kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по элективному курсу «Сочинение без затруднений» 10-11 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по элективному курсу «Сочинение без затруднений» 10-11 класс

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по элективному курсу «Сочинение без затруднений» 10-11 класс»




МКОУ “Строевская СОШ»







Рабочая программа по элективному курсу

«Сочинение без затруднений»



10-11 класс

































2016г.





Пояснительная записка

Место данного предмета. Введение в качестве итоговой формы аттестации по русскому языку в 11 классе итогового сочинения, целью которого задаются новые требования к качеству подготовки выпускников, ставит нас перед необходимостью пере­смотра системы предэкзаменационной подготовки учащихся 11 классов. Ос­тавшись один на один с темой сочинения, выпускники должны продемонстрировать не только знания и умения, приобретённые на уроках русского языка, но и уровень компетентности зрелой личности выпускника средней школы. Элективный курс «Сочинение без затруднений» рассчитан на 17 часов и предназначен для обучающихся 10 -11 классов.

Цели и задачи курса: подготовить выпускников к успешному написанию итогового сочинения, для того чтобы выявить уровень речевой культуры выпускника, его начитанность, личностную зрелость и умение рассуждать с опорой на литературный материал по избранной теме. Таким образом, назначение итогового сочинения – прежде всего, проверка речевых компетенций и умения обращаться к литературному материалу, выбрать наиболее соответствующее проблематике сочинения произведение (произведения) для раскрытия темы.

Новизна курса заключается в направленности его на организацию систематичной работы над пониманием темы сочинения и способами её раскрытия, а также практического применения полу­ченных знаний и умений в ситуации необходимости самостоятельного по­строения собственного высказывания. Это выводит данную программу из ряда существующих сегодня курсов, направленных на обобщение и систематизацию знаний, полученных с 5 по 9 классы (в основном по орфографии и пунктуации).

Межпредметные связи. Очевидно, что написание сочинения требует от обучающегося не только знания теории языка и норм его употребления, но и способно­сти эти знания уместно использовать. Литературоцентричность выпускного сочинения обусловлена традициями российской школы, в которой чтению и изучению художественной литературы всегда отводилось важное место. Опора на художественное произведение при написании сочинения подразумевает не просто ссылку на тот или иной художественный текст, но и обращение к нему на уровне аргументации, использования примеров, связанных с проблематикой и тематикой произведений, системой действующих лиц и т.д.

Особенности организации учебного процесса. Коллективная и групповая при работе над пониманием, индивидуальная письменная работа по созданию текстов.

Требования к уровню подготовки обучающихся.

После прохождения программы обучающиеся должны знать:

  • основные понятия: проблема, авторская позиция, комментарий, аргумент;

  • грамматические и речевые нормы (типы грамматических и речевых ошибок);

  • специфику работы с публицистических и художественным текстом при написании сочинения;

  • как определять проблему своего высказывания и формулировать ее разными способами (обобщенно с помощью слов проблема и вопрос, в форме вопросительного предложения).


После прохождения программы обучающиеся должны уметь:

  • раскрыть тему сочинения, аргументируя свои тезисы в соответствии с формулировкой темы, обращаясь к тексту литературного произведения или фактам истории, культуры, обращаться к тексту того или иного литературного произведения или к тому или иному факту истории, культуры оправдано логикой и содержанием сочинения;

  • показать знание текста художественного произведения, апеллируя к тексту в своих суждениях (интерпретировать, цитировать, комментировать, пересказывать, анализировать) текст художественного произведения, или обнаруживать знания фактов истории и культуры (интерпретируя, анализируя, комментируя их), избегая фактических ошибок и неточностей;

  • применять термины и понятия литературоведения, культурологии, искусствоведения в качестве инструмента интерпретации и анализа;

  • критически относиться к написанному, редактировать свое  сочинение;

  • самостоятельно написать сочинение, которое характеризуется композиционной цельностью, его части логично связаны, внутри смысловых частей нет нарушений последовательности и необоснованных повторов.









Учебно-тематический план

п/п

Тема

Кол-во

часов

Лабораторные, практические работы.

Контрольные работы.

1

Введение. Анализ предложенных тем: понятие о проблеме.


1


2

Способы формулировки авторской позиции. Понятие об авторской позиции.


1


3

Способы выявления проблемы


1


4

Способы выражения темы сочинения, авторской позиции в публицистическом тексте: оценочная лексика как средство выражения авторской позиции. Художественные средства выражения авторской позиции: сравнения, метафоры, эпитеты.


1


5

Обобщение знаний о стилях речи.




6

Обобщение знаний о типах речи.




7

Композиция публицистических текстов как ключ к их пониманию.


1


8

Особенности выражения проблемы и авторской позиции в художественном тексте.


1


9

Понятие о комментарии.




10

Понятие об аргументе.




11

Смысловая цельность, речевая связность и последовательность сочинения.


1


12-13

Грамматические и речевые нормы русского языка.


1


14-15

Правила пунктуации, вызывающие наибольшее затруднение при написании сочинения части.


1


16

Обобщение изученного.




17

Итоговая работа – сочинение.


1




Cодержание курса

Тема 1 (1 час)

Анализ тем сочинений: понятие о проблеме и авторской   позиции. Проблема как главный вопрос, поднимаемый в тексте. Различение понятий  тема - проблема - тезис. Проблема как конкретный аспект общей темы. Способы формулировки проблемы.

Тема 2 (1 час)

Понятие об авторской позиции. Собственная авторская позиция как видение автором сущности проблемы, отношение к поднимаемой проблеме (оценка им описываемой ситуации), его решение поставленного вопроса. Способы формулировки авторской позиции. Глаголы со значением речи, мысли, чувства: (автор) утверждает, считает и др., кратких причастий убежден, уверен и т.д.  Использование вводных слов и предложений со значением источника сообщения: по мнению автора, как считает автор  и т.д. Формулировка авторской  и собственной позиции в одном предложении,  введение клише: нельзя не согласиться с автором в том, что ..., трудно не согласиться с автором, что ..., я согласен с автором, что..., как и автор текста, я считаю, что... и т.д.

Тема 3 (1 час)

Способы выявления проблемы: по ключевым словам, по микротемам.  Вопрос в тексте как   формулировка проблемы автором, типы вопросов в авторском тексте (проблемные, диалогизирущие, риторические). Случаи, когда можно и когда нельзя использовать вопрос из текста для формулировки проблемы в сочинении.

Тема 4 (1 час)

Способы выражения собственной авторской позиции в тексте. Оценочная лексика как средство выражения авторской позиции. Понятие о коммуникативной задаче. Коммуникативная задача – призыв к действию.

Художественные средства в выражении авторской позиции. Роль сравнений в выражении авторской позиции. Понятие о сравнении, структура сравнений (повторение и обобщение). Сравнения со сравни­тельными союзами как, словно; творительный сравнения (повторение и обобщение).

Тема 5 (1 час)

Обобщение знаний о стилях речи. Отличие художественной и публицистической проблематики: внутренний мир человека как предмет изображения в художественном тексте и социально-нравственные проблемы в публицистическом. Создание образа как главный признак художественного стиля. Различение автор - герой.

Тема 6 (1 час)

Обобщение знаний о типах речи. Рассуждение как главный тип речи в текстах публицистического характера. Отличие типов речи друг от друга. Особенности построения текстов типа рассуждения.

Тема 7 (1 час)

Композиция публицистических текстов как ключ к их пониманию.  Понятие о смысловой структуре текста. Тексты, в которых задаются разные точки зрения. Иллюстрация и пример как способ выражения авторской позиции.

Тема 8 (1 час)  

Особенности выражения проблемы и авторской позиции в художественном тексте. Художественные тексты с ведущим типом речи повествование. Анализ ситуации как средство понимания проблемы и авторской позиции: кто (герой) - где - когда - что делает.

Тема 9 (1 час)

Понятие о комментарии. Зависимость комментария от типа и стиля речи  исходного текста. Подбор цитат из публицистического текста, их перефразирование.

Тема 10 (1 час)

Понятие об аргументе. Источники для нахождения аргументов: личный, социальный опыт, произведения художественной литературы, исторические факты.

Способы введения аргументов: вводные слова (во-первых, во-вторых, таким образом и т.д.), вводные слова со значением источника сообщения (по- моему, по моему мнению  и т.д.), союзы (так как, поскольку, потому что, частица  ведь).

Тема 11 (1 час)

Смысловая цельность, речевая связность и последовательность сочинения. Абзацное членение. Понятие о логических ошибках. Типы логических ошибок.

Тема 12 – 13 (2 часа)

Грамматические и речевые нормы русского языка. Наиболее распространенные в сочинениях грамматические ошибки:  ошибочное словообразование разных частей речи, нарушение норм согласования и управлении и т.д. Речевые нормы русского языка. Распространенные речевые ошибки.

Тема 14 – 15 (2 часа)

Правила пунктуации, вызывающие наибольшее затруднение при написании итогового сочинения по русскому языку  (обобщение). Способы передачи чужой речи, деепричастные, причастные обороты, сложноподчиненные предложения, знаки препинания в бессоюзном сложном предложении (тире, двоеточие, точка с запятой) Сочетание знаков и комбинация знаков. Диктант на данные пунктуационные правила.

Тема 16. (1 час) Обобщение изученного по темам.

Тема 17. (1 час) Итоговая контрольная работа

Литература и средства обучения

  1. Голуб, И.Б. Риторика: учебное пособие. - М.: Эксмо, 2005.- 384 с.

  2. Ковалев, В.П. Выразительные средства художественной речи: пособие для учителя. - К.: Рад. шк., 1985. - 136 с.

  3. Лосева, Л.М. Как строится текст: пособие для учителей/ Под ред. Г.Я. Солганика.- М: Просвещение, 1980. - 94 с.

  4. Материалы для подготовки к ЕГЭ по русскому языку. - СПб: Новое издательство, 2006 . - 84 с.

  5. Никитина, Е.И. Русская речь: учебное пособие по развитию речи (для 5 -7, 8, 9 классов средней школы).- М.: Просвещение, 1992.

  6. Львова, С.И. Уроки словесности. 5 - 9 классы. М.: Дрофа, 2000.

  7. Сборника дидактических материалов для подготовки к ЕГЭ по русскому языку. - М: Образование, 2007.

  8. Шапиро, Н. А. Учимся понимать и строить текст: 5 - 9 классы. - М: Изда­тельство «Первое сентября», 2002.
















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Рабочая программа по элективному курсу «Сочинение без затруднений» 10-11 класс

Автор: Васильева Сюзанна Гамлетовна

Дата: 19.03.2017

Номер свидетельства: 401624


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства