kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по литературе УМК В.И.Сахаров, С.А.Зинин

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа разработана на основе "Программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы" (авторы: В.И.Сахаров, С.А.Зинин) и соответствует Федеральному компоненту  государственного стандарта общего образования. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе УМК В.И.Сахаров, С.А.Зинин»

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 35





Утверждаю

Директор МОБУ СОШ № 35

_____________ Г.А. Полякова

Приказ №__________

от «29» августа 2015года








Рабочая программа

по литературе

для 10 класса

на 2015-2016 учебный год

учителя Кравцовой Виктории Александровны






Рассмотрено Согласовано

на заседании МО на заседании

«28» августа 2015 года «28» августа 2015 года

Руководитель МО Руководитель МС

учителей русского языка и литературы __________И.Н.Прошкина _________И.В.Лаптева


  1. Пояснительная записка

Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

Изучение литературы на базовом уровне сохраняет фундаментальную основу курса, систематизирует представления обучающихся об историческом развитии литературы, позволяет обучающимся глубоко и разносторонне осознать диалог классической и современной литературы. Курс строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

В основе Рабочей программы лежат следующие документы:

  • Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12. 2012 № 273-ФЗ);

  • - Федеральный закон от 01.12.2007 № 309 (ред. от 23.07.2013) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения и структуры Государственного образовательного стандарта»;

  • - областной закон от 14.11.2013 № 26-ЗС «Об образовании в Ростовской области».

  • Примерная основная образовательная программа основного общего образования (одобрена федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию, протокол заседания от 08.04.2015 № 1/15).

  • - постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (в ред. изменений № 1, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.06.2011 № 85, изменений № 2, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.12.2013 № 72).

  • приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»

  • (в ред. приказов Минобрнауки России от 03.06.2008 № 164,от 31.08.2009 № 320, от 19.10.2009 № 427, от 10.11.2011 № 2643, от 24.01.2012 № 39);

  • - приказ Минобразования России от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 20.08.2008 № 241, 30.08.2010 № 889, 03.06.2011 № 1994);

  • - приказ Минобрнауки России от 05.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 № 1060, от 29.12.2014 № 1643);

  • приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в ред. приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1644);

  • - приказ Минобрнауки России от 19.12.2012 № 1067 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013-2014 учебный год»;

  • Программа для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев «Литература», «Дрофа», М.2014г

Настоящая рабочая программа разработана на основе «Программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы» (авторы-составители: Г.С. Меркин, С. А. Зинин, В. А.Чалмаев, 2009) и соответствует Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования по литературе.


Учебно-методический комплект


Учебник

Дополнительная литература

В.И.Сахаров, С.А.Зинин. Литература. 10класс; М.: ООО «ТИД «Русское слово», 2011


Программа по литературе для 5 – 11 классов общеобразовательной школы / Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев. – 5-е изд., испр. и доп. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010

Сахаров, Зинин: Литература XIX века. Хрестоматия. 10 класс. В 2-х частях. М.: ООО «ТИД «Русское слово», 2011


Планирование и материалы к курсу. Меркин Г.С., Меркин Б.Г.; // Литература. 10 кл. М., ООО «ТИД «Русское слово» - РС», 2010



Рабочая программа рассчитана на 102 часа (3 урока в неделю), из которых 11 часов отведено на развитие устной и письменной речи обучающихся, 3 часа на уроки внеклассного чтения.

В течение учебного года возможна корректировка распределения часов по темам с учетом хода усвоения учебного материала обучающимися или в связи с другими объективными причинами.

Изучение литературы в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;

освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;

совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.

Для реализации задач литературного образования в 10 классе осуществлён вариант «линейного» рассмотрения историко-литературного материала.

Изучение художественной литературы предполагает систематическое чтение и осмысление текстов, постижение своеобразия творческой личности писателя и его литературного наследия.

В целях обеспечения последовательного, систематического изложения материала курс построен на историко-литературной основе, что предполагает следование хронологии литературного процесса. Выбор писательских имён и произведений обусловлен их значимостью для отечественной и мировой культуры, масштабностью их дарований, что соответствует требованиям образовательного минимума содержания основных образовательных программ по предмету.

Межпредметные связи позволяют вычленять взаимосвязи литературы с русским языком, историей, обществознанием, МХК, без чего невозможно системное освоение основ наук.

Литература тесно связана с другими учебными предметами и в первую очередь с русским языком. Единство эти дисциплин обеспечивает прежде всего общий для всех филологических наук предмет изучения – слово как единица языка и речи в его функционировании в разных сферах, в том числе и эстетической. Содержание обеих дисциплин базируется на основах фундаментальных наук (лингвистики, стилистики, литературоведении, фольклористики и др.) и предполагает постижение языка и литературы как национально-культурных ценностей. И русский язык и литература формируют коммуникативные умения и навыки, лежащие в основе деятельности людей. Предмет «Литература» также взаимодействует с дисциплинами художественного цикла (музыкой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой), формируя у учащихся представления о закономерностях эстетического и художественного освоения мира человеком, о критериях эстетической оценки произведения. Уроки литературы могут включать в себя диалог искусств: кино, музыка, живопись, театр и литература. Вместе с историей и обществознанием литература обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память обучающихся, воспитывает у школьника активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру. В разделе стандарта «Основные историко-литературные сведения» даются некоторые установки на реализацию данных связей: «Литература и другие виды искусства. Место художественной литературы в общественной жизни и культуре России. Национальные ценности и традиции, формирующие проблематику и образный мир русской литературы, ее гуманизм, гражданский и патриотический пафос. Обращение писателей к универсальным категориям и ценностям бытия. Истоки и начало древнерусской литературы, ее религиозно-духовные корни. Проблема личности и общества. Эпоха революционных потрясений и ее отражение в русской литературе. Исторические судьбы России. Годы военных испытаний и их отражение в русской литературе Нравственный выбор человека в сложных жизненных обстоятельствах (революции, репрессии, коллективизация, Великая Отечественная война)».

В результате освоения содержания курса литературы обучающийся получает возможность совершенствовать и расширить круг общих учебных умений, навыков и способов деятельности, овладение которыми является необходимым условием развития и социализации обучающихся.

К числу основных общих учебных умений, навыков и способов деятельности, формируемых на уроках литературы, относятся:

– Использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа.

– Определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов.

– Самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера.

– Поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа; отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно).

– Умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного); объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах; владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).

– Выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.). Умение понимать язык художественного произведения, работать с критическими статьями.

– Владение навыками редактирования текста, создания собственного текста (сочинения различных жанров).

– Определение собственного отношения к явлениям прошлого и современной жизни. Умение отстаивать свою гражданскую позицию, формулировать свои взгляды.

– Осуществление осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.

Формирование указанных умений и навыков невозможно без организации на каждом уроке работы с текстом художественного произведения, без планомерного обучения обучающегося созданию связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка, то есть без реализации деятельностного, практико-ориентированного и личностно ориентированного подходов.

В процессе изучения курса литературы должны формироваться умения находить необходимую информацию по заданной теме в источниках различного типа, извлекать ее, оценивая ее критически и отделяя основную информацию от второстепенной, передавать содержание информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно). На уроке литературы и при подготовке к нему обучающийся может использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности.

Главным при изучении предмета «Литература» остается работа с художественным текстом, что закономерно является важнейшим приоритетом в преподавании предмета.

Содержание стандарта может быть реализовано следующими видами усложняющейся учебной деятельности:

рецептивная деятельность: чтение и полноценное восприятие художественного текста, заучивание наизусть (важна на всех этапах изучения литературы);

репродуктивная деятельность: осмысление сюжета произведения, изображенных в нем событий, характеров, реалий (осуществляется в виде разного типа пересказов (близких к тексту, кратких, выборочных, с соответствующими лексико-стилистическими заданиями и изменением лица рассказчика); ответов на вопросы репродуктивного характера);

продуктивная творческая деятельность: сочинение разных жанров, выразительное чтение художественных текстов, устное словесное рисование, инсценирование произведения, составление киносценария;

поисковая деятельность: самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы, комментирование художественного произведения, установление ассоциативных связей с произведениями других видов искусства;

– исследовательская деятельность: анализ текста, сопоставление произведений художественной литературы и выявление в них общих и своеобразных черт.

В 10 классе происходит обогащение, «наращивание» усвоенных в курсе основной школы понятий и одновременно с этим введение новейшей терминологии. В программе основной корпус теоретико – литературных сведений представлен рубрикой «Основные понятия»

Основной формой организации образовательного процесса остается классно-урочная система. Возможна модификация традиционного урока: очная или заочная экскурсия в дом-музей писателя или по литературным местам; диспут, литературная викторина, пресс-конференция, творческий конкурс и др. В процессе изучения курса литературы обучающиеся могут принимать участие в проектной деятельности и учебно-исследовательской работе.

При изучении художественных произведений по данной Рабочей программе предполагается использовать текущий и итоговый виды контроля в устной и письменной форме как фронтально, так и индивидуально.

Уровень подготовки обучающихся на конец учебного года должен соответствовать ФГОС и основным требованиям к умениям и навыкам обучающихся 10 класса, указанным в разделе Рабочей программы «Требования к уровню подготовки обучающихся».



























Содержание программы 102 ч

Введение (1 час).

Прекрасное начало (К истории русской литературы 19 века).

Из литературы первой половины XIX века

А.С. ПУШКИН (4 часа)

Стихотворения: «Воспоминания в Царском Селе», «Воль­ность», «Деревня», «Погасло дневное светило...», «Разговор книгопродавца с поэтом», «...Вновь я посетил...», «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»), «Свободы сеятель пустын­ный...», «Подражание Корану» (IX. «И путник усталый на Бо­га роптал...»), «Брожу ли я вдоль улиц шумных...» и др. по выбо­ру, поэма «Медный всадник».

Основные темы и мотивы пушкинской лирики. Пушкин о назначении поэта и поэзии. Конфликт между интересами личности и государства в поэме «Медный всадник».

Внутрипредметные связи: одические мотивы «петровской» темы в творчестве М.В. Ломоносова и А.С. Пушкина; традиции романтической лирики В.А. Жуковского и К.Н. Батюшкова в пушкинской поэзии.

Межпредметные связи: историческая основа сюжета поэмы «Медный всадник».

Знать опорные понятия: философская лирика, поэма как лиро-эпический жанр.

Уметь: анализировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

Применять полученные знания и умения в устной и письменной речи; находить и грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении или авторе с помощью различных источников.

Анализ стихотворения А.С.Пушкина.

М.Ю. ЛЕРМОНТОВ (2 часа)

Стихотворения: «Как часто, пестрою толпою окружен...», «Валерик», «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...»), «Я не унижусь пред тобою...», «Сон» («В полднев­ный жар в долине Дагестана...»), «Выхожу один я на дорогу... » и др. по выбору. Поэма «Демон».

Мотивы одиночества, неразде­ленной любви, невостребованности высокого поэтического да­ра в лермонтовской поэзии.

Особенности богоборческой темы в поэме М.Ю. Лермонто­ва «Демон». Романтический колорит поэмы, ее образно-эмо­циональная насыщенность. Перекличка основных мотивов «Демона» с лирикой поэта.

Внутрипредметные связи: образ поэта-пророка в лирике М.Ю. Лермонтова и А.С. Пушкина; традиции русского роман­тизма в лермонтовской поэзии.

Межпредметные связи: живопись и рисунки М.Ю. Лермон­това; музыкальные интерпретации стихотворений Лермонтова (А.С. Даргомыжский, М.А. Балакирев, А. Рубинштейн и др.)

Знать опорные понятия: духовная лирика, романтическая поэма.

Уметь: анализировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

Применять полученные знания и умения в устной и письменной речи; находить и грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении или авторе с помощью различных источников.


Н.В. ГОГОЛЬ (4 часа)

Повести: «Невский проспект», «Нос».

«Ах, Невский…Всемогущий Невский» «Петербургские повести»). Сравнительная характеристика Пискарева и Пирогова (по повести «Невский проспект»). Чин или Человек (по повести «Нос»).

Знать опорные понятия: ирония, гротеск, фантасмагория.

Внутрипредметные связи: тема Петербурга в творчестве А.С. Пушкина и Н.В. Гоголя.

Межпредметные связи: иллюстрации художников к повес­тям Гоголя (Н. Альтман, В. Зелинский, Кукрыниксы и др.)

Знать опорные понятия: ирония, гротеск, фантасмагория.

Уметь: анализировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

Применять полученные знания и умения в устной и письменной речи; находить и грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении или авторе с помощью различных источников.

Урок внеклассного чтения № 1

Сочинение по творчеству Н.В.Гоголя (тему выбирает обучающийся)


Литература и журналистика 50-80-х годов 19 века (1 час).

Социально-политическая ситуация в России второй полови­ны XIX века. «Крестьянский вопрос» как определяющий фактор идейного противостояния в обществе. Разногласия между либеральным и революционно-демократическим крылом русского общества, их отражение в литературе и журналисти­ке 1850—1860-х годов. Демократические тенденции в развитии русской культуры, ее обращенность к реалиям современной жизни. Развитие реалистических традиций в прозе И.С. Тур­генева, И.А. Гончарова, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова и др. «Не­красовское» и «элитарное» направления в поэзии, условность их размежевания. Расцвет русского национального театра (драматургия А.Н. Островского и А.П. Чехова). Новые типы героев и различные концепции обновления российской жизни (проза Н.Г. Чернышевского, Ф.М. Достоевского, Н.С. Лескова и др.). Вклад русской литературы второй половины XIX века в развитие отечественной и мировой культуры.

А.Н. ОСТРОВСКИЙ (9 часов)

Пьесы: «Свои люди сочтемся!», «Гроза».

«Колумб Замоскворечья» (слово об А.Н.Островском). Нравственные проблемы в комедии А.Н. Островского «Свои люди – сочтёмся!». Идейно-художественное своеобразие драмы Н.А. Островского «Гроза». Город Калинов и его обитатели. Быт и нравы «темного царства». Молодое поколение в драме «Гроза». Сила и слабость характера Катерины.

Роль второстепенных и внесценических персонажей в «Грозе». «Гроза» в русской критике (Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев, А.А. Григорьев).

Знать опорные понятия: семейно-бытовая коллизия, речевой жест.

Внутрипредметные связи: традиции отечественной драма­тургии в творчестве А.Н. Островского (пьесы Д.И. Фонвизина, А.С. Грибоедова, Н.В. Гоголя).

Межпредметные связи: А.Н.Островский и русский театр; сценические интерпретации пьес А.Н. Островского.

Для самостоятельного чтения: пьесы «Бесприданница», «Волки и овцы».

Знать опорные понятия: семейно-бытовая коллизия, речевой жест.

Уметь: анализировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

Применять полученные знания и умения в устной и письменной речи; находить и грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении или авторе с помощью различных источников.

Тестовые задания по творчеству А.Н.Островского.


И.А. ГОНЧАРОВ (6 часов)

Роман «Обломов».

Судьба и личность. Идейно-художественное своеобразие романа «Обломов». Образ Обломова

Понятие «обломовщина». Обломов и Штольц (сравнительная характеристика). Женские образы в романе. Художественное мастерство романа. Роман «Об­ломов» в русской критике (Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев, А.В. Дружинин).

Внутрипредметные связи: И.С. Тургенев и Л.Н. Толстой о романе «Обломов»; Онегин и Печорин как литературные предшественники Обломова.

Межпредметные связи: музыкальные темы в романе «Обло­мов»; к/ф «Несколько дней из жизни И.И. Обломова» (реж. Н. Михалков).

Для самостоятельного чтения: роман «Обыкновенная исто­рия».

Знать опорные понятия: образная типизация, символика детали.

Уметь: анализировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

Применять полученные знания и умения в устной и письменной речи; находить и грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении или авторе с помощью различных источников.

Тестовые задания по творчеству И.А.Гончарова.

И.С. ТУРГЕНЕВ (11 часов)

Цикл «Записки охотника» (2—3 рассказа по выбору), ро­ман «Отцы и дети», стихотворения в прозе: «Порог», «Памя­ти Ю.П. Вревской», «Два богача» и др. по выбору.

Яркость и многообразие народных типов в рассказах цикла «Записки охотника». Отражение различных начал русской жизни, внутренняя красота и духовная мощь русского челове­ка как центральная тема цикла.

Творческая история и своеобразие романа «Отцы и дети». Общественная атмосфера и её отражение в романе Взаимоотношения Базарова с Кирсановыми. Базаров и Одинцова. Базаров и его родители. Нигилизм и его последствия. Базаров перед лицом смерти. Философские итоги романа, смысл его названия. Русская критика о романе и его герое (статьи Д.И. Писарева, Н.Н. Страхова, М.А. Антоновича).

Гимн вечной жизни «Стихи в прозе» И.С.Тургенева Художественная выразительность, лаконизм и философская насыщенность тургеневских миниатюр. Отражение русского на­ционального самосознания в тематике и образах стихотворений.

Внутрипредметные связи: И.С. Тургенев и группа «Современ­ника»; литературные реминисценции в романе «Отцы и дети».

Межпредметные связи: историческая основа романа «Отцы и дети» («говорящие» даты в романе); музыкальные темы в ро­мане; песенная тематика рассказа «Певцы».

Для самостоятельного чтения: романы «Рудин», «Дворян­ское гнездо».

Знать опорные понятия: социально-психологический роман; принцип «тайной психологии» в изображении внутреннего ми­ра героев.

Уметь: анализировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

Применять полученные знания и умения в устной и письменной речи; находить и грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении или авторе с помощью различных источников.

Сочинение-рассуждение по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети».

Урок внеклассного чтения № 1

Н.Г. ЧЕРНЫШЕВСКИЙ (1 час)

Роман «Что делать? » (обзор).

Злободневное и вечное в романе «Что делать».

Внутрипредметные связи: Н.Г. Чернышевский и писатели де­мократического лагеря; традиционный сюжет «rendez-vous» и его трансформация в романе «Что делать?».

Межпредметные связи: диссертация Н.Г. Чернышевского «Эстетические отношения искусства к действительности» и поэтика романа «Что делать?».

Знать опорные понятия: ложная интрига; литературная утопия.

Уметь: анализировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

Применять полученные знания и умения в устной и письменной речи; находить и грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении или авторе с помощью различных источников.

Н.А. НЕКРАСОВ (8часов)

Стихотворения: «В дороге», «Вчерашний день, часу в ше­стом...», «Блажен незлобивый поэт...», «Поэт и гражданин», «Русскому писателю», «О погоде», «Пророк», «Элегия (А.Н.Еракову)», «О Муза! я у двери гроба...», «Мы с тобой бестолковые люди...» и др. по выбору; поэма «Кому на Руси жить хорошо».

Н.А.Некрасов-поэт «мести и печали». Основные темы и идеи лирики Некрасова. Жанр, композиция, фольклорные мотивы в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Душа народа русского… Народ в споре о счастье. Идейный смысл рассказов о грешниках. Образ Гриши Добросклонова и его идейно-композиционное звучание.

Внутрипредметные связи: образ пророка в лирике А.С. Пуш­кина, М.Ю. Лермонтова, Н.А. Некрасова; связь поэмы «Кому на Руси жить хорошо» с фольклорной традицией.

Межпредметные связи: некрасовские мотивы в живописи И. Крамского, В. Иванова, И. Репина, Н. Касаткина и др.; жанр песни в лирике Н.А. Некрасова.

Для самостоятельного чтения: поэмы «Саша», «Дедушка».

Знать опорные понятия: народность художественного творче­ства; демократизация поэтического языка.

Уметь: анализировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

Применять полученные знания и умения в устной и письменной речи; находить и грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении или авторе с помощью различных источников.

Сочинение-рассуждение по поэме Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».

Ф.И. ТЮТЧЕВ (3 часа)

Стихотворения: «Не то, что мните вы, природа... », «Silentium!, «Цицерон», «Умом Россию не понять...», «Я встре­тил вас...», «Природа сфинкс, и тем она верней...», «Певу­честь есть в морских волнах...», «Еще земли печален вид...», «Полдень», «О, как убийственно мы любим!..», «Нам не дано предугадать...» и др. по выбору.

Основные темы и идеи лирики. Лирика природы. Философская лирика. Любовная лирика.

Внутрипредметные связи: роль архаизмов в тютчевской ли­рике; пушкинские мотивы и образы в лирике Ф.И. Тютчева.

Межпредметные связи: пантеизм как основа тютчевской философии природы; песни и романсы русских композиторов на стихи Ф.И. Тютчева (С.И. Танеев, С.В. Рахманинов и др.).

Знать опорные понятия: интеллектуальная лирика; лирический фрагмент.

Уметь: анализировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

Применять полученные знания и умения в устной и письменной речи; находить и грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении или авторе с помощью различных источников.

А.А. ФЕТ ( 5 часов)

Стихотворения: «Шепот, робкое дыханье...», «Еще май­ская ночь...», «Заря прощается с землею...», «Я пришел к те­бе с приветом...», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежа­ли...», «На заре ты ее не буди...», «Это утро, радость эта...», «Одним толчком согнать ладью живую...» и др. по выбору.

«Стихи пленительные Фета» (А.Жемчужников). Русская природа в лирике. Философские мотивы поэзии. Тема любви и образ возлюбленной в лирике.

Внутрипредметные связи: традиции русской романтической поэзии в лирике А.А. Фета; А. Фет и поэты радикально-демо­кратического лагеря (стихотворные пародии Д. Минаева).

Межпредметные связи: П.И. Чайковский о музыкальности лирики А. Фета.

Знать опорные понятия: мелодика стиха; лирический образ-пере­живание.

Уметь: анализировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

Применять полученные знания и умения в устной и письменной речи; находить и грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении или авторе с помощью различных источников.

Сопоставительный анализ лирики Тютчева и Фета

Н.С. ЛЕСКОВ (5 часов)

Повесть «Очарованный странник».

Художественный мир произведений Н.С.Лескова. Одиссея Ивана Флягина в повести Н.С.Лескова «Очарованный странник». Автор и рассказчик в повести». Загадка женской души в повести Н.С.Лескова «Леди Макбет Мценского уезда».

Внутрипредметные связи: былинные мотивы в образе Фляги­на; тема богатырства в повести Н. Лескова и поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души».

Межпредметные связи: язык и стиль лесковского сказа.

Для самостоятельного чтения: повести «Тупейный худож­ник», «Запечатленный ангел», «Леди Макбет Мценского уезда».

Знать опорные понятия: литературный сказ; жанр путеше­ствия.

Уметь: анализировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

Применять полученные знания и умения в устной и письменной речи; находить и грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении или авторе с помощью различных источников.

Урок внеклассного чтения № 2

Проверочная работа по творчеству Н.С.Лескова


М.Е. САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН (6 часов)

Сказки: «Медведь на воеводстве», «Богатырь», «Премуд­рый пискарь».

«Я писатель, в этом мое призвание». Художественный мир М.Е.Салтыкова-Щедрина. «Сказки для детей изрядного возраста» как вершинный жанр в творчестве Щедрина-сатирика. Народ и самодержавие в сказках. Народ и господствующие классы в сказках. Развенчание обывательской психологии, рабского начала в человеке в сказке «Премудрый пискарь». Историческая основа сюжета и проблематики «Истории одного города».

Внутрипредметные связи: фольклорные мотивы в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина; традиции Д.И. Фонвизина и Н.В. Гоголя в щедринской сатире.

Межпредметные связи: произведения М.Е. Салтыкова-Щедрина в иллюстрациях художников (Кукрыниксы, В. Карасев, М. Башилов и др.).

Для самостоятельного чтения: роман-хроника «История одно­го города», сказки «Орел-меценат», «Вяленая вобла», «Либерал».

Знать опорные понятия: сатирическая литературная сказка; гро­теск; авторская ирония.

Уметь: анализировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

Применять полученные знания и умения в устной и письменной речи; находить и грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении или авторе с помощью различных источников.

Урок внеклассного чтения № 3

Тестовые задания по творчеству М.Е.Салтыкова-Щедрина.


А.К. ТОЛСТОЙ (5 часов)

Стихотворения: «Средь шумного бала, случайно...», «Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре...», «Когда природа вся трепещет и сияет,..», «Прозрачных облаков спокойное движенье...», «Государь ты наш, батюшка...», «История государства Рос­сийского от Гостомысла до Тимашева» и др. по выбору учителя.

Жанрово-тематическое богатство творчества А.К.Толстого. Тема России в лирике. Красота природы и природа красоты в лирике А.К.Толстого. Образ поэта и тема вдохновения в лирике А.К.Толстого. Сатирические темы и мотивы в поэзии А.К.Толстого.

Внутрипредметные связи: А.К. Толстой и братья Жемчужниковы; сатирические приемы в творчестве А.К. Толстого и М.Е. Салтыкова-Щедрина.

Межпредметные связи: исторические сюжеты и фигуры в произведениях А.К. Толстого; романсы П.И. Чайковского на стихи А.К. Толстого.

Для самостоятельного чтения: роман «Князь Серебряный».

Знать опорные понятия: лирика позднего романтизма; историче­ская песня.

Уметь: анализировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

Применять полученные знания и умения в устной и письменной речи; находить и грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении или авторе с помощью различных источников.

Проверочная работа по творчеству А.К.Толстого


Л.Н. Толстой (18 часов)

Роман «Война и мир».

По страницам великой жизни. Л.Н.Толстой - человек, мыслитель, писатель. Правда» войны в « Севастопольских рассказах» Л.Н.Толстого. «Я старался писать историю народа». (Жанрово-тематическое своеобразие романа-эпопеи «Война и мир»). «Вечер Анны Павловны был пущен…»(«Высший свет» в романе «Война и мир). Именины у Ростовых. Лысые Горы.. Изображение войны 1805-1807гг. в романе. .Шенграбенское и Аустерлицкое сражения. Поиск плодотворной общественной деятельности П.Безухова и А.Болконского. Быт поместного дворянства и своеобразие внутренней жизни героев. Война – «противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие». Отечественная война 1812 г. Философия войны в романе. «Нет величия там, где нет простоты, добра и правды» (Образы Кутузова и Наполеона). «Дубина народной войны поднялась…»(Картины партизанской войны в романе). «Мысль народная» в романе.. Решение главной мысли: предназначении человека(т.2 и эпилог). В чем секрет обаяния Наташи Ростовой? Нравственные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова. Мысль семейная» в романе.

Внутрипредметные связи: Л.Н. Толстой и И.С. Тургенев; стихотворение М.Ю. Лермонтова «Бородино» и его переосмы­сление в романе Л. Толстого; образ Наполеона и тема «бона­партизма» в произведениях русских классиков.

Межпредметные связи: исторические источники романа «Война и мир»; живописные портреты Л.Толстого (И.Н. Крам­ской, Н.Н. Ге, И.Е. Репин, М.В. Нестеров), иллюстрации к ро­ману «Война и мир» (М. Башилов, Л. Пастернак, П. Боклевский, В. Серов, Д. Шмаринов).

Для самостоятельного чтения: цикл «Севастопольские рас­сказы», повесть «Казаки», роман «Анна Каренина».

Знать опорные понятия: роман-эпопея; «диалектика души»; исто­рико-философская концепция.

Уметь: анализировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

Применять полученные знания и умения в устной и письменной речи; находить и грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении или авторе с помощью различных источников.

Сочинение по творчеству Л.Н.Толстого.

Урок внеклассного чтения № 3


Ф.М. ДОСТОЕВСКИЙ (7 часов)

Роман «Преступление и наказание».

Художественный мир Ф.М.Достоевского. История создания социально-психологического романа «Преступление и наказание». Образ Петербурга и средства воссоздания его в романе. Мир «униженных и оскорбленных» и бунт личности против жестоких законов социума. Теория Раскольникова о праве сильной личности и идейные «двойники» героя. Семья Мармеладовых. «Правда» Сони Мармеладовой. Возрождение души Раскольникова.

Внутрипредметные связи: творческая полемика Л.Н. Толсто­го и Ф.М. Достоевского; сквозные мотивы и образы русской классики в романе Ф.М. Достоевского (евангельские мотивы, образ Петербурга, тема «маленького человека», проблема ин­дивидуализма и др.).

Межпредметные связи: особенности языка и стиля прозы Достоевского; роман «Преступление и наказание» в театре и ки­но (постановки Ю. Завадского, Ю. Любимова, К. Гинкаса, Л. Ку­лиджанова, А. Сокурова и др.).

Для самостоятельного чтения: романы «Идиот», «Братья Карамазовы».

Знать опорные понятия: идеологический роман и герой-идея; по­лифония (многоголосие); герои-«двойники».

Уметь: анализировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

Применять полученные знания и умения в устной и письменной речи; находить и грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении или авторе с помощью различных источников.

Сочинение по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».

А.П. ЧЕХОВ (5 часов)

Рассказы: «Крыжовник», «Человек в футляре», «Дама с собачкой», «Студент», «Ионыч» и др. по выбору. Пьеса «Вишневый сад».

Тайна личности А.П.Чехова. Тема гибели человеческой души в рассказах «Ионыч», «Палата №6». Образы «футлярных» людей в чеховских рассказах. Новаторство Чехова-драматурга. История создания, особенности сюжетов и конфликта пьесы «Вишнёвый сад». Новаторство Чехова-драматурга. История создания, особенности сюжетов и конфликта пьесы «Вишнёвый сад». Соотношение внешнего и внутреннего сюжетов в комедии «Вишневый сад». Лириче­ское и драматическое начала в пьесе. Фигуры героев-«недо­теп» и символический образ сада в комедии. Роль второстепен­ных и внесценических персонажей в чеховской пьесе. Функция ремарок, звука и цвета в «Вишневом саде». Сложность и не­однозначность авторской позиции в произведении.

Внутрипредметные связи: А.П. Чехов и Л.Н. Толстой; тема «маленького человека» в русской классике и произведениях Чехова.

Межпредметные связи: сценические интерпретации комедии «Вишневый сад» (постановки К.С. Станиславского, Ю.И. Пименова, В.Я. Левенталя, А. Эфроса, А. Трушкина и др.).

Для самостоятельного чтения: пьесы «Дядя Ваня», «Три се­стры».

Знать опорные понятия: «бессюжетное» действие; лирическая ко­медия; символическая деталь.

Уметь: анализировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

Применять полученные знания и умения в устной и письменной речи; находить и грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении или авторе с помощью различных источников.

Итоговая контрольная работа.




Планируемые результаты

Требования к уровню подготовки обучающихся.

В результате изучения литературы на базовом уровне обучающийся должен

знать /понимать

  • образную природу словесного искусства;

  • содержание изученных литературных произведений;

  • основные факты жизни и творчества писателей-класси­ков XIX—XX веков;

  • основные закономерности историко-литературного про­цесса и черты литературных направлений;

  • основные теоретико-литературные понятия;


уметь

  • воспроизводить содержание литературного произведения;

  • анализировать и интерпретировать художественное произ­ведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система обра­зов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с пробле­матикой произведения;

  • соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных про­изведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литератур­ным направлением эпохи;

  • определять род и жанр произведения;

  • сопоставлять литературные произведения;

  • выявлять авторскую позицию;

  • выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;

  • аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению;

  • писать рецензии на прочитанные произведения и сочине­ния разных жанров на литературные темы.


применять

приобретенные знания и умения в практической деятельности и современной жизни для самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости.
































Наименование разделов учебной программы и характеристика

основных содержательных линий

Раздел. Тема

Государственный стандарт

Количество часов на изучение

Количество часов на развитие речи

знать

уметь

1

Введение. «Прекрасное начало…». ( К истории русской литературы 19 века.)

Знать основные темы и проблемы русской лит-ры 19 в.

Уметь создавать устные сообщения

1


Из литературы первой половины 19 века (10 часов).

2

А.С.Пушкин

Знать основные темы и мотивы лирики

основные образы , своеобразие жанра и композиции поэмы

особенности анализа стих-я

Уметь определять темы и мотивы пушкинской лирики

анализировать стих-е , используя литературно-теоретические све-дения

4

1

3

М.Ю. Лермонтов

Знать

основные темы и мотивы лирики

Знать особенности богоборческой темы в поэме

Уметь раскрывать основные темы и мотивы в творчестве


анализировать худ. произведение

2


4

Н.В.Гоголь


Знать особенности стиля Гоголя, своеобразие его творческой манеры

Уметь давать сравнительную характеристику

анализировать прозаическое произведение

Уметь осмыслить тему, определить ее границы, создавать письменное высказывание

4

1

Из литературы второй половины 19 века (90часов).

5

Особенности литературы и журналистики второй половины 19 века.

Знать основные тенденции в развитии русской лит-ры 2 пол. 19 века

Уметь создавать устные сообщения, находить информацию по заданной теме в различных источниках

1


6

А.Н.Островский

Знать жизненный и творческий путь писателя


Знать идейно-художественное своеобразие драмы

Уметь создавать сообщения с применением презентации


Уметь анализировать драматическое произведение

9

2

7

И.А.Гончаров.


Знать судьбу и личность писателя, идейно-художественное своеобразие романа


художественное мастерство романа

Уметь находить нужную информацию в различных источниках

составлять сравнительную характеристику

6

1

8

И.С.Тургенев

Знать творчество и судьбу писателя

Знать творческую историю создания и своеобразие романа

хар-ку нигилизма и его последствия

Уметь анализировать рассказы

выявлять нравственную и философскую проблематику романа

Уметь анализировать художественный образ

11

2

9

Н.Г.Чернышевский


Знать жизнь и творчество писателя, сюжет и образы героев

Уметь воспринимать и анализировать

2


10

Н.А.Некрасов


Знать жизненный и творческий путь писателя

проблему нравственного идеала счастья

Уметь воспринимать и анализировать

поэтическое произведение

8

1

11

Ф.И.Тютчев

Знать основные темы и идеи лирики

Уметь определять темы и идеи лирики

3


12

А.А.Фет

Знать

жизненный и творческий путь писателя

Уметь воспринимать, анализировать и выразительно читать

3


13

Н.С.Лесков


Знать художественный мир писателя

Уметь определять ключевые моменты творческой биографии, основные мотивы творчества

5


14

М.Е.Салтыков-Щедрин


Знать художественный мир


Уметь воспринимать и анализировать

6


15

А.К.Толстой


Знать жанровое и тематическое богатство

Уметь определять жанры и тематику

6

1

16

Л.Н.Толстой


Знать глубину и своеобразие внутренней жизни героев

Знать композиционную роль философских глав, основные положения философских взглядов писателя

Уметь делать сообщения с применением презентации


видеть жанровое, идейно-художественное своеобразие, особенности сюжета анализировать эпизоды

18

2

17

Ф.М.Достоевский


особенности мира «униженных и оскорбленных

раскрыть суть теории героя, разобраться в ведущих мотивах преступления

Уметь давать хар-ку, выявить протест писателя против бесчеловечности общества

7

2

18

А.П.Чехов


Знать особенности драматургии писателя


идейно-художественное своеобразие рассказов

Уметь определять проблемы и решение их в рассказах

раскрыть образы «футлярных» людей

4

1


























Виды системы оценки планируемых результатов

освоения обучающимися программы по предмету,

учебному курсу

(Соответствуют инструктивному письму

Министерства образования РФ

«О единых требованиях к устной и письменной речи

учащихся, к проведению письменных работ и проверке

тетрадей»).



Контрольные работы

Сочинения

6

8

































Календарно-тематическое планирование по литературе 10 класс.


Тема

Дата проведения

Виды учебной деятельности

Вид контроля



1

Введение. «Прекрасное начало…». ( К истории русской литературы 19 века.)



Вводный

Урок- лекция с элементами беседы


Из литературы первой половины 19 века (10 часов).

2

А.С.Пушкин. Основные темы и мотивы пушкинской лирики.



выразительное чтение


Текущий

Фронтальный опрос

3

«Душа в заветной лире» (Пушкин о назначении поэта и поэзии).



выразительное чтение

Текущий

Опрос



4

Конфликт личности и государства в поэме Пушкина «Медный всадник».



выразительное чтение


Текущий

Опрос,

5

Анализ стихотворения А.С.Пушкина



Беседа

Текущий

Анализ стихотворения

6

М.Ю. Лермонтов Мотивы одиночества, неразделённой любви, невостребованности поэтического дара в поэзии М.Ю. Лермонтова



выразительное чтение


Текущий

опрос

7

Особенности богоборческой темы в поэме «Демон» М.Ю.Лермонтова.



Развернутый ответ на вопрос

Текущий

Опрос


8

Н.В.Гоголь

« Ах, Невский…Всемогущий Невский»

(Н.В.Гоголь «Петербургские повести»).



Выборочный анализ эпизодов

Текущий

Фронтальный опрос

9

Сравнительная характеристика Пискарева и Пирогова (по повести Н.В.Гоголя «Невский проспект»).



Сопоставительная характеристика героев

Текущий

Опрос, заполнение таблицы

10

Чин или Человек (по повести Н.В.Гоголя «Нос»).




Развернутый ответ на вопрос

Текущий

Беседа, опрос


11

Сочинение по творчеству Н.В.Гоголя

(Тему выбирает обуч-ся)




Текущий

Сочинение

Из литературы второй половины 19 века (90часов).

12

Особенности литературы и журналистики второй половины 19 века.



Лекция с элементами беседы

Текущий


13

А.Н.Островский «Колумб Замоскворечья» (слово об А.Н.Островском).



Конспект

Текущий

Опрос

14

Нравственные проблемы в комедии А.Н. Островского «Свои люди –

сочтёмся!»



Выборочный анализ эпизодов

Текущий

Опрос, беседа

15

Идейно-художественное своеобразие драмы Н.А. Островского «Гроза».



Развернутый ответ на вопрос

Текущий

Опрос, беседа

16

Город Калинов и его обитатели



Выборочный анализ эпизодов

Текущий

Опрос, беседа

17

Быт и нравы «темного царства». Молодое поколение в драме «Гроза»



Выборочный анализ эпизодов

Текущий

Опрос, беседа

18

Сила и слабость характера Катерины




Развернутый ответ на вопрос

Текущий

Опрос, беседа

19

Роль второстепенных и внесценических персонажей в «Грозе»



Сопоставительный анализ

Текущий

опрос, беседа

20

Драма «Гроза» в русской критике



беседа, работа с критическими статьями

Текущий

фронтальный опрос,

21

Тестовые задания по творчеству А..Н.Островского




Текущий

Тестовые задания

22

И.А.Гончаров.

Судьба и личность. Идейно-художественное своеобразие романа «Обломов».




Выборочный анализ эпизодов

Текущий

Опрос

23

Образ Обломова

Понятие «обломовщина».



беседа

Текущий

Опрос,

24

Обломов и Штольц (сравнительная характеристика).



беседа, заполнение таблицы

Текущий

фронтальный опрос,

25

Женские образы в романе.



беседа

Текущий

Опрос,

26

Художественное мастерство романа



Развернутый ответ на вопрос

Текущий

Опрос

27

Тестовые задания по роману И.А.Гончарова.




Текущий

Тестовые задания

28

Творчество И.С.Тургенева. Яркость и многообразие народных типов в рассказах цикла «Записки охотника»



беседа

Текущий

Опрос,


29

Творческая история и своеобразие романа «Отцы и дети». Общественная атмосфера и её отражение в романе.



беседа

Текущий

фронтальный опрос,

30

Взаимоотношения Базарова с Кирсановыми.



Выборочный анализ эпизодов

Текущий

Опрос, беседа

31

Базаров и Одинцова.



беседа

Текущий

Опрос

32

Базаров и его родители.




Текущий

Опрос, беседа

33

Нигилизм и его последствия.



Развернутый ответ на вопрос

Текущий

Опрос, беседа



34

Базаров перед лицом смерти.



Выборочный анализ эпизодов

Текущий

Опрос, беседа

35

Философские итоги романа, смысл его названия



Работа с критической литературой

Текущий

фронтальный опрос

36

Русская критика о романе и его героях.



Работа с критической литературой

Текущий

фронтальный опрос, беседа, работа с критическими статьями

37

Сочинение-рассуждение по роману «Отцы и дети»




Текущий

Сочинение-рассуждение

38

Гимн вечной жизни

«Стихи в прозе» И.С.Тургенева



Выборочный анализ эпизодов

Текущий

фронтальный опрос, беседа

39

Н.Г.Чернышевский

Злободневное и вечное в романе «Что делать»



Работа с критической литературой

Текущий

фронтальный опрос, беседа

40

Н.А.Некрасов

Н.А.Некрасов-поэт «мести и печали»



Устные сообщения

Текущий

фронтальный опрос

41

Основные темы и идеи лирики Некрасова



Конспект

Текущий

Опрос, выразительное чтение

42

Жанр, композиция, фольклорные мотивы в поэме «Кому на Руси жить хорошо»



Выборочный анализ эпизодов

Текущий

Фронтальный опрос

43

Душа народа русского…



Развернутый ответ на вопрос

Текущий

Опрос

44

Народ в споре о счастье



Работа с критической литературой

Текущий

Устный опрос

45

Идейный смысл рассказов о грешниках



Комментированное чтение

Текущий

Устный опрос


Композиционное значение и смысл названия главы «Пир на весь мир»





46

Образ Гриши Добросклонова и его идейно-композиционное звучание



Работа с критической литературой

Текущий

Устный опрос

47

Сочинение-рассуждение по поэме «Кому на Руси жить хорошо»



Работа с критической литературой

Текущий

Сочинение-рассуждение


48

Ф.И.Тютчева Основные темы и идеи лирики. Лирика природы.



Выразительное чтение, анализ

Текущий

Опрос, беседа, выразительное чтение

49

Философская лирика Ф.И.Тютчева.



Выразительное чтение, анализ

Текущий

Опрос, беседа, выразительное чтение

50

Любовная лирика Ф.И.Тютчева.



Выразительное чтение, анализ

Текущий

Опрос, выразительное чтение

51

А.А.Фет

«Стихи пленительные Фета» (А.Жемчужников)



Выразительное чтение, анализ

Текущий

Опрос

52

Русская природа в лирике А.А.Фета



Выразительное чтение, анализ

Текущий

Опрос, выразительное чтение


53

Философские мотивы поэзии А.А.Фета



Выразительное чтение, анализ

Текущий

Опрос, выразительное чтение

54

Тема любви и образ возлюбленной в лирике А.А.Фета



Выразительное чтение, анализ

Текущий

Опрос, выразительное чтение

55

Сопоставительный анализ лирики Тютчева и Фета



Выразительное чтение, анализ

Текущий

Проверочная работа

56

Н.С.Лесков

Художественный мир произведений Н.С.Лескова



Выборочный анализ эпизодов

Текущий

Опрос

57

Одиссея Ивана Флягина в повести Н.С.Лескова «Очарованный странник»



Выборочный анализ эпизодов

Текущий

Опрос

58

Автор и рассказчик в повести «Очарованный странник»



Выборочный анализ эпизодов

Текущий

Опрос

59

Загадка женской души в повести Н.С.Лескова «Леди Макбет Мценского уезда»




Текущий

Опрос, беседа

60

Итоговый урок по творчеству Н.С.Лескова




Текущий

Проверочная работа


61

М.Е.Салтыков-Щедрин

«Я писатель, в этом мое призвание».

Художественный мир

М.Е.Салтыкова-Щедрина.



Конспект

Текущий

Лекция с элементами беседы

62

«Сказки для детей изрядного возраста» как вершинный жанр в творчестве С-Щедрина. Народ и самодержавие в сказках.




Текущий

Беседа

63

Народ и господствующие классы в сказках С-Щедрина




Текущий

Опрос

64

Развенчание обывательской психологии, рабского начала в человеке в сказке «Премудрый пискарь».




Текущий

Опрос

65

Историческая основа сюжета и проблематики «Истории одного города



Выборочный анализ эпизодов

Текущий

Опрос

66

Итоговый урок по творчеству М.Е.Салтыкова-Щедрина.




Текущий

Тестовые задания

67

А.К.Толстой

Жанрово-тематическое богатство творчества А.К.Толстого



Выразительное чтение, анализ

Текущий

Опрос, беседа

68

Тема России в лирике А.К.Толстого



Выборочный анализ эпизодов

Текущий

Опрос, выразительное чтение

69

Красота природы и природа красоты в лирике А.К.Толстого



Выразительное чтение, анализ

Текущий

Опрос, беседа, выразительное чтение

70

Образ поэта и тема вдохновения в лирике А.К.Толстого



Выразительное чтение, анализ

Текущий

Опрос, беседа, выразительное чтение

71

Сатирические темы и мотивы в поэзии А.К.Толстого



Выборочный анализ эпизодов

Текущий

Опрос, беседа, выразительное чтение

72

Проверочная работа по творчеству А.К.Толстого




Текущий

Проверочная работа

73

Л.Н.Толстой

По страницам великой жизни. Л.Н.Толстой - человек, мыслитель, писатель.




Текущий

Опрос, беседа

74

«Правда» войны в « Севастопольских рассказах» Л.Н.Толстого.



Выборочный анализ эпизодов

Текущий

Опрос, беседа

75

«Я старался писать историю народа». (Жанрово-тематическое своеобразие романа-эпопеи «Война и мир»)



Анализ эпизодов

Текущий

Опрос, беседа

76

«Вечер Анны Павловны был пущен…»(«Высший свет» в романе «Война и мир)



Анализ эпизодов

Текущий

Анализ эпизодов

77

Именины у Ростовых. Лысые Горы.



Выборочный анализ эпизодов

Текущий

Анализ эпизодов

78

Изображение войны 1805-1807гг. в романе. .Шенграбенское и Аустерлицкое сражения



Анализ эпизодов

Текущий

Сообщения

79

Поиск плодотворной общественной деятельности П.Безухова и А.Болконского.



Выборочный анализ эпизодов

Текущий

Опрос, беседа

80

Быт поместного дворянства и своеобразие внутренней жизни героев.



Анализ эпизодов

Текущий

Опрос, беседа

81

Война – «противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие».

Отечественная война 1812 г Философия войны в романе



Выборочный анализ эпизодов

Текущий

Опрос, беседа

82

Изображение войны 1812 г.



Анализ эпизодов

Текущий

Опрос, беседа

83

«Нет величия там, где нет простоты, добра и правды».(Образы Кутузова и Наполеона)



Выборочный анализ эпизодов

Текущий

Заполнение таблицы

84

«Дубина народной войны поднялась…»(Картины партизанской войны в романе)



Анализ эпизодов

Текущий

Опрос, беседа

85

«Мысль народная» в романе.




Текущий

Опрос, беседа

86

Решение главной мысли: предназначении человека(т.2 и эпилог).



Выборочный анализ эпизодов

Текущий

Проверочная работа

87

В чем секрет обаяния Наташи Ростовой?



Выборочный анализ эпизодов

Текущий

Проверочная работа

88

Нравственные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова



Характеристика героев

Текущий

Опрос, беседа, заполнение таблицы

89

«Мысль семейная» в романе




Текущий

Опрос, беседа

90

Сочинение по творчеству Л.Н.Толстого.




Текущий

Сочинение

91

Ф.М.Достоевский

Художественный мир Ф.М.Достоевского



Выборочный анализ эпизодов

Текущий

Лекция с элементами беседы

92

История создания социально-психологического романа «Преступление и наказание». Образ Петербурга и средства воссоздания его в романе




Текущий

Опрос, беседа

93

Мир «униженных и оскорбленных» и бунт личности против жестоких законов социума.



Выборочный анализ эпизодов

Текущий

Опрос, беседа

94

Теория Раскольникова о праве сильной личности и идейные «двойники» героя.




Текущий

Опрос, беседа

95

Семья Мармеладовых. «Правда» Сони Мармеладовой.



Выборочный анализ эпизодов

Текущий

Опрос, беседа

96

Возрождение души Раскольникова



Развернутый ответ на вопрос

Текущий

Опрос, беседа, тестовые задания

97

Сочинение- рассуждение по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».




Текущий

Сочинение


98

А.П.Чехов

Тайна личности А.П.Чехова

Тема гибели человеческой души в рассказах «Ионыч», «Палата №6»



Выборочный анализ эпизодов

Текущий

Опрос, беседа

99

Образы «футлярных» людей в чеховских рассказах



Развернутый ответ на вопрос

Текущий

Опрос, беседа

100

Новаторство Чехова-драматурга. История создания, особенности сюжета и конфликта пьесы «Вишнёвый сад».



Анализ эпизодов

Текущий

Опрос, беседа

101

Система образов. Тема прошлого, настоящего и будущего России в пьесе «Вишнёвый сад».



Выборочный анализ эпизодов

Текущий

Опрос, беседа

102

Итоговая контрольная работа




Итоговый

Тестовые задания

103

Вот и стали мы на год взрослей (резерв)




Итоговый

Творческие работы























Материально-техническое обеспечение учебного процесса


    • Сахаров В.И., Зинин С.А. Литература 19 века. 10 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений: В 2-х ч. – М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2009.

    • Русские писатели. Библиографический словарь. – М.: Школа – Пресс, 1990.

    • Тесты. 10 класс. – М.: «Экзамен», 2007.

    • Фадеева Т.М. Дидактические материалы по литературе. 10 класс.- М.: «Экзамен», 2007.

    • Тимофеев Л.И., Тураев С.В. Краткий словарь литературоведческих терминов. – М.: Просвещение, 1978.

  • Золотарева И.В., Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе. – М.: Вако, 2007.

  • Литература в школе. Научно-методический журнал.

  • Петрович В.Г., Петрович Н.М. Дидактический материал для учителя. – Саратов: Лицей, 2006.

  • Петрович Н.М., Петрович В.Г. Литературные викторины. – М.: Просвещение, 2000.

  • Русские писатели. Библиографический словарь. – М.: Школа – Пресс, 1990.

  • Электронная хрестоматия по русской литературе DirektMEDIA.








































24



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Рабочая программа по литературе УМК В.И.Сахаров, С.А.Зинин

Автор: Кравцова Виктория Александровна

Дата: 11.05.2016

Номер свидетельства: 325518


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства