«Школа № 14 г. Благовещенска»
«___» ___________2016г. зам. директора по УВР директора школы
Протокол № ______ ____________________ __________________ ___________________ «____»____________2016 г. №______от ________2016 г.
г. Благовещенск
2016 г.
Рабочая программа составлена на основе нормативных документов, определяющих содержание языкового образования:
Для реализации программы используется учебник/Литература 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений в двух частях. Автор – составитель Г.С.Меркин. М., «Русское слово», 2015 г.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.
перечень учебно-методического обеспечения.
Данная программа разработана для 8-го класса. Количество часов для изучения предмета 70 часов (2 часов в неделю), количество учебных недель – 35
№ п/п | Наименование раздела | Содержание тем раздела | Количество часов |
1. | Художественная литература и история | Художественная литература и история. Значение художественного произведения в культурном наследии страны. | 1час |
2. | Произведения устного народного творчества | Нравственная проблематика в исторической песне и связь с представлениями и исторической памятью и отражение их в народной песне; песни – плачи, средства выразительности в исторической песне; песне – плаче. Песня как жанр фольклора, историческая песня, отличие исторической песни от былины, песня – плач. Отражение истории в солдатских песнях | 3 часа |
3. | Древнерусская литература | Тема добра и зла в произведениях русской литературы. Глубина и сила нравственных представлений о человеке; благочестие, доброта, открытость, неспособность к насилию, святость, служение Богу, мудрость, готовность к подвигу во имя Руси- основные нравственные проблемы житийной литературы; тематическое многообразие древнерусской литературы. Житийная литература; сказание, слово и моление как жанры древнерусской литературы; летописный свод. | 1 час |
4. | Литература 18 века | Поэт и государственный чиновник. Отражение в творчестве фактов биографии и личных представлений. Тема поэта и поэзии. Традиции классицизма в лирическом тексте. Основные вехи биографии. Карамзин и Пушкин. Повесть «Бедная Лиза»– новая эстетическая реальность. Основная проблематика и тематика, новый тип героя, образ Лизы. Сентиментализм как литературное направление, сентиментализм и классицизм (чувственное начало в противовес рациональному), жанр сентиментальной повести. | 4 часа |
5. | Литература 19 века | Основные темы, мотивы лирики, система образно – выразительных средств, художественное богатство языка произведений. Тематическое богатство поэзии А.С.Пушкина. История написания и основная проблематика.Послание, песня Проблематика произведения, система образов. Отношение писателя к событиям и героям. Новый тип исторической прозы. Исторический роман. Повесть. Место творчества поэта в истории русской литературы Образ - персонаж, образ – пейзаж. «Мцыри» – любимый идеал Лермонтова. Сюжет и фабула в поэме. Экспрессия,тема, художественная идея Основные вехи биографии писателя, творческая и сценическая история пьесы. Драма как род литературы Русское чиновничество в сатирическом изображении Гоголя: разоблачение пошлости, угодливости, чинопочитания, беспринципности, взяточничества, лживости, авантюризма, равнодушного отношения к служебному долгу. Основной конфликт пьесы и способы его разрешения. «Говорящие» фамилии, фантастический элемент как прием создания комической ситуации, комический рассказ. Значение творчества Н.В.Гоголя в русской литературе. Сценическая жизнь комедии. Основные вехи биографии И.С. Тургенева. Повесть «Ася». Возвышенное и трагическое в изображении жизни и судьбы героев. Повесть Фабула Образ Аси. Любовь, нежность, верность, постоянство.Герой – повествователь.Лирическая повесть Тропы и фигуры в художественной стилистике повести. Цельность характера - основное в образе героини. «Тургеневские» девушки Основные вехи биографии Н.А. Некрасова «Внимая ужасам войны». Изображение народной жизни. «Зеленый шум». Человек и природа в стихотворении. Краткие сведения о поэте. «Учись у них: у дуба, у березы…», «Целый мир от красоты…». Гармония чувств, единство с миром природы, духовность – основные мотивы лирики А.А. Фета. Островский.Краткие сведения о писателе. Пьеса – сказка «Снегурочка», своеобразие сюжета. Связь с мифологическими и сказочными сюжетами. Образ Снегурочки. Народные обряды, элементы фольклора в сказке. Язык персонажей. Драма. Автобиографическая проза Становление личности в борьбе против жестокости и произвола – рассказ «После бала». Нравственность и чувство долга, активный и пассивный протест, истинная и ложная красота, неучастие во зле, угасание любви – основные мотивы рассказа. Приемы создания образов. Судьба рассказчика для понимания художественной идеи произведения. | 33 часа |
6. | Литература 20 века | Традиции романтизма. Жанровое своеобразие ( песня, сказка) Образ – символ. Большие проблемы «маленьких людей»; человек и государство. Художественное своеобразие рассказов: от литературного анекдота – к фельетону, от фельетона – к юмористическому рассказу. Россия на страницах поэмы. Ответственность художника перед страной – один из основных мотивов. Образ автора. 20 век на страницах прозы | 15часов |
7. | Зарубежная литература | Краткие сведения о Шекспире. Певец великих чувств и вечных тем.Трагедия.М. де Сервантес Сааведра. Идеальное и обыденное, возвышенное и приземленное, мечта и действительность в романе. | 12 часов |
8. | Итоговый урок | | 1 час |
• понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;
• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
• умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);
• владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
• приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
• формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;
• собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие
• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;
• написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;
• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
• понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
№ | Тема урока | Количество часов | Тип урока | Дата |
план | факт |
№1 | Художественная литература и история (1 час) | 1 | Лекция | | |
№2 | Произведения устного народного творчества (3 часа) | 1 | беседа | | |
№3 | Исторические песни и былины. «Иван Грозный молится по сыне» | 1 | Ознакомление с новым материалом | | |
№4 | Солдатские песни 18 – 19 века | 1 | Ознакомление с новым материалом | | |
№5 | Древнерусская литература (1 час) «Житие Сергия Радонежского» | 1 | Ознакомление с новым материалом | | |
№6 | Литература 18 века (4 часа) Г.Р.Державин | 1 | Ознакомление с новым материалом | | |
№7 | Русский сентиментализм Н.М.Карамзин | 1 | Ознакомление с новым материалом | | |
№8 | Н.М.Карамзин «Бедная Лиза» | 1 | Ознакомление с новым материалом | | |
№9 | Добро и зло в повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза» | 1 | | | |
| Литература 19 века | 33 | | | |
№ 10 | Романтизм. Творчество В.А.Жуковского | 1 | Ознакомление с новым материалом | | |
№ 11 | К.Ф.Рылеев «Иван Сусанин» | 1 | Ознакомление с новым материалом | | |
№ 12 | А.С.Пушкин. Слово о поэте. «19 октября» | 1 | Ознакомление с новым материалом | | |
№ 13 | А.С. Пушкин. «Капитанская дочка». История создания. Образы. | 1 | Ознакомление с новым материалом | | |
№ 14. | Судьба Петра Гринева в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» | 1 | Ознакомление с новым материалом | | |
№ 15 | Гринев и Швабрин в повести | 1 | Ознакомление с новым материалом | | |
№ 16 | Образ Маши Мироновой в повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» | 1 | Ознакомление с новым материалом | | |
№ 17 | Тема чести и достоинства в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» | 1 | Ознакомление с новым материалом | | |
№ 18 | КР Контрольная работа №1 | 1 | Проверка и коррекция | | |
№ 19 - 20 | РР Сочинение по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» | 2 | Обобщение и систематизация знаний | | |
№ 21 | М.Ю. Лермонтов. Кавказ в жизни и творчестве. Стихотворения М. Ю. Лермонтова «Родина», «Смерть поэта». | 1 | Ознакомление с новым материалом | | |
№ 22 | Поэма «Мцыри»: свободолюбие, готовность к самопожертвованию, гордость, сила духа – основные мотивы поэмы. | 1 | Ознакомление с новым материалом | | |
№ 23 | Образ Мцыри в поэме. | 1 | Ознакомление с новым материалом | | |
№ 24 | Н.В. Гоголь – писатель – сатирик. Идейный замысел и особенности композиции комедии «Ревизор» | 1 | Ознакомление с новым материалом | | |
№ 25 | Разоблачение нравственных и социальных пороков чиновничества в комедии «Ревизор». | 1 | Ознакомление с новым материалом | | |
№ 26 | Хлестаков и хлестаковщина. Мастерство Гоголя в создании образа Хлестакова. | 1 | Ознакомление с новым материалом | | |
№ 27 | Чиновники на приеме у ревизора. Анализ IY действия комедии. | 1 | Ознакомление с новым материалом | | |
№ 28 | Финал комедии, его идейно – композиционное значение | 1 | Ознакомление с новым материалом | | |
№ 29 | Тест №1 по творчеству Н.В.Гоголя | 1 | Обобщение и систематизация знаний | | |
№ 30 | Анализ тестовой работы, обобщение пройденного за полугодие | 1 | Обобщение и систематизация знаний | | |
№ 31 | КР Контрольная работа №2 | 1 | Проверка и коррекция | | |
№ 32 | Н.В.Гоголь. « Петербургские повести». Проверка техники чтения | 1 | Обобщение и систематизация знаний | | |
№ 33 | И.С. Тургенев: личность, судьба, творчество. Произведения писателя о любви. Автобиографический характер повести «Ася». | 1 | Ознакомление с новым материалом | | |
№ 34 | История любви как основа сюжета повести. Мастерство пейзажных зарисовок. Образ героя - повествователя. | 1 | Ознакомление с новым материалом | | |
№ 35 | Роль 16 главы в повести И.С.Тургенева «Ася». | 1 | Ознакомление с новым материалом | | |
№ 36 | «Тургеневская» девушка в повести. Образ Аси. Психологизм и лиризм писателя. | 1 | Ознакомление с новым материалом | | |
№ 37 | Н.А. Некрасов Судьба и жизнь народная в изображении поэта | 1 | Ознакомление с новым материалом | | |
№ 38 | А.А. Фет Мир природы и духовности в поэзии А.А. Фета | 1 | Ознакомление с новым материалом | | |
№ 39 | А.Н. Островский Пьеса – сказка «Снегурочка» | 1 | Ознакомление с новым материалом | | |
№ 40 | Л.Н. Толстой «Отрочество» | 1 | Ознакомление с новым материалом | | |
№ 41 | Тест № 2 по творчеству И.С.Тургенева | 1 | Ознакомление с новым материалом | | |
№ 42 | Л.Н. Толстой. Рассказ «После бала». Автор и рассказчик в произведении. Моральная ответственность человека за все происходящее. | 1 | Ознакомление с новым материалом | | |
№ 43 | Литература 20 века А.М. Горький. Рассказ «Макар Чудра» | 15 1 | Ознакомление с новым материалом | | |
№ 44 | А.М. Горький. «Мой спутник» | 1 | Ознакомление с новым материалом | | |
№ 45 | В.В. Маяковский «Хорошее отношение к лошадям» | 1 | Ознакомление с новым материалом | | |
№ 46 | Н.А. Тэффи «Свои и чужие» | 1 | Ознакомление с новым материалом | | |
№ 47 | М.М. Зощенко | 1 | Ознакомление с новым материалом | | |
№ 48 | Н.А. Заболоцкий Стихотворения | 1 | Ознакомление с новым материалом | | |
№ 49 | КР/ Контрольная работа № 3 | 1 | Ознакомление с новым материалом | | |
№ 50 | М.В. Исаковский Стихотворения | 1 | Ознакомление с новым материалом | | |
№ 51 | А.Т. Твардовский Поэма «За далью - даль». | 1 | Ознакомление с новым материалом | | |
№ 52 | В.П. Астафьев «Фотография, на которой меня нет» | 1 | Ознакомление с новым материалом | | |
№ 53 | В.Г. Распутин «Уроки французского» | 1 | Ознакомление с новым материалом | | |
№ 54 | Мотивы милосердия, готовности прийти на помощь в повести В. Распутина «Уроки французского» | 1 | Ознакомление с новым материалом | | |
№ 55 | Тест № 3 | 1 | Проверка и коррекция | | |
№ 56 | В/Ч Внеклассное чтение Повести В.Быкова «Обелиск», «Сотников», «Мертвым не больно» | 1 | Обобщение и систематизация знаний | | |
№ 57 | В/Ч Внеклассное чтение Повесть В. Богомолова «Иван» | 1 | Обобщение и систематизация знаний | | |
№ 58 | Зарубежная литература У. Шекспир «Ромео и Джульетта» | 12 1 | Ознакомление с новым материалом | | |
№ 59 - 60 | РР / Сочинение по произведениям о Великой Отечественной войне | 2 | Проверка и коррекция | | |
61 | Проблема отцов и детей в произведении У. Шекспира | 1 | Ознакомление с новым материалом | | |
62 | В/Ч Внеклассное чтение Л. Буссенар. «Капитан сорви – голова» | 1 | Обобщение и систематизация знаний | | |
63 | В/Ч Внеклассное чтение К.С. Льюис. «Покоритель зари или плавание на край света», «Серебряный трон» | 1 | Обобщение и систематизация знаний | | |
64 | В/Ч Внеклассное чтение К.С. Льюис. «Покоритель зари или плавание на край света», «Серебряный трон» | 1 | Обобщение и систематизация знаний | | |
№ 65 | КР / Контрольная работа № 4 | 1 | Проверка и коррекция | | |
№ 66 | М. де Сервантес Сааведра «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский | 1 | Обобщение и систематизация знаний | | |
№ 67 | М. де Сервантес Сааведра «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский | 1 | Обобщение и систематизация знаний | | |
№ 68 | Тест № 4 | 1 | Проверка и коррекция | | |
№ 69 | Л.Д. Платов «Секретный фарватер» | 1 | Обобщение и систематизация знаний | | |
№ 70 | Подведение итогов года Рекомендации для летнего чтения | 1 | | | |