kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по литературе 8 класс (по учебнику-хрестоматии В.Я.Коровиной,В.П. Журавлева)

Нажмите, чтобы узнать подробности

   Рабочая программа по литературе в 8 классе составлена на основе Программы общеобразовательных учреждений, допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации в качестве программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательных учреждений. – Москва «Просвещение», 2008 г.

   Данный вариант программы обеспечен учебником-хрестоматией для общеобразовательных школ: «Литература 8 класс» в 2-частях. Москва: Просвещение, 2012 г. Авторы Коровина В. Я., Журавлёв В. П., Коровин В. И. К данному варианту программы прилагается методическое пособие О. А. Ерёминой «Поурочное планирование по литературе: 8 класс». – Москва: Издательство «Экзамен», 2010 г.

   Рабочая программа в соответствии с программой литературного образования рассчитана  на 68 часов (из расчёта 2 урока в неделю).

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе 8 класс (по учебнику-хрестоматии В.Я.Коровиной,В.П. Журавлева) »


Пояснительная записка



Рабочая программа по литературе в 8 классе составлена на основе Программы общеобразовательных учреждений, допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации в качестве программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательных учреждений. – Москва «Просвещение», 2008 г.

Данный вариант программы обеспечен учебником-хрестоматией для общеобразовательных школ: «Литература 8 класс» в 2-частях. Москва: Просвещение, 2012 г. Авторы Коровина В. Я., Журавлёв В. П., Коровин В. И. К данному варианту программы прилагается методическое пособие О. А. Ерёминой «Поурочное планирование по литературе: 8 класс». – Москва: Издательство «Экзамен», 2010 г.

Рабочая программа в соответствии с программой литературного образования рассчитана на 68 часов (из расчёта 2 урока в неделю).

В рабочей программе отведены часы на проведение уроков внеклассного чтения, которые позволяют расширить круг знакомства с произведениями того или иного автора, и на проведение уроков развития речи, где идёт обучение рецензированию отдельных сцен и целых литературных произведений, написанию сочинений, развивающим устную и письменную речь учащихся.

Цели литературного образования определяет характер конкретных задач, стоящих перед учащимися на уроках литературы:

- сформировать представление о художественной литературе как искусстве слова;

- освоить теоретические понятия, которые способствуют более глубокому постижению конкретных художественных произведений;

- воспитать культуру чтения, сформировать потребность в чтении;

- использовать изучение литературы для повышения речевой культуры, совершенствования собственной устной и письменной речи.

Изучение литературы в 8-ом классе – это второй этап освоения материалов литературного образования. Модель структуры курса в 8-ом классе – литературный процесс в его последовательности от древности до наших дней.

Большое внимание в программе уделяется изучению литературы XX века, так как необходимо показать роль литературы этого периода в истории культуры и литературы и полностью использовать силу её воздействия на читателя. Особое внимание уделяется проблеме рода и жанров, их многообразию и развитию.

При составлении планирования уроков предусмотрены в рамках отведенного времени часы на развитие письменной речи учащихся.















Наименование

разделов и тем

Всего часов

Из них на развитие

речи,

ч.

Из них на внеклассное чтение,

ч.

Сочинения

1.

Вводный урок

1

-

-

-

2.

Устное народное творчество

3

-

-

-

3.

Из древнерусской литературы

3

1

1

1

4.

Из русской литературы XVIII века

4

1

-

1

5.

Из русской литературы XIX века

29

6

5

4

6.

Из русской литературы XX века

16

3

2

1

7.

Русские поэты XX века о Родине, родной природе и о себе

3

2

-

-

8.

Из зарубежной литературы

9

-

1

-

9.

Итого

68

13

9

7

Учебно-тематический план


Требования к уровню подготовки обучающихся


К концу учебного года восьмиклассники должны знать и уметь:

- видеть развитие мотива, темы в творчестве писателя, опираясь на опыт предшествующих классов;

- обнаруживать связь между героем литературного произведения и эпохой;

- видеть своеобразие решения общей проблемы писателями разных эпох;

- комментировать моменты биографии писателя и устанавливать связь между его биографией и творчеством;

- привлекать критическую статью для интерпретации художественного произведения;

- различать художественные произведения в их родовой и жанровой специфике;

- определять ритм и стихотворный размер в лирическом произведении;

- сопоставлять героев и сюжеты разных произведений, находя сходство и отличие в авторской позиции;

- выделять общие свойства произведений, объединённых жанром, и различать индивидуальные особенности в пределах общего жанра;

- осмысливать художественную деталь, её связь с другими деталями и текстом в целом;

- видеть конкретно-историческое и символическое значение литературных образов;

- находить эмоциональный лейтмотив и основную проблему произведения и мотивировать ими выбор жанра;

- сопоставлять жизненный материл и художественный сюжет произведения;

- выявлять конфликт и этапы его развития в драматическом произведении;

- сравнивать авторские позиции в пьесе с трактовкой роли актёрами, режиссёрской интерпретацией;

- писать отзыв об экранизации эпического произведения, о телеспектакле;

- писать рецензию на произведение отечественной и зарубежной литературы;

- редактировать свои сочинения и сочинения сверстников.



























Календарно-тематический план


п/п

Тема урока

Вид занятия

Требование к уровню подготовки обучающихся

Домашнее

задание

Дата

прове

дения

по плану

Дата прове

дения по факту


Введение.






1.

Знакомство с учебником-хрестоматией. Русская литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа.

Урок изучения нового материала

Знакомство с учебником, чтение вводной статьи «Русская литература и история», составление плана статьи, запись основных положений лекции учителя, ответы на вопросы.


Пересказать учебную статью стр. 3-4.




Устное народное творчество






2.

Русское народное поэтическое творчество. Лирические и хороводные песни. Исторические песни.

Урок изучения нового материала

Сооб­щение о жанрах уст­ного народного твор­чества, работа по учебнику, чте­ние статьи «Русские народные песни», сведений об исторических песнях; ответы на вопросы; выразитель­ное чтение; коммен­тирование художест­венного текста.


Найти усто­явшиеся по­этические формулы в исторических песнях,

объяснить смысл слов В.Г. Белинского: «Песни лирические - это «простодушные излияния горя или радости сердца».



3.

Частушка как малый песенный жанр. Поэтика частушек. Отражение различных сторон жизни народа в частушках. Разнообразие тематики частушек.

Урок изучения нового материала

Чтение статьи учебника, анализ частушек, ответы на вопросы.

Сочинить или найти частушки о школьной жизни.



4.

Предания как исторический жанр русской народной прозы. Предания «О Пугачёве», «О покорении Сибири Ермаком».

Урок чтения и изучения произведений

Чтение преданий,

ответы на вопросы, устное словесное рисова­ние, выразительное чтение,

уста­новление ассоциа­тивных связей с произведениями живописи.

Пересказать предание «О покорении Сибири Ермаком», включив характерную для этого предания лексику.




Из древнерусской литературы






5.

Житие как жанр древнерусской литературы.

Вч «Житие Сергия Радонежского». Духовный подвиг святого Сергия.

Внеклассное чтение

Чтение жития, ответы на вопросы.

Прочитать «Повесть о житии и о храбрости благородного и великого князя Александра Невского».



6.

«Повесть о житии и о храбрости благородного и великого князя Александра Невского».

Рр Устная характеристика князя Александра.

Урок чтения и изучения произведения

Чте­ние статьи о древ­нерусской литературе, чтение жития, осмысление сюже­та, событий, харак­теров, ответы на вопросы, чте­ние по ролям отдельных фрагментов, ком­ментирование текс­та, установление ассоциативных связей с произведе­ниями живописи.

Подготовить письменную ха­рактеристику кня­зя Александра Невского, ис­пользуя художе­ственные средст­ва повести.



7.

Повесть «Шемякин суд». Осуждение судопроизводства.

Урок чтения и изучения произведения

Чтение статьи учебника,

ответы на вопросы, чтение жития,

ком­ментирование ху­дожественного произведения.

Подготовить сообщение о Д. И. Фонвизине.




Из русской литературы VIII века.






8.

Д. И. Фонвизин – «сатиры смелый властелин». Сатирическая направленность комедии «Недоросль». Идейно-тематическое содержание произведения. Чтение и изучение комедии. Тема крепостного права и воспитания в произведении.

Урок изучения нового материала

Рассказы учащихся о писателе, чтение первого действия комедии,

ответы на вопросы,

ком­ментирование ху­дожественного произведения.

Прочитать 2-ое, 3-е действия комедии.



9.

Тема крепостного права и воспитания в комедии «Недоросль».

Урок-беседа: обсуждение произведения


Самос­тоятельный поиск ответа на проблемный вопрос, комменти­рование текста, ответы на вопросы.

Дочитать комедию «Недоросль» до конца.



10.

Тема Отечества и тема нравов придворного дворянства в комедии «Недоросль».

Рр Подготовка к сочинению «Чем сегодня интересен нам «Недоросль»?».

Урок развития речи

Рассказ о судьбе Стародума, чтение по ролям сцены триумфа Правдина (явл.4 дей­ствия 4), инсце­нирование последне­го явления 5 дейст­вия, монолог от лица Простаковой «Я ли не радела о Митрофа­нушке?..», подбор реплик, характери­зующих Простакову - хозяйку дома, жену, сестру, мать.

Составление плана, систе­матизация ци­татного мате­риала, вступ­ление и заклю­чение к вы­бранной теме.


Написать сочинение.



11.

Классицизм как литературное направление. Фонвизин и классицизм.

Урок знакомства с теоретически-ми понятиями

Чтение статьи учебника, составление плана статьи, ответы на вопросы.

Пересказать учебную статью на стр. 74-77.




Из русской литературы XIX века.






12.

И. А. Крылов – поэт и мудрец. Басни «Лягушки, просящие царя», «Обоз», их историческая основа. Осмеяние самонадеянности, безответственности, зазнайства.

Комбинированный урок

Викторина, сообщение учителя, работа с учебником, знакомство с баснями и беседа по их содержанию.



Пересказать статью о Рылееве на стр. 88-89.



13.

К. Ф. Рылеев – декабрист, автор сатир и дум. «Смерть Ермака» - произведение русского гражданского романтизма. Историческая тема думы.

Комбинированный урок

Рассказы учащихся о Рылееве, чтение думы, ответы на вопросы, ком­ментирование ху­дожественного произведения.

Подготовить сообщение об А. С. Пушкине.



14.

Пушкин и история. «История пугачёвского бунта» (отрывки). «Капитанская дочка». История создания произведения.

Урок изучения нового материала

Чте­ние статьи В.А. Кожевникова «Историческая эпоха, развитая в вымыш­ленном повествова­нии», «История пугачёвского бунта», сообщение о творческой истории романа «Капитанская дочка»,

ответы на вопросы.

Прочитать главы 1-6 повести «Капитанская дочка».



15.

Гринёв: жизненный путь героя.

Урок-беседа: обсуждение произведения


Осмысление сюжета произведения, изоб­раженных в нем со­бытий, характеров, ответы на вопросы, сжатый пересказ глав, рассказ -рас­суждение «Почему крепостной дядька Савельич вызывает симпатию у читателя?»

краткий рассказ о жизни Гри­нева до восстания (жизнь дворянского недоросля), устное словесное рисование (сцена дуэли), срав­нительная характе­ристика Гринева и Швабрина.


Прочитать главы 7-12 повести «Капитанская дочка».



16.

Маша Миронова – нравственный идеал Пушкина.

Урок-беседа: обсуждение произведения


Чте­ние главы 5 (эпизод отказа Маши выйти замуж без благосло­вения родителей Гринева), сооб­щение «История от­ношений Гринева и Маши Мироновой», коммен­тирование художест­венного текста, сопо­ставление сцен «Спа­сение Гриневым Ма­ши от рук Швабрина» и «Встреча Маши с императрицей».

Дочитать повесть «Капитанская дочка» до конца.



17.

Пугачёв и народное восстание в повести «Капитанская дочка».

Рр Подготовка к домашнему сочинению по повести.

Урок развития речи

Близкий к тексту пе­ресказ калмыцкой сказки, выра­зительное чтение описания бурана в степи, устное словес­ное рисование (порт­реты «наперсников самозванца» - Бело­бородова, Хлопуши), ком­ментирование худо­жественного текста: появление Пугачева на страницах романа (главы «Вожатый», «Пугачевщина», «Приступ»), само­стоятельный поиск ответов на проблем­ные вопросы.

Написать сочинение.



18.

Стихи А. С. Пушкина: «19 октября» («тема дружества святого»), «Туча» (человек и природа), «Я помню чудное мгновенье» (любовная лирика).













Урок чтения и изучения произведения

Чте­ние стихотворения,

ответы на вопросы, сооб­щение об истории создания стихотво­рения «К ***» («Я помню чудное мгно­венье...»), сооб­щения о друзьях Пушкина-лицеиста, вырази­тельное чтение, установ­ление ассоциативных связей с музыкой (М.И.Глинка)

Прочитать к уроку внеклассного чтения повесть А. С. Пушкина «Пиковая дама».



19.

Вч Философско-психологическая повесть А. С. Пушкина «Пиковая дама».

Урок внеклассного чтения

Ответы на вопросы, пересказ сюжета,

устное словесное рисование портретов трех жертв Германна: графини, Елизаветы Ивановны, его самого,

само­стоятельный поиск ответа на проблем­ные вопросы.

Выучить наизусть стихотворение А. С. Пушкина «Я помню чудное мгновенье».



20.

М. Ю. Лермонтов. «Мцыри» - романтическая поэма о вольнолюбивом юноше, вырванном из родной среды и воспитанном в чуждом ему обществе.

Урок чтения и изучения произведения

Чтение наизусть стихотворения А. С. Пушкина, чте­ние поэмы «Мцыри»,

ответы на вопросы, коммен­тирование художест­венного текста, устное словесное рисование - описание утра (гл.11), романтиче­ские пейзажи (гл.6), анализ эпизо­дов (бегство из мо­настыря, встреча с грузинкой, бой с бар­сом), сравнение пей­зажей в гл.11 и гл.22., самостоятельный поиск ответа на про­блемный вопрос.

Дочитать поэму до конца.



21.

Композиция и художественные особенности поэмы. Мцыри – романтический герой. Начальное представление о романтизме.

Урок знакомства с теоретически-ми понятиями

Чте­ние статей учебника «Поэма Лермонтова «Мцыри» в оценке русской критики», «Романтически ус­ловный историзм М.Ю. Лермонтова», сообщение учителя о романтизме как литературном направлении, запись тезисов лекции учителя в тетрадь.

Выучить наизусть указанный отрывок из поэмы.



22.

Рр Выразительное чтение наизусть отрывка из поэмы «Мцыри».

Урок развития речи

Чтение учащимися наизусть отрывка из поэмы М. Ю. Лермонтова.

Подготовить сообщение о Н. В. Гоголе.



23.

Н. В. Гоголь О замысле, написании и постановке «Ревизора». Анализ первого действия. Разоблачение социальных и нравственных пороков чиновников.

Комбинированный урок

Сообщения учащихся о Н. В. Гоголе, чтение статьи учебника «За­мысел, написание и постановка «Ревизора», чте­ние замечаний для актеров «Характеры и костюмы», явления 1-5, ответы на вопросы, сооб­щение «Николаевская Россия во времена Гоголя», чтение по ролям, устное словес­ное рисование (образ уездного города, образы чиновников).

Прочитать второе действие комедии.



24.

Растерянный Хлестаков и испуганный городничий. Анализ второго действия комедии.

Урок-беседа: обсуждение произведения


Пересказ (прошлое Хлестакова), устное словесное рисование сцен (как городничий готовился к встрече с ревизором, как при­нимали Хлестакова в богоугодных заведе­ниях, чтение по ро­лям (явление 2 дей­ствия II).

Прочитать третье действие комедии.



25.

Хвастовство Хлестакова. Анализ третьего действия.

Урок-беседа: обсуждение произведения


Вырази­тельное чтение мо­нолога Хлестакова (явл. 6 действия III), анализ поведения героя, ответы на вопросы, художественное комментирование текста.

Прочитать четвёртое действие комедии.



26.

Дары города. Анализ четвёртого действия.

Урок-беседа: обсуждение произведения


Связный рассказ о городничем, чтение по ролям явлений 3, 7 четвер­того действия, коммен­тирование художест­венного текста

Прочитать пятое действие комедии.



27.

Лестница славы и позор городничего. Анализ пятого действия комедии. Элементы сюжета.

Рр Подготовка к сочинению по комедии.

Урок развития речи

Чтение по ролям явлений 7, 8 пятого действия; со­ставление таблицы-схемы «Поведение чиновников и Хлеста­кова», коммен­тирование художест­венного текста, составление плана сочинения.

Написать сочинение, прочитать повесть Н В. Гоголя «Шинель».



28.

Повесть «Шинель». Тема маленького человека. Непримиримый социальный контраст Петербурга.

Урок-беседа: обсуждение произведения


Чте­ние наиболее запом­нившихся фрагмен­тов текста, ответы на вопросы, заочная экскурсия «Гоголев­ский Петербург - город призраков», чте­ние по ролям диалога Акакия Акакиевича с Петровичем и генера­лом во время аудиенц­ии, рассказ о восприятии жизни безымянного моло­дого человека, под­бор цитат, составле­ние словаря для ха­рактеристики персо­нажа.

Подготовиться к уроку внеклассного чтения, прочитать повесть «Как Иван Иванович поссорился с Иваном Никифоровичем».



29.

Урок конт­роля по про­изведениям А.С.Пушкина «Капитанская дочка», М.Ю. Лермонтова «Мцыри», Н.В. Гоголя «Ревизор».

Урок контроля

Устное словесное рисование, развер­нутый ответ на про­блемный вопрос, анализ текста.




30.

Вч Повесть Н. В. Гоголя «Как Иван Иванович поссорился с Иваном Никифоровичем».

Урок внеклассного чтения

Ответы на вопросы, художественное комментирование текста, выборочный пересказ эпизодов.

Подготовить сообщение о М. Е. Салтыкове-Щедрине стр. 3-5.



31.

М. Е. Салтыков-Щедрин – писатель, редактор, издатель. «История одного города» - художественно- политическая сатира. «О корени происхождения глуповцев». Пародия на официальные исторические сочинения.


Комбинированный урок

Сообщения учащихся о М. е. Салтыкове-Щедрине, чтение главы «О корени происхождения глуповцев», художественное комментирование текста, ответы на вопросы.

Готовиться к уроку внекл. чтения: прочитать главу «Опись градоначальни-кам, в разное время в город Глупов от вышнего начальства поставленным»



32.

Вч «Опись градоначальникам, в разное время в город Глупов от вышнего начальства поставленным». Гротескные образы градоначальников.

Урок внеклассного чтения

Ответы на вопросы.

Подготовить сообщение о Н. С. Лескове.



33.

Н. С. Лесков – выдающийся русский писатель. Рассказ «Старый гений».

Комбинированный урок

Сообщения учащихся о Н. С. Лескове, чтение рассказа, ответы на вопросы, само­стоятельный поиск ответа на проблем­ные вопросы, устано­вление ассоциатив­ных связей с произве­дениями живописи.

Подготовить отзыв на рассказ «Старый гений», индивидуально подготовить сообщение о Л. Н. Толстом.



34.

Л. Н. Толстой: страницы биографии. Рассказ «После бала».

Урок изучения нового материала

Сообщение о Л. Н. Толстом, чтение рассказа, ответы на вопросы.

Дочитать рассказ «После бала».



35.

Рассказ «После бала». Система образов и персонажей. Конфликт рассказа. Зеркальная композиция. Проблема нравственной ответственности каждого за жизнь всех людей.

Рр Подготовка к сочинению по рассказу «После бала».

Урок-беседа: обсуждение произведения

Урок знакомства с теоретически-ми понятиями

Урок развития речи

Подробный пересказ двух частей текста, устное словесное рисование, составление расска­за об Иване Васильевиче, самос­тоятельный поиск ответа на проблем­ные вопросы, анализ эпи­зода «На балу», сопоставление сцен «На балу» и «Экзе­куция», установление сходства и различия.

Написать сочинение.



36.

Пейзажная лирика поэтов второй поло­вины 19 века. А. С. Пушкин «Цветы последние милей», М. Ю. Лермонтов «Осень», Ф. И. Тютчев «Осенний вечер», А. А. Фет «Первый ландыш», А.Н Майков «Поле зыблется цветами».

Урок чтения и изучения произведения

Чте­ние статьи учебника, стихотворений,

анализ стихов.

Выучить наизусть понравившееся стихотворение, обосновать свой выбор.



37.

Рр Выразительное чтение наизусть стихов о родной природе.

Урок развития речи

Выразительное чтение учащимися стихотворений, обоснование выбора.

Прочитать к уроку внеклассного чтения рассказ А. П. Чехова «Человек в футляре», индивидуально – подготовить сообщение о Чехове.



38.

А. П. Чехов: «Моё святое святых…». Трилогия.

Вч «Человек в футляре». «Футляр» страха перед жизнью и перед свободой выбора. Образы собеседников.

Урок внеклассного чтения

Сообщение об А. П. Чехове, краткий пересказ произведения, ответы на вопросы.

Прочитать к уроку внеклассного чтения рассказ А. П. Чехова «Крыжовник».



39.

Вч «Крыжовник». «Футляр» примитивного благополучия. Развитие образов собеседников.

Урок внеклассного чтения

Краткий пересказ произведения, ответы на вопросы.

Прочитать рассказ А. П. Чехова «О любви».



40.

«О любви»: «футляр» ложно понимаемого долга. Проблема отношений между мужчиной и женщиной. Любовь как проверка свободы человека ото лжи перед самим собой. Проблема свободы в трилогии.

Рр Подготовка к сочинению по рассказам А. П. Чехова

Урок чтения и изучения произведения

Урок развития речи

Краткий пересказ произведения, рассказ «История любви Алехина и Анны Алексеевны», ответы на вопросы, составление плана сочинения.

Написать сочинение, индивидуально - подготовить сообщение об И. А. Бунине.




Из литературы XX века.






41.

И. А. Бунин. «Кавказ» - рассказ из цикла «Тёмные аллеи».


Урок чтения и изучения произведения


Чте­ние статьи о писате­ле «Историзм Л.А.Бунина», сообщение об И. А. Бунине, чтение текста рассказа, коммен­тирование художест­венного текста, сопоставление рас­сказа И.Бунина и рассказа А.П.Чехова «О любви».

Прочитать к уроку внеклассного чтения рассказ И. А. Бунина «Муза».



42.

Вч Рассказ «Муза».

Урок внеклассного чтения

Краткий пересказ произведения, ответы на вопросы.

Подготовить сообщение об А. И. Куприне.



43.

А. И. Куприн: страницы биографии. «Куст сирени». Утверждение согласия и взаимопонимания, любви и счастья в семье. Самоотверженность и находчивость главной героини.

Урок чтения и изучения произведения


Сообщения учащихся об А. И. Куприне, Чтение рассказа, ответы на вопросы, чтение по ролям,

коммен­тирование художест­венного текста, анализ рассказа.

Пользуясь составленной на уроке таблицей дать сравнительную характеристику Николая и Веры, индивидуально – подготовить сообщение об А. А. Блоке.



44.

А. А. Блок – выдающийся русский поэт-символист. Стихотворный цикл «На поле Куликовом». Символический смысл исторической темы. Стихотворение «Россия»: образ Родины как символ веры в будущее. Понятие стихотворного цикла.

Урок-практикум

Урок знакомства с теоретически-ми понятиями


Сообщения учащихся, чтение цикла «На поле Куликовом», анализ содержания, чтение стихотворения «Россия», анализ содержания.


Подготовить выразительное чтение наизусть стихотворения А. А. Блока «Россия».



45.

Рр Выразительное чтение наизусть стихотворения А. А. Блока «Россия».

С. А. Есенин – поэт-лирик. Поэма «Пугачёв».

Урок развития речи

Урок чтения и изучения произведения


Анализ фрагментов поэмы, сопоставле­ние с историческими преданиями и рома­ном А.С. Пушкина «Капитанская дочка».

Подготовить сообщение об И. С. Шмелёве на стр. 96-97.



46.

И. С. Шмелёв. «Как я стал писателем».

Урок чтения и изучения произведения


Сообщения учащихся об И. С. Шмелёве, чтение рассказа, ответы на вопросы.

Подготовить сообщение об М. А. Осоргине на стр. 108-109.



47.

М. А. Осоргин «Пенсне».

Работа с понятиями метафоры и олицетворения.

Урок чтения и изучения произведения


Сообщения учащихся о М. А. Осоргине, чте­ние рассказа, ответы на вопросы, устное словесное рисование, само­стоятельный поиск ответа на проблем­ные вопросы.

Ответить на вопрос 3 на стр. 114.



48.

Отрывки из Всеобщей истории, обработанной «Сатириконом».

Урок чтения и изучения произведения


Чте­ние статьи «Журнал «Сатирикон», отрыв­ков из «Сатирикона», ответы на вопросы.

Индивидуально - подготовить со­общения о Н.Тэффи и М.Зощенко. Про­читать рассказы Н.Тэффи «Жизнь и воротник», М. Зощенко «Исто­рия болезни», подготовить их художественный пересказ.



49.

Тэффи «Жизнь и воротник». М. М. Зощенко «История болезни».

Урок чтения и изучения произведений


Сообщения о писате­лях, художественные пересказы рассказов, ответы на вопросы, анализ художествен­ного текста.

Подготовить сообщение об А. Т. Твардовском.



50.

А. Т. Твардовский: страницы биографии. Поэма «Василий Тёркин». Возникновение замысла. Главы «От автора», «На привале», «Переправа».

Урок чтения и изучения произведения


Сооб­щения о Твардов­ском, вырази­тельное чтение глав поэмы, коммен­тирование художест­венного текста.

Подготовить выразительное чтение наизусть отрывка из главы «Переправа».



51.

Рр Выразительное чтение наизусть отрывков из поэмы «Василий Тёркин».

«Василий Тёркин» - лироэпическая поэма. Главы «О войне», «О награде», «От автора». Восприятие поэмы читателями-фронтовиками.

Рр Подготовка к сочинению «Тёркин… Кто же он такой?

Урок развития речи


Чтение учащимися наизусть отрывка из поэмы, чтение глав поэмы, ответы на вопросы, составление плана сочинения.

Написать сочинение.



52.

А. П. Платонов: страницы биографии. Рассказ «Возвращение».

Урок изучения нового материала

Чтение статьи о писателе, чтение рассказа.

Дочитать рассказ «Возвращение»



53.

Рассказ «Возвращение». Утверждение доброты, сострадания, гуманизма в душах солдат, вернувшихся с войны.

Урок-беседа: обсуждение произведения


Чтение в лицах (первый раз­говор старшего сына Петра с отцом), уст­ное словесное рисо­вание (портрет Петра), установ­ление ассоциативных связей с произведе­ниями живописи, анализ текста.

Подготовить письменный отзыв на рассказ «Возвращение».



54.

Лирическая и героическая песня в годы Великой Отечественной войны, её призывно-воодушевляющий характер. Выражение в лирической песне сокровенных чувств и переживаний каждого солдата.

Урок чтения и изучения произведений


Чте­ние статьи учебника, вы­разительное чтение, прослушивание песен, анализ стихотворе­ний послевоенного периода (тема любви и верности, боли от утрат).

Выучить наизусть понравившуюся песню, обосновать свой выбор, индивидуально подготовить сообщение о В. П. Астафьеве.



55.

Рр Чтение наизусть стихов о Великой Отечественной войне.

В. П. Астафьев: страницы жизни и творчества. «Фотография, на которой меня нет» - рассказ из книги «Последний поклон».

Урок развития речи

Урок чтения и изучения произведения


Чтение наизусть стихов о Великой Отечественной войне, сообщение о В. П. Астафьеве, чтение рассказа, ответы на вопросы.

Дочитать рассказ «Фотография, на которой меня нет».



56.

«Фотография, на которой меня нет». Особенности сюжета. Уклад сибирской деревни довоенного времени.

Урок-беседа: обсуждение произведения


Устное словесное рисование (портреты бабушки, учителя), составление речевой характеристики ба­бушки,

комментирование художественного произведения.

Подготовить к уроку внеклассного чтения рассказ Б.Л.Васильева «Экспонат №».



57.

Вч Б.Л.Васильев. Рассказ «Экспонат №». Проблема истинного и ложного в рассказе.

Урок внеклассного чтения

Краткий пересказ произведения, ответы на вопросы.

Написать отзыв на прочитанный рассказ.




Русские поэты XX века о Родине, родной природе и о себе.






58.

Русские поэты XX века о Родине, родной природе и о себе: И. Анненский, Д. Мережковский, Н. Заболоцкий, Н. Рубцов. Анализ лирического стихотворения.

Урок чтения и изучения произведений


Чтение стихов, их восприятие и анализ.

Выучить наизусть понравившееся стихотворение, обосновать свой выбор.



59.

Рр Выразительное чтение наизусть стихотворений о природе.

Поэты русского Зарубежья о Родине. Анализ лирического стихотворения.

Урок развития речи

Урок чтения и изучения произведений


Выразительное чтение наизусть стихотворений о природе, чтение стихов о Родине поэтов русского Зарубежья, их восприятие и анализ.

Выучить наизусть понравившееся стихотворение, обосновать свой выбор.



60.

Рр Выразительное чтение наизусть стихов поэтов русского Зарубежья о Родине. Литература и история.

Урок развития речи


Выразительное чтение наизусть стихотворений, обоснование выбора, чтение статьи учебника «Литература и история», ответы на вопросы.

Пересказать учебную статью на стр.231-234.




Из зарубежной литературы.






61.

Уильям Шекспир. Краткий рассказ о писателе. Трагедия «Ромео и Джульетта».

Урок чтения и изучения произведения


Чтение статьи о Шекспире, чтение отрывков из трагедии, чтение монологов, словесные портреты героев.

Прочитать трагедию в полном объёме.



62.

Вч «Ромео и Джульетта». Семейная вражда и любовь героев. Конфликт как основа сюжета драматического произведения. Ромео и Джульетта – символы любви и жертвенности.

Урок внеклассного чтения

Само­стоятельный поиск ответа на проблем­ные вопросы, ком­ментирование худо­жественного текста, анализ текста.

Ответить устно на вопрос 2 на стр. 250.



63.

Сонеты У. Шекспира.

Урок чтения и изучения произведений

Урок знакомства с теоретически-ми понятиями



Чте­ние сонетов,

ответы на вопросы, работа с понятием сонета.

Подготовить сообщение о Ж.-Б. Мольере на стр. 253-255.



64.

Ж.-Б. Мольер – французский актёр и драматург. Комедия «Мещанин во дворянстве».

Урок чтения и изучения произведения


Сообщения учащихся о Ж.-Б. Мольере, чтение первых явлений комедии.

Дочитать комедию «Мещанин во дворянстве» до конца.



65.

Комедия «Мещанин во дворянстве». Осуждение тех, кто пренебрежительно относится к своему происхождению, к традициям своего класса.

Урок-беседа: обсуждение произведения


Само­стоятельный поиск ответа на проблем­ные вопросы, ком­ментирование худо­жественного текста, анализ текста.

Подготовить сообщение о Д. Свифте на стр. 307-309.



66.

Дж. Свифт: страницы биографии. «Путешествия в некоторые отдалённые страны света Лемюэля Гулливера…»

Урок чтения и изучения произведения


Сообщения учащихся о Д. Свифте, чтение текста произведения.

Прочитать главы произведения, данные в учебнике.



67.

Вальтер Скотт – создатель жанра исторического романа. «Айвенго».

Урок чтения и изучения произведения


Сообщения учащихся о В. Скотте, чте­ние статьи «Старые нравы», чтение 1-2 глав романа, ответы на вопросы.

Дочитать главы, данные в учебнике.



68.

Итоги года. Список литературы на лето.

Комбинированный урок









Список литературы


  1. Литература 8 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений в 2-частях. Москва: Просвещение, 2010 г. Авторы Коровина В. Я., Журавлёв В. П., Коровин В. И.

  2. Ерёмина О. А. «Поурочное планирование по литературе: 8 класс». – Москва: Издательство «Экзамен», 2010 г.

  3. Безносов Э. Л. Раздаточные материалы по литературе. 8-11 кл. Методическое пособие. – М.: Дрофа.

  4. Золотарёва И. В., Крылова Т. А. Поурочные разработки по литературе, 8 кл., М.: Просвещение, 2010 г.

  5. Пустошкина А. А. Современные открытые уроки литературы, 8-9 классы – Ростов н/Дону, 2011 г.

  6. Чижов Д. Г. Тесты: Литература, 8 класс. Учебно-методическое пособие. – М.: ООО «Издательство Астрель», 2012г.







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 8 класс

Автор: Гурьянова Татьяна Ивановна

Дата: 15.09.2015

Номер свидетельства: 230973


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства