kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по литературе для 7 класса. Автор учебника: В.Я.Коровина

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа составлена на основе федерального кампонента Государственного образовательного стандарта, рассчитана на 70 часов (2 часа в неделю).

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе для 7 класса. Автор учебника: В.Я.Коровина»

I.Пояснительная записка


Рабочая программа по литературе для 7 класса составлена на основе федерального компонента Государственного образовательного стандарта (утвержденного приказом Минобразования РФ от 5 марта 2004 года), примерной программы основного общего образования по литературе и авторской программы для 5 – 11 классов под редакцией В.Я.Коровиной (Программа общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы/ В.Я. Коровиной. -М.: «Просвещение», 2010.) Данная программа ориентирована на использование учебника для образовательных организаций «Литература. 7 класс» под редакцией В.Я Коровиной. -М.: «Просвещение», 2014. Рабочая  программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий разделы: пояснительная записка; требования к уровню подготовки обучающихся по данной программе; содержание тем учебного предмета; тематическое планирование; список литературы. Авторская программа рассчитана на 68 часов. В соответствии с учебным планом Погарской СОШ №2 данная программа изменена на 70 часов (35 учебных недель) из расчета 2 часа в неделю.

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

  • развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

  • освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

  • овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы и воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.

Задачи курса литературы 7 класса:

- развить у школьников устойчивый интерес к чтению, любовь к литературе;

- совершенствовать навыки выразительного чтения;

- сформировать первоначальные умения анализа с целью углубления восприятия и осознания идейно-художественной специфики изучаемых произведений;

- использовать изучение литературы для повышения речевой культуры учащихся;

- расширить кругозор уч-ся через чтение произведений различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике.

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

  • осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;

  • выразительное чтение художественного текста;

  • различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);

  • ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;

  • заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;

  • анализ и интерпретация произведения;

  • составление планов и написание отзывов о произведениях;

  • написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;

  • целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.

Литература – одна из важнейших частей образовательной области «Филология». Взаимосвязь литературы и русского языка обусловлена традициями школьного образования и глубинной связью коммуникативной и эстетической функции слова. Искусство слова раскрывает все богатство национального языка, что требует внимания к языку в его художественной функции, а освоение русского языка невозможно без постоянного обращения к художественным произведениям. Освоение литературы как учебного предмета - важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности учащегося. Литературное образование способствует формированию его речевой культуры.

Главная идея программы– изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора-  к древнерусской литературе, от неё - к русской литературе XVIII,  XIX,  XX веков. В программе соблюдена системная направленность. Так, в  7 классе — особенности труда писателя, его позиция, изображение человека как важнейшая проблема литературы (вертикаль). А также существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом из классов (горизонталь).

В 7 классе  расширяется круг чтения учеников, увеличивается объем самостоятельного чтения, усложняются эстетическая форма и содержание художественных произведений, большинство из которых уже не предназначено специально для детского чтения. Диалог с писателем становится возможным при условии дальнейшего развития системы читательских умений, совершенствования операционной стороны читательской деятельности. Увеличение в образовательном процессе доли собственного художественного творчества ребенка помогает ему осознать роль автора — творца художественного текста — и понять необходимость диалога читателя и автора.

   

II.Требования к уровню подготовки обучающихся по данной программе


1.В результате изучения литературы обучающиеся должны знать/понимать:

  • авторов и содержание изученных художественных произведений;

  • основные теоретические понятия, предусмотренные программой: фольклор, устное народное творчество, жанры фольклора; постоянные эпитеты, гипербола, сравнение; летопись (начальные представления); роды литературы (эпос, лирика, драма /начальные представления/); жанры литературы (начальные представления); баллада (начальные представления); литературная сказка; стихотворная и прозаическая речь; рифма, способы рифмовки; метафора, звукопись и аллитерация; фантастика в литературном произведении; юмор; портрет, пейзаж, литературный герой; сюжет, композиция литературного произведения; автобиографичность литературного произведения (начальные представления).

2. К концу 7 класса обучающиеся должны уметь:

  • выразительно читать эпические произведения за героя и за автора;

  • сопоставлять элементы художественных систем разных авторов и  определять их художественное своеобразие;

  • сопоставлять сюжеты и характеры героев разных авторов и определять их художественное своеобразие;

  • переходить от личных читательских оценок к пониманию авторского отношения к герою, жизненной ситуации;

  • видеть логику сюжета и обнаруживать в ней идею произведения;

  • определять тональность повествования, роль рассказчика в системе художественного произведения;

  • сопоставлять эпизод книги с его интерпретацией в других видах искусства (иллюстрации разных художников к одному произведению, разные киноверсии одной книги);

  • сочинять юмористический рассказ (или его фрагмент) по заданной модели;

  • использовать различные формы пересказа (с составлением планов разных типов, с изменением лица рассказчика и др.);

  • писать творческие работы, связанные с анализом личности героя (письма, дневники, журналы, автобиографии и др.);

  • отличать стихи от прозы, пользуясь сведениями о стихосложении.



III. Содержание тем учебного предмета

Введение (1 ч)

Изображение человека как важнейшая идейно-нравст­венная проблема литературы. Взаимосвязь характеров и обстоятельств в художественном произведении. Труд пи­сателя, его позиция, отношение к несовершенству мира и стремление к нравственному и эстетическому идеалу.

Устное народное творчество ( 4ч + 1ч)

Предания. Поэтическая автобиография народа. Устный рассказ об исторических событиях. «Воцарение Ивана Грозного», «Сороки-Ведьмы», «Петр и плотник».

Былины. «Вольга и Микула Селянинович». Вопло­щение в былине нравственных свойств русского народа, прославление мирного труда. Микула — носитель лучших человеческих качеств (трудолюбие, мастерство, чувство собственного достоинства, доброта, щедрость, физиче­ская сила).

Киевский цикл былин. «Илья Муромец и Соло­вей-разбойник». Бескорыстное служение Родине и на­роду, мужество, справедливость, чувство собственного достоинства — основные черты характера Ильи Муром­ца. (Изучается одна былина по выбору.) Для внеклас­сного чтения.

Новгородский цикл былин. «Садко». Своеобразие былины. Поэтичность. Тематическое различие Киевско­го и Новгородского циклов былин. Своеобразие былин­ного стиха. Собирание былин. Собиратели. (Для само­стоятельного чтения.)

«Калевала» — карело-финский мифологический эпос. Изображение жизни народа, его национальных тради­ций, обычаев, трудовых будней и праздников. Кузнец Ильмаринен и ведьма Лоухи как представители светлого и темного миров карело-финских эпических песен (Для внеклассного чтения).

Теория литературы. Предание (развитие пред­ставлений). Гипербола (развитие представлений). Былина. Руны. Мифологический эпос (начальные представления).

Пословицы и поговорки. Народная мудрость посло­виц и поговорок. Выражение в них духа народного языка.

Сборники пословиц. Собиратели пословиц. Меткость и точность языка. Краткость и выразительность. Прямой и переносный смысл пословиц. Пословицы народов ми­ра. Сходство и различия пословиц разных стран мира на одну тему (эпитеты, сравнения, метафоры).

Теория литературы. Героический эпос, афори­стические жанры фольклора. Пословицы, поговорки (развитие представлений).

Из древнерусской литературы (2ч)

«Поучение» Владимира Мономаха (отрывок), «По­весть о Петре и Февронии Муромских». Нравствен­ные заветы Древней Руси. Внимание к личности, гимн любви и верности.

Теория литературы. Поучение (начальные пред­ставления).

«Повесть временных лет». Отрывок «О пользе книг». Формирование традиции уважительного отношения к книге.

Теория литературы. Летопись (развитие пред­ставлений).

Из русской литературы XVIII века (2ч +1ч)

Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ об ученом и поэте.

«К статуе Петра Великого», «Ода на день вос­шествия на Всероссийский престол ея Величест­ва государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» (отрывок). Уверенность Ломоносова в буду­щем русской науки и ее творцов. Патриотизм. Призыв к миру. Признание труда, деяний на благо Родины важ­нейшей чертой гражданина.

Теория литературы. О да (начальные представ­ления).

Гавриил Романович Державин. Краткий рассказ о поэте. «Река времен в своем стремленьи...», «На птичку...», «Признание». Размышления о смысле жиз­ни, о судьбе. Утверждение необходимости свободы творчества.

Из русской литературы XIX века ( 23ч + 4ч + 3ч )

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о писателе.

«Полтава» («Полтавский бой»}, «Медный всадник»

(вступление «На берегу пустынных волн...»), «Песнь о вещем Олеге». Интерес Пушкина к истории России. Мастерство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. Выражение чувств любви к Родине. Сопоставление полководцев (Петра Карла XII). Авторское отношение к героям. Летописи источник «Песни о вещем Олеге». Особенности композиции. Своеобразие языка. Смысл сопоставления Олега волхва. Художественное воспроизведение быта и нрав Древней Руси.

Теория литературы. Баллада (развитие представлений).

«Борис Годунов» (сцена в Чудовом монастыре). Образ летописца как образ древнерусского писателя. Монолог Пимена: размышления о труде летописца как нравственном подвиге. Истина как цель летописного повествования и как завет будущим поколениям.

«Станционный смотритель». Изображение «маленького человека», его положения в обществе. Пробуждение человеческого достоинства и чувства протеста. Трагическое и гуманистическое в повести.

Теория литературы. Повесть (развитие представлений).

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ поэте.

«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Поэма об историческом прошлом Руси. Картины быта XVI века, их значение для понимания характеров и идеи поэмы. Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита Калашниковым человеческого достоинства, его готовность стоять за правду до конца.

Особенности сюжета поэмы. Авторское отношение к изображаемому. Связь поэмы с произведениями устно­го народного творчества. Оценка героев с позиций на­рода. Образы гусляров. Язык и стих поэмы.

«Когда волнуется желтеющая нива...», «Молит­ва», «Ангел».

Стихотворение «Ангел» как воспоминание об идеаль­ной гармонии, о «небесных» звуках, оставшихся в памя­ти души, переживание блаженства, полноты жизненных сил, связанное с красотой природы и ее проявлений. «Молитва» («В минуту жизни трудную...») — готовность ринуться навстречу знакомым гармоничным звукам, символизирующим ожидаемое счастье на земле.

Теория литературы. Фольклоризм литературы (развитие представлений).

Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о пи­сателе-

«Тарас Бульба». Прославление боевого товарище­ства, осуждение предательства. Героизм и самоотвер­женность Тараса и его товарищей-запорожцев в борьбе за освобождение родной земли. Противопоставление Остапа Андрию, смысл этого противопоставления. Пат­риотический пафос повести.

Особенности изображения людей и природы в по­вести.

Теория литературы. Историческая и фольклор­ная основа произведения. Роды литературы: эпос (раз­витие понятия).

Литературный герой (развитие понятия).

Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писа­теле.

«Бирюк». Изображение быта крестьян, авторское от­ношение к бесправным и обездоленным. Мастерство в изображении пейзажа. Художественные особенности рассказа.

Стихотворения в прозе. «Русский язык». Тургенев о богатстве и красоте русского языка. Родной язык как духовная опора человека. «Близнецы», «Два богача».

Нравственность и человеческие взаимоотношения. Теория литературы. Стихотворения в прозе.

Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о писателе.

«Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»). Исто­рическая основа поэмы. Величие духа русских женщин, отправившихся вслед за осужденными мужьями в Си­бирь. Художественные особенности исторических поэм Некрасова.

«Размышления у парадного подъезда». Б

та за судьбу народа. Своеобразие некрасовской музы. (Для чтения и обсуждения.)

Теория литературы. Поэма . Трехсложные размеры стиха (развитие понятия).

Алексей Константинович Толстой. Исторические баллады «Василий Шибанов»и Михайло Репнин». Воспроизведение исторического ритма эпохи. Правда и вымысел. Тема древнерусского «рыцарства», противостоящего самовластию.

Смех сквозь слезы, или «Уроки Щедрина

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин.

«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Нравственные пороки общества. Патриотизм генералов, трудолюбие и сметливость мужика. Осуждение покорности мужика. Сатира в «Повести «Дикий помещик». Для самостоятельного чтения Теория литературы. Гротеск (начальные представления).

Лев Николаевич Толстой.

«Детство». Главы из повести: «Классы», «Наталья Савишна», «Маман» и др. Взаимоотношения детей и взрослых. Проявления чувств героя, беспощадность к себе, анализ собственных поступков.

Теория литературы. Автобиографическое художественное произведение (развитие понятия). Герой- повествователь (развитие понятия).

Иван Алексеевич Бунин.

«Цифры». Воспитание детей в семье. Герой рассказа: сложность взаимопонимания детей и взрослых. «Лапти». Душевное богатство простого крестьянина. Смешное и грустное рядом, или «Уроки Чехова»

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе «Хамелеон». Живая картина нравов. Осмеяние трусости и угодничества. Смысл названия рассказа. «Говорящие фамилии» как средство юмористической харак­теристики.

«Злоумышленник», «Размазня». Многогранность ко­мического в рассказах А. П. Чехова. (Для чтения и обсуж­дения.)

Теория литературы. Сатира и юмор как формы комического (развитие представлений).

«Край ты мой, родимый край!»

Стихотворения русских поэтов XIX века о родной природе.

В. Жуковский. «Приход весны»; И. Бунин. «Родина»; А. К. Толстой. «Край ты мой, родимый край...», «Благо­вест». Поэтическое изображение родной природы и вы­ражение авторского настроения, миросозерцания.

Из русской литературы XX века (17ч +4ч +2ч)

Максим Горький. Краткий рассказ о писателе.

«Детство». Автобиографический характер повести. Изображение «свинцовых мерзостей жизни». Дед Каширин. «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни» (Алеша, бабушка, Цыганок, Хорошее Дело). Изображе­ние быта и характеров. Вера в творческие силы народа.

«Старуха Изергиль» («Легенда о Данко»).

Теория литературы. Понятие о теме и идее произведения (начальные представления). Портрет как средство характеристики героя.

Владимир Владимирович Маяковский. Краткий рассказ о писателе.

«Необычайное приключение, бывшее с Владими­ром Маяковским летом на даче». Мысли автора о ро­ли поэзии в жизни человека и общества. Своеобразие стихотворного ритма, словотворчество Маяковского.

«Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир: безразличие, бессердечие мещанина и гуманизм, доброта, сострадание лирического героя стихотворения.

Теория литературы. Лирический герой (начальные представления). Обогащение знаний о ритме и рифме. Тоническое стихосложение (начальные представления).

Леонид Николаевич Андреев. Краткий рассказ о писателе.

«Кусака», Чувство сострадания к братьям нашим меньшим, бессердечие героев. Гуманистический пафос произведения.

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.

«Юшка». Главный герой произведения, его непо­хожесть на окружающих людей, душевная щедрость. Любовь и ненависть окружающих героя людей. Юш­ка — незаметный герой с большим сердцем. Осозна­ние необходимости сострадания и уважения к челове­ку. Неповторимость и ценность каждой человеческой личности.

«В прекрасном и яростном мире». Труд как нрав­ственное содержание человеческой жизни. Идеи доб­роты, взаимопонимания, жизни для других. Своеоб­разие языка прозы Платонова (для самостоятельного чтения).

Борис Леонидович Пастернак. Слово о поэте. «Июль», «Никого не будет в доме...». Картины при­роды, преображенные поэтическим зрением Пастер­нака. Сравнения и метафоры в художественном мире поэта.

На дорогах войны

Интервью с поэтом — участником Великой Отечест­венной войны. Героизм, патриотизм, самоотвержен­ность, трудности и радости грозных лет войны в стихо­творениях поэтов — участников войны: А. Ахматовой, К. Симонова, А. Твардовского, А. Суркова, Н. Тихо­нова и др. Ритмы и образы военной лирики.

Теория литературы. Публицистика. Интервью как жанр публицистики (начальные представления).

Федор Александрович Абрамов. Краткий рассказ

о писателе. «О чем плачут лошади». Эстетические и нравственно-экологические проблемы, поднятые в рас­сказе.

Теория литературы. Литературные традиции.

Евгений Иванович Носов. Краткий рассказ о писа­теле.

«Кукла» («Акимыч»), «Живое пламя». Сила внутрен­ней, духовной красоты человека. Протест против равно­душия, бездуховности, безразличного отношения к окружающим людям, природе. Осознание огромной ро­ли прекрасного в душе человека, в окружающей приро­де. Взаимосвязь природы и человека.

Юрий Павлович Казаков. Краткий рассказ о писа­теле.

«Тихое утро». Взаимоотношения детей, взаимопо­мощь, взаимовыручка. Особенности характера геро­ев — сельского и городского мальчиков, понимание окружающей природы. Подвиг мальчика и радость от собственного доброго поступка.

«Тихая моя Родина»

Стихотворения о Родине, родной природе, собствен­ном восприятии окружающего (В. Брюсов, Ф. Сологуб, С. Есенин, Н. Заболоцкий, Н. Рубцов). Человек и при­рода. Выражение душевных настроений, состояний чело­века через описание картин природы. Общее и индивиду­альное в восприятии родной природы русскими поэтами.

Александр Трифонович Твардовский. Краткий рас­сказ о поэте.

«Снега потемнеют синие...», «Июль — макушка лета...», «На дне моей жизни...». Размышления поэта о взаимосвязи человека и природы, о неразделимости судьбы человека и народа.

Теория литературы. Лирический герой (разви­тие понятия).

Дмитрий Сергеевич Лихачев. «Земля родная»

(главы из книги). Духовное напутствие молодежи.

Теория литературы. Публицистика (развитие представлений). Мемуары как публицистический жанр (начальные представления).

Писатели улыбаются, или Смех Михаила Зощенко

М. Зощенко. Слово о писателе. Рассказ Беда». Смешное и грустное в рассказах писателя.

Песни на слова русских поэтов XX века

А. Вертинский. «Доченьки»; И. Гофф. «Русское поле»; Б. Окуджава. «По смоленской дороге...».

Лирические размышления о жизни, быстро текущем времени. Светлая грусть переживаний.

Из литературы народов России ( 1ч)

Расул Гамзатов. Краткий рассказ о дагестанском поэте.

«Опять за спиною родная земля...», «Я вновь пришел сюда и сам не верю...» (из цикла «Восьмистишия»), «О моей Родине».

Возвращение к истокам, основам жизни. Осмысление зрелости собственного возраста, зрелости общества, дружеского расположения к окружающим людям, разных национальностей. Особенности художественной образности дагестанского поэта.

Из зарубежной литературы ( 4ч + 1ч)

Роберт Бернс. Особенности творчества.

«Честная бедность». Представления народа о справедливости и честности. Народно-поэтический характер произведения.

Джордж Гордон Байрон. «Ты кончил жизни путь герой!». Гимн герою, павшему в борьбе за свободу Родины.

Японские хокку (трехстишия). Изображение жизни природы и жизни человека в их нерасторжимом единстве на фоне круговорота времен года. Поэтическая кар­тина, нарисованная одним-двумя штрихами.

Теория литературы. Особенности жанра хокку (хайку).

О. Генри. «Дары волхвов». Сила любви и преданно­сти. Жертвенность во имя любви. Смешное и возвышен­ное в рассказе.

Рей Дуглас Брэдбери. «Каникулы».

Фантастические рассказы Рея Брэдбери как выраже­ние стремления уберечь людей от зла и опасности на Земле. Мечта о чудесной победе добра.














VI.Тематическое планирование


урока


Наименование разделов и тем

Дата

Домашнее

задание

Примечание

по плану

факт.

1 четверть

Введение 1ч

1

Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы. Взаимосвязь характеров и обстоятельств в художественном произведении. Труд писателя, его позиция, отношение к несовершенству мир стремление к нравственному и эстетическому идеалу.

5.09


С.3-5,задания 1,2


Устное народное творчество

4ч + 1ч

2

Предания. Поэтическая автобиография народа. «Вольга и Микула Селянинович». Воплощение в былине нравственных свойств русского народа, прославление мирного труда. Микула — носитель лучших человеческих качеств (трудолюбие, мастерство, чувство собственного достоинства, доброта, щедрость, физическая сила).

7.09


С.7-23, выразит.чтение былины


3

Киевский цикл былин. «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Бескорыстное служение Родине и народу, мужество, справедливость, чувство собственного достоинства — основные черты характера Ильи Муромца.

12.09


Задания 1-5

(с.36)


4

Новгородский цикл былин. «Садко». Своеобразие былины. Поэтичность. Тематическое различие Киевско го и Новгородского циклов былин. Своеобразие былин ного стиха. Собирание былин. Собиратели.

14.09


С.24-35,

задания 1-4


5

Развитие речи. Подготовка к домашнему сочинению по былинам.

19.09


сочинение


6

Пословицы и поговорки. Народная мудрость посло­виц и поговорок. Выражение в них духа народного языка.

«Калевала» — карело-финский мифологический эпос.

21.09


С.38-44,С.60-67, творческое задание на с.68


Из древнерусской литературы 2ч

7

«Повесть временных лет». «Поучение» Владимира Мономаха. Нравствен­ные заветы Древней Руси. Внимание к личности.

26.09


С.69-73, составл. поучения


8

«По­весть о Петре и Февронии Муромских». Гимн любви и верности.


28.09


С.73-82, пересказ


Из русской литературы

XVIII века 2ч +1ч

9

Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ об ученом и поэте. «К статуе Петра Великого», «Ода на день вос­шествия на Всероссийский престол ея Величест­ва государыни Императрицы Еписаветы Петровны 1747 года» (отрывок). Уверенность Ломоносова в буду­щем русской науки и ее творцов. Патриотизм. Призыв к миру. Признание труда, деяний на благо Родины важ­нейшей чертой гражданина.

3.10


С.84-88, чтение наизусть


10

Гавриил Романович Державин. Краткий рассказ о поэте. «Река времен в своем стремленьи...», «На птичку...», «Признание». Размышления о смысле жиз­ни, о судьбе. Утверждение необходимости свободы творчества.

5.10


С.89-91, выраз.чтение


11

Внеклассное чтение. Басни И.А.Крылова. Рассказ и мораль в баснях.

10.10




Из русской литературы XIX века

23ч + 4ч + 3ч


12

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о писателе.

«Полтава» («Полтавский бой»). Интерес Пушкина к истории России, мастерство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. Выражение чувства любви к Родине. Сопоставление полководцев (Петр I и Карла XII).

12.10


С.93-96,чтение наизусть


13

Александр Сергеевич Пушкин «Медный всадник». Выражение чувства любви к Родине. Прославление деяний Петра I.

17.10


С.98-100, выраз.чтение


14

Александр Сергеевич Пушкин «Песнь о вещем Олеге». Летописный источник «Песни о вещем Олеге». Особенности композиции. Своеобразие языка. Смысл сопоставления Олега и волхва. Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси.

19.10


С.102-107,выразит. чтение баллады


15

«Борис Годунов» (сцена в Чудовом монастыре}. Образ летописца как образ древнерусского писателя. Монолог Пимена: размышления о труде летописца как о нравственном подвиге. Истина как цель летописного повествования и как завет будущим поколениям.

24.10


С.111-118, инсценированное чтение отрывка


16

«Станционный смотритель». Изображение «маленького человека», его положения в обществе. Пробуждение человеческого достоинства и чувства протеста. Трагическое и гуманистическое в повести.

26.10


С.121-134, задания 1-5 (с.134)


17

Внеклассное чтение. А.С.Пушкин «Метель». Решающая роль случая в жизни людей.

31.10




18

Михаил Юрьевич Лермонтов.

«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Поэма об историческом прошлом Руси. Картины быта XVI века, их значение для понимания характеров и идеи поэмы. Тест.

2.11


С.137-158, задания 1-3 (с.258)


2 четверть

19

Михаил Юрьевич Лермонтов.

«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Особенности сюжета поэмы. Авторское отношение к изображаемому.

14.11


Развертый ответ на вопрос


20

Развитие речи. Характеристика героев поэмы М. Ю.Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».

16.11


Характеристика героя


21

Михаил Юрьевич Лермонтов.

«Когда волнуется желтеющая нива...». Стихотворение «Ангел» как воспоминание об идеаль­ной гармонии, о «небесных» звуках, оставшихся в памя­ти души, переживание блаженства, полноты жизненных сил, связанное с красотой природы и ее проявлений. «Молитва» — готовность ринуться навстречу знакомым гармоничным звукам, символизирующим ожидаемое счастье на земле.

21.11


С.162-164, чтение наизусть


22

Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о пи­сателе «Тарас Бульба». Прославление боевого товарище­ства, осуждение предательства.

23.11


С.167-170,биограия Гоголя, повесть «Тарас Бульба»


23

Героизм и самоотвер­женность Тараса и его товарищей-запорожцев в борьбе за освобождение родной земли.

28.11


С.170-235,задание 4 на с.236


24

Противопоставление Остапа Андрию, смысл этого противопоставления. Пат­риотический пафос повести.

30.11


Сравнит. хар-ка героев


25

Особенности изображения людей и природы в по­вести.

5.12


Задание 3 на с.236


26

Развитие речи. Подготовка к написанию сочинения по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба».

7.12


Сочинение


27

Развитие речи. Написание сочинения по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба».

12.12




28

Вн.чт. Н.В.Гоголь. «Вечера на хуторе близ Диканьки». Поэтизация народной жизни, народных преданий.

14.12




29

Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писа­теле.

«Бирюк». Изображение быта крестьян, авторское от­ношение к бесправным и обездоленным. Мастерство в изображении пейзажа. Художественные особенности рассказа.

19.12


С.238-249, художеств. пересказ текста


30

Стихотворения в прозе. «Русский язык». Тургенев о богатстве и красоте русского языка. Родной язык как духовная опора человека. «Близнецы», «Два богача». Нравственность и человеческие взаимоотношения. Контрольный тест за I полугодие.

21.12


С.250-252, чтение наизусть

стих. «Русский язык


31

Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о писателе.

«Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»), Историческая основа поэмы. Величие духа русских женщин, отправившихся вслед за осужденными мужьями в Сибирь. Художественные особенности исторических поэм Некрасова.

26.12


С.254-272, выразит. чтение


32

«Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа. Своеобразие некрасовской музы.

28.12


С.273-277, выраз.чтение


3 четверть

33

Алексей Константинович Толстой. Слово о поэте Исторические баллады «Василий Шибанов» и «Князь Михайло Репнин». Воспроизведение исторического колорита эпохи. Правда и вымысел. Тема древнерусского «рыцарства», противостоящего самовластию.

16.01


С.279-287, задания 1-9 на с.288


34

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Нравственные пороки общества. Паразитизм генералов, трудолюбие и сметливость мужика. Осуждение покорности мужика. Сатира в «Повести...»

18.01


С.289-301, задания на с.301


35

Внеклассное чтение. Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин «Дикий помещик». Обличение социальных пороков.

23.01




36

Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе.

«Детство». Главы из повести: «Классы», «Наталья Савишна», «Маман» и др. Взаимоотношения детей взрослых. Проявления чувств героя, беспощадность к себе, анализ собственных поступков.

25.01


С.305-321, пересказ главы (на выбор уч-ся)


37

Антон Павлович Чехов «Хамелеон». Живая картина нравов. Осмеяние трусости и угодничества. Смысл названия рассказа. Два лица России в рассказе А.П.Чехова «Злоумышленник».

30.01


С.325-332, чтение рассказа по ролям


38

Внеклассное чтение. Смех и слёзы в рассказах А.П.Чехова «Тоска» и «Размазня», «Ванька». Многогранность ко­мического в рассказах

А. П. Чехова.

1.02


Рассказы А.П. Чехова


39

В. Жуковский. «Приход весны»; И. Бунин. «Родина»; А. К. Толстой. «Край ты мой, родимый край...», «Благо­вест». Поэтическое изображение родной природы и вы­ражение авторского настроения, миросозерцания.

6.02


С.341-345, чтение наизусть


40


Иван Алексеевич Бунин. «Цифры». Воспитание детей в семье. Герой рассказа: сложность взаимопонимания детей и взрослых.

8.02


С.3-18, задания 1-3 на с.18


41

Иван Алексеевич Бунин «Лапти». Душевное богатство простого крестьянина.

8.02


Художественный пересказ


Из русской литературы XX века 17ч +4ч +2ч

42

Максим Горький «Детство». Автобиографический характер повести. Изображение «свинцовых мерзостей жизни».

13.02


С.19-83


43

Дед Каширин, Алеша, бабушка, Цыганок, Хорошее Дело. Изображе­ние быта и характеров.

15.02


Характеристика героев


44

Развитие речи. Подготовка к написанию сочинения по повести М.Горького «Детство».

20.02


Сочинение


45

Развитие речи. Написание сочинения по повести М.Горького «Детство».

22.02




46

М.Горький «Старуха Изергиль» («Легенда о Данко»). Портрет как средство характеристики героя.

27.02


С.84-87. Выразит. чтение


47

Владимир Владимирович Маяковский. Краткий рассказ о писателе. «Необычайное приключение, бывшее с Владими­ром Маяковским летом на даче». Мысли автора о ро­ли поэзии в жизни человека и общества. Своеобразие стихотворного ритма, словотворчество Маяковского.

1.03


С.100-109, отрывок наизусть


48

В.Маяковский «Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир: безразличие, бессердечие мещанина и гуманизм, доброта, сострадание лирического героя стихотворе­ния.

1.03


С.110-111, выразит. чтение


49

Леонид Николаевич Андреев «Кусака». Чувство сострадания к братьям нашим меньшим, бессердечие героев. Гуманистический пафос произведения.

6.03


С. 89-99, задания 1-6 на с.99


50

Андрей Платонович Платонов. «Юшка». Главный герой произведения, его непохожесть на окружающих людей, душевная щедрость. Любовь и ненависть окружающих героя людей. Тест.

13.03


С. 113-123


51

Развитие речи. Характеристика литературного героя.

15.03


Характеристика Юшки


52

Внеклассное чтение. А.Платонов. «В прекрасном и яростном мире». Труд как нравственное содержание человеческой жизни. Идеи доброты, взаимопонимания, жизни для других. Своеобразие языка прозы Платонова.

20.04


С. 123-137, задание 3 на с.138


4 четверть

53

Борис Леонидович Пастернак «Июль», «Никого не будет в доме...». Картины природы, преображенные поэтическим зрением Пастернака. Сравнения и метафоры в художественном мире поэта.

3.04


С.139-143, выразит. чтение


54

На дорогах войны

Интервью с поэтом — участником Великой Отечественной войны. Героизм, патриотизм, самоотверженность, трудности и радости грозных лет войны в стих творениях поэтов — участников войны: А. Ахматовой, К. Симонова, А. Твардовского, А. Суркова, Н. Тихонова и др. Ритмы и образы военной лирики.

5.04


С. 150-159


55

Федор Александрович Абрамов. «О чем плачут лошади». Эстетические, нравственно-экологические проблемы, поднятые в рассказе.

10.04


С.159-167, пересказ отрывка


56

Евгений Иванович Носов «Кукла». Сила внутрен­ней, духовной красоты человека. Протест против равно­душия, бездуховности, безразличного отношения к окружающим людям, природе.

12.04


С. 168-176, рассказ о герое


57

Евгений Иванович Носов . «Живое пламя». Осознание огромной ро­ли прекрасного в душе человека, в окружающей приро­де. Взаимосвязь природы и человека.

17.04


С.176-179. Вопрсы 1-4 на с.177


58

Развитие речи. Подготовка к домашнему сочинению по рассказам Ф.А.Абрамова и Е.Носова.

19.04


Сочинение


59

Юрий Павлович Казаков. «Тихое утро». Взаимоотношения детей, взаимопо­мощь, взаимовыручка. Особенности характера геро­ев — сельского и городского мальчиков, понимание окружающей природы. Подвиг мальчика и радость от собственного доброго поступка.

24.04


С.180-195. Задание 3 на с.195


60

Стихотворения о Родине, родной природе. В. Брюсов, Ф. Сологуб, С. Есенин, Н. Заболоцкий, Н. Рубцов. Человек и при­рода.

26.04


С.212-220, выразит. чтение


61

Александр Трифонович Твардовский. «Снега потемнеют синие...», «Июль — макушка лета...», «На дне моей жизни...». Размышления поэта о взаимосвязи человека и природы, о неразделимости судьбы человека и народа.

24.04


С.144-149, выразит. чтение


62

Дмитрий Сергеевич Лихачев. «Земля родная» (главы из книги). Духовное напутствие молодежи.

26.04


С.197-204


63

М. Зощенко. Рассказ «Беда». Смешное и грустное в рассказах писателя.

3.05


С.205-210, чтение рассказа по ролям


64

Внеклассное чтение. Песни на слова русских поэтов XX века

А. Вертинский. «Доченьки»; И. Гофф. «Русское поле»; Б. Окуджава. «По смоленской дороге...».


8.05


С.220-225, выразит. чтение


Из литературы народов России

1 ч

65

Расул Гамзатов «Опять за спиною родная земля...», «Я вновь пришел сюда и сам не верю...», «О моей Родине». Особенности художественной образности дагестанского поэта.

10.05


С.225-228, выразит. чтение


Из зарубежной литературы

4ч + 1ч

66

Роберт Бернс.«Честная бедность». Представления народа о справедливости и честности. Джордж Гордон Байрон. «Ты кончил жизни путь герой!». Гимн герою, павшему в борьбе за свободу Родины.

15.05


С.228-235, выразит.чтение


67

О. Генри. «Дары волхвов». Сила любви и преданно­сти. Жертвенность во имя любви. Смешное и возвышен­ное в рассказе.

17.05


С.241-249, рассказ о героях


68

Японские хокку (трехстишия). Изображение жизни природы и жизни человека в их нерасторжимом единстве на фоне круговорота времен года. Итоговый контрольный тест.

22.05


С.235-241


69

Внеклассное чтение. Рей Дуглас Брэдбери. «Каникулы».

Фантастические рассказы Рея Брэдбери как выраже­ние стремления уберечь людей от зла и опасности на Земле.

24.05


С.249-263


70

Выявление уровня литературного развития учащихся 7 класса. Итоги года и задание на лето.

29.05


Задание для летнего чтения

























Тематика уроков развития речи


п/п

Тема урока развития речи

Дата проведения

Количество

часов


I четверть



1.

Подготовка к домашнему сочинению по изученным былинам.

19.09

1


II четверть



2.

Характеристика героев поэмы М. Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».

16.11

1

3.

Подготовка к написанию сочинения по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба».

7.12

1

4.

Написание сочинения по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба».

12.12

1


III четверть



5.

Подготовка к написанию сочинения по повести М.Горького «Детство».

20.02

1

6.

Написание сочинения по повести М.Горького «Детство».

22.02

1

7.

Характеристика литературного героя.

15.03

1


IV четверть



8.

Подготовка к домашнему сочинению по рассказам Ф.А.Абрамова и Е.И.Носова.

19.04

1


Тематика уроков внеклассного чтения

п/п

Тема урока внеклассного чтения

Дата проведения

Количество часов


I четверть



1.

Басни И.А.Крылова. Рассказ и мораль в баснях.

10.10

1

2.

А.С.Пушкин «Метель». Решающая роль случая в жизни людей.

31.10

1


II четверть



3.

Н.В.Гоголь. «Вечера на хуторе близ Диканьки». Поэтизация народной жизни, народных преданий.

14.12



III четверть



4.

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин «Дикий помещик». Обличение социальных пороков.

18.01

1

5.

Смех и слёзы в рассказах Чехова «Тоска» и «Размазня». Многогранность ко­мического в рассказах А. П. Чехова.

1.02

1

6.

А.Платонов «В прекрасном и яростном мире». Труд как нравственное содержание человеческой жизни. Идеи доброты, взаимопонимания, жизни для других. Своеобразие языка прозы Платонова.

20.04

1


IV четверть



7.

Песни на слова русских поэтов XX века.

А. Вертинский. «Доченьки»; И. Гофф. «Русское поле»; Б. Окуджава. «По смоленской дороге...».

8.05

1

8.

Рей Дуглас Брэдбери. «Каникулы».Фантастические рассказы Рея Брэдбери как выраже­ние стремления уберечь людей от зла и опасности на Земле.

24.05

1























V.Список литературы


Основная литература:


  1. Коровина В.Я. Литература. 7 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / В.Я. Коровиной, В.П. Журавлев, В.И. Коровин.-М: Просвещение, 2014.

  2. Программа по литературе для общеобразовательных учреждений/ Под редакцией В.Я. Коровиной .-М.: Просвещение,2010.


Дополнительная литература:


1.В.Я. Коровина. Читаем, думаем, спорим: вопросы, задания по литературе. 7 класс.-М.: Просвещение, 1996.

2.И.В.Золотарева, Н.В. Егораева. Поурочные разработки по литературе: 7   класс. М.: ВАКО, 2010.


20



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Рабочая программа по литературе для 7 класса. Автор учебника: В.Я.Коровина

Автор: Лобачева Людмила Григорьевна

Дата: 27.10.2017

Номер свидетельства: 434984


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства