kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа кружка "Души прекрасные порывы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа способствует созданию условий для развития личности ребёнка и её самореализации, формированию адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы картины мира, формированию человека и гражданина, нацеленного на совершенствование общества путем участия в социально значимой деятельности, соответствующей возрасту и интересам учащегося.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Программа кружка "Души прекрасные порывы"»

Муниципальное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №24 имени Бориса Рукавицына

городского округа г. Рыбинск Ярославской области


Принята на заседании МС

от «___» ___________ 20 г.

__________ _________

Протокол № ___


Утверждаю

Директор школы _____ И.И. Дедкина

Приказ по школе №

от «___» ___________ 20 г.












Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

художественного направления

«Души прекрасные порывы»

(литературный кружок)



Возраст обучающихся: 11-12 лет

для учащихся 5-6 классов





Срок реализации- 1 год


Составители:

Берёзкина Ольга Германовна,

учитель русского языка и литературы

1 квалификационной категории

Русакова Римма Александровна,

учитель русского языка и литературы

1 квалификационной категории










г. Рыбинск, 2018 год


Раздел 1



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА 


Сегодняшняя жизнь требует, как никогда, способности к творчеству в любой сфере деятельности, самостоятельности мышления, способности к преодолению шаблонов и стереотипов. Эффективное воздействие на ребёнка может быть достигнуто только через его внутренний мир, чувства, эмоции. Значимость развития личностных творческих способностей детей очевидна сегодня как никогда.

Главное условие – учёт индивидуальных возможностей каждого ребёнка, его продвижение вперёд в овладении этими новыми знаниями и умениями. Личностные качества детей и их возможности развиваются благодаря новым способам общения (друг с другом по ходу работы;). Сочетание нетрадиционных подходов, интерактивности, существенно расширяет возможности воспитательно-образовательного процесса в школе, рассматривает развитие творческих способностей детей как главный элемент этого процесса, содержат и теоретические, и исследовательские, и деятельностные формы работы.

1. Направленность программы – художественная.

2. Актуальность программы – соответствие потребностям общеобразовательного учреждения;

3. Отличительные особенности программы – основные идеи: программа способствует созданию условий для развития личности ребёнка и её самореализации, формированию адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы картины мира, формированию человека и гражданина, нацеленного на совершенствование общества путем участия в социально значимой деятельности, соответствующей возрасту и интересам учащегося.

4. Адресат программы – образовательная программа рассчитана на детей среднего (5-6 кл.) школьного возраста, интересующихся литературой.

5. Объем и срок освоения программы – общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения и необходимых для освоения программы.

6. Формы обучения – очная, (Закон № 273-ФЗ, гл. 2, ст. 17, п. 2),

7. Особенности организации образовательного процесса – группы разновозрастные, что способствует преемственности в работе. (Приказ №1008, п. 7);

8. Состав группы постоянный.

9. Режим занятий,

периодичность и продолжительность занятий

Продолжительность программы – 1 год, -36 часов. 34 учебных часа (2 каникулярных занятия в осенние и весенние каникулы); 1 учебный час в неделю

Цель:

Создание среды для нравственно-эстетического воспитания детей средствами кружка

Задачи:

1)  выявить талантливых детей, занимающихся литературным творчеством и представить им возможности для развития творческих способностей;

2) повысить интерес учащихся к литературе и русскому     языку посредством  приобщения к культурному наследию народа и творческих встреч с бардами, поэтами и писателями

3) предоставить возможность детям, занимающимся литературным творчеством, обмениваться опытом со своими сверстниками и педагогами;

4) развивать ИКТ – компетентность: умение пользоваться  компьютерными программами,  разрабатывать мультимедийные продукты.   


Образовательные:

- расширение возможностей образовательно-воспитательного процесса посредством включения в него элементов музейной педагогики, что предполагает усвоение новых необычных знаний в доступной для детей форме, неформальный и избирательный характер знаний;

- расширение кругозора детей;

- овладение приёмами и методами исследовательской, проектной деятельности.

Развивающие:

- развитие мотивации личности ребёнка к познанию и творчеству;

- приобретение личного опыта соприкосновения с реальностью истории через мир музейного исследования и музейного предмета;

- изучение национальной, местной истории, что формирует индивидуальную память и культуру детей;

- расширение социального опыта ребёнка, способствующего культурному и профессиональному самоопределению.

Воспитательные:

- ценностное формирование личности ребёнка;

- приобщение к общечеловеческим ценностям;

- неформальный коммуникативный диалог со сверстниками, взрослыми, что способствует активизации положительных качеств детей, свободы личности;

- формирование самостоятельности в выборе решений, ответственности за результат своего труда.

Форма обучения – очная

Особенности организации образовательного процесса – объединение по интересам на основе добровольности.



Место и роль литературного кружка  в обучении:

 

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и в соответствии с Учебным планом СОШ 24 имени Бориса Рукавицына кружок «Души прекрасные порывы» ведётся в 5-6 х классах. Общее количество уроков в неделю составляет 1 ч. (34 учебных недель в году+ 2 каникулярных= 36 занятий).

 

Ожидаемые результаты

Участие 100% участников кружка в литературных конкурсах, отчетных концертах

Посещать городские мероприятия и творческие встречи с поэтами и писателями-земляками

Проводить совместно с педагогами литературные гостиные, конкурсы, викторины

Научиться создавать мультимедийные продукты












1.3 Содержание программы



  1. Введение (1 ч.) «Литературный калейдоскоп». Эвристическая беседа. Заполнение анкеты

  2. Поэзия есть жизнь (15 ч.) Творческая мастерская (сочинение стихотворений и мини-поэм, посвященных Дню учителя, юбилею школы, памятным датам). Краткий разбор анкет и беседа: "Какова главная примета поэзии?" Знакомство с литературной критикой (анализ поэтического содержания стихотворения Л. Мартынова "Богатый нищий" и "В ядре")."Я знаю силу слов…" Беседа о назначении поэта и поэзии. Выступления учащихся с сообщениями о любимых поэтах. Диспут «Как понимать - "Поэтом можешь ты не быть"? Конкурс чтецов «Очей очарованье». Чтение учащимися стихов собственного сочинения. "Что такое поэзия?" Внимательность и воображение читателя поэзии. Рекомендации по комплексному анализу текста. Лингвистический анализ стихотворений Есенина, Друниной. Поэзия и штампы. Разбор неудачных стихов, несовершенных поэтических произведений, подобранных учителем и учащимися (штампы, стилистические неточности, назидательность).
    Сопоставление произведений разных авторов на одну и ту же тему "Что такое счастье?" Э. Асадова и Н. Асеева. Конкурс штампов. Работа над выпуском газеты «Вдохновение»

  3. Все о стихотворении (17 ч.)

Для чего людям нужна речь? Для чего людям нужны стихи? Стопа, метр, двухсложные стихотворные размеры. Главное в произведении - идея, основная мысль. Как связать предложения в тексте, образы в стихотворении? Трёхсложные стихотворные размеры. Разностопный размер стиха. Образы вокруг нас. Литературная игра "Что на что похоже?". Рифма, способы и типы рифмовки. Конкурс стихов, посвящённый временам года. Стили речи. Художественный стиль. Смешение стилей. Форма и содержание. Что важнее? Гласные и согласные звуки в стихотворении. Поэтические жанры, их художественное своеобразие. Что такое строфа? Конкурс стихов, посвящённый природе. Пародия. Ирония, юмор, сарказм, сатира в поэтическом произведении. Роль музыки и живописи в создании поэтических произведений "Это надо увидеть! Это надо услышать!"Повествовать - значит рассказывать (умение строить стихотворение повествовательного характера на основе текста, серии рисунков, воображаемого сюжета) Почему мы так говорим? (сочетаемость слов, слово в тексте). Конкурс чтецов «Счастливая пора детства». Работа над выпуском газеты «Вдохновение» ко Дню защиты детей».

  1. Подведение итогов (1 ч.)

Итоговое занятие. Игра «Юные поэты»





































Раздел 2 КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ




2.1. Календарный учебный график


Календарный учебный график как составная часть образовательной программы школы № 24 имени Бориса Рукавицына

определяет

количество учебных недель – 34

продолжительность каникул - по 10 дней (осенние, зимние, весенние)

даты начала и окончания учебных периодов (определяются приказом ДО)

2.2. Условия реализации


Материально-техническое обеспечение: тематика занятий кружка, дополнительная справочная литература (см. Список литературы), кабинет литературы школы № 24 имени Бориса Рукавицына ,в кабинете есть мультимедийные средства обучения, художественная и справочная литература

Информационное обеспечение – аудио-, видео-, фото-, интернет источники.

Кадровое обеспечение: учитель русского языка и литературы первой категории, педагог дополнительного образования, педагоги и методисты ЦДЮТЭ, педагоги школы, работники городских библиотек.


2.3. Формы аттестации

- разработка мероприятия (беседа, лекция, экскурсия, защита проекта, конкурс);

- творческие дела (выпуск газеты,творческие конкурсы);

- формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: аналитическая справка, аналитический материал, аудиозапись, видеозапись, грамота, готовая работа, диплом, дневник наблюдений, журнал посещаемости, маршрутный лист, материал анкетирования и тестирования, методическая разработка.

2.4. Оценочные материалы

В данном разделе отражается перечень (пакет) диагностических методик, позволяющих определить достижение учащимися планируемых результатов (Закон № 273-ФЗ, ст. 2, п. 9; ст. 47, п.5) Оценка полученных знаний производится после прохождения теоретического блока в виде проверочных тестовых заданий и практических заданий

Практическая часть контроля за знаниями, умениями, навыками основана на участии детей оформлении газеты, участие в различных конкурсах и проектах.

2.5. Методические материалы

- обеспечение программы методическими видами продукции (разработки бесед, конкурсов и т.д.);

- дидактический и лекционный материалы, методики по исследовательской и проектной работе, тематика исследовательской и проектной работы;

- методика работы с мультимедийными средствами обучения.


Особенности организации образовательного процесса – форма очная.

Методы обучения - словесный – передача необходимой для дальнейшего обучения информации;

- наглядный – просмотр видеофильмов, слайдов, посещение творческих встреч

- поисковый – сбор информации по заданной теме;

- исследовательский – изучение документальных, вещественных источников (предметов) для развития мыслительной и интеллектуально-познавательной деятельности.

Формы организации образовательного процесса: индивидуально-групповая и групповая;

Формы организации учебного занятия - беседа, встреча с интересными людьми, выставка, диспут, защита проектов, круглый стол, лекция, мастер-класс, практическое занятие, представление, презентация

педагогические технологии - технология индивидуализации обучения, технология группового обучения, технология коллективного взаимообучения, здоровьесберегающая технология, технология-дебаты и др.

Дидактические материалы – раздаточные материалы, инструкционные, технологические карты, задания, упражнения, образцы изделий и т.п.


Список литературы


  1. В. И. Анисимов. Поэзия правды и мечты. – М.: Художественная литература, 1988

  2. Каплан И. Е. Анализ произведений русской классики. – М.: Художественная литература, 1995

3 .Карсалова Е. В. "Стихи живые сами говорят…". – М.: Просвещение, 2002

4. Лянцман О. Я. Здесь живет поэзия. – Волгоград: Учитель, 2009

4. Е. Эткинд. Разговор о стихах. – М.: Просвещение, 2008



Список использованной литературы для учащихся.

1. Читаем, думаем, спорим… Дидактические материалы по литературе. 6 класс. – М. Дрофа, 2010
2. Воителева Т. М.. Русский язык. Дидактические материалы. – М. Дрофа, 2009
3. Никитина Е. И.. Русская речь. Развитие речи. – М. Дрофа, 2011

4. . Т. В. Матвеева. От звука до текста. – М. Дрофа, 2011

























Учебный план

№п/п

Наименование раздела

Количество часов

Формы

всего

теория

практика

аттестации и контроля

1

Введение

1

1



2

Поэзия есть жизнь

16

4

12

Выпуск газеты

Защита проектов

3

Все о стихотворении

18

5

13

Конкурс чтецов

Выпуск газеты

Защита проектов

4

Итоговое занятие

1


1

Игра-конкурс «Юный поэт»

Итого:

36

9

25


Календарно-тематический план на 1 год обучения


Тема

Дата

Место

Количество

часов

Теория

Практика

1

Вводное занятие. Знакомство "Литературный калейдоскоп"




1

1


2

Сочинение стихотворений, посвященных школе




1


1

3

Создание газеты «Вдохновение» о школе




1

1


4

Создание газеты «Вдохновение» о школе




1


1

5

Создание газеты «Вдохновение» о школе




1


1

6

Беседа «Какова главная примета поэзии?». Знакомство с литературной критикой



1

1


7

Анализ поэтического содержания стихотворения Л. Мартынова "Богатый нищий" и "В ядре"




1


1

8


«Я знаю силу слов…» Подготовленные проекты выступлений учащихся о любимых поэтах.




1


1

9

Я знаю силу слов…» Подготовленные проекты выступлений учащихся о любимых поэтах




1


1

10

Я знаю силу слов…» Подготовленные проекты выступлений учащихся о любимых поэтах




1


1

11

Конкурс чтецов «Очей очарованье»




1


1

12

«Поэзия и мы». Чтение стихотворений на свободную тему




1


1

13

Что такое поэзия? Лингвистический анализ стихотворений С. Есенина, Ю. Друниной




1

1


14

Сопоставление произведений разных авторов на одну и ту же тему "Что такое счастье?" Э. Асадова и Н. Асеева




1

1


15

Для чего людям нужны стихи? Стопа, двусложные и размеры




1


1

16

Работа над выпуском газеты «Вдохновение» «Когда зажигаются елки»





2


2

18-19



Главное в стихотворении – тема и идея





2

1

1

20-21

Образы вокруг нас. Литературная игра «Что на что похоже?»




2


2

22


Рифма, способы и типы рифмовки. Конкурс стихов, посвящённый временам года




1


1

23

Стили речи. Художественный стиль. Смешение стилей





1

1


24

Форма и содержание. Что важнее в стихотворении?




1


1

25

Повтор согласных и гласных в поэтических текстах




1


1

26

Поэтические жанры, их художественное своеобразие




1

1


27

Что такое строфа?




1


1

28

Конкурс стихов о природе




1


1

29

Пародия. Ирония и юмор в поэтическом произведении




1

1


30

Сарказм и сатира в поэтическом произведении



1

1


31

Роль музыки и живописи в создании поэтических произведений. Защита проектов




1


1

32

Повествовать - значит рассказывать (умение строить стихотворение повествовательного характера на основе серии рисунков и воображаемого сюжета)



1


1

33

Конкурс чтецов «Счастливая пора детства!»





1


1

34-35

Работа над выпуском газеты «Вдохновение» «День защиты детей»




2


2

36

Итоговое занятие. Игра «Юные поэты»




1


1


Итого



34

9

25




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Программа кружка "Души прекрасные порывы"

Автор: Березкина Ольга Германовна

Дата: 02.08.2019

Номер свидетельства: 517288


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства