Рабочая программа по дальневосточной литературе для 8-9 классов
Рабочая программа по дальневосточной литературе для 8-9 классов
Настоящая программа по дальневосточной литературе для учащихся 8-9 классов общеобразовательных школ является органичным продолжением программ по дальневосточной литературе для учащихся 5, 6, 7 классов. Она основывается на государственном образовательном стандарте по литературе и интегрируется с существующими государственными программами. Программа включает в себя ту часть содержания образования, в которой отражено региональное своеобразие литературы Дальнего Востока.
Предлагаемый вариант программы ориентирует школьников на ознакомление с произведениями известных писателей русской и младописьменной литератур Дальнего Востока в их жанровом и тематическом разнообразии. В ней разработаны сквозные линии углубления ведущих тем, основанных на духовной и нравственной проблематике.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Программы по региональной литературе, 8-9 класс, под редакцией Л.С.Гудковой, Г.Н., ХК ИППК ПК, Хабаровск, 1998
Указать государственную программу, издательство, год издания
Структура документа
Программа включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов; требования к уровню подготовки.
Рабочая программа разработана с учетом изменений, внесенных авторами-составителями в новые издания пособий-хрестоматий по дальневосточной литературе. Основу содержания составляют чтение и изучение художественных и публицистических произведений, представляющих литературу дальнего Востока в ее тематическом и жанровом разнообразии.
Выбор авторов и произведений соответствует возрастным особенностям учащихся 8-9 класса. Знакомство с дальневосточной литературой осуществляется в контексте изучения русской литературы в целом.
1. Пояснительная записка
Настоящая программа по дальневосточной литературе для учащихся 8-9 классов общеобразовательных школ является органичным продолжением программ по дальневосточной литературе для учащихся 5, 6, 7 классов. Она основывается на государственном образовательном стандарте по литературе и интегрируется с существующими государственными программами. Программа включает в себя ту часть содержания образования, в которой отражено региональное своеобразие литературы Дальнего Востока.
Предлагаемый вариант программы ориентирует школьников на ознакомление с произведениями известных писателей русской и младописьменной литератур Дальнего Востока в их жанровом и тематическом разнообразии. В ней разработаны сквозные линии углубления ведущих тем, основанных на духовной и нравственной проблематике.
2. Характеристика учебного предмета
Цель учебного курса - способствовать духовному становлению личности, развитию интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, необходимых для успешной самореализации личности.
Цель литературного образования определяет характер конкретных задач, которые решаются на уроках литературы:
формировать умения читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;
помочь овладеть возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в любом речевом высказывании;
воспитывать гражданина, патриота родного края на образцах произведений дальневосточных авторов.
Учебный курс опирается как на изучение целостного текста художественного произведения, так и на обзорное изучение; строится на историко-литературной основе. Региональный компонент литературного образования предусматривает знакомство учащихся с жанром очерка (художественного, путевого, географического и др.) С.В. Максимова, И.А. Гончарова, Н.М. Пржевальского, А.П. Чехова, изучение произведений дальневосточных классиков: В.К.Арсеньева, В. Сысоева, С.П. Кучеренко, Ю.А. Шестаковой, обращение к поэзии П.Комарова, С Смолякова, А. Пассара, К. Бельды и др.
Обращение к произведениям дальневосточных авторов позволит сформировать у учащихся представление о дальневосточной литературе как о социокультурном феномене, жизнеспособной ветви мирового древа культуры, занимающем важное место в жизни региона и России.
Параллельность изучения российской и зарубежной литературы и региональной, как их составляющей, позволит показать единство и незыблемость общечеловеческих духовных ценностей.
Программой предусмотрено на основе заложенных в нее художественных произведений углубление знаний о литературе и специальных умений, определенных федеральным образовательным стандартом.
В нем уделено внимание теории литературы, учтены основные нормы контроля: виды письменных работ, заучивание наизусть; определено соотношение текстового, фрагментарного, обзорного изучения литературных произведений; предусмотрены рекомендации для самостоятельного чтения учащихся. Календарно-тематическое планирование для 8-9 классов построено на основе принципа историзма. При изучении современной литературы выбор авторов и произведений определяется учителем на основе теоретического материала учебного пособия.
3. Место предмета в базисном учебном плане
За счет вариативной части базисного учебного плана на изучение дальневосточной литературы выделено:
класс
Количество часов в неделю
Количество часов в год
8
1
34
9
1
34
4. Содержание программы
8 класс
Раздел I. Дальний Восток в документально-художественной прозе XIX века.
С.В. Максимов. «На востоке. Путь на Амур». Образ рассказчика в очерке и его гражданская позиция. Национальный колорит Японии в очерке. Художественное своеобразие очерков С.В. Максимова.
И.А. Гончаров. «Фрегат «Паллада». Роль детали в очерке. Авторская позиция и ее роль в произведении.
Н.М. Пржевальский. «Путешествие в Уссурийском крае. 1867-1869 гг.». Глава VI. Композиция очерка. Мастерство Н.М. Пржевальского-пейзажиста. Героический образ повествователя. Художественное своеобразие географических очерков Н.М. Пржевальского.
Раздел II. Русская литература на ДВ (XX век)
Т.М. Борисов. «Сын орла». Притягательная красота Дальнего Востока в повести. Поэтический мир Плеуна.
Вс.Н. Иванов. «Ночь царя Петра». Соотношение семейной и государственной темы. Взаимоотношение отцов и детей. Необходимость петровских преобразований. Отражение реформ в повести. Современные проблемы в повести.
Н.Д. Наволочкин. «Амурские версты». Тема освоения и заселения русскими людьми Приамурья. Образы простых людей, солдат и казаков. Сочувственное отношение автора к их бесправному положению. Офицеры в романе. Патриотический подвиг первопроходцев.
В.А. Руссков. «Среди долины ровныя…». Тема и идея повести. Смысл заглавия. Образ повествователя в повести.
Ю.А. Шестакова. «Трудное счастье». Особенности жанра и композиции. Роль речевых характеристик в создании образов основных персонажей произведения.
Образ повествователя.
П.С. Комаров. Патриотическая поэзия о родном крае.
С.А. Смоляков. Традиционные образы в поэзии дальневосточника.
В.С. Еращенко. Тема землепроходцев в стихах. Неповторимый национальный колорит лирики.
Теория литературы. Верлибр - свободный нерифмованный стих
9 класс
Раздел I. Литература коренных народов.
Джансн Кимонко. «Там, где бежит Сукпай». Развитие автобиографической прозы. Первые впечатления детства. Детские игры-подражания охоте взрослых. Сцены из жизни охотников-рыболовов. Обычаи и обряды. Взросление героя. Радости и беды жизни маленького народа. Лиризм повествования. Включение фольклорного материала Элементы ритмически организованной прозы.
Владимир Санги. Повесть «Изгин». Глубокий смысл связи жизни человека и природы Образ Изгина. Сложный, цельный и искренний характер старого охотника-нивха, понимающего и любящего природу. Дружба с лисовином. Любовь к жизни. Тема природы. Поэтическое своеобразие повести, особенности композиции. Значение эпиграфа.
Поэзия А. Пассара, Г. Бельды, К. Бельды, М.Дечули. Тема любви к родному краю, бережного, доброго отношения к окружающему миру, природе, человеку. Искренность чувства, лиризм, поэтическое своеобразие.
Раздел ll. Современная литературная ситуация на Дальнем Востоке.
Проза
В. Клипель. Военная и философская проза.
С.П.Кучеренко. Дальневосточная природа в творчестве.
В.В.Сукачев. «Военная».
К. Партыка. Жанровое своеобразие произведений.
Дальневосточная поэзия 80-х – 90-х годов.
В. Еращенко. Историческая и культурная память в стихотворениях В.Еращенко.
М.Асламов. Своеобразие поэтических образов в стихотворениях.
В.Тряпша. Народно-поэтический мир в стихотворениях.
Лирика Л.Магистровой.
Обзор журнала «Дальний Восток».
5. Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения литературы ученик должен
знать и понимать:
- образную природу словесного искусства;
- содержание изученных литературных произведений Дальнего Востока;
уметь:
-воспринимать и анализировать художественный текст;
- выделять смысловые части художественного текста;
- определять род и жанр литературного произведения;