Просмотр содержимого документа
«Программа курса внеурочной деятельности "Театр-творчество-дети"»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Базинская основная общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза Н.В. Сутягина
Принято УТВЕРЖДЕНО
Педсоветом школы Директор школы:
Протокол № ____С.Е.Санграева
Приказ №129 от 30.08.2016г.
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
кружка
«ТЕАТР-ТВОРЧЕСТВО-ДЕТИ»
духовно-нравственного направления
Срок реализации : 4 года
Возраст детей :6-11 лет
Автор составитель программы:
Стешина Юлия Николаевна,
педагог-организатор
р.п.Бутурлино, 2016год
Ступень обучения (классы) начальное общее образование, 1- 4 класс
Количество часов: 1 год обучения - 67 ч (2 занятия в неделю)
2 год обучения - 34 ч (1 занятие в неделю)
3 год обучения - 34 ч (1 занятие в неделю)
4 год обучения- 34 ч (1 занятие в неделю)
Итого: 135 часов
Пояснительная записка
Данная рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе методической литературы (см. список используемой литературы).
Программа кружка рассчитана на детей 6-11 лет в объеме на 4 года 169 часов:
Продолжительность занятия – 45 минут.
Количество учащихся в группе – 12 -20человек.
Дети должны жить в мире красоты
и фантазии, сказки, музыки, творчества.
В.А.Сухомлинский
Актуальность программы.
Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. В новом Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования процесс образования понимается не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей. Государство и общество ставят перед педагогами следующие задачи: создание системы воспитательных мероприятий, позволяющих обучающемуся осваивать и на практике использовать полученные знания; формирование целостной образовательной среды, включающей урочную, внеурочную и внешкольную деятельность и учитывающую историко-культурную, этническую и региональную специфику; формирование активной деятельностной позиции; выстраивание социального партнерства школы с семьей.
Большое внимание уделено организации внеурочной деятельности, как дополнительной среды развития ребенка. Внеурочная художественная деятельность может способствовать в первую очередь духовно-нравственному развитию и воспитанию школьника, так как синтезирует различные виды творчества. Одним из таких синтетических видов является театр.
Театр своей многомерностью, своей многоликостью и синтетической природой способен помочь ребенку раздвинуть рамки постижения мира, увлечь его добром, желанием делиться своими мыслями, умением слышать других, развиваться, творя и играя. Ведь именно игра есть непременный атрибут театрального искусства, и вместе с тем при наличии игры дети, педагоги взаимодействуют друг с другом, получая максимально положительный результат. Игра, игровые упражнения, особенно в первом классе, выступают как способ адаптации ребенка к школьной среде. Проиграв этюд-эксперимент, школьники могут практически побывать в любой ситуации и проверить на своем жизненно - игровом опыте предположения и варианты поведения и решения подобной проблемы.
В то же время театральное искусство (театрализация)
способствует внешней и внутренней социализации ребёнка, т.е. помогает ему легко входить в коллективную работу, вырабатывает чувство товарищества, волю, целеустремлённость, терпение и другие качества, необходимые для успешного взаимодействия с социальной средой;
пробуждает интерес к литературе, дети начинают читать с удовольствием и более осмысленно;
активизирует и развивает интеллектуальные и творческие способности ребёнка; он начинает свободно фантазировать и в области текста и музыкального оформления – словом всего того, что связано с игрой в театре.
Работа педагога заключается в создании организованной творческой атмосферы, «когда ты интересен всем, все интересны тебе». Тренировка внимания к окружающим обеспечивается в коллективных играх и заданиях, где каждый должен выступать только в своё время и на своём месте. Необходима и тренировка, раскрытие, активизация самобытности, самостоятельности каждого ребёнка. Этим и объясняется разработка программы театрального кружка.
Программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС, с нормами СанПИНа. Составлена с учётом запросов родителей и интересов ребёнка, ориентирована на обучающихся начальных классов и может быть реализована в работе педагога как с отдельно взятым классом, так и с группой обучающихся из разных классов.
Предлагаемая программа имеет общий объём 135 часов (1 - 4 класс).
Цель - воспитывать и развивать понимающего, умного, воспитанного театрального зрителя, обладающего художественным вкусом, необходимыми знаниями, собственным мнением, помогать ребенку в самореализации и самопроявлении в общении и в творчестве.
Задачи:
- формировать навыки зрительской культуры поведения в театре;
- развивать художественный вкус, расширять общий кругозор учащихся;
- развивать воображение, выразительность речи;
- пополнять словарный запас, образный строй речи;
- формировать способность строить диалог друг с другом;
- знакомить детей с терминологией театрального искусства;
- развитие художественного и ассоциативного мышления младших школьников;
- формирование нравственных качеств, гуманистической личностной позиции, позитивного и оптимистического отношения к жизни;
- развитие коммуникативной культуры детей.
-воспитание культуры чувств.
-развивать творческие способности.
В основу проекта театральной деятельности были положены следующие принципы: - принцип системности – предполагает преемственность знаний, комплексность в их усвоении; - принцип дифференциации – предполагает выявление и развитие у учеников склонностей и способностей по различным направлениям; - принцип увлекательности является одним из самых важных, он учитывает возрастные и индивидуальные особенности учащихся; - принцип коллективизма – в коллективных творческих делах происходит развитие разносторонних способностей и потребности отдавать их на общую радость и пользу.
Отличительными особенностями и новизной программы является деятельностный подход к воспитанию и развитию ребенка средствами театра, где школьник выступает в роли художника, исполнителя, режиссера, композитора спектакля;
принцип междисциплинарной интеграции – применим к смежным наукам. (уроки литературы и музыки, литература и изобразительное искусство);
принцип креативности – предполагает максимальную ориентацию на творчество ребенка, на развитие его психофизических ощущений, раскрепощение личности(в том числе и танцем)
Актуальность программы обусловлена потребностью общества в развитии нравственных, эстетических качеств личности человека. Именно средствами театральной деятельности возможно формирование социально активной творческой личности, способной понимать общечеловеческие ценности, гордиться достижениями отечественной культуры и искусства, способной к творческому труду, сочинительству, фантазированию.
Педагогическая целесообразность данного курса для младших школьников обусловлена их возрастными особенностями: разносторонними интересами, любознательностью, увлеченностью, инициативностью. Данная программа призвана расширить творческий потенциал ребенка, обогатить словарный запас, сформировать нравственно - эстетические чувства, т.к.
именно в начальной школе закладывается фундамент творческой личности, закрепляются нравственные нормы поведения в обществе, формируется духовность.
Программа предусматривает использование следующих форм проведения занятий:
игра
беседа
иллюстрирование
изучение основ сценического мастерства
мастерская образа
мастерская костюма, декораций
инсценирование прочитанного произведения
постановка спектакля
постановка танца
работа в малых группах
актёрский тренинг
экскурсия
выступление
Актерский тренинг предполагает широкое использование элемента игры. Подлинная заинтересованность ученика, доходящая до азарта, – обязательное условие успеха выполнения задания. Именно игра приносит с собой чувство свободы, непосредственность, смелость.
Большое значение имеет работа над оформлением спектакля, над декорациями и костюмами, музыкальным оформлением. Эта работа также развивает воображение, творческую активность школьников, позволяет реализовать возможности детей в данных областях деятельности.
Изучение основ актёрского мастерства способствует формированию у школьников художественного вкуса и эстетического отношения к действительности.
Раннее формирование навыков грамотного драматического творчества у школьников способствует их гармоничному художественному развитию в дальнейшем. Обучение по данной программе увеличивает шансы быть успешными в любом выбранном ими виде деятельности.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1год обучения (67 часов)
№
Раздел программы
Коли-чество часов
Количество часов
Характеристика деятельности обучающихся
Теория
Практика
1.
Роль театра в культуре.
9
2
7
Знакомятся с учителем и одноклассниками. Знакомство ребенка в игровой форме с самим собой и с окружающим миром. (игра «Снежный ком»). Разыгрывание этюдов и упражнений, требующих целенаправленного воздействия словом.
2
Роль танца на сцене и в жизни
11
1,5
9,5
Выясняют для чего нужен танец ,как научиться танцевать, что такое мюзикл. Разучивание основных движений танца «Мы милашки куклы неваляшки»(без музыки,с музыкой) .Введение танца в сюжет спектакля.
3
Театрально-исполнительская деятельность.
17
2
15
На практических занятиях выполняются упражнения, направленные на развитие чувства ритма. Выполнение упражнений, в основе которых содержатся абстрактные образы под музыку и без нее. (огонь, солнечные блики, снег). Знакомятся с терминологией (мимика, пантомима, этюд, дикция, интонация, рифма, ритм). Импровизируют известные русские народные сказки с наложением театрального фона. «Теремок», «Колобок».
Танцевально-исполнительская деятельность.
16
2
14
Характер образа в одиночном танце, характер образа в этюде, характер образа в коллективном танце, характер образа в парном танце
Постановка танца «Танец цветов»
4.
Занятия сценическим искусством.
13
-
13
Упражнения и игры: превращения предмета, превращение в предмет, живой алфавит, ручеек, волна, переходы в полукруге. Чтение учителем сказок-миниатюр
Дж. Родари. Выбор ролей, разучивание. Участвуют в обсуждении декораций и костюмов.
Участники приобретают навыки, необходимые для верного сценического общения. Участвуют в этюдах для выработки выразительной сценической жестикуляции («Немое кино», «Мультяшки-анимашки»)
2
Театрально-исполнительская деятельность.
3
-
3
На практических занятиях с помощью слов, мимики и жестов выражают благодарность, сочувствие, обращаются за помощью. Игры «Маски», «Иностранец», «Прикосновения». Взаимодействуют в группах. На практических занятиях участвуют в спорах, дискуссиях. Обсуждают различные ситуации.
3
Танцевально-исполнительская деятельность
5
5
Постановка танцевального этюда «Серпантин»
4
Занятия сценическим искусством.
15
3
12
Упражнения и игры одиночные – на выполнение простого задания, на основе предлагаемых обстоятельств, на сценическое общение к предмету. Участвуют в этюдах по картинкам.
5
Работа над серией мини-спектаклями.
10
1
9
Участвуют в распределении ролей, выбирая для себя более подходящую. Учатся распределяться на «сцене», чтобы выделялся главный персонаж.
Итого
34
3 год обучения (34 часа)
№
Раздел программы
Коли-чество часов
Количество часов
Характеристика деятельности обучающихся
Теория
Практика
1.
Роль театра ,танца, музыки, литературы в культуре.
0,5
0,5
-
Участники знакомятся с древнегреческим, современным, кукольным, музыкальным, цирковым театрами. В процессе дискуссии делятся своим жизненным опытом.
Работа над образами: я – предмет, я – стихия, я – животное, я – фантастическое животное, внешняя характерность.
4.
Работа и показ театрализованного представления с элементами танца
15
1
10
Участвуют в распределении ролей, выбирая для себя более подходящую. Учатся распределяться на «сцене», чтобы выделялся главный персонаж. Разучивание ролей, изготовление костюмов. Постановка танца «Аленький цветочек»
Итого
34
4 год обучения (34 часа)
№
Раздел программы
Коли-чество часов
Количество часов
Характеристика деятельности обучающихся
Теория
Практика
1.
Роль театра в культуре.
4
4
-
Участники знакомятся с создателями спектакля: писатель, поэт, драматург. Театральными жанрами.
2
Театрально-исполнительская деятельность.
10
3
7
Упражнения для развития хорошей дикции, интонации, темпа речи. Диалог, монолог.
3.
Основы пантомимы.
5
1
4
Участники знакомятся с позами актера в пантомиме, как основное выразительное средство. Куклы-марионетки, надувные игрушки, механические куклы. Жест, маска в пантомимном действии.
4.
Работа и показ театрализован-ного представления.
Отчетный концерт.
15
1
14
Участвуют в распределении ролей, выбирая для себя более подходящую. Учатся распределяться на «сцене», чтобы выделялся главный персонаж. Разучивание ролей, изготовление костюмов. Выступление перед учащимися и родителями.
Итого
34
Предполагаемые результаты реализации программы
Программа предусматривает достижение 3 уровней результатов:
Первый уровень результатов
(1 год обучения)
Второй уровень результатов
(2-3 год обучения)
Третий уровень результатов
(4 год обучения)
Предполагает приобретение первоклассниками новых знаний о принятых в обществе нормах поведения в театре, у них будут сформированы навыки зрительской культуры; будет развит художественный вкус, расширен общий кругозор, пополнится словарный запас; умением переходить из позиции зрителя в позицию исполнителя и наоборот. Итогом первого года посещения кружка можно считать овладение азами актерского мастерства, выступления перед одноклассниками, выражать впечатления в форме рисунка, танцевального движения.
Предполагает приобретение знаний по овладению практическими навыками одновременного и последовательного включения в коллективную работу. На практических занятиях с помощью слов, мимики и жестов, танцевального движения выражают благодарность, сочувствие, обращаются за помощью. Итогом второго уровня можно считать умения выполнять упражнения актерского тренинга в присутствии посторонних лиц, рассказать или показать свои наблюдения за миром людей, природы, предметов. Через пластику тела передать пластическую форму живой природы, выполнять этюды в ритме, заданном педагогом. Умение распределяться на «сцене», чтобы выделялся главный персонаж.
Предполагает следующие умения и навыки : умение объяснить условие задания 2-3 ребятам, организовать группой его выполнение,
поддержать диалог с партнером, описать эмоции, которые испытывает герой этюда (художественного произведения) выразить эмоции в танце, уметь дать истолкование этим эмоциям. Итогом третьего уровня можно считать участие учеников в постановке спектаклей, приобретение опыта выступать в роли режиссёра, декоратора, художника-оформителя, актёра.хореографа
Дети должны уметь:
выполнять упражнения актерского тренинга в присутствии посторонних лиц;
построить на основании задания сюжетный рассказ из 12 – 18 слов с завязкой, событием, развязкой;
придумать бытовой сюжет, используя опорные слова, обозначающие действие;
найти оправдание любой позе;
развить в течение 2-3 минут тему, предложенную педагогом;
рассказать, чем сегодняшний день отличается от вчерашнего;
рассказать или показать свои наблюдения за миром людей, природы, предметов;
двигаться по кругу хаотично и в ритме, заданном педагогом;
построить этюд в паре с любым партнером;
объяснить условие задания 2-3 ребятам, организовать группой его выполнение;
поддержать диалог с партнером;
описать эмоции, которые испытывает герой этюда (художественного произведения), уметь дать истолкование этим эмоциям;
описать собственные эмоции-словами ,танцем,мимикой;
интерпретировать эмоциональное состояние животного и человека по его пластике, поступкам;
удерживать в памяти цепочку слов, связанных по смыслу (до 18) и не связанных (до 12);
.уметь танцевать в коллективе, в паре.
запоминать
- свои места в течение 3-4 передвижений;
- расположение группы из 5 – 8 предметов и вернуть их в первоначальное положение после перемены их места педагогом;
- текст из 2-3 стихотворных строф, написанных простым размером, в ходе выполнения упражнения;
знать 7-10 произведений из русского фольклора, уметь рассказать сюжеты 3-5 русских народных сказок, уметь пересказать 3-4 сюжета сказок из фольклора зарубежных стран, рассказать 5-10 стихотворений.
Формой подведения итогов: изучение данного курса позволит детям получить общее представление о театре, овладеть азами актёрского мастерства, получить опыт зрительской культуры, получить опыт выступать в роли режиссёра, декоратора, художника-оформителя, актёра, научиться выражать свои впечатления в форме рисунка.
Итогом курса «Театр в начальной школе» является участие учеников в инсценировке прочитанных произведений, постановке спектаклей, приобретение опыта выступать в роли режиссёра, декоратора, художника-оформителя, актёра. Выступление на школьных праздниках, торжественных и тематических линейках, участие в школьных мероприятиях, родительских собраниях, классных часах, участие в мероприятиях младших классов, инсценирование сказок, сценок из жизни школы и постановка сказок и пьесок для свободного просмотра.
Список литературы, рекомендуемой для педагога
1.
Ганелин Е.Р. Программа обучения детей основам сценического искусства «Школьный театр».
1
2.
Генералов И.А. Программа курса «Театр» для начальной школыОбразовательная система «Школа 2100» Сборник программ. Дошкольное образование. Начальная школа (Под научной редакцией Д.И. Фельдштейна). М.: Баласс, 2008.
1
3.
Кидин С.Ю. Театр-студия в современной школе: программы, конспекты занятий, сценарии.- Волгоград: Учитель, 2009.
1
4.
Анатолий Гин Сценарии мини-спектаклей для начальной школы.- М.: ВИТА-ПРЕСС, 2012
1
5.
Детско-юношеский театр мюзикла: программа, разработки занятий, рекомендации/ авт.-сост. Е.А. Гальцова. – Волгоград, 2009.
1
6.
Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. Художественные кружки. – М.: Просвещение, 1981.