образовательного процесса в соответствии с ФГОС необходимо наличие оборудованных кабинетов начальных классов на стационарной основе, или допустимы переносные варианты в соответствии с количеством учащихся (1 комплект или более). Для выполнения требований ФГОС по подпрограмме формированию ИКТ-грамотности младших школьников необходимо наличие компьютерного класса.
АППАРАТНАЯ ЧАСТЬ.
Вариант № 1 (предпочтительный, стационарный) для кабинета начальных классов.
1.
Персональный компьютер учителя
1
2.
Монитор ЖК: диагональ экрана – не менее 19"
1
3.
Акустическая система SVEN 2.0 SPS-700
1
4.
Проектор короткофокусный с настенным креплением или Проектор мультимедийный с крепежом для потолочного крепления
Принтер лазерный (формат А4, тип печати : черно-белый).
1
9.
Источник бесперебойного питания.
1
ПРОГРАММНАЯ ЧАСТЬ.
1.
Предустановленное системное ПО :Операционная система Microsoft Windows 7 Pro. Предустановленное офисное ПО : Microsoft OfficeProPlus 2010 RUS (с использованием академической лицензии).
1
Технические требования к оборудованию компьютерного класса
КОМПЬЮТЕРНЫЙ КЛАСС ДЛЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ (1 ПК учителя и 13 ПК учащихся, количество компьютеров учащихся зависит от количества учащихся в классах с учетом деления на подгруппы для проведения практических занятий).
Персональный компьютер учителя
1
Компьютер ученика
13
Монитор ЖК: диагональ экрана – не менее 19"
14
Проектор короткофокусный с настенным креплением или Проектор мультимедийный с крепежом для потолочного крепления.
1
Программное обеспечение управления классом и функционирования Системы контроля качества знаний с интегрированным набором контрольных тестов (презентаций) по различным темам предметов (лицензия на класс).
1
ПервоРобот LEGO WeDo. Комплект интерактивных заданий. Книга для учителя.
1
Конструктор ПервоРобот LEGO WeDo.
6-8
ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ
1.
Обучение грамоте. 1 класс.
1
2.
Программно-методический комплекс «Фантазеры. МУЛЬТИ творчество»
1
3.
Программно-методический комплекс «Академия младшего школьника: 1 – 4 класс»
1
4.
Программно-методический комплекс «Учимся изучать историю: работа с датами, картами, первоисточниками» (DVD-box, лицензия на класс).
1
5.
Программно-методический комплекс «Мир музыки» (DVD-box, лицензия на класс).
1
2.ТРАДИЦИОННЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ.
Предметная область «Филология».
.1.
Таблица демонстрационная «Алфавит. Печатные и рукописные буквы русского алфавита».
1
2.
Комплект таблиц демонстрационных «Обучение грамоте» (32 таблицы), формат 60 х 90 см.
1
3.
Комплект таблиц демонстрационных «Русский язык» с методическими рекомендациями (9 таблиц) для 1 класса, формат 60 х 90 см.
1
4.
Комплект таблиц демонстрационных «Русский язык» с методическими рекомендациями (15 таблиц) для 2 класса, формат 60 х 90 см.