| Русская литература XIX века. | | |
| Раздел 1. Развитие русской литературы в первой половине XIX века. | 23 | |
Введение. | Содержание учебного материала: Историко-культурный процесс рубежа XVIII — XIX веков. Романтизм. Особенности русского романтизма. Литературные общества и кружки. Зарождение русской литературной критики. Становление реализма в русской литературе. Русское искусство. | 2 | |
Особенности развития литературы конца XVIII века - середины XIX века. | 1 | 2 |
Особенности развития литературы конца XVIII века - середины XIX века. | 1 | 2 |
Тема 1.1. Творчество Г.Р. Державина. | Содержание учебного материала: Краткая характеристика творчества, независимость позиции, реалистические тенденции. Классические и реалистические элементы в творчестве поэта. | 1 | |
Г.Р. Державин. Характеристика творчества. | 1 | 2 |
Тема 1.2. Творчество В.А. Жуковского. | Содержание учебного материала: Краткая характеристика творчества, независимость позиции, реалистические тенденции. Классические и реалистические элементы в творчестве поэта. | 1 | |
В.А. Жуковский. Жизнь и творчество. | 1 | 2 |
Тема 1.3. Творчество А.С.Пушкина. | Содержание учебного материала: Жизненный и творческий путь. Философское отношение к смыслу жизни, любви, творчеству, природе. Урок-концерт, произведения А.С. Пушкина, аудиозапись, выразительное чтение (индивидуально). | 8 | |
А.С.Пушкин. Жизнь и творчество. | 1 | 2 |
Вольнолюбивая лирика. | 1 | 2 |
Самостоятельная работа №.1 Доклады. Выразительное чтение стихотворения «Медный всадник». Сочинение-размышление «Пушкин в нашей жизни». | 6 | 3 |
Тема 1.4. Творчество М.Ю. Лермонтова. | Содержание учебного материала: Основные факты биографии и творчества. Главные мотивы лирики. | 3 | |
Творчество М.Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени». | 1 | 2 |
Самостоятельная работа №2. Выучить наизусть стихотворения «Я не унижусь пред тобою». Выразительное чтение «Маскарад». Анализ произведений. Урок-концерт по стихам М.Ю. Лермонтова. | 2 | 3 |
Тема 1.5. Творчество Н.В. Гоголя. | Содержание учебного материала: Очерк жизни и творчества. Содержание поэмы «Мертвые души». Образы помещиков в поэме. | 8 | |
Творчество Н.В. Гоголя. Поэма «Мёртвые души». | 1 | 2 |
Раздумья писателя о судьбах Родины. | 1 | 2 |
Самостоятельная работа №3. Прочитать произведения «Нос», «Шинель». Провести анализ произведений. Подготовить сообщения: «Гоголь и Пушкин», «Гоголь в Петербурге». | 6 | 3 |
| Раздел 2. Особенности развития русской литературы во второй половине XIX века. | 63 | |
Тема 2.1. Творчество А.Н. Островского. | Содержание учебного материала: Социально-культурная новизна драматургии А.Н.Островского. «Гроза». Понятие о драме. Самобытность замысла, оригинальность основного характера, сила трагической развязки в судьбе героев драмы. Конфликт романтической личности с укладом жизни, лишенной народных нравственных основ. Позиция автора и его идеал. Н.А.Добролюбов, Д.И.Писарев о драме «Гроза». | 9 | |
Творчество .Н. Островского. | 1 | 2 |
«Бесприданница». Обзор. | 1 | 2 |
«Бесприданница». Пьеса «Гроза». Обзор. | 1 | 2 |
Самостоятельная работа №4. Инсценирование эпизодов произведений «Гроза», «Бесприданница». Составить хронологическую таблицу жизни и творчества драматурга. Конспект статей Н. Добролюбова и А. Григорьева о драме «Гроза». Посещение театра с просмотром и обсуждением спектакля по драматургии Островского. | 6 | 3 |
Тема 2.2. Творчество И.А.Гончарова. | Содержание учебного материала: Очерк жизни и творчества. «Обломов», творческая история романа. Сон Ильи Ильича как художественно-философский центр романа. Противоречивость характера (Штольц и Обломов). Н.Добролюбов о романе «Обломов». Теория литературы: социально-психологический роман. | 2 | |
Творчество И.А.Гончарова. Роман «Обломов». Обзор. | 1 | 2 |
Творчество И.А.Гончарова. Роман «Обломов». Обзор. | 1 | 2 |
Тема 2.3. Творчество И.С. Тургенева. | Содержание учебного материала: Очерк жизни и творчества. «Хорь и Калиныч», «Малиновая вода», «Ермолай и Мельничиха». Анализ произведений. «Отцы и дети». Особенности композиции романа. Базаров в системе образов. Нравственная проблематика романа и ее общечеловеческое значение. Роль пейзажа в раскрытии идейно-художественного замысла писателя. Значение заключительных сцен романа. Авторская позиция в романе. Теория литературы: развитие понятия о родах и жанрах литературы. | 6 | |
Творчество И.С. Тургенева. | 1 | 2 |
«Записки охотника» - обвинительный акт крепостничеству. | 1 | 2 |
«Хорь и Калиныч», «Малиновая вода», «Ермолай и Мельничиха». Анализ произведений. | 1 | 2 |
Роман «Отцы и дети». Проблема поколений, утверждение духовных ценностей. | 1 | 2 |
Роман «Отцы и дети». Базаров в системе образов. | 1 | 2 |
Самостоятельная работа №5. Выразительное чтение «Хорь и Калиныч». Анализ рассказов (по выбору) | 1 | 3 |
Тема 2.4. Творчество Салтыкова-Щедрина. | Содержание учебного материала: Сведения из биографии. Объекты сатиры и сатирические приемы. Своеобразие писательской манеры. «История одного города». (Обзор глав: «Органчик», «Подтверждение покаяния», «Заключение»). Проблема совести и нравственного возрождения человека. Теория литературы: развитие понятия сатиры, понятия об условности в искусстве (гротеск, «эзопов язык». | 7 | |
Творчество Салтыкова-Щедрина. Своеобразие писательской манеры. | 1 | 2 |
Объекты сатиры и сатирические приемы. | 1 | 2 |
«История одного города».Обзор. Проблема совести и нравственного возрождения человека. | 1 | 2 |
Самостоятельная работа №6. Подготовить сообщение на тему «Какие традиции Н.В.Гоголя продолжил Салтыков-Щедрин в своих произведениях». Выписать из словаря литературных терминов определение средств сатиры (гротеск, «эзопов язык») и найти примеры их использования в изучаемом произведении. | 4 | 3 |
Тема2.5. Творчество Н.С.Лескова. | Содержание учебного материала: Сведения из биографии. Особенности сюжета повести «Очарованный странник». Образ Ивана Флягина. Тема трагической судьбы талантливого русского человека. Смысл названия повести. Особенности повествовательной манеры Н.С.Лескова. | 2 | |
Творчество С.Лескова. Особенности повествовательной манеры. | 1 | 2 |
Повесть «Очарованный странник». Особенности сюжета повести. | 1 | 2 |
Тема 2.6. Творчество Ф.М. Достоевского. | Содержание учебного материала: Жизнь, судьба, творчество. Роман «Преступление и наказание». Своеобразие жанра. Отображение русской действительности в романе. Социальная и нравственно-философская проблематика романа. Теория литературы: проблема противоречий в мировоззрении и творчестве писателя. Драматичность характера и судьбы Родиона Раскольникова. Сны Раскольникова в раскрытии его характера и общей композиции романа. Эволюция идеи «двойничества». Страдание и очищение в романе. Роль пейзажа. | 12 | |
Творчество Ф.М. Достоевского. Обзор. | 1 | 2 |
Роман «Преступление и наказание». Своеобразие жанра. Отображение русской действительности | 1 | 2 |
Роман «Преступление и наказание». Смысл теории Раскольникова. | 1 | 2 |
Роман «Преступление и наказание». Своеобразие и изображения внутреннего мира героя | 1 | 2 |
Самостоятельная работа №7. Анализ глав 1,6,7. Составить хронологическую таблицу жизни и творчества Достоевского. Составить кроссворд по роману « Преступление и наказание». Экскурсия в дом-музей Ф. М. Достоевского. Домашнее сочинение по роману. | 2 | 3 |
Самостоятельная работа №8. Анализ глав 3 – 10. Сочинение (на тему по выбору) по роману «Преступление и наказание». | 6 | 3 |
Тема 2.7. Творчество Л.Н. Толстого. | Содержание учебного материала: Жизненный и творческий путь. Духовные искания писателя. Роман «Война и мир». Жанровое своеобразие романа. Художественные принципы в изображении русской действительности: следование правде, психологизм, «диалектика души». Духовные искании Андрея Болконского, Пьера Безухова, Наташи Ростовой. Светское общество в изображении Л.Толстого. Осуждение его бездуховности и лжепатриотизма. Наташа Ростова, Мария Болконская – носительницы народных идеалов. Элен Курагина, Анна Павловна Шерер - представители «высшего света». Биография Наполеона – блистательное подтверждение теории личного произвола, который стремится утвердить себя как закон в масштабе истории. Сопоставление Кутузова и Наполеона. Осуждение жестокости в романе. Кутузов и Наполеон – фигуры обобщенные, человеческое воплощение мировых сил. | 16 | |
Творчество Л.Н. Толстого. Духовные искания писателя. | 1 | 2 |
Роман «Война и мир» - роман эпопея. | 1 | 2 |
Роман «Война и мир». Духовное искание героев. | 1 | 2 |
Роман «Война и мир». Женские образы в романе. | 1 | 2 |
Роман «Война и мир». Светское общество в изображении автора. Осуждение его бездуховности и лжепатриотизма. | 1 | 2 |
Роман «Война и мир». Картины войны 1812 г. | 1 | 2 |
Роман «Война и мир». Кутузов и Наполеон. | 1 | 2 |
Роман «Война и мир». Сопоставление Кутузова и Наполеона. | 1 | 2 |
Самостоятельная работа №9. Доклад «Какие исторические взгляды Л.Н.Толстого отражены в романе-эпопее «Война и мир». Подготовить сообщения о жизни и творчестве Толстого (с использованием Интернет-информации). Составить хронологическую таблицу о жизни и творчестве писателя. Составить план по роману «Война и мир» на тему: « Жизненный путь любимых героев Толстого». Написать сочинение по роману. | 6 | 3 |
Самостоятельная работа №10. Прочитать «Севастопольские рассказы». Подготовить рефераты по творчеству Толстого. Экскурсия на Бородинскую панораму. | 2 | 3 |
Тема 2.8. Творчество А.П.Чехова. | Содержание учебного материала: Очерк жизни и творчества. Художественное своеобразие произведений. «Ионыч», «Крыжовник». «Дама с собачкой», «Студент», «Человек в футляре». Анализ произведений. Своеобразие и всепроникающая сила чеховского творчества. «Вишнёвый сад» - вершина драматургии Чехова. Своеобразие жанра. Жизненная беспомощность героев пьесы. Роль А.П.Чехова в мировой драматургии. Теория литературы: развитие понятия о драматургии (внутреннее и внешнее действие, подтекст, роль авторских ремарок). Чехов и МХАТ. Критика о Чехове (И.Анненский). | 9 | |
Творчество А.П. Чехова. Художественное своеобразие произведений | 1 | 2 |
«Ионыч», «Крыжовник» , «Студент», «Человек в футляре». Анализ произведений. | 1 | 2 |
Комедия «Вишнёвый сад». Своеобразие жанра. Жизненная беспомощность героев пьесы. | 1 | 2 |
Комедия «Вишнёвый сад». Драматургия Чехова. | 1 | 2 |
Роль А.П.Чехова в мировой драматургии. | 1 | 2 |
Роль авторских ремарок в пьесах Чехова. Мировое значение творчества Чехова. | 1 | 2 |
Самостоятельная работа №11. Доклад «Особенности драматургии А.П.Чехова». Подготовить сообщение о жизни и творчестве Чехова. Заочная экскурсия Чехов в Мелихове. Составить вопросы к литературной викторине по творчеству Чехова. Подготовить иллюстрации по рассказам Чехова. Просмотр спектакля по пьесам Чехова с последующим обсуждением | 3 | 3 |
| Раздел 3. Поэзия второй половины XIX века. | 18 | |
Тема 3.1. Творчество А.А Фета. | Содержание учебного материала: Жизнь, судьба, творчество. Поэзия как выражение идеала и красоты. Слияние внешнего и внутреннего мира в его поэзии. Гармоничность и мелодичность в лирике поэта. «Шепот, робкое дыханье ….». «Вечер». Анализ произведений. | 6 | |
Творчество А.А Фета. Обзор. | 1 | 2 |
Проникновенное чувство родной природы. Гармоничность и мелодичность в лирике. | 1 | 2 |
Поэзия как выражение идеала и красоты. | 1 | 2 |
«Шепот, робкое дыханье ….». «Вечер». Анализ произведений. | 1 | 2 |
Самостоятельная работа №12. Стихотворения наизусть (по выбору). Подготовить сообщение «Тема любви в лирике Фета». | 2 | 3 |
Тема 3.2. Творчество М.И. Тютчева. | Содержание учебного материала: Жизнь, судьба, творчество. Основные темы поэзии М.Тютчева. Символичность образов поэзии Тютчева. Лирика любви. Раскрытие в ней драматических переживаний поэта. «О. как убийственно мы любим», «Последняя любовь», «Я встретил Вас - и все былое …». Анализ стихотворений. | 6 | |
Творчество М.И. Тютчева. Обзор. | 1 | 2 |
Основные темы поэзии. Анализ. | 1 | 2 |
Лирика. Философские мотивы. | 1 | 2 |
Лирика. Тема любви. | 1 | 2 |
Самостоятельная работа №13. Подготовить сообщение «Тема любви в лирике Тютчева». | 2 | 3 |
Контрольная работа. | | 1 | |
Тема 3.3. Творчество Н.А. Некрасова. | Содержание учебного материала: Сведения из биографии. Гражданский пафос лирики. Поэтичность языка. Поэма « Кому на Руси жить хорошо». Замысел поэмы. Жанр. Композиция. Сюжет. Образ женщины в поэме. Нравственная проблематика поэмы, авторская позиция. Теория литературы: развитие понятия о народности литературы. | 6 | |
Творчество Н.А. Некрасова. Поэтичность языка. | 1 | 2 |
Лирика 60-70 г. Гражданский пафос лирики. | 1 | 2 |
Поэма « Кому на Руси жить хорошо». Обзор. | 1 | 2 |
Поэма « Кому на Руси жить хорошо». Композиция. Сюжет. | 1 | 2 |
Поэма « Кому на Руси жить хорошо». Образ женщины в поэме. | 1 | 2 |
Самостоятельная работа №14. Выучить наизусть 30 строчек стихотворения «Родина». | 1 | 3 |
| Литература XX века. | | |
| Раздел 4. Особенности развития литературы и других видов искусств в начале XX века. | 6 | |
Тема 4.1. Общая характеристика. | Содержание учебного материала: Серебряный век как культурно-историческая эпоха. Идеологический и эстетический плюрализм эпохи. Расцвет русской религиозно-философской мысли. Кризис гуманизма и религиозные искания в русской философии. Основные тенденции развития прозы. Реализм и модернизм в литературном процессе рубежа веков. Стилевая дифференциация реализма (Л. Н. Толстой, В. Г. Короленко, А. П. Чехов, И. С. Шмелев). Дискуссия о кризисе реализма. Обращение к малым эпическим формам. Модернизм как реакция на кризис реализма. Журналы сатирического направления («Сатирикон», «Новый Сатирикон»). | 6 | |
Идеологический и эстетический плюрализм эпохи. | 1 | 2 |
Основные тенденции развития прозы. | 1 | 2 |
Реализм и модернизм в литературном процессе рубежа веков. Модернизм как реакция на кризис реализма. | 1 | 2 |
Обращение к малым эпическим формам. Журналы сатирического направления. | 1 | 2 |
Л. Н. Андреев драма «Жизнь Человека»; | 1 | 2 |
Ф. Сологуб «Маленький человек»; | 1 | 2 |
| Раздел 5. Русская литература на рубеже веков. | 13 | |
Введение. | Содержание учебного материала: Общая характеристика культурно-исторического процесса рубежа ХIX и XX веков. Его отражение в литературе. | 2 | |
Общая характеристика культурно-исторического процесса рубежа ХIX и XX веков. | 1 | 2 |
Общая характеристика культурно-исторического процесса рубежа ХIX и XX веков. | 1 | 2 |
Тема 5.1. Творчество И.А.Бунина. | Содержание учебного материала: Важнейшие эпизоды детства и юности. «Антоновские яблоки» - лирическая новелла воспоминаний. Философичность лирики Бунина. Тонкость восприятия психологии человека и мира природы. Реалистическое и символическое в прозе и поэзии. | 6 | |
Творчество И.А.Бунина. Обзор. | 1 | 2 |
Философичность лирики Бунина. | 1 | 2 |
«Антоновские яблоки» - лирическая новелла воспоминаний. | 1 | 2 |
Самостоятельная работа №15. Прочитать рассказ И.А.Бунина «Темные аллеи». (письменно ответы на вопросы). Подготовить доклады о жизни и творчестве Бунина. Написать рецензию на рассказ Бунина. | 3 | 3 |
Тема № 5.2. Творчество А.И. Куприна. | Содержание учебного материала: Жизненный и творческий путь. Повесть «Гранатовый браслет». Смысл названия повести, спор о сильной, бескорыстной любви, тема неравенства в повести. Трагический смысл произведения. Символическое и реалистическое в творчестве Куприна. | 5 | |
Творчество А.И. Куприна. Обзор. | 1 | 2 |
Повесть «Гранатовый браслет». Тема неравенства | 1 | 2 |
Повесть «Гранатовый браслет». Трагический смысл произведения. | 1 | 2 |
Символическое и реалистическое в творчестве автора. | 1 | 2 |
Самостоятельная работа №16. Прочитать повесть «Олеся». | 1 | 3 |
Раздел 6. Литература начала XX века. Серебряный век русской поэзии. | 38 | |
Введение. | Содержание учебного материала: Литературные течения поэзии русского модернизма: символизм, акмеизм, футуризм. Общая характеристика направлений. Роль искусства в жизни общества. Проблема традиций и новаторства в литературе начала ХХ века. Формы ее разрешения в творчестве поэтов - реалистов, символистов, акмеистов, футуристов. | 6 | |
Истоки русского символизма. | 1 | 2 |
Влияние западноевропейской философии и поэзии на творчество русских символистов. | 1 | 2 |
Философские основы и эстетические принципы символизма, его связь с романтизмом. | 1 | 2 |
Истоки акмеизма. | 1 | 2 |
Утверждение акмеистами красоты земной жизни, возвращение к «прекрасной ясности», создание зримых образов конкретного мира. | 1 | 2 |
Манифесты футуризма, их пафос и проблематика. Поэт как миссионер “нового искусства”. | 1 | 2 |
Тема 6.1. Творчество А.А. Блока. | Содержание учебного материала: Проблематика лирики А.Блока. Образ его лирического героя. Тема любви. Стихотворение «Незнакомка», «Россия», «В ресторане». Анализ стихотворений. Из цикла «Кармен», из цикла «На поле Куликовом». Своеобразие символической трактовки реальных исторических событий далекого прошлого. | 7 | |
Творчество А.А. Блока. Обзор. | 1 | 2 |
Тема родина в лирике, тревога за судьбу России. | 1 | 2 |
Проблематика лирики А.Блока. | 1 | 2 |
Тема любви в лирике. Образ его лирического героя. | 1 | 2 |
Своеобразие символической трактовки реальных исторических событий далекого прошлого. | 1 | 2 |
Самостоятельная работа №17. Выучить стихи (по выбору). Подготовить сообщения о жизни и творчестве А. Блока; Выписать из словаря литературных терминов определение образа-символа и найти примеры образов-символов в лирике Блока. | 2 | 3 |
Тема 6.2. Творчество Н. Гумилева. | Содержание учебного материала: Жизнь, судьба, творчество. Стихотворение «Жираф». Анализ произведения. Своеобразие лирических сюжетов. Романтическая традиция в лирике. Героизация действительности в поэзии. Экзотическое, фантастическое и прозаическое в поэзии Гумилева. | 8 | |
Творчество Н. Гумилева. Обзор. | 1 | 2 |
Стихотворение «Жираф». Анализ произведения. | 1 | 2 |
Своеобразие лирических сюжетов. Романтическая традиция в лирике. Анализ произведений. | 1 | 2 |
Героизация действительности в поэзии. Анализ произведений. | 1 | 2 |
Возвращение к красоте земной и прекрасной ясности в поэзии акмеистов. Анализ произведений. | 1 | 2 |
Самостоятельная работа №18. Подготовка доклада «Жизнь и судьба Н.Гумилева» | 3 | 3 |
Тема 6.3. Творчество И.Северянина. | Содержание учебного материала: Жизнь, судьба, творчество. Анализ стихотворений «Эпилог», «Я – гений, И.Северянин». «Июльский полдень», «Увертюра». Воссоздание поэтическими средствами экзотических образов. Их смысловой объем. Эмоциональная взволнованность и ироничность поэзии. | 2 | |
Творчество И.Северянина. Поэт как миссионер “нового искусства”. | 1 | 2 |
Анализ стихотворений «Эпилог», «Я – гений, И.Северянин». | 1 | 2 |
Тема 6.4. Творчество М.Цветаевой. | Содержание учебного материала: Литературно-музыкальная композиция. Основные аспекты проблематики стихотворений «Мом стихам, написанным так рано …», «Имя твое – птица в руке …». | 4 | |
Творчество М.Цветаевой. Обзор лирики. | 1 | 2 |
Основные аспекты проблематики стихотворений «Мом стихам, написанным так рано …», «Имя твое – птица в руке …». | 1 | 2 |
Урок литературно-музыкальная композиция по лирике М. Цветаевой. | 1 | 2 |
Самостоятельная работа №19. Выучить стихи (по выбору). | 1 | 3 |
Тема 6.5. Творчество М. Горького. | Содержание учебного материала: Очерк жизни и творчества. Правда жизни в рассказах. Типы персонажей в романтических рассказах писателя. Тематика и проблематика романтического творчества . Поэтизация гордых и сильных людей. Пьеса «На дне». Споры о предназначении человека. Авторская позиция и способы ее выражения. Новаторство Горького – драматурга. Роль самохарактеристики и характеристики другими героями Луки. | 11 | |
Творчество М. Горького. Обзор. | 1 | 2 |
Правда жизни и типы персонажей в рассказах. | 1 | 2 |
Поэтизация гордых и сильных людей. Авторская позиция и способ ее выражения. | 1 | 2 |
Пьеса «На дне». Споры о предназначении человека. | 1 | 2 |
Пьеса «На дне». Роль самохарактеристики и характеристики другими героями Луки. | 1 | 2 |
Самостоятельная работа №20. Написать сочинение (тема по выбору). Составить хронологическую таблицу жизни и творчества М. Горького с использованием Интернет-ресурсов. | 6 | 3 |
| Раздел 7. Особенности развития литературы 1920-х годов. | 13 | |
Тема 7.1. Творчество В.В. Маяковского. | Содержание учебного материала: Жизнь и творчество. Анализ стихотворений «Скрипка и немножко нервно», «Сергею Есенину». Поэтическая новизна ранней лирики. Тема несоответствия мечты и действительности, несовершенство мира в лирике поэта. Проблемы духовной жизни. Образ лирического героя. Место поэта и роль поэта в новом обществе. Вступление к поэме «Во весь голос», как проявились черты футуризма. Теория литературы: традиции и новаторство в литературе. Новая система стихосложения.. | 7 | |
Творчество В.В. Маяковского. Поэтическая новизна ранней лирики. | 1 | 2 |
Место поэта и роль поэта в новом обществе. | 1 | 2 |
Анализ стихотворений «Скрипка и немножко нервно», «Сергею Есенину». | 1 | 2 |
Вступление к поэме «Во весь голос», как проявились черты футуризма. | 1 | 2 |
Самостоятельная работа №21. Выучить отрывок из поэмы «Сергею Есенину». Подготовить , сообщения о жизни и творчестве поэта. Сделать выписки из учебника литературы о новаторстве Маяковского. Подготовить урок-концерт по творчеству Есенина. Сочинение-миниатюра « За что я люблю поэзию Есенина?». Экскурсия в музей С.Есенина. | 3 | 3 |
Тема 7.2. Творчество С.А. Есенина. | Содержание учебного материала: Жизнь и творчество. Лирика. Поэтизация русской природы. «Письмо матери», «Письмо к женщине», «Не жалею, не зову, не плачу …». Образ лирического героя. Трагические ноты в стихотворениях. Поэма «Анна Снегина» - о судьбе человека и Родины. Проблематика поэмы. Конкретно-исторический сюжет, описывающий судьбы деревни в гражданскую войну, а также любовный сюжет. Образ Прона Оглоблина. Теория литературы: развитие понятия о поэтических средствах художественной выразительности. | 6 | |
Творчество С.А. Есенина. Образ лирического героя. | 1 | 2 |
Поэтизация русской природы. | 1 | 2 |
«Письмо матери», «Письмо к женщине», «Не жалею, не зову, не плачу …», анализ. | 1 | 2 |
Поэма «Анна Снегина». Проблематика поэмы. | 1 | 2 |
Поэма «Анна Снегина». Проблематика судьбы деревни в гражданскую войну. | 1 | 2 |
Поэма «Анна Снегина». Любовный сюжет. | 1 | 2 |
| Раздел 8. Особенности развития литературы 1930-х начала 1940-х годов. | 38 | |
Тема 8.1. Творчество М.А Булгакова. | Содержание учебного материала: Жизнь и творчество. Роман «Мастер и Маргарита». Своеобразие жанра. Многоплановость романа. Система образов. Воланд и его окружение. Фантастическое и реалистическое в романе. Любовь героев как высшая ценность. Москва 30-х годов. Тайны психологии человека: страх сильных мира перед правдой жизни. Своеобразие писательской манеры. Теория литературы: разнообразие типов романа в советской литературе. | 15 | |
Творчество М.А Булгаков. Своеобразие жанра. | 1 | 2 |
Роман «Мастер и Маргарита». Многоплановость романа. Система образов. | 1 | 2 |
Роман «Мастер и Маргарита». Любовь героев как высшая ценность. | 1 | 2 |
Роман «Мастер и Маргарита». Москва и москвичи в романе. | 1 | 2 |
Роман «Белая гвардия». Обзор. | 1 | 2 |
Роман «Белая гвардия». Анализ. | 1 | 2 |
Роман «Белая гвардия». Тема "белого движения в России". | 1 | 2 |
Повесть «Собачье сердце». Обзор. | 1 | 2 |
Повесть «Собачье сердце». Анализ. | 1 | 2 |
Самостоятельная работа №22. Написать сочинение (тема по выбору) | 4 | 3 |
Самостоятельная работа №23. Найти в тексте романа «Белая гвардия» и выписать характеристики, которые герои романа дают руководителям белого движения. | 2 | 3 |
Зачет. | | 1 | |
Тема 8.2. Творчество О.Э.Мандельштама. | Содержание учебного материала: Жизнь и судьба. «Бессонница. Гомер. Тугие паруса …», «За гремучую доблесть грядущих веков …», «Ленинград». Элементы акмеизма. Анализ стихотворений. Теория литературы: развитие понятия о средствах поэтической выразительности. « Мандельштам в Воронеже». | 2 | |
Творчество О.Э.Мандельштам. Обзор. | 1 | 2 |
Анализ стихотворений. | 1 | 2 |
Тема 8.3.Творчество А.Б. Платонова. | Содержание учебного материала: Жизнь и творчество. Непростые простые герои. Самобытность языка произведений. Рассказ «В прекрасном и яростном мире». Повесть «Котлован». Поиски положительного героя писателем. Труд как основа нравственности человека. Принципы создания характеров. Традиции русской сатиры в творчестве писателя. Теория литературы: развитие понятия о стиле писателя. | 8 | |
Творчество А.Б. Платонова. Самобытность языка произведений. | 1 | 2 |
Непростые простые герои. | 1 | 2 |
Рассказ «В прекрасном и яростном мире», анализ произведения. | 1 | 2 |
Повесть «Котлован». Поиски положительного героя писателем. Поиски положительного героя писателем. | 1 | 2 |
Повесть «Котлован». Традиции русской сатиры в творчестве писателя. | 1 | 2 |
Самостоятельная работа №24. Написать рецензию на любой прочитанный рассказ А.Платонова. | 3 | 3 |
Тема 8.4. Творчество М.А.Шолохова. | Содержание учебного материала: Сведения из биографии. Мир и человек в рассказах М.Шолохова. Глубина реалистических обобщений. Трагический пафос «Донских рассказов». Роман «Тихий Дон» обзор. Теория литературы: развитие понятия о стиле писателя. Женские судьбы. Любовь на страницах романа «Тихий Дон». Многоплановость повествования. Судьбы Аксиньи Астаховой и Натальи. Психологическое состояние героинь. Традиции Л.Н.Толстого в романе М.Шолохова. Своеобразие художественной манеры писателя. | 10 | |
Творчество М.А.Шолохова. Мир и человек в рассказах. | 1 | 2 |
Трагический пафос «Донских рассказов». | 1 | 2 |
Роман «Тихий Дон» | 1 | 2 |
Роман «Тихий Дон». Женские судьбы. | 1 | 2 |
Роман «Тихий Дон». Любовь на страницах романа | 1 | 2 |
Традиции Л.Н.Толстого в романе М.Шолохова. | 1 | 2 |
Самостоятельная работа №25. Подготовить доклад на тему: «Казачьи песни в романе-эпопее “Тихий Дон” и их роль в раскрытии идейно-нравственного и эстетического содержания произведения». | 4 | 3 |
Тема 8.5. Творчество И.А Бабеля. | Содержание учебного материала: Сведения из биографии. Изображение событий гражданской войны в книге рассказов «Конармия». Сочетание трагического и комического, прекрасного и безобразного. Теория литературы: развитие понятия о рассказе. | 3 | |
Творчество И.А Бабеля. | 1 | 2 |
Изображение событий гражданской войны в книге рассказов «Конармия» | 1 | 2 |
Сочетание трагического и комического, прекрасного и безобразного. | 1 | 2 |
| Раздел 9. Особенности развития литературы периода Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет. | 24 | |
Тема 9.1. Творчество А.Ахматовой. | Содержание учебного материала: Жизнь и творческий путь. «Сжала руки под темной вуалью …», «Песня последней встречи», «Вечером». Анализ произведений. Примеры акмеистской образности. Основные аспекты проблематики лирика Ахматовой. Поэма «Реквием». Исторический масштаб и трагизм поэмы. Трагизм жизни и судьбы лирической героини и поэтессы. Своеобразие лирики Ахматовой. Теория литературы: проблема традиций и новаторства в поэзии. Поэтическое мастерство. | 7 | |
Творчество А.А.Ахматовой. Обзор. | 1 | 2 |
Лирика, её тематика и тональность. | 1 | 2 |
«Сжала руки под темной вуалью …», «Песня последней встречи», «Вечером». Анализ произведений. | 1 | 2 |
Лирика. Анализ произведений. Поэтическое мастерство. | 1 | 2 |
Своеобразие лирики Ахматовой. Примеры акмеистской образности. | 1 | 2 |
Поэма «Реквием». Исторический масштаб поэмы. | 1 | 2 |
Поэма «Реквием». Трагизм поэмы. | 1 | 2 |
Тема 9.2. Творчество Б.Пастернака. | Содержание учебного материала: Биография поэта. «Февраль. Достать чернил и плакать. …», «Памяти Марины Цветаевой», «Август». Анализ стихотворений, проблематика. Доказательство, что мир воспринимается им как Божье творение, перед которым человек может лишь благоговеть. «Доктор Живаго». | 6 | |
Б.Пастернак. Обзор | 1 | 2 |
Лирика. Анализ. | 1 | 2 |
«Февраль. Достать чернил и плакать. …», «Памяти Марины Цветаевой», «Август». Анализ стихотворений | 1 | 2 |
«Доктор Живаго», обзор. | 1 | 2 |
«Доктор Живаго», обзор. | 1 | 2 |
Самостоятельная работа №26. Стихотворение наизусть «Февраль. Достать чернил и плакать. …». | 1 | 3 |
Тема 9.3. Творчество А.Т.Твардовского. | Содержание учебного материала: Жизненный и творческий путь.. Поэма «По праву памяти». Искупление и предостережение, поэтическое и гражданское осмысление трагического прошлого. Лирический герой поэмы, его жизненная позиция. Художественное своеобразие творчества А.Твардовского. Лирика. «В тот день. Когда окончилась война …». «Я знаю: никакой моей вины …». Анализ. Вопрос о цене, заплаченной за победу. Общие мотивы в приведенных стихотворениях и поэме «Василий Теркин». Теория литературы: традиции русской классической литературы и новаторство в поэзии. | 7 | |
Творчество А.Т.Твардовского. Лирика. | 1 | 2 |
Художественное своеобразие творчества. | 1 | 2 |
Поэма «По праву памяти», анализ. | 1 | 2 |
Тема войны и памяти в лирике поэта. Утверждение нравственных ценностей. | 1 | 2 |
Общие мотивы в поэме «Василий Теркин». | 1 | 2 |
Самостоятельная работа №27. Стихотворение наизусть (по выбору). Подготовить сообщение «Твардовский-редактор журнала « Новый мир»». | 2 | 3 |
Тема 9.4. Поэты-фронтовики. | Содержание учебного материала: О. Берггольц «Накануне». Анализ. К.Симонов фронтовые записки «Разные дни войны», обзор. А.Сурков. «Декабрьский дневник» - лица походных друзей. Ю.Друнина. «Зинка» анализ. | 4 | |
Лирические герои в стихах поэтов-фронтовиков (О.Берггольц). | 1 | 2 |
Лирические герои в стихах поэтов-фронтовиков (К.Симонов). | 1 | 2 |
Лирические герои в стихах поэтов-фронтовиков (А.Сурков). | 1 | 2 |
Лирические герои в стихах поэтов-фронтовиков (Ю.Друнина). | 1 | 2 |
| Раздел 10. Особенности развития литературы 1950-1980-х годов. | 29 | |
Тема 10.1. Творчество А.И. Солженицына. | Содержание учебного материала: Творческий путь. Война – путь самопознания и прозрения Солженицына. «Один день Ивана Денисовича». Новый подход к изображению прошлого. Проблема ответственности поколений. Мастерство А.Солженицына – психолога: глубина характеров, историко-философское обобщение в творчестве писателя. Архипелаг ГУЛАГ – летопись страданий. Показ вариантов поведения в ситуации ареста, который Солженицын считает наиболее приемлемым для человека, спасающим от предательства. | 25 | |
Творчество А.И. Солженицына. Мастерство А.Солженицына – психолога: глубина характеров, историко-философское обобщение в творчестве писателя. | 1 | 2 |
«Один день Ивана Денисовича». Новый подход к изображению прошлого. | 1 | 2 |
«Один день Ивана Денисовича». Новый подход к изображению прошлого. | 1 | 2 |
Малая проза Солженицына. Рассказ «Матрёнин двор», «Случай на станции Кочетовка». | 1 | 2 |
Война – путь самопознания и прозрения Солженицына | 1 | 2 |
Архипелаг ГУЛАГ – летопись страданий. Обзор. | 1 | 2 |
Архипелаг ГУЛАГ – летопись страданий. Обзор. | 1 | 2 |
Архипелаг ГУЛАГ – летопись страданий. Обзор. | 1 | 2 |
Архипелаг ГУЛАГ – летопись страданий. Обзор. | 1 | 2 |
Архипелаг ГУЛАГ – летопись страданий. Обзор. | 1 | 2 |
Архипелаг ГУЛАГ – летопись страданий. Обзор. | 1 | 2 |
Самостоятельная работа №28. Написать сочинение (тема по выбору). Подготовить доклад с использованием интернет-информации о творческом пути писателя. | 8 | 3 |
Самостоятельная работа №29. Архипелаг ГУЛАГ прочитать главы. Краткий пересказ отрывков (по выбору). | 3 | 3 |
Самостоятельная работа №30. Подготовить реферат (по выбору). | 3 | 3 |
Тема 10.2. Творчество В.Кондратьева, К. Воробьева. | Содержание учебного материала: Человек на войне по повести В.Кондратьева «Сашка». Образы главных героев. Основной сюжет повести К. Воробьева «Убиты под Москвой», анализ особенностей описания войны. | 4 | |
Творчество В.Кондратьева, обзор. «Сашка», анализ. | 1 | 2 |
Творчество К.Воробьева, обзор. «Убиты под Москвой», анализ. | 1 | 2 |
Самостоятельная работа №31. Подготовить ответы на вопросы. Подготовить урок-концерт по стихам поэтов-фронтовиков. | 2 | 3 |
Контрольная работа. | | 1 | |
| Раздел 11. Русское литературное зарубежье 1920-1990-х годов (три волны эмиграции). | 24 | |
Введение. | Содержание учебного материала: Первая волна эмиграции русских писателей. Характерные черты литературы русского зарубежья 1920—1930-х годов. Творчество И.Шмелева, Б. Зайцева, Г. Газданова, Б. Поплавского. Вторая волна эмиграции русских писателей. Осмысление опыта сталинских репрессий и Великой Отечественной войны в литературе. Творчество Б. Ширяева, Д. Кленовского, И. Елагина. Третья волна эмиграции. Возникновение диссидентского движения в СССР. Творчество И. Бродского, А. Синявского, Г. Владимова. | 8 | |
Характерные черты литературы русского зарубежья 1920—1930-х годов. | 1 | 2 |
Первая волна эмиграции русских писателей. Творчество И.Шмелева, Б. Зайцева. Обзор. | 1 | 2 |
Первая волна эмиграции русских писателей. Творчество Г. Газданова, Б. Поплавского. Обзор. | 1 | 2 |
Вторая волна эмиграции русских писателей. Творчество Б. Ширяева, Д. Кленовского. Обзор. | 1 | 2 |
Вторая волна эмиграции русских писателей. Творчество И. Елагина. Обзор. | 1 | 2 |
Третья волна эмиграции. Творчество И. Бродского. Обзор. | 1 | 2 |
Третья волна эмиграции. Творчество А. Синявского, Г. Владимова. Обзор. | 1 | 2 |
Возникновение диссидентского движения в СССР. | 1 | 2 |
Тема 11.1. Творчество Н. Заболоцкого. | Содержание учебного материала: Художественный мир поэта. Стихотворения «Завещание», «Где-то в поле возле Магадана …», «Некрасивая девочка». Основные мотивы лирики. Философские вопросы, обозначенные в стихотворении «Завещание». Роль образа звезд и звездного неба в стихотворении «Где-то в поле возле Магадана …». | 6 | |
Н. Заболоцкий. Художественный мир поэта. | 1 | 2 |
Стихотворение «Завещание», анализ. | 1 | 2 |
Философские вопросы, обозначенные в стихотворении «Завещание». | 1 | 2 |
Стихотворение «Где-то в поле возле Магадана …». Роль образа звезд и звездного неба в стихотворении | 1 | 2 |
«Некрасивая девочка». Основные мотивы лирики. | 1 | 2 |
Самостоятельная работа №32. Стихотворение «Завещание» (наизусть). | 1 | 3 |
Тема 11.2. Творчество В.Набокова. | Содержание учебного материала: Жизнь, судьба, творчество. Роман «Машенька». Проблематика и система образов в романе. Описания эмигрантской среды и воспоминания героя о прошлом, юности. Образ Машеньки. Смысл финала романа. Теория литературы: развитие понятия о стиле писателя. | 10 | |
Творчество В.Набокова. Обзор. | 1 | 2 |
Роман «Машенька». Тема России. | 1 | 2 |
Роман «Машенька». Проблематика и система образов в романе. | 1 | 2 |
Роман «Машенька». Описания эмигрантской среды. | 1 | 2 |
Роман «Машенька». Смысл финала романа. | 1 | 2 |
Теория литературы: развитие понятия о стиле писателя. | 1 | 2 |
Самостоятельная работа №33. Подготовить сообщение «Основные темы и проблемы в творчестве В.Набокова» | 4 | 3 |
| Раздел 12. Особенности развития литературы конца 1980-2000-х годов. | 14 | |
Введение. | Содержание учебного материала: Общественно-культурная ситуация в России конца ХХ — начала ХХI века. Смешение разных идеологических и эстетических ориентиров. Всплеск антитоталитарных настроений на рубеже 1980—1990-х годов. «Задержанная» и «возвращенная» литература. | 6 | |
Общая характеристика литературы конца 1980-х начала 2000-х годов. Обзор. | 1 | 2 |
Общая характеристика литературы конца 1980-х начала 2000-х годов. Обзор. | 1 | 2 |
Самостоятельная работа №34. Написать эссе на темы по выбору: «Особенности массовой литературы конца ХХ—ХХI века»; «Фантастика в современной литературе». | 4 | 3 |
Тема12.1. Творчество В.Распутина. | Содержание учебного материала: «Живи и помни» – незыблемый и вечный урок в жизни человека. Образ Андрея Гуськова. Нравственная позиция Настены. | 4 | |
Творчество В.Распутина. Обзор. | 1 | 2 |
Повесть «Живи и помни». Вечный урок в жизни человека. | 1 | 2 |
Повесть «Живи и помни». Образ Андрея Гуськова. | 1 | 2 |
Повесть «Живи и помни». Нравственная позиция Настены. | 1 | 2 |
Тема 12.2. Творчество Т.Толстой, В.Пелевина. | Содержание учебного материала: Т.Толстая рассказ «Чистый лист». Главный герой - Игнатьев. Типичный герой литературы 20-го века- «средний, массовый» человек. В.Пелевин рассказ «Хрустальный мир». Образы главных героев (Юрия и Николая). | 4 | |
Творчество Т. Толстой, обзор. | 1 | 2 |
Творчество Т. Толстой, обзор. | 1 | 2 |
Творчество В.Пелевина, обзор. | 1 | 2 |
Творчество В.Пелевина, обзор. | 1 | 2 |
| Раздел 13. Зарубежная литература. | 16 | |
Тема 13.1. Творчество зарубежных писателей и поэтов. | Содержание учебного материала: Великая философская трагедия. Конфликты героев трагедии Шекспира «Гамлет». «Гобсек», образ «скупца». Философия всемогущего дряхлого старика с его чудовищной властью над людьми. Образ старика Сантьяго, кубинского рыбака, и его борьба с гигантской рыбой, которая стала самой большой добычей в его жизни. Гёте «Фауст», поиск смысла жизни. | 16 | |
Особенности развития зарубежной литературы XVII - XX веков. | 1 | 2 |
Творчество У. Шекспира, обзор. | 1 | 2 |
Трагедия «Гамлет», анализ. | 1 | 2 |
Творчество И. Гётте, обзор. | 1 | 2 |
Трагедия «Фауст», анализ. | 1 | 2 |
Творчество О. Бальзака, обзор. | 1 | 2 |
Повесть «Гобсек», анализ. | 1 | 2 |
Творчество Дж.Г.Байрона, обзор. | 1 | 2 |
Лирика. Анализ. | 1 | 2 |
Творчество Ч.Диккенса, обзор. | 1 | 2 |
Роман «Приключения Оливера Твиста», анализ. | 1 | 2 |
Роман «Дэвид Копперфильд», анализ. | 1 | 2 |
Творчество М.Твена, обзор. | 1 | 2 |
Рассказ «Как меня выбирала в губернаторы», анализ. | 1 | 2 |
Творчество Э. Хемингуэя, обзор. | 1 | 2 |
Повесть «Старик и море», анализ. | 1 | 2 |
| Раздел 14. Повторение. | 6 | |
14.1. Повторение. | Содержание учебного материала: Повторение и обобщение изученного материала. Систематизация знаний. Подготовка к экзамену. | 6 | |
Повторение и обобщение изученного материала. | 1 | 2 |
Повторение и обобщение изученного материала. | 1 | 2 |
Подготовка к экзамену. | 1 | 2 |
Подготовка к экзамену. | 1 | 2 |
Подготовка к экзамену. | 1 | 2 |
Подготовка к экзамену. | 1 | 2 |
Экзамен. | | | |
ИТОГО: | 328 |