Рабочая программа и тематическое планирование по литературе для 6 класса под редакцией В.Я.Коровиной
Рабочая программа и тематическое планирование по литературе для 6 класса под редакцией В.Я.Коровиной
Цель программы обучения: Приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Расширение круга чтения, повышение качества чтения. Уровня восприятия художественного текста.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа и тематическое планирование по литературе для 6 класса под редакцией В.Я.Коровиной»
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Полное наименование программы
Рабочая программа по русскому языку в 6 классе по литературе на 2014 – 2015 учебный год
Разработчик программы
Киосева Елена Николаевна, учитель русского языка и литературы, стаж – 9 лет
Нормативно-правовые документы,
базовые государственные программы (по видам), авторские программы и технологии, положенные в основу Рабочей программы педагога
Рабочая программа учебного курса литературы для 6 класса составлена на основе Примерной программы основного общего образования по литературе (2004) и программы курса литературы для учащихся 6 классов общеобразовательных учреждений автора Коровиной В.Я. (2013года)
Цель программы
Цель программы обучения:
Приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и
зарубежной литературы. Расширение круга чтения, повышение качества чтения.
Уровня восприятия художественного текста
Задачи программы (образовательные, коррекционно-развивающие, воспитательные)
Задачи программы обучения:
- развить потребность у учащихся в чтении, в книге;
- развивать эмоциональное восприятие текста;
- овладение грамотным анализом прочитанного художественного произведения.
- применять на практике полученные знания (пересказ, сочинение рассказов)
- создавать творческие работы, связанные с анализом личности героя: письма,
журналы, биографии
Ожидаемые конечные результаты реализации программы
Учащиеся должны знать:
- авторов и содержание изученных художественных произведений;
- основные теоретические понятия, предусмотренные программой: фольклор,
устное и творчество; жанры фольклора; постоянные эпитеты, гипербола,
сравнение; летопись на представления); роды литературы: эпос, лирика,
драма; жанры литературы (начальные представления); баллада (начальные
представления); литературная сказка; стихотворная и прозаическая ре рифма,
способы рифмовки; метафора, звукопись и аллитерация; фантастика в
Использование ИКТ-технологий при освоении детьми программы
Презентации, электронные тренажеры, программы OMS, интернет – ресурсы
Подпись _________________________
Дата заполнения паспорта программы: 27.08.2014 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного курса литературы для 6 класса (далее Рабочая программа) составлена на основе Примерной программы основного общего образования по литературе (2004) и программы курса литературы для учащихся 6 классов общеобразовательных учреждений автора Коровиной В.Я. (2008 года).
Программа рассчитана на 68 часов, в неделю – 2 часа.
Содержание программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует образовательной программе школы. Она включает все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного стандарта общего образования (2004) и программы по литературе 5-11 классы (автор В.Я. Корвина. – М.: Просвещение, 2008 г.)
Программа включает в себя произведения русской и зарубежной классики, поднимающие вечные проблемы. В курсе 6 класса программа затрагивает ведущую проблему: художественное произведение и его автор. Характеры героев.
Содержание школьного литературного образования концентрично – оно включает в себя два больших концентра (5-9 и 10-11 классы). Внутри первого концентра 3 возрастные группы (5-6 , 7-8 классы и 9 класс).
Ученики 6 класса активно воспринимают прочитанный текст, но недостаточно владеет техникой чтения. Поэтому рабочей программой предусмотрено уделять больше внимания чтению вслух, обучение чтению на уроке.
Цель программы обучения:
Приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Расширение круга чтения, повышение качества чтения. Уровня восприятия художественного текста.
Задачи программы обучения:
развить потребность у учащихся в чтении, в книге;
развивать эмоциональное восприятие текста;
овладение грамотным анализом прочитанного художественного произведения.
применять на практике полученные знания (пересказ, сочинение рассказов)
создавать творческие работы, связанные с анализом личности героя: письма, журналы, биографии.
Для реализации рабочей программы используется учебно-методический комплекс:
1) Учебник. Литература 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений в двух частях под ред. В.Я. Коровиной, 14 изд. – М.: «П», 2007., 1 ч. – 319 с., 2 ч. – 318 с.
2) Программы общеобразовательных учреждений. Литература. Под ред. Коровиной В.Я. – М.: «П», 2008. – 252 с.
3) М.П. Полухина М.П. и др. Литература 6 класс. Методические советы. Под ред. Коровиной В.Я. – М.: Просвещение, 2008. – 243 с.
Виды контроля:
промежуточный: пересказ (подробный, сжатый, выборочный), выразительное чтение, развернутый ответ на вопрос, анализ эпизода, комментирование, характеристика литературного героя, инсценирование;
итоговый (за полугодие): тест, включающий задания (с выбором ответа, проверяющий начитанность учащихся, знание теоретико-литературных понятий.
3. Содержание тем учебного курса.
Введение.(1ч)
Художественное произведение. Содержание и форма.
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО(4ч)
Обрядовый фольклор. Произведения обрядового фольклора: колядки, веснянки, масленичные, летние и осенние обрядовые песни. Эстетическое значение обрядового фольклора.
Пословицы и поговорки. Загадки — малые жанры устного народного творчества. Народная мудрость. Краткость и простота, меткость и выразительность. Многообразие тем. Прямой и переносный смысл пословиц и поговорок. Афористичность загадок.
Теория литературы. Обрядовый фольклор (начальные представления). Малые жанры фольклора: пословицы и поговорки, загадки.
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (1ч)
«Повесть временных лет», «Сказание о белгородском киселе».
Русская летопись. Отражение исторических событий и вымысел, отражение народных идеалов (патриотизма, ума находчивости).
Теория литературы. Летопись (развитие представления)
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ 18 ВЕКА. (1ч) Русские басни. Иван Иванович Дмитриев. «Муха» противопоставление труда и безделья. Смех над ленью и хвастовством.
Теория литературы. Мораль, аллегория, иносказание
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА.(47ч)
Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о писателе-баснописце.
Басни «Листы и Корни», «Ларчик», «Осел и Соловей». Крылов о равном участии власти и народа в достижении общественного блага. Басня «Ларчик» - пример критики мнимого «механика мудреца» и неумелого хвастуна. Басня «Осел и Соловей» - комическое изображение невежественного судьи, глухого к произведениям истинного искусства.
Теория литературы. Басня. Аллегория (развитие представлений).
Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о писателе. «Узник». вольнолюбивые устремления поэта. Народно-поэтический колорит стихотворения. «Зимнее утро». Мотивы единства красоты человека и красоты природы, красоты жизни. Радостное восприятие окружающей природы. Роль антитезы в композиции произведения. Интонация как средство выражения поэтической идеи.
«И. И. Пущину». Светлое чувство дружбы — помощь в суровых испытаниях. Художественные особенности стихотворного послания. «Зимняя дорога». Приметы зимнего пейзажа (волнистые туманы, луна, зимняя дорога, тройка, колокольчик однозвучный, песня ямщика), навевающие грусть. Ожидание домашнего уюта, тепла, нежности любимой подруги. Тема жизненного пути.
«Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Книга (цикл) повестей. Повествование от лица вымышленного автора как художественный прием.
«Барышня-крестьянка». Сюжет и герои повести. Прием антитезы в сюжетной организации повести. Пародирование романтических тем и мотивов. Лицо и маска. Роль случая в композиции повести. «Выстрел». Образ мнимого романтика- мстителя.
«Дубровский». Изображение русского барства. Дубровский-старший и Троекуров. Протест Владимира Дубровского против беззакония и несправедливости. Бунт крестьян. Осуждение произвола и деспотизма, защита чести, независимости личности. Романтическая история любви Владимира и Маши. Авторское отношение к героям.
Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте «Тучи». Чувство одиночества и тоски, любовь поэта-изгнанника к оставляемой им Родине. Прием сравнения как основа построения стихотворения. Особенности интонации.
«Листок», «На севере диком...», «Утес», «Три пальмы»Тема красоты, гармонии человека с миром. Особенности сражения темы одиночества в лирике Лермонтова.
Теория литературы. Антитеза. Двусложные (ямб, хорей) и трехсложные (дактиль, амфибрахий, анапест) размеры стиха (начальные понятия). Поэтическая интонация ( начальные представления).
Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе.
«Бежин луг». Сочувственное отношение к крестьянским детям. Портреты и рассказы мальчиков, их духовный мир. Пытливость, любознательность, впечатлительность. Роль картин природы в рассказе.
Федор Иванович Тютчев. Рассказ о поэте.
Стихотворения «Листья», «Неохотно и несмело...». Передача сложных, переходных состояний природы, запечатлевающих противоречивые чувства в душе поэта. Сочетание космического масштаба и конкретных деталей в изображении природы. «Листья» — символ краткой, но яркой жизни. «С поляны коршун поднялся...». Противопоставление судеб человека и коршуна: свободный полет коршуна и земная обреченность человека.
Афанасий Афанасьевич Фет. Рассказ о поэте.
Стихотворения: «Ель рукавом мне тропинку завесила...», «Опять незримые усилья...», «Еще майская ночь», «Учись у них — у дуба, у березы...». Жизнеутверждающее начало в лирике Фета. Природа как воплощение прекрасного. Эстетизация конкретной детали. Чувственный характер лирики и ее утонченный психологизм. Мимолетное и неуловимое как черты изображения природы. Переплетение и взаимодействие тем природы и любви. Природа как естественный мир истинной красоты, служащий прообразом для искусства. Гармоничность и музыкальность поэтической речи Фета. Краски и звуки в пейзажной лирике.
Теория литературы. Пейзажная лирика (развитие понятия).
Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о жизни поэта.
Историческая поэма «Дедушка». Изображение декабриста в поэзии. Героизация декабристской темы и поэтизация христианской жертвенности в исторической поэме.
«Железная дорога». Картины подневольного труда. Народ — созидатель духовных и материальных ценностей. Мечта поэта о «прекрасной поре» в жизни народа. Своеобразие композиции стихотворения. Роль пейзажа. Значение эпиграфа. Сочетание реальных и фантастических картин. Диалог-спор. Значение риторических вопросов в стихотворении.
Теория литературы. Стихотворные размеры (закрепление понятия). Диалог. Строфа (начальные представления).
Николай Семенович Лесков. Краткий рассказ о писателе.
«Левша». Гордость писателя за народ, его трудолюбие, талантливость, патриотизм. Горькое чувство от его униженности и бесправия. Едкая насмешка над царскими чиновниками. Особенности языка произведения. Комический эффект, создаваемый игрой слов, народной этимологией. Сказовая форма повествования.
Теория литературы. Сказ как форма повествования (начальные представления). Ирония (начальные представления).
Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.
«Толстый и тонкий». Речь героев как источник юмора. Юмористическая ситуация. Разоблачение лицемерия. Роль художественной детали.
Теория литературы. Юмор (развитие понятия).
Родная природа в стихотворениях русских поэтов
Я. Полонский. «По горам две хмурых тучи...», «Посмотри, какая мгла...»; Е. Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист...», «Чудный град...»; А. Толстой. «Где гнутся над нутом лозы...».
Выражение переживаний и мироощущения в стихотворениях о родной природе. Художественные средства, передающие различные состояния в пейзажной лирике.
Теория литературы. Лирика как род литературы развитие представления.
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА(30ч)
Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.
«Неизвестный цветок». Прекрасное вокруг нас. «Ни на кого не похожие» герои А. Платонова.
Александр Степанович Грин. Краткий рассказ о писателе.
«Алые паруса». Жестокая реальность и романтическая мечта в повести. Душевная чистота главных героев. Отношение автора к героям.
Михаил Михайлович Пришвин. Краткий рассказ о писателе.
«Кладовая солнца». Вера писателя в человека, доброго имудрого хозяина природы. Нравственная суть взаимоотношений Насти и Митраши. Одухотворение природы, ее участие в судьбе героев. Смысл рассказа о ели и сосне, растущих вместе. Сказка и быль в «Кладовой солнца». Смысл названия произведения.
Теория литературы. Символическое содержание пейзажных образов.
Произведения о Великой Отечественной войне
К. М. Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...»; Д. С. Самойлов. «Сороковые».
Стихотворения, рассказывающие о солдатских буднях, пробуждающие чувство скорбной памяти о павших на полях сражений и обостряющие чувство любви к Родине, ответственности за нее в годы жестоких испытаний.
Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.
«Конь с розовой гривой». Изображение быта и жизни сибирской деревни в предвоенные годы. Нравственные проблемы рассказа — честность, доброта, понятие долга. Юмор в рассказе. Яркость и самобытность героев (Санька Левонтьев, бабушка Катерина Петровна), особенности использования народной речи.
Теория литературы. Речевая характеристика героя.
Валентин Григорьевич Распутин. Краткий рассказ о писателе.
«Уроки французского». Отражение в повести трудностей военного времени. Жажда знаний, нравственная стойкость, чувство собственного достоинства, свойственные юному герою. Душевная щедрость учительницы, ее роль в жизни мальчика.
Теория литературы. Рассказ, сюжет (развитие понятий). Герой-повествователь (развитие понятия).
Николай Михайлович Рубцов. Краткий рассказ о поэте.
«Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице». Тема Родины в поэзии Рубцова. Человек и природа в «тихой» лирике Рубцова.
Фазиль Искандер. Краткий рассказ о писателе.
«Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера. Чувство юмора как одно из ценных качеств человека.
Родная природа в русской поэзии XX века
А. Блок. «Летний вечер», «О, как безумно за окном...» С. Есенин. «Мелколесье. Степь и дали...», «Пороша»; А.. Ахматова. «Перед весной бывают дни такие...».
Чувство радости и печали, любви к родной природе родине в стихотворных произведениях поэтов XX век Связь ритмики и мелодики стиха с эмоциональным состоянием, выраженным в стихотворении. Поэтизация родне природы.
Писатели улыбаются
Василий Макарович Шукшин Рассказы «Срезал» и «Критики». Особенности шукшинских героев – «чудиков».
Кайсын Кулиев. «Когда на меня навалилась беда», «Каким бы малым ни был мой народ». Родина как источник сил для преодоления испытаний судьбы.
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА (18ч)
Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла (в переложении Куна): «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид».
Геродот. «Легенда об Арионе».
Теория литературы. Миф. Отличие мифа от сказки.
Гомер. Краткий рассказ о Гомере. «Одиссея», «Илиада»как эпические поэмы. Изображение героев и героические подвиги в «Илиаде». Стихия Одиссея — борьба, преодоление препятствий, познание неизвестного. Храбрость, сметливость (хитроумие) Одиссея. Одиссей — мудрый правитель, любящий муж и отец. На острове циклопов. Полифем. «Одиссея» — песня о героических подвигах, мужественных героях.
Теория литературы. Понятие о героическом эпосе (начальные представления).
Произведения зарубежных писателей
Мигель Сервантес Сааведра. Роман « Дон Кихот». Проблема ложных и истинных идеалов
Фридрих Шиллер. Рассказ о писателе.
Баллада «Перчатка». Повествование о феодальных нравах. Любовь как благородство и своевольный, бесчеловечный каприз. Рыцарь — герой, отвергающий награду и защищающий личное достоинство и честь.
Проспер Мериме. Рассказ о писателе.
Новелла «Маттео Фальконе». Изображение дикой природы. Превосходство естественной, «простой» жизни и исторически сложившихся устоев над цивилизованной с ее порочными нравами. Романтический сюжет и его реалистическое воплощение.
Марк Твен. «Приключения Гекльберри Финна». Сходство и различие характеров Тома и Гека, их поведение в критических ситуациях. Юмор в произведении.
Антуан де Сент-Экзюпери. Рассказ о писателе.
«Маленький принц» как философская сказка и мудрая притча. Мечта о естественном отношении к вещам и людям. Чистота восприятий мира как величайшая ценность. Утверждение всечеловеческих истин. (Для внеклассного чтения).
Теория литературы. Притча (начальные представления).
4.Требования к уровню подготовки учащихся за курс литературы 6 класса.
В результате изучения литературы ученик должен знать:
содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;
наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);
основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
основные теоретико-литературные понятия;
уметь:
работать с книгой
определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
выявлять авторскую позицию;
выражать свое отношение к прочитанному;
выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
владеть различными видами пересказа;
строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою.
Перечень учебно-методического обеспечения.
Для учащихся:
1.Коровина В.Я, В.П. Полухина. и др. Литература: Учебник-хрестоматия для 6 класса: В 2ч. - М.: Просвещение, 2013.
2.Литература: 6 класс: Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на CD-ROM /Сост. В.Я.Коровина, В.П..Журавлев, В.И.Коровин. - М.: Просвещение, 2013.
3.Альбеткова Р.И. Учимся читать лирическое произведение. - М.: Дрофа, 2007.
4.Коровина В.Я. и др. Читаем, думаем, спорим ...: Дидактический материал по литературе: 5 класс. - М.: Просвещение, 2008.
3.Н.В Егорова. Поурочные разработки по литературе: 6 класс, -М: ВАКО, 2012
4.Беляева Н.В. Уроки изучения лирики в школе: Теория и практика дифференцированного подхода к учащимся: Книга для учителя литературы / Н.В. Беляева. - М.: Вербум, 2004.
5.Демиденко Е.Л. Новые контрольные и проверочные работы по литературе. 5-9 классы. - М.: Дрофа, 2012.
6.Тумина Л.Е. Творческие задания. 5-7 классы. - М.: Дрофа, 2007.
Мультимедийная поддержка
1. Литература: 6 класс: Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на CD-ROM / Сост. В.Я.Коровина, В.П..Журавлев, В.И.Коровин. - М.: Просвещение, 2013.
3.Авторские презентации
4.Интернет- ресурсы:
http://school-collection.edu.ru/
Календарно- тематическое планирование. Литература 6 класс (68ч.)
№
Раздел. Тема урока
Часы
Тип, форма урока
Характеристика основных видов деятельности учащихся
УУД
Текущий и промежуточный контроль
ИКТ
Дата
Примечание
1
Введение. Художественное произведение. Содержание и форма
1
Урок первичного предъявления новых знаний
Входной контроль. беседа
2. Устное народное творчество
2
Обрядовый фольклор. Обрядовые песни.
1
Внеклассное чтение
Урок-«посиделки»
Текущий:
опрос
Фонохрестоматия
(ФХ)
3
Калмыцкие и турецкие пословицы и поговорки как малый жанр фольклора
1
Комбиниров.
беседа
ФХ
4
Калмыцкие и турецкие обрядовые песни.
1
презентация
3 Из древнерусской литературы
5
Русские летописи. «Повесть временных лет», «Сказание о белгородском киселе»
1
Изучение нового мат.
практикум
текущий
Отв. на вопросы
Выраз. чт.
ФХ
4. Из русской литературы 18 века
6
Русские басни. И. И. Дмитриев «Муха»
1
беседа
ФХ
5. Из русской литературы 19 века
7
Баснописец И. Крылов. « Листы и корни». «Ларчик»
1
Изучение нового
практикум
Презентация , ФХ
8
«Осел и Соловей»
1
ФХ
9
А. С. Пушкин. «Узник» как выражение вольнолюбивых устремлений поэта
1
Изучение нового
беседа
Текущий: опрос, выраз чтение, анализ стих.
Презентация. ФХ
10
А. С Пушкин Тема и поэтическая идея стихотворения «Зимнее утро»
1
ФХ
11
Тема дружбы в стихотворении «И. И. Пущину»
1
ФХ
12
А.С.Пушкина «Калмычке»
1
ФХ
13
«Дубровский» Картины жизни русского барства
1
Комбинир.
практикум
Рассказ по плану, пересказ
Презентация.ФХ
14
Протест Владимира Дубровского против несправедливых порядков и произвола
1
практикум
Отв на вопр
15
Анализ эпизода «Пожар в Кистеневке»
1
Комбинир.
Анализ эпизода
16
Романтическая история любви Дубровского и Маши Троекуровой
1
Отв на вопр., тесты
17
Рр . сочинение «Сравнительная характеристика двух помещиков в повести «Дубровский»