kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по литературе. 8 класс.( По учебнику Г.С.Меркина)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе. 8 класс.( По учебнику Г.С.Меркина)»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Школа № 14 г. Благовещенска»




Рассмотрено на МО Согласовано Утверждено приказом

«___» ___________2016г. зам. директора по УВР директора школы

Протокол № ______ ____________________ __________________ ___________________ «____»____________2016 г. №______от ________2016 г.






Рабочая программа учебного предмета

«Литература»

8 «Г», «Д» класс

базовый уровень




Разработала:

Маркина Татьяна Григорьевна,

учитель русского языка и литературы

первой квалификационной категории





г. Благовещенск

2016 г.




Пояснительная записка

Статус документа

Рабочая программа составлена на основе нормативных документов, определяющих содержание языкового образования:

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 г № 273 «Об образовании в Российской Федерации».

  2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартовначального общего, основного общего и среднего общего образования».

  3. Федеральный базисный учебный план для среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09.03. 2004

  4. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года от 29.05.2015 г.

  5. Письма Министерство образования и науки РФ «О рабочих программах учебных предметов» № 08-1786 от 28 октября 2015 г.

  6. Приказ Минобрнауки «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2014-2015 учебный год»

  7. Образовательная программа основного общего образования на период 2012-2018 годы, утверждённая педагогическим советом МБОУ «Школа № 14 города Благовещенска», протокол №1 от 29 августа 2012 года.

  8. Учебный план МБОУ «Школа № 14 города Благовещенска» на 2016 - 2017 год.

  9. Годовой календарный график МБОУ «Школа № 14 города Благовещенска» на 2016 - 2017 учебный год.

  10. Программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакциейГ.С.Меркина, С.А.Зинина, В.А.ЧалмаеваМ.: Русское слово, 2014.

Для реализации программы используется учебник/Литература 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений в двух частях. Автор – составитель Г.С.Меркин. М., «Русское слово», 2015 г.

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.


Структура документа

Рабочая программа представляет собой целостный документ, включающий разделы:

пояснительную записку;

формы организации образовательного процесса;

содержание учебного предмета;

календарно-тематическое планирование;

планируемые результаты освоения учебного предмета;

перечень учебно-методического обеспечения.


Место учебного предмета в учебном плане

Данная программа разработана для 8-го класса. Количество часов для изучения предмета 70 часов (2 часов в неделю), количество учебных недель – 35


Цель обучения

  1. Воспитание всесторонне развитой личности, умеющей ценить и беречь богатства русской культуры, произведения великих классиков; уметь хранить традиции и обычаи, передавать их своим потомкам; воспитывать любовь к своей родине, родному краю; воспитывать уважение к людям старшего поколения, ценить их заслуги перед Отечеством.

  2. Развитие логического мышления, потребности в самообразовании на примере лучших образцов художественной классической литературы.

  3. Освоение программного материала, использование дополнительных источников получения информации. Расширение кругозора.

  4. Овладение умениями создавать свой текст на основе прочитанного, владеть приемами интерпретации художественного текста.


Задачи

  1. Формирование и развитие культуры чтения.

  2. Способность формулировать и аргументированно отстаивать личностную позицию.

  3. Постижение системы литературных родов и жанров, а также художественных направлений


Формы организации образовательного процесса


Основной формой организации образовательного процесса остается классно-урочная система.


  • различные виды чтения, составление словаря одной из исторических песен

  • пересказ прочитанного, формулировки и запись выводов, наблюдения над лексическим составом произведений;

  • выразительное чтение, письменный ответ на вопрос, запись ключевых слов и словосочетаний;

  • комментированное чтение;

  • похвальное слово историку или писателю;

  • защита реферата; составление и запись цитатного или тезисного плана;

  • выразительное чтение наизусть; подготовка тезисов, сочинение; устное сочинение;

  • сочинение сопоставительного характера; подготовка вопросов для обсуждения; дискуссия;

  • письменная характеристика персонажа; отзыв о прочитанном; устное рисование;

  • составление словаря для характеристики лирического персонажа;

  • письменный ответ на вопрос; ролевое чтение; сочинение – рассуждение;

  • сложный план к сочинению, подбор эпиграфа;

  • составление словаря понятий, характеризующих различные нравственные представления;

  • подготовка тезисов к уроку – диспуту;

  • сообщения учащихся.


Содержание учебного предмета



п/п

Наименование раздела

Содержание тем раздела

Количество часов

1.

Художественная литература и история

Художественная литература и история. Значение художественного произведения в культурном наследии страны.

1час

2.

Произведения устного народного творчества

Нравственная проблематика в исторической песне и связь с представлениями и исторической памятью и отражение их в народной песне; песни – плачи, средства выразительности в исторической песне; песне – плаче.

Песня как жанр фольклора, историческая песня, отличие исторической песни от былины, песня – плач. Отражение истории в солдатских песнях

3 часа

3.

Древнерусская литература

Тема добра и зла в произведениях русской литературы. Глубина и сила нравственных представлений о человеке; благочестие, доброта, открытость, неспособность к насилию, святость, служение Богу, мудрость, готовность к подвигу во имя Руси- основные нравственные проблемы житийной литературы; тематическое многообразие древнерусской литературы.

Житийная литература; сказание, слово и моление как жанры древнерусской литературы; летописный свод.


1 час

4.

Литература 18 века

Поэт и государственный чиновник. Отражение в творчестве фактов биографии и личных представлений. Тема поэта и поэзии.

Традиции классицизма в лирическом тексте.

Основные вехи биографии. Карамзин и Пушкин.

Повесть «Бедная Лиза»– новая эстетическая реальность. Основная проблематика и тематика, новый тип героя, образ Лизы.

Сентиментализм как литературное направление, сентиментализм и классицизм (чувственное начало в противовес рациональному), жанр сентиментальной повести.

4 часа

5.

Литература 19 века

Основные темы, мотивы лирики, система образно – выразительных средств, художественное богатство языка произведений.

Тематическое богатство поэзии А.С.Пушкина. История написания и основная проблематика.Послание, песня

Проблематика произведения, система образов. Отношение писателя к событиям и героям. Новый тип исторической прозы. Исторический роман.

Повесть.

Место творчества поэта в истории русской литературы

Образ - персонаж, образ – пейзаж. «Мцыри» – любимый идеал Лермонтова.

Сюжет и фабула в поэме. Экспрессия,тема, художественная идея

Основные вехи биографии писателя, творческая и сценическая история пьесы. Драма как род литературы

Русское чиновничество в сатирическом изображении Гоголя: разоблачение пошлости, угодливости, чинопочитания, беспринципности, взяточничества, лживости, авантюризма, равнодушного отношения к служебному долгу.

Основной конфликт пьесы и способы его разрешения.

«Говорящие» фамилии, фантастический элемент как прием создания комической ситуации, комический рассказ.

Значение творчества Н.В.Гоголя в русской литературе.

Сценическая жизнь комедии.

Основные вехи биографии И.С. Тургенева.

Повесть «Ася». Возвышенное и трагическое в изображении жизни и судьбы героев. Повесть Фабула

Образ Аси. Любовь, нежность, верность, постоянство.Герой – повествователь.Лирическая повесть

Тропы и фигуры в художественной стилистике повести.

Цельность характера - основное в образе героини.

«Тургеневские» девушки

Основные вехи биографии Н.А. Некрасова

«Внимая ужасам войны». Изображение народной жизни.

«Зеленый шум». Человек и природа в стихотворении.

Краткие сведения о поэте.

«Учись у них: у дуба, у березы…», «Целый мир от красоты…».

Гармония чувств, единство с миром природы, духовность – основные мотивы лирики А.А. Фета.

Островский.Краткие сведения о писателе.

Пьеса – сказка «Снегурочка», своеобразие сюжета.

Связь с мифологическими и сказочными сюжетами.

Образ Снегурочки.

Народные обряды, элементы фольклора в сказке.

Язык персонажей. Драма. Автобиографическая проза

Становление личности в борьбе против жестокости и произвола – рассказ «После бала».

Нравственность и чувство долга, активный и пассивный протест, истинная и ложная красота, неучастие во зле, угасание любви – основные мотивы рассказа. Приемы создания образов. Судьба рассказчика для понимания художественной идеи произведения.

33 часа

6.

Литература 20 века

Традиции романтизма. Жанровое своеобразие ( песня, сказка)

Образ – символ. Большие проблемы «маленьких людей»; человек и государство. Художественное своеобразие рассказов: от литературного анекдота – к фельетону, от фельетона – к юмористическому рассказу. Россия на страницах поэмы. Ответственность художника перед страной – один из основных мотивов. Образ автора. 20 век на страницах прозы

15часов

7.

Зарубежная литература

Краткие сведения о Шекспире.

Певец великих чувств и вечных тем.Трагедия.М. де Сервантес Сааведра. Идеальное и обыденное, возвышенное и приземленное, мечта и действительность в романе.

12 часов

8.

Итоговый урок


1 час



Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета


1) в познавательной сфере:

• понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;

• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

• умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);

• владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

2) в ценностно-ориентационной сфере:

• приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

• формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;

• собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;

• понимание авторской позиции и свое отношение к ней;

3) в коммуникативной сфере:

• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие

• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;

• написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;

4) в эстетической сфере:

• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;

• понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.



Календарно-тематическое планирование




Тема урока



Количество часов

Тип урока

Дата

план

факт

№1

Художественная литература и история (1 час)

1

Лекция



№2

Произведения устного народного творчества (3 часа)

1

беседа



№3

Исторические песни и былины.

«Иван Грозный молится по сыне»

1

Ознакомление с новым материалом



№4

Солдатские песни 18 – 19 века

1

Ознакомление с новым материалом



№5

Древнерусская литература (1 час)

«Житие Сергия Радонежского»

1

Ознакомление с новым материалом



№6

Литература 18 века (4 часа)

Г.Р.Державин

1

Ознакомление с новым материалом



№7

Русский сентиментализм

Н.М.Карамзин

1

Ознакомление с новым материалом



№8

Н.М.Карамзин

«Бедная Лиза»


1

Ознакомление с новым материалом



№9

Добро и зло в повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза»

1





Литература 19 века

33




№ 10

Романтизм. Творчество В.А.Жуковского

1

Ознакомление с новым материалом



№ 11

К.Ф.Рылеев

«Иван Сусанин»

1

Ознакомление с новым материалом



№ 12

А.С.Пушкин. Слово о поэте. «19 октября»

1

Ознакомление с новым материалом



№ 13

А.С. Пушкин. «Капитанская дочка». История создания. Образы.

1

Ознакомление с новым материалом



№ 14.

Судьба Петра Гринева в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»

1

Ознакомление с новым материалом



№ 15

Гринев и Швабрин в повести

1

Ознакомление с новым материалом



№ 16

Образ Маши Мироновой в повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»

1

Ознакомление с новым материалом



№ 17

Тема чести и достоинства в повести А.С. Пушкина

«Капитанская дочка»

1

Ознакомление с новым материалом



№ 18

КР Контрольная работа №1

1

Проверка и коррекция



№ 19 - 20

РР Сочинение по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»

2

Обобщение и систематизация знаний



№ 21

М.Ю. Лермонтов.

Кавказ в жизни и творчестве.

Стихотворения М. Ю. Лермонтова «Родина», «Смерть поэта».

1

Ознакомление с новым материалом



№ 22

Поэма «Мцыри»: свободолюбие, готовность к самопожертвованию, гордость, сила духа – основные мотивы поэмы.


1

Ознакомление с новым материалом



№ 23

Образ Мцыри в поэме.

1

Ознакомление с новым материалом



№ 24

Н.В. Гоголь – писатель – сатирик.

Идейный замысел и особенности композиции комедии «Ревизор»

1

Ознакомление с новым материалом



№ 25

Разоблачение нравственных и социальных пороков чиновничества в комедии «Ревизор».

1

Ознакомление с новым материалом



№ 26

Хлестаков и хлестаковщина.

Мастерство Гоголя в создании образа Хлестакова.

1

Ознакомление с новым материалом



№ 27

Чиновники на приеме у ревизора. Анализ IY действия комедии.

1

Ознакомление с новым материалом



28

Финал комедии, его идейно – композиционное значение

1

Ознакомление с новым материалом



№ 29

Тест №1 по творчеству Н.В.Гоголя

1

Обобщение и систематизация знаний



№ 30

Анализ тестовой работы, обобщение пройденного за полугодие

1

Обобщение и систематизация знаний



№ 31

КР Контрольная работа №2

1

Проверка и коррекция



№ 32

Н.В.Гоголь. « Петербургские повести».

Проверка техники чтения

1

Обобщение и систематизация знаний




№ 33

И.С. Тургенев: личность, судьба, творчество.

Произведения писателя о любви. Автобиографический характер повести «Ася».


1

Ознакомление с новым материалом



№ 34

История любви как основа сюжета повести.

Мастерство пейзажных зарисовок.

Образ героя - повествователя.

1

Ознакомление с новым материалом



№ 35

Роль 16 главы в повести И.С.Тургенева «Ася».

1

Ознакомление с новым материалом



№ 36

«Тургеневская» девушка в повести.

Образ Аси. Психологизм и лиризм писателя.

1

Ознакомление с новым материалом



№ 37

Н.А. Некрасов

Судьба и жизнь народная в изображении поэта

1


Ознакомление с новым материалом



№ 38

А.А. Фет

Мир природы и духовности в поэзии А.А. Фета

1

Ознакомление с новым материалом



№ 39

А.Н. Островский

Пьеса – сказка «Снегурочка»

1

Ознакомление с новым материалом



№ 40

Л.Н. Толстой

«Отрочество»

1

Ознакомление с новым материалом



№ 41

Тест № 2

по творчеству И.С.Тургенева

1

Ознакомление с новым материалом



№ 42

Л.Н. Толстой.

Рассказ «После бала».

Автор и рассказчик в произведении.

Моральная ответственность человека за все происходящее.

1

Ознакомление с новым материалом



№ 43

Литература 20 века

А.М. Горький.

Рассказ «Макар Чудра»

15

1

Ознакомление с новым материалом



№ 44

А.М. Горький.

«Мой спутник»


1

Ознакомление с новым материалом



№ 45

В.В. Маяковский

«Хорошее отношение к лошадям»

1

Ознакомление с новым материалом



№ 46

Н.А. Тэффи

«Свои и чужие»

1

Ознакомление с новым материалом



№ 47

М.М. Зощенко


1

Ознакомление с новым материалом



№ 48

Н.А. Заболоцкий

Стихотворения

1

Ознакомление с новым материалом



№ 49

КР/ Контрольная работа № 3

1

Ознакомление с новым материалом



№ 50

М.В. Исаковский

Стихотворения

1

Ознакомление с новым материалом



№ 51

А.Т. Твардовский

Поэма «За далью - даль».


1

Ознакомление с новым материалом



№ 52

В.П. Астафьев

«Фотография, на которой меня нет»

1

Ознакомление с новым материалом



№ 53

В.Г. Распутин

«Уроки французского»


1

Ознакомление с новым материалом



№ 54

Мотивы милосердия, готовности прийти на помощь в повести В. Распутина «Уроки французского»

1

Ознакомление с новым материалом



№ 55

Тест № 3


1

Проверка и коррекция



№ 56

В/Ч Внеклассное чтение

Повести В.Быкова

«Обелиск»,

«Сотников»,

«Мертвым не больно»

1

Обобщение и систематизация знаний



№ 57

В/Ч Внеклассное чтение

Повесть В. Богомолова «Иван»

1

Обобщение и систематизация знаний



№ 58

Зарубежная литература

У. Шекспир

«Ромео и Джульетта»

12



1


Ознакомление с новым материалом



№ 59 - 60

РР / Сочинение

по произведениям о Великой Отечественной войне

2

Проверка и коррекция



61

Проблема отцов и детей в произведении У. Шекспира

1

Ознакомление с новым материалом



62

В/Ч Внеклассное чтение

Л. Буссенар. «Капитан сорви – голова»

1

Обобщение и систематизация знаний



63

В/Ч Внеклассное чтение

К.С. Льюис.

«Покоритель зари или плавание на край света»,

«Серебряный трон»

1

Обобщение и систематизация знаний



64

В/Ч Внеклассное чтение

К.С. Льюис.

«Покоритель зари или плавание на край света»,

«Серебряный трон»

1

Обобщение и систематизация знаний



№ 65

КР / Контрольная работа № 4

1

Проверка и коррекция



№ 66

М. де Сервантес Сааведра

«Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский

1

Обобщение и систематизация знаний



№ 67

М. де Сервантес Сааведра

«Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский

1

Обобщение и систематизация знаний



№ 68

Тест № 4


1

Проверка и коррекция



№ 69

Л.Д. Платов

«Секретный фарватер»

1

Обобщение и систематизация знаний



№ 70

Подведение итогов года

Рекомендации для летнего чтения

1


























Перечень учебно-методического обеспечения.


для учащихся:

  1. Учебник для общеобразовательных учреждений в двух частях под редакцией Г.С Меркина. М., «Русское слово», 2012 г.

  2. Соловьёва Ф.Е. Рабочая тетрадь к учебнику «Литература. 8 класс» (авт.-сост. Г.С. Меркин): в 2 ч. / Ф.Е. Соловьёва; под ред. Г.С. Меркина. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2011 г.


литература для учителя:


  1. Аркин И.И. Уроки литературы в 8 классе: Практ. методика: кн. для учителя / И.И. Аркин. – М.: Просвещение, 2001.

  2. Зарубежная литература. 5-11 классы: нестандартные уроки с использованием новых технологий / авт.-сост. Н.М. Божко. – Волгоград: Учитель, 2007.

  3. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. Одобрена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 г. № 1756 – р.

  4. Контрольно-измерительные материалы. Литература: 8 класс / сост. Е.Н. Зубова. – М.: ВАКО, 2010.

  5. Литература. Программа для 5- 11 классов общеобразовательной школы . Авторы – составители: Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев. М., «Русское слово», 2009г.

  6. Методические журналы для учителя: «Литература в школе», «Практические советы учителю». Периодические издания.

  7. Нестеренко О.В. Литература. Тематические тесты: от текста к смыслу. 8 класс. А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Н.В. Гоголь: учебное пособие / О.В. Нестеренко; под ред. Н.А. Сениной. – Ростов н/Д: Легион, 2012.

  8. О преподавании учебного предмета «Литература» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования: Методическое письмо // Настольная книга учителя литературы / Сост. Е.А.Зинина, И.В. Корнута. – М.,ООО «Издательство АСТ», 2004. – С. 198 – 202.

  9. Рыбникова В.Я. Литература. Программно – методические материалы 5 – 9 классы. Ростов – на – Дону, издательство Ростовского ИПК и ПРО, 2008 г.

  1. Соловьёва Ф.Е. Тематическое планирование к учебнику «Литература. 8 класс» (авт.-сост. Г.С. Меркин) / Ф.Е. Соловьёва; под ред. Г.С. Меркина. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2011.

  2. Соловьёва Е.Ф. Уроки литературы к учебнику «Литература. 8 класс» (авт.-сост. Г.С. Меркин): методическое пособие / Ф.Е. Соловьёва; под ред.Г.С. Меркина. – М.: ООО «Русское слово- учебник», 2011.

  3. Уроки литературы с применением информационных технологий. 6-10 классы. Методическое пособие с электронным приложением / Н.П. Архипова и др. – М.; Глобус, 2009.

  4. Читаем, думаем, спорим… : Кн. для самост. работы учащихся по лит.: 8 кл. / Авт.-сост. Г.И. Беленький, О.М. Хренова. – М.: Просвещение: АО «Учеб. лит.», 1995.

Интернет-ресурсы

  • Издательский дом “Первое сентября» www. 1september.ru

  • Издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний», сайт «Методическая служба» http//metodist.lbz.ru

  • Учительский портал http://www/uchportal.ru

  • Российский общеобразовательный портал www.school.edu.ru

  • Портал “Информационно-коммуникационные технологии в образовании» www.ict.edu.ru

  • Российский портал открытого образования www.openet.edu.ru

  • Федеральный институт педагогических измерений http://www.fipi.ru

  • Сеть творческих учителей http://www.it-n.ru

  • Уроки.Net http://www.uroki.net/dokinf.htm
























-



13



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Рабочая программа по литературе. 8 класс.( По учебнику Г.С.Меркина)

Автор: Маркина Татьяна Григорьевна

Дата: 29.03.2017

Номер свидетельства: 404450


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства