kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по литературе. 8 класс. УМК Г.С.Меркина

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по литературе. 8 класс. УМК Г.С.Меркина

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе. 8 класс. УМК Г.С.Меркина»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа разработана в соответствии :

  • законом Российской Федерации от 29.12.2012 года № 273 –ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  • единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих (раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»);

  • Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта (2004 года);

  • основной образовательной программой основного общего образования МБОУ Лозновская СОШ им. Т.А. Аббясева;

  • учебным планом МБОУ Лозновская СОШ им. Т.А. Аббясева;

  • федеральным перечнем учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных школах в 2016-2017 учебном году с изменениями и дополнениями;

  • положением о рабочей программе МБОУ Лозновская СОШ им. Т.А. Аббясева.


Рабочая программа разработана на основе авторской программы для общеобразовательных учреждений Г.С. Меркина, С.А.Зинина, В.А.Чалмаева «Литература 5-11 классы» - М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2011 года.

Рабочая программа ориентирована на учебник:

«Литература» 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В трех частях. Автор - составитель: Г.С.Меркин. - М. «Русское слово», 2010.

Учебный план МБОУ Лозновской СОШ им. Т.А. Аббясева составлен из расчета 35 учебных недель в год. Соответственно в рабочей программе по литературе для 8 класса на изучение предмета отведено 70 часов в год.

На изучение литературы в 8 классе, выделено 2 часа в неделю (69 уроков)

Данная рабочая программа по литературе разработана на 69 часов.


Согласно Государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

  • развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

  • освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

  • овладение умениями и навыками чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

В содержании тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:

  • приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы;

  • овладение способами правильного, беглого и выразительного чтения вслух художественных к учебных текстов, в том числе и чтению наизусть; устного пересказа (подробному, выборочному, сжатому, от другого лица, художественному) небольшого отрывка, главы, повести, рассказа, сказки; свободному владению монологической и диа­логической речью в объеме изучаемых произведений;

  • научиться развернутому ответу на вопрос, рассказу о литературном герое, характеристике ге­роя; отзыву на самостоятельно прочитанное произведение; способами свободного владения письменной речью; освоение лингвистической, культурологической, коммуникативной компетенций.

Таким образом, компетентностный подход к созданию тематического планирования обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций. Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностям развития учащихся.

Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития литеральных процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире.

Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необхо­димость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, наце­ленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на пере­дачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообра­зованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельно­му поиску, отбору, анализу и использованию информации. Это поможет учащимся адаптироваться в мире, где объем информации растет в геометрической прогрессии, где социальная и профессио­нальная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нестандарт­ные способы решения проблем, от готовности к конструктивному взаимодействию с людьми.

Основой целеполагания является обновление требований к уровню подготовки выпускников в системе гуманитарного образования, отражающее важнейшую особенность педагогической концеп­ции государственного стандарта - переход от суммы «предметных результатов» (то есть образова­тельных результатов, достигаемых в рамках отдельных учебных предметов) к межпредметным и интегративным результатам. Такие результаты представляют собой обобщенные способы деятельности, которые отражают специфику не отдельных предметов, а ступеней общего образования. В государст­венном стандарте они зафиксированы как общие учебные умения, навыки и способы человеческой деятельности, что предполагает повышенное внимание к развитию межпредметных связей курса литературы.

Дидактическая модель обучения и педагогические средства отражают модернизацию основ учеб­ного процесса, их переориентацию на достижение конкретных результатов в виде сформированных умений и навыков учащихся, обобщенных способов деятельности. Формирование целостных пред­ставлений о литературе будет осуществляться в ходе творческой деятельности учащихся на основе личностного осмысления литературных фактов и явлений. Особое внимание уделяется познаватель­ной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполага­ет все более широкое использование нетрадиционных форм уроков, в том числе методики деловых и ролевых игр, проблемных дискуссий, межпредметных интегрированных уроков и т. д.















УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


№п\п

Наименование разделов

Количество часов

1.

Введение

1

2.

Устное народное творчество

3

3.

Древнерусская литература

3

4.

Литература 18 века

3

5.

Литература 19 века

32

6.

Литература 20 века

23

7.

Зарубежная литература

4

8.

Что читать летом?

1


ИТОГО

69, из них 8 часа развития речи, 3 контрольные работы, 3 часа внеклассного чтения.



СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Введение(1ч.)


Своеобразие курса литературы в 8 классе. Художественная литература и история. Значение художественного произведения в культурном наследии страны. Творческий процесс.

Теория литературы: литература и история, писатель и eё роль в развитии литературного процесса, жанры и роды литературы.


Из устного народного творчества(3ч.)

Исторические песни: «Иван Грозный молится по сыне», «Возвращение Филарета», «Царь требует выдачи Разина», «Разин и девка-астраханка» (на выбор), «Солдаты готовятся штурмовать Орешек», «Солдаты освобождают Смоленск» («Как повыше было города Смоленска...»). Связь с представлениями и исторической памятью и отражение их в народной песне; песни-плачи, средства выразительности в исторической песне; нравственная проблематика в исторической песне и песне-плаче.

Теория литературы: песня как жанр фольклора, историческая песня, отличие исторической песни от былины, песня-плач.

Развитие речи: различные виды чтения, составление словаря одной из исторических песен.

Связь с другими искусствами: прослушивание музыкальных записей песен.


Из древнерусской литературы (3ч.)

«Слово о погибели Русской земли», из «Жития Александра Невского», «Сказание о Борисе и Глебе» (в сокращении) «Житие Сергия Радонежского». Тема добра и зла в произведениях русской литературы. Глубина и сила нравственных представлений о человеке; благочестие, доброта, открытость, неспособность к насилию, святость, служение Богу, мудрость, готовность к подвигу во имя Руси — основные нравственные проблемы житийной литературы; тематическое

многообразие древнерусской литературы.

Теория литературы: житийная литература; сказание, слово и моление как жанры древнерусской литературы, летописный свод.

Развитие речи: различные виды чтения и пересказа, формулировки и запись выводов, наблюдения над лексическим составом произведений.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями.


Из литературы XVIII века (3ч.)


Г. Р. ДЕРЖАВИН

Поэт и государственный чиновник. Отражение в творчестве фактов и биографии и личных представлений. Стихотворения: «Памятник», «Вельможа» (служба, служение, власть и народ, поэт и власть — основные мотивы стихотворений). Тема поэта и поэзии.

Теория литературы: традиции классицизма в лирическом тексте.

Развитие речи: выразительное чтение, письменный ответ на вопрос, запись ключевых слов и словосочетаний.

Н.М. КАРАМЗИН

Основные вехи биографии. Карамзин и Пушкин. Повесть «Бедная Лиза» — новая эстетическая реальность. Основная

проблематика и тематика, новый тип героя, образ Лизы.

Теория литературы: сентиментализм как литературное направление, сентиментализм и классицизм (чувственное на-

правление в противовес рациональному), жанр сентиментальной повести.

Развитие речи: различные виды чтения и пересказа, формулировка и запись выводов, похвальное слово историку и писателю. Защита реферата «Карамзин на страницах романа Ю.Н.Тынянова «Пушкин».


Из литературы XIX века (32ч.)


Поэты пушкинского круга. Предшественники и современники

В.А.Жуковский. «Лесной царь», «Море», «Невыразимое», «Сельское кладбище».

К.Ф. Рылеев.«Я ль буду в роковое время...», «СмертьЕрмака».

К.Н. Батюшков.«Переход русских войск через Неман», «Надпись к портрету Жуковского», «Есть наслаждение

в дикости лесов...», «Мой гений».

Е.А. Баратынский. «Чудный град порой сольется»,«Разуверение», «Муза».

А.А. Дельвиг.«Русская песня» («Соловей мой, соловей»), «Романс», «Идиллия».

Н.М.Языков. «Пловец», «Родина».

Краткие сведения о поэтах. Основные темы, мотивы. Система образно-выразительных средств в балладе, художественное богатство поэтических произведений. В кругу собратьев по перу (Пушкин и поэты его круга).

Теория литературы: баллада (развитие представлений), элегия, жанровое образование — дума, песня, «легкая» поэзия ,элементы романтизма, романтизм.

Развитие речи: составление цитатного или тезисного плана, выразительное чтение наизусть, запись тезисного плана.

Связь с другими искусствами: работа с музыкальными произведениями.


А.С.ПУШКИН

Тематическое богатство поэзии А.С. Пушкина. Стихотворения: «И.И.. Пущину», «19 октября 1825 года», «Песнио Стеньке Разине». Роман «Капитанская дочка» : проблематика (любовь и дружба, любовь и долг, вольнолюбие, осознание предначертанья, независимость, литература и история). Система образов романа. Отношение писателя к событиям и героям. Новый тип исторической прозы.

Теория литературы: послание, песня, художественно-выразительная роль частей речи (местоимение), поэтическая интонация, исторический роман.

Развитие речи: выразительное чтение, чтение наизусть, составления планов разных типов, подготовка тезисов, сочинение

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями и музыкальными произведениями. «Пиковая дама» и «Маленькие трагедии» в музыке, театре и кино.


М. Ю. ЛЕРМОНТОВ

Кавказ в жизни и творчестве. Поэма «Мцыри»: свободолюбие, готовность к самопожертвованию, гордость, сила духа — основные мотивы поэмы; художественная идея и средства ее выражения; образ- персонаж, образ-пейзаж. «Мцыри — любимый идеал

Лермонтова» (В. Белинский).

Теория литературы: сюжет и фабула в поэме; лироэпическая поэма; роль вступления, лирического монолога; романтическое движение; поэтический синтаксис (риторические фигуры). Романтические традиции.

Развитие речи: различные виды чтения, чтение наизусть, составления цитатного плана, устное сочинение.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями.


Н.В. ГОГОЛЬ

Основные вехи биографии писателя. А.С. Пушкин и Н.В. Гоголь. Комедия «Ревизор»: творческая и сценическая история пьесы, русское чиновничество в сатирическом изображении Н.В. Гоголя: разоблачение пошлости, угодливости, чинопочитания, беспринципности, взяточничества, лживости и авантюризма, равнодушного отношения к служебному долгу . Основной конфликт пьесы и способы его разрешения.

Теория литературы: драма как род литературы, своеобразие драматических произведений, комедия, развитие понятий о юморе и сатире, «говорящие» фамилии, фантастический элемент как прием создания комической ситуации

комический рассказ.

Развитие речи: различные виды чтения и комментирования, цитатный план, сочинение сопоставительного характера, формулировка тем творческих работ, подготовка вопросов для обсуждения.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, инсценировка, сценическая история пьесы.


И.С. ТУРГЕНЕВ

Основные вехи биографии И.С. Тургенева. Произведения писателя о любви: повесть «Ася». Возвышенное и трагическое в изображении жизни и судьбы героев. Образ Аси: любовь, нежность, верность, постоянство; цельность характера — основное в образе героини.

Теория литературы: лирическая повесть, тропы и фигуры и художественной стилистике повести. Развитие речи: различные виды пересказа, тезисный план, дискуссия, письменная характеристика персонажа, отзыв о прочитанном. Связь с другими искусствами: подбор музыкальных фрагментов для возможной инсценировки, рисунки учащихся. Возможные виды внеурочной деятельности: дискуссия в литературной гостиной ( тема дискуссии формулируется учащимися).


Н.А.НЕКРАСОВ

Основные вехи биографии Н.А. Некрасова. Судьба и жизнь народная в изображении поэта. «Внимая ужасам войны», «Зеленый шум». Человек и природа в стихотворении.

Теория литературы: фольклорные приемы в поэзии; песня; народность (создание первичных представлений); выразительные средства художественной речи: эпитет, бессоюзие; роль глаголов и глагольных форм.

Развитие речи: выразительное чтение наизусть, составление словаря для характеристики лирического персонажа.

Связь с другими искусствами: использование музыкальных записей.


А. А.ФЕТ

Краткие сведения о поэте. Мир природы и духовности в поэзии А.А. Фета: «Учись у них: у дуба, у березы...», «Целый мир от Iкрасоты...». Гармония чувств, единство с миром природы, духовность — основные мотивы лирики А.А. Фета.

Развитие речи: выразительное чтение, устное рисование, письменный ответ на вопрос.


А.Н. ОСТРОВСКИЙ

Краткие сведения о писателе. Пьеса-сказка «Снегурочка» - своеобразие сюжета. Связь с мифологическими и сказочными сюжетами. Образ Снегурочки. Народные обряды, элементы фольклора в сказке. Язык персонажей.

Теория литературы: драма.

Развитие речи: чтение по ролям, письменный отзыв на эпизод, составление цитатного плана к сочинению.

Связь с другими искусствами: прослушивание грамзаписи , музыкальная версия «Снегурочки». А.Н. Островский, Н.А. Римский-Корсаков.


Л.Н. ТОЛСТОЙ

Основные вехи биографии писателя. «Отрочество» (главы из повести); становление личности в борьбе против жестокости и произвола — рассказ «После бала». Нравственность и чувство долга, активный и пассивный протест, истинная и ложная красота, неучастие во зле, угасание любви — основные мотивы рассказа. Приемы создания образов. Судьба рассказчика для понимания художественной идеи произведения.

Теория литературы: автобиографическая проза, композиция и фабула рассказа.

Развитие речи: различные виды пересказа, тезисный план

сочинение-рассуждение.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся.


Из литературы XX века (22ч.)


М. ГОРЬКИЙ

Основные вехи биографии писателя. Свобода и сила духа в изображении М. Горького: «Песня о Соколе», рассказ «MакарЧудра». Проблема цели и смысла жизни, истинные и ложные ценности жизни. Специфика песни и романтического рассказа . Художественное своеобразие ранней прозы Горького.

Теория литературы: традиции романтизма, жанровое своеобразие (песня, сказка), образ-символ.

Развитие речи: различные виды чтения и пересказа, цитатный план, сочинение с элементами рассуждения.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся, кинематографические версии ранних рассказов М. Горького.


В.В..МАЯКОВСКИЙ

Краткие сведения о поэте. «Я» и «вы», поэт и толпа в стихотворении В. Маяковского: «Хорошее отношение к лошадям».

Теория литературы: неологизмы, конфликт в лирическом стихотворении, рифма и ритм в лирическом стихотворении.

Развитие речи: выразительное чтение, чтение наизусть.


О серьезном — с улыбкой (сатира начала XX века)

Тэффи«Свои и чужие»; М.М. Зощенко «Обезьяний язык». Большие проблемы «маленьких людей»; человек и государство; художественное своеобразие рассказов: от литературного анекдота — к фельетону, от фельетона — к юмористическому рассказу.

Теория литературы: литературный анекдот, юмор, сатира, ирония, сарказм (расширение представлений о понятиях).

Развитие речи: различные виды чтения и пересказа, составления словаря лексики персонажа.


Н.А. ЗАБОЛОЦКИЙ

Краткие сведения о поэте. Стихотворения: «Я не ищу гармонии в природе...», «Старая актриса», «Некрасивая девочка» — по выбору. Поэт труда, красоты, духовности. Тема творчества лирике Н. Заболоцкого 50—60-х годов.

Развитие речи: выразительное чтение наизусть, сочинение-рассуждение.


В.П. АСТАФЬЕВ

Краткие сведения о писателе. Человек и война, литература и история в творчестве В.П. Астафьева: рассказ «Фотография, на которой меня нет». Проблема нравственной памяти в paссказе. Отношение автора к событиям и персонажам, образ рассказчика.

Развитие речи: различные виды чтения, сложный план к cочинению, подбор эпиграфа.


А.Т.ТВАРДОВСКИЙ

Основные вехи биографии. Судьба страны в поэзии А.Т.Твардовского: «За далью – даль»(главы из поэмы). Россия на страницах поэмы. Ответственность художника перед страной – один из основных мотивов. Образ автора. Художественное своеобразие изученных глав. Теория литературы: дорога и путешествие в эпосе Твардовского.

Развитие речи: различные виды чтения, цитатный план.


В .Г. РАСПУТИН

Основные вехи биографии писателя. XX век на страницах прозы В. Распутина. Нравственная проблематика повести «Уроки Французского». Новое раскрытие темы детей на страницах повести. Центральный конфликт и основные образы повествования. Взгляд на вопросы сострадания, справедливости, на границы дозволенного. Мотивы милосердия, готовности прийти на помощь, способность к предотвращению жестокости, насилия в условиях силового соперничества.

Теория литературы: развитие представлений о типах рассказчика в художественной прозе. Развитие речи: составление словаря понятий, характеризующих различные нравственные представления, подготовка тезисов к уроку – диспуту.

Связь с другими искусствами: повесть В. Распутина на киноэкране.


Из зарубежной литературы(5ч.)


У.ШЕКСПИР

Краткие сведения о писателе. Трагедия «Ромео и Джульетта». Певец великих чувств и вечных тем ( жизнь, смерть, любовь, проблема отцов и детей). Сценическая история пьесы, «Ромео и Джульетта» на русской сцене.

Теория литературы: трагедия ( основные признаки жанра).

Связь с другими искусствами: история театра.


М.СЕРВАНТЕС

Краткие сведения о писателе. Роман «Дон Кихот»: основная проблематика (идеальное и обыденное, возвышенное и приземлённое, мечта и действительность) и художественная идея романа. Образ Дон Кихота. Позиция писателя. Тема Дон Кихота в русской литературе. Донкихотство.

Теория литературы: роман, романный герой.

Развитие речи: дискуссия, различные формы пересказа, сообщения учащихся.
















ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ

УЧЕБНОГО КУРСА ЛИТЕРАТУРЫ ЗА 8 КЛАСС

В результате изучения литературы в 8 классе ученик должен

знать / понимать:

  • образную природу словесного искусства;

  • содержание изученных литературных произведений (Н.М. Карамзин «Бедная Лиза», А.С. Пушкин «Моцарт и Сальери», «Пиковая дама», «Капитанская дочка», М.Ю. Лермонтов «Мцыри», «Маскарад», Н.В. Гоголь «Ревизор», «Портрет», И.С. Тургенев «Ася», «Вешние воды», «Первая любовь», А.Н. Островский «Снегурочка», Л.Н. Толстой «Отрочество», «После бала», «Холстомер», М. Горький «Макар Чудра», «Песня о Соколе», Н.А. Тэффи «Свои и чужие», М.М. Зощенко «Обезьяний язык», В.П. Астафьев «Фотография, на которой меня нет», А.Т. Твардовский « За далью даль», В.Г. Распутин «Уроки французского», У. Шекспир «Ромео и Джульетта», М. Сервантес «Дон Кихот»);

  • основные факты жизни и творческого пути Г.Р. Державина, В.А. Жуковского, Н.М. Карамзина, А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, И.С. Тургенева, Л.Н. Толстого, А.М. Горького, В.В. Маяковского, А.Т. Твардовского, В.Г. Распутина, У. Шекспира, М. Сервантеса);

  • изученные теоретико-литературные понятия (фольклор, устное народное творчество, историческая песня, житие, эпический род литературы, повесть, лирическая повесть, роман, исторический роман, герой-рассказчик, автобиографическая проза, композиция, сюжет, фабула, драма как род литературы, трагедия, драма, комедия, лирический род литературы, стихотворение, послание, песня, ритм, рифма, поэтический синтаксис, конфликт в лирике, лиро-эпический род, поэма, сентиментализм, романтизм, символизм, неологизм, средства художественной выразительности – тропы, фигуры, виды комического, сатира и др.);


уметь:

  • воспринимать и анализировать художественный текст;

  • выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;

  • определять род и жанр литературного произведения;

  • выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения;

  • выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения;

  • давать характеристику героев;

  • характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;

  • сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;

  • выявлять авторскую позицию;

  • выражать свое отношение по прочитанному;

  • выразительно читать (в том числе наизусть) произведения (фрагменты) разных родов литературы и жанров, соблюдая нормы литературного произношения, смысловые акценты и паузы;

  • владеть различными видами пересказа;

  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением, писать сочинения по литературному произведению;

  • участвовать в диалоге и дискуссии по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;

  • писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях;


использовать приобретенные знания и умения в практической и учебной деятельности, а также в повседневной жизни для:

  • создания связного текста;

  • определения своего круга чтения;

  • поиска необходимой информации о литературе, конкретном произведении или авторе.

Календарно-тематическое планирование уроков литературе 8 класса

на 2016-2017 учебный год

п.п

Дата

Наименование разделов и тем уроков

Кол-во ч.

Домашнее

задание



1.


Введение (1ч.)

Художественная литература и история.

1

Стр.3-4(изучить)



ИЗ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА (3ч.)



2.


Исторические песни. Исторические песни XVI века: «Иван Грозный молится по сыне»: Связь с представлениями и исторической памятью.

1

Выразительное чтение песни (по выбору)

3.



4.


Исторические песни XVII века "Плач Ксении", «Возвращение Филарета»: отражение представлений народа в песне-плаче, средства выразительности в исторической песне.

Исторические песни XVIII века «Царь требует выдачи Разина», «Разин и девка-астраханка» (на выбор): нравственная проблематика в исторической песне.

2

Стр.10-11 (изучить), стр.

18 (в.1-7 устно)



ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (3ч).



5.


«Сказание о Борисе и Глебе»

Тема добра и зла в произведениях древнерусской литературы.

1

Стр.19-20 (изучить)

6.


«Житие Сергия Радонежского».

Глубина и сила нравственных представлений о человеке.

1

Стр.27-28 (в.1,2,6) устно

7.


«Житие Александра Невского». «Слово о погибели русской земли». Благочестие, доброта, открытость, святость, служение Богу - основные проблемы житийной литературы.

1

Стр.38-39 (в.1,2,5) устно



ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVІІІ ВЕКА (3ч).



8.


Державин Г.Р.

Тема поэта и поэзии в стихотворении «Памятник»

1

Наизусть стих. «Памятник», стр.47 (в.4 устно)

9.


Карамзин Н.М.

«Бедная Лиза»- новая эстетическая реальность.

1

«Бедная Лиза» прочитать

10./1


Развитие речи.

Основная проблематика и тематика, новый тип героя.

1

Стр.65 (в.1,2,3,4,8 устно)



ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XІX ВЕКА

(27ч.+3р.р.+1вн.чт.+1к.р.)





11.


Основные темы, мотивы лирики В.А.Жуковского.

1

Стр.72-74 (изучить), выразит. чтение стих. Жуковского (по выбору)

12.


Основные темы и мотивы лирики К.Ф. Рылеева.


1

Стр.97,в.1 устно, повторить биографию А.С. Пушкина.

13.


Пушкин А.С. Тематическое богатство поэзии поэта.


1

Стр.115, вопросы 1-5 устно

14.


Повесть «Капитанская дочка». Творческая история повести, проблематика.

1

Главы 1-5 прочитать

15.


Система образов повести. Композиция. Образ рассказчика.

1

Главы 6-10 прочитать

16.


Формирование характера Петра Гринева.

1

Образ Гринева (письменно по плану)

17.


Падение Белогорской крепости.

1

Стр.231 вопросы к главам 6,7 устно.

18.


Образ Маши Мироновой.

1

Образ Маши Мироновой


19.


Образ Пугачева. Тест.



Стр.232 вопросы 3,4 устно

20./2.


Развитие речи.

Классное сочинение на тему «Как на страницах повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» показана любовь?

1

Доработать сочинение

21.



Лермонтов М.Ю.

Кавказ в жизни и в творчестве.

1

Прочитать поэму «Мцыри»

22.


Лермонтов М.Ю. «Мцыри»-романтическая поэма о вольнолюбивом юноше.

1

Стр.269(в.1,2,4,5,6 устно)

23.


Композиция и художественные особенности поэмы Лермонтова М.Ю. «Мцыри».

Контрольный тест.

1

Стр.269 (в.9 письменно),

выучить наизусть отрывок из поэмы (по выбору).

24.\3


Развитие речи.

Классное сочинение «Тема свободы в поэме «Мцыри».

1

Написать сочинение по одной из тем на стр.271.

25.


Гоголь Н.В. Интерес писателя к театру. Творческая история комедии «Ревизор»

1

Прочитать 1 и 2 действия комедии.

Инд. задание: подготовить сообщение об образе Хлестакова.

26.


Гоголь Н.В. «Ревизор». Хлестаков и «миражная» интрига.

1

Дочитать комедию до конца. Индивид. задания по группам (подготовить сообщения по образам чиновников).

27.


Русское чиновничество в сатирическом изображении автора.

1

Стр. 378 (в.3,5,6,7 устно).

28.


Хлестаковщина как общественное явление.

Контрольный тест.

1

Стр. 379 (в. 8-16 устно).

29.\4


Развитие речи.

Классное сочинение

«В чём обличительный смысл комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»?

1

Доработать сочинение.

30.


Тургенев И.С. Любовь в жизни писателя. Повесть «Ася».

1

Прочитать повесть «Ася».

31.


Образ Аси: любовь, нежность, верность – основное в образе героини.

Контрольная работа №1 (тест).

1

Подготовиться к уроку внеклассного чтения (инд. задания по группам).

32 .


Внеклассное чтение

Стихи и песни о родине и родной природе поэтов 19 века.


1

Инд.задания по группам (сообщения о биографии Некрасова).

33-


34.


Некрасов Н.А. Судьба и жизнь народная в изображении поэта.

2

Наизусть выучить стихотворение Некрасова (по выбору).

35.


Фет А.А. Краткие сведения о поэте. Мир природы и духовности в поэзии поэта.

Гармония чувств, единство с миром природы, духовность – основные мотивы лирики Фета.

1

Стр.73-74 прочитать, в.1-3 устно.

Стр. 75, вопрос 7 устно.

36.


Островский А.Н. Краткие сведения о писателе.

1

Прочитать пьесу «Снегурочка».

37.


Островский А.Н. Пьеса «Снегурочка». Своеобразие сюжета.

1

Стр.97-103 прочитать

38./5


Развитие речи.

Народные обряды, элементы фольклора в сказке

1

Стр. 104, вопрос 5 устно.

39.


Толстой Л.Н. Вехи биографии писателя. «Отрочество».

1

Стр.117, вопросы 3,5 устно.

40.


Толстой Л.Н. «После бала». Становление личности в борьбе против жестокости и произвола.

1

Стр.127, вопросы 2,6 устно.

41.


Приёмы создания образов.

1

Стр.127, вопросы 8,9 устно.

42.


Контрольная работа №2. Тест по теме «Литература 19 века»

1

Прочитать рассказ «Макар Чудра».



ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА

(15ч.+3р.р.+2вн.чт.+1к.р.)




43.


Горький М. Свобода и сила духа в изображении Горького. Рассказ «Макар Чудра».

1

Стр. 152, вопросы 3,4,5 устно.

44.


Горький М. «Песня о Соколе». Специфика песни и романтического рассказа

1

Прочитать рассказ «Мой спутник»

45-46.


Художественное своеобразие ранней прозы Горького. Рассказ «Мой спутник»

2

Стр.179, вопросы 9,10 устно.

Инд.задание стр.181, в.1-4 по выбору.

47.


Маяковский В.В. Краткие сведения о поэте. «Я» и «вы» , поэт и толпа в стихотворениях поэта. «Хорошее отношение к лошадям»

1

Стр. 190, вопросы 1-5

устно.

48.


Тэффи Н.А. «Свои и чужие». Большие проблемы «маленьких» людей.

1

Стр. 197, вопросы 1-8 устно (по группам).

49.


Зощенко М.М. «Обезьяний язык». Человек и государство. Художественное своеобразие рассказа.

1

Стр. 205, вопросы 9, 10,11, 12 устно.

50.


Заболоцкий Н.А. «Я не ищу гармонии в природе». Тема творчества в лирике поэта.

1

Наизусть стихотворение Заболоцкого по выбору.

51.


Заболоцкий Н.А. «Старая актриса», «Некрасивая девочка». Тема красоты в лирике поэта.

1

Стр. 212, вопросы 1-3 устно.

52.\6.


Развитие речи.

«Что есть красота?» (подготовка к домашнему сочинению).

1

Доработать сочинение.

53.


Поэзия М.В.Исаковского.

1

Стр. 252-253 изучить.

54.


Твардовский А.Т. Основные вехи биографии. Судьба страны в поэзии поэта. «За далью – даль».

1

Стр. 248, вопросы 1,2 устно.

55.


Россия на станицах поэмы. Образ автора.

1

Стр. 248, вопросы 3 устно, 4 письменно.

56.


Астафьев В.П. Человек и война, литература и история в творчестве писателя.

1

Прочитать рассказ «Фотография, на которой нет».

57.


Астафьев В.П. Рассказ «Фотография, на которой меня нет». Проблема нравственной памяти.

1

Стр. 270, вопросы 6-11.

58.\7.


Развитие речи.

Классное сочинение

«Почему рассказчику дорога фотография, на которой его нет?»

1

Доработать сочинение.

59.


Внеклассное чтение

«Музы не молчали» (стихи поэтов 20 века о войне).

1

Ознакомительное чтение рассказа «Уроки французского»

60.


Распутин В.Г. Основные вехи биографии писателя. 20 век на страницах прозы Распутина.

1

Стр. 303, вопросы 1,2 устно.

61.



Уроки доброты. Нравственная проблематика повести «Уроки французского».

1

Стр. 303, вопрос 3 устно.

62./ 8


Развитие речи.

Центральный конфликт и основные образы повести.

1

Стр.303, вопрос 4 письменно.

63.


Внеклассное чтение по литературе 20 века.

1

Подготовиться к к\р.

64.


Итоговая контрольная работа.

1




ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (5ч)



65.


Шекспир У. Пьеса «Ромео и Джульетта». Певец великих чувств и вечных тем.


1

Срт.340-344, изучить.

66.


Шекспир У. Пьеса «Ромео и Джульетта».

Основной конфликт пьесы.

1

Стр. 345, вопросы 1,3,6 устно.

67.


Сервантес М. Краткие сведения о писателе. Роман «Дон Кихот»: основная проблематика и художественная идея романа.

1

Стр.359, вопросы 1,2 устно.

68.


Позиция писателя. Тема Дон Кихота в русской литературе.

1

Стр. 360, вопросы 4,6 устно.

69.


Что читать летом.

1





КОНТРОЛЬНО - ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

ПО ЛИТЕРАТУРЕ 8 КЛАСС

Материалы взяты из:

Проверочная работа по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»

Тест________________________________________________________________________


1. Повествование в повести ведется от лица:

А) автора; Б) повествователя; В) Маши Мироновой; Г) Петра Гринёва; Д) Пугачёва;


2. Авторская позиция проявляется в произведении с помощью :

А) композиции; Б) эпиграфов; В) вставных элементов; Г) прямой авторской оценки; Д) выбора героя;


3. Какие исторические личности упоминаются в повести:

А) Фридрих 2; Б) граф Миних; В) Григорий Орлов; Г) Екатерина 1; Д) Елизавета 1; Е) Екатерина 2;


4.Назовите художественные приёмы, которые Пушкин не использовал для создания образа Пугачёва:

А) прямая авторская оценка; Б) портрет; В) эпиграфы; Г) речевая характеристика; Д) отношение других персонажей; Е) вставные элементы;


5. В чём заключается смысл названия повести? Маша Миронова –

А) единственный женский персонаж; Б) стоит в центре сюжета; В) носительница высокой нравственности и чести; Г) дочь погибшего русского офицера;


6. Соотнесите элементы композиции и элементы развития любовного сюжета:

А) экспозиция 1) сцена дуэли со Швабриным, письмо отца

Б) завязка 2) освобождение Гринёва, женитьба на Маше

В) кульминация 3) детство Петруши в родовом имении

Г) развязка 4) знакомство Гринёва с главной героиней повести


7. С какой целью в повесть вводится сон Гринёва:

А) характеризует Гринёва; Б) предвещает развитие отношений двух персонажей; В) характеризует Пугачёва; Г) подчёркивает кровожадность Пугачёва;


8. Кому принадлежит высказывание «Не приведи Бог увидеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный…»:

А) автору; Б) Екатерине 2; В) Петруше Гринёву; Г) Петру Андреевичу Гринёву – автору мемуаров; Д) Савельичу;


9. Соотнесите пары героев, характеристика которых построена по принципу антитезы:

А) Пугачёв 1) оренбургские генералы

Б) Швабрин 2) Екатерина 2

В) «енералы» Пугачёва 3) Гринёв


10. Какие фольклорные жанры использует А.С.Пушкин для создания образа Пугачёва:

А) былины Б) загадки В) сказки Г) песни Д) пословицы Е) мифы


11. Какую главу предваряет собой эпиграф:

« В ту пору лев был сыт, хоть с роду он свиреп.

«Зачем пожаловать изволил в мой вертеп? –спросил он ласково» (А.Сумароков)

А) «Суд» Б) «Арест» В) «Приступ» Г) «Незваный гость» Д) « Мятежная слобода»


12. Какова основная проблематика повести «Капитанская дочка»:

А) проблема любви Б) проблема чести, долга, милосердия В) проблема роли народа в развитии общества Г) проблема сопоставления родового и служивого дворянства


13. Каким показан в повести Савельич:

А) забитым, безгласным крепостным Б) послушным, рабски преданным своим господам

В) глубоким, наделённым чувством собственного достоинства Г) любящим, верным, самоотверженным, заботливым помощником и советчиком


14. Отметьте верное суждение: Литературный характер – это…-

А) образ конкретного человека, в котором через индивидуальные качества выражаются типические черты времени;

Б) художественное изображение человека; В) персональные черты, присущие герою;


15. Какие символические образы используются А.С.Пушкиным в повести «Капитанская дочка»:

А) путь, дорога; Б) могила; В) буря, буран; Г) орёл, ворон; Д) кинжал; Е) виселица;


16.Какие черты русского национального характера показаны А.С.Пушкиным в образе Пугачёва:
А) ум, сметливость; Б) лень, бездеятельность; В) удальство, широта натуры; Г) склонность к пьянству;


17. Чей это портрет? «Она была в белом утреннем платье, в ночном чепце и в душегрейке. Ей казалось лет сорок. Лицо её, полное и румяное, выражало важность и спокойствие, а голубые глаза и лёгкая улыбка имели прелесть неизъяснимую…»


А) Марии Мироновой; Б) Василисы Егоровны; В) Екатерины 2; Г) Авдотьи Васильевны;


Проверочная работа по теме М.Ю.Лермонтов «Мцыри»

Тест


1. Эпиграф к поэме М.Ю.Лермонтова «Мцыри» взят из:

А) былин Б) Библии В) древнерусских летописей г) стихотворения Горация


2. В чём заключается смысл эпиграфа:

А) восстание против судьбы Б) раскаяние, безнадёжное смирение В) защита прав человека на свободу


3. Определите жанр произведения:

А) баллада Б) элегия В) поэма-исповедь Г) притча


4. Какие рифмы использовал автор в поэме «Мцыри»:

А) женские рифмы Б) мужские рифмы В) и те, и другие


5. К какому литературному направлению можно отнести поэму:

А) сентиментализм Б) реализм В) романтизм Г) классицизм


6. Что можно назвать символом свободы в поэме:

А) степь Б) Кавказ В) барса г) девушку-грузинку


7. Выделите черты романтизма в поэме:

А) бурная, неистовая природа Б) гибель героя В) герой одинок и не понят миром Г)введение сна героя в сюжет поэмы Д) мотив борьбы, мятежа


8. Какова роль описаний природы в поэме «Мцыри»:

А) природа противопоставлена монастырю как свобода неволе

Б) природа противопоставлена герою, вступает с ним в борьбу

В) природа обманывает героя, вновь направляя его к монастырю

Г) природа многопланова: противостоит герою, свободе, служит развитию сюжета


9. Определите стихотворный размер, использованный М.Ю.Лермонтовым в поэме:
А) анапест Б) дактиль В) амфибрахий г) ямб


10. Какой момент в сюжете поэмы является центральным:

А) побег из монастыря Б) встреча с девушкой В) бой с барсом Г) гибель Мцыри


11. В исповеди Мцыри звучит:

А) гнев, негодование Б) смирение, покаяние В) грусть, размышление Г) утверждение своей правоты


12. Почему местом действия поэмы выбран Кавказ:

А) проявляется любовь автора к Кавказу Б) природа Кавказа сродни натуре главного героя В) связь с историей России Г) место действия отвечает романтической направленности поэмы


13. В чём заключается основная идея произведения:

А) отрицание религиозной морали аскетизма и смирения Б) тоска по воле В) утверждение идеи верности идеалам перед лицом смерти

Г) призыв к борьбе с любым проявлением деспотизма


Проверочная работа по теме Н.В.Гоголь «Ревизор»

Тест


Вариант 1


1. Какой из вариантов происхождения сюжета комедии «Ревизор» - верный:

А) придуман Н.В.Гоголем Б) подарен автору А.С.Пушкиным В) взят из других источников (книг, газет и т.д.)


2. Отметить причины, по которым чиновники принимают Хлестакова за ревизора:

А) рассказы Хлестакова Б) страх В) недоразумение Г) известие о приезде ревизора


3. Отметить черты, характерные для чиновников –персонажей комедии:

А) взяточничество Б) халатность В) страх перед начальством Г) глупость Д) гостеприимство Е) использование служебного положения в личных целях


4. Отметить, какой из видов комического жанра преимущественно использован в комедии:

А) юмор Б) сарказм В) сатира Г) ирония


5. Отметить, какой приём использован автором в приведённом отрывке: «Он! И денег не платит, и не едет. Кому же быть, как не ему? И подорожная прописана в Саратов»:

А) сравнение Б) гипербола В) алогизм Г) гротеск


6. Какому персонажу комедии принадлежат слова: « И странно: директор уехал –куда уехал, неизвестно. Ну натурально , пошли толки: как, что, кому занять место? Многие из генералов находились охотники и брались, но подойдут, бывало, - нет. Мудрено. Кажется. и легко на вид, а рассмотришь –просто чёрт возьми! После видят, нечего делать, - ко мне. И в ту же минуту по улицам курьеры, курьеры, курьеры…. Можно представить себе. Тридцать пять тысяч одних курьеров!»

А) Сквознику-Дмухановскому Б) Тряпичкину В) Хлестакову


7. Отметить одну из особенностей композиции комедии:

А) перезагруженность комическими ситуациями Б) частая смена действия В) две развязки сюжета


8. Комедия как любая драма пишется в форме диалогов и монологов. Вспомните, что называется диалогом, монологом, репликой. Приведите примеры из комедии Н.В.Гоголя «Ревизор»


9. Назовите, какие события, происходящие в комедии «Ревизор», можно соотнести с каждым элементом сюжета:

-экспозиция……

-завязка……

- развитие действия….

-кульминация….

- развязка….


10. Вспомните. Какой эпиграф Н.В.Гоголь предпослал комедии «Ревизор». Как вы поняли его смысл?


Вариант 2


1.Отметить, какие социальные слои отображены в «Ревизоре»:

А) чиновничество Б) крестьянство В) духовенство Г) купечество Д) мещанство Е)помещики


2. Отметить, как построена система взяточничества в среде чиновников:

А) у каждого чиновника есть такое «право» Б) в отношении взяток существует определённая субординация В) каждый решает сам, как брать взятки


3. Отметить, к какой группе можно отнести город, изображённый Гоголем в комедии:

А) уникальный, вобравший все пороки России Б) плод фантазии автора, с надуманными проблемами В) типичный российский провинциальный город


4. Отметить, есть ли в комедии положительный персонаж:

А) нет, ни один персонаж не может быть назван положительным Б) Мария Антоновна В) да, это разоблачительный смех самого Н.В.Гоголя


5. Отметить, какой приём использован автором в приведённом отрывке : «…в бельэтаже. У меня одна лестница стоит….А любопытно взглянуть ко мне в переднюю, когда я ещё не проснулся : графы и князья толкутся и жужжат там, как шмели, только и слышно: ж…ж…ж..Иной раз и министр….»:

А) сравнение Б) гипербола В) алогизм Г) гротеск


6. Какому персонажу комедии принадлежат слова: «….потому что, случится, поедешь куда-нибудь – фельдъегеря и адъютанты поскачут везде вперёд: «Лошадей! И там на станциях никому не дадут, все дожидаются: все эти титулярные, капитаны, городничие, а ты себе и в ус не дуешь. Обедаешь где-нибудь у губернатора…»:

А) Хлестакову Б) Тряпичкину В) Сквознику-Дмухановскому


7. Отметить одну из особенностей композиции комедии:

А) малое количество персонажей Б) частая смена лирического героя В) немая сцена Г)автор видит себя одним из героев


8. Что называется комедией? К какому виду литературных произведений относится комедия?


9. Назовите, какие события, происходящие в комедии «Ревизор», можно соотнести с каждым элементом сюжета:

-экспозиция……

-завязка……

- развитие действия….

-кульминация….

- развязка….


10. Почему пьеса завершается «немой сценой»? О чём, по вашему мнению, думают участники?


Тестовая работа (І полугодие)


Вариант 1(I полугодие)


1.Исторические песни появились :


А. одновременно с былинами; Б. раньше былин; В. позже былин;


2.Имя Сергия Радонежского в миру:


А. Варфоломей; Б. Владимир; В. Николай; Г. Григорий;


3.«Фелица» Державина:


А. послание; Б. ода; В.элегия; Г. идиллия;


4.Издание, в котором не печатался Н.М.Карамзин:


А. «Детское чтение для сердца и разума»Б. «Московский журнал»

В. «Вестник Европы»Г. «Галатея»


5.Элегия «Сельское кладбище», которую перевёл Жуковский , написана:


А. Байроном; Б. Шекспиром; В. Томасом Греем; Г. Р.Бёрнсом;


6.Кто посетил Пушкина в период его ссылки в Михайловском:


А. Пущин; Б. Кюхельбекер; В. Данзас; Г. Горчаков;


7. Жанр стихотворения Пушкина «Мой первый друг, мой друг бесценный!»:


А. ода; Б.элегия; В.послание; Г. идиллия;


8.Исторические персонажи, не представленные в пушкинском творчестве:


А. Пётр 1; Б. Емельян Пугачёв; В. Степан Разин; Г. Пётр Болотников;


9. Название крепости, в которой разворачиваются события «Капитанской дочки»:


А. Бердская; Б. Оренбургская; В. Белогорская; Г. Васильсурская;


10.Имя и отчество героя «Капитанская дочка»:


А. Пётр Авдеевич; Б. Пётр Андреевич; В. Пётр Александрович;


11. «Вкушая, я вкусил мало мёду, и вот я умираю» - это :


А.строка из поэмы «Мцыри»; Б. библейское изречение;

В. строка из стихотворения Лермонтова; Г. строка из «Корана»;


12. Юноша Мцыри пытается бежать из монастырского плена ради:

А. мести; Б.свободы; В. поиска родных и близких; Г. бегства за границу;



Вариант 2 (1 полугодие)


1.Произведение древнерусской литературы, посвящённое Александру Невскому:


А. житие; Б. слово; В. сказание; Г. летопись;


2.Кем служил Державин:


А. камергером; Б. статс-секретарём при императрице Екатерине 2;

В. сенатором; Г. министром юстиции;


3.Героиня повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза»:


А. дворянка; Б. студентка; В. крестьянка; Г. мещанка;


4.Литературное направление, к которому принадлежал В.А.Жуковский:


А. сентиментализм; Б. классицизм; В. романтизм; Г. реализм;


5. Основная тема стихотворения Пушкина , начинающегося со слов «Роняет лес багряный

свой убор»:


А. любовь; Б. природа; В. лицейская дружба; Г. жизнь и смерть;


6. Первая строфа стихотворения «19 октября»:


А. завязка; Б. кульминация; В. эпилог; Г. экспозиция;


7. Исторический труд о Пугачёве был назван Пушкиным:


А. «История бунта»; Б. «История Пугачёвского бунта»;

В. «История Пугачевщины»; Г. «История Пугачёва»;


8. Воинское звание коменданта крепости Миронова:


А. поручик; Б. секунд-майор; В. капитан; Г. подпоручик;


9. Императрица, решившая судьбу Гринёва после обращения к ней Маши Мироновой:


А. Анна Иоанновна; Б. Елизавета; В. Екатерина 1; Г.Екатерина 2;


10. Мцыри – это :


А. служащий монах; Б. неслужащий монах;

В. имя героя; Г. прозвище героя;


11. «Вкушая, я вкусил мало мёду, и вот я умираю» - это


А.строка из поэмы «Мцыри»; Б. библейское изречение;

В. строка из стихотворения Лермонтова; Г. строка из «Корана».


Контрольное тестирование по теме «Литература 19 века»._


Вариант 1

1.Пьеса Гоголя называется :


А. «Сорочинская ярмарка»; Б. «Вечера на хуторе близ Диканьки»;В. «Нос»; Г. «Ревизор»;


2.. Фамилия городничего в комедии Гоголя:


А. Ляпкин-Тяпкин; Б. Сквозник-Дмухановский; В. Добчинский;


3. Кто первым принял Хлестакова за ревизора и разнёс это известие по городу:


А. служащие гостиницы; Б. Бобчинский и Добчинский;В. купцы; Г. Шпёкин;


4. Слова автора в тексте пьесы – это:


А. эпиграф; Б. ремарка; В. реплика; Г. монолог;


5. Городок, где развиваются события повести «Ася» И.Тургенева, расположен:


А. на Эльбе; Б. на Темзе; В. на Сене; Г. на Рейне;


6. Кто писал о том, что .. « пленён красотой и лёгкостью языка «Снегурочки»:


А. Добролюбов; Б. Тургенев; В. Чернышевский; Г. Достоевский;


7. Автор оперы «Снегурочка»:


А. Чайковский; Б. Глинка; В. Римский –Корсаков; Г. Даргомыжский;


8. Л.Н.Толстой в университете учился :


А.на историческом факультете; Б. на филологическом факультете;

В. на юридическом факультете; Г. на математическом факультете;


9. Какой художественный приём лежит в основе рассказа Толстого «После бала»:


А. эпитет; Б. контраст; В. олицетворение; Г. гипербола;


10. Родовое имение Л.Толстого Ясная Поляна расположено:


А. в Рязанской губернии; Б. в Тульской губернии;

В. в Орловской губернии; Г. в Московской губернии;


11 Кто писал о том, что .. « пленён красотой и лёгкостью языка «Снегурочки»:


А. Добролюбов; Б. Тургенев; В. Чернышевский; Г. Достоевский


Вариант 2

1.Жанр «Ревизора»:


А. драма; Б. комедия; В. трагедия; Г. мюзикл;


2. Имя слуги Хлестакова:


А. Савельич; Б. Осип; В. Никита; Г. Пётр;


3.Кому признался в любви Хлестаков:


А. жене городничего; Б. дочери городничего;

В. жене и дочери городничего; Г. дочери городничего и её служанке;


4.Длительная речь одного персонажа:


А. монолог; Б. реплика; В. мизансцена; Г. монолог;


5. Первоначальное название пьесы А.Островского:


А. «Девушка-Снегурочка»; Б. «Снегурочка»;

В. «Снегурушка»; Г. «Девушка – Снегурушка»;


6.Автобиографическая трилогия Л.Н.Толстого называется:


А. «Детство. Юность. Отрочество»;Б. « Юность. Отрочество. Детство»;

В. «Отрочество. Детство. Юность»;Г. «Детство. Отрочество. Юность»;


7. Имя главного героя автобиографической трилогии Л.Толстого:


А.Сашенька; Б. Коленька; В. Николенька; Г. Андрюша;


8.На сколько смысловых частей можно разделить рассказ л.Толстого «После бала»:


А. на 3; Б.на 2; в. на 4; г. одна глава;


9. Имя одноимённой повести И.С.Тургенева :


А. Лиза; Б.Ася; В.Вера; Г. Екатерина;


10 Один из чиновников в пьесе «Ревизор» берёт взятки:


А. исключительно в иностранной валюте; Б. исключительно в рублях;

В. исключительно мануфактурой; Г.исключительно борзыми щенками;


11 Кто писал о том, что .. « пленён красотой и лёгкостью языка «Снегурочки»:


А. Добролюбов; Б. Тургенев; В. Чернышевский; Г. Достоевский


Итоговая контрольная работа 12.05


1.Искусство по своей природе:


А) рационально Б) эмоционально в) сочетает в себе и рациональное, и эмоциональное начало


2. Действующее лицо художественного произведения называется:


А) образом Б) персонажем В) типом


3. Есть ли разница между понятиями «образ» и «персонаж»:


А) да, и очень существенная Б) нет В) в зависимости от жанра


4. Тема произведения:


А) главная идея Б) объект отражения В) конкретная описанная ситуация


5. Идея произведения- это:


А) то, что хотел сказать автор Б) нравственный «урок» произведения В) главная обобщённая мысль произведения


6. Могут ли на одной теме раскрываться разные проблемы:


А) да Б) нет В) на вопрос нельзя дать однозначного ответа


7. Композиция – это:


А) последовательность событий и действий Б) движение произведения от завязки до развязки

В) последовательность частей и элементов произведения


Какова роль композиции в раскрытии идеи произведения ? Ответ построить на материале одного из произведений.

8. Завязка – это:


А) момент возникновения или обнаружения конфликта

Б) начало произведения

В) первое появление главного героя


Приведите примеры завязки, кульминации и развязки некоторых произведений ( см. 7 вопрос)

9. Сюжет –это:

А) основное содержание произведения Б) последовательность событий и действий В)последовательность всех элементов произведений


10. В основе сюжетного действия лежит:


А) композиция Б) конфликт В) фабула


Привести примеры конфликта некоторых произведений.

11. Литературные жанры – это :

А) эпос, лирика, драма Б) роман, трагедия, эпиграмма В) политический роман, социальная драма, философская элегия


12. Что такое литературные жанры:


А) группы произведений внутри литературных родов, отличающихся общностью формальных и содержательных признаков

Б) результат формальной классификации литературных произведений по разным признакам

В) это то же самое, что литературные роды


13. Для определения жанра существенным признаком является :


А) проблематика произведения Б) его тематика В) время создания произведения


































НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ,

УМЕНИЙ И НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ ПО ЛИТЕРАТУРЕ


Оценка устных ответов учащихся

При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса:

  • знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения;

  • умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев;

  • понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения;

  • знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно;

  • умение анализировать художественное произведение в соответствии с ведущими идеями эпохи;

  • уметь владеть монологической литературной речью, логически и последовательно отвечать на поставленный вопрос, бегло, правильно и выразительно читать художественный текст.

При оценке устных ответов по литературе могут быть следующие критерии:

Отметка «5»: ответ обнаруживает прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев, роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; привлекать текст для аргументации своих выводов; раскрывать связь произведения с эпохой; свободно владеть монологической речью.

Отметка «4»: ставится за ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; за умение объяснить взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошо владеть монологической литературной речью; однако допускают 2-3 неточности в ответе.

Отметка «3»: оценивается ответ, свидетельствующий в основном знание и понимание текста изучаемого произведения, умение объяснять взаимосвязь основных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения, но недостаточное умение пользоваться этими знаниями при анализе произведения. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения установленным нормам для данного класса.

Отметка «2»: ответ обнаруживает незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, слабое владение монологической речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.


Оценка сочинений.

Сочинение – основная форма проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.

С помощью сочинений проверяются:

а) умение раскрыть тему;

б) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания;

в) соблюдение языковых норм и правил правописания.

Любое сочинение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая – за грамотность, т.е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе отметки считаются отметками по литературе.

Содержание сочинения оценивается по следующим критериям:

  • соответствие работы ученика теме и основной мысли;

  • полнота раскрытия темы;

  • правильность фактического материала;

  • последовательность изложения.

При оценке речевого оформления сочинений учитывается:

  • разнообразие словаря и грамматического строя речи;

  • стилевое единство и выразительность речи;

  • число речевых недочетов.

Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок – орфографических, пунктуационных и грамматических.


Отметка

Основные критерии отметки

Содержание и речь

Грамотность

«5»

  1. Содержание работы полностью соответствует теме.

  2. Фактические ошибки отсутствуют.

  3. Содержание излагается последовательно.

  4. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.

  5. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста.

В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1-2 речевых недочетов.

Допускается: 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка.

«4»

  1. Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).

  2. Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.

  3. Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.

  4. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.

  5. Стиль работы отличает единством и достаточной выразительностью.

В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов.

Допускаются: 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки.

«3»

  1. В работе допущены существенные отклонения от темы.

  2. Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.

  3. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения.

  4. Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление.

  5. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.

В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.

Допускаются: 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические ошибки и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок, а также 4 грамматические ошибки.

«2»

  1. Работа не соответствует теме.

  2. Допущено много фактических неточностей.

  3. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.

  4. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.

  5. Нарушено стилевое единство текста.

В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов.

Допускаются: 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок.


Примечание:

1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую отметку за сочинение на один балл.

2. Первая отметка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.

3. На оценку сочинения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях.


Оценка тестовых работ.

При проведении тестовых работ по литературе критерии оценок следующие:

«5» - 90 – 100 %;

«4» - 78 – 89 %;

«3» - 60 – 77 %;

«2»- менее 59 %.





























ЛИТЕРАТУРА

Для учащихся:

  1. Литература 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений в IIIчастях. Автор-составитель Г.С.Меркин М.: «ТИД «Русское слово – РС», 2010г

  2. Литература. 8 класс. Рабочая тетрадь. В 2 ч. Части 1, 2. Соловьева Ф.Е. . – М.: «ТИД «Русское слово – РС», 2010г


Для учителя:

  1. Литература. 8 кл. Планирование и материалы к курсу. Меркин Г.С., Меркин Б.Г.;

  2. Литература. 8 кл.: Учебник – хрестоматия для общеобразовательных учреждений: В 3 ч./ Автор‑сост. Г.С. Меркин. – М.: «ТИД «Русское слово – РС», 2010г

  3. Литература. 8 класс. Рабочая тетрадь. В 2 ч. Части 1, 2. Соловьева Ф.Е. . – М.: «ТИД «Русское слово – РС», 2010г.

  4. Тематическое планирование к учебнику «Литература.8 класс»(автор-составитель Г.С.Меркин). Ф.Е.Егорова. М.: «Русское слово», 2011г

  5. Уроки литературы 8 класс. Методическое пособие.( к учебнику «Литература.8 класс» (автор-составитель Г.С.Меркин) Ф.Е.Егорова. М.: «Русское слово», 2011г

  6. Поурочные разработки по литературе по программе под редакцией А.Г.Кутузова 8 класс. Н.В.Егорова.-М.: «Вако» 2006г

  7. Поурочные разработки по литературе. Универсальное издание.8 класс. Н.В.Егорова.-М.: «Вако» 2010г

  8. Литература в 8 классе. Урок за уроком. Б.И.Турьянская, Е.В.Комиссарова, Л.Н.Гороховская, Е.А.Виноградова.-М.; «Русское слово» 2001г.

  9. Искать, пробовать, обучать… Нетрадиционные уроки по русскому и литературе. 5 – 11 классы. Е.М.Мордес. Волгоград: Учитель, 2002г.

  10. История русской литературы. Х1Х век. В 2 частях. Под ред. В.Н.Аношкиной, Л.Д.Громовой. Москва, Владос, 2001г.

  11. Итоговые работы по литературе 5 – 11 класс. Н.В.Охременко, О.В.Федина. Москва, «Аквариум», 2010г.

  12. Литература в таблицах и схемах. Теория. История. Словарь. М.Мещерякова. Москва, Рольф, 2001г.

  13. Литература Древней Руси и 18 века. Л.А.Ольшевская, С.Н.Травников. Москва, Новая школа, 2009г.

  14. Тематические игры и праздники по литературе: Методическое пособие для учителя/ Агапова И. А., Давыдова М.А. М.: ТЦ Сфера, 2004

Учебные диски, мультимедийные электронные учебники, энциклопедии

1.Фильм «Живой Пушкин» DVD

2. Пушкин в зеркале двух столетий DVD

2. Фильм «Птица-Гоголь» DVD

3.Фильм –сказка «Снегурочка» ( по произведению Островского) DVD

4. Фильм «Алые паруса» ( по произведению А.Грина) DVD

5. История, литература, культура 19 века. CD

6. Сборник «Русская поэзия 17-20 веков» Аудио mp3

7. А.С.Пушкин «Стихи». Аудиокнига Аудио mp3

8. Н.В.Гоголь «Ревизор» Аудио mp3.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Рабочая программа по литературе. 8 класс. УМК Г.С.Меркина

Автор: Бестолченко Наталья Анатольевна

Дата: 25.01.2017

Номер свидетельства: 383693

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства