Рабочая программа по литературе к учебнику В.Ф. Чертова. ФГОС, 5-9 класс
Рабочая программа по литературе к учебнику В.Ф. Чертова. ФГОС, 5-9 класс
Данная рабочая программа первого вида разработана на основе авторской печатной программы под редакцией В.Ф.Чертова. Программа разработана на пять лет (на все среднее звено 5-9 класс). Формулировки тем в точности соответствуют авторской программе. Рабочая программа соответствует Федеральным Стандартам нового поколения. В программу включены все необходимые структурные разделы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе к учебнику В.Ф. Чертова. ФГОС, 5-9 класс »
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ
Предлагаемая программа по литературе для основной школы составлена на основе фундаментального ядра содержании общего среднего образования, требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования второго поколения, и Примерной программы по литературе для основной школы. В ней также учитываются главные идеи и положения Программы развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования, преемственность с примерными программами дляначального общего образования.
Учебный процесс по рабочей программе обеспечивается линией УМК по литературе для 5-9 классов коллектива авторов под редакцией В.Ф.Чертова, выпускаемых издательством «Просвещение».
В программе предусмотрено развитие всех основных видов деятельности обучаемых, представленных в программах для начального общего образования. Однако содержание программы для основной школы имеет особенности, обусловленные, во-первых, предметным содержанием системы общего среднего образования, во-вторых, психологическими и возрастными особенностями обучаемых.
Программа включает шесть разделов: «Пояснительную записку» с требованиями к результатам обучения; содержание курса с перечнем разделов и указанием минимального числа часов, отводимых на их изучение; примерное тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности школьников; рекомендации по оснащению учебного процесса; рекомендуемые информационные ресурсы в сети Интернет; перечень образовательных экскурсий.
В «Пояснительной записке» раскрывается преемственная связь программы с важнейшими нормативными документами и содержанием программы для начального образования; даётся общая характеристика курса литературы, его места в базисном учебном плане. Особое внимание уделяется целям изучения курса литературы, его вкладу в решение образовательных и воспитательных педагогических задач в системе основного общего образования, а также результатам освоения программы по литературе на ступени основного общего образования.
Цели и образовательные результаты представлены на нескольких уровнях: метапредметном, личностном и предметном. В свою очередь, предметные результаты обозначены в соответствии с основными сферами человеческой деятельности: познавательной, ценностно-ориентационной, трудовой, физической, эстетической.
Раздел «Содержание курса» включает перечень изучаемого содержания с распределением по классам и указанием количества часов в каждом классе.
В разделе «Примерное тематическое планирование основного содержания курса „Литература. 5—9 классы’’ представлены темы курса с указанием количества учебных часов, отводимых на изучение каждой темы, дана характеристика основного содержания тем и основных видов деятельности ученика (науровне учебных действий).
Примерная программа также включает рекомендации поматериально-техническому оснащению учебного процесса, поиспользованию ресурсов Интернета, а также перечень объектов образовательных экскурсий.
ВКЛАД ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА»
В ДОСТИЖЕНИЕ ЦЕЛЕЙ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Литература как искусство словесного образа — особый способ познания жизни, художественная модель мира, обладающая такими важными отличиями от собственно научной картины бытия, как высокая степень эмоционального воздействия, метафоричность, многозначность, ассоциативность, незавершённость, предполагающие активное сотворчество воспринимающего.
Литература как один из ведущих гуманитарных учебных предметов в российской школе содействует формированию разносторонне развитой, гармоничной личности, воспитанию гражданина, патриота. Приобщение к гуманистическим ценностям культуры и развитие творческих способностей — необходимое условие становления человека эмоционально богатого и интеллектуально развитого, способного конструктивно и вместе с тем критически относиться к себе и к окружающему миру.
Общение школьника с произведениями искусства слова на уроках литературы необходимо не просто как факт знакомства с подлинными художественными ценностями, но и как необходимый опыт коммуникации, диалог с писателями (русскими и зарубежными, нашими современниками и представителями совсем другой исторической эпохи). Это приобщение к общечеловеческим ценностям бытия, а также к духовному опыту русского народа, нашедшему отражение в фольклоре и русской классической литературе как художественном явлении, вписанном в историю мировой культуры и обладающем несомненной национальной самобытностью. Знакомство с произведениями словесного искусства народов нашей страны расширяет представления учащихся о богатстве и многообразии художественной культуры, духовного и нравственного потенциала многонациональной России.
Художественная картина жизни, нарисованная в литературном произведении при помощи слов, языковых знаков, осваивается нами не только в чувственном восприятии (эмоционально), но и в интеллектуальном понимании (рационально). Литературу не случайно сопоставляют с философией, историей, психологией, называют «художественным исследованием», «человековедением», «учебником жизни».
Главными целями изучения предмета «Литература» являются:
- формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;
- развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся,необходимых для успешной социализации и самореализации личности;
- постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;
- поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;
- овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление собственных оценок и суждений по поводу прочитанного;
- овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать её, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет, и др.);
- использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.
Литература как учебный предмет обладает огромным воспитательным потенциалом, дающим учителю возможность не только развивать интеллектуальные способности, но и формировать ценностно-мировоззренческие ориентиры, которые позволят учащимся адекватно воспринимать проблематику произведений отечественной классики, т.е. включаться в диалог с писателем. Приобщение к «вечным» ценностям, исповедуемым литературной классикой, является одним из важнейшихнаправлений школьного литературного образования и способствует решению таких его важнейших целей, как:
воспитание духовно развитой личности, испытывающем потребность в саморазвитии и внутреннем обогащении, расширении культурного кругозора и реализации накопленного духовного опыта в общественной практике;
формирование гуманистического мировоззрения, базирующегося на понимании ценности человеческой личности, признании за нею права на свободное развитие и проявление ее творческих способностей;
формирование основ гражданского самосознания, ответственности за происходящее в обществе и мире, активной жизненной позиции;
воспитание чувства патриотизма, любви к Отечеству иего великой истории и культуре, а также уважения к истории и традициям других народов;
развитие нравственно-эстетического подхода к оценке явлений действительности, стремления к красоте человеческих взаимоотношений, высокие образцы которых представлены в произведениях отечественной классики;
приобщение к творческому труду, направленному на приобретение умений и навыков, необходимых для полноценного усвоения литературы как учебной дисциплины и вида искусства.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Как часть образовательной области «Филология» учебный предмет «Литература» тесно связан с предметом «Русский язык». Русская литература является одним из основных источником обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков, без которых невозможна социализация личности, раскрытие её потенциальных возможностей. Уместно вспомнить здесь известные слова Н. М. Карамзина: «Авторы помогают согражданам лучше мыслить и говорить». Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной русской речью.
Специфика учебного предмета «Литература» определяется тем, что он представляет собой единство словесного искусства и основ науки (литературоведения), которая изучает это искусство.
Предлагаемая программа литературного образования может использоваться как в обычных общеобразовательных учреждениях, так и в классах с углублённым изучением литературы, гимназиях и лицеях гуманитарного профиля.
Составители программы не стремились идти по уже привычному пути экстенсивного развития литературного образования, сопровождающегося простым увеличением числа изучаемых произведений и сведений по теории и истории литературы. В программе реализуется деятельностный подход, предполагающий овладение конкретными умениями и навыками, связаннымис чтением, анализом и интерпретацией художественного текста, а также практическое их использование в процессе создания собственных устных и письменных речевых высказываний, исследовательских и творческих работ, в различных сферах коммуникации и ситуациях общения.
Hа каждом этапе школьного курса литературы, помимо круга детально и разносторонне изучаемых литературных произведений, определяется также перечень основных видов деятельности, связанных с чтением, анализом и интерпретацией художественного текста, развитием устной и письменной речи учащихся, и необходимых теоретико-литературных и эстетическихкатегорий и понятий. Вцентре внимания при этом оказывается не столько овладение учащимися современным филологическим метаязыком (что, безусловно, может быть полезным для старшеклассников, уже избравших для себя гуманитарную сферу деятельности), сколько выработка умений и навыков практического анализа литературного произведения и их использование в разных сферах деятельности.
Отбор литературного материала и определение приёмов работы с ним осуществлялись в соответствии с требованиями нормативных документов, направляющих и регламентирующих деятельность учителя, а также с учётом возрастных особенностей и читательских предпочтений учащихся. Особо важной задачей изучения литературы авторы программы считают формирование у учащихся устойчивого интереса не только к чтениюи непосредственному восприятию литературных произведений (задача сама по себе весьма актуальная в настоящее время), но и к постижению их художественной специфики на основе филологического анализа (целостного или в заданном аспекте), а также к высказыванию собственных оценок и суждений по поводу прочитанного, представлению интерпретаций литературного произведения. Одним из непременных условий успешного осуществления самых разнообразных видов учебной деятельности является осознание учащимися осваиваемых ими на уроках литературы знаний и умений, личностно и общественно значимых и практически применимых в повседневной жизни.
Структура курса литературы определяется его целями и задачами, а также логикой освоения литературного материала и последовательностью формирования читательских умений и навыков анализа литературного произведения.
Курс литературы в 5—8 классах строится на основе сочетания концентрического, историко-хронологического и проблемно-тематического принципов, в 9—11 классах допускается возможность изучения линейного курса на историко-литературной основе, дополненного обзорами историко-литературного, теоретико-литературного, проблемно-тематического характера. Программа литературного образования в общеобразовательных учреждениях не может (и не должна) ставить перед собой задачи систематического изучения истории русской литературы (это специальная задача высшей школы). Школьники знакомятсялишь с вершинными явлениями отечественной и мировой литературы, творчеством крупнейших представителей отдельных литературных эпох, доминантами литературного процесса.
Обращение к вопросам, связанным с литературным процессом (направление, стиль), на уроках литературы в 7—8 классах диктуется в первую очередь задачами анализа отдельного литературного произведения, особенностей его идейно-эмоционального содержания и художественной формы, который вне многообразных связей произведения с литературным процессом будет в значительной мере обеднённым, неполным, как и всякий анализ художественного текста вне контекста (исторического, биографического, культурного). В 9—11 классах более подробно рассматриваются (с опорой на ранее изученное и с разной степенью углубления в классах разного профиля) вопросы о литературных направлениях, течениях и школах, особенностях стиля писателя, традициях и новаторстве, литературной жизни эпохи, литературной полемике и др.
Для каждого класса формулируются ключевые теоретико-литературные проблемы, задающие основные направления работы с художественным текстом, диктующие выбор аспектов анализа и видов деятельности по освоению литературных произведений и сведений по теории и истории литературы:
5 класс — художественный образ в литературе;
6 класс — образ человека в литературном произведении;
7 класс — сюжет как метафора жизни;
8 класс — художественный мир; литературные жанры;
9 класс — художественный мир; направление; композиция.
В соответствии с избранной логикой построения курса литературы перед каждым классом ставятся конкретные практические задачи, связанные с целенаправленным поэтапным овладением учащимися необходимыми знаниями и умениями, перечень которых представлен в нормативных документах.
В 5 классе осуществляется переход от начального литературного образования (уроков литературного чтения в начальной школе) к систематическому курсу литературы. Пятиклассники уже имеют определённый запас читательских впечатлений, они читали и обсуждали фольклорные и литературные произведения. Представления о литературе как искусстве словесного образа, средствах создания образа в фольклоре и литературе формируются у учащихся и на новом для них литературном материале, и на основе предшествующего читательского опыта. Пятиклассники знакомятся с произведениями самых разных жанров, эпических, лирических и драматических (в программе 5 класса, как и в программах начальной школы, преобладают народные и литературные сказки, небольшие рассказы, басни и лирические стихотворения), а также с их историей, отдельными формальными признаками. Подробно рассматриваются жанры басни, литературной сказки и рассказа. Основное внимание уделяется специфическим признакам художественного текста, выявлению видов художественных образов и рассмотрению средств их создания.
Основные виды деятельности — работа над техникой чтения и его выразительностью, составление плана, аннотации, отзыва о литературном произведении, пересказы разного типа, устные и письменные ответы на вопросы, связанные с анализом произведения в заданном аспекте, а также с художественными образами в других видах искусства и с использованием словесных образов в разных ситуациях общения.
В 6 классе представления учащихся об искусстве словесного образа обогащаются путём обращения к образу литературного персонажа и анализу средств его создания в произведениях разных жанров и эпох. Шестиклассники учатся, в частности, выявлять черты национального характера в персонажах фольклора (героический эпос) и древнерусской (житийной) литеpатуры, определять функции персонажа в конфликте и сюжете произведения, сопоставлять идейно-нравственные позиции разных персонажей, позиции героя и автора, позицию героя и собственную позицию.
Основные виды деятельности — устные и письменные характеристики персонажа (особое внимание уделяется анализу портрета и речевой характеристики) и сопоставительная характеристика героев, составление словаря героев античной и славянской мифологии, фольклора, обсуждение вопросов об использовании этих образов в литературных произведениях и об особой значимости в нашем повседневном общении «прецедентных имён», «вечных» образов, отразивших представления о добре и зле, мужестве, красоте и т.п. На примере работы над сочинением о персонаже литературного произведения учащиеся получают начальные представления о сочинении на литературную тему, учатся составлять его план, подбирать цитаты, работать с черновиком.
В 7 классе в центре внимания — сюжет литературного произведения, анализ образа события в эпических, драматических и лирических произведениях. В программе этого класса большие место отводится произведениям с напряжённым сюжетом, неожиданными сюжетными ходами, что соответствует возрастным особенностям учащихся — в частности их интересу к реальнойоснове произведения (историческому или биографическому протособытию), классике фантастической и детективной литературы.
Основные виды деятельности — сочинения, связанные с анализом сюжета, конфликта и эпизода (кульминационного, финального) в литературном произведении, сочинении на нравственно-философские темы, предполагающие оценкусобытия, а также рецензии на самостоятельно прочитанные литературные произведения или их художественные интерпретации (иллюстрации, театральные постановки, экранизации).
В 8 классе вводится понятие художественного мира литературного произведения (писателя), преимущественное внимание обращается на средства выражения авторской позиции, смысл заглавия, эпиграфы. Обобщаются полученные в предыдущих классах представления о литературном роде и литературных жанрах. Произведения анализируются с учётом их жанровой специфики (соотношения с жанровой традицией, влияния других жанров). Восьмиклассники обогащают свои представления о жанре жития. В процессе изучения произведений русской литературы XVIII века формируются начальные представления о литературном направлении (классицизм, сентиментализм), рассматриваются отдельные черты направления и стиля в литературном произведении.
Основные виды деятельности — сочинения, посвящённые анализу художественного мира произведения в одном из аспектов (тематика, проблематика, сюжет, конфликт, композиция, образная система, авторская позиции и т. д.), сочинения на нравственно-философские и публицистические темы с использованием литературного материала, подготовка стилизаций в жанре оды, послания, эпиграммы, а также устных сообщений о писателе с привлечением дополнительной литературы, ресурсов Интернета.
В 9 классе содержание и структура программы, а такжекруг формируемых умений и навыков определяются особым местом данного класса в системе литературного образования. Во-первых, это завершающий основное общее образование этап, поэтому здесь целесообразны обобщения, систематизация, повторение и закрепление полученных ранее знаний, умений и навыков. Во-вторых, на данном этапе литературною образования усиливается исторический аспект изучения, литературные произведения рассматриваются в контексте определённой исторической и литературной эпохи (первая половина XIX века), анализируются такие вершинные явления русской классической литературы, как «Слово о полку Игореве», «Горе от ума» А. С. Грибоедова, «Евгений Онегин» А. С. Пушкина, «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова, «Мёртвые души» Н. В. Гоголя. Здесь закрепляются навыки анализа произведения в единстве формы и содержания, в аспекте литературного направления, жанра и композиции.
Основные виды деятельности — сочинения, связанные не только с анализом литературного произведения в заданном аспекте (жанр, композиция, язык, проблематика и т. д.), но и посвящённые целостному анализу небольшого по объёму эпического или лирического произведения. Важное место в системе письменных работ отводится также сочинениям по «сквозным» темам в литературе, сочинениям-эссе на нравственно-философские и публицистические темы, рецензиям на самостоятельно прочитанные произведения (с обязательным цитированием и с использованием приемов сопоставительного анализа), конспектированию литературно- критической статьи.
Своеобразную завершённость курсу литературы в основной школе придают обзорные темы «Образ Пушкина в русской литературе», «Лермонтовские образы и мотивы в поэзии русского модернизма», «Гуманистическая традиция в русской литературе» и «Традиции смеховой культуры в русской литературе», предполагающие обращение к произведениям русской литералы XIX - XX веков.
Помимо традиционных (монографических) тем, составляющих ядро программы, для каждого класса выделены специальные уроки-обзоры. Эти уроки предоставляют учителю и учащимся свободу выбора произведений для чтения и анализа, предполагают знакомство школьников с произведениями определенного жанра, сходными по тематике, проблематике, образной системе, времени создания и т.д. Особенно важна роль таких уроков в старших классах. Если в основной школе уроки-обзоры направлены, прежде всего, на расширение круга чтения школьников, их знакомство с памятниками мировой и отечественной литературы, то в старших классах цель этих уроков - систематизировать представления учащихся о литературном процессе. Для уроков-обзоров отбирались, как правило, небольшие по объёму произведения, способные вызвать у школьников интерес близкой им тематикой, острыми проблемами, динамичным сюжетом, необычной художественной формой. Обращение к таким произведениям поможет осуществлять углублённый филологический анализ помещённых в программе художественных текстов, в том числе исследовать интертекстуальные связи произведения, проводить сопоставительный анализ произведений на завершающем этапе литературного образования.
Особое место в учебном курсе отводится урокам-практикумам, включённым в программу в системной последовательности и посвящённым освоению и закреплению наиболее важных читательских умений и навыков: выразительного чтения как способа интерпретации художественного текста, филологического анализа литературного произведения (целостного и в заданном аспекте), построения самостоятельных устных и письменных высказываний, работы со справочной и критической литературой, применения полученных знаний и умений в различных сферах деятельности и ситуациях общения. Указанные уроки обладают относительной самостоятельностью, не связаны жёстко с изучением конкретных литературных произведений, поэтому привлекаемый для них материал может варьироваться (учителю предоставляется возможность выбора художественных текстов, объёма рассматриваемого материала и видов работы в зависимости от конкретных условий).
В рубрике «Теория литературы» указаны основные теоретические понятия, которые практически осваиваются (формируются, обогащаются, обобщаются) при изучении конкретной темы. Составители программы не стремились к существенному расширению круга терминов, однако включили отдельные теоретико-литературные и эстетические категории и понятия, без которых невозможно постижение идейно-эмоционального содержания и художественной формы произведения («трагическое», «комическое», «идеал», «аллюзия», «реминисценция» и др.). Рубрика «Развитие речи» представляет примерный перечень основных видов работы по развитию устной и письменной речи, а также возможных форм текущего и итогового контроля. В рубрике «Связь с другими видами искусства» рекомендуются произведения живописи, графики, архитектуры, скульптуры, музыки, театральные спектакли и кинофильмы, которые могут быть использованы на уроках литературы и во внеурочной работе с учащимися. Показателем результативности проведённой на уроках литературы работы является перенос полученных знаний, а также аналитических умений и навыков в самостоятельную читательскую практику. Специальная рубрика «Внеклассное чтение» поможет учителю организовать работу по закреплению сформированных на уроке умений и навыков, подготовке учащихся к урокам-обзорам и урокам-практикумам, осуществлять индивидуальный подход в обучении. Обозначенные в данной рубрике литературные произведения включаются в книги для внеклассного чтения.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА»
Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении предмета «Литература», являются:
- совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;
- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).
Метапредметные результаты изучения предмета «Литература» в основной школе проявляются в:
- умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
- овладении умениями самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать её, определять сферу своих интересов;
- умении работать с разными источниками информации, находить её, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
Предметные результаты выпускников основной школы состоят в следующем:
1) в познавательной сфере:
- понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, произведений древнерусской литературы, литературы XVIII века, произведений русских писателей XIX—XX веков, произведений литературы народов России и зарубежной литературы;
- понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
- умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
- определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);
- владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
2) в ценностно-ориентационной сфере:
- приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
- формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;
- собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
- понимание авторской позиции и своё отношение к ней;
3) в коммуникативной сфере:
- восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
- умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; умение вести диалог;
- написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;
4) в эстетической сфере:
- понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
- понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
МЕСТО КУРСА «ЛИТЕРАТУРА»
В БАЗИСНОМ УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации (вариант № 1) предусматривает обязательное изучение литературы на этапе основного общего образования в объёме 442 часов.
Из них:
в 5 классе — 102 часа,
в 6 классе — 102 часа,
в 7 классе — 68 часов,
в 8 классе — 68 часов,
в 9 классе — 102 часа
.Таблица тематического распределения количества часов:
Содержание
5 класс
6 класс
7 класс
8 класс
9 класс
Авторская программа
Рабочая программа
Авторская программа
Рабочая программа
Авторская программа
Рабочая программа
Авторская программа
Рабочая программа
Авторская программа
Рабочая программа
1
Вводные уроки
1
1
1
1
1
2
Мифология
3
2
3
Античная литература
2
2
4
Литература эпохи Средневековья
2
5
Литература Европейского Возрождения
2
6
«Героический эпос народов мира»
2
7
Русский фольклор
3
3
8
Литературная сказка
7
9
Древнерусская литература
2
2
1
4
5
10
«Духовная традиция в русской поэзии»
2
11
«Классические сюжеты в мировой литературе»
4
12
«Жанр басни в мировой литературе»
3
13
«Жанр баллады в зарубежной литературе»
4
14
Русская литература XVIII века
5
3
2
Г.Р.Державин
2
Д.И.Фонвизин
4
Н.М.Карамзин
3
15
Зарубежная литература XVIII в
3
4
Ж.-Б.Мольер
3
И.-В.Гете
2
16
«Жанр оды в мировой литературе»
2
17
Русская литература XIX века
38
28
28
27
77
И.А.Крылов
3
В.А.Жуковский
2
2
А.С.Грибоедов
10
А.С.Пушкин
6
6
4
7
21
«Поэты пушкинской поры»
2
«Образ Пушкина в русской литературе»
2
М.Ю.Лермонтов
3
3
3
4
15
«Лермонтовские образы и мотивы в поэзии русского модернизма»
2
А.В.Кольцов
2
Ф.И.Тютчев
1
1
А.А.Фет
2
1
Н.С.Лесков
4
Н.В.Гоголь
4
6
7
15
18
«Сны в художественной литературе»
2
19
«Жизнь души в произведениях русской литературы второй половины XIX века»
3
20
«Образ времени года в литературном произведении»
2
И.С.Тургенев
4
3
Н.А.Некрасов
2
2
М.Е.Салтыков - Щедрин
2
А.Н.Островский
2
Л.Н.Толстой
5
2
А.П.Чехов
2
3
3
21
«Образ Родины в русской поэзии»
3
22
«Литература нонсенса и абсурда»
3
23
«Автобиографические произведения русских писателей»
8
24
«Предметный мир литературного произведения»
1
25
Русская литература XX века
39
29
20
23
4
26
«Гуманистическая традиция в русской литературе XX века»
2
27
«Изображение исторических событий в художественной литературе»
3
М.Горький
3
И.А.Бунин
2
1
А.И.Куприн
2
2
А.А.Блок
2
2
В.В.Маяковский
2
1
А.А.Ахматова
1
С.А.Есенин
3
Н.М.Рубцов
2
Н.А.Заболоцкий
1
М.А.Булгаков
5
М.М.Пришвин
5
П.П.Бажов
2
28
«Образы детей в мировой литературе»
4
А.С.Грин
5
А.П.Платонов
2
С.Я.Маршак
2
А.Т.Твардовский
3
29
«Тема Великой Отечественной войны в русской литературе»
4
30
«Образы детей в военной поэзии и прозе»
5
В.П.Астафьев
3
В.Г.Распутин
6
М.А.Шолохов
5
В.М.Шукшин
2
А.И.Солженицын
3
31
«Образы животных в произведениях русских и зарубежных писателей»
6
32
«Жанр рассказа в мировой литературе»
6
33
«Жанр повести в русской литературе»
9
34
«Жанр песни в русской поэзии»
3
35
«Литературные жанры в зеркале пародии»
2
36
Традиция смеховой культуры в русской литературе»
2
37
Зарубежная литература
9
9
5
38
«Жанр новеллы в зарубежной литературе»
2
39
«Сюжет в детективных произведениях»
3
40
«Сюжет в фантастических произведениях»
4
Дж. Лондон
3
А. де Сент-Экзюпери
6
Э.Хемингуэй
2
41
«Форма сонета в мировой литературе»
2
42
«Художественный мир романтизма»
3
Всего:
105
102
105
102
70
68
70
68
105
102
Из них уроков-практикумов (Р/Р)
12
12
8
7
6
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
ПЯТЫЙ КЛАСС
(102 часа)
Разделы, темы
Количество часов
Авторская программа
Рабочая программа
1. Литература как искусство слова (вводный урок)
1 ч
2. Мифология
3 ч
3. Русский фольклор
3 ч
3.1 Русские пословицы из собрания В.И.Даля
3.2 Сказки
4. Литературная сказка
7 ч
4.1 Ш.Перро «Золушка»
(1ч)
4.2 Х.К.Андерсен «Снежная королева»
(1ч)
4.3 В.Ф.Одоевский «Городок в табакерке»
(1ч)
4.4 А.Погорельский «Черная курица, или Подземные жители»
(1ч)
4.5 В.М.Гаршин « Attalea Princeps»
(1ч)
4.6 Р.Киплинг «Маугли»
(1ч)
4.7 Аннотация(практикум)
(1ч)
5. Древнерусская литература. Повесть временных лет
2 ч
6. «Жанр басни в мировой литературе» (обзор)
3 ч
7. Русская литература XIX века
38 ч
7.1 И.А.Крылов. Басни
(3ч)
7.2 А.С.Пушкин. Стихотворения. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» Внеклассное чтение: И.А.Бунин «Няне», «Сказка о попе и работнике его Балде».
8.2 С.А.Есенин. Стихотворения. Внеклассное чтение: С.А.Есенин «Песнь о собаке»
(3ч)
8.3 П.П.Бажов. Сказ «Медной горы хозяйка».
Внеклассное чтение: П.П.Бажов «Синюшкин колодец»
(2ч)
8.4 «Образы детей в мировой литературе» (обзор): В.Гюго «Отверженные», Ч.Диккенс «Оливер Твист», М.Твен «Приключения Тома Сойера», О.Генри «Вождь краснокожих»
(4ч)
8.5 А.С.Грин. Повесть «Алые паруса».
Внеклассное чтение: А.С.Грин «Зеленая лампа»
(5ч)
8.6 А.П.Платонов. Рассказ «Неизвестный цветок». Внеклассное чтение: А.П.Платонов «Цветок на земле»
(2ч)
8.7 «Проза и поэзия как формы художественной речи» (практикум)
(2ч)
8.8 С.Я.Маршак. Пьеса-сказка Двенадцать месяцев»
(2ч)
8.9 «Монолог и диалог как средства создания художественного образа» (практикум)
(3ч)
8.10 «Образы детей в военной поэзии и прозе» (обзор): А.Т.Твардовский «Рассказ танкиста», В.П.Катаев «Сын полка».
(5ч)
8.11 В.П.Астафьев. Рассказ «Васюткино озеро». Внеклассное чтение: В.П.Астафьев «Удар сокола»
(3ч)
8.12 «Образы животных в произведениях русских и зарубежных писателей» (обзор): Дж.Лондон «Белый клык», Э.Сетон-Томпсон «Королевская аналостанка», Ю.П.Астафьев «Жизнь Трезора»
(6ч)
9. «Жанр рассказа в мировой литературе» (обзор)
6 ч
9.1 А.П.Чехов «Хирургия»
(1ч)
9.2 А.Конан Дойль «Камень Мазарини»
(1ч)
9.3 М.М.Зощенко «Галоша»
(1ч)
9.4 Р.Брэдбери «Все лето в один день»
(1ч)
9.5 «Тема и идея литературного произведения» (практикум)
2. Древнерусская литература. «Поучение» Владимира Мономаха.
1 ч
3. «Классические сюжеты в мировой литературе» (обзор)
4 ч
3.1 М. де Сервантес. Роман «Дон Кихот».
Внеклассное чтение: М.Твен «Янки из Коннектитута при дворе короля Артура», А.С.Пушкин «Жил на свете рыцарь бедный…»
(2ч)
3.2 У.Шекспир. Трагедия «Ромео и Джульетта».
Внеклассное чтение: У.Шекспир «Двенадцатая ночь, или Что угодно»
(2ч)
4. Русская литература XVIII века.
5 ч
4.1 Д.И.Фонвизин. Комедия «Недоросль»
(4ч)
4.2 «Характеристика конфликта и способов его разрешения в литературном произведении» (практикум)
(1ч)
5. Русская литература XIX века.
28 ч
5.1 А.С.Пушкин. Стихотворения. Повесть «Станционный смотритель». Внеклассное чтение: «Притча о блудном сыне» (Лук. 15, 11-32), А.С.Пушкин «Метель»
(4ч)
5.2 М.Ю.Лермонтов. Стихотворения. Поэма «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Внеклассное чтение: М.Ю.Лермонтов «Боярин Орша»
(3ч)
5.3 «Характеристика сюжета литературного произведения» (практикум)
(1ч)
5.4 Н.В.Гоголь. Повесть «Тарас Бульба».
Внеклассное чтение: Н.В.Гоголь «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем»
7.3 «Сюжет в фантастических произведениях» (обзор): Дж.Р.Р.Толкин «Хоббит, или Туда и обратно», А.Азимов «Поющий колокольчик», Р.Шекли «Страж-птица»
(4ч)
Всего:
70
68
ВОСЬМОЙ КЛАСС
(68 часов)
Разделы, темы
Количество часов
Авторская программа
Рабочая программа
1. «Художественный мир литературного произведения» (обзор)
1 ч
2. Древнерусская литература
4 ч
2.1 «Житие Сергия Радонежского». Внеклассное чтение: В.О.Ключевский. Значение преподобного Сергия для русского народа и государства. В.Г.Распутин. Ближний свет издалека.
(1ч)
2.2 «Духовная традиция в русской поэзии» (обзор)
(2ч)
2.3 «Сочинение-эссе на литературную тему» (практикум)
(1ч)
3. Зарубежная литература XVII века.
Ж.-Б. Мольер «Мещанин во дворянстве»
3 ч
4. Русская литература XVII века.
Н.М.Карамзин «Бедная Лиза»
3 ч
5. Русская литература XIX века.
27 ч
5.1 А.С.Пушкин. Роман «Капитанская дочка».
Внеклассное чтение: А.С.Пушкин «Пиковая дама»
(7ч)
5.2 «Анализ проблематики литературного произведения» (практикум)
(1ч)
5.3 М.Ю.Лермонтов. Стихотворения. Поэма «Мцыри»
Внеклассное чтение: Дж. Байрон «Корсар», М.Ю.Лермонтов «Боярин Орша».
(4ч)
5.4 Н.В.Гоголь. Комедия «Ревизор».
Внеклассное чтение: Н.В.Гоголь «Женитьба»
(7ч)
5.5 «Сны в художественной литературе» (обзор): В.Г.Бенедиктов «Сон», И.А.Гончаров «Сон Обломова» (из романа «Обломов»), Н.Г.Чернышевский «Четвертый сон Веры Павловны» (из романа «Что делать?»), Ф.М.Достоевский «Сон Раскольникова» (из романа «Преступление и наказание»), Д.С.Мережковский «Сон».
(2ч)
5.6 «Эпиграф в литературном произведении» (практикум)
(1ч)
5.7 А.Н.Островский. «Снегурочка», «Свои люди – сочтемся».
(2ч)
5.8 Л.Н.Толстой «После бала», «Утро помещика».
(2ч)
5.9 «Предметный мир литературного произведения» (обзор): Г.Р.Державин «Приглашение к обеду», А.А.Бестужев-Марлинский «Часы и зеркало», Н.В.Гоголь «Старосветские помещики», И.С.Шмелев «Лето Господне» (фрагменты)
(1ч)
6. Русская литература XX века.
23 ч
6.1 М.Горький. Рассказ «Челкаш». Внеклассное чтение: М.Горький «Песня о Буревестнике», «Песня о Соколе», «Старуха Изергиль».
6.6 «Тема Великой Отечественной войны в русской литературе» (обзор): А.А.Сурков «Бьется в тесной печурке огонь…», Д.С.Самойлов «Сороковые», Е.А.Евтушенко «Хотят ли русские войны…», В.С.Высоцкий «Он не вернулся из боя», В.Л.Кондратьев «Сашка».
(4ч)
6.7 А.И.Солженицын «Матренин двор», «Иван Калита»
(3ч)
6.8 «Сочинение об образе социальной группы» (практикум)
(2ч)
7. Зарубежная литература XX века.
5 ч
7.1 Э.Хемингуэй. Повесть «Старик и море».
(2ч)
7.2 «Анализ жанрового своеобразия литературного произведения» (практикум)
(1ч)
7.3 «Форма сонета в мировой литературе» (обзор)
(2ч)
8. «Литературные жанры в зеркале пародии» (обзор): В.А.Жуковский «Война мышей и лягушек», Козьма Прутков «Помещик и садовник», «Путник», «современна русская песнь», Д.Д.Минаев «Поэт понимает, как плачут цветы…», А.П.Чехов «Летающие острова».
2 ч
Всего:
70
68
ДЕВЯТЫЙ КЛАСС
(102 часа)
Разделы, темы
Количество часов
Авторская программа
Рабочая программа
1. Художественный мир литературного произведения, направление.
1 ч
2. Литература эпохи античности.
2ч
2.1 «Древнегреческая литература» (обзор)
(1ч)
2.2 «Римская литература» (обзор)
(1ч)
3. Литература эпохи Средневековья
Данте Алигьери «Божественная комедия» (фрагменты)
2 ч
4. Древнерусская литература.
5 ч
4.1 «Слово о полку Игореве». Внеклассное чтение: «Слово о погибели русской земли», «Задонщина» (фрагменты)
(4ч)
4.2 «Работа над рефератом по литературе» (практикум)
(1ч)
5. Литература европейского Возрождения.
У.Шекспир «Гамлет» (фрагменты), «Отелло»
2 ч
6. Зарубежная литература XVII-XVIII веков.
4 ч
6.1 И.-В.Гете «Фауст» (фрагменты)
(2ч)
6.2 «Жанр оды в мировой литературе» (обзор): Пиндар «Первая истмийская ода» (фрагменты), Ф. Малерб «Ода королеве», М.В.Ломоносов «Ода на день восшествия на Всероссийский престол Её Императорского Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года» (фрагменты), А.П.Сумароков «Ода на суету мира», А.Н.Радищев «Вольность», А.С.Пушкин «Вольность», В.В.Маяковский «Ода революции».
(2ч)
7. Русская литература XVIII века.
Г.Р.Державин. Стихотворения.
2 ч
8. Зарубежная литература первой половины XIX века.
«Художественный мир романтизма» (обзор)
3 ч
9. Русская литература первой половины XIX века.
77 ч
9.1 В.А.Жуковский. Стихотворения.
(2ч)
9.2 «Целостный анализ лирического произведения» (практикум)
9.7 «Образ Пушкина в русской литературе» (обзор): В.К.Кюхельбекер «Тени Пушкина», Ф.И.Тютчев «29-е января 1837», И.А.Бунин «26-е мая», А.А.Блок «Пушкинскому Дому», М.И.Цветаева «Стихи к Пушкину», А.А.Ахматова «Смуглый отрок бродил по аллеям…»
(2ч)
9.8 М.Ю.Лермонтов. Стихотворения. Роман Герой нашего времени» Внеклассное чтение: М.Ю.Лермонтов «Маскарад»
(15ч)
9.9 «Композиция литературного произведения» (практикум)
(1ч)
9.10 «Лермонтовские образы и мотивы в поэзии русского модернизма» (обзор): Д.С.Мережковский «Одиночество», Ф.К.Сологуб «Мы – плененные звери…», К.Д.Бальмонт «К Лермонтову», А.А.Блок «Усталость».
(2ч)
9.11 Н.В.Гоголь. Повесть «Шинель». Поэма «Мертвые души» Внеклассное чтение: Н.В.Гоголь «Выбранные места из переписки с друзьями» (фрагменты), «Авторская исповедь»
(15ч)
9.12 «Анализ вставного текста в эпическом произведении» (практикум)
(1ч)
9.13 «Жизнь души в произведениях русской литературы второй половины XIX века» (обзор): И.С.Тургенев «Певцы», Н.С.Лесков «Тупейный художник», Ф.М.Достоевский «Бедные люди» (фрагменты)
(3ч)
9.14 «Характеристика художественного мира литературного произведения» (практикум)
(1ч)
10. Русская литература XX века.
4 ч
10.1 «Гуманистическая традиция в русской литературе XX века (обзор): Л.А.Андреев «Город», Ф.К.Сологуб «Маленький человек», В.В.Набоков «Рождество»
(2ч)
10.2 «Традиции смеховой культуры в русской литературе» (обзор): Д.Хармс «Елизавета Бам», Тэффи «Взамен политики», А.Т.Аверченко «Корибу», В.М.Шукшин «Ораторский прием», Ф.А.Искандер «Кролики и удавы» (фрагменты)
(2ч)
Всего:
105
102
ПЕРЕЧЕНЬ ЛИТЕРАТУРЫ И СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ
Для учащихся:
1. Вокруг тебя – Мир… Книга для ученика. 5 класс / Авт.-сост. А.Делетроз, В.Ю. Выборнова, М.Р. Савова, А.М. Розов, В.В. Шишкина. – М.: Издательство МАИК «Наука», 1996. – 96 с.
2. В.Ф.Чертов и др. Литература: Учебник-хрестоматия для 5 класса: В 2ч. - М.: Просвещение, 2013.
3. Литература: 5 класс: Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на СD-PОМ / Сост. В.Ф.Чертов, В.П.Журавлев - М.: Просвещение, 2013.
4. Репродукции картин художников
5. Словарь литературных терминов / Сост. И.В. Клюхина. – 2-е изд., перераб. – М.: ВАКО, 2011. – 96 с. – (Школьный словарик).
Для учителя:
1. Примерные программы по учебным предметам. Литература. 5-9 классы. – 2-е изд., дораб. – М. : Просвещение, 2011. – 176 с. – (Стандарты второго поколения).
2.Программа общеобразовательных учреждений 5 - 11 классы (базовый уровень) под редакцией В.Ф.Чертова. Допущено Министерством образования и науки РФ, 2011 г.
3. Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе 5 класс. – М.: ВАКО, 2011. – 416 с. – (В помощь школьному учителю).
4. Золотарева И.В., Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе. 5 класс. – 3-е изд., перераб. и доп. - М: ВАКО, 2007.
5. Коровина В.Я. и др. Читаем, думаем, спорим ...: Дидактический материал по литературе: 5 класс / В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. – 7-е изд. – М.: Просвещение, 2011.
6. Контрольно-измерительные материалы. Литература: 5 класс / Сост. Л.В. Антонова. – М.: ВАКО, 2011. – 96 с. – (Контрольно-измерительные материалы).
7. Литература. 5-9 классы: диалоговые формы обучения / авт.-сост. Л.В. Перепелицына. – Волгоград: Учитель, 2008. – 132 с.
8. Литература в таблицах : 5-11 кл.: справ. материалы / Н.А. Миронова. – М.: АСТ: Астрель, 2011.
9. Литература в таблицах и схемах / Марина Мещерякова. – 10 изд. – М.: Айрис-пресс, 2010. – 224 с. – (Домашний репетитор).
10. Репин А.В. Литература. 5 класс. Проверочные работы. – Саратов: Лицей, 2007. – 80 с.
11. Словарь литературных терминов / Сост. И.В. Клюхина. – 2-е изд., перераб. – М.: ВАКО, 2011. – 96 с. – (Школьный словарик).
12. Учебно-методический комплекс «Вокруг тебя – Мир…». 5-8 классы: В помощь учителю. Сборник / И. Бурж, К. Сухарев-Дериваз, В.Ю. Выборнова, Ю.Ф. Гуголев. – М.: МККК – 160 с.
СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
Портреты русских и зарубежных поэтов и писателей
Раздаточный материал по темам курса
Репродукции картин художников
Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на СD-PОМ/Сост.В.Ф.Чертов, В.П.Журавлев. - М.: Просвещение, 2012.
Экранные пособия
Интернет-ресурсы:
Художественная литература:
http://www.rusfolk.chat.ru – Русский фольклор
http://www.pogovorka.com. – Пословицы и поговорки
http://old-russian.chat.ru – Древнерусская литература
http://www.klassika.ru – Библиотека классической русской литературы
http://www.ruthenia.ru – Русская поэзия 60-х годов
Справочно-информационные и методические материалы:
http://www.rol.ru – Электронная версия журнала «Вопросы литературы»
http://www.1september.ru – Электронные версии газеты «Литература» (Приложение к «Первому сентября»)
http://center.fio.ru – Мастерская «В помощь учителю. Литература»
Рассмотрено
Протокол заседания
МО учителей русского языка
и литературы МАОУ СОШ №1
от___________2014 года №1
Руководитель МО
_____________/Андрющенко Л.А./
Согласовано
Заместитель директора по УВР ____________/Рудченко Т.И./ ____________ 2014 год