Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по элективному курсу «Сочинение без затруднений» 10-11 класс»
МКОУ “Строевская СОШ»
Рабочая программа по элективному курсу
«Сочинение без затруднений»
10-11 класс
2016г.
Пояснительная записка
Место данного предмета. Введение в качестве итоговой формы аттестации по русскому языку в 11 классе итогового сочинения, целью которого задаются новые требования к качеству подготовки выпускников, ставит нас перед необходимостью пересмотра системы предэкзаменационной подготовки учащихся 11 классов. Оставшись один на один с темой сочинения, выпускники должны продемонстрировать не только знания и умения, приобретённые на уроках русского языка, но и уровень компетентности зрелой личности выпускника средней школы. Элективный курс «Сочинение без затруднений» рассчитан на 17 часов и предназначен для обучающихся 10 -11 классов.
Цели и задачи курса: подготовить выпускников к успешному написанию итогового сочинения, для того чтобы выявить уровень речевой культуры выпускника, его начитанность, личностную зрелость и умение рассуждать с опорой на литературный материал по избранной теме. Таким образом, назначение итогового сочинения – прежде всего, проверка речевых компетенций и умения обращаться к литературному материалу, выбрать наиболее соответствующее проблематике сочинения произведение (произведения) для раскрытия темы.
Новизнакурса заключается в направленности его на организацию систематичной работы над пониманием темы сочинения и способами её раскрытия, а также практического применения полученных знаний и умений в ситуации необходимости самостоятельного построения собственного высказывания. Это выводит данную программу из ряда существующих сегодня курсов, направленных на обобщение и систематизацию знаний, полученных с 5 по 9 классы (в основном по орфографии и пунктуации).
Межпредметные связи. Очевидно, что написание сочинения требует от обучающегося не только знания теории языка и норм его употребления, но и способности эти знания уместно использовать. Литературоцентричность выпускного сочинения обусловлена традициями российской школы, в которой чтению и изучению художественной литературы всегда отводилось важное место. Опора на художественное произведение при написании сочинения подразумевает не просто ссылку на тот или иной художественный текст, но и обращение к нему на уровне аргументации, использования примеров, связанных с проблематикой и тематикой произведений, системой действующих лиц и т.д.
Особенности организации учебного процесса. Коллективная и групповая при работе над пониманием, индивидуальная письменная работа по созданию текстов.
Требования к уровню подготовки обучающихся.
После прохождения программы обучающиеся должны знать:
основные понятия: проблема, авторская позиция, комментарий, аргумент;
грамматические и речевые нормы (типы грамматических и речевых ошибок);
специфику работы с публицистических и художественным текстом при написании сочинения;
как определять проблему своего высказывания и формулировать ее разными способами (обобщенно с помощью слов проблема и вопрос, в форме вопросительного предложения).
После прохождения программы обучающиеся должны уметь:
раскрыть тему сочинения, аргументируя свои тезисы в соответствии с формулировкой темы, обращаясь к тексту литературного произведения или фактам истории, культуры, обращаться к тексту того или иного литературного произведения или к тому или иному факту истории, культуры оправдано логикой и содержанием сочинения;
показать знание текста художественного произведения, апеллируя к тексту в своих суждениях (интерпретировать, цитировать, комментировать, пересказывать, анализировать) текст художественного произведения, или обнаруживать знания фактов истории и культуры (интерпретируя, анализируя, комментируя их), избегая фактических ошибок и неточностей;
применять термины и понятия литературоведения, культурологии, искусствоведения в качестве инструмента интерпретации и анализа;
критически относиться к написанному, редактировать свое сочинение;
самостоятельно написать сочинение, которое характеризуется композиционной цельностью, его части логично связаны, внутри смысловых частей нет нарушений последовательности и необоснованных повторов.
Учебно-тематический план
№
п/п
Тема
Кол-во
часов
Лабораторные, практические работы.
Контрольные работы.
1
Введение. Анализ предложенных тем: понятие о проблеме.
1
2
Способы формулировки авторской позиции. Понятие об авторской позиции.
1
3
Способы выявления проблемы
1
4
Способы выражения темы сочинения, авторской позиции в публицистическом тексте: оценочная лексика как средство выражения авторской позиции. Художественные средства выражения авторской позиции: сравнения, метафоры, эпитеты.
1
5
Обобщение знаний о стилях речи.
6
Обобщение знаний о типах речи.
7
Композиция публицистических текстов как ключ к их пониманию.
1
8
Особенности выражения проблемы и авторской позиции в художественном тексте.
1
9
Понятие о комментарии.
10
Понятие об аргументе.
11
Смысловая цельность, речевая связность и последовательность сочинения.
1
12-13
Грамматические и речевые нормы русского языка.
1
14-15
Правила пунктуации, вызывающие наибольшее затруднение при написании сочинения части.
1
16
Обобщение изученного.
17
Итоговая работа – сочинение.
1
Cодержание курса
Тема 1 (1 час)
Анализ тем сочинений: понятие о проблеме и авторской позиции. Проблема как главный вопрос, поднимаемый в тексте. Различение понятий тема - проблема - тезис. Проблема как конкретный аспект общей темы. Способы формулировки проблемы.
Тема 2 (1 час)
Понятие об авторской позиции. Собственная авторская позиция как видение автором сущности проблемы, отношение к поднимаемой проблеме (оценка им описываемой ситуации), его решение поставленного вопроса. Способы формулировки авторской позиции. Глаголы со значением речи, мысли, чувства: (автор) утверждает, считает и др., кратких причастий убежден, уверен и т.д. Использование вводных слов и предложений со значением источника сообщения: по мнению автора, как считает автор и т.д. Формулировка авторской и собственной позиции в одном предложении, введение клише: нельзя не согласиться с автором в том, что ..., трудно не согласиться с автором, что ..., я согласен с автором, что..., как и автор текста, я считаю, что... и т.д.
Тема 3 (1 час)
Способы выявления проблемы: по ключевым словам, по микротемам. Вопрос в тексте как формулировка проблемы автором, типы вопросов в авторском тексте (проблемные, диалогизирущие, риторические). Случаи, когда можно и когда нельзя использовать вопрос из текста для формулировки проблемы в сочинении.
Тема 4 (1 час)
Способы выражения собственной авторской позиции в тексте. Оценочная лексика как средство выражения авторской позиции. Понятие о коммуникативной задаче. Коммуникативная задача – призыв к действию.
Художественные средства в выражении авторской позиции. Роль сравнений в выражении авторской позиции. Понятие о сравнении, структура сравнений (повторение и обобщение). Сравнения со сравнительными союзами как, словно; творительный сравнения (повторение и обобщение).
Тема 5 (1 час)
Обобщение знаний о стилях речи. Отличие художественной и публицистической проблематики: внутренний мир человека как предмет изображения в художественном тексте и социально-нравственные проблемы в публицистическом. Создание образа как главный признак художественного стиля. Различение автор - герой.
Тема 6 (1 час)
Обобщение знаний о типах речи. Рассуждение как главный тип речи в текстах публицистического характера. Отличие типов речи друг от друга. Особенности построения текстов типа рассуждения.
Тема 7 (1 час)
Композиция публицистических текстов как ключ к их пониманию. Понятие о смысловой структуре текста. Тексты, в которых задаются разные точки зрения. Иллюстрация и пример как способ выражения авторской позиции.
Тема 8 (1 час)
Особенности выражения проблемы и авторской позиции в художественном тексте. Художественные тексты с ведущим типом речи повествование. Анализ ситуации как средство понимания проблемы и авторской позиции: кто (герой) - где - когда - что делает.
Тема 9 (1 час)
Понятие о комментарии. Зависимость комментария от типа и стиля речи исходного текста. Подбор цитат из публицистического текста, их перефразирование.
Тема 10 (1 час)
Понятие об аргументе. Источники для нахождения аргументов: личный, социальный опыт, произведения художественной литературы, исторические факты.
Способы введения аргументов: вводные слова (во-первых, во-вторых, таким образом и т.д.), вводные слова со значением источника сообщения (по- моему, по моему мнению и т.д.), союзы (так как, поскольку, потому что, частица ведь).
Тема 11 (1 час)
Смысловая цельность, речевая связность и последовательность сочинения. Абзацное членение. Понятие о логических ошибках. Типы логических ошибок.
Тема 12 – 13 (2 часа)
Грамматические и речевые нормы русского языка. Наиболее распространенные в сочинениях грамматические ошибки: ошибочное словообразование разных частей речи, нарушение норм согласования и управлении и т.д. Речевые нормы русского языка. Распространенные речевые ошибки.
Тема 14 – 15(2 часа)
Правила пунктуации, вызывающие наибольшее затруднение при написании итогового сочинения по русскому языку (обобщение). Способы передачи чужой речи, деепричастные, причастные обороты, сложноподчиненные предложения, знаки препинания в бессоюзном сложном предложении (тире, двоеточие, точка с запятой) Сочетание знаков и комбинация знаков. Диктант на данные пунктуационные правила.
Тема 16. (1 час) Обобщение изученного по темам.
Тема 17. (1 час) Итоговая контрольная работа
Литература и средства обучения
Голуб, И.Б. Риторика: учебное пособие. - М.: Эксмо, 2005.- 384 с.
Ковалев, В.П. Выразительные средства художественной речи: пособие для учителя. - К.: Рад. шк., 1985. - 136 с.
Лосева, Л.М. Как строится текст: пособие для учителей/ Под ред. Г.Я. Солганика.- М: Просвещение, 1980. - 94 с.
Материалы для подготовки к ЕГЭ по русскому языку. - СПб: Новое издательство, 2006 . - 84 с.
Никитина, Е.И. Русская речь: учебное пособие по развитию речи (для 5 -7, 8, 9 классов средней школы).- М.: Просвещение, 1992.