«___» ___________2016г. зам. директора по УВР директора школы
Протокол № ______ ____________________ __________________ ___________________ «____»____________2016 г. №______от ________2016 г.
г. Благовещенск
2016 г.
Рабочая программа составлена на основе нормативных документов, определяющих содержание языкового образования:
10. Программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.И.Сахарова, С.А. Зинина, М.: Русское слово, 2014.
Для реализации программы используется учебник/Литература: учебник для 5 класса общеобразовательных
организаций: 2 ч./ авт.- сост. Г.С. Меркин. - 4-е изд.- М.: ООО «Русское слово- учебник», 2015.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания
и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.
перечень учебно-методического обеспечения.
Данная программа разработана для 5-го класса. Количество часов для изучения предмета – 105часов (3 часа в неделю), количество учебных недель – 35
систематическое и планомерное ознакомление учащихся с русской литературой от преданий, фольклора, древнерусской литературы к литературе XX века, последовательное углубление усвоения литературных текстов, понимание и осмысление развития творческого пути каждого писателя и развития литературы в целом, формирование умений и навыков, необходимых каждому грамотному читателю
Задачи изучения литературы представлены двумя категориями: воспитательной и образовательной.
Формирование эстетического идеала, развитие эстетического вкуса, который, в свою очередь, служит верному и глубокому постижению прочитанного,
Классное чтение призвано максимально заинтересовать школьников, вызвать желание продолжить чтение произведений данного писателя во внеурочное время, стимулировать способность восхищаться хорошей и умной книгой, ее автором и героями.
путешествия.
3.пересказывать текст с использованием различных видов (подробный, сжатый, выборочный);
4.осмысление и анализ изучаемого в школе или прочитанного самостоятельно художественного произведения,
соответствующего возрасту пятиклассника (сказка, стихотворение, рассказ, глава повести и др.);
5.умение определять принадлежность произведения к одному из литературных родов (эпос, лирика, драма),
6.обосновывать свое суждение, давать краткую оценку поступкам и характеру героев, аргументировать отзыв о прочитанном
7.характеризовать конкретный эпизод, фрагмент или небольшой текст в единстве формы и содержания;
8.выявлять роль героя, портрета, описания детали, авторской оценки в раскрытии содержания прочитанного произведения;
10.объяснять роль художественных особенностей произведения и пользоваться справочным аппаратом учебника;
12.письменно отвечать на вопросы; писать сочинения на литературную и свободную темы;
13.высказывать собственное суждение об иллюстрациях.
№ п/п | Тема | Количество часов | Тип урока | дата |
| Введение | 1ч. | | план | факт |
1 | Книга – твой друг. Книга и ее роль в жизни человека и общества. Литература как искусство слова. Особенности работы с учебной хрестоматией. | 1ч. | Составление плана по статье «Литература как искусство слова» | | 3.09 |
| Из мифологии. | 6ч. (5ч+1 вн/ч) | | | |
2 | Рассказ о мифе и мифологии. Миф -своеобразная форма мироощущения человека. Стремление к познанию мира. Миф как явление эстетическое. Основные категории мифов. Возникновение мифов. Мифологические герои и персонажи. | 1ч. | Ответ на вопрос. Миф как явление эстетическое. | | 6.09 |
3 | Античный миф: происхождение мира и богов. «Рождение Зевса». | 1ч. | Словесное рисование по мифу «Рождение Зевса». | | 7.09 |
4 | «Олимп». Представления древних греков о сотворении Вселенной, богов, героев. | 1ч. | Подробный пересказ мифа «Олимп». | | 10.09 |
5 | Гомер. «Одиссея». Рассказ о Гомере. Сюжет мифа. Образы Одиссея и Полифема. Т/л: миф, легенда, предание, мифологический сюжет, мифологический герой, мифологический персонаж. | 1ч. | Выразительное чтение. Гомер «Одиссея». | | |
6 | Внеклассное чтение. Мифы «12 подвигов Геракла» | | Выборочное чтение и пересказ одного из подвигов Геракла. | | |
7 | Контрольная проверка техники чтения. | 1ч. | | | |
| Из устного народного творчества. | 7 ч. (6ч+ 1 Р.Р) | | | |
8 | Истоки устного народного творчества. Его основные виды. | 1ч. | Составление таблицы. Основные виды УНТ. | | |
9 | Волшебная сказка «Царевна-лягушка». Сюжет волшебной сказки: зачин, важное событие, преодоление препятствий, поединок со злой силой, победа, возвращение, счастливый финал. | 1ч. | Выразительное чтение сказки. | | |
10 | Сказочные образы. | 1ч. | Художественный пересказ сказки «Царевна- лягушка» | | |
11 | Нравственная проблематика сказки. Добрая и злая сила в сказках. Сказка «Падчерица» | 1ч. | Составление словарной статьи по сказке «Царевна- лягушка» | | |
12 | Бытовая сказка: «Чего на свете не бывает».Отличие бытовой сказки от волшебной. Сюжет и реальная основа бытовых сказок. Т/л: сказка, типы сказок (о животных, волшебные, бытовые) | 1ч. | Пересказ сказки «Чего на свете не бывает». | | |
13 | РР. Обучающее сочинение. | 1ч. | РР. Обучающее сочинение. Сочини собственную сказку. | | |
14 | Типы сказок(о животных, волшебные, бытовые) | 1ч. | Выразительное чтение и пересказ сказок (по выбору) | | |
| Из древнерусской литературы | 2ч. | | | |
15 | Создание первичных представлений о древнерусской литературе. Из «Повести временных лет». («Расселение славян», «Кий, Щек и Хорив», «Дань хазарам») | 1ч | Составление тезисного плана по статье «О древнерусской литературе» | | |
16 | История: исторические события, факты жизни государства и отдельных князей и их отражение в древнерусской литературе); нравственная позиция автора. Т/л: начальные понятия о древнерусской литературе; летопись. | 1ч. | Пересказ текстов из «Повести временных лет» (по выбору) | | |
| Басни народов Мира. | 2ч. | | | |
17 | Эзоп. Краткие сведения о баснописце. «Лиса и виноград», «Ворон и лисица» | 1ч. | Выразительное чтение басен Эзопа. | | |
18 | Жан де Лафонтен «Лисица и виноград». Краткие сведения о писателе. Раскрытие характера персонажей в баснях, элементы дидактизма в баснях. Т/л: басня, притча, эзопов язык. | 1ч. | Письменный ответ на вопрос по басне Жана де Лафонтена «Лисица и виноград» | | |
| Русская басня. | 6 ч. (5+1 Р.Р) | | | |
19 | Русская басня. Русские баснописцы 18 века. Нравственная проблематика басен, злободневность. Пороки, недостатки, ум, глупость, хитрость, невежество, самонадеянность, просвещение, невежество- основные темы басен. | 1ч. | Работа со статьей учебника. | | |
20 | В.К. Тредиаковский. Краткие сведения о писателе. «Ворона и лиса» А.П.Сумароков. Краткие сведения о писателе. «Ворона и лиса» | 1ч. | Выразительное чтение басен В.К. Тредиаковского. | | |
21 | И.А. Крылов Краткие сведения о писателе. Детство. Отношение к книги. «Ворона и лисица». «Демьянова уха». «Волк на псарне». «Свинья под дубом». Тематика басен. Сатирическое и нравоучительное в басне. Образный мир басен И.А. Крылова. Т/л: мораль, аллегория, сравнение, гипербола. | 1ч. | Чтение по ролям басен И.Крылова. | | |
22 | РР. Инсценирование басен И.Крылова. | 1ч. | РР. Инсценирование басен И.Крылова. | | |
23 | С.В.Михалков. Басни «Грибы», «Зеркало». Тематика, проблематика. | 1ч. | Ответ на вопрос. | | |
24 | С.В.Михалков. Басни «Грибы», «Зеркало». Тематика, проблематика. | 1ч. | Выразительное чтение | | |
| Из литературы 19 века. | 35ч (25+ 7Р.Р +3Вн.Ч) | | | |
25 | А.С. Пушкин. Краткие сведения о детстве и детских впечатлениях поэта. Пушкин и книга. А.С. Пушкин и няня Арина Родионовна. Стихотворение «Няне» | 1ч. | Выразительное чтение стихотворения. | | |
26 | Образы природы в стихотворениях поэта. « Зимняя дорога», «Бесы». Т/л: первое представление о пейзажной лирике. | 1ч. | Чтение наизусть стихотворения «Няне». | | |
27 | Сказка « О мертвой царевне и семи богатырях». Пушкинская сказка- прямая наследница народной. Гуманистическая направленность пушкинской сказки. | 1ч. | Выразительное чтение сказки. | | |
28 | Герои и персонажи в «Сказке….» Т/л: риторическое обращение | 1ч. | Словесное рисование | | |
29 | Р.Р Обучающее сочинение о герое «Сказки» А.С.Пушкина. | 1ч. | Обучающее сочинение о герое «Сказки» А.С.Пушкина. | | |
30 | Литературная сказка и ее отличия от фольклорной; добро и зло в сказке Пушкина. | 1ч. | Чтение наизусть отрывка из «Сказки» А.С. Пушкина | | |
31 | «Руслан и Людмила» (отрывок). Сказочные элементы. Богатство и выразительность средств. Т/л: фольклорные элементы. | 1ч. | Выразительное чтение поэмы. | | |
32 | Внеклассное чтение. Поэзия 19 века о родной природе. А.А. Фет «Чудная картина», М.Ю. Лермонтов «Когда волнуется желтеющая нива» и др. | 1ч. | Чтение наизусть стихотворений поэтов 19 века. | | |
33 | М.Ю. Лермонтов. Краткие сведения о детских годах писателя. «Бородино». История создания стихотворения. | 1ч. | Выразительное чтение стихотворения. | | |
34 | Бородинская битва и русский солдат в изображении М.Ю. Лермонтова. Худ. богатство стихотворения. История и литература; любовь к родине. Т/л: эпитет, сравнение, метафора, звукопись. | 1ч. | Творческая работа «На Бородинском поле», составление кадров кинофильма. | | |
35 | Р.Р Обучающее сочинение. Письменный ответ на вопрос по стихотворению «Бородино» М.Ю. Лермонтова. | 1ч. | Обучающее сочинение. Письменный ответ на вопрос по стихотворению «Бородино» М.Ю. Лермонтова. | | |
36 | Н.В.Гоголь Краткие сведения о писателе. Малороссия в жизни и судьбе Н.В.Гоголя. «Ночь перед Рождеством». Отражение в повести славянских преданий и легенд. | 1ч | Выразительные средства языка. | | |
37 | Н.В.Гоголь Краткие сведения о писателе. Малороссия в жизни и судьбе Н.В.Гоголя. «Ночь перед Рождеством». Отражение в повести славянских преданий и легенд. Т/л: мифологические и фольклорные мотивы в худ. произведении, фантастика, сюжет. | 1ч. | Выразительное чтение повести. | | |
38 | Образы и события повести. Т/л: худ. деталь, портрет, речевая хар-ка. | 1ч. | Краткий выборочный пересказ. Словесное рисование. | | |
39 | Суеверие, злая сила, зло и добро в повести. | 1ч. | Подбор материала для изложения с творческим заданием. | | |
40 | РР. Написание сценария по повести Н.В. Гоголя «Ночь перед рождеством» | 1ч. | РР. Написание сценария по повести Н.В. Гоголя «Ночь перед рождеством» | | |
41 | Внеклассное чтение. Фольклорные мотивы в произведении Н.В. Гоголя «Заколдованное место». | 1ч. | Выборочный пересказ. | | |
42 | И.С. Тургенев. Детские впечатления И.С. Тургенева. Спасское-Лутовиново в представлениях и творческой биографии писателя. «Муму». Современники о рассказе «Муму». Т/л: рассказ, углубление представлений о теме худ. произведения. | 1ч. | Выразительное чтение. Словесное рисование (портрет Герасима). | | |
43 | Образы центральные и второстепенные; образ Муму. | 1ч. | Краткий выборочный пересказ. Сопоставление персонажей. | | |
44 | Тематика и социальная проблематика рассказа. | 1ч. | Составление рассказа о герое по плану. | | |
45 | Р.Р Обучающее сочинение. Письменный отзыв на эпизод по рассказу «Муму» И.С. Тургенева. | 1ч. | Обучающее сочинение. Письменный отзыв на эпизод по рассказу «Муму» И.С. Тургенева. | | |
46 | Внутренняя связь рассказа «Муму» и стихотворения в прозе «Щи». Отношение автора к событиям. Т/л: стихотворение в прозе, эпитет, сравнения. | 1ч. | Ответ на вопросы | | |
47 | И.С.Тургенев о языке: стихотворение в прозе «Русский язык». | 1ч. | Выразительное чтение стихотворения в прозе «Русский язык». | | |
48 | И.С.Тургенев о языке: стихотворение в прозе «Русский язык». | 1ч. | Рассказ о герое. | | |
49 | Н.А.Некрасов. Детские впечатления поэта. Стихотворение «Крестьянские дети» Основная тема и способы ее раскрытия. Т/л: поэма, фольклорные элементы в худ. произведении, строфа, эпитет, сравнение. | 1ч. | Выразительное чтение. | | |
50 | Отношение автора к персонажам стихотворения. Стихотворение «Тройка». | 1ч. | Рассказ о герое, работа со словарями. | | |
51 | Р.Р Обучающее сочинение. Рассказ о герое по произведениям Н.А. Некрасова. | 1ч. | Обучающее сочинение. Рассказ о герое по произведениям Н.А. Некрасова. | | |
52 | Л.Н. Толстой Сведения о писателе. Л.Н. Толстой в Ясной Поляне. Яснополянская школа. «Кавказский пленник». Творческая история. | 1ч. | Сообщение . | | |
53 | Тема и основные проблемы: смысл жизни, справедливость; свобода, неволя в повести. Две жизненные позиции (Жилин и Костылин). Любовь как высшая нравственная основа в человеке. | 1ч. | Выборочный пересказ Письменная формулировка выводов. | | |
54 | Своеобразие сюжета. Речь персонажей и отражение в ней особенностей характера и взгляда на жизнь и судьбу. Отношение писателя к событиям. Теория литературы: повесть (развитие представлений); портрет; завязка, кульминация, развязка. | 1ч. | Рассказ по плану. | | |
55 | Р.Р Контрольное сочинение. Отзыв на эпизод. | 1ч. | Контрольное сочинение. Отзыв на эпизод. | | |
56 | А.П. Чехов Детские и юношеские годы писателя. Семья А.П. Чехова. Врач А.П. Чехов и писатель Антоша Чехонте. Книга в жизни А.П. Чехова. | 1ч. | Подготовка учащимися вопросов и заданий для экспресс– опроса. | | |
57 | Рассказ «Злоумышленник»; тема ,приемы создания характеров и ситуаций; отношение писателя к персонажам. Жанровое своеобразие рассказа. Теория литературы: юмор (юмористическая ситуация), комическая ситуация, ирония; роль детали в создании художественного образа; антитеза, метафора, градация. | 1ч. | Чтение по ролям. Отзыв об эпизоде. | | |
58 | РР. Обучение пересказу юмористического произведения. | 1ч. | РР. Обучение пересказу юмористического произведения. | | |
59 | Внеклассное чтение. По рассказам А.П. Чехова. | 1ч. | Чтение по ролям. | | |
| Русская литература 20 века | 25ч (20+4Р.Р+1вн.ч) | | | |
60 | И.А. Бунин Детские годы И.А. Бунина. Семейные традиции и их влияние на формирование личности. Книга в жизни И.А. Бунина. «Густой зеленый ельник у дороги...»: тема природы и приемы ее реализации; художественное богатство стихотворения; второй план в стихотворении. | 1ч. | Выразительное чтение, пересказ. | | |
61 | «В деревне»: слияние с природой; нравственно-эмоциональное состояние персонажа. Выразительные средства создания образов. Теория литературы: стихотворение-размышление, образ-пейзаж, образы животных (развитие представлений). | 1ч. | Чтение наизусть. Цитатный план. | | |
62 | «В деревне»: слияние с природой; нравственно-эмоциональное состояние персонажа. Выразительные средства создания образов. | 1ч. | Чтение наизусть.
| | |
63 | Л.Н. Андреев Краткие сведения о писателе. Рассказ «Петька на даче»:основная тематика и нравственная проблематика рассказа. | 1ч. | Составление вопросов. | | |
64 | Роль эпизода в создании образа героя; природа в жизни мальчика, значение финала. Т/л: тема, эпизод, финал. | 1ч. | Краткий пересказ. | | |
65 | РР. Обучающее сочинение. Письменный ответ на вопрос. | 1ч. | РР. Обучающее сочинение. Письменный ответ на вопрос. | | |
66 | А.И. Куприн Краткие сведения о писателе. Рассказ «Золотой петух». Тема. Т/л: рассказ, характеристика персонажа, портрет героя. | 1ч. | Пересказ от другого лица.
| | |
67 | Особенности создания образа. | 1ч. | Характеристика персонажа. Портрет героя. Отзыв об эпизоде.
| | |
68 | А.А.Блок. Детские впечатления А. Блока. Книга в жизни юного Блока. Блоковские места. «Петербург, Шахматово». Стихотворение «Летний вечер». Умение чувствовать красоту природы и сопереживать ей. | 1ч. | Выразительное чтение | | |
69 | Стихотворение «Полный месяц встал над лугом…»: образная система, худ. своеобразие стихотворения. Т/л: антитеза | 1ч. | Рассказ с использованием ключевых слов, альтернативное изложение. | | |
70 | С.А. Есенин Детские годы С. Есенина. В есенинском Константинове. «Ты запой мне ту песню, что прежде...., | 1ч. | Цитатный план. | | |
71 | «Поет зима — аукает...», «Нивы сжаты, рощи голы...» — по выбору. Единство человека и природы. Малая и большая родина. Теория литературы: эпитет, метафора, сравнение, олицетворение (развитие представлений о понятиях). | 1ч. | Чтение наизусть. | | |
72 | «Поет зима — аукает...», «Нивы сжаты, рощи голы...» — по выбору. Единство человека и природы. Малая и большая родина. | 1ч. | Выразительное чтение. | | |
73 | А.П. Платонов Краткие биографические сведения о писателе. «Никита». Тема рассказа. | 1ч. | Пересказ , сообщение о писателе. . | | |
74 | Мир глазами ребенка (беда и радость; злое и доброе начало в окружающем мире). | 1ч. | Составления словаря для характеристики предметов и явлений | | |
75 | Образ Никиты. | 1ч. | Характеристика героя. | | |
76 | РР. Контрольное сочинение по рассказу Платонова «Никита». Характеристика героя. | 1ч. | РР. Контрольное сочинение по рассказу Платонова «Никита». Характеристика героя. | | |
77 | П.П. Бажов Краткие сведения о писателе. «Каменный цветок». Человек труда в сказе П.П.Бажова (труд и мастерство, вдохновение). | 1ч. | Цитатный план. | | |
78 | Приемы создания художественного образа. Теория литературы: сказ, отличие сказа от сказки, герой повествования, афоризм. | 1ч. | Пересказ от другого лица | | |
79 | РР. Обучающее сочинение. Отзыв об эпизоде. | 1ч. | РР. Обучающее сочинение. Отзыв об эпизоде. | | |
80 | Н.Н.Носов Краткие сведения о писателе. Рассказ «Три охотника»: тема, система образов. | 1ч. | Пересказ. | | |
81 | Е.И. Носов Краткие сведения о писателе. «Как патефон петуха от смерти спас». Добро и доброта. Мир глазами ребенка; юмористическое и лирическое в рассказе. Воспитание чувства милосердия, сострадания, участия, заботы о беззащитном. Теория литературы: юмор (развитие представлений). | 1ч. | Пересказ (краткий и от другого лица), письменный ответ на вопрос. | | |
82 | Воспитание чувства милосердия, сострадания, участия, заботы о беззащитном. Теория литературы: юмор (развитие представлений). | 1 ч. | Ответ на вопрос. | | |
83 | РР. Инсценированное чтение. | 1ч. | РР. Инсценированное чтение.
| | |
84 | Внеклассное чтение. По рассказам Е.И. Носова. | 1ч. | Пересказ. Чтение по ролям. | | |
85 | Родная природа в произведениях писателей 20 века. Час поэзии. В.Ф. Боков «Поклон», Н.М. Рубцов «В осеннем лесу», Р.Г. Гамзатов «Песня соловья» и др. | 2ч 1ч. |
Чтение наизусть. | | |
86 | Час поэзии. В.Ф. Боков «Поклон», Н.М. Рубцов «В осеннем лесу», Р.Г. Гамзатов «Песня соловья» и др. | 1ч. | Выразительное чтение. | | |
| Зарубежная литература | 18ч (13+3Р.Р+2вн.ч) | | | |
87 | Д. Дефо Краткие сведения о писателе. «Робинзон Крузо» (отрывки). Сюжетные линии. | 1ч. | Сообщение. | | |
88 | Д.Дефо «Робинзон Крузо» (отрывки). Сюжетные линии. | 1 ч. | Пересказ. | | |
89 | Характеристика персонажей (находчивость, смекалка, доброта), характеристика жанра. Теория литературы: притча, приключенческий роман, роман воспитания, путешествие (первичные представления о данных понятиях). | 1ч. | Составление вопросов. Различные виды пересказа. | | |
90 | Р.Р Обучающее изложение с элементами сочинения | 1ч. | Обучающее изложение с элементами сочинения. | | |
91 | Х.К. Андерсен Краткие сведения о писателе, его детстве. Сказка «Соловей». | 1ч. | Пересказ эпизодов. | | |
92 | Сказка «Соловей». Внешняя и внутренняя красота, благодарность. Теория литературы: волшебная сказка (развитие представлений), авторский замысел и способы его характеристики. | 1ч. | Письменный ответ об эпизоде. | | |
93 | Внеклассное чтение. По сказкам Г.Х. Андерсена. | 1ч. | Пересказ | | |
94 | РР. Литературная викторина . Инсценирование сказок Г.Х. Андерсена. | 1ч. | РР. Литературная викторина . Инсценирование сказок Г.Х. Андерсена. | | |
95 | М. Твен Краткие сведения о писателе. Автобиография и автобиографические мотивы. «Приключения Тома Сойера » (отрывок). | 1ч. | Различные виды чтения . | | |
96 | Мир детства и мир взрослых. Теория литературы: юмор, приключения как форма детской фантазии. | 1ч. | Различные виды пересказа. письменный отзыв о герое
Контрольное домашнее сочинение. М. Твен «Приключения Тома Сойера» | | |
97 | Внеклассное чтение. Урок- концерт . Из поэзии о Великой Отечественной Войне. | 1ч. | Чтение наизусть, Выразительное чтение | | |
98 | Ж. Рони-Старший Краткие сведения о писателе. «Борьба за огонь» (главы из повести). Гуманистическое изображение древнего человека. | 1ч. | Составление плана. | | |
99 | Человек и природа, борьба за выживание, эмоциональный мир доисторического человека. | 1ч. | Письменная и устная характеристика героя. | | |
100 | Дж. Лондон Краткие сведения о писателе. Детские впечатления. «Сказание о Кише» (период раннего взросления в связи с обстоятельствами жизни. | 1ч. | Различные виды пересказов | | |
101 | Добро и зло, благородство, уважение взрослых. Теория литературы: рассказ (развитие представлений). | 1ч. | Устный и письменный портрет героя. | | |
102 | А. Лингрен. Краткие сведения о писательнице. Роман «Приключения Эмиля из Лённеберги» (отрывок) | 1ч. | Пересказ | | |
103 | Роман «Приключения Эмиля из Лённеберги» (отрывок) Проверка техники чтения. | 1 ч. | Характеристика героев. | | |
104 | РР. Литературная викторина | 1ч. | РР. Литературная викторина | | |
105 | Итоговый урок Встреча в литературной гостиной «Путешествие в мир книги». | 1ч. | | | |
1. Мордес Е.М. Искать, пробовать, обучать… Нетрадиционные уроки по русскому и литературе. 5 – 11 классы. - Волгоград: 2002.
2. Обернихина Г.А. Как написать сочинение в 5 классе? 5 – М.: Наука, 2003.
3. Семенова А.Н. Русская литература в вопросах и заданиях. – М.: ВЛАДОС, 2006
1. Грубер Е.И. Этимологический словарь русского языка. – Москва: Локид-Пресс, 2007.
2. Истрин В.А. 1100 лет славянской азбуки. - М., 1963.
3. Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов. – М.: Просвещение, 1998.
4. Крысин Л.П. Школьный словарь иностранных слов. – М.: Просвещение, 1997.
5. Ожегов С. И Толковый словарь русского языка.- М.: Просвещение, 2000.
6. Михайлова О.А. Орфоэпический словарь русского языка. - Екатеринбург: Фактория, 2006.
7. Срезневский И.И. Словарь древнерусского языка. - М.: Книга, 1989.
8. Чернец Л.В. Школьный словарь литературоведческих терминов. – М.: Просвещение, 2005.
9. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. В 4-х томах. – М.: Астрель. АСТ, 2004.
10. Шанский Н.М. Школьный фразеологический словарь русского языка. – М.: Дрофа, 2007.
1. Агафонова М.И. Литература. Тесты 5 – 8 классы. – Москва: Дрофа, 2000.
2. Бельская Л.Л. Литературные викторины. – М.: Просвещение, 2005.
3 Зинина Е.А. Сборник заданий для проведения экзамена в 5 классе. - Просвещение, 2006.
4. Итоговые работы по литературе 5 – 11 класс. Н.В.Охременко, О.В.Федина. Москва, «Аквариум», 1997.
5 Колганова Т.А. Литература. Сборник упражнений: 5 класс. – М.: Радиус, 1999.
6. Егорова Н.В. Поурочные разработки по зарубежной литературе. - Москва: ВАКО, 2004.
7. Егорова Н.В. Поурочные разработки 5 класс. - М.: Вако, 2007.
2. Сеть творческих учителей http://www.it-n.ru/
3. http://rus.1september.ru/topic.php?TopicID=1&Page