kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа спецкурса "Анализ лирического произведения. 10-11 классы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

     Представлена программа курса, который позволит не только систематизировать и углубить знания основных литературоведческих понятий, связанных со стихосложением, но и применить их на практических занятиях.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Программа спецкурса "Анализ лирического произведения. 10-11 классы"»

Спецкурс «Анализ лирического произведения»

10-11 классы




Пояснительная записка


Спецкурс «Анализ лирического произведения» составлен на основе пособия «Элективный курс. Анализ лирического произведения. 10-11 классы./Составитель Н.А.Владимирова. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2007». Он предназначен для учащихся 10-11 классов общеобразовательной школы и призван развивать содержание предмета «Литература».

Умение анализировать лирическое произведение – одно из основных требований программы. Способность к эстетическому восприятию произведений словесного искусства надо постоянно развивать. Для этого нужно овладеть законами художественного творчества. В поэзии много своих, специфических элементов: ритмическая организация, рифма, изобразительно-выразительные средства. Необходимые навыки формируются у учащихся на уроках литературы, начиная с 5 класса. Однако систематическая работа по анализу лирики, которая дала бы ученикам целостную картину по этому вопросу, не проводится в связи с недостатком учебного времени. Поэтому серьезное представление о природе поэтического творчества у учащихся отсутствует. Умение анализировать лирическое произведение старшеклассникам необходимо при сдаче ЕГЭ, написании выпускного сочинения, участии в олимпиадах.

Цель данного курса – научить учащихся самостоятельно анализировать лирическое произведение, помочь осознать его идейное своеобразие и почувствовать художественную форму, способствовать формированию нравственных, гуманистических ценностей.

Объем курса – 34 часа. Это время позволит не только систематизировать и углубить знания основных литературоведческих понятий, связанных со стихосложением, но и применить их на практических занятиях.

Формы текущего контроля – оценки за выполнение практических работ и творческих заданий. Итоговый контроль осуществляется в форме итоговой контрольной работы.








Тематическое планирование




Тема занятия


Содержание

Кол-во часов

1.

Введение.

Специфика поэзии. План анализа лирического произведения.



1

2.

Системы стихосложения.

Силлабическое и силлабо-тоническое стихосложения, цезура, стопа, размер, хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест, разностопный ямб, пиррихий, спондей.





1

3.

Определение стихотворных размеров.

Практикум.


1

4.

Системы стихосложения (окончание).

Дольник, верлибр, тонический стих, раешный стих.


1

5.

Определение стихотворных размеров.

Практикум.

1

6.

Архитектоника.

Строфа, одическая строфа.

1

7.

Архитектоника (окончание).

Сонет, венок сонетов, онегинская строфа.


1

8.

Рифма.

Клаузула, женская, мужская, дактилическая рифма.


1

9.

Рифма (окончание).

Диссонанс, ассонанс, способы рифмовки, внутренняя рифма, белый стих.



1

10.

Структура стиха.

Практикум.

1

11.

Художественный образ.

Художественный образ, лирический образ, образы-символы, художественная деталь.



1

12.

Мастерская слова. Тропы.

Тропы, эпитет, постоянные эпитеты, тавтологические эпитеты.


1


13.

Тропы (продолжение).

Сравнение, уподобление.

1

14.

Тропы (продолжение).

Метафора.

1

15.

Тропы (продолжение).

Метонимия, перифраз, синекдоха, ирония, каламбур.

1

16.

Тропы (окончание).

Символ, аллегория, гипербола, литота, аллюзия, алогизм.

1

17.

Мастерская слова.

Практикум.

1

18.

Лексика.

Антонимы, анахронизмы, архаизмы,

Вульгаризмы, неологизмы.

1

19.

Стилистические фигуры.

Анафора, эпифора, градация, параллелизм.

1

20.

Стилистические фигуры (продолжение).

Эллипс, умолчание, хиазм, эпистрофа, оксюморон, антитеза, апострофа.

1

21.



Стилистические фигуры (окончание).

Плеоназм, бессоюзие, эвфимизм, кольцо, акромонограмма, анаколуф, инверсия.

1


22.


Мастерская слова.

Практикум.

1

23.

Звукопись.

Аллитерация, ассонанс.

1

24.

Основные виды лирики.

Медитативная, суггестивная лирика, элегия.

1

25.

Идея лирического произведения.

Идейно-тематическое своеобразие.

1

26.

Композиция лирического произведения.

Композиция, диалог-спор, внутренний конфликт.

1

27.

Комплексный анализ лирического произведения.

Практикум.

1

28.

Особенности лирического героя, выражение лирического «я» поэта.

Лирический герой.

1

29.

Место и роль данного произведения в контексте творчества поэта и в литературном процессе в целом.

Виды контекста (литературный, исторический, биографически-бытовой).

1

30-31

Комплексный анализ лирического произведения.

Практикум.

2

32.

Итоговая контрольная работа.

Анализ лирического произведения.

1

33-34.

Обобщение и закрепление.

Выполнение заданий ЕГЭ по анализу стихотворения. Коррекция знаний, умений и навыков.

2



Библиография



  1. Миронова Н.А. Анализ стихотворения: учебно-методическое пособие. – М.: Экзамен, 2007

  2. Тодоров Л.В. Русское стихосложение в школьном изучении. – М.: Просвещение, 2002

  3. Тимофеев Л.И. Основы теории литературы. – М.,1976

  4. Русский язык и литература. Средства и приемы выразительной речи. 5-9 классы: тренинговые задания на уроках / Сост. М.Е.Кривоплясова. – Волгоград: Учитель,2007

  5. Педчак Е.П. Подготовка итоговой аттестации по литературе. Тестирование. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005

  6. Францова Н.В., Доронина Т.В., Генералова Н.С. Литература: Анализ эпизода: Анализ стихотворения: Учебно-методическое пособие. – М.: Экзамен, 2005

  7. Шанский Н.М. Лингвистический анализ стихотворного текста: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 2002

  8. Элективный курс. Анализ лирического произведения. 10-11 классы / Сост. Н.А.Владимирова. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2007

















Основные направления анализа лирического произведения


Умение анализировать лирическое произведение необходимо при написании сочинения, при сдаче традиционного устного экзамена по литературе, при сдаче экзамена в форме ЕГЭ. Комплексный анализ лирического произведения, как и любого художественного текста, строится в соответствии с определенной логикой. Приведем примерный план анализа стихотворения.


  1. История создания лирического произведения.


  1. Особенности жанра данного лирического произведения. (Основные лирические жанры: стихотворение, элегия, стансы, эпиграмма, сонет, эпитафия, песня, гимн, ода, послание, романс.)

  2. Выявление идейно-тематического своеобразия (проблематики) лирического произведения, ее воплощение в художественной ткани произведения. (Тематика – совокупность тем данного произведения; проблематика – круг проблем данного произведения, основные вопросы, волнующие автора; идея – выражение авторского отношения к изображаемому, соотнесение этого изображения с утверждаемыми или отрицаемыми поэтом идеалами жизни и человека.)

  3. Особенности композиции лирического произведения. (Возможно выделить композиционные части: кульминационную часть, повествовательный, описательный фрагменты, строфы, выражающие чувства и эмоции, или содержащие прямое высказывание. Композиция может основываться на контрасте изображаемых явлений, на антитезе – резком противопоставлении явлений. Стихотворение может иметь кольцевую композицию.)

  4. Особенности лирического героя произведения, выражение лирического «я» поэта (связь автора и лирического героя).

  5. Анализ художественно-выразительных средств, используемых в стихотворении; их роль в раскрытии замысла поэта.

  6. Анализ лексических средств, их идейно-художественное значение.

  7. Анализ синтаксических фигур, их идейно-художественная роль.

  8. Анализ риторической фонетики, ее роль.

  9. Выявление организации поэтической речи: определение стихотворного размера, особенностей рифмы, строфики, рифмовки. Как использование данного стихотворного размера раскрывает поэтический замысел.

  10. Место и роль данного лирического произведения в контексте творчества поэта, в литературном процессе в целом.

Художественно-выразительные средства поэтической речи (Тропы)

Эпитет – образное определение, дающее дополнительную художественную характеристику предмета или явления. (Лазурная высь, румяное яблоко, смелая снежинка, безумные слова, холодное внимание.)

Сравнение – сопоставление предметов или явлений по их сходству. («Дика, печальна, молчалива, Как лань лесная, боязлива…» А.С.Пушкин.)

Метафора – скрытое сравнение, в основе которого лежит переносное значение слова, союз отсутствует. («Ночевала тучка золотая На груди утеса-великана» М.Лермонтов.)

Олицетворение – особый вид метафоры, перенесение изображения человеческих черт на неодушевленные предметы или явления. («Слезы из глаз водосточных труб» В.Маяковский.)

Метонимия – замена слова или понятия другим, имеющим с первым причинную или иную связь. («Читал охотно Апулея…» А.Пушкин; «Я три тарелки съел!» И.Крылов)

Синекдоха – разновидность метонимии, при которой название целого заменяется названием его части. («А в двери – бушлаты, шинели, тулупы» В.Маяковский.)

Перифраз – замена названия предмета или явления описанием его признаков. «Создатель всего сущего» (Бог), «Забав и роскоши дитя» (Онегин).

Гипербола – художественное преувеличение. («В сто сорок солнц закат пылал…» В.Маяковский.)

Литота – художественное преуменьшение. («Мальчик с пальчик»)

Ирония – употребление слова или выражения в противоположном значении тому, что подразумевается, с целью насмешки. («Ты все пела? это дело: Так поди же, попляши!» И.Крылов.)

Аллегория – иносказание, изображение отвлеченной идеи посредством конкретного образа. В отличие от символа, аллегория однозначна, она выражает строго определенный предмет или понятие. (Крест в христианстве означает страдание, ягненок – беззащитность, голубь – невинность и т.п.)

Аллюзия – использование намека на какой-либо хорошо известный бытовой, литературный или исторический факт вместо упоминания самого факта. (О своей ссылке на юг Пушкин в романе «Евгений Онегин» упоминает так: «Там некогда гулял и я: Но вреден север для меня.»)

Алогизм – умышленное нарушение логических связей с целью подчеркнуть внутреннюю противоречивость данного положения. Описывая чувство неразделенной любви, тоски, в стихотворении «Себе любимому» В.Маяковский говорит: «Если б был я маленький, как великий океан, на цыпочки б волн встал».

Поэтический синтаксис (Синтаксические фигуры художественной речи)

Риторический вопрос – вопрос, не требующий ответа. («Как сердцу высказать себя? Другому как понять тебя?» Ф.Тютчев.)

Риторическое восклицание – восклицательное предложение, передающее эмоционально-экспрессивное отношение к изображаемому. («Какое лето, что за лето! Да это просто колдовство». Ф.Тютчев.)

Риторическое обращение – обращение, не содержащее указания на конкретного адресата. («Здравствуй, племя Младое, незнакомое!» А.Пушкин.)

Анафора – единоначатие, повторение одинаковых звуков, слов, синтаксических построений в начале смежных стихов или строф. («Жди меня, и я вернусь. Только очень жди… Жди, когда наводят грусть Желтые дожди, Жди, когда снега метут, Жди, когда жара…» К.Симонов.)

Эпифора – повторение в конце стихотворных строк слова или словосочетания. («Не воздух, а золото, Жидкое золото Пролито в мир. Скован без молота – Жидкого золота Не движется мир». С.Городецкий.)

Градация – повторение семантически близких слов, которые, постепенно усиливая друг друга, создают один образ. («Не жалею, не зову, не плачу…» С.Есенин.)

Инверсия – нарушение общепринятой грамматической последовательности речи. («Отговорила роща золотая Березовым веселым языком…» С.Есенин.)

Синтаксический параллелизм – тождественное или сходное построение смежных фрагментов художественного текста (стихотворных строк или строф). («Я звал тебя, но ты не оглянулась, Я слезы лил, но ты не снизошла». А.Блок.)

Эллипсис – пропуск слова, значение которого легко восстанавливается из контекста. (Зверю – берлога, Страннику – дорога, Мертвому - дроги, Каждому – свое». М.Цветаева.)

Оксюморон – сочетание контрастных по значению слов, создающих новое понятие или представление. ( «Жар холодных числ» А.Блок, «Смотри, ей весело грустить, Такой нарядно обнаженной». А.Ахматова.)

Бессоюзие – отсутствие союзов, вследствие чего речь приобретает большую сжатость. («Швед, русский колет, рубит, режет…» А.Пушкин.)

Многосоюзие – все или почти все однородные члены связаны одним и тем же союзом. («И ветер, и дождик, и мгла Над холодной пустыней воды». И.Бунин.)

Парцелляция – расчленение фразы на части или даже на отдельные слова. («Когда избавит нас творец От шляпок их! чепцов! и шпилек! и булавок! И книжных, и бисквитных лавок!» А.Грибоедов.)



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Программа спецкурса "Анализ лирического произведения. 10-11 классы"

Автор: Переверзева Светлана Викторовна

Дата: 05.07.2017

Номер свидетельства: 423743


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства