Просмотр содержимого документа
«Программа курса "Вокруг тебя-мир" для 6 класса»
Пояснительная записка.
Учебно-методический комплекс «Вокруг тебя – Мир…»для учащихся 5-8 классов общеобразовательных школ допущен Министерством образования российской Федерации в качестве программы для курса по выбору, факультатива и дополнительного чтения.
УМК «Вокруг тебя – Мир…» разработан в рамках образовательной программы «Распространение знаний о международном гуманитарном праве в общеобразовательных учреждениях РФ», в которой участвуют три стороны: Министерство образования РФ. МККК и Российское общество Красного Креста.
Цель пособия – пропедевтическая: эмоционально подготовить учащихся к осознанному восприятию норм международного гуманитарного права, которые в системе будут изучаться в старших классах. МККК были изданы и бесплатно доставлены в регионы издания УМК для учащихся 5 – 8 классов.
В пособиях УМК «Вокруг тебя- Мир…» сделана попытка показать роль принципа гуманности, который не только определяет авторскую позицию в отобранных для анализа и обсуждения произведениях, не только проявляется в разных аспектах жизни человеческого общества, но также лежит в основе норм международного гуманитарного права.
В связи с этим для УМК характерно наличие трёх компонентов: литературоведческого, этического и правового. Этический компонент дает возможность без ущерба для решения задач литературного образования интегрировать в уроки литературы правовой компонент. Традиционно на уроках литературы в школах РФ внимание школьников обращается на такие произведения отечественной и мировой литературы, в которых говорится о ценности человеческой жизни, о деятельном сострадании, уважении достоинства, ответственности за последствия совершенного выбора средств для достижения цели и т.п. Связанный с перечисленными понятиями принцип гуманности лежит в основе норм международного гуманитарного права.
В пособиях в системе представлены уроки развития речи (от анализа художественного текста, который позволяет достичь определённого эмоционального уровня читательского сопереживания, через внимание к личным впечатлениям и опыту школьника и обсуждение актуальных проблем современности к анализу источника и освоению сущности правовой нормы): работа по развитию речи учащихся (обогащение словарного запаса, чтение по ролям, выразительное чтение, пересказ. устное рассказывание. устное словесное рисование. составление планов разного типа, работа с афоризмами. задания коммуникативного характера на ос- ноне речевых ситуаций и жизненного опыта учащихся, задания на развитие ассоциативного мышления и творческого воображения, обучение пониманию художественного и научно-популярного текста, работа в ситуации диалогического общения, обучение написанию изложения и т д.); обучение учащихся исследовательской работе. На уроках по пособиям отрабатываются общие исследовательские процедуры: выявление (видение) проблемы, постановка (формулирование) проблемы, прояснение неясных вопросов, формулирование гипотезы, планирование разработка учебных действий, сбор данных (накопление фактов, наблюдений, доказательств), анализ и синтез собранных данных, сопоставление (соотнесение) сообщения, выступление с подготовленным сообщением, переосмысление результатов в ходе ответов на вопросы, проверка гипотез, построение обобщений, построение выводов, заключений. В представленных в пособиях моделях уроков можно выделить обобщенные шаги: постановку проблемы; поиск фактов для лучшего понимания проблемы и возможностей ее решения; поиск идей, оценка которых откладывается до тех пор, пока они не высказаны и не сформулированы учащимися: поиск решения, при котором высказанные идеи подвергаются анализу, оценке; поиск признания найденного решения окружающими. Причем в связи последним шагом возникает необходимость специальной организации коммуникативно-диалоговой деятельности. Используются разнообразные формы и методы: рабою парах, в группе, индивидуально; выполнение робот по i данному алгоритму, творческие работы, исследования, защита проектов и др.; работа по развитию логических способностей учащихся (обучение умению анализировать, сравнивать, выявлять взаимосвязи между понятиями, классифицировать, обобщать, делать вывод и т. д.); • работа по формированию системы нравственных ценностей учащихся. Усвоение понятий происходит пошагово: название предлагаемой дефиниции происходит в контексте анализа литературного текста, позволяющего далее рассматривать данное понятие как приложимое или неприложимое в связи с положительными или отрицательными поступками персонажей.
Тематическое планирование по дисциплине «_Вокруг тебя – мир».
№ п/п
Наименование разделов и тем
Максимальная нагрузка учащегося, ч.
Теоретическое обучение, ч.
Уроки развития речи, ч.
Контрольные работы,ч.
1
Тогда и теперь.
3
3
-
-
2.
Извечный спор: Кто лучше? Кто сильнее
3
2
1
-
3
Право безоружного.
3
3
-
-
4
SOS!
2
2
-
5
Порочный круг.
3
3
6
Твой выбор.
3
2
1
7
Итого
17
15
2
Календарно - тематический план
№ п/п
Наименование разделов и тем
Всего часов
Из них
Дата проведения занятия
Уроки развития речи
Контрольная работа, ч.
планируемая
фактическая
1
Тогда и теперь.
3
1.1
Н.А.Кун «Пять веков». По поэме Гесиода труды и дни».
1
1.2
Р. Киплинг «Кошка, гулявшая сама по себе».
2
2
Извечный спор: Кто лучше? Кто сильнее?
3
1
2.1
В.Скотт «Айвенго» (отрывки из романа)
1
2.2
Р.р. Г. Иванов «Отвратительнейший шум на свете».
1
2.3
В.Конецкий «Тамара». фрагмент из повести «Кто смотрит на облака»
1
3.
Право безоружного
3
3.1
Дж.Ф.Купер «Последний из могикан» (отрывок из романа)
1
3.2
К.Воробьёв «Немец в валенках».
2
4.
«SOS!»
2
1
4.1
Г.А.Бюргер «Песнь о благородном человеке».
1
4.2
Г.Бочаров «Что человек может» (очерк).
1
5.
Порочный круг.
3
5.1
«Месть Ольги» (фрагмент из летописи «Повесть временных лет.»)
1
5.2
В.А.Закруткин «Матерь человеческая». (фрагмент из повести)
1
5.3
В.Солоухин «Мститель».
1
6
Твой выбор.
3
1
6.1
А.Грин «Победитель».
1
6.2
Е.Носов «Тридцать зёрен».
1
6.3
Р.Р.Итоговая беседа по курсу.
1
Содержание дисциплины.
6-й класс (17учебных часов)
Проблематика курса. Актуализация роли правил во взаимоотношениях людей: . обсуждается феномен соперничества в его различны формах, в том числе и силовых; • анализируются возможности выбора гуманной линии поведения в конфликтных ситуациях; • на новом уровне (по сравнению с учебником 5-го класса) рассматривается проблема отношения к военно- пленным; обсуждается необходимость гуманного отношения к тем, кто перестал принимать участие в военных действиях; • затрагивается тема уязвимости людей, ставших жертвой стихии, в том числе и тех, кто потерпел кораблекрушение во время морского сражения.
Вводимые понятия: личность, достоинство, честь, месть, жертва, ответственность, гуманный и др.
Раздел 1. Тогда и теперь (2-З часа) Гуманистический компонент. Человечество закономерно шло к необходимости создания правил, организующих совместное существование различных индивидуальностей, Уважение правил, в том числе и таких, которые ограничивали бы проявление насилия в конфликтах между людьми, - обязательное условие сохранения человечества, Литературоведческий компонент. Мифологическое повествование. Роль лексических и композиционных повторов. Аллегория, метонимия. Лексический анализ текста. Развивающий компонент. Развитие НОВЫКОВ диалогового общения, пересказа и составления устного рассказа, развитие способности соотносить обсуждаемые на основе прочитанного литературного текста проблемы с актуальными вопросами современной жизни. Вводимые понятия: обычай, правило. договор. Гесиод « Пять веков»(отрывок из поэмы ((Труды и дни в переложении Н. Куна) (1 час) Цели: общие — познакомить учеников с представлениями древнегреческого поэта Гесиода о логике развития человеческого общества; обсудить проблему. отраженную в мифе: «По какому пути движется человечество: по пути уважения общепринятых правил или же пренебрежения ими?)’; частные - познакомить с новым видом мифологического повествования; продолжить формирование навыков лексической работы; обогатить представления об эпитете, аллегории. метонимии. Р. Киплинг «Кошка, гулявшая сама по себе” (сказка) (1—2 часа) Цели: общая - продолжить разговор о смысле правил и законов, позволяющих сосуществовать различным индивидуальностям; частные — углубить представление школьников о жанре литературной сказки; продолжить работу по формированию навыков лексического анализа текста; обратить внимание школьников на роль лексических и композиционных повторов. Раздел 2. Извечный спор: Кто лучше? Кто сильнее? (3 часа) Гуманистический компонент. Правила. ограничивающие проявление насилия в СИЛО8ЫХ формах соперничества, складывались постепенно на протяжении веков и были продиктованы естественным для человека стремлением к выживанию. Правовой компонент. Необходимость соблюдения в ситуации вооруженного конфликта правил, основанных на принципе гуманности. направленных на ограничение чрезмерного насилия. Сущность международного гуманитарного права, Литературоведческий компонент. Сравнительный анализ художественных текстов, близких тематически.
Развивающий компонент. Развитие исследовательских способностей учащихся, формирование навыка работы с определением правового понятия по ключевым словам.
В. Скотт «Айвенго»(отрывки из романа), А. Дюма «Три мушкетера (отрывки из романа) (2 часа) Цели: общая - создать условия для обсуждения исторически сложившихся правил и обычаев, направленных на смягчение последствий жестокости, насилия В Ситуациях силового соперничества (рыцарский турнир, дуэль); частная — развивать умение анализировать эпизод; продолжить работу над формированием навыков сравнительного анализа художественных текстов, близких тематически.
Г. Иванов Отвратительнейший шум на свете,. ‘ (стихотворение) (1 час) / Цели: ( общие - привлечь внимание к проблеме последствий в ситуации вооружённого конфликта.
Урок развития речи (1 час) Цели: / общие - подвести итог обсуждаемой в разделе проблемы; познакомить с историческими примерами соблюдения обычаев, в которых отражалось стремление хоть как-то ограничить насилие, уменьшить количество жертв во время войн; познакомить с определением международного гуманитарного права; порассуждать о роли международного гуманитарного права в развитии общества; частные — формировать навык работы с определением правового понятия по ключевым словам; развивать навыки аргументации в устном ответе.
Раздел З. Право безоружного (5-6 часов)
Гуманистический компонент. В различии индивидуальностей заключено богатство мира. Даже в ситуации вооруженного конфликта каждый переставший участвовать в военных действиях человек имеет право на уважение достоинства. Те, кто перестал участвовать в боевых действиях, - например, больные, раненые, пленные, по каким бы признакам они ни отличались (национальным, религиозным, социокультурным). нуждаются в защите. Правовой компонент. Основные нормы международного гуманитарного права по защите военнопленных. Уважение достоинства военнопленного без всяких различий. Литературоведческий компонент. Анализ системы образов фрагмента художественного произведения. Роль сравнений в портретной характеристике персонажа. Развивающий компонент. Формирование навыка работы с определением правового понятия по ключевым словам; развитие навыков аргументации в диалоговом общении; развитие навыка устного рассказывания; обучение пониманию правовой информации; обогащение словарного запаса; развитие ассоциативного мышления. Вводимые понятия: достоинство, честь, личность, индивидуальность.
Дж. Ф. Купер «Последний из могикан» (отрывок из романа) (1 час) Цели: общие — привлечь внимание к положению пленного в ситуации силового конфликта; продолжить работу по освоению понятий «достоинство» и «уважение достоинства в контексте обсуждения проблемы отношения к военнопленным; порассуждать о способности людей, относящихся к двум враждующим во время войны сторонам, поступать гуманно по отношению к военнопленным; познакомить с основными нормами международного гуманитарного права по защите военнопленных; частные — развивать умение анализировать эпизод; создать условия для развития ассоциативного мышления; продолжить работу по развитию умения анализировать систему образов эпизода.
К. Воробьев «Немец в валенках» (2 часа)
Цели: общие - продолжить разговор о способности людей, относящихся к двум враждующим во время войны сторонам. Поступать гуманно по отношению к военнопленным.
Раздел 4. «SOS!» (2 часа) Гуманистический компонент. Те, кто оказался жертвой стихии в результате стихийного бедствия или действий других людей, особенно уязвимы. Каждый, кто потерпел кораблекрушение по причине стихийного бедствия или в ходе вооруженного конфликта, нуждается в помощи. Правовой компонент. Основные нормы международного гуманитарного права по защите раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море. Литературоведческий компонент. Анализ поэтического текста. Авторская позиция и читательская оценка героев. Анализ фрагмента художественного произведения. Публицистика, очерк. Исторический фон литературного произведения. Исторический роман. Сравнительный анализ текстов разных жанров, близких тематически. Развивающий компонент. Развитие умения осваивать содержание научно-популярного текста; формирование навыков диалогового общения; развитие навыка устного рассказывания; обогащение словарного запаса, развитие ассоциативного мышления. Вводимые понятия: ответственность, катастрофа, стихия, экстремальный. Г.-А. Бюргер «Песнь о благородном человеке» (баллада) (1 час) Цели: общая - показать тяжесть положения людей, оказавшихся жертвами стихийного бедствия (наводнения); частная - продолжить работу по развитию умения в процессе анализа художественно-изобразительных приемов выявлять в тексте авторскую позицию и соотносить с ней собственные оценки героев; продолжить работу по формированию навыков анализа поэтического текста.
Г. Бочаров «Что человек может» (очерк) (1 час) Цели.’ общие обсудить тяжесть последствий для людей, оказавшихся пленниками водной стихии в результате катастрофы; ПРОДОЛЖИТЬ начатое в 5-м классе знакомство с основными направлениями деятельности Международного движения Красного Креста и Красного Полумесяца; познакомить с историей создания Российского общество Красного Креста и с основными направлениями его деятельности; частная развивать умение сравнивать произведения разных жанров, близких проблемно-тематически. Раздел 6. Порочный круг.(3 часа). Гуманистический компонент, Любой человек может Оказаться в ситуации силового соперничества. Учет возможных последствий совершаемых поступков может ограничить проявление жестокости по отношению к сопернику. Развивающий компонент, Развитие навыка диалогового общения, развитие навыка составления рассказа, обогащение словарного запаса, развитие творческих способностей учащихся. Вводимые понятия: жертва, переосмысление.
Л. Толстой «Детство» (отрывок из повести) (2 часа)
Це.ли: общ,ие-создать условия для обсуждения сложности Взаимоотношений подростков в группе, когда ложно понимаемое чувство солидарности может стать причиной чрезмерной жестокости по отношению к другому; привлечь внимание к ситуации переоценки совершенных поступков; частные — обратить внимание на своеобразие художестве иного приема ь роль второстепенных персонажей.
В. Железников «Чучело» (фрагменты из повести) (1 час) Цели: общие - продолжить обсуждение проблемы ответственности за совершаемые поступки, продолжить разговор о последствиях частные - продолжить знакомство со способами выражения в тексте авторского отношения к описываемым событиям, развивать умение анализировать эпизод. Раздел 7. Твой выбор... (З часа) Гуманистический компонент. Человек несет ответственность за ту линию поведения, которую избирает. за те поступки. которые совершает. - ответственность перед самим собой, перед обществом, перед человечеством. Выбирая ту или иную модель поведения в конфликтной ситуации, во взаимоотношениях с людьми, следует помнить о возможных последствиях. Человечеству, состоящему из множества индивидуальностей, необходимы определенные правила, ограничивающие чрезмерное насилие. Развивающий компонент, Развитие умения составлять план, обогащение словарного запаса, развитие творческих способностей детей на основе решения речевой зад (]ЧИ. Вводимые понятия: гуманный, гуманитарный. гуманистический, гуманизм.
А. Грин «Победитель» (рассказ) (1 час) Цели: общие - инициировать обсуждение одного из несилоВЫХ ВИДОВ соперничества, актуального для современного школьника, - творческого соперничества; подвести школьников к осмыслению значения понятий (победитель и побежденный); рассмотреть некоторые модели поведения человека в ситуации выбора; заложить основы для предстоящего в 8-м классе обсуждения проблемы целей и средств; частные — развивать читательскую догадку (способность предвидеть ВОЗМОЖНЫЙ финал рассказа. основываясь на логике развития сюжета и особенностях характера главного героя), творческое воображение и читательскую наблюдательность школьников; умение выделять наиболее важные смысловые части произведения и понимать авторский замысел. Е. Носов «Тридцать зерен». (рассказ) (1 час) Цели: общие — обсудить проблему ответственности человека за ту линию поведения, которую он избирает, за те поступки, которые он совершает. - ответственность перед самим собой, перед обществом, перед человечеством; частные - закрепить представление о способах выражения авторской позиции; развивать умение учеников работать с многозначными словами и находить в тексте слова с символическим значением; освоение понятий гуманный, гуманитарный . Урок развития речи. Итоговая беседа по УМК Вокруг тебя — Мир... (1час) (На основе знакомства с фрагментом из книги М. Жюно «Воин без оружия», гл. ХХII) Цели: общие - подвести промежуточный итог обсуждению роли правил, ограничивающих чрезмерную жестокость людей в ситуации вооруженного конфликта; познакомить учащихся с деятельностью делегатов Международного Комитета Красного Креста по защите жертв вооруженных конфликтов; подвести итог разговору об основных направления деятельности Международного Комитета Красного Креста и основных нормах МГП; частные - развитие творческих способностей детей на основе решения речевой задачи.
Требования к уровню подготовки учащихся.
• работа по развитию логических способностей учащихся (обучение умению анализировать, сравнивать, выявлять взаимосвязи между понятиями, классифицировать. обобщать, делать вывод и т. д.): • работа по формированию системы нравственных ценностей учащихся. Усвоение понятий происходит пошагово: название предлагаемой дефиниции происходит в контексте анализа литературного текста, позволяющего далее рассматривать данное понятие как приложимое или неприложимое в связи с положительными или отрицательными поступками персонажей; выделяются признаки понятия в процессе работы над многозначной семантикой слова; дается определение понятия, основанное на существенных признаках: замеряется уровень понимания данной дефиниции учащимися и включенности ее в тезаурус школьников в ходе продуцирования ими устных и письменных высказываний на дискуссионную тему или в ходе исследовательской работы. В течение четырех лет ученики осваивают дефиниции, необходимые для понимания и обсуждения этико-правовой проблематики пособия: • гуманитарный, гуманность, гуманистический, страдание, деятельное сострадание; • правило, правила, норма, ограничение, ответственность; • цель, средства, методы, выбор; • уважение, честь, индивидуальность. личность, достоинство; • катастрофа. стихийное бедствие, конфликт, экстремальный, последствия, переосмысление. жертва. страдания, уязвимость, щадить, защита, помощь; • цивилизация, культура, культурные ценности. Существенным моментом в методике работы по УМК является опора на собственный опыт учащихся.
Учащиеся должны быть знакомы с некоторыми принципами Международного движения Красного Креста и Красного Полумесяца; систематизировать представления о международном гуманитарном праве и Международном движении Красного Креста и Красного Полумесяца, полученные учащимися в ходе роботы в 5-7 классах; частные - развивать умение самостоятельного анализа произведений с точки зрения их проблемно-тематической близости; развитие умения совершенствовать сделанные ранее самостоятельно выводы: развитие умения систематизировать понятия; развитие навыка групповой исследовательской работы: развитие навыка построения устного сообщении
Литература.
1.Учебно – методический комплекс «Вокруг тебя-Мир-…». 5-8 классы: В помощь учителю. Сборник. И.Бурж. К.Сухарев-Дериваз, В.Выборнова, Ю.Гуголев.-М.:МККК.
2. «Вокруг тебя – Мир…». Книга для ученика. 7 класс. Авт.-сост. А.Делитроз, В.Выборнова. –М.: Издательство МАИК «Наука», 1998.