kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по дальневосточной литературе для 8-9 классов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Настоящая программа по дальневосточной литературе для учащихся 8-9 классов общеобразовательных школ является органичным продолжением программ по дальневосточной литературе для учащихся 5, 6, 7 классов. Она основывается на государственном образовательном стандарте по литературе и интегрируется с существующими государственными программами. Программа включает в себя ту часть содержания образования, в которой отражено региональное своеобразие литературы Дальнего Востока.

Предлагаемый вариант программы ориентирует школьников на ознакомление с произведениями известных писателей русской и младописьменной литератур Дальнего Востока в их жанровом и тематическом разнообразии. В ней разработаны сквозные линии углубления ведущих тем, основанных на духовной и нравственной проблематике.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по дальневосточной литературе для 8-9 классов»















































Город Хабаровск Хабаровского края

территориальный, административный округ (город, район, поселок)

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 3» города Хабаровска

полное наименование образовательного учреждения



«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»

Руководитель ШМО Зам. директора по УВР Директор

_______ Л.М.Цыбульник ______ Н.А.Коновалова МАОУ «СШ № 3»

Протокол № _____ « ___» _______ 2015г. _______ Ющенко И.Ю.

от « ___» ____ 2015г. « ___» _______ 2015г.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


По дальневосточной литературе

указать предмет, курс, модуль

Уровень базовый

базовый, профильный

Учитель Олейник Татьяна Владимировна

Учитель


Программа разработана на основе

Программы по региональной литературе, 8-9 класс, под редакцией Л.С.Гудковой, Г.Н., ХК ИППК ПК, Хабаровск, 1998

Указать государственную программу, издательство, год издания






Структура документа


Программа включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов; требования к уровню подготовки.

Рабочая программа разработана с учетом изменений, внесенных авторами-составителями в новые издания пособий-хрестоматий по дальневосточной литературе. Основу содержания составляют чтение и изучение художественных и публицистических произведений, представляющих литературу дальнего Востока в ее тематическом и жанровом разнообразии.

Выбор авторов и произведений соответствует возрастным особенностям учащихся 8-9 класса. Знакомство с дальневосточной литературой осуществляется в контексте изучения русской литературы в целом.


1. Пояснительная записка


Настоящая программа по дальневосточной литературе для учащихся 8-9 классов общеобразовательных школ является органичным продолжением программ по дальневосточной литературе для учащихся 5, 6, 7 классов. Она основывается на государственном образовательном стандарте по литературе и интегрируется с существующими государственными программами. Программа включает в себя ту часть содержания образования, в которой отражено региональное своеобразие литературы Дальнего Востока.

Предлагаемый вариант программы ориентирует школьников на ознакомление с произведениями известных писателей русской и младописьменной литератур Дальнего Востока в их жанровом и тематическом разнообразии. В ней разработаны сквозные линии углубления ведущих тем, основанных на духовной и нравственной проблематике.


2. Характеристика учебного предмета


Цель учебного курса - способствовать духовному становлению личности, развитию интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, необходимых для успешной самореализации личности.

Цель литературного образования определяет характер конкретных задач, которые решаются на уроках литературы:

  • формировать умения читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;

  • помочь овладеть возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в любом речевом высказывании;

  • воспитывать гражданина, патриота родного края на образцах произведений дальневосточных авторов.

Учебный курс опирается как на изучение целостного текста художественного произведения, так и на обзорное изучение; строится на историко-литературной основе. Региональный компонент литературного образования предусматривает знакомство учащихся с жанром очерка (художественного, путевого, географического и др.) С.В. Максимова, И.А. Гончарова, Н.М. Пржевальского, А.П. Чехова, изучение произведений дальневосточных классиков: В.К.Арсеньева, В. Сысоева, С.П. Кучеренко, Ю.А. Шестаковой, обращение к поэзии П.Комарова, С Смолякова, А. Пассара, К. Бельды и др.

Обращение к произведениям дальневосточных авторов позволит сформировать у учащихся представление о дальневосточной литературе как о социокультурном феномене, жизнеспособной ветви мирового древа культуры, занимающем важное место в жизни региона и России.

Параллельность изучения российской и зарубежной литературы и региональной, как их составляющей, позволит показать единство и незыблемость общечеловеческих духовных ценностей.

Программой предусмотрено на основе заложенных в нее художественных произведений углубление знаний о литературе и специальных умений, определенных федеральным образовательным стандартом.

В нем уделено внимание теории литературы, учтены основные нормы контроля: виды письменных работ, заучивание наизусть; определено соотношение текстового, фрагментарного, обзорного изучения литературных произведений; предусмотрены рекомендации для самостоятельного чтения учащихся. Календарно-тематическое планирование для 8-9 классов построено на основе принципа историзма. При изучении современной литературы выбор авторов и произведений определяется учителем на основе теоретического материала учебного пособия.


3. Место предмета в базисном учебном плане


За счет вариативной части базисного учебного плана на изучение дальневосточной литературы выделено:


класс

Количество часов в неделю

Количество часов в год

8

1

34

9

1

34


4. Содержание программы

8 класс

Раздел I. Дальний Восток в документально-художественной прозе XIX века.

С.В. Максимов. «На востоке. Путь на Амур». Образ рассказчика в очерке и его гражданская позиция. Национальный колорит Японии в очерке. Художественное своеобразие очерков С.В. Максимова.

И.А. Гончаров. «Фрегат «Паллада». Роль детали в очерке. Авторская позиция и ее роль в произведении.

Н.М. Пржевальский. «Путешествие в Уссурийском крае. 1867-1869 гг.». Глава VI. Композиция очерка. Мастерство Н.М. Пржевальского-пейзажиста. Героический образ повествователя. Художественное своеобразие географических очерков Н.М. Пржевальского.

Раздел II. Русская литература на ДВ (XX век)

Т.М. Борисов. «Сын орла». Притягательная красота Дальнего Востока в повести. Поэтический мир Плеуна.

Вс.Н. Иванов. «Ночь царя Петра». Соотношение семейной и государственной темы. Взаимоотношение отцов и детей. Необходимость петровских преобразований. Отражение реформ в повести. Современные проблемы в повести.

Н.Д. Наволочкин. «Амурские версты». Тема освоения и заселения русскими людьми Приамурья. Образы простых людей, солдат и казаков. Сочувственное отношение автора к их бесправному положению. Офицеры в романе. Патриотический подвиг первопроходцев.

В.А. Руссков. «Среди долины ровныя…». Тема и идея повести. Смысл заглавия. Образ повествователя в повести.

Ю.А. Шестакова. «Трудное счастье». Особенности жанра и композиции. Роль речевых характеристик в создании образов основных персонажей произведения.

Образ повествователя.

П.С. Комаров. Патриотическая поэзия о родном крае.

С.А. Смоляков. Традиционные образы в поэзии дальневосточника.

В.С. Еращенко. Тема землепроходцев в стихах. Неповторимый национальный колорит лирики.

Теория литературы. Верлибр - свободный нерифмованный стих

9 класс

Раздел I. Литература коренных народов.

Джансн Кимонко. «Там, где бежит Сукпай». Развитие автобиографической прозы. Первые впечатления детства. Детские игры-подражания охоте взрослых. Сцены из жизни охотников-рыболовов. Обычаи и обряды. Взросление героя. Радости и беды жизни маленького народа. Лиризм повествования. Включение фольклорного материала Элементы ритмически организованной прозы.

Владимир Санги. Повесть «Изгин». Глубокий смысл связи жизни человека и природы Образ Изгина. Сложный, цельный и искренний характер старого охотника-нивха, понимающего и любящего природу. Дружба с лисовином. Любовь к жизни. Тема природы. Поэтическое своеобразие повести, особенности композиции. Значение эпиграфа.

Поэзия А. Пассара, Г. Бельды, К. Бельды, М.Дечули. Тема любви к родному краю, бережного, доброго отношения к окружающему миру, природе, человеку. Искренность чувства, лиризм, поэтическое своеобразие.

Раздел ll. Современная литературная ситуация на Дальнем Востоке.

Проза

В. Клипель. Военная и философская проза.

С.П.Кучеренко. Дальневосточная природа в творчестве.

В.В.Сукачев. «Военная».

К. Партыка. Жанровое своеобразие произведений.

Дальневосточная поэзия 80-х – 90-х годов.

В. Еращенко. Историческая и культурная память в стихотворениях В.Еращенко.

М.Асламов. Своеобразие поэтических образов в стихотворениях.

В.Тряпша. Народно-поэтический мир в стихотворениях.

Лирика Л.Магистровой.

Обзор журнала «Дальний Восток».


5. Требования к уровню подготовки обучающихся


В результате изучения литературы ученик должен

знать и понимать:

- образную природу словесного искусства;

- содержание изученных литературных произведений Дальнего Востока;

уметь:

оспринимать и анализировать художественный текст;

- выделять смысловые части художественного текста;

- определять род и жанр литературного произведения;

- выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику герою.

- сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;

- выделять авторскую позицию.

- выражать свое отношение к прочитанному;

- выразительно читать произведение (или фрагмент), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

- владеть различными видами пересказа;

- строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

- участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою;

- писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях



Раздел V. Учебно-методический комплект

Учебник:

  • Учебное пособие-хрестоматия для 8-9 классов общеобразовательных учреждений. Хабаровск, издательский дом «Частная коллекция», 2005 г.

Литература и полезные ссылки:

  • Фундаментальное ядро содержания общего образования. М.: 2009.

  • Журнал «Дальний Восток», любые издания.

  • Литературный путеводитель. Хабаровские писатели: судьба и творчество. – Хабаровск, 2004.

  • У вечного огня: Писатели-дальневосточники о Великой Отечественной войне. – Хабаровск: ИД «Дальний Восток», 2010.

  • Этот день мы приближали: Писатели-дальневосточники о Великой Отечественной войне. – Хабаровск: ИД «Дальний Восток», 2004.

  • Художественный фильм «Дерсу Узала» http://www.youtube.com/watch?v=e4Qn6JkZJEc

  • http://www.youtube.com/watch?v=Fupkyd1NJjA Документальный фильм «Любить полосатого зверя»

  • Дальневосточные писатели XXI века http://dvlit.ucoz.ru/forum/6-38-1

  • Владимир Иванович Клипель http://ru.wikipedia.org/




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Рабочая программа по дальневосточной литературе для 8-9 классов

Автор: Олейник Татьяна Владимировна

Дата: 05.12.2015

Номер свидетельства: 262233

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства