Программа спецкурса "Анализ лирического произведения. 10-11 классы"
Программа спецкурса "Анализ лирического произведения. 10-11 классы"
Представлена программа курса, который позволит не только систематизировать и углубить знания основных литературоведческих понятий, связанных со стихосложением, но и применить их на практических занятиях.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа спецкурса "Анализ лирического произведения. 10-11 классы"»
Спецкурс «Анализ лирического произведения»
10-11 классы
Пояснительная записка
Спецкурс «Анализ лирического произведения» составлен на основе пособия «Элективный курс. Анализ лирического произведения. 10-11 классы./Составитель Н.А.Владимирова. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2007». Он предназначен для учащихся 10-11 классов общеобразовательной школы и призван развивать содержание предмета «Литература».
Умение анализировать лирическое произведение – одно из основных требований программы. Способность к эстетическому восприятию произведений словесного искусства надо постоянно развивать. Для этого нужно овладеть законами художественного творчества. В поэзии много своих, специфических элементов: ритмическая организация, рифма, изобразительно-выразительные средства. Необходимые навыки формируются у учащихся на уроках литературы, начиная с 5 класса. Однако систематическая работа по анализу лирики, которая дала бы ученикам целостную картину по этому вопросу, не проводится в связи с недостатком учебного времени. Поэтому серьезное представление о природе поэтического творчества у учащихся отсутствует. Умение анализировать лирическое произведение старшеклассникам необходимо при сдаче ЕГЭ, написании выпускного сочинения, участии в олимпиадах.
Цель данного курса – научить учащихся самостоятельно анализировать лирическое произведение, помочь осознать его идейное своеобразие и почувствовать художественную форму, способствовать формированию нравственных, гуманистических ценностей.
Объем курса – 34 часа. Это время позволит не только систематизировать и углубить знания основных литературоведческих понятий, связанных со стихосложением, но и применить их на практических занятиях.
Формы текущего контроля – оценки за выполнение практических работ и творческих заданий. Итоговый контроль осуществляется в форме итоговой контрольной работы.
Тематическое планирование
№
Тема занятия
Содержание
Кол-во часов
1.
Введение.
Специфика поэзии. План анализа лирического произведения.
Особенности лирического героя, выражение лирического «я» поэта.
Лирический герой.
1
29.
Место и роль данного произведения в контексте творчества поэта и в литературном процессе в целом.
Виды контекста (литературный, исторический, биографически-бытовой).
1
30-31
Комплексный анализ лирического произведения.
Практикум.
2
32.
Итоговая контрольная работа.
Анализ лирического произведения.
1
33-34.
Обобщение и закрепление.
Выполнение заданий ЕГЭ по анализу стихотворения. Коррекция знаний, умений и навыков.
2
Библиография
Миронова Н.А. Анализ стихотворения: учебно-методическое пособие. – М.: Экзамен, 2007
Тодоров Л.В. Русское стихосложение в школьном изучении. – М.: Просвещение, 2002
Тимофеев Л.И. Основы теории литературы. – М.,1976
Русский язык и литература. Средства и приемы выразительной речи. 5-9 классы: тренинговые задания на уроках / Сост. М.Е.Кривоплясова. – Волгоград: Учитель,2007
Основные направления анализа лирического произведения
Умение анализировать лирическое произведение необходимо при написании сочинения, при сдаче традиционного устного экзамена по литературе, при сдаче экзамена в форме ЕГЭ. Комплексный анализ лирического произведения, как и любого художественного текста, строится в соответствии с определенной логикой. Приведем примерный план анализа стихотворения.
История создания лирического произведения.
Особенности жанра данного лирического произведения. (Основные лирические жанры: стихотворение, элегия, стансы, эпиграмма, сонет, эпитафия, песня, гимн, ода, послание, романс.)
Выявление идейно-тематического своеобразия (проблематики) лирического произведения, ее воплощение в художественной ткани произведения. (Тематика – совокупность тем данного произведения; проблематика – круг проблем данного произведения, основные вопросы, волнующие автора; идея – выражение авторского отношения к изображаемому, соотнесение этого изображения с утверждаемыми или отрицаемыми поэтом идеалами жизни и человека.)
Особенности композиции лирического произведения. (Возможно выделить композиционные части: кульминационную часть, повествовательный, описательный фрагменты, строфы, выражающие чувства и эмоции, или содержащие прямое высказывание. Композиция может основываться на контрасте изображаемых явлений, на антитезе – резком противопоставлении явлений. Стихотворение может иметь кольцевую композицию.)
Особенности лирического героя произведения, выражение лирического «я» поэта (связь автора и лирического героя).
Анализ художественно-выразительных средств, используемых в стихотворении; их роль в раскрытии замысла поэта.
Анализ лексических средств, их идейно-художественное значение.
Анализ синтаксических фигур, их идейно-художественная роль.
Анализ риторической фонетики, ее роль.
Выявление организации поэтической речи: определение стихотворного размера, особенностей рифмы,строфики, рифмовки. Как использование данного стихотворного размера раскрывает поэтический замысел.
Место и роль данного лирического произведения в контексте творчества поэта, в литературном процессе в целом.
Художественно-выразительные средства поэтической речи (Тропы)
Сравнение – сопоставление предметов или явлений по их сходству. («Дика, печальна, молчалива, Как лань лесная, боязлива…» А.С.Пушкин.)
Метафора – скрытое сравнение, в основе которого лежит переносное значение слова, союз отсутствует. («Ночевала тучка золотая На груди утеса-великана» М.Лермонтов.)
Олицетворение – особый вид метафоры, перенесение изображения человеческих черт на неодушевленные предметы или явления. («Слезы из глаз водосточных труб» В.Маяковский.)
Метонимия – замена слова или понятия другим, имеющим с первым причинную или иную связь. («Читал охотно Апулея…» А.Пушкин; «Я три тарелки съел!» И.Крылов)
Синекдоха – разновидность метонимии, при которой название целого заменяется названием его части. («А в двери – бушлаты, шинели, тулупы» В.Маяковский.)
Перифраз – замена названия предмета или явления описанием его признаков. «Создатель всего сущего» (Бог), «Забав и роскоши дитя» (Онегин).
Литота – художественное преуменьшение. («Мальчик с пальчик»)
Ирония – употребление слова или выражения в противоположном значении тому, что подразумевается, с целью насмешки. («Ты все пела? это дело: Так поди же, попляши!» И.Крылов.)
Аллегория – иносказание, изображение отвлеченной идеи посредством конкретного образа. В отличие от символа, аллегория однозначна, она выражает строго определенный предмет или понятие. (Крест в христианстве означает страдание, ягненок – беззащитность, голубь – невинность и т.п.)
Аллюзия – использование намека на какой-либо хорошо известный бытовой, литературный или исторический факт вместо упоминания самого факта. (О своей ссылке на юг Пушкин в романе «Евгений Онегин» упоминает так: «Там некогда гулял и я: Но вреден север для меня.»)
Алогизм – умышленное нарушение логических связей с целью подчеркнуть внутреннюю противоречивость данного положения. Описывая чувство неразделенной любви, тоски, в стихотворении «Себе любимому» В.Маяковский говорит: «Если б был я маленький, как великий океан, на цыпочки б волн встал».
Поэтический синтаксис (Синтаксические фигуры художественной речи)
Риторический вопрос – вопрос, не требующий ответа. («Как сердцу высказать себя? Другому как понять тебя?» Ф.Тютчев.)
Риторическое восклицание – восклицательное предложение, передающее эмоционально-экспрессивное отношение к изображаемому. («Какое лето, что за лето! Да это просто колдовство». Ф.Тютчев.)
Риторическое обращение – обращение, не содержащее указания на конкретного адресата. («Здравствуй, племя Младое, незнакомое!» А.Пушкин.)
Анафора – единоначатие, повторение одинаковых звуков, слов, синтаксических построений в начале смежных стихов или строф. («Жди меня, и я вернусь. Только очень жди… Жди, когда наводят грусть Желтые дожди, Жди, когда снега метут, Жди, когда жара…» К.Симонов.)
Эпифора – повторение в конце стихотворных строк слова или словосочетания. («Не воздух, а золото, Жидкое золото Пролито в мир. Скован без молота – Жидкого золота Не движется мир». С.Городецкий.)
Градация – повторение семантически близких слов, которые, постепенно усиливая друг друга, создают один образ. («Не жалею, не зову, не плачу…» С.Есенин.)
Синтаксический параллелизм – тождественное или сходное построение смежных фрагментов художественного текста (стихотворных строк или строф). («Я звал тебя, но ты не оглянулась, Я слезы лил, но ты не снизошла». А.Блок.)
Эллипсис – пропуск слова, значение которого легко восстанавливается из контекста. (Зверю – берлога, Страннику – дорога, Мертвому - дроги, Каждому – свое». М.Цветаева.)
Оксюморон – сочетание контрастных по значению слов, создающих новое понятие или представление. ( «Жар холодных числ» А.Блок, «Смотри, ей весело грустить, Такой нарядно обнаженной». А.Ахматова.)
Бессоюзие – отсутствие союзов, вследствие чего речь приобретает большую сжатость. («Швед, русский колет, рубит, режет…» А.Пушкин.)
Многосоюзие – все или почти все однородные члены связаны одним и тем же союзом. («И ветер, и дождик, и мгла Над холодной пустыней воды». И.Бунин.)
Парцелляция – расчленение фразы на части или даже на отдельные слова. («Когда избавит нас творец От шляпок их! чепцов! и шпилек! и булавок! И книжных, и бисквитных лавок!» А.Грибоедов.)