kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Подготовка к ЕГЭ

Программа курса внеурочной деятельности "Театр-творчество-дети"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа курса внеурочной деятельности "Театр-творчество-дети" учит детей правильной дикции.

Просмотр содержимого документа
«Программа курса внеурочной деятельности "Театр-творчество-дети"»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Базинская основная общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза Н.В. Сутягина


Принято УТВЕРЖДЕНО

Педсоветом школы Директор школы:

Протокол № ____С.Е.Санграева

Приказ №129 от 30.08.2016г.



       

 ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


кружка

«ТЕАТР-ТВОРЧЕСТВО-ДЕТИ»

 духовно-нравственного направления







Срок реализации : 4 года

Возраст детей :6-11 лет




Автор составитель программы:

Стешина Юлия Николаевна,

педагог-организатор










р.п.Бутурлино, 2016год



Ступень обучения (классы)  начальное общее образование, 1- 4 класс   

                     

Количество часов:   1 год обучения -  67  ч (2 занятия в неделю)

                                 2 год обучения - 34 ч (1 занятие в неделю)

                                3 год обучения - 34 ч (1 занятие в неделю)

                               4  год обучения- 34 ч (1 занятие в неделю)

                              Итого: 135 часов

Пояснительная записка

Данная  рабочая программа  составлена   в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе методической литературы (см. список используемой литературы).

Программа кружка рассчитана на детей 6-11 лет в объеме на 4 года 169 часов:

                                     

Продолжительность занятия – 45 минут.

Количество учащихся в группе – 12 -20человек.





























Дети должны жить в  мире красоты

  и фантазии, сказки, музыки, творчества.

В.А.Сухомлинский

Актуальность программы.

  Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. В новом Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования процесс образования понимается не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей. Государство и общество ставят перед педагогами следующие задачи: создание системы воспитательных мероприятий, позволяющих обучающемуся осваивать и на практике использовать полученные знания;  формирование целостной образовательной среды, включающей  урочную, внеурочную и внешкольную деятельность и учитывающую  историко-культурную, этническую и региональную специфику; формирование активной деятельностной позиции; выстраивание социального партнерства школы с семьей.

Большое внимание уделено организации внеурочной деятельности, как дополнительной  среды развития ребенка. Внеурочная  художественная деятельность может способствовать в первую очередь духовно-нравственному развитию и воспитанию школьника, так как синтезирует различные  виды творчества. Одним из таких синтетических видов является театр.

Театр своей многомерностью, своей многоликостью и синтетической природой  способен помочь ребенку раздвинуть рамки постижения мира, увлечь его добром, желанием делиться своими мыслями, умением слышать других, развиваться, творя и играя. Ведь именно игра есть непременный атрибут театрального искусства, и вместе с тем при наличии игры дети, педагоги  взаимодействуют друг с другом, получая максимально положительный результат. Игра, игровые упражнения, особенно в первом классе, выступают как способ адаптации ребенка к школьной среде. Проиграв этюд-эксперимент, школьники могут практически побывать в любой ситуации и проверить на своем жизненно - игровом опыте предположения и варианты поведения и решения подобной проблемы.

    В то же время театральное искусство (театрализация)

  •   способствует внешней и внутренней социализации ребёнка, т.е. помогает ему легко входить в коллективную работу, вырабатывает чувство товарищества, волю, целеустремлённость, терпение и другие качества, необходимые для успешного взаимодействия с социальной средой;

  •   пробуждает интерес к литературе, дети начинают читать с удовольствием и более осмысленно;

  •   активизирует и развивает интеллектуальные и творческие способности ребёнка; он начинает свободно фантазировать и в области текста и музыкального оформления – словом всего того, что связано с игрой в театре.

            Работа педагога заключается в создании организованной творческой атмосферы, «когда ты интересен всем, все интересны тебе». Тренировка внимания к окружающим обеспечивается в коллективных играх и заданиях, где каждый должен выступать только в своё время и на своём месте. Необходима и тренировка, раскрытие, активизация самобытности, самостоятельности каждого ребёнка. Этим и объясняется разработка программы театрального кружка. 

   Программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС, с нормами СанПИНа. Составлена с учётом запросов родителей и интересов ребёнка,    ориентирована на обучающихся начальных классов и может быть реализована в работе педагога как с отдельно взятым классом, так и с группой обучающихся из разных классов.

Предлагаемая программа имеет общий объём 135 часов (1 - 4 класс).

Цель -  воспитывать и развивать понимающего, умного, воспитанного театрального зрителя, обладающего художественным вкусом, необходимыми знаниями, собственным мнением, помогать ребенку в самореализации и самопроявлении в общении  и в творчестве.

  Задачи:

- формировать навыки зрительской культуры поведения в театре;

- развивать художественный вкус, расширять общий кругозор учащихся;

- развивать воображение, выразительность речи;

- пополнять словарный запас, образный строй речи;

- формировать способность строить диалог друг с другом;

- знакомить детей с терминологией театрального искусства;

        - развитие художественного и ассоциативного мышления младших                                                                                                                       школьников;

       - формирование нравственных качеств,  гуманистической личностной                                                                         позиции, позитивного и оптимистического отношения к жизни;

      - развитие коммуникативной культуры детей.

-воспитание культуры чувств.

-развивать творческие способности.

         В  основу проекта театральной деятельности были положены следующие принципы:
принцип системности – предполагает преемственность знаний, комплексность в их усвоении;
принцип дифференциации – предполагает выявление и развитие у учеников склонностей и способностей по различным направлениям;
принцип увлекательности является одним из самых важных, он учитывает возрастные и индивидуальные особенности учащихся;
 - принцип коллективизма – в коллективных творческих делах происходит развитие разносторонних способностей и потребности отдавать их на общую радость и пользу.

        Отличительными особенностями и новизной программы является деятельностный подход к воспитанию и развитию ребенка средствами театра, где школьник выступает в роли художника, исполнителя, режиссера, композитора спектакля;

принцип междисциплинарной интеграции – применим к смежным наукам. (уроки литературы и музыки, литература и  изобразительное искусство);

принцип креативности – предполагает максимальную ориентацию на творчество ребенка, на развитие его психофизических ощущений, раскрепощение личности(в том числе и танцем)

       Актуальность программы обусловлена потребностью общества в развитии нравственных, эстетических качеств личности человека. Именно средствами театральной деятельности  возможно  формирование социально активной творческой личности, способной понимать общечеловеческие ценности, гордиться достижениями отечественной культуры и искусства, способной к творческому труду, сочинительству, фантазированию.

      Педагогическая целесообразность данного курса для младших школьников обусловлена их возрастными особенностями: разносторонними интересами, любознательностью, увлеченностью, инициативностью. Данная программа призвана расширить творческий потенциал ребенка, обогатить словарный запас, сформировать нравственно - эстетические чувства, т.к.

именно в начальной школе закладывается фундамент творческой личности, закрепляются нравственные нормы поведения в обществе, формируется духовность.

            Программа предусматривает использование следующих форм проведения занятий:

  • игра

  • беседа

  • иллюстрирование

  • изучение основ сценического мастерства

  • мастерская образа

  • мастерская костюма, декораций

  • инсценирование прочитанного произведения

  • постановка спектакля

  • постановка танца

  • работа в малых группах

  • актёрский тренинг

  • экскурсия

  • выступление

Актерский тренинг предполагает широкое использование элемента игры. Подлинная заинтересованность ученика, доходящая до азарта, – обязательное условие успеха выполнения задания. Именно игра приносит с собой чувство свободы, непосредственность, смелость.

Большое значение имеет работа над оформлением спектакля, над декорациями и костюмами, музыкальным оформлением. Эта работа также развивает воображение, творческую активность школьников, позволяет реализовать возможности детей в данных областях деятельности.

Изучение основ актёрского мастерства способствует формированию у школьников художественного вкуса и эстетического отношения к действительности.

           Раннее формирование навыков грамотного драматического творчества у  школьников способствует их гармоничному художественному развитию в дальнейшем. Обучение по данной программе увеличивает шансы быть успешными в любом выбранном ими виде деятельности.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

1год обучения (67 часов)

Раздел программы

Коли-чество часов

Количество часов


Характеристика деятельности обучающихся




Теория

Практика


1.

Роль театра в культуре.

9

2

7

Знакомятся с учителем и одноклассниками.   Знакомство ребенка в игровой форме с самим собой и с окружающим миром. (игра «Снежный ком»).  Разыгрывание этюдов и упражнений, требующих целенаправленного воздействия словом.


2

Роль танца на сцене и в жизни

11

1,5

9,5

Выясняют для чего нужен танец ,как научиться танцевать, что такое мюзикл. Разучивание основных движений танца «Мы милашки куклы неваляшки»(без музыки,с музыкой) .Введение танца в сюжет спектакля.

3

Театрально-исполнительская деятельность.












17

2

15

На практических занятиях выполняются упражнения, направленные на развитие  чувства ритма. Выполнение упражнений, в основе которых содержатся абстрактные образы под музыку и без нее. (огонь, солнечные блики, снег). Знакомятся с терминологией (мимика, пантомима, этюд, дикция, интонация, рифма, ритм). Импровизируют известные русские народные сказки с наложением театрального фона. «Теремок», «Колобок».


Танцевально-исполнительская деятельность.

16

2

14

Характер образа в одиночном танце, характер образа в этюде, характер образа в коллективном танце, характер образа в парном танце

Постановка танца «Танец цветов»

4.

Занятия сценическим искусством.

13

-

13

Упражнения и игры: превращения предмета, превращение в предмет, живой алфавит, ручеек, волна, переходы в полукруге. Чтение учителем   сказок-миниатюр

Дж. Родари. Выбор ролей, разучивание. Участвуют в обсуждении декораций и костюмов.

5

Освоение терминов.

1

1

-

Знакомятся с понятиями драматический, кукольный театр, спектакль, этюд, партнер, премьера, актер.


ИТОГО

67




2 год обучения (34 часа)

Раздел программы

Коли-чество часов

Количество часов


Характеристика деятельности обучающихся




Теория

Практика


1.

Роль театра в культуре.

1

-

1

Участники приобретают навыки, необходимые для верного сценического общения. Участвуют в этюдах для выработки выразительной сценической жестикуляции («Немое кино», «Мультяшки-анимашки»)

2

Театрально-исполнительская деятельность.








3

-

3

На практических занятиях с помощью слов, мимики и жестов выражают благодарность,  сочувствие, обращаются за помощью. Игры «Маски», «Иностранец», «Прикосновения». Взаимодействуют в группах. На практических занятиях участвуют в спорах, дискуссиях. Обсуждают различные ситуации.

3

Танцевально-исполнительская деятельность

5


5

Постановка танцевального этюда «Серпантин»

4

Занятия сценическим искусством.

15

3

12

Упражнения и игры одиночные – на выполнение простого задания,  на основе предлагаемых  обстоятельств, на сценическое общение к предмету. Участвуют в этюдах по картинкам.

5

Работа над серией мини-спектаклями.

10

1

9

Участвуют в распределении ролей, выбирая для себя более подходящую. Учатся распределяться на «сцене», чтобы выделялся главный персонаж.


Итого

34




3 год обучения (34 часа)

Раздел программы

Коли-чество часов

Количество часов


Характеристика деятельности обучающихся




Теория

Практика


1.

Роль театра ,танца, музыки, литературы в культуре.

0,5

0,5

-

Участники знакомятся с древнегреческим, современным, кукольным, музыкальным, цирковым театрами. В процессе дискуссии делятся своим жизненным опытом.

2

Занятия сценическим искусством.

2

1

1

На практических занятиях рассматриваются приемы релаксации, концентрации внимания, дыхания; снятия мышечных зажимов.

3.

Театрально-исполнительская деятельность.

4

1

3

Работа над образами: я – предмет, я – стихия, я – животное, я – фантастическое животное, внешняя  характерность.

4.

Работа и показ театрализованного представления с элементами танца

15

1

10

Участвуют в распределении ролей, выбирая для себя более подходящую. Учатся распределяться на «сцене», чтобы выделялся главный персонаж. Разучивание ролей, изготовление костюмов. Постановка танца «Аленький цветочек»


Итого

34




4 год обучения (34 часа)

Раздел программы

Коли-чество часов

Количество часов


Характеристика деятельности обучающихся




Теория

Практика


1.

Роль театра в культуре.

4

4

-

Участники знакомятся с создателями  спектакля: писатель, поэт, драматург.  Театральными жанрами.

2

Театрально-исполнительская деятельность.

10

3

7

Упражнения для развития хорошей дикции, интонации, темпа речи. Диалог, монолог.  

3.

Основы пантомимы.

5

1

4

Участники знакомятся с позами актера в пантомиме, как основное выразительное средство. Куклы-марионетки, надувные игрушки, механические куклы. Жест, маска в пантомимном действии.

4.

Работа и показ театрализован-ного представления.

Отчетный концерт.

15

1

14

Участвуют в распределении ролей, выбирая для себя более подходящую. Учатся распределяться на «сцене», чтобы выделялся главный персонаж. Разучивание ролей, изготовление костюмов. Выступление перед учащимися и родителями.


Итого

34




Предполагаемые результаты реализации программы

Программа предусматривает достижение   3    уровней    результатов:

Первый уровень результатов

(1 год обучения)

Второй уровень результатов

(2-3 год обучения)

Третий уровень результатов

(4 год обучения)

Предполагает приобретение первоклассниками новых знаний о     принятых в обществе нормах поведения в театре, у них будут сформированы навыки зрительской культуры; будет развит художественный вкус, расширен общий кругозор, пополнится словарный запас; умением  переходить из позиции зрителя в позицию  исполнителя и наоборот. Итогом первого года посещения кружка можно считать овладение азами актерского мастерства, выступления перед одноклассниками, выражать впечатления в форме рисунка, танцевального движения.

Предполагает  приобретение       знаний по  овладению  практическими навыками одновременного  и последовательного включения в коллективную работу.  На практических занятиях с помощью слов, мимики и жестов, танцевального движения выражают благодарность,  сочувствие, обращаются за помощью. Итогом второго уровня можно считать умения выполнять упражнения актерского тренинга в присутствии посторонних лиц, рассказать или показать свои наблюдения за миром людей, природы, предметов. Через пластику тела передать пластическую форму живой природы, выполнять этюды в ритме, заданном педагогом. Умение  распределяться на «сцене», чтобы выделялся главный персонаж.  

Предполагает следующие умения и навыки : умение  объяснить условие задания 2-3 ребятам, организовать группой его выполнение,

поддержать диалог с партнером, описать эмоции, которые испытывает герой этюда (художественного произведения) выразить эмоции в танце, уметь дать истолкование этим эмоциям. Итогом третьего уровня можно считать   участие учеников в постановке спектаклей,  приобретение опыта выступать в роли режиссёра, декоратора, художника-оформителя, актёра.хореографа

Дети должны уметь:  

  • выполнять упражнения актерского тренинга в присутствии посторонних лиц;

  • построить на основании задания сюжетный рассказ из 12 – 18 слов с завязкой, событием, развязкой;

  • придумать бытовой сюжет, используя опорные слова, обозначающие действие;

  • найти оправдание любой позе;

  • развить в течение 2-3 минут тему, предложенную педагогом;

  • рассказать, чем сегодняшний день отличается от вчерашнего;

  • рассказать или показать свои наблюдения за миром людей, природы, предметов;

  • двигаться по кругу хаотично и в ритме, заданном педагогом;

  • построить этюд в паре с любым партнером;

  • объяснить условие задания 2-3 ребятам, организовать группой его выполнение;

  • поддержать диалог с партнером;

  • описать эмоции, которые испытывает герой этюда (художественного произведения), уметь дать истолкование этим эмоциям;

  • описать собственные эмоции-словами ,танцем,мимикой;

  • интерпретировать  эмоциональное состояние животного и человека по его пластике, поступкам;

  • удерживать в памяти цепочку слов, связанных по смыслу (до 18) и не связанных (до 12);

  • .уметь танцевать в коллективе, в паре.

  • запоминать

- свои места в течение 3-4 передвижений;

- расположение группы из 5 – 8 предметов и вернуть их в первоначальное положение после перемены их места педагогом;

- текст из 2-3 стихотворных строф, написанных простым размером, в ходе выполнения упражнения;

  • знать 7-10 произведений из русского фольклора, уметь рассказать сюжеты 3-5 русских народных сказок, уметь пересказать 3-4 сюжета сказок из фольклора зарубежных стран, рассказать 5-10 стихотворений.

Формой подведения итогов: изучение данного курса позволит детям получить общее представление о театре, овладеть азами актёрского мастерства, получить опыт зрительской культуры, получить опыт выступать в роли режиссёра, декоратора, художника-оформителя, актёра, научиться выражать свои впечатления в форме рисунка.

Итогом курса «Театр в начальной школе» является участие учеников в инсценировке прочитанных произведений, постановке спектаклей, приобретение опыта выступать в роли режиссёра, декоратора, художника-оформителя, актёра. Выступление на школьных праздниках, торжественных и тематических линейках, участие в школьных мероприятиях, родительских собраниях, классных часах, участие в мероприятиях младших классов, инсценирование сказок, сценок из жизни школы и постановка сказок и пьесок для свободного просмотра.



Список литературы, рекомендуемой для педагога



1.

Ганелин Е.Р. Программа обучения детей основам сценического искусства «Школьный театр».

1

2.

Генералов И.А. Программа курса «Театр» для начальной школыОбразовательная система «Школа 2100» Сборник программ. Дошкольное образование. Начальная школа (Под научной редакцией Д.И. Фельдштейна). М.: Баласс, 2008.

1

3.

Кидин С.Ю. Театр-студия в современной школе: программы, конспекты занятий, сценарии.- Волгоград: Учитель, 2009.

1

4.

Анатолий Гин Сценарии мини-спектаклей для начальной школы.- М.: ВИТА-ПРЕСС, 2012  

1

5.

Детско-юношеский театр мюзикла: программа, разработки занятий, рекомендации/ авт.-сост. Е.А. Гальцова. – Волгоград, 2009.

1

6.

Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. Художественные кружки. – М.: Просвещение, 1981.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 2 класс

Скачать
Программа курса внеурочной деятельности "Театр-творчество-дети"

Автор: Стешина Юлия Николаевна

Дата: 11.09.2018

Номер свидетельства: 477507

Личный сайт учителя и сертификат бесплатно!!!
Получите в подарок сайт учителя


ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства