Пояснительная записка
Рабочая программа по письму и развитию речи для 6х классов составлена на основе авторской учебной программы по письму и развитию речи для 5-9 классов специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида. Автор программы М. Н. Петрова под редакцией В. В. Воронковой. Москва: «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2011 год.
Данная программа разработана в связи с несоответствием количества часов, отведённых в учебном плане коррекционной школы и в авторской программе: в учебном плане коррекционной школы для надомного обучения – 2 часа в неделю (68 часов в год), в авторской государственной программе – 4 часа в неделю (136 часов в год).
В авторской программе не предусмотрено распределение часов по темам, поэтому возникла необходимость распределить часы по темам в рабочей программе.
Задачи:
Учащиеся должны:
— овладеть навыками правильного, беглого и выразительного чтения доступных их пониманию произведений или отрывков из произведений русских и зарубежных классиков и современных писателей;
— получить достаточно прочные навыки грамотного письма на основе изучения элементарного курса грамматики;
— научиться правильно и последовательно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
— быть социально адаптированными в плане общего развития и сформированности нравственных качеств.
Специальная задача коррекции речи и мышленияшкольников с психическим недоразвитием является составной частью учебного процесса и решается при формировании у них знаний, умений и навыков, воспитания личности.
Таблица тематического распределения количества часов
№ п/п | Разделы, темы | Количество часов |
Авторская программа | Рабочая программа |
1 | Устное народное творчество | | 3 |
2 | Сказки | | 8 |
3 | Картины родной природы | | 11 |
4 | О друзьях товарищах | | 6 |
5 | Басни И.А. Крылова | | 2 |
6 | Спешите делать добро | | 7 |
7 | Картины родной природы | | 9 |
8 | О животных | | 8 |
9 | Из прошлого нашего народа | | 9 |
10 | Из произведений зарубежных писателей | | 5 |
| Итого | 136 | 68 |
2.Содержание обучения
Устное народное творчество
Устное народное творчество. Считалки. Заклички. Потешки. Пословицы и поговорки о Родине, матери, труде, учении. Загадки.
Сказки
Сказки. «Никита Кожемяка» (Борьба добра и зла). «Как наказали медведя» (тофаларская сказка). «Золотые руки» (башкирская сказка) (секреты жанра). «Морозко». (Русская сказка).Построение сказки. Поучительный смысл сказок «Два Мороза», «Три дочери»
А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».Красота и характер царицы и царевны. По Д. Мамину-Сибиряку. «Серая Шейка».
3. Картины родной природы
Лето
Г. Скребицкий «Июнь». Главные приметы лета. Стихи русских поэтов о природе (И. Суриков «Ярко солнце светит…», А. Прокофьев «Берёзка», Ю. Гордиенко «Вот и клонится лето к закату»). А. Платонов. «Июльская гроза». Чтение и обсуждение рассказа. А. Платонов. «Июльская гроза». Рассказ о девочке Наташе.
Осень
По Г. Скребицкому «Сентябрь». Народный календарь. По И. Соколову-Микитову «Золотая Осень». Картины золотой осени». К. Бальмонт «Осень» Природа красива в любое время года. По Г. Скребицкому «Добро пожаловать». Лес ранним утром. По В. Астафьеву «Осенние грусти». Осенняя радость и осенняя грусть. И. Бунин «Первый снег».
4. О друзьях товарищах
Ю. Яковлев. «Колючка». Соотнесение характера героя и названия рассказа. Ю. Яковлев «Рыцарь Вася». Н. Носов. «Витя Малеев в школе и дома». В. Медведев «Фосфорический мальчик». Первое впечатление о героях. Л. Воронкова. «Дорогой подарок». Картины школьной жизни. Я. Аким «Твой друг». Учитель в твоей жизни.
5. Басни И.А. Крылова
И.А.Крылов. Басни «Ворона и Лисица», «Щука и Кот», «Квартет»
6. Спешите делать добро
Н. Хмелик. «Будущий олимпиец». О. Бондарчук. «Слепой домик». Вокруг нас люди, нуждающиеся в нашей помощи. В. Осеева «Бабка».«Старость – не радость»
А. Платонов. «Сухой хлеб». Детская душа перед вечными вопросами. В. Распутин. «Люся». Способность искусства приблизить к нам далекие события. В. Брюсов «Труд»
Р. Рождественский «Огромное небо».
7. Картины родной природы
Зима
Русские поэты о зиме. Ф. Тютчев «Чародейкою Зимою…», К. Бальмонт «К зиме»,
С. Есенин «Поёт зима…», «Береза», А. Пушкин «Зимняя дорога»).Г. Скребицкий «Декабрь». Чтение и обсуждение рассказа. Г. Скребицкий «Всяк по - своему». Чтение и обсуждение рассказа. Смысл названия. Урок внеклассного чтения.В. В. Бианки«Снегурушка-милушка».
Весна
Г. Скребицкий. Чтение и обсуждение рассказов «Март», «От первых проталин до первой грозы», «Весна – красна», «Грачи прилетели», «Заветный кораблик», «В весеннем лесу»
А. Толстой «Весенние ручьи». Русские поэты о весне. А. Толстой «Вот уж снег последний в поле тает…», А. Пушкин «Гонимы вешними лучами…», А. Блок «Ворона», Е. Серов «Подснежник», И. Бунин «Крупный дождь в лесу зеленом…», С. Есенин «Черёмуха», Я. Аким «Весна, весною, о весне».И. Соколов – Микитов «Весна». Чтение и обсуждение рассказа
8. О животных
М. Гарин – Михайловский «Тёма и Жучка». А. Толстой «Желтухин». Состояние Желтухина. К. Паустовский «Кот Ворюга». Веселая история, рассказанная серьёзным тоном. Урок внеклассного чтения. К. Паустовский. Рассказы о животных из сборника «Заячьи лапы». Б. Житков «Про обезьянку». Э. Асадов «Дачники» Отношение к природе
Ф. Абрамов. Из рассказов Олены Даниловны. Урок любви к живой природе.С. Михалков «Будь человеком».Природа - наш дом.
9. Из прошлого нашего народа
По О. Тихомирову. На поле Куликовом. Рассказы о войне 1812 года. По С. Алексееву «Бородино». «Ключи». «Конец похода». «…И снится ей жаркое лето…»Н. Некрасов
Н. Некрасов «Мороз, Красный нос» (отрывок). А. Куприн «Белый Пудель». Впечатление о героях. А. Куприн «Белый Пудель». Смена чувств и настроений героев. По Л. Жарикову «Снега, поднимитесь метелью».Ю. Коринец «У могилы неизвестного солдата»
10. Из произведений зарубежных писателей
В. Гюго «Гаврош». Знакомство с героем. В. Гюго «Гаврош». Характеристика литературного героя по плану. М. Твен «Приключения Тома Сойера». С. Лагерлеф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями». Г.Х. Андерсен «Русалочка»
3.Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны уметь:
читать осознанно, правильно, выразительно, целыми словами вслух; читать «про себя», выполняя задания учителя;
отвечать на вопросы учителя;
пересказывать текст по плану с помощью учителя, несложные но содержанию тексты — самостоятельно.
Учащиеся должны знать:
наизусть 6—10 стихотворений.
4. Список рекомендуемой литературы:
1.Учебник «Чтение» 5 класс учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, Автор-составитель З. Ф. Малышева М.: «Просвещение», 2010
2. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5-9 классы в двух сборниках, Сборник № 1; М.: «Владос» 2011 г.
Согласовано
Зам.директора по УВР
____________________
«___» __________ 2014 года
Чтение и развитие речи 68 ч
№ | № | Тема урока. | Количество часов | Дата по плану | Дата фактически |
| | 1 четверть | | | |
| | Устное народное творчество | 3 | | |
1 | 1 | Устное народное творчество. Считалки. Заклички. Потешки | | 1.09 | |
2 | 2 | Пословицы и поговорки о Родине, матери, труде, учении | | 4.09 | |
3 | 3 | Загадки | | 8.09 | |
| | Сказки | 8 | | |
4 | 1 | Сказки. «Никита Кожемяка» (Борьба добра и зла) | | 11.09 | |
5 | 2 | «Как наказали медведя» (тофаларская сказка) | | 15.09 | |
6 | 3 | «Золотые руки» (башкирская сказка) (секреты жанра) | | 18.09 | |
7 | 4 | «Морозко». (Русская сказка).Построение сказки | | 22.09 | |
8 | 5 | Поучительный смысл сказок «Два Мороза», «Три дочери» | | 25.09 | |
9 | 6 | А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».Красота и характер царицы и царевны | | 29.09 | |
10 | 7 | По Д. Мамину-Сибиряку. «Серая Шейка». | | 02.10 | |
11 | 8 | Урок внеклассного чтения.Русские народные сказки | | 6.10 | |
| | Картины родной природы | 11 | | |
| | Лето | 4 | | |
12 | 1 | Г. Скребицкий «Июнь». Главные приметы лета | | 9.10 | |
13 | 2 | Стихи русских поэтов о природе (И. Суриков «Ярко солнце светит…», А. Прокофьев «Берёзка», Ю. Гордиенко «Вот и клонится лето к закату») | | 13.10 | |
14 | 3 | А. Платонов. «Июльская гроза». Чтение и обсуждение рассказа | | 16.10 | |
15 | 4 | А. Платонов. «Июльская гроза». Рассказ о девочке Наташе | | 20.10 | |
| | Осень | 7 | 23.10 | |
16 | 5 | По Г. Скребицкому «Сентябрь». Народный календарь | | 27.10 | |
17 | 6 | По И. Соколову-Микитову «Золотая Осень». Картины золотой осени» | | 30.10 | |
| | 2 четверть | | | |
18 | 7 | К. Бальмонт «Осень» Природа красива в любое время года | | 10.11 | |
19 | 8 | По Г. Скребицкому «Добро пожаловать». Лес ранним утром | | 13.11 | |
20 | 9 | По В. Астафьеву «Осенние грусти».Осенняя радость и осенняя грусть | | 17.11 | |
21 | 10 | И. Бунин «Первый снег» | | 20.11 | |
22 | 11 | Урок внеклассного чтения. П.П. Бажов «Серебряное копытце» | | 24.11 | |
| | О друзьях-товарищах | 6 | | |
23 | 1 | Ю. Яковлев. «Колючка». Соотнесение характера героя и названия рассказа | | 27.11 | |
24 | 2 | Ю. Яковлев «Рыцарь Вася» | | 01.12 | |
25 | 3 | Н. Носов. «Витя Малеев в школе и дома» | | 04.12 | |
26 | 4 | В. Медведев «Фосфорический мальчик». Первое впечатление о героях. | | 08.12 | |
27 | 5 | Л. Воронкова. «Дорогой подарок». Картины школьной жизни | | 11.12 | |
28 | 6 | Я. Аким «Твой друг». Учитель в твоей жизни | | 15.12 | |
| | Басни И.А. Крылова | 2 | | |
29 | 1 | И.А.Крылов. Басни «Ворона и Лисица», «Щука и Кот», «Квартет» | | 18.12 | |
30 | 2 | Урок внеклассного чтения. Д. Н. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца — длинные уши, косые глаза, короткий хвост». | | 22.12 | |
| | Спешите делать добро | 7 | | |
31 | 1 | Н. Хмелик. «Будущий олимпиец» | | 25.12 | |
32 | 2 | О. Бондарчук. «Слепой домик». Вокруг нас люди, нуждающиеся в нашей помощи | | 29.12 | |
| | 3 четверть | | | |
33 | 3 | В. Осеева «Бабка».«Старость – не радость» | | 12.01 | |
34 | 4 | А. Платонов. «Сухой хлеб». Детская душа перед вечными вопросами | | 15.01 | |
35 | 5 | В. Распутин. «Люся». Способность искусства приблизить к нам далекие события | | 19.01 | |
36 | 6 | В. Брюсов «Труд» | | 22.01 | |
37 | 7 | Р. Рождественский «Огромное небо» | | 26.01 | |
| | Картины родной природы | 9 | | |
| | Зима | 4 | | |
38 | 1 | Русские поэты о зиме. Ф. Тютчев «Чародейкою Зимою…», К. Бальмонт «К зиме», С. Есенин «Поёт зима…», «Береза», А. Пушкин «Зимняя дорога») | | 29.01 | |
39 | 2 | Г. Скребицкий «Декабрь». Чтение и обсуждение рассказа | | 02.02 | |
40 | 3 | Г. Скребицкий «Всяк по - своему». Чтение и обсуждение рассказа. Смысл названия | | 05.02 | |
41 | 4 | Урок внеклассного чтения.В. В. Бианки«Снегурушка-милушка» | | 09.02 | |
| | Весна | 5 | | |
42 | 5 | Г. Скребицкий. Чтение и обсуждение рассказов «Март», «От первых проталин до первой грозы», «Весна – красна», «Грачи прилетели», «Заветный кораблик», «В весеннем лесу» | | 12.02 | |
43 | 6 | А. Толстой «Весенние ручьи» | | 16.02 | |
44 | 7 | Русские поэты о весне. А. Толстой «Вот уж снег последний в поле тает…», А. Пушкин «Гонимы вешними лучами…», А. Блок «Ворона», Е. Серов «Подснежник», И. Бунин «Крупный дождь в лесу зеленом…», С. Есенин «Черёмуха», Я. Аким «Весна, весною, о весне» | | 19.02 | |
45 | 8 | И. Соколов – Микитов «Весна». Чтение и обсуждение рассказа | | 23.02 | |
46 | 9 | Урок внеклассного чтения.Б. С. Житков «Наводнение» | | 26.02 | |
| | О животных | 8 | | |
47 | 1 | М. Гарин – Михайловский «Тёма и Жучка» | | 02.03 | |
48 | 2 | А. Толстой «Желтухин». Состояние Желтухина | | 05.03 | |
49 | 3 | К. Паустовский «Кот Ворюга». Веселая история, рассказанная серьёзным тоном | | 09.03 | |
50 | 4 | Урок внеклассного чтения. К. Паустовский. Рассказы о животных из сборника «Заячьи лапы» | | 12.03 | |
51 | 5 | Б. Житков «Про обезьянку» | | 16.03 | |
52 | 6 | Э. Асадов «Дачники» Отношение к природе | | 19.03 | |
| | 4 четверть | | | |
53 | 7 | Ф. Абрамов. Из рассказов Олены Даниловны. Урок любви к живой природе. | | 30.03 | |
54 | 8 | С. Михалков «Будь человеком».Природа - наш дом | | 02.04 | |
| | Из прошлого нашего народа | 9 | | |
55 | 1 | По О. Тихомирову. На поле Куликовом. | | 06.04 | |
56 | 2 | Рассказы о войне 1812 года. По С. Алексееву «Бородино». «Ключи». «Конец похода» | | 09.04 | |
57 | 3 | «…И снится ей жаркое лето…»Н. Некрасов | | 13.04 | |
58 | 4 | Н. Некрасов «Мороз, Красный нос» (отрывок) | | 16.04 | |
59 | 5 | А. Куприн «Белый Пудель». Впечатление о героях | | 20.04 | |
60 | 6 | А. Куприн «Белый Пудель». Смена чувств и настроений героев | | 23.04 | |
61 | 7 | По Л. Жарикову «Снега, поднимитесь метелью». | | 27.04 | |
62 | 8 | Ю. Коринец «У могилы неизвестного солдата» | | 30.04 | |
63 | 9 | Урок внеклассного чтения. В. Катаев «Сын полка» (отдельные главы) | | 04.05 | |
| | Из произведений зарубежных писателей | 5 | | |
64 | 1 | В. Гюго «Гаврош». Знакомство с героем | | 07.05 | |
65 | 2 | В. Гюго «Гаврош». Характеристика литературного героя по плану | | 11.05 | |
66 | 3 | М. Твен «Приключения Тома Сойера» | | 14.05 | |
67 | 4 | С. Лагерлеф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» | | 18.05 | |
68 | 5 | Г.Х. Андерсен «Русалочка» | | 21.05 | |