kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по литературе 9 класс. «Литература. 9 класс. Авторы чебника: Зинин С.А., Сахаров В.И., Чалмаев В.А.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Базовый вариант программы 9 класса выстроен по аналогии с курсами 5—8 классов и предполагает изучение избранных произведений русской литературы (от «Слова о полку Игореве» до прозы Л.И. Солженицына) на историко-литературной основе с включением монографических и обзорных разделов. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по литературе 9 класс. «Литература. 9 класс. Авторы чебника: Зинин С.А., Сахаров В.И., Чалмаев В.А. »

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Подгоренская средняя общеобразовательная школа №1




УТВЕРЖДАЮ

Директор школы

______________Т.С. Гриценко

приказ №____от ______________.

Рассмотрено

на заседании

методического объединения

протокол №__от____________









Рабочая программа


предмета «Литература» в 9 «А» классе

на 2014-2015 учебный год






Составитель:

Медкова Нина Игоревна,

учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории





пгт. Подгоренский

2014 г.




Пояснительная записка

В центре курса 9 класса — подведение итогов работы по литературе в 5—8 классах и усвоение основ историко-литературного процесса в русской культуре. В 9 классе введены разделы, включающие произведения от древнерусской литературы до второй половины XX века.

Предлагается два варианта учебно-методического комплекса для 9 класса. Безусловно, программа для 9 класса, предлагаемая Г.С. Меркиным, ориентирована прежде всего на базовый уровень, а программа С.А. Зинина — в большей мере на предпрофильный, хотя это деление по многим параметрам условно.

Базовый вариант программы 9 класса выстроен по аналогии с курсами 5—8 классов и предполагает изучение избранных произведений русской литературы (от «Слова о полку Игореве» до прозы Л.И. Солженицына) на историко-литературной основе с включением монографических и обзорных разделов. Предпрофильный вариант курса близок к традиционной линейной историко-литературной канве с расширенным изучением литературы первой половины XIX века и общей характеристикой литературного процесса последующих эпох. Заложенная в программе вариативность планирования курса 9 класса позволяет выбрать наиболее приемлемую для конкретной школы и класса стратегию изучения материала, то есть соединить частично программу Меркина и Зинина.

Речевые умения школьников: начиная с крайне малых устных и письменных пересказов, сочинений, школьники постепенно осваивают различные виды пересказов (краткий, выборочный, художественный, от другого лица), различные виды собственных рассказов (создание сказки, былины, песни, стихотворения, рассказа, доклада, эссе и т. д.), от письменных ответов на вопрос переходят к сочинениям разных жанров (на литературную и свободную тему, в форме диалога, эссе, воспоминания, летописи, поучения, хождения, интервью, отзыва и т. д.).

Важнейшими умениями в 5—9 классах являются следующие:

— умение правильно, бегло и выразительно читать тексты художественных и публицистических произведений;

— выразительное чтение произведений или отрывков из них наизусть;

— осмысление и анализ изучаемого в школе или прочитанного самостоятельно художественного произведения (сказка, стихотворение, глава повести и пр.);

— умение определять принадлежность произведения к одному из литературных родов (эпос, лирика, драма), к одному из жанров или жанровых образований (эпические и драматические тексты);

— умение обосновывать свое суждение, давать характеристику героям, аргументировать отзыв о прочитанном произведении;

— умение выявлять роль героя, портрета, описания, детали, авторской оценки в раскрытии содержания прочитанного произведения;

— умение составлять простой и сложный планы изучаемого произведения;

— умение объяснять роль художественных особенностей произведения и пользоваться справочным аппаратом учебника;

— умение владеть монологической и диалогической речью, подготовка сообщений, докладов, рефератов; — умение письменно отвечать на вопросы, писать сочинения на литературную и свободную темы;

— умение выявлять авторское отношение к героям, сопоставлять высказывания литературоведов, делать выводы и умозаключения;

— умение высказывать собственное суждение об иллюстрациях.

Из базовых эстетических понятий и категорий, необходимых для всестороннего постижения авторского замысла и идеи художественного произведения (характеристика текста в единстве формы и содержания), школьники по завершении 9 класса должны усвоить и уметь пользоваться следующими:

1. Искусство. Книга как явление культуры и искусства.

2. Миф как явление эстетическое. Мифы народов мира.

3. Фольклор. Виды и формы фольклора. Структура фольклорного текста. Структура волшебной сказки. Варианты текстов сказки. Сказители. Собиратели и исследователи фольклора.

II

1. Художественная речь. Средства изобразительности (выразительности) речи. Интонация. Многозначность слова. Ассоциативное восприятие (книга — писатель — читатель).

2. Система образов. Образы центральные и второстепенные. Образ — персонаж — герой — тип. Образ-персонаж, образ-пейзаж, образы животных. Герой — лирический герой. Портрет. Коллективный портрет.

III

Литературные роды (эпос, лирика, драма) и жанры. Поэтическая речь как художественная система.

1. Эпос. Жанры эпоса {эпические жанры фольклора: рассказ, повесть, роман). Тематика и проблематика. Сюжет, фабула, композиция в эпическом произведении. Система образов.

Язык. Разнообразие лексических пластов.

Авторский замысел и художественная идея.

2. Лирика. Жанры лирических произведений. Жанровое образование (лирическое стихотворение). Строгие формы лирических стихотворений (сонет). Тема и мотив. Строфа. Стопа. Метр и ритм. Рифма. Типы рифм. Сюжет лирического произведения. Композиция лирического стихотворения.

3. Лироэпические произведения. Фабула. Фабульные элементы: пролог (экспозиция), развитие действия, завязка, кульминация, развязка, эпилог. Басня. Баллада. Поэма.

4. Драма. Драматургия. Жанры драматургии (комедия [водевиль, мюзикл], драма, трагедия). Драматическая сказка.

Творческая история пьесы. Специфика драматургического произведения. Диалог. Позиция автора. Конфликт в драматургическом тексте.

IV

Литературный процесс. Литературные направления (классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм). Золотой век русской литературы; «серебряный век» русской поэзии.


ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 9 КЛАССА

В результате изучения литературы ученик должен:

знать/понимать:

  • образную природу словесного искусства;

  • содержание изученных литературных произведений;

  • основные факты жизни и творческого пути А.С. Грибо­едова, А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя;

  • изученные теоретико-литературные понятия;

уметь:

  • воспринимать и анализировать художественный текст;

  • выделять смысловые части художественного текста, со­ставлять тезисы и план прочитанного;

  • определять род и жанр литературного произведения;

  • выделять и формулировать тему, идею, проблематику изу­ченного произведения;

  • давать характеристику героев;

  • характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;

•сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;

  • выявлять авторскую позицию;

  • выражать свое отношение к прочитанному;

  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературно­го произношения;

  • владеть различными видами пересказа;

  • строить устные и письменные высказывания в связи с изу­ченным произведением;

  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою;

  • писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведе­ниях, сочинения (сочинения — только для выпускников школ с русским (родным) языком обучения).

Использовать приобретенные знания и умения в практи­ческой деятельности и повседневной жизни для:

  • создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

  • определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;

  • поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периоди­ка, телевидение, ресурсы Интернета).


СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА


Введение

Цели и задачи изучения историко-литературного курса в 9 классе. История отечественной литературы как отражение особенностей культурно-исторического развития нации. Свое­образие литературных эпох, связь русской литературы с миро­вой культурой. Ведущие темы и мотивы русской классики (с обобщением изученного в основной школе). Основные лите­ратурные направления XVIII—XIX и XX веков.

Опорные понятия: историко-литературный процесс, литера­турное направление, «сквозные» темы и мотивы.

Развитие речи: оформление тезисов, обобщение читательско­го опыта.

Из древнерусской литературы

Жанровое и тематическое своеобразие древнерусской лите­ратуры. Историческая и художественная ценность «Слова о полку Игореве». Патриотическое звучание основной идеи по­эмы, ее связь с проблематикой эпохи. Человек и природа в художественном мире поэмы, ее стилистические особенности. Проблема авторства «Слова...». Фольклорные, языческие и христианские мотивы и символы в поэме.

Опорные понятия: слово как жанр древнерусской литерату­ры, рефрен, психологический параллелизм.

Развитие речи: устное сообщение, сочинение.

Внутрипредметные связи: «Слово...» и традиции былин­ного эпоса.

Межпредметные связи: художественные и музыкальные интерпретации «Слова...».

Из литературы XVIII века

Основные тенденции развития русской литературы в XVIII столетии. Самобытный характер русского классициз­ма, его важнейшие эстетические принципы и установки. Вклад А.Д. Кантемира и В.К. Тредиаковского в формирование новой поэзии. Значение творчества М.В. Ломоносова и Г.Р. Держави­на для последующего развития русского поэтического слова.

Расцвет отечественной драматургии {А.П. Сумароков, Д.И. Фонвизин, Я.Б, Княжнин).

Книга А.Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Мос­кву» как явление литературной и общественной жизни. Жанровые особенности и идейное звучание «Путешествия...». Своеобразие художественного метода А.Н. Радищева (соединение черт класси­цизма и сентиментализма с реалистическими тенденциями). [ Поэтика «сердцеведения» в творчестве Н.М. Карамзина, Черты сентиментализма и предромантизма в произведениях Карамзина; роль писателя в совершенствовании русского лите­ратурного языка.

Опорные понятия: теория «трех штилей», классицизм и сен­тиментализм как литературные направления.

Развитие речи: чтение наизусть, доклады и рефераты.

Внутрипредметные связи: традиции западноевропейско­го классицизма в русской литературе XVIII века.

Межпредметные связи: классицизм в живописи и архитектуре. |

Литература первой половины XIX века

Становление и развитие русского романтизма в первой чет­верти XIX века.

Исторические предпосылки русского романтизма, его на­циональные особенности. Важнейшие черты эстетики роман­тизма и их воплощение в творчестве К.Н. Батюшкова, В.А. Жу­ковского, К.Ф. Рылеева, Е.А. Баратынского. Гражданское и психологическое течения в русском романтизме.

Опорные понятия: романтизм как литературное направле­ние, романтическая элегия, баллада.

Развитие речи: различные виды чтения, конкурсное чтение наизусть, самостоятельный комментарий к поэтическому тексту.

Внутрипредметные связи: романтизм в русской и запад­ноевропейской поэзии.

Межпредметные связи: романтизм в живописи и музыке.

А.С. Грибоедов

Жизненный путь и литературная судьба А.С. Грибоедова. Творческая история комедии «Горе от ума». Своеобразие кон­фликта и тема ума в комедии. Идеалы и антиидеалы Чацкого. Фамусовская Москва как «срез» русской жизни начала XIX столетия. Чацкий и Молчалин. Образ Софьи в трактовке современников и критике разных лет. Проблематика «Горя от ума» и литература предшествующих эпох (драматургия У. Шекспира и Ж.Б. Мольера). Особенности создания характеров и специфика языка грибоедовской комедии. И.А. Гончаров о «Горе от ума» (статья «Мильон терзаний»).

Опорные понятия: трагикомедия, вольный стих, двуединый конфликт, монолог.

Развитие речи: чтение по ролям, письменный отзыв на спек­такль.

Внутрипредметные связи: черты классицизма и роман­тизма в «Горе от ума».

Межпредметные связи: музыкальные произведения А.С. Грибоедова, сценическая история комедии «Горе от ума».

А.С. Пушкин

Жизненный и творческий путь А.С. Пушкина. Темы, мо­тивы и жанровое многообразие его лирики (тема поэта и по­эзии, лирика любви и дружбы, тема природы, вольнолюби­вая лирика и др.): «К Чаадаеву», «К морю», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Арион», «Пророк», «Ан­чар», «Поэт», «Во глубине сибирских руд...», «Осень», «Стансы», «К"~"~"» («Я помню чудное мгновенье...»), «Я вас любил...», «Бесы», «Я памятник себе воздвиг неру­котворный...». Романтическая поэма «Кавказский плен­ник», ее художественное своеобразие и проблематика. Реа­лизм «Повестей Белкина» и «Маленьких трагедий» (общая характеристика). Нравственно-философское звуча­ние пушкинской прозы и драматургии, мастерство писателя в создании характеров. Важнейшие этапы эволюции Пушкина.

Внутрипредметные связи: романтизм в русской и запад­ноевропейской поэзии.

Межпредметные связи: романтизм в живописи и музыке. художника; христианские мотивы в творчестве писателя. «Чув­ства добрые» как центральный лейтмотив пушкинской поэтики, критерий оценки литературных и жизненных явлений.

«Евгений Онегин» как «свободный» роман и роман в сти­хах. Автор и его герой в образной системе романа. Тема онегинской хандры и ее преломление в «собранье пестрых глав». Онегин и Ленский. Образ Татьяны Лариной как «милый иде­ал» автора. Картины жизни русского дворянства в романе, Нравственно-философская проблематика «Евгения Онегина». В.Г. Белинский о романе.

Опорные понятия; романтическая поэма, реализм, паро­дия, роман в стихах, онегинская строфа, лирическое отступ­ление.

Развитие речи-, чтение наизусть, различные виды пересказа
и комментария, цитатный план, письменный анализ стихотворения, сочинения различных жанров.

Внутрипредметные связи: творчество А.С. Пушкина и поэ­зия Дж.Г. Байрона; образы В.А. Жуковского в пушкинской лирике; литературные реминисценции в «Евгении Онегине».

Межпредметные связи: графические и музыкальные интер­претации произведений А.С. Пушкина.

М.Ю. Лермонтов

Жизненный и творческий путь М.Ю. Лермонтова. Темы и мотивы лермонтовской лирики (назначение художника, свобода и одиночество, судьба поэта и его поколения, патриотическая тема и др.): «Нет, я не Байрон...», «Я жить хочу...», «Смерть Поэта», «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал...», «И скучно и грустно», «Моли­тва» («В минуту жизни трудную...»), «Дума», «Пророк», «Выхожу один я на дорогу...», «Нет, не тебя так пылко я люблю...», «Три пальмы», «Когда волнуется желтеющая нива...», «Родина».

«Герой нашего времени» как первый русский философский роман в прозе. Своеобразие композиции и образной системы романа. Автор и его герой. Индивидуализм Печорина, его лич­ностные и социальные истоки. Печорин в ряду других персона­жей романа. Черты романтизма и реализма в поэтике романа. Мастерство психологической обрисовки характеров. «История

души человеческой» как главный объект повествования в рома­не. В.Г. Белинский о романе.

Опорные понятия: байронический герой, философский ро­ман, психологический портрет, образ рассказчика.

Развитие речи: различные виды чтения, письменный сопо­ставительный анализ стихотворений, сочинение в жанре эссе и литературно-критической статьи.

Внутрипредметные связи: Пушкин и Лермонтов: два «Пророка»; «байронизм» в лермонтовской лирике; Онегин и Печорин как два представителя «лишних» людей.

Межпредметные связи: живописные, графические и музы­кальные интерпретации произведений М.Ю. Лермонтова. «Ге­рой нашего времени» в театре и кино.

Н.В. Гоголь

Жизнь и творчество Н.В. Гоголя. Поэма «Мертвые души» как вершинное произведение художника. Влияние «Боже­ственной комедии» Данте на замысел гоголевской поэмы. Сюжетно-композиционное своеобразие «Мертвых душ» («город­ские» и «помещичьи» главы, «Повесть о капитане Копейкине»). Народная тема в поэме. Образ Чичикова и тема «живой» и «мертвой» души в поэме. Фигура автора и роль лирических отступлений. Художественное мастерство Гоголя-прозаика, особенности его творческого метода.

Опорные понятия: поэма в прозе, образ-символ, вставная повесть.

Развитие речи: пересказ с элементами цитирования, сочине­ние сопоставительного характера.

Внутрипредметные связи: Н.В. Гоголь и А.С. Пушкин: история сюжета «Мертвых душ»; образ скупца в поэме Н.В. Гоголя и мировой литературе.

Межпредметные связи: поэма «Мертвые души» в иллюстра­циях художников (А. Агин, П. Боклевский, Кукрыниксы).


Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит на изучение литературы в 9 классе 105 часов (3 часа в неделю).

п/п

Наименование раздела и тем

Количество

часов

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

Введение

Из древнерусской литературы

Из литературы XVIII века

Литература первой половины XIX века

А.С. Грибоедов

А.С. Пушкин

М.Ю. Лермонтов

Н.В. Гоголь

Литература второй половины XIX века

Из литературы XX века

Резервные уроки

1

7

6

3

10

20

14

17

14

10

3































Учебно-тематическое планирование

Тема урока

Кол-во часов

Примечание

1

Введение (1ч.). Цели и задачи изучения историко-литературного курса.

1

Оформление тезисов

2

Из древнерусской литературы (7ч.). Жанровое и тематическое своеобразие древнерусской литературы.

1


3

Историческая и художественная ценность «Слова о полку Игореве».

1

Доклады

4

Патриотическое звучание основной идеи поэмы, ее связь с проблематикой эпохи.

1

Анализ эпизода

5

Человек и природа в художественном мире поэмы.

1

Доклады

6

Стилистические особенности «Слова».

1

Анализ эпизода

7

Фольклорные, языческие и христианские мотивы и символы в поэме.

1

Устные сообщения

8

Тестирование по «Слову о полку Игореве»

1


9

Из русской литературы XVIII века (6ч.). Основные тенденции развития. Русский классицизм.

1

Оформление тезисов

10

Расцвет отечественной драматургии (Сумароков А.П., Фонвизин Д.И., Княжнин Я.Б).

1

Анализ эпизода

11

Книга Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву». Жанр, идея.

1

Индивидуальные сообщения

12

Своеобразие художественного метода А.Н.Радищева.

1


13

Поэтика «сердцеведения» в творчестве Н.М.Карамзина. роль писателя в совершенствовании языка.

1

Частичный анализ эпизодов

14

Черты сентиментализма и предромантизма в произведениях Карамзина.

1

Доклады

15

Литература первой половины XIX века (3ч.). Становление и развитие русского романтизма.

1

Монологическое высказывание

16

Черты романтизма в творчестве Батюшкова, Жуковского, Рылеева, Баратынского.

1

Частичный анализ стихотворения

17

Анализ стихотворения Баратынского.

1

Построение собственного высказывания

18

А. С. Грибоедов (10ч). Жизненный путь и литературная судьба Грибоедова.

1

Монологическое высказывание

19

Творческая история комедии «Горе от ума». Своеобразие конфликта и тема ума в комедии.

1

Частичный анализ эпизодов

20

Идеалы и антиидеалы Чацкого.

1

Монологическое высказывание

21

Фамусовская Москва как «срез» русской жизни начала XIX века.

1

Монологическое высказывание

22

Чацкий и Молчалин.

1

Сравнительная характеристика

23

Образ Софьи в трактовке современников и в нашем видении.

1

Доклады

24

Конкурсное чтение наизусть (монологи Чацкого, Фамусова).

1


25

Особенности создания характеров в комедии «Горе от ума».

1

Монологическое высказывание

26

И.А.Гончаров о «Горе от ума».

1

Конспектирование критич. ст.

27

Классное сочинение. Письменный отзыв на спектакль.

1

Развитие речи

28

А.С.Пушкин (20ч.). Жизненный и творческий путь А.С.Пушкина.

1

Монологическое высказывание

29

Темы, мотивы и жанровое много -образие лирики А.С.Пушкина.

1

Монологическое высказывание

30

Тема поэта и поэзии.

1

Частичный анализ

31

Лирика любви и дружбы в творчестве Пушкина.

1

Частичный анализ

32

Вольнолюбивая лирика.

1

Частичный анализ

33

Конкурсное чтение наизусть стихотворений А.С.Пушкина.

1


34

Художественное своеобразие и проблематика поэмы «Кавказский пленник».

1

Монологическое высказывание

35

Реализм «Маленьких трагедий».

1

Частичный анализ

36

Реализм «Повестей Белкина».

1

Монологическое высказывание

37

Мастерство писателя в создании характеров.

1

Пересказ с элементами цитирования

38

«Чувства добрые» - лейтмотив пушкинской поэтики.

1

Доклад

39

«Евгений Онегин» как свободный роман и роман в стихах.

1

Пересказ с элементами цитирования

40

Классное сочинение «Автор и его герой в образной системе романа».

1

Развитие речи

41

Онегин и Ленский.

1

Сравнительная характеристика

42

Образ Татьяны Лариной как «милый идеал» автора.

1

Монологическое высказывание

43

Картины жизни русского дворянства в романе.

1

Монологическое высказывание

44

В.Г.Белинский о романе.

1

Конспектирование критич. ст.

45-46

Классное сочинение по творчеству А.С.Пушкина.

2

Развитие речи

47

М.Ю.Лермонтов (14ч.). Жизненный и творческий путь.

1

Пересказ с элементами цитирования

48

Темы и мотивы лермонтовской лирики. Тема свободы и назначения художника.

1

Частичный анализ

49

Тема одиночества в творчестве поэта.

1

Работа над выразительным чтением

50

Судьба поэта и его поколения.

1

Частичный анализ

51

Патриотическая тема в поэзии Лермонтова.

1

Частичный анализ

52

Конкурсное чтение наизусть стихотворений М.Ю.Лермонтова.

1

Работа над выразительным чтением

53

«Герой нашего времени» как первый русский философский роман в прозе.

1

Монологическое высказывание

54

Своеобразие композиции и образной системы романа.

1

Пересказ с элементами цитирования

55

Автор и его герой.

1

Монологическое высказывание

56

Индивидуализм Печорина, его личностные и социальные истоки.

1

Пересказ с элементами цитирования

57

Печорин в ряду других персонажей романа. Черты романтизма и реализма в поэтике романа.

1

Монологическое высказывание

58

«История души человеческой» как главный объект повествования. В.Г.Белинский о романе.

1

Пересказ с элементами цитирования

59-60

Подготовка к сочинению. Классное сочинение по творчеству Лермонтова.

2

Сочинение в жанре литературно-критической статьи

61

Н.В.Гоголь (17ч.). Жизнь и творчество Гоголя.

1

Пересказ

62

«Талант необыкновенный, сильный и высокий». Цикл «Вечера на хуторе близ Диканьки».

1

Пересказ с элементами цитирования

63

Комедия «Ревизор»- важная веха в творчестве Гоголя.

1

Чтение по ролям

64

Тема «маленького человека» в «Петербургских повестях»

1

Пересказ с элементами цитирования

65

Поэма «Мертвые души» как вершинное произведение художника.

1

Выразительное чтение

66

Сюжетно-композиционное своеобразие «Мертвых душ».

1

Монологическое высказывание

67

Образы помещиков. Манилов.

1

Пересказ с элементами цитирования

68

Образы помещиков. Коробочка.

1

Пересказ с элементами цитирования

69

Образы помещиков. Ноздрев.

1

Пересказ с элементами цитирования

70

Образы помещиков. Собакевич.

1

Пересказ с элементами цитирования

71

Образы помещиков. Плюшкин.

1

Пересказ с элементами цитирования

72

РР Образ Чичикова и тема «живой» и «мертвой» души. Подготовка к домашнему сочинению

1

Пересказ с элементами цитирования

73

Народная тема в поэме.

1

Частичный анализ текста

74

Фигура автора и роль лирических отступлений.

1

Выразительное чтение

75

Художественное мастерство Гоголя-прозаика, особенности его творческого метода.

1

Частичный анализ текста

76-77

Классное сочинение по творчеству Гоголя на одну из тем (стр. 171).

2


78

Литература второй половины XIX века (обзор с обобщением ранее изученного) (14ч.). Развитие традиций отечественного реализма в русской литературе 1840-1890 г.г.

1

Конспектирование лекции учителя

79

Расцвет социально-психологической прозы (произведения Гончарова и Тургенева).

1

Конспектирование лекции учителя

80

Своеобразие сатирического дара М.Е.Салтыкова - Щедрина («История одного города»).

1

Конспектирование лекции учителя

81

Лирическая ситуация 50-70 годов 19 века. Поэзия Н.А.Некрасова.

1

Частичный анализ

82

Лирическая ситуация 50-70 годов 19 века. Поэзия Ф.И.Тютчева.

1

Частичный анализ

83

Лирическая ситуация 50-70 годов 19 века. Поэзия А.А.Фета.

1

Частичный анализ

84

Конкурсное чтение наизусть стихотворений Некрасова, Тютчева, Фета.

1


85-86

Творчество А.Н.Островского как новый этап развития русского национального театра.

2

Конспектирование лекции учителя

87-88

Л.Н.Толстой и Ф.М.Достоевский как два типа художественного сознания (романы «Война и мир» и «Преступление и наказание»).

2

Конспектирование лекции учителя, доклады учащихся

90

Проза и драматургия А.П Чехова в контексте рубежа веков.

1

Конспектирование лекции учителя, доклады учащихся

91

Нравственные и философские уроки русской классики 19 столетия.

1

Конспектирование лекции учителя

92

Тестирование по теме.

1


93

Из литературы XX века (обзор с обобщением ранее изученного) (10ч). Своеобразие русской прозы рубежа веков (М.Горький, И.Бунин, А.Куприн).

1

Конспектирование лекции учителя

94

«Серебряный век» русской поэзии (символизм, акмеизм, футуризм).

1

Конспектирование лекции учителя

95-100

Многообразие поэтических голосов эпохи (лирика Блока, Есенина, Маяковского, Ахматовой, Цветаевой, Пастернака).

6

Частичный анализ

101-102

Зачет по поэзии «серебряного века».

2

Монологическое высказывание

103

Своеобразие отечественного романа первой половины XX века (проза Шолохова, А.Толстого, Булгакова).

1

Конспектирование лекции учителя

104

Литературный процесс 50-80 годов.

1

Лекция, доклады учащихся

105

Итоговый урок. Рекомендации к летнему чтению.

1













Контроль уровня обученности учащихся 9 классов

Устно

 Правильное, беглое и выразительное чтение художественных, учебных и научно-популярных текстов, в том числе и выученных наизусть.

Пересказ художественных произведений (подробный, краткий, выборочный, от другого лица, художественный — с максимальным использованием особенностей текста). Устное словесное рисование. Устное сочинение-рассуждение, сочинение-описание по изучаемому произведению. Характеристика героев (индивидуальная, сравнительная, групповая). Рассказ о писателе, о художнике-иллюстраторе на основе рассказа учителя, статьи учебника, самостоятельного чтения дополнительной литературы.

Отзыв о прочитанном самостоятельно литературном произведении, просмотренном кинофильме, спектакле, телепередаче, прослушанной звукозаписи, об актерском или авторском чтении. Сочинение-рассказ о посещении выставки, экскурсии, музея; индивидуальное творческое задание — создание стихотворения, спектакля, прозаического или стихотворного произведения (басни, былины, сказки, рассказа, инсценировки и пр.).

Письменно

 Пересказ художественного произведения или отзыв о нем (изложение). Сочинение-рассуждение по изучаемому произведению. Развернутый ответ на вопрос, написание тезисов. Проблемная характеристика героя (индивидуальная, сравнительная, групповая). Составление плана (простого, сложного, цитатного) прочитанного произведения или собственного высказывания. Отзыв о самостоятельно прочитанной книге, просмотренном спектакле, кинофильме, телепостановке. Сочинение на основе личных наблюдений. Доклад или реферат на литературную тему. Конспект, план исторической статьи. Работы творческого характера (рассказы, очерки, стихотворения и пр.).

Основные   виды деятельности по освоению литературных  произведений

-  Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров.

Выразительное чтение.

Различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием).

Заучивание наизусть стихотворных текстов.

Ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения.

Анализ и интерпретация произведений.

Составление планов и написание отзывов о произведениях.

Написание изложений с элементами сочинения.

Написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений.

Целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.


Перечень литературы и средств обучения


Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. Одобрена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 г. №1756-р.

О преподавании учебного предмета «Литература» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования: Методическое письмо // Настольная книга учителя литературы / Сост. Е.А. Зинина, И.В. Корнута. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2004. – С. 198 202.

Меркин Г.С. Программа по литературе для 5-9 классов общеобразователь¬ной школы. – М.: «Русское слово», 2003.

Меркин Г.С., Учебник для общеобразовательных учреждений в 2-х частях для 9 класса, Москва, 2011.

Валагин А.П. «Комедии Д.Фонвизина, А.Грибоедова, Н.Гоголя», М., 1991.

Гуковский Г.А. «Реализм Гоголя», М., 1998.

Долинина Н. «Печорин и наше время», С-Пб., 1985.

Западов А.В., «Поэты 18-го века», М., 1979.

Лотман Ю.М. «Пушкин. Биография писателя. Статьи и заметки», С-Пб., 1995.

Кинофрагменты: «Мертвые души», «Герой нашего времени», «Евгений Онегин» - опера.

Тесты по литературе для 9 класса.

Литература для учащихся:

  1. Рекомендательный список литературы для самостоятельного чтения.

  2. Энциклопедии:

  • В. Володин. Энциклопедия для детей. Всемирная литература. т. 15. 19 – 20 век. М., «Аванта +», 2001 г.

  • М. Аксенова. Русская литература. т.9. От былин и летописей до классики 19 века. М., «Аванта +», 2004 г.

  • М. Аксенова. Русская литература. т.9. Ч. II. XX век. Энциклопедия для детей. М., «Аванта+», 2003 г.

  1. Серия «Я познаю мир». Н.В. Чудакова. Литература. Детская энциклопедия. М., Издательство АСТ – ЛТД, 1997 г.

  2. Интернет – ресурсы.

  3. Словари:

  • Русские писатели. XIX век. Библиографический словарь в двух частях. Часть1, часть 2 под редакцией П.А. Николаева. М., «Просвещение», « Учебная литература», 1996 г.

  • Зарубежные писатели. Библиографический словарь в двух частях. Часть 1, часть 2 под редакцией Н.П. Михальской. М., «Просвещение», «Учебная литература», 1997 г.

Материалы для подготовки к ЕГЭ

1. Самойлова Е.А. ЕГЭ. Литература. Репетитор. – М.: Просвещение, 2005.

Портреты писателей

(комплект русских и зарубежных писателей)



Стенд «Выразительные средства русского языка»



Электронные ресурсы

  1. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. –М., 2010.

  2. Репетитор по литературе Кирилла и Мефодия. Подготовка к выпускным и

вступительным экзаменам. – М., 2010.




Контрольная работа по творчеству А.С. Грибоедова

  1. вариант

  1. А.С.Грибоедов происходил из :

А) дворянской семьи

Б) крестьянской семьи

В) семьи рабочих


  1. 1817 г. А.С.Грибоедов поступил на службу в Государственную коллегию

А) внутренних дел

Б) экономических дел

В) иностранных дел


  1. Назовите жанр пьесы А.С. Грибоедова «Горе от ума»

А) трагедия

Б) комедия

В) трагикомедия


  1. Кто из героев «Горя от ума» и о ком говорит?

А) Скажи-ка, что глаза ей портить не годится,

И в чтенье прок-от не велик:

Ей сна нет от французских книг,

А мне от русских больно спится.


Б) Он славно

Пересмеять умеет всех;

Болтает, шутит, мне забавно;

Делить со всяким можно смех.


  1. Опираясь на сюжетно-образную структуру комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума», докажите принадлежность пьесы к классицистической драматургии и одновременно приведите примеры нарушения автором норм и правил классицизма.





Контрольная работа по творчеству А.С. Грибоедова

  1. вариант

  1. А.С.Грибоедову к моменту поступления в Московский университет было

А) 10 лет

Б) 11 лет

В) 12 лет

Г) 13 лет


  1. А.С.Грибоедов не был:

А) дипломатом

Б) музыкантом и композитором

В) поэтом и драматургом

Г) художником


  1. Женой А.С.Грибоедова была:

А) Мария Протасова

Б) Нина Чавчавадзе

В) Полина Виардо

Г) Анна Керн


  1. Кто из героев комедии «Горе от ума» А.С. Грибоедова и о ком говорит?

А) Куда как мил! И весело мне страх

Выслушивать о фрунте и рядах;

Он слова умного не выговорил сроду, -

Мне все равно, что за него, что в воду.

Б) Кого люблю я не таков:

(Он ) за других себя забыть готов,

Враг дерзости, - всегда застенчиво, несмело

Ночь целую с кем можно так провесть!


  1. Что составляет сущность двуединого конфликта комедии Грибоедова? Нарушает ли наличие двух уровней развития драматического сюжета классицистический принцип единства содержания? Укажите, какая сцена является кульминационной.









Контрольное тестирование по роману в стихах А.С.Пушкина «Евгений Онегин»

1.Откуда строки: «Зима! Крестьянин, торжествуя, на дровнях обновляет путь…»?

а) «Деревня»  б) «Зима»  в) «Евгений Онегин»

2.Кто из героев «…корсет носила очень узкий, и русский Н как Н французский произносить умела в нос»?

          а) Ольга  б) Татьяна  в) мать Татьяны  г) няня Татьяны

3.Кто « сердцем милый был невежда, Его лелеяла надежда, И мира новый блеск и шум Еще пленяли юный ум»?

        а)Онегин  б)Ленский  в)Пушкин

4.Какие произведения были написаны Пушкиным в Болдине?

        а) «Дубровский»  б) «Капитанская дочка»  в) «Медный всадник»  г) «Метель»

5.На берегах какой реки родился Онегин?

        а) Неман  б) Нарва  в) Нева

6.Как звали Ленского?

        а) Василий  б)Александр  в)Владимир

7.Как звали отца Татьяны?

        а)Андрей  б)Иван  в)Дмитрий

8.Как звали мать Татьяны?

        а) Наталья  б)Прасковья  в)Пульхерия

9.Как звали няню Татьяны?

        а) Егоровна  б)Власьевна  в)Филипьевна

10.Как звали извозчика, который возил Онегина к Лариным?

        а) Авдей  б)Аркашка  в)Андрюшка

11.В какую игру играл Онегин?

        а) карты  б)домино  в)бильярд

12.Кувшин с какой водой ставили на стол у Лариных?

        а) с клюквенной  б) с брусничной  в) с черничной

13.В какой день недели были именины у Татьяны?

        а) среда  б) пятница  в) суббота

14.Какие знаки писала Татьяна на стекле?

        а) О да Е  б) Т да Е  в) О да Л

15.Кто передал Онегину записку Ленского на дуэль?

        а) Зарецкий  б) Загорецкий  в) Загвоздкин

16.Сколько шагов было отмерено для дуэли?

        а) 40  б) 25  в)32

17.Кто сделал первый выстрел?

        а) Ленский  б) Зарецкий  в) Онегин

18.Сколько шагов было между дуэлянтами во время выстрела?

        а) 17  б)11  в)14



Контрольная работа за 1 полугодие

1 вариант

  1. Какой принцип является лишним для классицизма?

А) единство места; б) единство времени; в) единство действия; г) единство языка.

2. Определите стихотворный размер фрагмента оды Г.Р.Державина «Фелица».

Подай, Фелица! Наставленье:

Как пышно и правдиво жить,

Как укрощать страстей волненье

И счастливым на свете быть.


  1. В чем необычность композиции книги А.Н.Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву»?

А) имеет кольцевую композицию,

Б) поддерживает традицию литературы путешествий,

В) композиция не отличается своеобразием.


4. 1817 г. А.С.Грибоедов поступил на службу в Государственную коллегию

А) внутренних дел

Б) экономических дел

В) иностранных дел

5. Назовите жанр пьесы А.С. Грибоедова «Горе от ума»

А) трагедия

Б) комедия

В) трагикомедия


  1. Кто из героев «Горя от ума» и о ком говорит?

А) Скажи-ка, что глаза ей портить не годится,

И в чтенье прок-от не велик:

Ей сна нет от французских книг,

А мне от русских больно спится.


Б) Он славно

Пересмеять умеет всех;

Болтает, шутит, мне забавно;

Делить со всяким можно смех.


  1. Где и когда родился А. С. Пушкин?


  1. Здесь Пушкин очень плодотворно поработал. Он написал около четырехсот стихов, 8-ю, 9-ю и 10-ю главы "Евгения Онегина" но последняя сгорает. Также он пишет 5 повестей прозою, несколько драматических сцен.



  1. Когда был создано произведение “Евгений Онегин”?


  1. К какому жанру относится «Евгений Онегин»? В чем особенность этого жанра?



  1. О ком идет речь?

В красавиц он уж не влюблялся,

А волочился как-нибудь;

Откажут – мигом утешался;

Изменят – рад был отдохнуть.


  1. Узнайте героя:

Во многом он бы изменился,
Расстался б с музами, женился,
В деревне, счастлив и рогат,
Носил бы стеганый халат;


13. Евгений Онегин – это натура

а) Цельная, непротиворечивая, однозначная

б) Подражательная по отношению к западным образцам

в) Двойственная, сотканная из противоречий


14. Расположите в правильной последовательности события, описанные в романе:

а) Исповедь Татьяны Лариной
б) Знакомство Онегина с Ленским
в) Преобразования Онегина в деревне
г) Исповедь Онегина Татьяне Лариной
д) Именины Татьяны Лариной





Контрольная работа за 1 полугодие

2 вариант

  1. Жанр «Слова о полку Игореве» - это…


А) житие; Б) воинская повесть; В) слово; Г) летопись.

2. Какая реформа в области литературы принадлежит М.В.Ломоносову?

А) реформа стихосложения, Б) реформа литературного языка, В) реформа прозы.

3. Определите стихотворный размер фрагмента оды М.В.Ломоносова

Науки юношей питают,

Отраду старым подают…

  1. А.С.Грибоедов не был

А) дипломатом

Б) музыкантом и композитором

В) поэтом и драматургом

Г) художником


  1. А.С.Грибоедову к моменту поступления в Московский университет было

А) 10 лет

Б) 11 лет

В) 12 лет

Г) 13 лет


  1. Кто из героев комедии «Горе от ума» А.С. Грибоедова и о ком говорит?

А) Куда как мил! И весело мне страх

Выслушивать о фрунте и рядах;

Он слова умного не выговорил сроду, -

Мне все равно, что за него, что в воду.

Б) Кого люблю я не таков:

(Он ) за других себя забыть готов,

Враг дерзости, - всегда застенчиво, несмело

Ночь целую с кем можно так провесть!


  1. Назовите учебное заведение, которое подарило Пушкину красоту мира, любовь к Родине, к друзьям? Кем и когда оно было основано?


  1. Назовите прозвище А.С. Пушкина, полученное им в литературном обществе “Арзамас”

  2. Сколько времени создавался «Евгений Онегин»?


  1. Что такое «онегинская строфа»?


  1. Кто это?

Задумчивость, ее подруга
От самых колыбельных дней,
Теченье сельского досуга
Мечтами украшала ей.

  1. О ком идет речь?

Они хранили в жизни мирной
Привычки милой старины;
У них на масленице жирной
Водились русские блины;
Два раза в год они говели;
Любили круглые качели,
Подблюдны песни, хоровод…

13. Авторские отступления в “Евгении Онегине” нужны.

а) Для создания образа автора

б) Для того, чтобы повествование

не было утомительно

однообразным

в) Для создания широкой картины

русской жизни начала XIX века

14. Расположите в правильной последовательности эпиграфы к главам романа “Евгений Онегин”:

а) “Как не любить родной Москвы?”
б) “И жить торопится и чувствовать спешит”
в) “Прощай, и если навсегда, то навсегда прощай”
г) “O rus! (“О, деревня!”)”
д) “О не знай сих страшных слов ты, моя Светлана”






Тест по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»

1.Кто является героем своего времени в романе?

а) Грушницкий

б) Максим Максимыч

в) Вернер

г) Печорин

2.Печорина звали:

а) Максим Максимыч

б) Григорий Александрович

в) Александр Григорьевич

г) Евгений Александрович

3.Кто рассказывает историю Бэлы?

а) Печорин

б) автор

в) сама героиня

г) Максим Максимыч

4.Кому из героев романа дана В.Г. Белинским следующая характеристика: «Это тип старого кавказского служаки, закаленного в опасностях, трудах и битвах, которого лицо так же загорело и сурово, как манеры простоваты и грубы, но у которого чудесная душа и золотое сердце…»

а) доктор Вернер

б) Вулич

в) Максим Максимыч

г) Казбич

5.Как сложилась судьба Бэлы?

а) ее увез Казбич

б) она осталась с Печориным

в) Она вернулась к своим родным

г) она умерла

6.Какая из частей романа является центральной и придает произведению характер психологического романа?

а) «Бэла»

б) «Фаталист»

в) «Тамань»

г) «Княжна Мэри»

д) «Максим Максимыч»

7.Тема «маленького человека» раскрывается в романе в образе

а) Вулича

б) Грушницкого

в) Максима Максимыча

г) Доктора Вернера

8. Определите героя по портрету: «…Рожа у него была самая разбойничья: маленький, сухой, широкоплечий…А уж ловок-то, ловок-то был, как бес!..»

а) доктор Вернер

б) Казбич

в) Максим Максимыч

г) Печорин

9. О ком из героев романа Печорин сделал следующую запись в своем дневнике?

«Говорит он скоро и вычурно: он из тех людей, которые на все случаи жизни имеют готовые пышные фразы»

а) Максим Максимыч

б) Вулич

в) Вернер

г) Грушницкий

10. Жанр романа «Герой нашего времени» определяется как

а) социально-психологический роман

б) исторический

в) авантюрный

г) роман странствий

11. Укажите проблему, которой нет в романе Герой нашего времени»

а) проблема положительного героя

б) проблема любви и дружбы

в) проблема современного поколения

г) проблема отцов и детей


Итоговая контрольная работа за курс литературы 9 класса

1 вариант


1.Кто из писателей изображен в этом описании?

Выходец из богатой дворянской семьи, получил уроки гуманизма уже в детстве ( крепостные так любили его отца, что спасли всю семью во время Пугачевщины от расправы); окончив Пажеский корпус, он продолжил образование в Лейпцигском университете, где стал участником бунта студентов против насилия и воровства надзирателей; дослужившись до начальника таможни, в итоге был арестован как государственный преступник за издание в собственной типографии своей «возмутительной» книги; сестра его покойной жены отправилась за ним в ссылку, так как они любили друг друга; он описал самоубийство героя, который «нечем свою жизнь славну» не смог окончить и потому прибегнул к «яда сильна», а через некоторое время, разочаровавшись в своей жизни и деятельности , сделал с собой то же самое( яд, кинжал), считая героическое самоубийство способностью человека возвыситься над тираном.

2. О ком и из какого произведения эти строки, кто его автор?

«…не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок; нельзя сказать, чтобы стар, однако ж и не так чтобы слишком молод».

3.Как звали Собакевича? Расскажите о нем.

4.Назовите «южные» поэмы А.С. Пушкина.

5.Какой роман А.С. Пушкина критик В.Г. Белинский назвал «энциклопедией русской жизни»? В какие годы он написан?

6.Назовите автора, год написания стихотворения «Смерть поэта». В связи с чем оно было написано? Определите тематику этого стихотворения.

7.Какова хронологическая последовательность повестей, входящих в роман «Герой нашего времени»?

8. Вулич, Грушницкий, Вера… Из какого произведения эти герои?

9. Охарактеризуйте Евгения Онегина (дайте письменный полный ответ).




Итоговая контрольная работа за курс литературы 9 класса

  1. вариант


1.Кто из поэтов изображен в этом описании?

По матери из рода Толстых, получил прекрасное домашнее образование. После написания стихотворения 14-летним подростком был принят в серьезное литературное общество; благодаря своим способностям стал после университета дипломатическим работником и 22 года прожил в Европе, общаясь с выдающимися немецкими поэтами; равнодушный к судьбе своих стихов, долгие десятилетия оставался неизвестным на родине, несмотря на редкие журнальные публикации; был председателем комитета цензуры и скандально известным своим любовным романом с той, которая молодой умрет от чахотки; ввел в поэзию образы бездны и хаоса.

2. О ком и из какого произведения эти строки, кто его автор?

«… говорил он о том, как бы хорошо было, если бы вдруг от дома провести подземный ход или через пруд выстроить каменный мост…»

3.Как звали Коробочку?Напишите о ней.

4. Кому посвятил А.С.Пушкин стихотворение «Я помню чудное мгновенье…» ( 1825)?

5. Перечислите повести, составляющие сборник «Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Кто автор этого сборника?

6.Перечислите повести, входящие в роман «Герой нашего времени». Кто его автор?

7.Чей это портрет?

«И точно она была хороша: высокая, тоненькая, глаза черные, как у горной серны, так и заглядывали к вам в душу».

8. Ольга и Татьяна Ларины, Владимир Ленский. Из какого произведения эти герои?

9. Охарактеризуйте Григория Александровича Печорина (дайте письменный полный ответ).



Ответы

1 вариант

  1. А.Н. Радищев

  2. О Чичикове из «Мертвых душ» Н.В.Гоголя

  3. Михаил Семенович Собакевич

  4. . «Кавказский пленник»( 1821), «Бахчисарайский фонтан»( 1821), «Цыганы»(1824)

  5. «Евгений Онегин» ( 1823-1831)

  6. А.С.Пушкин, 1837. Его темы- поэт и толпа, поэт и власть, поэт и Закон, суд истории.

  7. «Тамань», «Княжна Мери», «Бела», «Фаталист», «Максим Максимыч».

  8. «Герой нашего времени».

2 вариант

1.Ф.И. Тютчев

2. О Манилове

3. Настасья Петровна Коробочка

4. Анне Петровне Керн

5. «Выстрел», «Метель», «Гробовщик», «Станционный смотритель», «Барышня- крестьянка».

6. «Бэла», «Максим Максимыч», «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист». М.Ю. Лермонтов.

7. Белы.

8. «Евгений Онегин».






20






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 9 класс

Автор: Медкова Нина Игоревна

Дата: 04.09.2015

Номер свидетельства: 228511


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства