Настоящая рабочая программа по литературе для 8 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования и реализуется на базе программы доктора филологических наук, профессора И. Н. Сухих для 5 – 9 классов общеобразовательных. Рабочая программа по литературе для 5—9 составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) и Требований к результатам основного общего образования, представленных в ФГОС. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом для базового уровня.
Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям человечества.
Содержание и формы учебного процесса определяются Государственными образовательными стандартами, реализующимися в Федеральных примерных программах для образовательных учреждений РФ. На изучение литературы в 8 классе отводится 68учебных часа; в неделю 2 урока.
3 триместр – 22 часа.
• дифференцированная.
1. Уроки изучения нового материала:
2. Уроки совершенствования знаний, умений и навыков:
3. Уроки обобщения и систематизации:
4. Уроки контроля знаний, умений и навыков:
Контроль знаний, умений и навыков при изучении литературы является важной составной частью процесса обучения. В соответствии с формами контроля обученности
В соответствии с образовательной программой школы использован следующий учебно-методический комплекс:
УМК рекомендован Министерством образования РФ и входит в федеральный перечень учебников на 2014-2015 учебный год. Комплект реализует федеральный компонент ФГОС среднего общего образования по курсу «Русский язык».
№ | Тема урока | Тип урока | Элементы содержания основные понятия урока | Виды деятельности | Формы контроля | Практическая работа | Наглядность ИКТ | Планируемая дата урока | Дата фактического проведения |
I триместр |
1 | Вводный урок. Вечные темы в искусстве. | Вводный урок | Знать о литературных родах. Текст. Художественный мир. Интерпретация произведения. «Родовой древо» литературы. Литературные жанры. Сформировать представления о времени, отображённом в произведении, времени создания этого художественного текста | Вступительное слово учителя Беседа с составлением тезисного плана Работа со схемой: «Литература в контексте времени» (восстановление пропущенных элементов) | Вводный контроль | Сопоставительный анализ отрывков из произведений авторов разных эпох | CD «КиМ» Схема | | |
2 | О любви — в лирике Любовь как победа возвышенного чувства в произведениях разных авторов | Урок изучения нового материала | Знать понятие поэтического образа и его значении; многозначность поэтического образа на примере стихотворений Уметь проводить сопоставительный анализ поэтических текстов разных авторов и эпох | Опрос по теории литературы Литературно- художественная и аналитическая деятельность Анализ текста. Выразительное чтение. Сопоставление близ- ких по теме произведений разных авторов. Выводы (письменно) | Текущий контроль | Анализ поэтического текста | Презентация | | |
3. 4. | Любовная лирика Предвозрождения и Возрождения. Данте Алигьери, Петрарка «Земля и небо…», «Её глаза на звёзды не похожи. | Комбинированный | Сонет. Образ возлюбленной в сонетах. Вечные темы Уметь проводить сопоставительный анализ поэтических текстов разных авторов и эпох | Лекция «Италия эпохи Возрождения» Сообщение о биографиях; рассказ учителя о лирике средневековых поэтов и поэтов эпохи Возрождения. Сравнительный анализ стихотворений Традиции Предвозрождения в поэзии Петрарки и их преодо- ление (на примере сравнения с сонетом Данте). Ответы на вопросы | Текущий контроль | Практикум по анализу поэтического текста | Интернет –ресурс Презентация Итальянская живопись Ренессанса. | 11.09 | |
5. | Сонеты Шекспира, воспевающие любовь земную и земную возлюбленную. | Комбинированный | Принципиальный отказ поэта от традиционных приемов создания образа возлюбленной, ироническая перекличка с сонетами Петрарки. Усиление конкретности образа. Уметь проводить сопоставительный анализ поэтических текстов разных авторов и эпох | Сообщение о биографии Шекспире Анализ поэтического текста (У. Шекспир. Сонет «Ее глаза на звезды не похожи…») Выразительное чтение Отзыв о переводе. Сравнение переводов. Сравнительный анализ стихотворений Сравнение музыкальных интерпретаций одного стихотворения. Отзывы о музыкальных интерпретациях стихотворений. Иллюстрирование стихотворений. | Текущий контроль | Практикум по анализу поэтического текста | Интернет – ресурс Презентация | 14. 09 | |
6. | Вводная контрольная работа № 1 | Урок контроля знаний | Выявление уровня литературного развития учащихся. Уметь выполнять тестовые контрольные задания, применять знания | Тестирование | Административный контроль | Выполнение заданий | Контрольно – измерительные материалы | | |
7. | Одухотворенность и чистота чувства любви в ст. А. С. Пушкина «Мадона» | Комбинированный урок | Знать: Смысл названия стихотворения. Основное настроение стихотворения. Роль художественных деталей в создании настроения. | Беседа: Событие в биографии поэта как основа создания произведения. Сопоставление близких по теме произведений разных авторов. Мелодекламация Связь стихотворения с другими видами искусства. | Текущий контроль | Практикум по анализу поэтического текста | Интернет – ресурс Презентация | | |
8. 9. | Поэтические диалоги о любви А. С. Пушкин «Я вас любил…» М. Ю. Лермонтов.«Я не унижусь пред тобою…» А. С. Пушкин «Сожженное письмо» Н. А. Некрасов «Горящие письма» Пушкин «Я помню чудное мгновенье…» А. А. Блок «О доблестях, о подвигах, о славе…» | Комбинированный урок | Знать основные мотивы лирики, роль художественных деталей, адресаты стихотворений. Уметь проводить сопоставительный анализ поэтических текстов разных авторов и эпох | Беседа: Прощание с любовью как одна из вариаций темы любви Сопоставительный анализ стихотворений Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Блока Чтение наизусть | Текущий контроль | Практикум по анализу поэтического текста | Интернет – ресурс Презентация | | |
10. | Самостоятельная работа Анализ одного из стихотворений | Урок развития речи | Уметь подбирать аргументы, формулировать выводы, отражать в письменной форме | Анализ поэтического текста | Текущий контроль | Составление развернутого письменного высказывания | Тексты стихотворений | | |
11. | О любви — в эпосе Тема любви как нравственного испытания человека | Урок изучения нового материала | Знать: эпос как род литературы Возможности эпических жанров в раскрытии темы любви и проблем окружающего мира. Автор и его герои в эпическом произведении, способы выражения авторского отношения и авторской позиции. Уметь выявлять сквозные темы и ключевые проблемы | Доклады, сообщения Составление тезисного плана статьи учебника Беседа Ответы на вопросы | Текущий контроль | Составление литературной статьи | | | |
12. | Ермолай-Еразм «Повесть о Петре и Февронии Муромских» Нравственный облик героев древнерусской литературы Проверочная работа | Комбинированный урок | Знать определения понятий: «летопись» «житие»; изображение человека в произведениях древнерусской литературы; историю «Повести» Уметь объяснять смысл понятия «духовная литература», раскрывать идейно-художественное своеобразие произведения через образ главного героя; проводить анализ «Повести»; сравнивать «Житие ...» с былинами, фольклорной лирикой, обрядовой народной поэзией | Доклады, сообщения Составление тезисного плана статьи учебника Комментированное чтение отрывков Самостоятельная работа и работа со словарями: сформулировать и записать определение жития как жанра древнерусской литературы Проверочная работа по древнерусской литературе (по материалам домашнего задания) | Тематический контроль | Формулирование литеретуроведческого понятия | Презентация «Русские святые» Медиаприложение «Житие русских святых» Словари Интернет - ресурс | | |
13. | А. С. Пушкин в работе над «Капитанской дочкой» | Интегрированный урок | Знать: творческую историю романа «Капитанская дочка»; понимать, чем был вызван интерес Пушкина к эпохе Екатерины II Уметь определять тематику романа, сопоставлять художественный текст с историческим трудом писателя, объяснять отношение народа, дворян и автора к предводителю восстания по «Истории Пугачева» | Лекция учителя «Творческая история повести «Капитанская дочка», составление тезисного плана Сообщение и параллельная работа с дополнительным материалом по карте, отображающей перемещение войск Пугачева Аналитическая беседа о целях крестьянской войны Самостоятельная работа по статье учебника: ответ на вопрос, чем был вызван интерес Пушкина к фигуре Пугачева? Практическая работа (в группах) по отрывкам из текста «Истории Пугачевского бунта» и «Капитанской дочке» Пушкина. Ответы на вопросы | Текущий контроль | Сопоставительный анализ литературного произведения и исторического факта | Презентация Интерактивная карта Раздаточный материал (контурные карты) | | |
14. | Проблема нравственного выбора в повести «Капитанская дочка» (главы I – V). | Комбинированный урок | Знать особенности жанра, роль эпиграфов, истоки формирования характера Петра Гринева Уметь выделять сцены, рисующие формирование личности рассказчика до «неожиданных происшествий» | Лекция «Жанровые особенности «Капитанской дочки» Самостоятельная работа: формулирование литературоведческого понятия эпиграфа и проверка результатов по словарю. Практическая работа (в группах): сравните эпиграф с содержанием главы. Ответ на вопрос: как эпиграф влияет на понимание смысла главы? Беседа на восприятие текста Анализ эпизодов художественного текста в сопоставлении с произведением Ц. И. Фонвизина (урок Петруши и урок Митрофанушки), заполнение таблицы | Текущий контроль | Практикум: сопоставление героев разных произведений | Презентация DVD- фрагменты к/ф «Капитанская дочка» Словарь Интернет - ресурс | | |
15. | Изображение народной войны и ее вождя (главы VI – IX) | Комбинированный урок | Знать отношение автора к проблеме народного восстания, как к «бунту, бессмысленному и беспощадному», масштаб и сложность личности Пугачева, роль Пугачева в жизни героя; Уметь объяснять, как изображен восставший народ в романе, оценивать сложность и противоречивость человеческого облика Пугачева, мотив превращения в создании образа Пугачёва, пришедший из фольклора | Историческая справка о личности Е. Пугачева Составление портретной характеристики Пугачева (устное словесное рисование), сравнение с иллюстрациями, изображающими Пугачева Практическая работа (в группах): анализ эпизодов «Три встречи Пугачева и Гринева» Ответ на вопрос: какую роль в жизни героя сыграл Пугачев? Анализ эпизода «Падение Белогорской крепости» Беседа проблемного характера о сложности и противоречивости человеческого облика Пугачева. Самостоятельная работа: прослушать песню о Пугачеве. Каково отношение к Пугачеву в народе? Письменно: каково отношение Пушкина к проблеме народного восстания, как к «бунту, бессмысленному и беспощадному»? | Текущий контроль | Практикум: сопоставительный анализ героя фольклора и художественного произведения | Презентация DVD- фрагменты к/ф «Капитанская дочка» | | |
16. | Тема чести и бесчестия в романе Пушкина Гринев и Швабрин (главы X - XIV) | Комбинированный урок | Знать отношение автора и рассказчика к вечным ценностям, какую роль в произведениях Пушкина играет тема «чести». Уметь давать сравнительную характеристику героям | Лекция «Тема «чести» в произведениях Пушкина», составление тезисного плана. Беседа. Составление таблицы: «Сравнительный анализ Гринева и Швабрина» Практическая работа (в группах): проанализируйте эпизоды, определяющие характер взаимоотношений героев. Ответ на вопрос: Чем руководствуются герои при выборе пути выхода из жизненной ситуации? Письменно: каково авторское отношение к проблеме чести в произведении? Как способствует пониманию проблематики произведения? | Текущий контроль | Сопоставительный анализ героев | Презентация DVD- фрагменты к/ф «Капитанская дочка» | | |
17. | Герои в борьбе за счастье. Образ Маши Мироновой | Комбинированный урок | Знать смысл названия романа, почему роман называют поэтическим завещанием Пушкина, место обычного человека в великих исторических событиях; Уметь анализировать текст, оценивая непрерывную цепь испытаний чести героев и человеческой порядочности | Лекция «Роман «Капитанская дочка» в оценке современников» Практическая работа (в группах): определение принципов романтизма и реализма в романе. Ответ на вопрос: какое место в творчестве Пушкина занимает роман? Составление портретной характеристики героини (устное словесное рисование) Пересказ эпизода: «Маша Миронова у императрицы» Ответ на вопрос: какие качества личности Маши Мироновой проявляются в этом эпизоде? Аналитическая беседа. Составление таблицы: «Любимые героини А. С. Пушкина: Татьяна Ларина, Маша Троекурова, Маша Миронова» Ответ на вопрос: почему каждую из героинь можно считать пушкинским идеалом? Письменный ответ на вопрос: Какую эволюцию проходят герои к финалу произведения? Что позволяет героям преодолеть все жизненные испытания? | Текущий контроль | Сравнительный анализ художественных мотивов разных произведений | Презентация DVD- фрагменты к/ф «Капитанская дочка» | | |
18. | Сочинение № 1 по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» | Урок развития речи | Уметь подбирать аргументы, формулировать выводы, отражать в письменной форме Соблюдение орфографических и пунктуационных норм | Домашнее сочинений | Тематический контроль | Составление развернутого письменного высказывания | Текст | | |
19. | Любовь как испытание человека (по повести И. С. Тургенева «Ася») | Комбинированный урок | Знать: Роль пейзажей и музыки в создании образов героев и выражении их настроения и чувств. Особенности худо- жественной детали у Тургенева. Авторское отношение к героям | Сообщения : Линц — место действия повести «Ася». Анализ текста. Письменный анализ эпизода «Свидание господина Н. Н. с Асей». Подбор репродукций картин для иллстрирования повести. Прослушивание и анализ музыкальных произведений, звучащих в повести Сравнительный анализ с повестью И. Куприна «Гранатовый браслет» | Текущий контроль | Сравнительный анализ художественных мотивов разных произведений | Презентация «Полина Виардо. История любви И. С. Тургенева» | | |
20. | Скрытый конфликт в рассказах И. Бунина «Темные аллеи», «Холодная осень» | Урок изучения нового материала | Знать: Своеобразие их художественной формы. Скрытый конфликт. Роль деталей. Образы героев. Смысл названия рассказа. Композиция произведения. Художественная идея рассказов. | Анализ текста. Создание киносценария по рассказу «Темные аллеи». Подбор музыки к эпизодам рассказа «Холодная осень». Сопоставление рассказов. Сопоставление характеров Н. Н. из повести Тургенева «Ася» и Николая Алексеевича из рассказа «Темные аллеи». Отзыв об одном из фильмов по рассказу «Темные аллеи» (В. Богачев, 1991 г., И. Зайцев, 2004 г.) и по фильму Л. Цуцульковского «Посвящение в любовь» | Текущий конфликт | Составление рецензии на к/ф или спектакль | DVD – фрагменты к/ф «Темные аллеи» (В. Богачев, 1991 г., И. Зайцев, 2004 г.), к/ф Л. Цуцульковского «Посвящение в любовь» | | |
21. | Контрольная триместровая работа № 2. Сочинение на литературную или культурологическую тему | Урок развития речи | Уметь подбирать аргументы, формулировать выводы, отражать в письменной форме Соблюдение орфографических и пунктуационных норм | Сочинение- рассуждение на основе высказывания одного из героев «Всякая любовь — великое счастье, даже если она не разделена…»(по рассказам И. Тургенева, И. Бунина, А. Куприна) | Административный контроль контроль | Составление развернутого письменного высказывания | | | |
22. | О любви – в драме Раскрытие темы любви в драме
| Урок изучения нового материала | Знать специфику драматического рода литературы и раскрытие темы любви в драме. | Сообщения Основатели русского театра. Лекция учителя Составление конспекта статьи учебника Ответы на вопросы | Текущий контроль | Анализ драматического произведения | Презентация «Русское оперное искусство» | | |
23. | А. Н. Островский — драматург. История создания пьесы «Снегурочка». | Урок изучения нового материала | Знать проблемы, волнующие автора, и проблемы, с которыми сталкиваются его персонажи. Конфликт в пьесе и его участники. Развитие конфликта и его разрешение. | Составление словаря устаревших слов. Сопоставление образов персонажей в опере и пьесе А. Н. Островского. Анализ декораций к пьесе Анализ критических отзывов о пьесе Островского. Сочинение «Все живое должно любить», «Уроки Островского», «Что может рассказать о человеке история его любви?» | Текущий контроль | Сравнительный анализ образов персонажей. | CD –фрагменты оперы Н. А. Римского- Корсакова «Снегурочка» | | |
24. | Пьеса- сказка «Снегурочка», ее фольклорные корни и современное звучание. | Комбинированный урок | Уметь составлять рассуждение по критическому отзыву с аргументированной формулировкой позиции автора и своей собственной позиции | Текущий контроль | Составление развернутого письменного высказывания | Презентация «Снегурочка в изображении В. М. Васнецова, М. А. Врубеля и Н. К. Рериха» | | |
II триместр |
25. | О Родине – в лирике.
Тема Родины как вечная тема в искусстве.
| Урок изучения нового материала | Образы- символы Родины. Своеобразие отношения к Родине русских поэтов Уметь составлять план, тезисы, конспект Уметь соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой
| Лекция Конспектирование Самостоятельная работа по статье учебника: составление литературоведческой статьи по опорному плану Практическая работа с отрывками из текстов произведений разных эпох, доказательство (устно) Сопоставление стихотворения С. А. Есенина «Русь» и картины А. М. Васнецова «Родина». Сопоставление стихотворения Рубцова «Звезда полей» и ро- манса «Гори, гори, моя звезда». Сравнение интерпретаций романса разными исполнителями (О. Погудиным, И. Козлов ским, Б. Штоколовым). | Текущий контроль | Сопоставительный анализ текстов разных авторов Составление развернутого устного высказывания | CD «КиМ» Презентация Опорная схема | | |
26. | Тема Родины в лирике А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова Анализ ст. М. Ю. Лермонтова «Родина» | Комбинированный урок | «Странная любовь» к Родине в стихотворении. Композиция (изменение авторской точки зрения) и ее роль в раскрытии автор- ского отношения к России. Знать художественные средства создания образов в лирическом стихотворении. Уметь выбирать выразительные средства языка. | Лекция Анализ и интерпретация стихотворений по плану. Выразительное чтение. Сопоставление стихотворений разных авторов на одну тему. Аналитическая работа со стихотворениями А. С. Пушкина («Деревня» и Лермонтова): антитеза и ее значение в стихотворении. | Текущий контроль | Анализ поэтического текста | Презентация CD КиМ | | |
27. | Все краски бытия в лирике Ф. И. Тютчева и А. Фета. | Урок – практикум | Знать: Основные мотивы лирики поэта: Родина, природа, любовь Сопоставление мира природы и духовного мира человека Тема природы и любви в лирике Тютчева и Фета Уметь анализировать и давать толкование стихотворению. | Лекция Анализ стихотворений разной тематической направленности | Текущий контроль | Анализ поэтического текста | Презентация CD КиМ | | |
28. | Гражданские мотивы лирики Н. А. Некрасова. Некрасов о назначении поэта и поэзии. Проверочная работа | Урок изучения нового материала | Знать: Жизнь и творчество Н .А. Некрасова; поэма «Саша»: сопоставление идеи стихотворения и поэмы Уметь анализировать и давать толкование стихотворениям. | Экскурсия в музей – квартиру Н. А. Некрасова Сопоставительный анализ произведений разных лет, аналитическая беседа Комментированное чтение фрагментов, анализ системы образов поэмы «Сашка». Лирическая трактовка стихотворения «Душно! без счастья и воли…» Практическая работа (в группах): особенности трактовки образа поэта у Пушкина и Некрасова Проверочная работа: развернутый ответ на вопрос проблемного характера | Текущий контроль | Сопоставительный анализ поэтической трактовки темы творчества разных авторов Составление развернутого письменного высказывания | Презентация CD КиМ | | |
29. | Александр Блок – поэт переломной эпохи. Цикл «На поле Куликовом»: образ Родины | Урок изучения нового материала Комбинированный урок | Александр Блок – поэт переломной эпохи. Стихотворения цикла «На поле Куликовом»: тема родины в творчестве А.Блока | Сообщения, доклады Анализ стихотворного текста Практическая работа: идейные и художественные особенности стихотворений цикла «На поле Куликовом». Кем ощущает себя лирический герой? Самостоятельная работа: сформулировать особенность выражения темы Родины в лирике Блока. Составление литературной статьи | Текущий контроль | Анализ поэтического текста | Презентация CD КиМ | | |
30. | Сочинение по № 2 по лирике Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, А. Блока | Уроки развития речи | Составление развернутого письменного высказывания проблемного характера Соблюдение орфографических и пунктуационных норм | Классное сочинение | Тематический контроль | Составление развернутого письменного высказывания | Текст | | |
31. | О Родине — в эпосе Образ России в «Путешествии из Петербурга в Москву».А. Н. Радищева | Урок изучения нового материала | Знать понятие литературного направления. Классицизм. История создания произведения и судьба его автора. Основная идея произведения. Особенности композиции и языка. | Лекция: Анализ текста. Выразительное чтение Анализ текста. Подбор заголовков к частям рассказа. Со- поставление эпических произведений о Родине, созданных в разное время («Путешествие из Петербурга в Москву» А. Н. Радищева и «Матренин двор» А. И. Солженицына). От- зыв о плакате «Родина- мать зовет». Создание или описание проекта плаката на одну из злободневных тем | Текущий контроль | Анализ фрагментов прозаического текста | Презентация CD КиМ | | |
32. | Автобиографическая проза И. С. Шмелева «Лето Господне» обзорное изучение | Урок изучения нового материала | История создания произведения. Автор — герой — рассказчик в «Лете Господнем». Образы Сергея Ивановича Шмелева и Горкина. Дом и Город в про- изведении. Особенности художественного времени и пространства. | Поиск материала о христианских праздниках, описанных в произведении. Создание устных словесных портретов героев и описаний интерьера. Сравнение баллады В. А. Жуковского «Светлана» и главы «Святки» из повести И. С. Шмелева. Сопоставление главы «Крестный ход (Донская)» из повести И. С. Шмелева и картины И. Е. Репина «Крестный ход на Пасху». Сравнение образов отца Вани и подрядчика из стихотворения Н. А. Некрасова «Железная дорога». Сопоставление повестей Л. Н. Толстого «Детство», А. Н. Толстого «Детство Никиты», М. Горького «Детство» и И. С. Шмелева «Лето Го- сподне» (характеры главных героев, семейные отношения, социальная среда, жизненные ценности) | Текущий контроль | Анализ прозаического текста | Презентация CD КиМ | | |
33. | А.Т.Твардовский. Поэма «Василий Теркин». Замысел и история создания поэмы. Жанровое и идейно-композиционное своеобразие | Урок изучения нового материала | Личность и творчество А.Т.Твардовского История создания поэмы Замысел поэмы и характеристика ее главного героя | Опрос Сообщения, доклады Комментированное чтение Выразительное чтение | Текущий контроль | Анализ текста поэтического произведения | Презентация Аудиофонотека CD – песни военных лет | | |
34. | «Теркин – кто же он такой?». Трагические, героические и комические сцены в поэме А.Т.Твардовского «Василий Теркин» | Комбинированный урок | Характеристика главного героя. Трагическое и комическое в поэме. | Опрос Сообщения, доклады Комментированное чтение Выразительное чтение Работа с текстом Работа в группах | Текущий контроль | Анализ текста поэтического произведения | Презентация Аудиофонотека CD – песни военных лет | | |
35. | Автор и герой в поэме А.Т.Твардовского «Василий Теркин» | Комбинированный урок | Вся правда о войне. Лирические отступления и пейзажные зарисовки в поэме. | Анализ поэтического текста (анализ 3-й и последней глав «От автора») | Текущий контроль | Анализ текста поэтического произведения | Презентация | | |
36. | Красота души человека в рассказе М. А. Шолохова «Судьба человека» | Комбинированный урок | Война и судьба человека. Тема войны в русской литературе. История создания рассказа «Судьба человека».Этапы жизненного пути героя; истоки мужества Андрея Соколова | Опрос Сообщения, доклады Комментированное чтение Ответы на вопросы Устное словесное рисование | Текущий контроль | Составление портрета литературного героя | Мультимедиапроектор Фонотека DVD – фрагменты к/ф | | |
37. | Сочинение № 3 по произведениям о войне | Уроки развития речи | Уметь подбирать аргументы, формулировать выводы, отражать в письменной форме Соблюдение орфографических и пунктуационных норм
Соблюдение орфографических и пунктуационных норм | Классное сочинение | Тематический контроль | Составление развернутого письменного высказывания | Текст | | |
38. | Страх и страшное в жизни человека. Гете и русский романтизм | Интегрированный урок | Знать понятие литературного направления. Романтизм.
Два «Лесных царя»: И.В.Гете и В. А. Жуковского. Раскрыть философское содержание, идею и художественные особенности баллады В. А. Жуковского | Сообщения о Гете Самостоятельная работа и работа со словарями: сформулировать и записать определение жанра баллады. Работа в группах: сравнить понятия «Эпоха Романтизма», «Романтизм как направление в литературе», «Романтизм как творческий метод», записать выводы Сопоставительный анализ баллады Жуковского (1818г.) с немецким оригиналом – балладой Гёте, с балладой Григорьева (1850г.), а также музыкальным воплощением баллады; показать роль музыки в восприятии художественного текста | Текущий контроль | Сопоставительный анализ литературного текста и музыкального произведения | Презентация Аудио – запись: Шуберт «Лесной царь» Интернет - ресурс | | |
39. | О страшном и страхе — в лиро- эпических произведениях. В. А. Жуковский. «Светлана» | Урок изучения нового материала | Баллада как лироэпический жанр. История создания «Светланы». Оригинальная баллада В. А. Жуковского и ее фольклорные традиции. Страшное в балладе. Образы- символы. Метр, ритм, особенности рифмовки в балладе «Светлана». | Лекция «Жуковский – основоположник русского романтизма», составление тезисного плана. Работа с лит. вед. Понятиями. Анализ текста. Выразительное чтение. Поиск информации в Интернете о святочных гаданиях. Сопоставление баллад В. А. Жуковского «Светлана» и «Людмила» по теме и художественной идее. Анализ иллюстрации К. П. Брюллова «Гадающая Светлана» Беседа: победа оптимистического мировосприятия над мистицизмом. | Текущий контроль | Анализ поэтического текста | Мультимедиапроектор Фонотека DVD – фрагменты к/ф | | |
40. | Романтические мотивы сборника «Повести Белкина» А. С. Пушкина. А. С. Пушкин «Гробовщик» | Урок изучения нового материала | История создания повести. Роль эпиграфа. Образ гробовщика Адрияна Прохорова и художественные средства его создания. Композиция . Мотивы и лейтмотивы в произведении. Художественная роль цвета. Образы жизни и смерти. | Анализ текста. Составление плана повести. Письменный анализ сна Адрияна Прохорова. Сравнение иллюстраций В. Бубновой и В. Милашевского. Подбор своих иллюстраций к повести при помощи интернет- ресурсов. Сочинение «Юмор против уныния» | Текущий контроль | Практикум: анализ фрагмента текста | Интернет - ресурс | | |
41. | Э.По «Падение дома Ашеров». «Подводное течение смысла» (Э. По) в рассказе | Урок внеклассного чтения | Знать: Реальное и фантастическое в литературном произведении; странности в доме Ашеров; занятия друзей; кульминация и развязка рассказа Уметь составлять характеристику главного героя | Сообщения Работа с текстом произведения Составление характеристики психологического состояния героя с использованием цитат из текста Аналитическая беседа | Текущий контроль | Практикум: анализ фрагмента текста | Интернет - ресурс | | |
42. | Об обманах и искушениях — в драме, лирике, эпосе Ж. Б. Мольер «Тартюф» «Мещанин во дворянстве» | Урок изучения нового материала | Проблематика комедий Мольера Композиция пьесы и ее конфликт. Современность образа Тартюфа. Сатира Мольера и ее объекты. Мастерство Мольера- комедиографа. Художественная идея произведения. | Литературно- художественная и аналитическая деятель- ность Анализ текста. Сочинение «Несколько способов распознать ханжу и лицемера». Анализ высказываний критиков о Мо- льере, подбор цитат для аргументации своей точки зрения. Инсценирование одного из явлений комедии. Сопоставление своих представлений о героях «Тартюфа» с образами, соз- данными в одноименном кинофильме Я. Фрида. Сравнение интерпретации образов и сюжета пьесы в спектакле А. Эфроса и кинофильме Я. Фрида. Сравнение кинофильма Я. Фрида с французской киноверсией комедии. Отзыв о кинофильме или об одной из театральных постановок пьесы «Тартюф». Сопоставление комедий «Тартюф» и «Мизантроп». Сочинения «Можно ли назвать образ Тартюфа символическим?», «Тартюф — тип или характер?», «Все это было бы смешно, когдабы не было так грустно» | Текущий контроль | Практикум по работе с драматическим произведением | CD «КиМ» Презентация DVD: отрывки из телеспектакля И к/ф CD - фонотека | | |
43. 44. 45. | Д. И. Фонвизин «Недоросль» как комедия классицизма. Идеал нравственного человека в пьесе Проблема воспитания в комедии | Комбинированный урок Урок - практикум | Знать автора, факты его жизни и творческой деятельности, его место в развитии драматургии и театра; историю создания пьесы и ее сценическую судьбу, действующих лиц, сюжет комедии; Уметь обосновывать основную идею пьесы на основе анализа текста и подтекста, объяснять основной конфликт, находить в пьесе черты классицизма (единство места, времени, действия, «говорящие» фамилии, резкое разграничение героев на «положительных» и «отрицательных») | Фронтальный опрос Сообщения: историческая справка о Д.И.Фонвизине и его времени Аналитическая беседа Ответить на вопросы проблемного характера: почему новая русская литература началась, по словам В.Г. Белинского, «с сатир - плода осеннего, а не с од -плода весеннего»? Комментированное чтение эпизодов Аналитическая беседа на восприятие произведения Анализ образов героев (составления таблицы) Практическая работа: составление тезисов литературоведческой статьи «Недоросль» как произведение классицизма Письменно: Почему для Пушкина Д.И. Фонвизин - «из перерусских русский» и «сатиры смелый властелин»? | Текущий контроль | Практикум по работе с драматическим произведением | CD «КиМ» Презентация DVD: отрывки из телеспектакля Фрагменты д/ф о жизни Фонвизина CD - фонотека | | |
46. | Контрольная (триместровая) работа № 3 | Урок контроля знаний | Выявление уровня литературного развития учащихся. Уметь выполнять тестовые контрольные задания, применять знания, полученные за курс | Тестирование | Административный контроль | Выполнение заданий | Кнтрольно – измерительные материалы | | |
III триместр |
47. 48. | Сочинение № 4 по комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» | Уроки развития речи | Уметь составлять развернутого письменного высказывания проблемного характера Соблюдать орфографические и пунктуационные нормы | Классное сочинение | Тематический контроль | Составление развернутого письменного высказывания | Текст | | |
49. | Н. В. Гоголь – писатель-сатирик. Идейный замысел и особенности композиции комедии «Ревизор».
| Урок изучения нового материала | Творческая биография Н. В. Гоголя; повторение теории литературы: драматургия как род литературы, жанры драматургии, история создания комедии «Ревизор»; конфликт комедии. | Лекция «Традиции русской драматургии», составление тезисного плана Самостоятельная работа: формулирование литературоведческого понятия, проверка по словарю Сообщения о истории создания «Ревизора» и ее постановках Практическая работа (в группах): сравнить комедию Д. И. Фонвизина «Недоросль» и «Ревизор» Гоголя, определить общие черты и различие. Докажите, что Гоголь является продолжателем традиций Фонвизина | Текущий контроль | Составление развернутого высказывания | Презентация CD КиМ Интернет – ресурс Словари | | |
50. | Разоблачение нравственных и социальных пороков чиновничества (1, 4 -е действие) | Комбинированный урок | Знать жизненные цели и стремления чиновников Уметь составлять портретные характеристики, определять смысл фамилий | Чтение по ролям 1 действия Аналитическая беседа Практическая работа (в группах): составить портретные характеристики чиновников, сравнить рекомендациями по игре актеров Гоголя. Ответы на проблемные вопросы: какое значение для понимания смысла комедии имеет 1 действие? Как Гоголь изменяет традиции театра? | Текущий контроль | Анализ явления | Презентация CD КиМ | | |
51. | Хлестаков и «хлестаковщина» (2, 3-е действия) | Комбинированный урок | Хлестаков и Осип; Хлестаков и городничий; Хлестаков в «богоугодных заведениях»; Хлестаков в доме городничего; кульминация комедии | Лекция «Мастерство Н. В. Гоголя в создании образа Хлестакова» Сообщение о актерах – исполнителях роли Хлестакова Практическая работа (в группах): сравнить поведение, настроение и характер взаимоотношений Хлестакова с другими персонажами в разных сценах комедии. Ответ на вопрос: Какие черты Хлестакова проявляются наиболее рельефно? Выразительное чтение монолога Хлестакова (3 действие) Какое место в композиции пьесы занимает? Письменно: кого можно назвать положительным героем пьесы? | Текущий контроль | Составление характеристики персонажа | CD КиМ Презентация DVD – фрагменты к/ф «Инкогнито из Петербурга» и телеспектакля «Ревизор» | | |
52. | Финал комедии и его идейно-композиционное значение. (4-е действие) | Комбинированный урок | Знать, какое место в композиции занимает финал пьесы, «немая» сцена Понимать смысл эпиграфа комедии | Составление тезисного плана статьи учебника Литературная викторина Выразительное чтение финальной сцены пьесы Устное словесное рисование: какой я вижу «немую» сцену Ответы на вопросы проблемного характера: в чем смысл финальной сцены? Почему Гоголь прибегает к эффекту «отсутствия четвертой стены»? Почему ревизор остается внесценическим персонажем? Письменно: почему Гоголь воспринял успех комедии как поражение? | Текущий контроль | Составление развернутого высказывания | CD КиМ | | |
53. 54. | Сочинение № 5 по комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» | Урок развития речи | Составление развернутого письменного высказывания проблемного характера Соблюдение орфографических и пунктуационных норм | Домашнее сочинение о | Тематический контроль | Составление развернутого письменного высказывания | Текст | | |
55. | Об обманах и искушениях — в эпосе А. С. Пушкин. «Пиковая Дама» | Урок изучения нового материала | Идея как живая сила, способная подчинить себе человека. Наполеоновская тема. Выбор средств достижения цели как зеркало, отражающее внутренний мир героя. Мистическое и реалистическое в повести. | Анализ текста. Сопоставление иллюстраций к повести. Письменный анализ эпизода «Германн у графини». Сравнение образов Германна и графини в повести А. С. Пушкина и опере П. И. Чайковского. Выявление режиссерских акцентов и анализ образа повество- вателя в кинофильме И. Масленникова «Пиковая Дама» Беседа: Германн как романтический герой, помешанный на одной идее — обогащении. | Текущий контроль | Анализ текста художественного произведения Составление развернутого письменного высказывания | Презентация CD КиМ | | |
56. | «Петербургские повести» Гоголя. Повесть Н. В. Гоголя «Портрет». Проблема ответственности человека за свою судьбу | Урок внеклассного чтения | «Петербургские повести» Н.В.Гоголя. Тема Петербурга в русской литературе XIX века; тематика повести «Портрет» | Сопоставление образов персонажей повести. Выявление связей между персонажами и собственная интерпретация повести. Сочинение- рассуждение «Внутренняя жизнь худож- ника Чарткова». Сопоставление повестей «Портрет» и «Пи- ковая Дама» (художественная идея, образы главных героев, стиль авторов). Сравнение художественного смысла повести Н. В. Гоголя и картины А. А. Иванова «Явление Христа на- роду». Сравнение портрета и его роли в повести Н. В. Гоголя и в романе О. Уайльда «Портрет Дориана Грея» | Текущий контроль | Анализ текста художественного произведения Составление развернутого письменного высказывания | Презентация CD КиМ | | |
57. | Сатирические образы М. Е. Салтыкова – Щедрина.
| Комбинированный урок | Тематика, проблематика, жанровое своеобразие сказок Салтыкова – Щедрина. | Сопоставительная характеристика героев одного и разных произведений; сопоставительный анализ произведений разных авторов | Текущий контроль | Анализ текста художественного произведения Составление развернутого письменного высказывания | Презентация CD КиМ | | |
58. | Сочинение-рассуждение № 6 на литературную или культурологическую тему | Урок развития речи | Составление развернутого письменного высказывания проблемного характера Соблюдение орфографических и пунктуационных норм | Классное сочинение | Тематический контроль | Составление развернутого письменного высказывания | Текст | | |
59 | О нравственном выборе и милосердии как основных темах литературыМигель де Сервантес Сааведра. Идеалы и реальная жизнь писателя Дон Кихот как вечный образ. | Урок изучения нового материала Комбинированный урок | Знать: Эпоха Возрождения и ее особенности; Испания на рубеже XVI – XVII веков; биография М. Сервантеса; о романе «Дон Кихот», о судьбе М.Сервантеса – писателя-гуманиста Уметь формулировать высказывание относительно собственного отношения к герою; делать выводы | Доклады, сообщения Составление тезисного плана статьи учебника Анализ глав романа; выявление отношения автора к герою. Беседа: Дон Кихот: мудрец или безумец? Письменный ответ на вопрос проблемного характера | Текущий контроль | Составление развернутого письменного высказывания | Презентация об исторической обстановке в Испании на рубеже XVI-XVII веков | | |
60. 61. | Поэма М. Ю. Лермонтова «Мцыри». Образ главного героя. Проверочная работа | Комбинированные уроки | Знать факты жизни и творчества поэта, связанные с Кавказом, историю создания поэмы, ее сюжет, понимать тему и идею произведения Уметь выявлять структурные особенности поэмы, объяснять связь эпиграфа с темой и идеей, роль монолога в раскрытии внутреннего мира героя; определять роль сцены схватки с барсом в понимании идеи поэмы. | Лекция, составление тезисного плана Беседа на восприятие текста Устное словесное рисование - описание утра (гл.11), романтические пейзажи (гл.6) Работа с живописью: установление ассоциативных связей с произведениями живописи (Врубель «Демон», иллюстрации худ. Л.О. Пастернака «Исповедь Мцыри» (1891), И. С. Глазунова «Мцыри у окна монастырского храма» (1964) Анализ эпизодов (бегство из монастыря, встреча с грузинкой, бой с барсом), сравнение пейзажей в гл.11 и гл.22 Составление композиционного плана поэмы | Текущий контроль | Анализ поэтического произведения | Интернет – ресурсы Мультимедиа проектор | | |
62. | А. С. Пушкин. Повесть «Станционный смотритель». Нравственные проблемы повести | Урок внеклассного чтения | Знать историю Самсона Вырина и его дочери. Уметь рассуждать о библейских мотивах в мировой культуре, определять роль художественной детали в создании образа героя | Лекция «Тема «блудных детей» в мировой культуре» Аналитическая беседа по прочитанному произведению, сравнение произведения Пушкина с библейской притчей Комментированное чтение: описание дома станционного смотрителя Ответы на вопросы проблемного характера | Текущий контроль | Сопоставительный анализ произведений живописи и литературы, раскрывающих одну тему | Презентация DVD- фрагменты к/ф «Станционный смотритель» | | |
63. | Тема «маленького человека» в повести Н. В. Гоголя «Шинель» | Практикум | История создания повести «Шинель», трактовка сюжета услышанного анекдота; отношение автора и читателя к герою повести; служба героя и неизбывная нужда; история новой шинели;; трансформация образа главного героя | Лекция «Гоголь и Пушкин», составление тезисного плана Беседа на восприятие текста Выразительное чтение эпизода Самостоятельная работа: анализ отрывка из статьи Н. Г. Чернышевского «Не начало ли перемен?» Смысл высказывания Достоевского: «Все мы вышли из гоголевской шинели» Смысл высказывания на гоголевском камне на могиле Булгакова «Мастер, прикрой меня своей шинелью!» Практическая работа ( в группах): как тема «маленького человека» развивается в произведениях разных авторов? | Текущий контроль | Анализ статьи критической литературы Составление письменного высказывания
| Презентация CD КиМ DVD – фрагмент к/ф «Шинель» | | |
64. | Нравственная проблематика произведений Ф. М. Достоевского («Униженные и оскорбленные», «Мальчик у Христа на елке») | Комбинированный урок | Нравственная проблематика произведения. Милосердие как основа жизни. Утверждение общечеловеческих истин. Роль художественной детали в произведениях Достоевского. | Поиск названий к частям романа «Униженные и оскорбленные» и к главам в одной из частей. Письменный анализ одного образа. Создание или описание серии иллюстраций «Петербург Ф. М. Достоевского». лестнице», Сравнение конфликтов между Самсоном Выриным и Дуней в повести Пушкина «Станционный смотритель» и между Ихменевым и Наташей в романе Достоевского. Сравнение образа Петербурга в повести Гоголя «Шинель» и в романе Достоевского | Текущий контроль | Составление характеристики персонажа | Презентация CD КиМ | | |
65 | Л. Н. Толстой «После бала» | Комбинированный урок | Вечные темы русской литературы | Лекция, беседа Анализ прозаического произведения Беседа на восприятие текста Анализ текста Самостоятельная работа: ответы на вопросы проблемного характера. | Текущий контроль | Анализ текста художественного произведения | Мультимедиапроектор Фонотека | | |
66. | «Маленькая трилогия» А.П.Чехова. Что же мешает человеку быть человеком? | Урок – беседа Комбинированный урок | «Эпоха безвременья» Характеристика главного героя: слабость и сила позиции Беликова, гибель героя («Человек в футляре») Рассказ «Крыжовник»: идея «мельчание» мечты. Рассказ «О любви»: проникновение «футлярности» в сферу чувств человека | Сопоставительный анализ произведений; тема, идея произведения; сквозные персонажи; композиция. Работа с текстом | Текущий контроль | Составление характеристики персонажа | Презентация CD КиМ | | |
67. | Фантастика и реальность в повести М.А. Булгакова «Собачье сердце» | Комбинированный урок | О судьбе и творчестве М.А.Булгакова и общественно-политической ситуацией в России Советской эпохи; История создания повестей «Роковые яйца» и «Собачье сердце» Протест М.А.Булгакова против социальных экспериментов. | Постановка проблемного вопроса, лекция Конспектирование Индивидуальные сообщения Комментированное чтение фрагментов Работа с цитатами; сопоставительный анализ характеристик разных персонажей | Текущий контроль | Анализ текста художественного произведения | Презентация Мультимедиапроектор Аудиофонотека | | |
68. | Итоговая контрольная работа № 4 | Урок контроля знаний | Выявление уровня литературного развития учащихся. Уметь выполнять тестовые контрольные задания, применять знания, полученные за курс | Тестирование | Административный контроль | Выполнение заданий | Контрольно – измерительные материалы | | |
I. Выяснение круга и направленности чтения.
1. Домашнее сочинение или подготовленный рассказ на тему: «Библиотека, о которой я мечтаю». Такой рассказ должен включать в себя представления о том, что есть библиотека, как она составляется, какую роль играет в жизни человека; умение рассказать о конкретных книгах, их судьбе. Он должен показать уровень читательской культуры, направленность и качество чтения.
2. Анкета.
• Какие произведения из не вошедших в школьную программу вы могли бы предложить, чтобы дополнить представление о героях разных времен?
II. Выяснение качества чтения.
Учащиеся читают рассказ А. Чехова «Крыжовник» и отвечают на вопросы.
• Как автор относится к Ивану Ивановичу? Какие детали позволяют нам об этом судить?
• Какое значение имеет то, что «Крыжовник» — «рассказ в рассказе»? Как связаны между собой рассказ Ивана Ивановича и его «обрамление»?
• Почему встреча с братом изменила взгляды Ивана Ивановича на жизнь? В чем смысл жизни для каждого из братьев?
• Какое значение приобретает слово «добрый» в рассказе о Николае Ивановиче («добрый человек», «добрые дела», «добрая улыбка»)?
• Какую иллюстрацию вы нарисовали бы к рассказу? Опишите ее.
• Сопоставьте рассказ с записью из записных книжек Чехова.
«Заглавие: Крыжовник. X. служит в департаменте, страшно скуп, копит деньги. Мечта: женится, купит имение, будет спать на солнышке, пить на зеленой травке, есть свои щи.
Прошло 25, 40, 45 лет. Уж он отказался от женитьбы, мечтает об имении.
Наконец 60. Читает многообещающие, соблазнительные объявления о сотнях, десятинах, рощах, реках, прудах, мельницах. Отставка. Покупает через комиссионера именьишко на пруде... Обходит свой сад и чувствует, что чего-то недостает. Останавливается на мысли, что недостает крыжовника, посылает в питомник. Через 2—3 года, когда у него рак желудка и подходит смерть, ему подают на тарелке его крыжовник. Он поглядел равнодушно... А в соседней комнате уже хозяйничала грудастая племянница, крикливая особа. (Посадил крыж. осенью, зимою слег и уже не вставал. Глядя на тарелку с крыж.: вот все, что дала мне в конце концов жизнь.) Он — сын разорившихся помещиков, часто вспоминает детство, проведенное в деревне».
Что изменилось по сравнению с первоначальным замыслом? Как это повлияло на смысл произведения?
III. Выявление теоретико-литературных знаний.
1. Ученикам предлагается самостоятельно ознакомиться со следующими стихотворениями (названия произведений при этом не указываются):
И в мрачных пропастях земли.
А. С. Пушкин.
19 октября 1827 года.
Ты переводчик, я читатель.
Ты усыпитель — я зеватель.
А. Дельвиг
Тот в чине будет волком.
В. Жуковский. Эпиграмма
Школьники должны самостоятельно определить жанр каждого стихотворения и мотивировать ответы.
IV. Выявление литературно-творческих способностей и умений.
В каком жанре вы хотели бы рассказать о герое нашего времени и почему? Попробуйте осуществить свой замысел.
Сочинения — основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.
Ошибки в содержании сочинения показывают, что учащийся не овладел полностью умением составлять программу высказывания:
Обучающие работы неконтрольного характера оцениваются более строго, чем контрольные работы.
четкость, аккуратность, каллиграфическая правильность письма.
Если возможные ошибки были и учащиеся предупреждены в ходе работы, оценки «5» и «4» ставятся только в том случае, когда ученик не допустил ошибок или допустил, но исправил. При этом выбор одной из оценок при одинаковом уровне грамотности и содержания определяется степенью аккуратности записи, подчеркиваний и других особенностей оформления, а также наличием или отсутствием описок.
Самостоятельные работы, выполненные без предшествовавшего анализа возможных ошибок, оцениваются по нормам для контрольных работ соответствующего или близкого вида.
При проведении тестовых работ по литературе используются следующие критерии оценок: