Программа занятий по внеурочной деятельности "Большая тайна маленького произведения"(Основы текстологии)
Программа занятий по внеурочной деятельности "Большая тайна маленького произведения"(Основы текстологии)
Изменения, происходящие в нашем государстве, потребность в духовном возрождении общества ставят перед современной школой задачу поисков новых средств и приемов обучения и воспитания. Одной из ключевых и наиболее актуальных задач современного литературного образования является подготовка квалифицированного читателя, способного к глубоко-личностному, самостоятельному пониманию литературного произведения, обладающего эстетическим вкусом и читательской культурой. Работа по лингвистическому комментированию художественного текста, в частности произведений русской классики, может стать одним из звеньев, обеспечивающих решение этой задачи.
Язык художественной литературы принципиально отличается от разговорного языка. Решить проблему поможет лингвистический комментарий художественного текста, а именно: художественно- лингвистический анализ сказок А.С. Пушкина.
Введение курса внеурочной деятельности «Основы текстологии» не только полезно, но и необходимо.Программа рассчитана на 34 часа и предназначена для обучающихся 5 класса. Курс направлен на обучение комментированию художественного текста и формирует у обучающихся установку на интегративный подход к изучению языка и литературы в едином образовательном поле русской словесности.
Настоящая программа создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, курсов «Русская литература. 5 класс» и «Русский язык. 5 класс»/ раздел «Лексика и фразеология»/.
Данная программа не дублирует базовые. Она позволяет не только актуализировать уже имеющиеся у обучающихся знания, но и систематизировать, а также значительно углубить их.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа занятий по внеурочной деятельности "Большая тайна маленького произведения"(Основы текстологии) »
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение города Калининграда лицей №18
УТВЕРЖДАЮ
по решению педагогического
совета
Директор _________________
И.А. Теличко
Приказ от «___»_______20___г.
№_______
Программа
курса по внеурочной деятельности
«Большая тайна маленького произведения. Основы текстологии»
Составитель :
Танкова Наталья Степановна,
учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
2014 – 2015 учебный год
Калининград
Раздел I. Пояснительная записка
Изменения, происходящие в нашем государстве, потребность в духовном возрождении общества ставят перед современной школой задачу поисков новых средств и приемов обучения и воспитания. Одной из ключевых и наиболее актуальных задач современного литературного образования является подготовка квалифицированного читателя, способного к глубоко-личностному, самостоятельному пониманию литературного произведения, обладающего эстетическим вкусом и читательской культурой. Работа по лингвистическому комментированию художественного текста, в частности произведений русской классики, может стать одним из звеньев, обеспечивающих решение этой задачи.
Язык художественной литературы принципиально отличается от разговорного языка. Решить проблему поможет лингвистический комментарий художественного текста, а именно: художественно- лингвистический анализ сказок А.С. Пушкина.
Введение курса внеурочной деятельности «Основы текстологии» не только полезно, но и необходимо.Программа рассчитана на 34 часа и предназначена для обучающихся 5 класса. Курс направлен на обучение комментированию художественного текста и формирует у обучающихся установку на интегративный подход к изучению языка и литературы в едином образовательном поле русской словесности.
Настоящая программа создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, курсов «Русская литература. 5 класс» и «Русский язык. 5 класс»/ раздел «Лексика и фразеология»/.
Данная программа не дублирует базовые. Она позволяет не только актуализировать уже имеющиеся у обучающихся знания, но и систематизировать, а также значительно углубить их.
Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у обучающихся умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:
-непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;
-развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
-системность организации учебно-воспитательного процесса;
-раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.
Основные цели курса:
1. Включить обучающихся в реальную деятельность, позволяющую им оценить свои потребности и возможности для обоснованного выбора профиля дальнейшего обучения.
2. Сформировать у школьников навыки лингвистического комментирования художественного текста, задействовав при этом творческие задатки личности каждого учащегося и сориентировав их на развитие исследовательских способностей.
Для реализации обозначенных целей программа предполагает решение следующих задач:
1. Доказать необходимость лингвистического комментирования текста художественных произведений для адекватного его понимания и восприятия.
2. Познакомить обучающихся теоретически и на практике со спецификой лингвистического комментирования как исследовательской деятельности.
3. Побудить учащихся к дальнейшей самостоятельной работе по лингвистическому анализу художественного текста.
4. Выработать навык вдумчивого, пытливого чтения.
Содержание программы нацелено на активное формирование у обучающихся творческого, эмоционально-заинтересованного отношения к русскому языку и литературе, служит их интеллектуальному развитию.
Программа предусматривает использование различных методов обучения: объяснительно-иллюстративного, репродуктивного, проблемного изложения, частично-поискового, исследовательского. Различны формы обучения: лекция, беседа, урок-игра, практические и лабораторные занятия, педагогическая мастерская, проектная деятельность и самостоятельная работа обучающихся.
В результате изучения курса обучающиеся смогут (на определенном уровне) освоить следующие умения и навыки:
- читать вдумчиво, не торопясь;
- выявлять в художественном тексте «языковые шумы и помехи», квалифицировать их;
- используя справочную литературу и словари, давать лингвистическое толкование этих языковых фактов;
- фиксировать, систематизировать и представлять полученные в результате самостоятельной исследовательской работы знания;
- давать комментарий художественного произведения или отрывка художественного произведения;
- сотрудничать с товарищами, работая в исследовательской группе.
В качестве формы итоговой аттестации в конце изучения курса проводится презентация проектов учащихся.
Программа реалистична с точки зрения использования учебно-методических и материально-технических средств. В школьной библиотеке имеются тексты произведений Пушкина, толковые, фразеологические словари, словари иностранных слов, учебники и учебные пособия по русскому языку, «Энциклопедия юного филолога», научно-популярная литература.
Обеспечение:
сборники сказок А.С.Пушкина; иллюстрации к сказкам, литература, репродукции картин, рисунков, фотографии по биографии А.С Пушкина; аудиозаписи классической музыки композитора Н. Римского-Корсакова, К.Сен-Санса, А. Грибоедова; методическая литература.
Раздел II. Учебно- тематическое планирование
Занятие 1. «Слово не мед».
Вводное занятие. Текст как знаковая система.
Занятие 2.
Понятие контекста : авторский и читательский
Занятие 3«Вначале было слово»
Замысел и его воплощение. Субъективные и объективные моменты в возникновении замысла. Дареный сюжет, услышанная история, реальный случай, литературное отрицание. Реальность и вымышленное . Стихия народного творчества в сказках Пушкина.
Занятие 4.
Автор, авторский стиль, авторское миропонимание.
Тема текста. Сказки А.С. Пушкина как цикл. Сказки Пушкина как азбука национального характера. Игра «Камень, брошенный в пруд». Словарная работа.
Занятие 5. «Жизнь в слове»
Основная мысль и идея текста. Роль названия сказки у Пушкина. Художественный комментарий «Сказки о попе и работнике его Балде». Авторские «нарушения» в создании положительных и отрицательных персонажей сказки (поп, попадья, Балда, чертенок). Выразительное чтение текста.
Занятие 6.«Не спроста и не спуста слово молвится»
Художественный комментарий «Сказки о попе и работнике его Балде» . Игра «Лишнее слово». Роль «сделки» в сказке». Сопоставительный анализ авторских вариантов концовки. Словарная работа.
Занятие 7.
Композиция текста. Виды композиции. Художественный комментарий «Сказки о царе Салтане». «Торги» в сказке –как выражение народного характера. Выразительное чтение текста. Словарная работа.
Занятие 8.»Бусинки на нитку»
Художественный комментарий «Сказки о царе Салтане». Составление плана к тексту. Простой и сложный план. Игра «Бином фантазии». Композиционная завершенность текста. Завязка, развитие действия, кульминация, развязка.
Занятие 9.
Художественный комментарий «Сказки о царе Салтане». Игра «Театр сказки». Жесты в сказке. Моделирование театральных сцен. «Зеркальные» встречи-сцены в сказке.
Занятие 10.
Художественный комментарий «Сказки о царе Салтане». Причины сказочных несоответствий в сказке. Игра «Что было бы, если…». Авторское присутствие в сказке. Особенности русского национального характера.
Занятие 11. «Слово-зерцало мысли»
Художественный комментарий «Сказки о рыбаке и рыбке». Повествование.Игра «Что было бы, если…» «Торги» в сказке –как выражение народного характера Выразительное чтение текста.
Занятие 12.
Художественный комментарий «Сказки о рыбаке и рыбке». Особенности композиции сказки. Роль «замкнутого круга» повествования. Редактирование текста. Графическое отражение в пространстве происходящего в сказке.
Занятие 13.
Художественный комментарий «Сказки о рыбаке и рыбке». Тема неравенства. «Зеркальный» образ моря в сказке. Трагизм сказки, в которой никто не умирает.» Сказка о рыбаке и рыбке» как притча.
Занятие 14.»О слово, ты прекрасно!»
Пейзаж. Пушкинский остров Буян. Игра «Чудесные страны». Описание природы. Выразительное чтение текста. Художественное редактирование.
Занятие 15.
Художественный комментарий «Сказки о мертвой царевне» Пушкинские нарушения сказочных канонов. Игра «Чудесные человечки».Русский мир в сказке.
Описание. Словарная работа. Эпитеты. Постоянные эпитеты.
Занятие 16.
Художественный комментарий «Сказки о мертвой царевне»
Художественный комментарий «Сказки о мертвой царевне»
Художественная деталь. Олицетворение. Образ зеркальца в сказке.Игра «Что было бы, если…» Словарная работа.
Занятие 18.
Самая непонятная сказка Пушкина. «Сказка о золотом петушке». Анализ пушкинского наброска «Столик с шахматной доской». «Восковые» герои сказки. Выразительное чтение текста.
Занятие 19.
Художественный комментарий «Сказки о золотом петушке». Прием сказочного отсутствия. »Сказка о золотом петушке» как «нерусская» сказка. Игра «Сказка-загадка».
Занятие 20.
Художественный комментарий «Сказки о золотом петушке».
Сравнение. Царь Салтан и царь Дадон. Игра «Фантастический анализ».
Занятие 21.«Слово ,что яблочко»
Язык художественного произведения. Пушкинские герои в гостях (сопоставительный анализ поведения героев сказок). Особенности русского национального характера.Игра «Конструирование загадки». Выразительное чтение текста.
Занятие 22.
Художественный комментарий «Сказки о золотом петушке». Игра «Загадки в сказке» . Отец и дитя. Сопоставительный анализ сказок. Редактирование текста.
Занятие 23.
Художественный комментарий «Сказки о золотом петушке».
Игра «Салат из сказок» (сказочные герои Ирвинга). Национальное самосознание . Словарная работа.
Занятие 24
Образ автора и образ рассказчика. Образ Звездочета в «Сказке о золотом петушке». Прием иконописной перспективы в сказке.
Занятие 25
Художественный комментарий «Сказки о золотом петушке». Игра «Сказка-калька». «Сказка о золотом петушке» как «зеркало» исполнения желаний.
Занятие 26.»Волшебная сила слова»
«Сказки» Пушкина как духовное завещание. Единство стиля. Игра «Выложим карты на стол». Сказки, у которых три конца.
Занятие 27
Художественный мир пушкинских сказок. Каждый получает по заслугам. Космический театр пушкинской сказки. Словесное рисование. Изготовление коллективной работы «Лукоморье»
Занятие 28. . «Что ни звук, то подарок»
Звук и смысл. Звукопись и звуковой символизм. Смыслоразличительная функция звуков. Выразительное чтение сказкок. Игры на звукоподражание «Превращения князя Гвидона».
Занятие 29 «Как слово наше отзовется»..
Работа над проектом «Здесь русский дух..» - «Сказки Пушкина как энциклопедия русской жизни»
Занятие 30.
Работа над проектом «Здесь русский дух»- «Традиции, праздники, обряды XVIII века на примере сказок А.С. Пушкина»
Занятие 31.
Работа над проектом «Здесь русский дух…»-«Одежа, головные уборы, украшения XVIII века на примере сказок А.С. Пушкина»
Занятие 32.
Работа над проектом «Здесь русский дух…» -«Строения, постройки, здания XVIII века на примере сказок А.С. Пушкина»
Занятие 33.
Защита проектов«Здесь русский дух…»
Занятие 34.
Заключительное занятие. Итоги года.
Раздел III. Содержание курса
Сказки А. С. Пушкина:
-Сказка о попе и работнике его Балде;
- Сказка о царе Салтане ;
-Сказка о рыбаке и рыбке;
- Сказка о мертвой царевне и семи богатырях;
-Сказка о золотом петушке
Раздел IV. Требования к уровню подготовки обучающихся
Работа по программе направлена на достижение следующихрезультатов:
У обучающихся будут сформированы универсальные учебные действия, а именно:
а) личностные универсальные учебные действия:
внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения; личностная саморефлексия, способность к саморазвитию («что я хочу» (цели и мотивы), «что я могу» (результаты);
б) регулятивные универсальные учебные действия:
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; определять и формулировать цель деятельности, составлять план действий по решению проблемы (задачи); учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем, решения проблем творческого и поискового характера, выполнения проекта совместно с учителем/самостоятельно; работая по составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, средства ИКТ); умение соотнести результат своей деятельности с целью и оценить его; в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев, совершенствовать критерии оценки и пользоваться ими в ходе оценки и самооценки.Понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации.
в) познавательные универсальные учебные действия:
извлекать информацию; ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания; делать предварительный отбор источников информации для поиска нового знания; добывать новые знания (информацию) из различных источников и разными способами; самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи, состоящей из нескольких шагов; перерабатывать информацию для получения необходимого результата, в том числе и для создания нового продукта ( выполнять анализ , выбирать основания для сравнения, классификации объектов, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, выстраивать логическую цепь рассуждений, относить объекты к известным понятиям); использовать информацию в проектной деятельности под руководством учителя-консультанта.
доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи; оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ; при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее; учиться подтверждать аргументы фактами; учиться критично относиться к собственному мнению; понять другие позиции (взгляды, интересы); договариваться с людьми, согласуя с ними свои интересы и взгляды, для того чтобы сделать что-то сообща; организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
Качатурин М.Г. Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках литературы. М., 1988.
Маранцман В.Г. Анализ художественного произведения и читательское восприятие школьников. — Л., 1977.
Непомнящий В. Поэзия и судьба. - М.,1987
Одинцов В.В. Лингвистические парадоксы. — М., 1988.
Пушкин А.С. Сочинения в трех томах. — М., 1985 -1987.
Родари Дж. Грамматика фантазии. – М.,2000
9.Словарь русского языка. В четырех томах. — М., 1957-1961.
10.Танкова Н.С. Добрым молодцам урок. Сказки Пушкина. Литература в школе. - 1999. - № 2. - С. 51.
11. Шанский Н.М. Художественный текст под лингвистическим микроскопом. — М., 1986.
Календарно-тематическое планирование
№
Тема
Дата
Виды деятельности
1
Вводное занятие. Текст как знаковая система.
Аналитическая беседа
2
Понятие контекста : авторский и читательский
Аналитическая беседа
3
«Вначале было слово»
Замысел и его воплощение. Субъективные и объективные моменты в возникновении замысла. Дареный сюжет, услышанная история, реальный случай, литературное отрицание. Реальность и вымышленное . Стихия народного творчества в сказках Пушкина.
Исследовательская работа
4
Автор, авторский стиль, авторское миропонимание. Тема текста. Сказки А.С. Пушкина как цикл. Сказки Пушкина как азбука национального характера.
Игра «Камень, брошенный в пруд». Словарная работа
5
«Жизнь в слове»
Основная мысль и идея текста. Роль названия сказки у Пушкина. Художественный комментарий «Сказки о попе и работнике его Балде». Авторские «нарушения» в создании положительных и отрицательных персонажей сказки (поп, попадья, Балда, чертенок).
Художественный комментарий текста. Выразительное чтение текста.
6
«Не спроста и не спуста слово молвится»
Художественный комментарий «Сказки о попе и работнике его Балде» Роль «сделки» в сказке».
. Игра «Лишнее слово». Сопоставительный анализ авторских вариантов концовки. Словарная работа.
7
Композиция текста. Виды композиции. Художественный комментарий «Сказки о царе Салтане». «Торги» в сказке –как выражение народного характера.
Выразительное чтение текста. Словарная работа.
8
«Бусинки на нитку»
Художественный комментарий «Сказки о царе Салтане». Составление плана к тексту. Простой и сложный план. Композиционная завершенность текста. Завязка, развитие действия, кульминация, развязка.
Художественный комментарий текста. Составление плана
Игра «Бином фантазии».
9
Художественный комментарий «Сказки о царе Салтане». Игра «Театр сказки». Жесты в сказке. «Зеркальные» встречи-сцены в сказке.
Художественный комментарий текста
Моделирование театральных сцен.
10
Художественный комментарий «Сказки о царе Салтане». Причины сказочных несоответствий в сказке Авторское присутствие в сказке. Особенности русского национального характера.
Художественный комментарий текста
. Игра «Что было бы, если…».
11
«Слово-зерцало мысли»
Художественный комментарий «Сказки о рыбаке и рыбке». Повествование.Игра «Что было бы, если…» «Торги» в сказке –как выражение народного характера Выразительное чтение текста
Художественный комментарий текста
Выразительное чтение текста
12
Художественный комментарий «Сказки о рыбаке и рыбке». Особенности композиции сказки. Роль «замкнутого круга» повествования. Редактирование текста. Графическое отражение в пространстве происходящего в сказке.
Художественный комментарий текста
. Редактирование текста.
Исследовательская работа
13
Художественный комментарий «Сказки о рыбаке и рыбке». Тема неравенства. «Зеркальный» образ моря в сказке. Трагизм сказки, в которой никто не умирает.» Сказка о рыбаке и рыбке» как притча.
Художественный комментарий текста
14
«О слово, ты прекрасно!»
Пейзаж. Пушкинский остров Буян. Игра «Чудесные страны». Описание природы.
Художественный комментарий «Сказки о мертвой царевне» Пушкинские нарушения сказочных канонов Русский мир в сказке.
Описание. Словарная работа. Эпитеты. Постоянные эпитеты.
Художественный комментарий текста
. Игра «Чудесные человечки».
16
Художественный комментарий «Сказки о мертвой царевне» Антитеза. Пушкинское наказание отрицательных героев.
Художественный комментарий текста
Игра «Сказка наизнанку». Редактирование текста
17
.» Точка, точка, запятая»
Художественный комментарий «Сказки о мертвой царевне» Художественная деталь. Олицетворение. Образ зеркальца в сказке.
Игра «Что было бы, если…» Словарная работа
18
Самая непонятная сказка Пушкина. «Сказка о золотом петушке». Анализ пушкинского наброска«Столик с шахматной доской». «Восковые» героисказки.
Художественный комментарий текста
Сопоставительный анализ
Выразительное чтение текста
19
Художественный комментарий «Сказки о золотом петушке». Прием сказочного отсутствия. »Сказка о золотом петушке» как «нерусская» сказка.
Художественный комментарий текста
Игра «Сказка- загадка».
20
Художественный комментарий «Сказки о золотом петушке». Сравнение. Царь Салтан и царь Дадон.
Художественный комментарий текста
Игра «Фантастический анализ».
21
«Слово ,что яблочко»
Язык художественного произведения. Пушкинские герои в гостях (сопоставительный анализ поведения героев сказок). Особенности русского национального характера.
Художественный комментарий текста
Игра «Конструирование загадки». Выразительное чтение текста.
22
Художественный комментарий «Сказки о золотом петушке Отец и дитя. Сопоставительный анализ сказок.
Художественный комментарий текста
Игра «Загадки в сказке» .
Редактирование текста.
23
Художественный комментарий «Сказки о золотом петушке».. Национальное самосознание .
Художественный комментарий текста
Игра «Салат из сказок» (сказочные герои Ирвинга)
24
Образ автора и образ рассказчика. Образ Звездочета в «Сказке о золотом петушке». Прием иконописной перспективы в сказке.
Художественный комментарий текста
Исследовательская работа
25
Художественный комментарий «Сказки о золотом петушке «Сказка о золотом петушке» как «зеркало» исполнения желаний.
Художественный комментарий текста
Игра «Сказка-калька».
26
»Волшебная сила слова»
«Сказки» Пушкина как духовное завещание. Единство стиля Сказки, у которых три конца.
Художественный комментарий текста
Игра «Выложим карты на стол».
27
Художественный мир пушкинских сказок. Каждый получает по заслугам. Космический театр пушкинской сказки.
Словесное рисование. Изготовление коллективной работы «Лукоморье»
28
«Что ни звук, то подарок»
Звук и смысл. Звукопись и звуковой символизм. Смыслоразличительная функция звуков».
. Выразительное чтение сказкок. Игры на звукоподражание «Превращения князя Гвидона
29
«Как слово наше отзовется»..
Работа над проектом «Здесь русский дух..» - «Сказки Пушкина как энциклопедия русской жизни»
Проектно-исследовательская деятельность
30
Работа над проектом «Здесь русский дух»- «Традиции, праздники, обряды XVIII века на примере сказок А.С. Пушкина»
Проектно-исследовательская деятельность
31
Работа над проектом «Здесь русский дух…»-«Одежа, головные уборы, украшения XVIII века на примере сказок А.С. Пушкина»
Проектно-исследовательская деятельность
32
Работа над проектом «Здесь русский дух…» -«Строения, постройки, здания XVIII века на примере сказок А.С. Пушкина»