Рабочая программа по литературе 7 класс по программе В.Я.Коровиной
Рабочая программа по литературе 7 класс по программе В.Я.Коровиной
Настоящая программа по литературе для 7 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, 8-е издание, М. Просвещение 2009.
Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий шесть разделов: пояснительную записку; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; учебно-тематический план; перечень учебно-методического обеспечения, список литературы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе 7 класс по программе В.Я.Коровиной»
Раздел I. Пояснительная записка.
Статус документа
Настоящая программа по литературе для 7 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, 8-е издание, М. Просвещение 2009. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.
Структура документа
Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий шесть разделов: пояснительную записку; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; учебно-тематический план; перечень учебно-методического обеспечения, список литературы.
Общая характеристика учебного предмета
Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.
Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
развитиепознавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.
Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.
Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика.
Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.
Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.
Содержание школьного литературного образования концентрично – оно включает два больших концентра (5-9 класс и 10-11 класс). Внутри первого концентра три возрастные группы: 5-6 класс, 7-8 класс и 9 класс.
Первая группа активно воспринимает прочитанный текст, но недостаточно владеет собственно техникой чтения, именно поэтому на уроках с первой группой важно уделять внимание чтению вслух, развивать и укреплять стремление к чтению художественной литературы.
Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведение, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.
Главная идея программы по литературе – изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность: в 5-6 классах это освоение различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведение писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом из классов (горизонталь).
Ведущая проблема изучения литературы в 7 классе – особенности труда писателя, его позиция, изображение человека как важнейшая проблема литературы.
Чтение произведение зарубежной литературы в 7 классе проводится в конце учебного года.
В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.
Программа рассчитана на 34 недели-68 часов, 2 часа в неделю.
Педагогические технологии, средства обучения (в том числе электронные), используемые в работе для достижения требуемых результатов обучения.
Традиционное обучение
Активное обучение (сотрудничество, элементы контекстного подхода, индивидуализация обучения)
Интерактивные подходы (творческие задания,)
уровневая дифференциация;
проблемное обучение;
информационно-коммуникационные технологии;
здоровьесберегающие технологии;
коллективный способ обучения (работа в паре постоянного состава).
Раздел II. Содержание тем учебного курса.
Введение (1 час)
Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы. Взаимосвязь характеров и обстоятельств в художественном произведении. Труд человека, его позиция, отношение к несовершенству мира и стремление к нравственному и эстетическому идеалу.
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (6ч.)
Предания. Поэтическая автобиография народа. Устный рассказ об исторических событиях. «Воцарение Ивана Грозного», «Сороки-Ведьмы», «Петр и плотник».
Былины. «Вольга и Микула Селянинович». Воплощение в былине нравственных свойств русского народа, прославление мирного труда. Микула — носитель лучших человеческих качеств (трудолюбие, мастерство, чувство собственного достоинства, доброта, щедрость, физическая сила).
Киевский цикл былин. «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Бескорыстное служение Родине и народу, мужество, справедливость, чувство собственного достоинства — основные черты характера Ильи Муромца. (Изучается одна былина по выбору.)
Новгородский цикл былин. «Садко» (для самостоятельного чтения). Своеобразие былины. Поэтичность. Тематическое различие Киевского и Новгородского циклов былин. Своеобразие былинного стиха. Собирание былин. Собиратели. (Для самостоятельного чтения.)
«Калевала» — карело-финский мифологический эпос. Изображение жизни народа, его национальных традиций, обычаев, трудовых будней и праздников. Кузнец Ильмаринен и ведьма Лоухи как представители светлого и темного миров карело-финских эпических песен.
Теория литературы. Предание (развитие представлений). Гипербола (развитие представлений). Былина. Руны. Мифологический эпос (начальные представления).
Пословицы и поговорки. Народная мудрость пословиц ипоговорок. Выражение в них духа народного языка.
Сборники пословиц. Собиратели пословиц. Меткость иточность языка. Краткость и выразительность. Прямой и переносный смысл пословиц. Пословицы народов мира. Сходство и различия пословиц разных стран мира на одну тему (эпитеты, сравнения, метафоры).
«Поучение» Владимира Мономаха (отрывок), «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные заветыДревней Руси. Внимание к личности, гимн любви и верности.
Теория литературы. Поучение (начальные представления).
«Повесть временных лет». Отрывок «О пользе книг». Формирование традиции уважительного отношения к книге.
Теория литературы. Летопись (развитие представлений).
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА (2ч.)
Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ об ученом и поэте.
«К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» (отрывок). Уверенность Ломоносова в будущем русской науки и ее творцов. Патриотизм. Призыв к миру. Признание труда, деяний на благо Родины важнейшей чертой гражданина.
Теория литературы. Ода (начальные представления).
Гавриил Романович Державин. Краткий рассказ о поэте. «Река времен в своем стремленьи...», «На птичку...», «Признание». Размышления о смысле жизни, о судьбе. Утверждение необходимости свободы творчества.
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА(31ч)
Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о писателе.
«Полтава» («Полтавский бой»), «Медный всадник»
(вступление «На берегу пустынных волн...»), «Песнь о вещем Олеге». Интерес Пушкина к истории России. Мастерство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. Выражение чувства любви к Родине. Сопоставление полководцев (Петра I и Карла XII). Авторское отношение к героям. Летописный источник «Песни о вещем Олеге». Особенности композиции. Своеобразие языка. Основная мысль стихотворения.
Смысл сопоставления Олега и волхва. Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси.
Теория литературы. Баллада (развитие представлений).
«Борис Годунов» (сцена в Чудовом монастыре). Образ летописца как образ древнерусского писателя. Монолог Пимена: размышления о значении труда летописца для последующих поколений.
«Станционный смотритель». Изображение «маленького человека», его положения в обществе. Пробуждение человеческого достоинства и чувства протеста. Трагическое игуманистическое в повести.
Теория литературы. Повесть (развитие представлений).
Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте.
«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Поэма об историческом прошлом Руси. Картины быта XVI века, их значение для понимания характеров и идеи поэмы. Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита Калашниковым человеческого достоинства, его готовность стоять за правду до конца.
Особенности сюжета поэмы. Авторское отношение к изображаемому. Связь поэмы с произведениями устного народного творчества. Оценка героев с позиций народа. Образы гусляров. Язык и стих поэмы.
Стихотворение «Ангел» как воспоминание об идеальной гармонии, о «небесных» звуках, оставшихся в памяти души, переживание блаженства, полноты жизненных сил, связанное с красотой природы и ее проявлений. «Молитва» («В минуту жизни трудную...») — готовность ринуться навстречу знакомым гармоничным звукам, символизирующим ожидаемое счастье на земле.
Теория литературы. Фольклоризм литературы (развитие представлений).
Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе.
«Тарас Бульба». Прославление боевого товарищества, осуждение предательства. Героизм и самоотверженность Тараса и его товарищей-запорожцев в борьбе за освобождение родной земли. Противопоставление Остапа Андрию, смысл этого противопоставления. Патриотический пафос повести.
Особенности изображения людей и природы в повести.
Теория литературы. Историческая и фольклорная основа произведения. Роды литературы: эпос (развитие понятия).
Литературный герой (развитие понятия).
Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе.
«Бирюк». Изображение быта крестьян, авторское отношение к бесправным и обездоленным. Мастерство в изображении пейзажа. Художественные особенности рассказа.
Стихотворения в прозе. «Русский язык». Тургенев о богатстве и красоте русского языка. Родной язык как духовная опора человека. «Близнецы», «Два богача». Нравственность и человеческие взаимоотношения.
Теория литературы. Стихотворения в прозе.
Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о писателе.
«Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»). Историческая основа поэмы. Величие духа русских женщин, отправившихся вслед за осужденными мужьями в Сибирь. Художественные особенности исторических поэм Некрасова.
«Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа. Своеобразие некрасовской музы. (Для чтения и обсуждения.)
Теория литературы. Поэма (развитие понятия). Трехсложные размеры стиха (развитие понятия).
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе.
«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Нравственные пороки общества. Паразитизм генералов, трудолюбие и сметливость мужика. Осуждение покорности мужика. Сатира в «Повести...».
«Дикий помещик». Для самостоятельного чтения.
Теория литературы. Гротеск (начальные представления).
Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе.
«Детство». Главы из повести: «Классы», «Наталья Савишна», «Maman» и др. Взаимоотношения детей и взрослых. Проявления чувств героя, беспощадность к себе, анализ собственных поступков.
Теория литературы. Автобиографическое художественное произведение (развитие понятия). Герой-повествователь (развитие понятия).
Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе. «Цифры». Воспитание детей в семье. Герой рассказа: сложность взаимопонимания детей и взрослых.
«Лапти». Душевное богатство простого крестьянина.
Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.
«Хамелеон». Живая картина нравов. Осмеяние трусости и угодничества. Смысл названия рассказа. «Говорящие фамилии» как средство юмористической характеристики.
«Злоумышленник», «Размазня». Многогранность комического в рассказах А. П. Чехова. (Для чтения и обсуждения.)
Теория литературы. Сатира и юмор как формы комического (развитие представлений).
«Край ты мой, родимый край!»
Стихотворения русских поэтов XIX века о родной природе.
В. Жуковский. «Приход весны»; И. Бунин. «Родина»; А. Фет. «Вечер», «Это утро...»; Ф. Тютчев. «Весенние воды», «Умом Россию не понять...»; А. К. Толстой. «Край ты мой, родимый край...», «Благовест». Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения, миросозерцания.
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА (19ч.)
Максим Горький. Краткий рассказ о писателе.
«Детство». Автобиографический характер повести. Изображение «свинцовых мерзостей жизни». Дед Каширин. «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни» (Алеша, бабушка, Цыганок, Хорошее Дело). Изображение быта и характеров. Вера в творческие силы народа.
«Старуха Изергиль» («Легенда о Данко»).
Теория литературы. Понятие о теме и идее произведения (начальные представления). Портрет как средство характеристики героя.
Владимир Владимирович Маяковский. Краткий рассказ о писателе.
«Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества. Своеобразие стихотворного ритма, словотворчество Маяковского.
«Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир: безразличие, бессердечие мещанина и гуманизм, доброта, сострадание лирического героя стихотворения.
Теория литературы. Лирический герой (начальные
представления). Обогащение знаний о ритме и рифме. Тоническое стихосложение (начальные представления).
Леонид Николаевич Андреев. Краткий рассказ о писателе.
Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.
«Юшка». Главный герой произведения, его непохожесть на окружающих людей, душевная щедрость. Любовь и ненависть окружающих героя людей. Юшка — незаметный герой с большим сердцем. Осознание необходимости сострадания и уважения к человеку. Неповторимость и ценность каждой человеческой личности.
«В прекрасном и яростном мире». Труд как нравственное содержание человеческой жизни. Идеи доброты, взаимопонимания, жизни для других. Своеобразие языка прозы Платонова (для самостоятельного чтения).
Борис Леонидович Пастернак. Слово о поэте. «Июль», «Никого не будет в доме...».Картины природы, преображенные поэтическим зрением Пастернака. Сравнения и метафоры в художественном мире поэта.
Федор Александрович Абрамов. Краткий рассказ о писателе. «О чем плачут лошади». Эстетические и нравственно-экологические проблемы, поднятые в рассказе.
Теория литературы. Литературные традиции.
Евгений Иванович Носов. Краткий рассказ о писателе.
«Кукла» («Акимыч»), «Живое пламя». Сила внутренней, духовной красоты человека. Протест против равнодушия, бездуховности, безразличного отношения к окружающим людям, природе. Осознание огромной роли прекрасного вдуше человека, в окружающей природе. Взаимосвязь природы и человека.
Юрий Павлович Казаков. Краткий рассказ о писателе.
«Тихое утро». Взаимоотношения детей, взаимопомощь, взаимовыручка. Особенности характера героев — сельского игородского мальчиков, понимание окружающей природы. Подвиг мальчика и радость от собственного доброго поступка.
«Тихая моя Родина»
Стихотворения о Родине, родной природе, собственном восприятии окружающего (В. Брюсов, Ф. Сологуб, С. Есенин, Н. Заболоцкий, Н. Рубцов). Человек и природа. Выражение душевных настроений, состояний человека через описание картин природы. Общее и индивидуальное ввосприятии родной природы русскими поэтами.
Александр Трифонович Твардовский. Краткий рассказ о поэте.
«Снега потемнеют синие.,.», «Июль — макушка лета...», «На дне моей жизни...». Размышления поэта о неразделимости судьбы человека и народа.
Теория литературы. Лирический герой (развитие понятия).
Дмитрий Сергеевич Лихачев. «Земля родная» (главы из книги). Духовное напутствие молодежи.
Теория литературы. Публицистика (развитие представлений). Мемуары как публицистический жанр (начальные представления).
Писатели улыбаются, или Смех Михаила Зощенко
М. Зощенко. Слово о писателе. Рассказ «Беда». Смешное и грустное в рассказах писателя.
Песни на слова русских поэтов XX века
С. Есенин. «Отговорила роща золотая...»; Н. Заболоцкий. «В этой роще березовой...»; Б. Окуджава. «По смоленской дороге...». Лирические размышления о жизни, быстро текущем времени. Светлая грусть переживаний.
Из литературы народов России
Расул Гамзатов. Краткий рассказ о дагестанском поэте.
«Опять за спиною родная земля...», «Я вновь пришел сюда и сам не верю...» (из цикла «Восьмистишия»), «О моей Родине».
Возвращение к истокам, основам жизни. Осмысление зрелости собственного возраста, зрелости общества, дружеского расположения к окружающим людям разных национальностей. Особенности художественной образности дагестанского поэта.
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Роберт Бернс. Особенности творчества.
«Честная бедность». Представления народа о справедливости и честности. Народно-поэтический характер произведения.
Джордж Гордон Байрон. «Ты кончил жизни путь, герой!». Гимн герою, павшему в борьбе за свободу Родины.
Японские хокку (трехстишия). Изображение жизни природы и жизни человека в их нерасторжимом единстве на фоне круговорота времен года. Поэтическая картина, нарисованная одним-двумя штрихами.
Теория литературы. Особенности жанра хокку (хайку).
О. Генри. «Дары волхвов». Сила любви и преданности. Жертвенность во имя любви. Смешное и возвышенное в рассказе.
Рей Дуглас Брэдбери. «Каникулы».
Фантастические рассказы Рея Брэдбери как выражение стремления уберечь людей от зла и опасности на Земле. Мечта о чудесной победе добра.
Произведения для заучивания наизусть.
Былины: Вольга и Микула Селянинович. Садко (отрывок по выбору учащихся).
Пословицы и поговорки (на выбор).
М. В. Ломоносов. Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года (отрывок).
A. С. Пушкин. Медный всадник (отрывок). Песнь о вещем Олеге. Борис Годунов (отрывок по выбору учащихся).
М. Ю. Лермонтов. Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова (фрагмент по выбору). Молитва. «Когда волнуется желтеющая нива...». Ангел (по выбору учащихся).
Н. В. Гоголь. Тарас Бульба (речь о товариществе).
И. С. Тургенев. Русский язык.
Н. А. Некрасов. Русские женщины (отрывок по выбору учащихся).
B. А. Жуковский. Приход весны. А. К. Толстой. «Край ты мой, родимый край...» или Благовест. И. А. Бунин. Родина (на выбор).
B. В. Маяковский. Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче. Хорошее отношение к лошадям (на выбор).
По теме «Великая Отечественная война»: 1—2 стихотворения по выбору учащихся (К. М. Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...», Е. М. Винокуров. Москвичи).
C. А. Есенин. «Топи да болота...». Н. А. Заболоцкий. «Я воспитан природой суровой...». Н. М. Рубцов. «Тихая моя родина...» (на выбор).
А.Т.Твардовский. «Снега потемнеют синие…»
Произведения для самостоятельного чтения:
Фольклор. Василий Буслаев (и другие былины по выбору учителя и учащихся). Пословицы и поговорки народов мира.
Из древнерусской литературы
Из «Моления Даниила Заточника». Наставление тверского епископа Семена.
Из русской литературы XVIII века
A. П. Сумароков. Эпиграмма.
B. В. Капнист. На кончину Гавриила Романовича Державина.
Из русской литературы XIX века
И. А. Крылов. Басни (на выбор).
A. Ф. Мерзляков. «Среди долины ровныя...».
B. А. Жуковский. Рыцарь Тогенбург.
Ф. Н. Глинка. К почтовому колокольчику. К. Ф. Рылеев. Петр Великий в Острогожске. А. С. Пушкин. Товарищам. К портрету Жуковского. Полтава. Скупой рыцарь. Н. М. Языков. Пловец.
М. Ю. Лермонтов. Завещание. Памяти А. И. Одоевского.
Н. А. Некрасов. Саша.
И. С. Тургенев. Бурмистр.
Ф. И. Тютчев. Летний вечер. Конь морской. Осенний вечер. «Что ты клонишь над водами...».
А. А. Фет. «Уснуло озеро...». Буря. «Я пришел к тебе с приветом...».
А. Н. Майков. Гроза.
Я. П. Полонский. Дорога.
Л. Н. Толстой. Детство.
А. П. Чехов. Размазня.
A. И. Куприн. Изумруд.
Из русской литературы XX века
И. А. Бунин. Лапти.
B. Я. Брюсов. Нить Ариадны.
А, А. Блок. «Ветер принес издалека...». «Девушка пела в церковном хоре...». «Там, в ночной завывающей стуже...».
C. А. Есенин. 3—4 стихотворения на выбор.
А. А. Ахматова. «Я научилась просто, мудро жить...».
О. Э. Мандельштам. «Только детские книги читать...». Раковина. Домби и сын.
A. Т. Аверченко. Вечером.
Тэффи. Свои и чужие. Модный адвокат.
Амин ад о. Четыре времени года.
Н. С. Гумилев. Леопард.
М. А. Осоргин. Земля.
М. И. Цветаева. Стихи о Москве.
Н. А. Заболоцкий. Некрасивая девочка.
Я. В. Смеляков. «Если я заболею...». Хорошая девочка Лида.
B. П. Астафьев. Мальчик в белой рубашке. В. М. Шукшин. Критики.
А. В. Вампилов. Цветы и годы (сцена). Свидание (сценка).
Е. А. Евтушенко. «Стихотворение надел я на ветку...». «Со мною вот что происходит...».
Р. И. Фраерман. Дикая собака динго, или Повесть о первой любви.
В. С. Высоцкий. Песня о друге.
A. Н. Рыбаков. Трилогия о Кроше.
B. С. Розов. В добрый час!
Из зарубежной литературы
Японские трехстишия (хокку, или хайку).
Э. По. Лягушонок.
В. Гюго. Отверженные. Девяносто третий год.
Дж. Лондон. На берегах Сакраменто.
Р. Брэдбери. Все лето в один день.
Раздел III. Требования к уровню подготовки учащихся,
обучающихся по данной программе.
В результате изучения литературы ученик должен знать:
содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;
наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);
основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
основные теоретико-литературные понятия;
уметь:
работать с книгой
определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
выявлять авторскую позицию;
выражать свое отношение к прочитанному;
выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
владеть различными видами пересказа;
строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;
Раздел IV. Учебно-тематический план.
Содержание
Кол-во
часов
Внеклассное чтение
Развитие
речи
Контроль-ные
работы
Введение.
1
Устное народное творчество.
6
1
Из древнерусской литературы.
3
1
Из русской литературы XVIII века
2
Из русской литературы XIX века.
31
2
3
2
Из литературы народов России
1
Из русской литературы XX века.
18
2
2
2
Зарубежная литература.
6
Итого
68
5
5
4
Учебно-тематическое планирование.
по литературе 7 класс
Количество часов-68 часов, 2 часа в неделю
Контрольных уроков-4
Планирование составлено на основе рабочей программы по литературе.
Учебник « Литература» 7 класс автор В.Я. Коровина 17–е издание Москва Просвещение 2009
Введение. Изображение человека как важнейшая задача литературы
1
Устное народное творчество (6 часов)
2
Предания. Поэтическая автобиография народа. Устный рассказ об исторических событиях. "Воцарение Ивана Грозного", "Сороки- Ведьмы", "Пётр и плотник"
1
3
Былины. Понятие о былине. Собирание былин. "Вольга и Микула Селянинович". Прославление мирного труда.
1
Презен-тация
4
Былина "Вольга и Микула Селянинович". Микула - носитель лучших человеческих качеств .
1
5
В/ч. Былина "Илья Муромец и Соловей-разбойник". Бескорыстное служение родине и народу.
1
6
Новгородский цикл былин. "Садко". Своеобразие былины. Поэтичность. Тематическое различие Киевского и новгородского циклов былин.
1
Диск СD
7
Русские пословицы и поговорки, поговорки народов мира.
1
Древнерусская литература (З часа)
8
«Повесть временных лет» Нравственные заветы Древней Руси. Владимир Мономах. «Поучение»
1
9
«Повесть о Петре и Февронии Муромских» .Фольклорные мотивы.
1
Презен-тация
10
Р/р. Гимн любви и верности в «повести о Петре и Февронии Муромских».
1
Русская литература XVIII века (2часа)
11
М.В. Ломоносов - Человек, Учёный, Поэт. "Ода на день восшествия...", "К статуе Петра Великого".
1
Презен-тация
12
Г.Р. Державин. Очерк жизни и творчества. "Признание", "На птичку", последние стихи Державина. Своеобразие лирики.
1
Диск СD
Русская литература XIX века (31 час)
13
А.С. Пушкин. Слово о поэте. Интерес Пушкина к истории России. "Полтава "(отрывок).
1
Презен-
тация
Р/р.Пушкин. "Полтава"("Полтавский бой").
14
Сопоставление полководцев (Петра I и Карла XII). Авторское отношение к героям.
1
15
А.С.Пушкин. "Медный всадник''(отрывок). Выражение чувства любви к родине. Прославление деяний Петра I.
1
Презен-
тация
16
А.С.Пушкин. "Песнь о вещем Олеге". Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси. Летописный источник "Песни о вещем Олеге".
1
17
А.С.Пушкин. "Борис Годунов" (сцена в Чудовом монастыре). Образ летописца.
1
Диск СD
18
А.С.Пушкин. "Станционный смотритель"- произведение из цикла "Повести Белкина".Изображение "маленького человека", его положения в обществе.
1
19
М.Ю.Лермонтов. Слово о" поэте. "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова".Картины быта XVI века и их роль в понимании характеров и идеи поэмы.
1
Презен-
тация
20
Защита Калашниковым человеческого достоинства, готовность стоять за честь до конца и позиция царя Ивана Грозного.
Н.В.Гоголь. Слово о писателе. «Тарас Бульба». Историческая основа повести.
1
Презен-
тация
23
Н.В.Гоголь. "Тарас Бульба". Запорожская сечь и её законы. Проблема нравственного выбора в повести "Тарас Бульба".
1
24
Основные проблемы повести: прославление боевого товарищества и осуждение предательства.
1
25
Героизм и самоотверженность Тараса и его товарищей запорожцев в борьбе за родную землю.
1
26
Р/р. Смысл противопоставления Остапа и Андрия. Развитие понятия о литературном герое. Подготовка к сочинению по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»
1
27
К/р. Итоговый урок по творчеству Н.В.Гоголя.
Тест по творчеству Гоголя.
1
тест
28
В/ч. И.С.Тургенев. "Бирюк". Нравственные проблемы рассказа.
1
29
И.С.Тургенев. Слово о писателе. Цикл рассказов «Записки охотника» и их гуманистический пафос. «Бежин луг». Духовный мир крестьянских детей.
1
30
Стихотворение в прозе "Русский язык". Особенности жанра. Тургенев о красоте и богатстве русского языка. "Порог", "Близнецы", "Два богача" + выбор учителя. Нравственные и человеческие взаимоотношения.
1
Диск СD
31
Н.А.Некрасов. «Размышления у парадного подъезда». «Вчерашний день, часу в шестом...». Боль поэта за судьбу народа. Некрасовская муза
1
Презен-
тация
32
Н.А.Некрасов. "Русские женщины. Княгиня Трубецкая". Историческая основа поэмы. Развитие понятия о поэме.
1
33
Подвиг русских женщин, отправившихся за мужьями в Сибирь.
1
34
М.Е.Салтыков-Щедрин. "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил". Знакомство с сатирической сказкой.
1
35
М.Е.Салтыков-Щедрин. "Дикий помещик". Аллегория и сатира в сказке. Дополнительный материал: сказка "Коняга".
1
36
Л.Н.Толстой. Детство писателя в Ясной Поляне. Первое произведение писателя - повесть "Детство". Главы: "Классы", "Наталья Саввишна". Т/л. Понятие об автобиографической повести.
1
37
Р/р. Главный герой повести Л.Н.Толстого «Детство». Его чувства, поступки и духовный мир.
1
38
А.П.Чехов. Рассказ "Хамелеон" - живая картина нравов. Смысл названия рассказа. Осмеяние трусости и угодничества.
1
Презен-
тация
39
А.П.Чехов. Рассказ "Злоумышленник". Авторская позиция и юмор в рассказе (грустный юмор рассказа). Р/р. Ролевое чтение рассказа..
1
40
И.А.Бунин. Судьба и творчество писателя. Рассказ «Цифры». Сложность взаимотношений взрослых и детей в семье
1
41
В/ч И.Бунин. "Лапти". Самоотверженная любовь Нефеда к больному ребёнку. Особенность языка и построения рассказа.
1
42
"Край ты мой, родимый край...". (Стихотворения о родной природе). Чтение и анализ стихотворений русских поэтов XIX века: В.А.Жуковского, А.К.Толстого, И.А.Бунина.
1
43
Контрольная работа по литературе 19 века.
1
тест
Русская литература XX века. (18часов)
44
Максим Горький Рассказ о писателе. «Детство». Автобиографический характер повести. Изображение «свинцовых мерзостей жизни».Дед Каширин
1
Презен-
тация
45
"Свинцовые мерзости жизни", изображение в повести. Братья Каширины, губительная власть денег над семьёй деда Каширина.
1
46
"Яркое, здоровое, творческое в русской жизни" (Алёша, Бабушка, цыганок, Хорошее дело). Быт и характеры.
1
47
Р/р. Сочинение-характеристика литературного героя.
1
48
М.Горький "Легенда о Данко". Подвиг во имя людей. Р/р. Работа над художественным пересказом отрывка.
1
49
Л.Андреев. Рассказ "Кусака". Авторское отношение к событиям.
1
50
Чувство сострадания к братьям нашим меньшим.
1
51
В.Маяковский, "Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче". Т/л. Ритм, лексика, тропы в стихах Маяковского.
1
Презентация
Диск СD
52
Ранние стихи Маяковского как отражение души поэта. "Послушайте!", "Хорошее отношение к лошадям".
1
53
А.Платонов. "Юшка". Осознание необходимости сострадания, милосердия, недопустимости жестокости.
1
54
Борис Леонидович Пастернак «Никого не будет в доме», «Июль».
1
55
А.Т.Твардовский. Воспоминания о судьбе и личности поэта.
Стихотворение «Снега потемнеют сини», «Июль-макушка лета», «На дне моей жизни».
1
56
Ф.А.Абрамов. "О чём плачут лошади". Нравственные проблемы рассказа.
1
57
Евгений Иванович Носов. Слово о писателе. «Кукла» («Акимыч»). Нравственные проблемы рассказа. «Живое пламя».
1
58
Юрий Павлович Казаков
Слово о писателе. «Тихое утро». Герои рассказа и их поступки.
Взаимовыручка как мерило нравственности человека
1
59
Дмитрий Сергеевич Лихачёв
Слово о писателе, учёном, гражданине. «Земля родная» (главы из книги) как духовное напутствие молодёжи.
1
60
Михаил Михайлович Зощенко
Вн.чт. Слово о писателе. Рассказ "Беда". Смешное и грустное рассказах писателя.
1
61
Песни на слова русских поэтов XX века
Вн.чт. А.Вертинский. "Доченьки"; И.Гофф. "Русское поле"; Б.Окуджава. "По смоленской дороге..."
1
Презен-
тация
Из литературы народов России (1час)
62
Расул Гамзатов. Слово о поэте. Стихотворения из цикла
"Восьмистишия"."О моей Родине".Возвращение к истокам, основам жизни.
1
Зарубежная литература (6 часов)
63
Роберт Бернc. Слово о поэте. «Честная бедность» и др. стихотворения. Своеобразие лирики поэта.
1
64
Джордж Гордон Байрон "Ты кончил жизни путь, герой!" Гимн герою, павшему в борьбе за свободу Родины.
1
65
Японские хокку (трёхстишия).Изображение жизни природы и жизни человека в единстве . Поэтическая картина, нарисованная одним- двумя штрихами.
1
Презен-
тация
66
О.Генри. "Дары волхвов". Сила любви и преданности. Жертвенность во имя любви. Смешное и возвышенное в рассказе.
1
67
Рей Дуглас Брэдбери. !"Каникулы". Фантастические рассказы Рея Бредбери как стремление уберечь людей от зла и опасности на Земле. Мечта о чудесной победе добра.
1
68
Подведение итогов года. Литературная игра. Задание на лето.
1
Раздел V. Перечень учебно-методического обеспечения.
Коровина В.Я. Литература. 7 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. М.: Просвещение, 2009.
Коровина В.Я. Читаем, думаем, спорим...: Дидактические материалы по литературе: 7 класс. М.: Просвещение, 2010.
Контрольно-измерительные материалы. Литература: 7 класс / Сост. Е.Н. Зубова. М.: ВАКО, 2011.
Тимофеев Л.И., Тураев СВ. Краткий словарь литературоведческих терминов. М.: Просвещение, 2001.
Альбомы иллюстраций к произведениям.
Мультимедийные пособия.
Литература: 7 класс: Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на CD-ROM / Сост. В.Я.Коровина, В.П..Журавлев, В.И.Коровин. - М.: Просвещение, 2008.
Уроки литературы в 7 классе. Издательство Кирилла и Мефодия
Раздел VI. Список литературы.
Программы общеобразовательных учреждений. Литература 5-11 классы под ред. В.Я.Коровиной. М.: Просвещение, 2008.
Аникина СМ., Золотарева И.В. Поурочные разработки по литературе. 7 класс. - М.: ВАКО, 2007.
Турьянская Б.И., Комиссарова Е.В., Холодкова Л.А. Литература в 7 классе: Урок за уроком. -М.: Русское слово, 2006.
Определите стихотворный размер отрывка из оды М.В.Ломоносова.
…Науки пользуют везде,
Среди народов и в пустыне.
В градском шуму и наедине,
В покое сладком и труде…
А) хорей. Б) ямб. В) дактиль. Г) анапест.
Какова основная тема стихотворения Г.Р. Державина «На птичку»?
А) призыв к защите всего живого.
Б) осуждение жестокости человека.
В) тема свободы поэтического творчества.
Кому принадлежат приведенные ниже строки?
А) Я памятник воздвиг чудесный, вечный,
Металлов тверже он и выше пирамид…
Б) Я памятник воздвиг себе нерукотворный,
К нему не зарастет народная тропа…
В) Я знак бессмертия себе воздвигнул,
Превыше пирамид и крепче меди…
«Во всех риториках пред пишущими в жанре красноречия ставились три задачи: 1) учить; 2) услаждать, вызывать восхищение; 3) поражать (захватывать) воображение». В.А.Дмитриев.
А) как вы думаете, к чему обязывал поэта жанр оды.
Б) согласны ли вы с тем, что в отрывке «…О вы, которых ожидает…» Ломоносов ставил перед собой эти три задачи? Если да, то кого и чему учил поэт, чем пытался вызвать восхищение и поразить воображение?
В) как вы думаете, пытался ли ломоносов с помощью красноречия решать практические задачи? Если да, то чего пытался достичь поэт в «Оде … 1747г.»?
Тест №3.
Тест по творчеству А.С.Пушкина.
Каково отношение А.С.Пушкина к Петру І в поэме «Медный всадник»?
А) восторженное. Б) негативное.
В) двойственное. Г) равнодушное.
Какими средствами А.С.Пушкин передает свой восторг от Петербурга?
В) с помощью героя-рассказчика. Г) через демонстрацию мнения Петра І.
Как можно определить пафос вступления к «Медному всаднику»?
А) задумчивый, печальный. Б) трагический.
В) философский. Г) торжественный.
Расположите события, описываемые А.С.Пушкиным в поэме «Полтава», в хронологическом порядке:
Появление Петра І, смотр войск, Петр приветствует полки, карл дает сигнал началу сражения, первый утренний бой, победа России, Полтавская битва, пир Петра І.
Как можно объяснить авторское местоимение «мы», употребляемое А.С.Пушкиным в «Полтаве», хотя он не был участником битвы? «Мы»-
А) армейские командиры. Б) русская армия, войска.
В) Россия, ее будущее.
На какие чувства читателя воздействует А.С.Пушкин в приведенном описании боя? .. Швед, русский – колет, рубит, режет, Бой барабанный, клики, скрежет, Гром пушек, топот, ржанье, стон, И смерть, и ад со всех сторон…
А) зрительное восприятие. Б) звуковое восприятие.
В) духовное восприятие.
Определите жанр «Песни о Вещем Олеге».
А) былина. Б) поэма. В) баллада. Г) легенда.
Что явились источником для создания «Песни о Вещем Олеге»?
А) «Повесть временных лет».
Б) «история государства Российского» Н.М.Карамзина.
В) исторические хроники.
Какой художественный прием использует автор, повторяя стихи: «Они (бойцы) напоминают минувшие дни/ И битвы, где вместе рубились они…»?
С.М.Петров пишет, что «в центре поэмы «Полтава» - изображение Полтавского боя как великого исторического события, поставившего Россию на одно из первых мест в Европе. В основу героического содержания поэмы легла идея о том, что Полтавская битва была подготовлена всем развитием петровской России, что это была битва за существование целого народа, за будущность России».
А) что вам известно о Петровской эпохе и Полтавском сражении?
Б) можно ли считать Полтавский бой великим историческим событием для России? Как это отразилось в поэме?
Тест № 4.
Тест по творчеству М.Ю. Лермонтова.
Какие из приведенных характеристик не отражают своеобразие поэмы «Песня про купца Калашникова»?
А) изображается столкновение 2-х сил: народной и самодержавной.
Б) язык поэмы.
В) композиционное построение.
Г) сохранение основных атрибутов песенно-былинной манеры.
Определите жанр «Песни о купце Калашникове»?
А) былина. Б) песня. В) поэма. Г) баллада.
Каким предстает в «Песне…» царь Иван Васильевич?
А) добрым царем-батюшкой.
Б) жестоким, бессердечным властителем.
В) справедливым и мудрым правителем.
Соотнесите элементы композиции «Песни…» и соответствующие им моменты произведения.
А) экспозиция. 1) встреча Кирибеевича с Аленой.
Б) завязка. 2) казнь Калашникова.
В) кульминация. 3) рассказ о могиле.
Г) развязка. 4) пир у Грозного.
Д) эпилог. 5) сцена кулачного боя.
С каким фольклорным персонажем перекликается образ Калашникова?
А) сказочный добрый молодец.
Б) былинный богатырь.
В) Соловей-Разбойник.
Г) Владимир Красно Солнышко.
За что бился в кулачном бою купец Калашников?
А) показать царю удаль.
Б) за младших братьев.
В) за честь семьи.
Г) за родину.
Выберите определение понятия «просторечье».
А) часть лексики, слова и обороты, присущие разговорной речи, отклоняющиеся от литературной нормы.
Б) особое свойство литературных произведений, в которых автор рисует жизнь народа, национальный характер и эпоху.
В) приемы, используемые в устных выступлениях для придания речи выразительности: риторические вопросы, восклицания, обращения, паузы и т.д.
Как можно определить следующие строки: «Ой ты гой оси, Царь Иван Васильевич»?
А) экспозиция. Б) запев. В) пролог. Г) завязка.
Тест № 5.
Тест по творчеству Н.В.Гоголя.
С какой целью Н.В.Гоголь вводит повесть «Тарас Бульба» в сборник «Миргород»?
А) противопоставить запорожскую «вольницу» ничтожному существованию миргородских жителей.
Б) все произведения сборника объединены одной темой.
В) собрал в сборнике все, что было им к тому времени написано.
Каково основное занятие жителей Запорожской Сечи в мирное время?
А) торговля. Б) землепашество.
В) гульба. Г) дипломатическая деятельность.
Какие задачи ставил перед собой Тарас Бульба в борьбе с поляками?
А) расширение границ русского государства.
Б) борьба за национальную независимость Украины.
В) завоевание славы среди казаков.
Какой факт дает основания считать, что Андрей даже перед смертью не раскаивается в предательстве?
А) он не просит пощады у отца.
Б) умирает с именем прекрасной полячки на устах.
В) он даже не вспоминает об Остапе.
С какой целью Н.В.Гоголь при описании боя запорожцев с врагами использует приемы народного творчества?
А) подчеркнуть физическую силу казаков.
Б) провести параллель образов казаков с богатырями.
В) показать любовь народа к казакам.
Почему Андрей оказался способен на предательство?
А) его полностью поглотило чувство любви к полячки.
Б) его характеру присущи пылкость, порыв, необузданность желаний.
В) Андрею не нравилось жить в Запорожской Сечи.
Г) Андрей на самом деле не любил отца и брата.
Автор добивается создания героического пафоса в повести с помощью:
А) сочувствие ее доли. Б) восхищается ее мужеством.
В) не разделяет убеждений героини. Г) осуждает героиню.
Каким в «Размышлении…» нарисован образ вельможи?
А) сочувственно . Б) сатирически.
В) реалистически. Г) обличительно.
Выделите основную идею части «Княгиня Трубецкая» поэмы «Русские женщины»?
А) трагическая судьба русской женщины.
Б) обличие светского общества.
В) духовное величие русской женщины.
Пафос поэмы можно определить как
А) лирический. Б) трагический.
В) сатирический. Г) героический.
Какими в «Размышлении…» изображены крестьяне?
А) былинными героями. Б) тружениками-кормильцами.
В) нищими и забитыми. Г) обобщенный образ подвижников и страдальцев.
Какой неоднократно повторяющийся в «Размышлении…» мотив связан с образом вельможи?
А)богатства. Б) власти. В) сна.
По мнению Д.Быкова, «женщина в лирике Некрасова обречена, и судьба ее тем трагичнее, катастрофа тем неотвратимее, чем больше внутренняя сила героини».
А) могли бы вы назвать характер княгини Трубецкой обладающим большой внутренней силой? Почему?
Б)что вы знаете о судьбе жен декабристов? Указывает ли что-то в тексте на обреченность, трагичность судьбы героини?
В) в чем заключается смысл поступка жен декабристов?
Н.Скатов утверждает, что поэма «Княгиня Трубецкая» обрывается «кульминационным взрывом».
А) определите лексическое значение слова кульминация.
Б) каким эпизодом заканчивается поэма «Княгиня Трубецкая»? Можно ли назвать его кульминационным?
Тест № 7.
Тест по творчеству Л.Н.Толстого.
Какова главная черта в характере Николеньки?
А) несговорчивость. Б) самонадеянность.
В) высокомерие. Г) склонность к самоанализу.
Почему Николенька плачет, после того как Наталья Савишна попросила у него извинения за свою несдержанность?
А) он продолжает сердиться на Наталью Савишну.
Б) ему стыдно за свои мысли «о доброй старушке».
В) он понимает, что отплатить за обиду не удастся.
Как связаны между собой события внешней и внутренней жизни героя?
А) они описываются параллельно.
Б) Л.Н.Толстой не показывает внутренний мир персонажа.
В) события внутренней и внешней жизни взаимосвязаны.
Почему повесть Л.Н.Толстого «Детство» названа автобиографичной?
А) автор пишет о своих близких.
Б) в повести изображена родовая усадьба графов Толстых.
В) автор описывает свое детство и жизнь в родовой усадьбе.
Какой представляется жизнь в дворянской усадьбе?
А) скучной и безрадостной.
Б) полной и содержательной.
В) суетной и бездуховной.
Г) поэтичной и одухотворенной взаимной любовью.
В чем причина волнений Карла Ивановича?
А) он должен расстаться с детьми.
Б) он может потерять место.
В) считает, что ему были недостаточно признательны.
Почему Наталья Савишна отказалась от «вольной»?
А) решила, что от нее хотят избавиться.
Б) очень сильно любила барышню.
В) и без «вольной» чувствовала себя хозяйкой в доме.
Г) понимала, что ей будет сложно жить в другом месте.
С какой целью Л.Н.Толстой так подробно описывает бытовую сторону жизни героев?
А) это позволяет более глубоко раскрыть характер персонажей.
Б) автор стремится познакомить читателя с обстановкой в доме.
В) Л.Н.Толстой с любовью описывает быт родной усадьбы.
Тест № 8.
Тест по творчеству А.П. Чехова.
Кого из героев можно назвать главным в рассказе «Хамелеон»?
А) Очумелова. Б) Хрюкина. В) щенка. Г) генерала.
Какого авторское отношение к героям рассказа «Хамелеон»?
А) сочувствие. Б) негодование.
В) высмеивание. Г) безразличие.
В чем смысл заглавия рассказа «Хамелеон»?
А) в рассказе высмеивается лицемерие и ханжество.
Б) метафорическое обозначение чиновничества.
В) глубокий метафизический смысл.
Чувство ритма прозы и ее музыкального звучания коренится в:
А) нахождении соответствий прозаического и какого-нибудь музыкального произведения.
Б) грамотном составлении композиции произведения.
В) прекрасном знании и тонком чувстве родного языка.
Какой художественный прием наиболее характерен для новеллистки А.П.Чехова?
А) внутренний монолог. Б) бытописание.
В) психологизм. Г) художественная деталь.
Чем являются в рассказе следующие предметы: «шинель», «лукошко, доверху наполненное крыжовником», «поднятый вверх палец Хрюкина», «узелок в руке»?
А) бытописанием. Б) художественной деталью. В) символом.
Что значит «найти звук» при написании прозаического произведения?
А) найти соответствие музыкального и литературного произведения.
Б) найти ритм прозы и ее основное звучание.
В) сделать так, чтобы каждая часть произведения звучала по-своему и в то же время в унисон с целым.
А.П.Чехов в одном из писем замечал: «Лучше всего избегать описывать душевное состояние героев, нужно стараться, чтобы оно было понятно из действий героев».
А) как бы вы описали душевное состояние полицейского надзирателя Очумелова в рассказе «Хамелеон»? От чего оно зависит?
Б) через какие действия передается душевное состояние Очумелова?